Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1431. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2015 года № 754

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 08.09.2015 № 754 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

     Примечание РЦПИ.
     В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления  см. приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 125.

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 6 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых и других помещений, общественных зданий".
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 1 декабря 2011 года № 1431

Санитарные правила
"Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации жилых и других
помещений, общественных зданий"

1. Общие положения

      1. Санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации жилых зданий и других помещений, общественных зданий" (далее - Санитарные правила) устанавливают требования к жилым зданиям, зданиям административного назначения, культурно-зрелищным и спортивно-оздоровительным учреждениям.
      2. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие определения:
      1) жилое здание - строение, состоящее в основном из жилых помещений, а также нежилых помещений и иных частей, являющихся общим имуществом;
      2) нежилое помещение - отдельное помещение, используемое для иных, чем постоянное проживание, целей (магазин, кафе, мастерская, контора и тому подобное), за исключением частей жилого дома (жилого здания), являющихся общим имуществом;
      3) этаж надземный - этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли;
      4) этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения;
      5) этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений;
      6) допустимый уровень шума - это уровень фактора, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму;
      7) административное здание - строения, объединенные общей архитектурной задачей создания среды для работы управленческого аппарата государственных, хозяйственных, общественных организаций и учреждений, в том числе офисы;
      8) культурно-зрелищные учреждения - строения в различных архитектурных стилях, приспособленные своей конструкцией для организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий;
      9) места массового отдыха населения - территории, выделенные в генеральных планах застройки городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, в зонах размещения курортов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).

2. Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию жилых зданий

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования
к участку и территории жилых зданий

      3. Территория, прилегающая к жилому зданию, благоустраивается, озеленяется, освещается и ограждается, подъездные пути и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие.
      4. Для сбора мусора используются металлические контейнеры, устанавливаемые на асфальтированной площадке.
      5. Контейнеры располагаются не ближе 25 метров (далее - м) и не далее 100 м от жилых зданий. Площадка для таких контейнеров должна быть ограждена с трех сторон на высоту 1,5 м.
      6. Предусматривается санитарно-защитная зона от близлежащих объектов и строений.

2.2. Санитарно-эпидемиологические требования
к проектированию и строительству жилых зданий

      7. Проектирование и строительство жилых зданий осуществляется с учетом требований настоящих санитарных правил.
      8. Строительные и отделочные материалы должны быть разрешены к применению в Республике Казахстан.
      9. В жилых зданиях должны предусматриваться пандусы.
      10. В жилых зданиях должны предусматриваются хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
      11. Лестничные марши и площадки имеют ограждения с поручнями, в жилых зданиях для престарелых и семей с инвалидами - дополнительно пристенные поручни.
      12. Лестничные клетки и лифтовые холлы отделяются от помещений любого назначения и поэтажных коридоров дверями, шахты лифтов допускается размещать смежно с жилыми комнатами при условии звукоизоляции наружных и внутренних ограждающих конструкций шахт.
      13. Полы при входе в подъезды и на лестничных площадках не должны быть скользкими, без перепадов.
      14. В цокольном этаже жилого здания запрещается размещать помещения для групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
      15. Запрещается:
      1) размещение жилых помещений в цокольном и/или подвальном этажах;
      2) устанавливать в качестве межквартирных перегородок гипсокартонные перегородки; размещать помещения для групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.
      16. В первом, втором этажах жилых зданий запрещается размещать:
      1) отделения связи общей площадью более 700 квадратных метров (далее - м2);
      2) объекты физкультурно-оздоровительных занятий общей площадью более 150 м2;
      3) объекты общественного питания с числом мест более 50 (кроме общежитий) и домовых кухонь производительностью более 500 обедов в день;
      4) пункты приема посуды, а также магазины суммарной торговой площадью более 1000 м2;
      5) специализированные магазины, строительных, москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может привести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки, магазины с наличием в них взрывопожароопасных веществ и материалов, специализированные рыбные и овощные магазины;
      6) объекты бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (за исключением парикмахерских площадью до 250 м2, мастерских по ремонту часов, нормируемой площадью до 100 м2);
      7) мастерские по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту обуви, нормируемой площадью свыше 100 м2;
      8) бани, сауны (кроме инфракрасной кабины), бассейны, приемные пункты утиль-сырья, прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 килограмм белья в смену);
      9) автоматические телефонные станции, предназначенные для телефонизации жилых зданий общей площадью более 100 м2;
      10) общественные туалеты;
      11) похоронные бюро (офисы), бюро-магазины похоронного обслуживания.
      17. Допускается размещение на верхнем этаже творческих мастерских художников и архитекторов, при этом сообщение этажа с лестничной клеткой должно предусматриваться через тамбур.
      18. Подвальные помещения содержатся в чистоте, должны быть сухими и освещенными.

