Об утверждении Правил организации санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 18 августа 2014 года № 520. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 сентября 2014 года № 9763.

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п.5

      В соответствии со статьями 16, 117 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, в целях реализации Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

      2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 февраля 2012 года № 116 и и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 марта 2012 года № 134 "О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7567, опубликованный в газете "Егемен Қазақстан" от 04 июля 2012 года № 369-374 (27448)).

      3. Комитету уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование;

      размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на

      председателя Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Бердалин Б.).

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования, но не ранее 1 января 2015 года.

Министр внутренних дел


Республики Казахстан

К. Касымов



"СОГЛАСОВАН"


Министр национальной экономики


Республики Казахстан


___________ Е. Досаев


3 сентября 2014 года



  Утверждены
приказом Министра внутренних
дел Республики Казахстан
от 18 августа 2014 года № 520

Правила
организации санитарно-эпидемиологического надзора в
учреждениях уголовно-исполнительной системы
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации санитарно-эпидемиологического надзора определяют порядок организации и осуществления деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).

      2. В единую систему санитарно–эпидемиологической службы уголовно-исполнительной системы входят:

      группа санитарно-эпидемиологического надзора Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан;

      подразделения санитарно-эпидемиологического надзора (далее - ПСЭН) медицинских служб территориальных подразделений Комитета уголовно-исполнительной системы;

      медицинские части, пункты (далее – МЧ, МП) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее – учреждения).

      3. ПСЭН, организованные в составе исправительных учреждений, осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор на всех объектах учреждений уголовно-исполнительной системы области и находятся в непосредственном подчинении медицинских служб территориальных Департаментов уголовно-исполнительной системы.

      4. Организация санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях включает в себя:

      1) санитарно-эпидемиологический надзор за объектами учреждений;

      2) санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением;

      3) санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания;

      4) санитарно-эпидемиологический надзор за банно-прачечным обеспечением;

      5) организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями;

      6) комплекс противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных и паразитарных больных;

      7) противоэпидемические мероприятия при отдельных инфекционных заболеваниях;

      8) проведение дезинфекционных мероприятий.

2. Порядок организации санитарно-эпидемиологического надзора
в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Параграф 1. Санитарно-эпидемиологический надзор
за объектами учреждений

      5. Санитарно-эпидемиологический надзор за содержанием объектов учреждения проводится медицинской частью.

      6. Санитарно-гигиенический контроль системы вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения и канализации проводится ПСЭН.

      7. Физические замеры микроклимата и освещенности осуществляются специалистами ПСЭН в соответствии с оптимальными и допустимыми нормами параметров, характеризующие микроклимат помещений согласно Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий", утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1431.

Параграф 2. Санитарно-эпидемиологический надзор
за водоснабжением

      8. Санитарно-эпидемиологический надзор за устройством и эксплуатацией внутренних сетей водоснабжения организуется и проводится учреждением.

      9. Начальник МЧ и МП осуществляют:

      участие в выборе источника водоснабжения;

      контроль качества и безопасности воды, также за санитарным состоянием внутренних сетей водоснабжения;

      контроль за обеспеченностью рабочего персонала специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты (респираторы типа "Лепесток", защитные очки, резиновые перчатки).

      МЧ учреждения обеспечивает своевременность и полноту прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих на внутренних сетях водоснабжения.

      10. Производственный лабораторный контроль качества воды проводится производственной лабораторией учреждения или иной аккредитированной лабораторией с определением показателей и кратности отбора проб согласно Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов", утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 104.

      При отсутствии централизованного водоснабжения используются децентрализованные источники или привозная вода. Для хранения привозной воды устанавливаются емкости объемом, обеспечивающим производственные нужды.

      Емкости для хранения воды очищаются, промываются и дезинфицируются не реже одного раза в 10 календарных дней.

Параграф 3. Санитарно-эпидемиологический надзор
за организацией питания

      11. Организация питания осуществляется службой тылового обеспечения учреждения:

      разработка режима питания для различных категорий довольствующихся с учетом характера и особенностей их работы;

      организация приготовления пищи по нормам суточного довольствия и контроль за доведением этих норм до питающихся;

      проведение фактического расчета калорийности в меню-раскладках.

