Об утверждении недискриминационной методики расчета предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 43. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 февраля 2015 года № 10354.

Обновленный

      Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую недискриминационную методику расчета предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий.

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Жумангарин С.М.) обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Е. Досаев


  Утверждена
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 26 января 2015 года № 43

Недискриминационная методика расчета предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий

      Сноска. Заголовок в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


1. Общие положения

      1. Настоящая недискриминационная методика расчета предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий (далее – Методика) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях".

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Методика определяет механизм расчета предельного уровня тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии (далее - Субъект).

      3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

      контролируемые затраты - расходы, понесенные Субъектом на приобретение регулируемых услуг (товаров, работ) у субъектов естественной монополии и необходимые для оказания регулируемой услуги (товара, работы), на которую утверждается предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора);

      неконтролируемые затраты - расходы, понесенные Субъектом на приобретение услуг (товаров, работ), предоставляемых на конкурентном рынке и необходимые для оказания регулируемой услуги (товара, работы), на которую утверждается предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора);

      прогнозируемый тарифный доход - доход Субъекта от оказания регулируемой услуги (товара, работы), на которую установлен предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора), в каждом годе периода тарифного контроля;

      компетентный орган - государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления и/или исполнительный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

      допустимый уровень прибыли - прибыль (чистый доход), входящая в состав тарифа (цены, ставки сбора), которую Субъект имеет право получить для эффективного функционирования по предоставлению регулируемой услуги (работы, товара);

      период тарифного контроля - долгосрочный период, принимаемый для расчета предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора) Субъекта с учетом обязательств Субъекта по реализации согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проекта) с момента действия предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора);

      предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) - максимальная величина тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемую услугу (товар, работу) Субъекта, утверждаемая на долгосрочный период.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящей Методике применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. Формирование затрат, принимаемых в расчете предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора), осуществляется в соответствии с требованиями Особого порядка формирования затрат, применяемым при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий (далее - Особый порядок), утвержденного приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года № 130-ОД, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8480.

2. Расчет предельного уровня тарифа (цены, ставки сбора)

      5. Предельный уровень тарифа (цены, ставки сбора) на период тарифного контроля определяется по формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      n - среднесрочный или долгосрочный период, годы;


ПТДi - сумма прогнозируемых тарифных доходов на каждый год периода тарифного контроля, тенге;

ПОУi - сумма прогнозируемых объемов регулируемой услуги (товара, работы) на каждый год периода тарифного контроля, в натуральном выражении.

      6. В период тарифного контроля допускается утверждение предельных уровней тарифов (цены, ставки сбора) на каждый год и определяется по формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год:

      ПТДi - прогнозируемый тарифный доход на каждый год периода тарифного контроля, тенге;

      ПОУi - прогнозируемый объем регулируемой услуги (товара, работы) на каждый год периода тарифного контроля, в натуральном выражении.

3. Расчет прогнозируемых тарифных доходов

      7. Прогнозируемые тарифные доходы на каждый год периода тарифного контроля определяются по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      Ci - себестоимость регулируемых услуг (товаров, работ) в i годе, тенге;

      ДУПi - допустимый уровень прибыли в i годе, тенге.

      8. Себестоимость регулируемой услуги (товара, работы) в i годе определяется по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      ОИi - объективные издержки в i годе, связанные с реализацией инвестиционной программы, к которым относятся расходы на выплату вознаграждений, затраты на оформление заемных средств, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, налоговые платежи, тенге;

      KЗi - контролируемые затраты в i годе, тенге;

      HЗi - неконтролируемые затраты в i годе, тенге;

      Зi - все остальные затраты в i годе, тенге.

      9. Контролируемые затраты на каждый год периода тарифного контроля определяются исходя из прогноза предельного роста тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) на среднесрочный период, с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция), утвержденного в установленном законодательством Республики Казахстан порядке и рассчитываются по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      m - виды регулируемых услуг (товаров, работ) Субъектов;

      Tmi - тариф (цена, ставка сбора) на потребляемую Субъектом m-ую регулируемую услугу (товар, работу) Субъектов, принятый для расчета прогнозируемого тарифного дохода в i годе, тенге;

      Vmi - объем потребления Субъектом m-ой регулируемой услуги (товаров, работ) субъектов естественной монополии в i годе, в натуральном выражении.

