В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Министр
генерал-лейтенант полиции К. Касымов
«СОГЛАСОВАН»:
И.о. министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
___________ Ж. Касымбек
26 декабря 2014 года
Приложение 1
к приказу Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от 18 декабря 2014 года № 911
Правила
проведения профилактических работ по пожарной безопасности и
ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» (далее – Закон о гражданской защите).
2. Правила определяют порядок организации и осуществления профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте негосударственной противопожарной службы на железнодорожном транспорте (далее - НГПС).
2. Порядок проведения профилактических работ по пожарной
безопасности на железнодорожном транспорте
3. Должностными лицами НГПС, осуществляющими профилактическую работу по пожарной безопасности, являются:
1) начальник НГПС - главный инспектор НГПС;
2) заместитель начальника НГПС - старший инспектор НГПС;
3) главные специалисты, специалисты НГПС - инспектор НГПС;
4) начальник НГПС в пределах отделения дороги - главный инспектор НГПС в пределах отделения дороги;
5) заместитель начальника НГПС в пределах отделения дороги - старший инспектор НГПС в пределах отделения дороги;
6) старший инструктор, инструктор по пожарной профилактике НГПС, начальник пожарного поезда и его заместитель, начальник караула (отделения) пожарного поезда или поста (в пределах границ обслуживания) в пределах отделения дороги - инспектор НГПС в пределах отделения дороги.
4. В своей деятельности должностные лица НГПС руководствуются Законом о гражданской защите, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области пожарной безопасности, а также настоящими Правилами.
5. Общее руководство и контроль за организацией профилактической работы по пожарной безопасности на стационарных объектах и подвижном составе организаций железнодорожного транспорта (далее - объект), осуществляет начальник НГПС.
6. Руководство и контроль за организацией и проведением профилактической работы по пожарной безопасности НГПС в пределах отделения дороги осуществляет начальник НГПС в пределах отделения дороги.
7. В организациях железнодорожного транспорта, приказом руководителя организации создаются пожарно-технические комиссии (далее - ПТК) и добровольные противопожарные формирования (далее - ДПФ).
Должностные лица НГПС при организации и осуществлении профилактических работ по пожарной безопасности на железнодорожном транспорте взаимодействуют с ПТК, ДПФ объектов и органами государственной противопожарной службы.
8. Не допускается привлечение работников НГПС на выполнение не свойственных работ и функций.
9. Непосредственное руководство профилактической работой по пожарной безопасности, ее планированием, анализом пожаров и противопожарного состояния объектов осуществляется начальником НГПС, в пределах отделения дороги - начальником НГПС соответствующего отделения дороги.
10. За начальствующим составом НГПС для осуществления профилактической работы по пожарной безопасности закрепляются наиболее опасные в пожарном отношении объекты по перечню, утвержденному начальником НГПС.
11. Должностные лица НГПС, осуществляющие профилактическую работу по пожарной безопасности, изучают специфику обслуживаемых объектов, анализируют причины пожаров, состояние пожарной безопасности объектов и степень выполнения предложенных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в том числе и государственных инспекторов по контролю в области пожарной безопасности, разрабатывают мероприятия по снижению их пожарной опасности, поддерживают связь с руководителями объектов, ПТК с целью совместного проведения мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.
12. Организация и планирование профилактической работы по пожарной безопасности осуществляется НГПС и его подразделениями.
13. НГПС разрабатывают следующие планы работ:
1) НГПС - годовой план профилактических мероприятий по пожарной безопасности;
2) подразделения НГПС – квартальные (на отделениях дорог) и месячные (для инспекторов НГПС на отделениях дорог) планы профилактических мероприятий по пожарной безопасности.
14. План работы инспекторов НГПС разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, состояния пожарной безопасности на объектах, с учетом решения перспективных и текущих вопросов оперативно-служебной деятельности.
15. Планы работы НГПС утверждаются курирующим руководителем, планы работ подразделений НГПС на отделениях дорог - начальником НГПС соответствующих отделений дорог, индивидуальные планы работ начальников пожарных поездов, инспекторов НГПС - начальником НГПС соответствующего отделения дороги.