2.3. Санитарно-эпидемиологические требования к
системам отопления и вентиляции жилых помещений

      19. Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях жилых зданий обеспечивают показатели в соответствии с приложением 1 к настоящим санитарным правилам.
      20. Радиаторы отопления должны быть легко доступны для уборки.
      21. Помещения обеспечиваются проветриванием через фрамуги, форточки или другие устройства.
      22. Во встроенных в жилые здания помещениях общественного назначения предусматриваются отопление и вентиляция.
      23. Варочные и отопительные печи (плиты) на твердом топливе допускается устраивать в квартирных жилых зданиях, общежитиях высотой не более двух этажей (без учета цокольного этажа).
      24. Естественное освещение должны иметь жилые комнаты, кухни, помещения общественного назначения встроенные в жилые здания.
      25. Допустимые уровни инфразвука и низкочастотного шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки должны соответствовать показателям согласно приложения 2 к настоящим санитарным правилам.
      26. Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц на территории жилой застройки от воздушных линий электропередачи переменного тока и других объектов не должна превышать 1 кВ/м на высоте 1,8 м от поверхности земли.
      27. В сельских населенных пунктах при отсутствии централизованного водоснабжения, предусматривается нецентрализованное водоснабжение.
      28. В системах питьевого и горячего водоснабжения применяются трубы и иное оборудование, контактирующие с водой, выполненные из материалов, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
      29. Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду не питьевого качества, не допускается.
      30. В районах без централизованных водоснабжения и канализации допускается проектирование и строительство одно-, двухэтажных жилых зданий с надворными уборными и выгребными ямами.

3. Санитарно-эпидемиологические требования
к зданиям административного назначения
(далее - административные здания)

      31. Административные здания располагаются в соответствии с планом застройки территории населенного пункта.
      32. В административных зданиях предусматриваются пандусы для людей, передвигающихся на колясках.
      33. При входе в административное здание устанавливаются урны для мусора и решетки для очистки обуви.
      34. Для сбора бытовых отходов предусматривается контейнерная площадка на расстоянии не ближе 25 метров (далее - м) и не далее 100 м от зданий.
      35. Административные здания обеспечиваются системами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, вентиляции и кондиционирования. Предусматривается резервные или автономные системы горячего и холодного водоснабжения.
      36. В неканализованных районах предусматриваются надворные туалеты с водонепроницаемым выгребом на расстоянии не ближе 25 м от здания.
      37. Вентиляционные устройства и электродвигатели устанавливаются с учетом шумо-виброзащитных требований и расчетов.
      38. Системы теплоснабжения не должны создавать дополнительного шума и быть доступными для текущего ремонта и обслуживания.
      39. В административных зданиях предусматриваются фрамуги, форточки.
      40. В административных зданиях выделяются специальные помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
      Выделяются комнаты (места) отдыха и приема пищи для работников, для хранения личной и специальной одежды, душевая, туалет.
      41. При эксплуатации инженерного и технологического оборудования не допускается превышения уровня шума предельно допустимых норм.
      42. При организации рабочего места в помещениях административных зданий (офисах) учитываются площади рабочего места, условия вентиляции и освещенности помещения.
      43. Площадь помещений принимается из расчета 6 м2 на одного работника, для работающих инвалидов, пользующихся креслами-колясками - 5,65 и 7,65 м2 соответственно.
      Площадь одного рабочего места пользователей компьютера с жидкокристаллическим или плазменным монитором должна быть не менее 4,5 м2, с монитором на базе электронно-лучевой трубки не менее 6 м2.
      Расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.
      44. При оснащении рабочих мест крупногабаритным оборудованием и размещением в рабочих помещениях оборудования коллективного пользования (терминалов электронных вычислительных машин, аппаратов для просмотра микрофильмов и другие) площади помещений увеличиваются в соответствии с техническими документами на эксплуатацию оборудования.