      12. МЧ учреждения:

      осуществляет санитарно-гигиенический контроль организации питания;

      осуществляет проверку наличия документов, удостоверяющих качество, безопасность продовольственного сырья, пищевой продукции и вспомогательных материалов, а также документов, обеспечивающих их прослеживаемость, происхождение;

      осуществляет контроль за условиями транспортировки продовольственного сырья и пищевых продуктов, санитарно-гигиенического состояния транспортного средства;

      осуществляет контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра персоналом объекта питания, обеспеченностью специальной одеждой, соблюдением личной и производственной гигиены;

      участвует в разработке режима питания, составлении меню-раскладок, проводит теоретический расчет калорийности в меню-раскладках;

      представляет начальнику учреждения списки лиц, подлежащих переводу на питание по специальным нормам;

      осуществляет проверку качества приготовленной пищи по всем нормам довольствия.

      Результаты органолептической оценки качества готовой пищи заносятся в журнал по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      13. На объектах питания составляют перспективное сезонное (лето-осень, зима-весна) двухнедельное меню. Перспективное меню разрабатывают с учетом типа объекта, набора помещений и оснащения холодильным и технологическим оборудованием, продолжительностью пребывания в организованных коллективах, особенностей питания для различных категорий, возраста, тяжести выполняемых работ.

      14. Перспективное меню и ассортимент выпускаемой продукции согласовывают с ведомственной санитарно-эпидемиологической службой, а также после проведения реконструкции, при изменении профиля объекта питания или производственного процесса, при внесении изменений и дополнений в утвержденный ранее ассортимент.

      15. В перспективном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в течение одного дня и в последующие 2-3 календарных дня.

      16. Фактический рацион питания обеспечивают в соответствии с утвержденным перспективным меню. В исключительных случаях, допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие с учетом их пищевой ценности.

      17. На объектах питания ежедневно составляют меню-раскладку, в которой указывают число получающих питание, перечень блюд на каждый прием пищи с указанием выхода блюда, а также выход отдельных продуктов по каждому блюду.

      18. При разработке меню-раскладок, а также в дни замены продуктов и блюд осуществляется подсчет пищевой ценности (химического состава и калорийности) рациона питания не реже одного раз в 10 календарных дней.

      19. Распределение нормы довольствия при трехразовом питании по энергетической ценности (калорийности): завтрак - 30-35%, обед - 40-45%, ужин - 30-20% от общей калорийности суточной нормы довольствия. Указанное распределение продуктов по суточной энергетической ценности изменяется в зависимости от напряжения работы, а именно (в процентах): для работающих в первой смене - завтрак - 35%, обед - 40%, ужин – 25%; для работающих во второй и третьей (ночной) смене - завтрак и ужин по 30%, обед - 40%.

      20. Ежедневно на пищеблоке оставляется суточная проба приготовленных блюд. Для суточной пробы оставляются полпорции первых блюд, порционные вторые блюда отбираются целиком в количестве не менее 100 грамм (далее – гр.), третьи блюда отбираются в количестве не менее 200 гр. Суточные пробы хранятся в закрытых крышками банках при температуре +2-+6 градусов Цельсия (далее – оС) в специально отведенном в холодильнике месте. По истечении двадцати четырех часов суточная проба выбрасывается в пищевые отходы. Посуда для хранения суточной пробы (емкости, крышки) обрабатывается кипячением в течение пяти минут.

Параграф 4. Санитарно-эпидемиологический надзор
за банно-прачечным обеспечением

      21. Банно-прачечное обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях организуется и осуществляется силами и средствами службы тылового обеспечения учреждения.

      22. Учреждение обеспечивает:

      санитарный надзор по устройству, оборудованию и содержанию бань, прачечных, контроль за качеством, своевременностью проведения дезинфекции, санитарной обработки, смены нательного белья, его стирки, бесперебойным снабжением холодной и горячей водой;

      медицинские осмотры лиц, непосредственно занятых в банно-прачечном обеспечении;

      выполнение предложений и предписаний ПСЭН в части банно-прачечного обеспечения.

      23. В зависимости от пропускной способности бани утверждается заместителем начальника учреждения график помывки с учетом затраты времени на противоэпидемические мероприятия.