16. Месячный план работы является основным документом личного планирования профилактических мероприятий по пожарной безопасности, в котором указываются организационно-профилактические мероприятия, поименно все объекты, которые планируются обследовать, а также предусматривается резерв времени, необходимый для выполнения внеплановых работ и поручений. Месячные планы работ регистрируются в дневнике учета профилактической работы по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
17. Организационно-профилактические мероприятия проводятся на основе Правил обучения работников организаций и населения мерам пожарной безопасности и требования к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности, утвержденных приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 276, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9510.
18. Проверки объектов на предмет соблюдения требований пожарной безопасности планируется равномерно в течение года с учетом местных условий и пожарной опасности объектов.
19. Начальник НГПС систематически контролирует выполнение планов, делая в них отметки. В случае невыполнения отдельных мероприятий ежеквартально составляется справка о причинах их невыполнения, в которой отражается проведенная работа, предусмотренная планом.
20. Должностные лица НГПС перед проведением обследования руководителю объекта представляют служебное удостоверение и задание на проведение пожарно-технического обследования объекта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, утвержденное начальником НГПС.
21. Виды пожарно-технического обследования:
1) детальное – осуществление обследования выполнения на объекте комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
2) контрольное – обследования степени выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, предложенных НГПС по итогам детального обследования, а также государственных инспекторов по контролю в области пожарной безопасности;
3) целевое (оперативное) – обследование осуществляемое по указанию руководства НГПС с целью выборочного обследования противопожарного состояния объектов, с учетом сезонности, обстановки с пожарами, режима работы объекта.
22. Обследование пассажирских поездов на предмет соблюдения требований пожарной безопасности проводится в пунктах формирования и оборотных станциях отправления пассажирских поездов. Обследование пассажирских поездов в пути следования осуществляется по графику, утвержденному начальником подразделения НГПС с участием начальника поезда и поездного электромеханика. Результаты проведенной работы отражаются в рейсовом журнале за подписью проверяющего лица, начальника и электромеханика поезда.
23. Обследование локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, электроподвижного состава и рефрижераторных секций (поездов) в депо приписки осуществляется по графикам, утвержденным руководителями НГПС.
24. Подвижной состав железнодорожного транспорта сторонних организаций для допуска работы на магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан предъявляются комиссионному обследованию для установления соответствия нормам пожарной безопасности.
25. Обследование объектов осуществляются не менее двух раз в год, а именно детальные обследования объектов проводятся в ходе весенних комиссионных осмотров хозяйств, контрольные в ходе весенних комиссионных осмотров хозяйств.
Обследование жилых домов, находящихся на балансе железнодорожных организаций проводятся один раз в год.
26. Должностному лицу НГПС необходимо известить в письменном виде администрацию объекта о начале проведения детальной или контрольного обследования не менее чем за 10 календарных дней до начала самого обследования с указанием сроков проведения.
27. Обследование объектов на предмет соблюдения требований пожарной безопасности проводится теми должностными лицами или лицом указанных в задание на проведение пожарно-технического обследования. Обследование проводится при участии руководителя объекта или выделенных им представителей администрации объекта, к обследованию привлекаются специалисты объекта (технологи, энергетики), члены ПТК и начальник ДПФ.
28. Руководители объектов, либо их уполномоченные представители в случае получения уведомления о предстоящем обследовании, находятся на месте нахождения проверяемого объекта в назначенные сроки проверки, а также обеспечивают доступ должностных лиц НГПС на территорию и в помещения объекта.
29. При проведении обследования объекта на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, рассматриваются следующие вопросы:
1) деятельность руководителя объекта и ответственных лиц по обеспечению пожарной безопасности, наличие приказов, распоряжений и инструкций по вопросам обеспечения пожарной безопасности, организация эксплуатации установок пожарной автоматики, наличие заявок на финансирование для обеспечения пожарной безопасности объекта и приобретение пожарного оборудования, включение противопожарных мероприятий в перспективные планы, в производственно-финансовые планы, соблюдение правил оформления и ведения огневых работ, организация и качество профилактической работы ПТК, боеготовность ДПФ, порядок проведения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума с рабочими и служащими, знание работниками объекта обязанностей и действий на случай возникновения пожара;
2) соблюдение требований пожарной безопасности;
3) степень выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
4) обеспечение безопасности людей и сохранности имущества в случае возникновения пожара (наличие и исправное состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и работоспособность систем обнаружения и тушения пожаров, оповещения, наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, противодымной защиты);
5) исправное состояние систем вентиляции, отопления, энергоснабжения.