4. Санитарно-эпидемиологические требования
к культурно-зрелищным и спортивно-оздоровительным учреждениям

      45. При проектировании многопрофильных зданий культурно-зрелищных учреждений в нижних наземных и подземных ярусах предусматриваются места для размещения автостоянок.
      46. Расчетные нормативы площади помещений (офисов) и административных зданий принимаются в соответствии с приложением 3 к настоящим Санитарным правилам.
      47. Спортивно-оздоровительные учреждения размещаются в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных помещениях к жилым зданиям.
      48. В спортивно-оздоровительных учреждениях используется спортивный инвентарь, легко поддающийся влажной обработке, очистке от пыли.
      Маты, кроме кожаных, должны иметь матерчатые чехлы, которые по мере загрязнения должны подвергаться стирке, но не реже одного раза в неделю.
      Тренировочные мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь должны не менее 1-2 раза в день протираться влажной ветошью, а металлические части спортинвентаря сухой тряпкой.
      49. В спортивно-оздоровительных учреждениях круглогодичного функционирования температура воздуха в жилых комнатах обеспечивается не ниже плюс (далее - +) 18-20 градусов Цельсия (далее - 0С), в вестибюле, фойе, холлах не ниже +16-18 градусов С.

Приложение 1             
к Санитарным правилам         
"Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации жилых и
других помещений, общественных зданий"

Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена
в помещениях жилых зданий

Таблица 1

№ п/п

Помещение

Расчетная температура
воздуха в холодный
период года, 0С

Кратность воздухообмена или количество
удаляемого воздуха из помещения

Приток

Вытяжка

1

2

3

4

5

1

Жилая комната
квартир или
общежитий

20

3 кубических метра
в час (далее - м3
ч) на 1 квадратный
метр (далее - м2)
жилых помещений


2

Кухня квартиры и
общежития,
кубовая с
электроплитами

16

-

Не менее 60 м3/ч при
2-конфорочных плитах

3

с газовыми плитами

16


Не менее 60 м3/ч при
" 75 " 3-конфорочных
плитах " " 90 " "
4-конфорочных плитах

4

Сушильный шкаф для
одежды и обуви в
квартирах

-

-

30 м3

5

Ванная

25

-

25 "

6

Уборная
индивидуальная

18

-

25 "

7

Совмещенное
помещение уборной
и ванной

25

-

50 "

8

Гардеробная
комната для чистки
и глажения одежды,
умывальная в
общежитии

18

-

1.5

9

Вестибюль, общий
коридор, передняя,
лестничная клетка
в квартирном жилом
здании или
общежитии

16

-

-

10

Постирочная

15

По расчету,
но не менее 4

7

11

Гладильная,
сушильная в
общежитиях

15

По расчету,
но не менее 2

3

12

Кладовые для
хранения личных
вещей, спортивного
инвентаря,
хозяйственные и
бельевые в
общежитии

12

-

0,5

13

Машинное помещение
лифтов

5

-

По расчету,
но не менее 0,5

14

Мусоросборная
камера

5

-

1 (через ствол
мусоропровода)

      Примечание:
      1. В угловых помещениях квартир и общежитий расчетная температура воздуха должна приниматься на 20С выше указанной в таблице.
      2. Температура воздуха в машинном помещении лифтов в теплый период года не должна превышать 400С.
      Параметры относительной влажности и скорости движения воздуха