      24. Помывка в бане лиц, содержащихся в учреждениях осуществляется не реже одного раза в 7 календарных дней с одновременной сменой нательного и постельного белья.

      25. Уборку помещений и дезинфекцию в бане проводят перед каждой сменой моющихся.

      26. В прачечных предусматривают соблюдение поточности технологического процесса без пересечения и соприкосновения чистого и грязного белья.

      27. Генеральная уборка всех помещений проводится не реже 1 раза в неделю.

      28. При обследовании ПСЭН дезинфекционно-камерных помещений осуществляется проверка:

      санитарно-технического состояния дезинфекционных камер;

      соблюдения установленных режимов обеззараживания;

      полноты камерного обеззараживания постельных принадлежностей и вещей;

      температурного режима при помощи максимальных термометров.

      29. Требования к объектам банно-прачечного обеспечения регламентируются Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения", утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 94.

3. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических
(профилактических) и дезинфекционных мероприятий
Параграф 1. Организация и проведение
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в
отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями.

      30. Организация комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий возлагается на руководителя учреждения.

      31. Санитарно-противоэпидемические мероприятия направлены на предупреждение:

      заноса инфекционных заболеваний в учреждение;

      возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях;

      распространения инфекционных заболеваний за пределы учреждения.

      32. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение включает:

      наблюдение за санитарно-эпидемиологической ситуацией в учреждениях и районе его расположения;

      мероприятия, проводимые в учреждении при приеме лиц, содержащихся в учреждениях;

      медицинское наблюдение за состоянием здоровья лиц, содержащихся в учреждениях;

      профилактические и периодические медицинские осмотры и лабораторные обследования декретированных лиц в учреждениях (связанных с питанием, водоснабжением);

      санитарно-противоэпидемический контроль за содержанием территории, общежитий, организацией питания, внутренних сетей водоснабжения и канализации, банно-прачечным обеспечением, соблюдением правил личной гигиены;

      проведение плановых профилактических прививок;

      проведение профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

      пропаганды здорового образа жизни и здорового питания;

      систематическое усовершенствование и подготовку медицинского персонала;

      подготовку сил и средств для проведения противоэпидемических мероприятий на случай возникновения инфекционных заболеваний (дополнительное развертывание коек на объектах, оснащение необходимым оборудованием);

      оперативный и ретроспективный эпидемиологические анализы.

      33. Санитарно-эпидемиологическое наблюдение служит основой для организации и планирования мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

      34. Задачами санитарно-эпидемиологического наблюдения являются:

      систематическое изучение санитарно-эпидемиологического состояния района расположения учреждения;

      непрерывный медицинский контроль источников воды, санитарного состояния территории, в котором расположено учреждение;

      своевременное получение сведений о возникновении инфекционных заболеваний, эпизоотий и обнаружения бактериального загрязнения объектов внешней среды.

      35. Изучение и уточнение данных по санитарно-эпидемиологическому состоянию района расположения учреждения обеспечивается:

      ознакомлением со структурой и динамикой инфекционной заболеваемости населения;

      изучением возможных источников, путей распространения эпидемических заболеваний и восприимчивости к ним лиц, содержащихся в учреждении;

      ознакомлением с объемом и качеством проводимых профилактических, противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий.

      36. Систематическая информация об эпидемиологической обстановке в районе дислокации учреждения достигается:

      получением от территориальных органов Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - КЗПП) сведений об инфекционной заболеваемости среди населения;

      участием врачей в работе медицинских съездов, конференций, совещаний, семинаров и заседаний обществ, проводимых территориальными органами КЗПП.

      37. При проведении санитарно-эпидемиологического наблюдения начальники МЧ учреждений взаимодействуют с территориальными органами КЗПП:

      для систематического получения сведений об инфекционной заболеваемости среди населения и животных, о проводимых профилактических, противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятиях;

      для координации проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

      для получения консультативной помощи.

      38. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний лица, прибывшие в учреждение в течение 15 суток, проходят полную санитарную обработку и медицинское освидетельствование и размещаются в карантинном помещении.

      Лица, контактировавшие с инфекционными больными, подвергаются медицинскому наблюдению в соответствии с заключением начальника МЧ.

      39. В период пребывания в карантинном помещении осужденные не привлекаются к работам вне этого помещения.