30. По итогам детального и целевого (оперативного) обследования должностным лицом НГПС в двух экземплярах составляется акт пожарно-технического обследования по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, устанавливаются должностным лицом НГПС по согласованию с руководителем объекта.
31. По итогам контрольного обследования в акте пожарно-технического обследования делается отметка об исполнении предложенных по итогам детального или целевого обследования мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Результаты контрольного обследования оформляются актом пожарно-технического обследования, в котором фиксируются не устраненные и вновь выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
32. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам обследования руководитель объекта либо его представитель излагают их в письменном виде.
Замечания и (или) возражения прилагаются к акту пожарно-технического обследования, о чем делается соответствующая отметка.
33. Один экземпляр акта пожарно-технического обследования, вручается руководителю объекта либо его представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Акт пожарно-технического обследования вручается руководителю объекта в течении 5 рабочих дней.
34. Руководители объектов при не согласии с результатами обследования, обжалуют их в вышестоящее подразделение НГПС.
35. Учет объектов ведется в журнале учета объектов по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, должностными лицами НГПС по участкам обслуживания.
36. На каждый объект, закрепленным должностным работником НГПС, ведется контрольно-наблюдательное дело, в котором хранятся техническая характеристика объекта, предписания, задания на проведение пожарно-технического обследования объекта, акты пожарно-технического обследования, списки членов ДПФ, приказы руководителей объекта и другие документы, составленные при проведении профилактических работ по пожарной безопасности по объекту.
37. Должностные лица НГПС вносят руководству железнодорожных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников и ответственных лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
3. Порядок ликвидации последствий пожаров
на железнодорожном транспорте
38. Мероприятия по ликвидации последствий пожара на железнодорожном транспорте (далее – ликвидация пожара) организуются в соответствии с планами пожаротушения и привлечения сил и средств территориальных аварийно-спасательных служб.
39. Порядок привлечения сил и средств объектов железнодорожного транспорта, а также других специальных служб и формирований к ликвидации пожаров на подведомственных территориях, определяется соответствующими инструкциями по взаимодействию.
40. Работы по ликвидации пожаров должны соответствовать основам тактики пожаротушения на объектах железнодорожного транспорта и быть направлены на:
1) обеспечение организации мероприятий по спасению и эвакуации людей и пассажиров, а также населения из опасной зоны;
2) эвакуации подвижных составов и грузов;
3) мобилизации необходимых материально-технических ресурсов организаций;
6) тушение взрывопожароопасных объектов и участков;
7) тушение и охлаждение цистерн и вагонов с опасными грузами, предотвращения взрывов, во избежание утечки и разлива жидкостей и развития пожара на соседние вагоны, здания и сооружения;
8) прекращения или приостановления работы объекта;
9) введение ограничения (карантина) на передвижение людей и грузов;
10) проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также обеспечение общественного порядка и охраны объектов.
41. Руководство ликвидацией пожаров возлагается:
1) на станциях – на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных станции;
2) на перегонах (в пути следования) – на машинистов грузовых и дизель-электропоездов, машинистов ведущего локомотива тяжеловесных составов, начальников пассажирских поездов, начальников секции рефрижераторных поездов, лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
3) на предприятиях и организациях – на руководителя предприятия или его заместителей.
42. При возникновении крупных пожаров на объектах железнодорожного транспорта при организациях, на которых произошел пожар, создается оперативный штаб. Обеспечение работы штаба возлагается на первого руководителя организации железнодорожного транспорта и отделений дорог.
43. Границы опасной зоны определяются руководителем ликвидации пожара и штаба работ в установленном законодательством порядке.
44. Для оперативной ликвидации последствий аварии или пожара, связанных со сходом железнодорожного подвижного состава с рельс, на восстановление движения поездов по железной дороге предусматривается одновременный выезд к месту аварии (пожара) пожарного и восстановительного поездов.
45. Своевременное отправление, передвижение и доставку пожарных поездов к месту происшествия обеспечивается руководителем отделения дороги.
