В соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемые Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на офицальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Исекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
__________________ Дуйсенова Т.К.
13 апреля 2015 года
Утверждены приказом Министра по инвестиции и развитию Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 308 |
Правила
организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-37) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) авиационный учебный центр - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;
2) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченная организация) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;
3) особо важные полеты - статус, присваиваемый уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами полетам воздушных судов, а также маршрутам (рейсам) их следования при воздушных перевозках охраняемых лиц Республики Казахстан;
4) член кабинного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, которое в интересах безопасности и в целях обслуживания пассажиров и (или) перевозки грузов выполняет обязанности на борту воздушного судна, поручаемые ему эксплуатантом или командиром воздушного судна, но не являющийся членом летного экипажа;
5) опасные грузы - изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов, предназначенных для перевозки на гражданских воздушных судах, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 79 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6805), в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
6) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
7) член летного экипажа - лицо, относящееся к авиационному персоналу, имеющее действующее свидетельство авиационного персонала, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени;
8) руководство по производству полетов – документ, содержащий правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказами и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 17.09.2015 № 930 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).2. Порядок организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан
3. Бортпроводник является членом кабинного экипажа воздушного судна, функции и задачи которого определяются эксплуатантом с учетом объемов и специфики выполняемых работ и отражаются в Руководстве по производству полетов.
4. Для выполнения бортпроводниками своих обязанностей эксплуатант организует:
1) подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников;
2) допуск бортпроводников к самостоятельной работе;
3) предварительную и предполетную подготовку бортпроводников;
4) обслуживание пассажиров на борту воздушного судна;
5) проверку практической работы в полете;
6) послеполетные разборы;
7) контроль организации работы бортпроводников.
5. Эксплуатант за счет собственных средств организует подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня бортпроводников в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
Первоначальная подготовка бортпроводников проводится в авиационных учебных центрах.
Переподготовка бортпроводников на другой тип воздушного судна проводится в целях получения профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения функциональных обязанностей на новом типе воздушного судна с учетом его особенностей.
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 27.06.2017 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Для работы на международных воздушных линиях эксплуатант обеспечивает прохождение бортпроводниками соответствующей подготовки по программам, согласованным уполномоченной организацией.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).7. В целях поддержания профессионального уровня бортпроводники-инструкторы, бортпроводники-экзаменаторы проходят один раз в три года курсы повышения квалификации в авиационных учебных центрах гражданской авиации.
Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 27.06.2017 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Эксплуатант обеспечивает выполнение программ подготовки и переподготовки бортпроводников, согласованных уполномоченной организацией, в том числе по авиационной безопасности.
Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).9. Эксплуатант ежегодно организует и проводит периодическую тренировку бортпроводников, включающую отработку действий каждого бортпроводника в аварийных ситуациях при вынужденной посадке воздушного судна и процедур безопасной эксплуатации его оборудования по программам, разработанным и утвержденным эксплуатантом и согласованным уполномоченной организацией.
Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).10. Допуск бортпроводников к самостоятельной работе на борту воздушного судна организует и осуществляет эксплуатант после прохождения стажировки на воздушном судне и решения должностного лица, проводившего стажировку, о возможности допуска к самостоятельной работе.
11. Бортпроводники допускаются к полетам при наличии медицинского заключения, выдаваемого согласно Правилам медицинского освидетельствования и осмотра в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 5 июня 2017 года № 324 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 15325), и личной медицинской книжки по форме, согласно Правилам выдачи, учета и ведения личных медицинских книжек, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-196/2020 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21652).
Сноска. Пункт 11 – в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 31.01.2023 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. Допуск бортпроводников к перевозке опасных грузов осуществляется после прохождения ими необходимой подготовки в авиационных учебных центрах гражданской авиации согласно требованиям Правил перевозки опасных грузов по воздуху на гражданских воздушных судах, утверждаемым уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Закона.
Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 27.06.2017 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Бортпроводник допускается к полетам на воздушных судах не более трех типов. Выполнение полетов на четвертом типе ВС допускается уполномоченной организацией, если на двух из типов ВС аварийно-спасательное оборудование, стандартные и аварийные процедуры с учетом типа ВС похожи, а также стандартные и аварийные процедуры без учета типа ВС идентичны.
Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).14. Допуск бортпроводников к работе на борту воздушного судна после перерыва в полетах осуществляется эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченной организацией.
Сноска. Пункт 14 – в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 31.01.2023 № 63 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. В целях повышения уровня безопасности полетов эксплуатант организует и проводит с бортпроводниками предварительную и предполетную подготовку.