      40. При выявлении в течение срока медицинского наблюдения инфекционных больных, из числа осужденных, проводятся противоэпидемические мероприятия. Длительность медицинского наблюдения в этом случае устанавливается со дня изоляции последнего заболевшего.

      41. Для своевременного осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий в учреждениях проводится эпидемиологический анализ за определенный календарный период - месяц, квартал, год (ретроспективный анализ).

      Кроме того, эпидемиологический анализ проводится в эпидемическом очаге (оперативный эпидемиологический анализ).

      Эпидемиологический анализ в учреждениях проводят специалисты ПСЭН.

      42. При проведении ретроспективного эпидемиологического анализа изучается структура, динамика, уровень заболеваемости среди обслуживаемых лиц. Источник инфекции, особенности путей передачи изучаются по каждой нозологической форме. Кроме того, проводится тщательный анализ причин возникновения эпидемических очагов заболеваний для последующего прогноза инфекционной заболеваемости.

      43. Эпидемиологический прогноз проводится для определения тенденции течения эпидемического процесса в конкретных условиях и дается с учетом результатов эпидемиологического наблюдения, эпидемиологического анализа за истекший период времени года и эпидемиологических особенностей конкретных инфекционных заболеваний. На основании эпидемиологического прогноза начальник МЧ разрабатывает предложения по организации профилактики инфекционной заболеваемости.

Параграф 2. Комплекс противоэпидемических мероприятий при
выявлении инфекционных больных

      44. При выявлении больных с инфекционным заболеванием (с подозрением) в учреждении начальник МЧ организует проведение противоэпидемических мероприятий:

      выявление, изоляцию и госпитализацию больных, консультацию врача-инфекциониста и лечение;

      текущую и заключительную дезинфекцию;

      эпидемиологическое расследование с целью выявления и изоляции источника заболевания и определения круга, контактных для проведения провизорных мероприятий;

      медицинское наблюдение, обсервацию или карантин;

      санитарно-противоэпидемические мероприятия.

      45. Своевременное (раннее) выявление инфекционных больных осуществляется медицинскими работниками на амбулаторных приемах, во время медицинских осмотров, а также во время обходов общежитий, камер совместно с администрацией учреждения.

      46. Больные и лица с подозрением на инфекционное заболевание немедленно изолируются и госпитализируется в инфекционный бокс МЧ учреждения.

      47. Общими требованиями к содержанию инфекционных больных (с подозрением) являются:

      раздельное размещение инфекционных больных с разными механизмами передачи инфекции;

      размещение изолированных палат (приспособленных помещений) в удалении на расстоянии не менее 30 метров от объектов питания и водоснабжения;

      обеспечение изолированных палат полным комплектом белья и постельных принадлежностей, посудой, предметами ухода за больными, емкостями для замачивания белья, посуды, мешками для хранения одежды, емкостью с крышкой или другими приемниками для дезинфекции выделения больных, а также дезинфекционными и дезинсекционными средствами, гигиеническая помывка, а при показаниях - санитарная обработка поступающих в изолированные палаты больных, соблюдение дезинфекционного режима.

      48. В отдельных случаях осуществляется госпитализация больных в территориальные медицинские учреждения органов здравоохранения по заключению начальника МЧ и согласованию с начальником учреждения.

      Перевозка таких больных совместно с соматическими больными и здоровыми лицами не допускается.

      49. При госпитализации лиц с подозрением на инфекционное заболевание в территориальные органы здравоохранения для сопровождения выделяется медицинский работник, который обеспечивается медикаментами, необходимыми для оказания неотложной медицинской помощи.

      50. Транспорт, на котором перевозился инфекционный больной, не позднее 2 часов после эвакуации подвергается заключительной дезинфекции госпитализировавшим учреждением.

      51. Противоэпидемические мероприятия при появлении заболеваний проводятся в пределах эпидемического очага.

      52. Начальник МЧ и эпидемиолог ПСЭН проводят эпидемиологическое расследование.

      В процессе обследования выявляется предполагаемый источник инфекции, пути и факторы возможного распространения возбудителя, определяется круг контактных лиц.

      53. При эпидемиологическом обследовании по поводу единичных случаев инфекционного заболевания начальник МЧ проводит:

      опрос и обследование больного;

      опрос и обследование контактировавших с ним в очаге;

      обследование внешней среды, в том числе и лабораторное.