Вызов, отправление и продвижение пожарных поездов и других подразделений НГПС к месту пожара осуществляется в кратчайшие сроки и определяется в порядке установленном организацией железнодорожного транспорта, но не более 15 минут.
46. После тушения пожара организации железнодорожного транспорта осуществляют мероприятия, направленные на ликвидацию последствий пожара, восстановление движения поездов, организацию работы прерванного технологического процесса производства (обеспечение электроэнергией и связью, ремонт железнодорожного пути и устройств энергоснабжения, связи).
47. Железнодорожный подвижной состав, пожарная и вспомогательная техника, пожарно-техническое оборудование и снаряжение, использованное при ликвидации пожара, связанных с опасными грузами, по окончанию работ подвергается промывке и обеззараживанию.
48. Пожарные поезда и привлеченная техника после ликвидации пожара направляются на заправку водой цистерн, проверяется их техническое состояние и выставляется на место дислокации.
49. Руководители организаций организовывают обучение работников методам защиты и действиям при возникновении и ликвидации последствий пожаров в составе невоенизированных формирований.
Приложение 1
к Правилам проведения
профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий
пожаров на железнодорожном транспорте
форма
Дневник учета профилактической работы
_______________________________________________________________
(Ф.И.О работника НГПС, наименование и адрес подразделения НГПС)
_______________________________________________
на________ месяц 20___ г
№ |
Дата |
Наименование объекта |
Наименование мероприятий |
Штемпель станции и роспись |
Инспектор__________________
(Ф.И.О)
подпись__________________
Приложение 2
к Правилам проведения
профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий
пожаров на железнодорожном транспорте
форма
Наименование подразделения отраслевой противопожарной службы
задание №___ на проведение пожарно-технического обследования объекта
Выдано_________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
произвести детальное, контрольное, целевое обследование
(нужное подчеркнуть) противопожарного состояния________
_______________________________________________________
(наименование объекта, подвижного состава)
с «__» по «__» ____________ 20__ года
Основание: Правила проведения профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном
транспорте.
Начальник: _____________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
С заданием ознакомлен _______________________________
(должность, Ф.И.О.)
Задание действительно при наличии удостоверения должностного
лица НГПС
Образец служебного удостоверения
Негосударственная противопожарная служба на железнодорожном транспорте |
Имеет право в любое время проводить пожарно-техническое обследование всех видов подвижного состава и стационарных объектов организаций железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на железнодорожном транспорте. |
|
Место для фотографии |
УДОСТОВЕРЕНИЕ № __ |
|
Выдано "__"________ 20__ года |
Руководитель подразделения |
Приложение 3
к Правилам проведения
профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий
пожаров на железнодорожном транспорте
форма
Наименование подразделения отраслевой противопожарной службы
А К Т №___ пожарно-технического обследования
Комиссией в составе:___________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
(указываются должность, Ф.И.О. членов комиссии)
«__» ________ 20___ года произведено пожарно-техническое
обследование __________________________________________
_______________________________________________________
(объект обследования, должность и Ф.И.О. работника НГПС)
_______________________________________________________
совместно _____________________________________________
_______________________________________________________
(должность, Ф.И.О. представителей объекта)
В целях устранения выявленных при проверке нарушений
норм и правил пожарной безопасности в соответствии с
Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года
«О гражданской защите» и Правил проведения профилактических
работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий
пожаров на железнодорожном транспорте, руководителю объекта
следует выполнить следующие мероприятия:
№ |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
При несогласии с предложенными мероприятиями Вы
можете обжаловать Акт в вышестоящий орган НГПС.
Подписи членов комиссии: _____________________
_____________________
_____________________
Акт для исполнения получил:
______________________________ __________________________
(подпись руководителя объекта) (Ф.И.О. работника НГПС)
Результаты контрольных обследований
Дата обследования |
№ |
Кто проводил обследование (должность, Ф.И.О., подпись) |
Кто ознакомлен (должность, Ф.И.О. подпись) |
Приложение 4
к Правилам проведения
профилактических работ по пожарной
безопасности и ликвидации последствий
пожаров на железнодорожном транспорте
форма
Журнал учета объектов
1. Участок обслуживания ________________________________
2. Общее количество объектов ___________________________
№ |
Наименование объекта и его принадлежность к хозяйству |
Ф.И.О. закрепленного за объектом |
Наличие ПТК, ДПФ, наличие пожарной техники |
Даты и виды ПТО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Приложение 2
к приказу Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от 18 декабря 2014 года № 911
Правила
проведения профилактических работ по пожарной безопасности
и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте
1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан», Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» и Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите».