Таблица 2

№ п/п

Период
года

Наименование
помещения

Относительная влажность %

Скорость движения воздуха
метров в секунду

Оптимальная

Допустимая
не более

Оптимальная
не более

Допустимая
не более

1

2

3

4

5

6

7

1

Холодный

Жилая комната

45-30

60

0,15

0,2

Помещения для отдыха
и учебных занятий

45-30

60

0,15

0,2

Межквартирный коридор

45-30

60

0,15

0,2

Туалет



0,15

0,2

Ванна



0,15

0,2

2

Теплый

Жилая комната

60-30

65

0,2

0,3

Приложение 2             
к Санитарным правилам        
"Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации жилых и
других помещений, общественных зданий"

Допустимые уровни инфразвука и низкочастотного шума
в помещениях жилых и общественных зданий и на территории
жилой застройки

Таблица 1

№ п/п

Назначение помещений
или территорий

Время
суток

Уровни звукового давления, дБ
в октавных полосах со
среднегеометрическими частотами,
герц (Гц)

Корректи-
рованные
по частоте
уровни
звукового
давления
на харак-
теристике
«лин» L, дБ

2

4

8

16

31,5

63

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Палаты больниц и
санаториев, операционные
больницы

Круглосу-
точно

86

81

76

71

66

51

51

2.

Жилые комнаты квартир,
жилые помещения домов
отдыха, пансионатов,
домов-интернатов для
престарелых и инвалидов,
спальные помещения в
детских дошкольных
организациях и школах
интернатах

Круглосу-
точно

90

85

80

75

70

55

70

3.

Территории,
непосредственно
прилегающие к зданиям
больниц и санаториев

Круглосу-
точно

90

85

80

75

70

55

70

4.

Площадки отдыха на
территории больниц и
санаториев

С 7 час
до 23 час

94

89

84

79

74

59

74

5.

Территории,
непосредственно
прилегающие к жилым
домам, зданиям
поликлиник, амбулаторий,
диспансеров, домов
отдыха, пансионатов,
домов-интернатов для
престарелых и инвалидов,
детских дошкольных
организациях, школ и
других учебных
заведений, библиотек

Круглосу-
точно

96

89

86

79

74

59

74

6.

Площадки отдыха на
территории микрорайонов
и групп жилых домов,
домов отдыха,
пансионатов, домов-
интернатов для
престарелых и инвалидов,
площадки детских
дошкольных организациях
и других лечебных
заведений

С 7 час
до 23 час

102

97

92

87

82

67

82

Допустимые уровни шума, создаваемого отдельными видами
медицинской техники в зависимости от режимов работы (шумовые
характеристики на расстоянии одного метра от оборудования)

Таблица 2

№ п/п

Наименование изделий

Допустимый
уровень звука
LA, дБА

Режим работы

1

2

3

4

1

Хирургическая аппаратура,
аппаратура для искусственной
вентиляции легких,
наркозно-дыхательная

45

Непрерывный

2

Лабораторное оборудование (для
клинических, биохимических,
бактериологических и других
исследований)

50

Непрерывный

3

Стерилизационно-дезинфекционное
оборудование

55

Непрерывный

4

Физиотерапевтическое,
рентгенологическое оборудование,
приборы для функциональной
диагностики, аналогичное
оборудование

50

повторно кратковременный

5

Стоматологическое и лабораторное
оборудование (центрифуги,
термостаты, аналогичное
оборудование)

55

повторно кратковременный

6

Моечное оборудование

60

повторно кратковременный

Приложение 3             
к Санитарным правилам        
"Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию и эксплуатации жилых и
других помещений, общественных зданий"

Расчетные нормативы площади помещений (офисов)
административных зданий

Таблица 1

№ п/п

Назначение помещений

Площадь, м2, при численности сотрудников в
учреждениях, чел.