      54. Опрос и обследование проводятся целенаправленно в соответствии с эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции и с использованием лабораторных методов исследований, в целях установления источника инфекции и путей передачи. Данные эпидемиологического обследования используются для коррекции мероприятий, проводимых в очаге.

      При эпидемиологическом обследовании по поводу групповых заболеваний (эпидемической вспышки) начальник МЧ совместно с эпидемиологом ПСЭН, проводит анализ заболеваемости по отрядам, бригадам, камерам, срокам возникновения заболеваний. Задачей такого обследования является установление источника и путей передачи инфекции для каждого из заболевших и механизма развития группового заболевания.

      55. О каждом случае возникновения инфекционного заболевания начальник МЧ докладывает начальнику учреждения с одновременным извещением вышестоящего медицинского начальника.

      На каждый случай инфекционного заболевания (подозрения), пищевого отравлении, необычную реакцию на прививку составляется экстренное извещение, которое в течении 12 часов высылается в ПСЭН. Ответственность за своевременность извещения возлагается на начальника МЧ.

      56. В очаге инфекционного заболевания проводятся противоэпидемические режимно-ограничительные мероприятия.

      Выделяют три категории противоэпидемических режимно-ограничительных мероприятий:

      усиленное медицинское наблюдение;

      обсервация;

      карантин.

      57. Усиленное медицинское наблюдение направлено на активное выявление инфекционных больных с последующей их изоляцией и госпитализацией. Активное выявление инфекционных больных осуществляется путем опроса, осмотра, термометрии, лабораторных исследований.

      Усиленное медицинское наблюдение вводится по указанию начальника МЧ Учреждения.

      58. Обсервация вводится приказом начальника учреждения по представлению начальника МЧ.

      Обсервация предусматривает:

      усиленное медицинское наблюдение;

      ограничение поступления осужденных в учреждение. В случае поступления этапа в учреждение, где введена обсервация, прибывшие осужденные размещаются отдельно, а вопрос об убытии из учреждения решается в каждом конкретном случае индивидуально;

      ограничение или прекращение свиданий с родственниками;

      проведение специальных лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

      59. Карантин предусматривает проведение следующих мероприятий:

      полную изоляцию, запрещение въезда и выезда из учреждения, перемещения лиц внутри учреждения;

      усиленное медицинское наблюдение;

      прекращение свиданий с родственниками;

      специальные лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия.

      Материально-техническое снабжение учреждения осуществляется через перегрузочные площадки. Внутри учреждения производится разобщение осужденных по отрядам с максимальной изоляцией их друг от друга и организацией питания через передаточные пункты.

      Для обеспечения выполнения условий карантина в учреждении организуется по усиленному варианту несения службы. Карантин в учреждении устанавливается приказом руководства территориального Департамента уголовно-исполнительной системы по представлению ПСЭН.

Параграф 3. Противоэпидемические мероприятия при отдельных
инфекционных заболеваниях

      60. Мероприятия по предупреждению кишечных инфекций проводятся комплексно и постоянно.

      61. Основными санитарно-профилактическими мероприятиями являются:

      1) обеспечение действенного медицинского контроля с применением лабораторных методов исследования за условиями размещения, организацией водоснабжения и питания лиц, содержащихся в учреждениях;

      2) лабораторное обследование декретированного контингента;

      3) проведение профилактической дезинфекции и дезинсекции (обеззараживание помещений, канализованных и не канализованных уборных, нечистот и сточных вод, мест сбора мусора и отходов, борьба с мухами, обеззараживание воды используемой для питья и хозяйственно-бытовых нужд, дезинфекция автономных систем водоснабжения и емкостей для доставки и хранения воды, обеззараживание кухонного инвентаря и столовой посуды);

      4) медицинский контроль за соблюдением основных требований личной гигиены лицами, содержащимися в учреждениях, а также контроль за созданием надлежащих для этого условий;

      5) раннее выявление (в первые сутки), изоляция и госпитализация больных с дизентерией и другими острыми кишечными заболеваниями;

      6) медицинское наблюдение за лицами, находившимися в контакте с больными (по показаниям бактериологическое обследование и профилактическое фагирование);

      7) проведение санитарно-просветительной работы.