2. Правила определяют порядок организации и осуществления профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидации последствий пожаров на воздушном транспорте негосударственной противопожарной службой организаций гражданской авиации.
2. Порядок проведения профилактических работ
по пожарной безопасности на воздушном транспорте
3. Обеспечение пожарной безопасности на воздушном транспорте возлагается на руководителя организации гражданской авиации. Руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (производственных цехов, участков, установок, складских помещений, гостиниц).
4. Для привлечения инженерно-технических работников и служащих к участию в проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в организациях гражданской авиации и воздушных судах создаются пожарно-технические комиссии (далее - ПТК).
5. В состав ПТК входят главный инженер или заместитель первого руководителя организации, начальник (заместитель) подразделения противопожарной службы объекта или инженер по охране труда и технике безопасности, руководители служб капитального строительства, наземных сооружений, горюче-смазочных материалов, эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, авиационно-технической базы и другие лица по усмотрению руководителя организации гражданской авиации. Помимо пожарно-технической комиссии в крупных структурных подразделениях (службах горюче-смазочных материалов и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи и других) начальником структурного подразделения могут создаваться цеховые (объектовые) пожарно-технические комиссии.
6. Основной формой обеспечения пожарной безопасности авиационной техники и объектов является профилактическая работа, проводимая с целью своевременного выявления и устранения причин, создающих угрозу возникновений пожаров.
Профилактическая работа представляет собой совокупность плановых обследований, регулярных контрольных обследований, ежедневный контроль на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, а также контроль исполнения предписаний государственных инспекторов по контролю в области пожарной безопасности.
7. При проведении профилактических работ ПТК принимаются меры, направленные на:
1) поддержание соответствующего противопожарного режима при эксплуатации зданий и сооружений, воздушных судов, путем проведения обследований на предмет соблюдения требований пожарной безопасности;
2) обучение сотрудников объектов гражданской авиации мерам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара;
3) участие в разработке органами государственной противопожарной службы оперативных планов пожаротушения метрополитена, организации ведомственных плановых тренировок и учений по их отработке, а также участие в учениях инициируемые подразделениями государственной противопожарной службы;
4) внедрение новых технических решений, направленных на снижение пожарной опасности.
8. Противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения пожаров и возгораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей.
9. Профилактическую работу по пожарной безопасности осуществляют:
1) пожарно-технические комиссии путем плановых обследований (не менее двух раз в год);
2) лица, ответственные за пожарную безопасность в структурных подразделениях (руководители служб, отделов, складов, цехов, гостиниц) - постоянно;
3) соответствующие должностные лица в организациях гражданской авиации (инженеры, инструкторы) по пожарной профилактике - постоянно по всем объектам.
10. При проведении обследований объекта или воздушного судна устанавливается:
1) наличие инструкций о мерах пожарной безопасности и степень их соблюдения;
2) соответствие фактического состояния пожарной безопасности объекта установленным требованиям пожарной безопасности;
3) степень выполнения ранее установленных противопожарных мероприятий;
4) знание работниками организации (объекта) мер пожарной безопасности и умение действий в случае возникновения пожара.
11. ПТК разрабатываются годовой, квартальные и месячные планы профилактических мероприятий, которые утверждаются руководителем организации гражданской авиации. В планах указываются организационно-профилактические мероприятия и поименно все объекты, которые планируется обследовать.
12. ПТК контролирует выполнение планов, делая в них отметки. В случае невыполнения отдельных мероприятий ежеквартально составляется справка о причинах их невыполнения, в которой отражается проведенная работа, предусмотренная планом.
13. По результатам планового, контрольного обследований и ежедневного контроля принимаются следующие меры:
1) пожарно-техническими комиссиями составляется акт пожарно-технического обследования составляемом в произвольной форме, в котором указывается состояние обеспечения пожарной безопасности, отмечаются выявленные нарушения, а также вносятся предложения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, нарушающих требования пожарной безопасности;
2) руководителями структурных подразделений - принимаются меры по, устранению выявленных нарушений требований правил пожарной безопасности и привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
3) начальник подразделения противопожарной службы докладывает руководителю организации гражданской авиации о состоянии пожарной безопасности на объектах и вносит предложения по ее улучшению.