100-300

300-600

600-1000

свыше 1000

1

2

3

4

5

6

1

Кабинет руководителя
учреждения

27-36

36-45

45-54

54

2

Кабинет первого
заместителя руководителя

18-24

24-36

24-36

36-45

3

Кабинет заместителя
руководителя

12-18

18-24

18-24

18-36

4

Кабинет помощника
руководителя (референт)

12

12

12

12-18

5

Приемная руководителя
учреждения

12

18

24

36

6

Приемная заместителя
руководителя

12

12

18

24

Примечание: Допускается устройство общей приемной при кабинетах руководителя и
его заместителя

Площадь кабинетов и приемных руководства
структурных подразделений

Таблица 2

№ п/п

Назначение помещений

Площадь, м2, при численности сотрудников 1 чел.

1

2

3

4

5

6

2

Начальник управления

18 (24)

24(36)

36(54)

В скобках-площади кабинетов
в зданиях и учреждениях с
численностью работающих
свыше 500 чел.

3

Заместитель начальника

12(18)

18(24)

24(36)

4

Приемная

12(18)

12(18)

18(24)

5


При численности
сотрудников, чел

При численности сотрудников
отдела до 5 рабочее место
начальника размещается
в помещении отдела

5-10

10-20

Св. 20

6

Начальник отдела,
лаборатории,
вычислительного центра и т.д.

9

12

18

Рекомендуемые расчетные нормативы помещений: рабочих,
помещений для совещаний, информационно-технического назначения,
помещений входной группы и санитарно-бытового обслуживания

таблица 3

№ п/п

Назначение
помещений

Расчетная единица
или принцип подсчета
площади

Площадь на
расчетную единицу, м2

Примечание

1

2

3

4

5

Рабочие помещения и помещения для совещаний

1

Рабочие
помещения
структурных
подразделений

На одно рабочее
место:


При оснащении рабочих
мест оргтехникой,
требующей специальных
столов, норматив их
площади увеличивается
в соответствии с
техническими
условиями
на ее эксплуатацию

начальника отдела,
главного
специалиста,
главного

9,0


2


заместителя
начальника отдела
(главного
бухгалтера),
старшего инспектора
и т.п.

7,5


3


инженера,
экономиста,
бухгалтера,
инспектора

6,5


4


делопроизводителя,
машинистки

5,0


5


сотрудника, ведущего
индивидуальный прием
посетителей (юристы,
администраторы,
работники органов
соцзащиты и др.)

9,0 (12,0)

В скобках указана
площадь отдельного
кабинета на каждого
сотрудника.
При хранении
документации в рабочих помещениях
допускается
устраивать встроенные
шкафы из расчета
0,3 м2 на одного
сотрудника

6

Макетная
мастерская

На одного макетчика

12

В проектных
институтах
в соответствии с
заданием

7

Зал совещаний

Одно место в зале

0,9

При численности
инженерно-технических
работников более 300
чел. зал рассчитывается
на 30 % работающих

8

Кулуары при
зале совещаний

Одно место в зале

0,3

В площадь кулуаров
включается площадь
коридора, примыкающего
к залу совещаний

9

Помещение для
совещаний (один
из кабинетов
руководителей)

Одно место

0,8

В учреждениях с
численностью
инженерно-технических
работников до 300 чел.

10

Конференц-зал
(без эстрады)

Одно место с
пюпитром

0,8

Предусматривается при
численности
сотрудников св.
200 чел.