Предварительная подготовка является основным видом подготовки бортпроводников к полету и проводится эксплуатантом:
при прохождении бортпроводниками программы стажировки на борту воздушного судна;
после перерыва в полетах более одного месяца;
перед выполнением регулярных полетов - один раз в шесть месяцев;
перед выполнением особо важных полетов;
перед выполнением специальных рейсов;
перед первым рейсом по новому маршруту;
перед выполнением заказных и чартерных рейсов.
16. Предварительная подготовка включает изучение и усвоение бортпроводниками всех выполняемых ими рабочих процедур в предстоящем полете. Содержание и объем предварительной подготовки определяется эксплуатантом.
Предварительная подготовка бортпроводников завершается контролем готовности бортпроводников к выполнению полетов в порядке, определяемом эксплуатантом.
17. Перед каждым полетом проводится предполетная подготовка. Предполетная подготовка является заключительным этапом предварительной подготовки бортпроводников к полету, в процессе которой производится решение вопросов, возникающих непосредственно перед вылетом воздушного судна, которые не были изучены во время предварительной подготовки.
Технология предполетной подготовки разрабатывается и утверждается эксплуатантом с учетом типа воздушного судна и количества бортпроводников, согласовывается со смежными службами, участвующими в технологических процессах деятельности бортпроводников по подготовке к полету.
18. Обслуживание пассажиров на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с технологией сервиса, разрабатываемой и утверждаемой эксплуатантом с учетом:
1) типа воздушного судна;
2) количества бортпроводников;
3) классов обслуживания;
4) видов предоставляемых услуг;
5) времени полета.
19. В целях обслуживания бортпроводниками пассажиров на борту воздушного судна эксплуатант организует:
1) соответствующий уровень комфорта, создаваемый на борту воздушного судна в соответствии с потребностями пассажиров;
2) предоставление пассажирам обязательного ассортимента услуг;
3) постоянный контроль за соблюдением пассажирами правил поведения на борту воздушного судна;
4) строгое соблюдение сроков годности продуктов, предназначенных для питания пассажиров.
20. Проверка практической работы бортпроводников в полете организуется и проводится эксплуатантом по программам, согласованным уполномоченной организацией, в целях:
1) получения допуска к самостоятельной работе на борту воздушного судна;
2) получения допуска к работе на борту воздушного судна после перерыва в летной деятельности от шести до двенадцати месяцев месяцев;
3) получения допуска к работе на борту воздушного судна после перерыва в летной деятельности более одного года и до пяти лет;
4) получения допуска к работе на борту воздушного судна после перерыва в летной деятельности более пяти лет;
5) определения или подтверждения квалификации по специальности.
Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 27.06.2019 № 442 (вводится в действие с 01.08.2019).21. Проверка практической работы бортпроводников осуществляется в следующие сроки:
1) независимо от квалификации - не реже одного раза в шесть месяцев в течение первого года работы на данном типе воздушного судна;
2) независимо от квалификации, со стажем более одного года работы - не реже одного раза в год.
22. Результаты проверки практической работы заносятся в летные книжки и являются действительными:
1) в течение одного года для бортпроводников (независимо от квалификации – бортпроводник, старший бортпроводник, бортпроводник - инструктор);
2) в течение трех месяцев для бортпроводников в течение первого года самостоятельной работы после переподготовки на новый тип воздушного судна.
Сноска. Пункт 22 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 27.06.2017 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).23. Послеполетные разборы бортпроводников организуются эксплуатантом и проводятся при необходимости после полета с целью выявления и недопущения недостатков в работе бортпроводников:
1) в составе кабинного экипажа (при необходимости с участием членов летного экипажа);
2) в составе летного экипажа с участием бортпроводника (на воздушном судне, где при выполнении полетов предусмотрен один бортпроводник).
24. Эксплуатант организует и проводит ежемесячные разборы с бортпроводниками с целью систематизирования информации о выполненной работе, ее организации и выработке плана мероприятий на последующий месяц.
25. Контроль организации работы бортпроводников осуществляется эксплуатантом в целях выполнения требований Руководства по производству полетов эксплуатанта и настоящих Правил.
26. Контроль предусматривает проведение регулярных проверок организации работы бортпроводников эксплуатантом, направленных на достижение желаемых результатов в области безопасности полетов, авиационной безопасности и повышения качества обслуживания пассажиров на борту воздушного судна.
Контролю подлежат:
планирование работы (полетов) бортпроводников;
профессиональная подготовка и допуск к работе.