14. В организациях гражданской авиации по перронам и стоянкам воздушных судов организуется патрулирование пожарными автомобилями с боевым расчетом в целях своевременного обнаружения и пресечения нарушений пожарной безопасности при техническом обслуживании воздушных судов, а также для оперативного тушения пожаров в случае их возникновения.
Периодичность и маршруты патрулирования устанавливаются в зависимости от местных условий и интенсивности полетов.
15. Работники организаций гражданской авиации проходят специальную противопожарную подготовку на основе Правил обучения работников организаций и населения мерам пожарной безопасности и требования к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности, утвержденных приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 276, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9510.
16. Руководители организаций гражданской авиации на основе настоящих Правил, отраслевых инструкций в области пожарной безопасности и других нормативных правовых актов организуют разработку и утверждение инструкций о мерах пожарной безопасности для организации в целом и каждого отдельного объекта.
Инструкции о мерах пожарной безопасности должны содержать следующие мероприятия:
1) требования к содержанию территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
3) нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения, применение открытого огня и проведение огневых работ;
5) требования по сбору, хранению и удалению горючих веществ и материалов, содержанию и хранению спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) действия обслуживающего персонала при пожаре, в том числе:
последовательность вызова подразделений государственной противопожарной службы;
последовательность аварийной остановки технологического оборудования;
последовательность отключения вентиляции и электрооборудования;
правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
последовательность эвакуации людей, горючих веществ и материальных ценностей;
осмотр и приведение в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений организации гражданской авиации (подразделения).
17. Инструкции о мерах пожарной безопасности пересматриваются не реже одного раза в три года при изменении технологического процесса и условий работы, а также на основании анализа происшедших на объекте пожаров, аварий и взрывов.
3. Порядок ликвидации последствий пожаров
на воздушном транспорте
18. Мероприятия по ликвидации последствий пожара на воздушных судах организуются в соответствии с аварийным планом действий пожарно-спасательных расчетов и взаимодействующих служб, утверждаемым приказом руководителем организации гражданской авиации.
19. Для ликвидации пожаров на объектах воздушного транспорта создаются штатные пожарно-спасательные расчеты, входящие в состав аварийно-спасательных команд аэропортов.
20. Действия аварийно-спасательных команд при ликвидации пожаров на воздушных судах, дислоцирующихся на территории аэродромов гражданской авиации осуществляется в соответствии с тактикой пожаротушения на объектах воздушного транспорта и направлены на:
1) оценку характера аварийной ситуации и привлечение дополнительных сил и средств организации гражданской авиации и других взаимодействующих служб;
2) организацию поиска, эвакуации и спасению пассажиров и экипажа воздушного судна;
3) локализацию и ликвидацию пожара;
4) защиту от пожара объектов, расположенных вблизи горящего воздушного судна;
5) эвакуацию (буксировку) других воздушных судов и подвижных технических средств из зоны пожара;
6) обеспечение подъездных путей к источникам водоснабжения;
7) введение ограничения на передвижение людей и грузов;
8) мобилизации необходимых материально-технических ресурсов организаций;
9) организацию бесперебойной связи со всеми привлеченными подразделениями.
21. При тушении пожаров воздушных судов первоначально проводится разведка пожара. Разведка пожара начинается при движении пожарных автомобилей к месту происшествия. При этом определяются: место и характер пожара, наличие людей и степень угрозы им, размер пожара, направление распространения огня, место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа, а также влияние метеоусловий на развитие пожара.
22. Все силы и средства концентрируются на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.
23. После тушения пожара организации воздушного транспорта осуществляют мероприятия, направленные на ликвидацию последствий пожара, восстановление движения воздушных судов, организацию ремонта и очистке взлетно-посадочных полос.
24. Задействованная пожарная и вспомогательная техника, пожарно-техническое оборудование и снаряжение, использованное при ликвидации пожара, по окончанию работ подвергается очистке, проверяется их техническое состояние и выставляется на место постоянной дислокации.