То же, без пюпитра

0,7

Количество мест -
50 % сотрудников, но
не более 800

11

Кулуары при
конференц-зале
или фойе

Одно место в
конференц-зале

0,3


0,6

12

Киноаппаратные
при конференц-зале

По заданию на
проектирование



13

Комната для
президиума

На зал до 350 мест

12


То же, св. 350 мест

18


14

Помещение для
инвентаря и мебели

Одно место в
конференц-зале

0,03

Не менее 8 м2

15

Курительные

То же

0,06

Для залов более
500 мест

16

Эстрада конференц-
зала

Глубина, м, при
количестве мест в
зале:



17


до 350

5


18


от 350 до 500

7


19


свыше 500

9


Помещения информационно-технического назначения

20

Техническая
библиотека с
информацией на
бумажных носителях, в том числе:




21

читальный зал

одно место

2,7(3)

В скобках указаны
нормативы для НИИ

22

книгохранилище

1000 ед. хранения

2,5(2,7)


23

служебное помещение

одно рабочее место

4


24

Зона приема и
выдачи литературы

то же

5

При общей площади
технической библиотеки
не более 90 м2
указанные помещения и
планировочные зоны
объединяют в одно
помещение

Зона каталога и
выставки новых
поступлений

1000 ед. хранения

0,6

25

Архив, в том числе:



В скобках указаны
нормативы для НИИ

26

читальный зал

одно место

2,7(3)


27

рабочее помещение

одно рабочее место

4(6)

Архив площадью не
более 54 м2 размещают
в одном помещении,
если другое не
предусмотрено заданием
на проектирование

28

Помещения
подразделения
вычислительной
техники, в том
числе:

По заданию на
проектирование



29

производственно-
диспетчерское бюро

Рабочее место

4,5


30

бюро
программирования

Рабочее место

4,5


31

кабинет
руководителя ВЦ

Численность
работающих в ВЦ:
до 20 чел.

12


32


более 20 чел.

18


33

Экспедиция

Одно рабочее место

6

Не менее 12 м2. В
учреждениях
управления
при документообороте
более 30 тыс.
документов в год, в
проектно-конструктор-
ских организациях с
численностью
сотрудников свыше
1000 чел. -
не менее 24 м2

34

Копировально-
множительная
служба, в том
числе: помещение
для приема и выдачи
заказов

Рабочее место

6


35

АТС, радиоузел

По заданию на
проектирование



36

Телетайпная

Рабочее место

4,5


Входная группа помещений

37

Вестибюль

На одного служащего

0,2

Не менее 18 м2 без
учета гардероба
верхней одежды

38



0,25

В северной
строительно-
климатической зоне

39

Гардероб верхней
одежды при
вестибюле

На один крючок
вешалки

0,1

В зданиях управления
количество крючков
устанавливается из
расчета: численность
сотрудников плюс 10-20
% - для посетителей,
плюс 80 % количества
мест в конференц-зале,
если при нем нет
специального
гардероба. При наличии
шкафов для верхней
одежды в рабочих
помещениях и кабинетах
количество крючков
рассчитывается только
на посетителей

40

Гардероб верхней
одежды при
конференц-зале

То же

0,1

Количество крючков
равно количеству мест
в зале

41

Аванвестибюль

12 м2 плюс 0,05 м2 на каждого сотрудника

При пропускном режиме

42

Пост охраны

На одного постового

3


43

Бюро пропусков

На одно рабочее
место

4,5

При пропускном режиме

44

Помещение или зона
ожидания при бюро
пропусков

На одно окно

6

Количество окон
(рабочих мест)
определяется заданием
на проектирование

45

Помещение службы
безопасности и
охраны

Устанавливается частным техническим заданием


46

Помещение справочно-
информационной
службы

Одно помещение

12

При вестибюле

47

Помещения ожидания
для посетителей

На одного человека

1,5 м2 при
численности
посетителей до
20 чел. и 1 м2 на
каждого следующего
посетителя

Помещения ожидания
могут совмещаться с
холлами и коридорами,
примыкающими к
кабинетам, в которых
ведется прием

Санитарно-бытовые помещения

48

Комната приема пищи

Один сотрудник

0,8 - 1

При численности
сотрудников до 50
чел. При численности
сотрудников менее 10
чел. - дополнительная
площадь 6 м2 в
рабочем помещении

49

Буфет

В соответствии с нормативно-
методическими документами по
проектированию предприятий
общественного питания

При численности
сотрудников от 50
до 250 чел.

50

Столовая

То же

При численности
сотрудников свыше
250 чел.