      62. Лица, задействованные на постоянной работе на объектах питания и водоснабжения, подлежат медицинскому наблюдению в период работы на данных объектах.

      63. Медицинский осмотр лиц, назначаемых на работу в столовую, проводится перед заступлением их в наряд, о чем производится отметка в Журнале медицинского осмотра работников столовой по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      64. Больные с неустановленным диагнозом при стойкой высокой температуре тела в течение 3 календарных дней обследуются на брюшной тиф.

      65. Лица, переболевшие сальмонеллезом и брюшным тифом, подлежат учету и диспансерному наблюдению.

      66. Эпидемиологическое обследование заболеваний острыми кишечными инфекциями проводится врачом (начальником) МЧ и направлено на:

      определение места заражения больного;

      определение возможных путей передачи возбудителя (пища – какая именно, когда и где употреблялась, вода – откуда, из какого источника и когда употреблялась);

      определение круга лиц, подвергавшихся риску заражения.

      Для решения этих задач проводится:

      опрос и обследование больного;

      опрос и обследование контактных в очаге;

      осмотр и обследование объектов внешней среды в пределах учреждения.

      67. При опросе больного собирается эпидемиологический анамнез. При этом выясняется:

      дата начала заболевания;

      болел ли ранее кишечными инфекциями (когда, где лечился);

      характер питания и водопользования;

      где пребывал заболевший в течение максимального срока инкубационного периода до начала болезни (для решения вопроса о месте заражения);

      клинические особенности данного заболевания.

      68. Проводится выявление лиц, которые могли заразиться вместе с больным (или от него). В случае установления факта заражения внутри учреждения проводится бактериологическое обследование работников питания и переболевших.

      69. В соответствии с данными, полученными при опросе больного и других лиц, обследуются элементы внешней среды в целях выявления источника инфекции и фактора передачи.

      70. Основной целью эпидемиологического расследования является установление типа и характера вспышки, а также условий, способствовавших ее развитию.

      В ходе эпидемиологического расследования в целях уточнения предполагаемых причин, обусловивших вспышку, собираются данные о санитарном состоянии отдельных объектов очага (объектов питания и водоснабжения и территории). Структура заболеваемости по отрядам сопоставляется с условиями труда, быта заболевших и другими факторами, которые могли способствовать развитию вспышки. Одновременно проводятся лабораторные исследования воды, подозреваемых пищевых продуктов и смывов с инвентаря пищеблока, а также бактериологическое обследование работников общественного питания, переболевших.

      71. Завершающим этапом эпидемиологического расследования является анализ и обобщение всех собранных материалов. На основании сопоставления фактов и критической оценки всех данных формируются окончательные выводы об источниках инфекции, путях передачи и условиях, способствовавших возникновению острых кишечных инфекций. Эти выводы используются для определения объема и характера противоэпидемических мероприятий и их целенаправленного проведения, обеспечивающего в конкретных условиях наиболее быстрый эффект.

      72. При выявлении больного с инфекционным заболеванием (подозрением) в учреждении начальник МЧ проводит следующие мероприятия:

      организовывает немедленную изоляцию и госпитализацию больного;

      докладывает о регистрации инфекционного заболевания (подозрения), пищевого или профессионального отравления, необычную реакцию на прививку начальнику учреждения и вышестоящему медицинскому начальнику, направляет экстренное извещение в ПСЭН;

      организовывает проведение заключительной дезинфекции в очаге и медицинское наблюдение (в течение 7 суток при дизентерии, 21 – при брюшном тифе, 35 – при вирусном гепатите А) за лицами, контактировавшими с больными в эпидемических очагах, лабораторным обследованием по показаниям и запрещением включения их в течение этого времени в состав наряда по кухне;

      проводит работу по исключению возможности симулятивных проявлений заболевания;

      обеспечивает контроль за питанием и водоснабжением, очисткой территории.

      73. При возникновении эпидемической вспышки острых кишечных инфекций помимо мероприятий, предусмотренных выше, дополнительно проводятся:

      1) при вспышке пищевого характера:

      изъятие из употребления подозрительных продуктов, блюд или их остатков с последующим направлением проб на экспертизу в санитарно-эпидемиологическое учреждение;

      выявление и устранение причин, обусловливающих инфицирование пищи и размножение в ней возбудителей;

      тщательная уборка пищевых объектов с применением моющих, дезинфицирующих средств, кипячение посуды и инвентаря;

      усиление контроля за соблюдением личной гигиены работниками питания и лицами наряда на кухне.