      10. Тариф (цена, ставка сбора) на потребляемую Субъектом m-ую регулируемую услугу (товар, работу) Субъектов, принятый для расчета прогнозируемого тарифного дохода в i годе, определяется по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      Tml - тариф (цена, ставка сбора) на потребляемую Субъектом m-ую регулируемую услугу (товар, работу) субъектов естественной монополии, принятый для расчета тарифного дохода на первый год периода тарифного контроля, тенге;

      ИПР2,3..i. - индексы предельного роста тарифов (цен, ставок сборов) на потребляемые Субъектом регулируемые услуги (товары, работы) Субъектов на каждый год периода тарифного контроля, предусмотренные в прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).

      Сноска. В пункт 10 внесены изменения в текст на казахском языке, текст на русском языке не изменяется в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Неконтролируемые затраты на каждый год периода тарифного контроля определяются исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).

      и рассчитывается по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      k - виды услуг (товаров, работ) на конкурентном рынке;

      Цki - стоимость потребляемой Субъектом k-ой услуги (товара, работы), принятой для расчета прогнозируемого тарифного дохода в i годе, определенная на основе заключенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан договоров Субъектом на приобретение услуг (товаров, работ), необходимых ему для предоставления регулируемой услуги (товаров, работ), тенге;

      Vki - объем потребления Субъектом k-ой услуги (товара, работы) в натуральном выражении.

      12. Стоимость k-ой услуги (товара, работы), принятой для расчета прогнозируемого тарифного дохода в i годе, определяется по следующей формуле:



      где:

      Цkl - стоимость k-ой услуги (товара, работы), принятой для расчета на первый год периода тарифного контроля, тенге;

      ИПЦ 2,3..i - индексы потребительских цен на годы периода тарифного контроля, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция).

      13. Все остальные затраты Субъекта на каждый год периода тарифного контроля определяются по следующей формуле:



      где:

      Зl - затраты, принятые для расчета тарифного дохода на первый год периода тарифного контроля, тенге.

      14. Определение контролируемых и неконтролируемых затрат на неохваченные прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция) годы среднесрочного или долгосрочного периода осуществляется на основе прогнозов последнего года социально-экономического развития Республики Казахстан (инфляция), индексов потребительских цен и индексов предельного роста тарифов (цен, ставок сборов).

      15. Прогнозируемые объемы предоставления регулируемой услуги (товара, работы) на долгосрочный период подтверждаются компетентным органом.

      16. Объективные издержки при формировании прогнозируемых тарифных доходов учитываются в полном объеме.

      17. Тариф (цена, ставка сбора) на потребляемую Субъектом m-ую регулируемую услугу (товар, работу) Субъектов (Tml), стоимость потребляемой Субъектом k-ой услуги (товара, работы) (Цkl) и затраты (Зl), принятые для расчета тарифного дохода на первый год периода тарифного контроля, определяются в соответствии с подпунктом 17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях".

      Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 11.07.2017 № 276 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. Расчет допустимого уровня прибыли

      18. Допустимый уровень прибыли на каждый год периода тарифного контроля рассчитывается по следующей формуле:



      где:

      i - год периода тарифного контроля, год;

      СПi - ставка прибыли на регулируемую базу задействованных активов;

      PБЗAi - регулируемая база задействованных активов, тенге.

      19. Регулируемая база задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности определяется в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа по расчету ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов субъектами естественной монополии, утвержденными ведомством уполномоченного органа.

      20. Основные средства и нематериальные активы производственного назначения не включаются в состав регулируемой базы задействованных активов в случае их консервации или нахождения более одного года в ремонте, на техническом перевооружении (реконструкции), в аренде и иных случаях длительного незадействования.

      Регулируемая база задействованных активов рассчитывается с учетом выбытия из эксплуатации и ввода в эксплуатацию долгосрочных активов в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой в каждом годе периода тарифного контроля.

      Сноска. В пункт 20 внесены изменения в текст на казахском языке, текст на русском языке не изменяется в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).