      2) при вспышке водного характера:

      выявление и устранение причин загрязнения системы водоснабжения, в том числе распределительной системы;

      дезинфекция водопроводных сооружений, емкостей для воды или источников воды;

      немедленное обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях питьевой водой гарантированного качества.

      74. При проведении противоэпидемических мероприятий учитываются эпидемиологические особенности инфекций.

      При брюшном тифе и паратифах для облегчения эпидемиологического анализа в случае возникновения тифопаратифозных заболеваний, при которых данный носитель заподозрен как источник инфекции, у каждого хронического носителя бактерий брюшного тифа и паратифов определяется фаготип выделяемых им бактерий и отражается в медицинской амбулаторной карте.

      75. При убытии носителя в другое учреждение, данные о нем сообщаются в территориальный ПСЭН, а при освобождении, в территориальный орган КЗПП (по месту выбытия больного).

      76. При выявлении больных с вирусным гепатитом А, В, С, Д, Е проводятся противоэпидемические мероприятия, диагностика и лечение.

      77. Основные мероприятия по предупреждению воздушно-капельных инфекций:

      гигиеническое содержание (соблюдение температурного режима, режима проветривания, уборки) общежитий, камер, пищеблоков, клубов и других помещений;

      активное выявление и своевременная изоляция заболевших острыми респираторными вирусными заболеваниями и гриппом;

      профилактические прививки.

      При нарастании заболеваемости проводятся изоляционно-ограничительные мероприятия.

      78. Наиболее эффективной мерой борьбы с гриппом является вакцинопрофилактика, которая проводится перед эпидемическим подъемом инфекции.

      79. При регистрации случаев заболеваний дифтерией и менингококковой инфекцией проводятся противоэпидемические мероприятия и лечение.

      80. При обращении лиц, содержащихся в учреждениях за медицинской помощью и активном выявлении особо-опасных инфекций (холеры, туляремии, геморрагической лихорадки, Ку-лихорадки, лептоспироза, бруцеллеза, сибирской язвы) проводятся противоэпидемические мероприятия и лечение.

      81. Обеспечение условий, необходимых для соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в организованных коллективах (обеспеченность санпропускниками, банями, прачечными, душевыми, горячей водой, сменным бельем), возлагается на начальников учреждений.

      Начальник МЧ организует и проводит плановые осмотры лиц, содержащихся в учреждениях с целью выявления и санации лиц с педикулезом.

      О каждом выявленном случае педикулеза медицинский работник сообщает об этом в ПСЭН.

      Медицинские части обеспечиваются специальными укладками, предназначенные для проведения противопедикулезных обработок.

      Лица, содержащиеся в учреждениях, подлежат осмотру на педикулез не реже 4 раз в год, а также при поступлении в учреждение и выбытии из него.

      82. При выявлении больных и носителей паразитарных болезней, малярии и гельминтозов проводятся противоэпидемические мероприятия и лечение.

      83. Для предупреждения заболеваемости клещевым энцефалитом во время пребывания лиц, содержащихся в учреждениях в природном очаге, необходимо принимать меры по индивидуальной защите от нападения клещей:

      одежда должна препятствовать проникновению под нее клещей;

      периодически (через 2-4 часа) для обнаружения проникающих и присосавшихся клещей проводить само- и взаимоосмотры (присасывание клещей безболезненно);

      импрегнировать одежду отпугивающими средствами – репеллентами;

      обрабатывать инсектицидами (жидкие формы, аэрозоли) ограниченные участки местности, в которых лица, содержащиеся в учреждениях пребывают особенно часто.

      Выявление больных клещевым энцефалитом осуществляется медицинскими работниками при обращении за медицинской помощью.

      84. Для предупреждения возникновения заболевания столбняком в случае травм проводится экстренная профилактика (хирургическая обработка и создание иммунологической защиты).

      85. При подозрении на ботулизм у лиц, содержащихся в учреждениях, проводится эпидемиологическое расследование.

      Лица, имеющие клинические проявления пищевой токсикоинфекции и при подозрении на ботулинистическую токсикоинфекцию, госпитализируют в медицинские организации гражданского сектора здравоохранения.

      86. Лица с положительным результатом иммуноблотинга на ВИЧ-инфекцию подлежат диспансерному наблюдению в учреждении и территориальном центре по профилактике и борьбе со СПИД.

      Дальнейшее наблюдение, лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом осуществляется учреждением и территориальным центром по профилактике и борьбе со СПИД.

Параграф 4. Проведение дезинфекционных мероприятий

      87. Дезинфекционные мероприятия подразделяют на профилактические и очаговые, которые делятся на текущую и заключительную дезинфекции.

      88. Профилактическая дезинфекция проводится систематически с целью предупреждения возникновения инфекционных заболеваний путем заблаговременного уничтожения патогенных микроорганизмов, членистоногих и грызунов в местах их возможного скопления: столовых, общежитиях, клубах, парикмахерских, прачечных, банях, умывальных комнатах, туалетах, других помещениях учреждений.

      89. Текущая дезинфекция проводится в стационарах медицинских частей учреждений, больницах, изолированных участках исправительных учреждений для диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, а также в любых других помещениях, где временно или постоянно содержатся больные лица.

      90. Заключительная дезинфекция проводится однократно в помещении, где находился инфекционный больной (после его госпитализации, изоляции, перевода, освобождения или смерти), с целью полного обеззараживания инфекционного очага от возбудителя инфекции. Подлежит обеззараживанию помещение, мебель, одежда и постельные принадлежности. Дезинфекция (дезинсекция) одежды и постельных принадлежностей отмечается в Журнале по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      Заключительная дезинфекция проводится в первые часы после изоляции инфекционного больного.

      Качество дезинфекционных работ проверяется бактериологическим контролем на санитарно-показательную флору.

      91. Дезинфекционные мероприятия в учреждениях проводятся дезинфекторами под руководством врачей или фельдшеров МЧ.

      92. Потребности в дезинфекционных средствах и материалах определяются объемом и характером дезинфекционных работ на соответствующий период времени, применительно к плану противоэпидемических и профилактических мероприятий.

      93. При составлении заявок на дезинфекционные средства учитывается фактический расход их за предыдущий год и прогноз эпидемиологической ситуации, а также возможность обеспечения проводимых мероприятий новыми дезинфекционными средствами.

  Приложение 1
к Правилам организации
санитарно-эпидемиологического
надзора в учреждениях
уголовно-исполнительной системы

      Форма

Журнал
органолептической оценки качества готовой пищи

Меню на ____20__ года

Дата, время изготовления пищи

Органолептическая оценка, включая оценку степени готовности блюда

Разрешение к реализации (время)

Ответственный исполнитель (Фамилия, имя, отчество, должность)

Фамилия, имя, отчество медицинского работника, роспись

Фамилия, имя, отчество дежурного помощника начальника колонии роспись

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8









  Приложение 2
к Правилам организации
санитарно-эпидемиологического
надзора в учреждениях
уголовно-исполнительной системы

      Форма

Журнал медицинского осмотра работников столовой учреждения

Дата

Фамилия, имя, отчество работников

Специальность

Состояние кожных покровов, подкожной клетчатки и слизистых

Наличие жалоб на состояние здоровья

Фамилия, имя, отчество медработника, роспись







  Приложение 3
к Правилам организации
санитарно-эпидемиологического
надзора в учреждениях
уголовно-исполнительной системы

      Форма

Журнал
регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных
принадлежностей

дата

Фамилия, имя, отчество

диагноз

Количество объектов дезинфекции

матрацы

одеяла

подушки

одежда

обувь

прочие вещи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Разворот приложения

Режим дезинфекции (дезинсекции), температура, атмосферное давление

Время дезинфекционной выдержки

Подпись дезинфектора

Начало

Конец

11

12

13

14






      Примечание: В случае проведения профилактической дезинфекции заполняются все графы журнала, кроме графы 4 "Диагноз заболевания". В случае проведения обработки по эпидемическим показаниям (при выявлении больного инфекционным заболеванием) заполняются все графы журнала с обязательным указанием диагноза заболевания.