51

Гардероб домашней и
рабочей одежды для
обслуживающего и
эксплуатационного
персонала

1 чел.

1,4


52

Комната отдыха
обслуживающего и
эксплуатационного
персонала

1 чел.

0,3

Не менее 9 м2

53

Медпункт

При списочной
численности:
50 - 150

12


151-300

18


54

Врачебный здравпункт

По заданию на проектирование

При численности
сотрудников более
300 чел

55

Туалеты для
сотрудников

1 унитаз на 45
мужчин и 30 женщин
1 писсуар на 45
мужчин
1 умывальник на 40
мужчин и 27 женщин



56

Помещения личной
гигиены женщин

1 установка на 75 женщин

При размещении при
туалетах

57

Курительные

1 сотрудник

0,02

Не менее 8 м2.
Устраивается при
численности
сотрудников более
200 чел.

58

Помещение
уборочного
инвентаря

На 100 м2 этажа или
на 1000 м2 площади
здания

0,8

Не менее 4 м2 при
площади этажа менее
400 м2 - одно
помещение на два
смежных этажа

59

Сауна

По заданию на проектирование

С учетом требований
раздела 6 данного
документа

60

Помещение
психологической
разгрузки или
комната отдыха

То же



61

Помещения для
активного отдыха, в
том числе для
спорта




Площадь помещений технического обслуживания зданий учреждений

таблица 4

№ п/п

Наименование

Площадь, м2, при численности
сотрудников

Примечание

До 100

100 - 200

200 - 500

Св. 500

1

2

3

4

5

6

7

1

Ремонтная мастерская

-

-

36

54

В учреждениях
управления,
административных
зданиях

2

Механическая мастерская

-

-

-

54

В проектно-
конструкторских
организациях

3

Столярная мастерская

-

-

-

По заданию
на проекти-
рование


4

Кладовая канцелярских
принадлежностей

12

12

18

24

При численности
сотрудников менее 100
чел. кладовые
размещаются в одном
помещении

5

Кладовая оборудования и
инвентаря

12

12

18

24

6

Кладовая бумаги

12

12

18

24

В проектно-
конструкторских
организациях

7

Помещение для обработки
и упаковки макулатуры

-

-

-

24

В учреждениях
управления

8

Кладовые для хранения
макетов, моделей и
иллюстративных
материалов по объектам
проектирования

По заданию на проектирование,
но не менее 6

В проектно-
конструкторских
организациях,
архитектурных
мастерских

Таблица 5

№ п/п

Наименование помещения

Площадь помещения на 1 место в зрит.
зале, кв. м, при уровне комфорта

Примечания

1

2

3

1

2

3

4

5

6

1

Кассовый вестибюль

0,06

0,05

0,05

допустимо
объединение

2

Входной вестибюль

0,15

0,10

0,10


3

Распределительный
вестибюль

0,35

0,30

0,25


4

Гардеробная

0,12

0,10

0,10


5

Камера хранения сумок
и портфелей 2

0,06

0,05

0,04

Размещается
рядом с
гардеробной

6

Бюро обслуживания

0,03

0,03

-

Рекомендуется
размещать рядом
с входными или
распределительными
вестибюлями

7

Санитарные узлы

0,20

0,15

0,10


Таблица 6

№ п/п

Наименование
помещения

Площадь помещения на 1
место в зрительном зале,
при уровне комфорта

Примечания

1

2

3

1

2

3

4

5

6

1

Фойе, кулуары, гостиные

1,50

1,00

0,80

ширина кулуаров -
не менее 2,4 м
уклон пола - не более 1:12

2

Курительные

0,10

0,08

0,06


3

Кладовая при фойе

0,03

0,03

0,03


4

Буфет

0,50

0,40

0,30


Рекомендуемый состав помещений и площади медико-
восстановительного центра

Таблица 7

№ п/п

Наименование помещения

Площадь (кв. м)

1

2

3

1

Кабинет врача*

14-16

2

Ожидальная

9-12

3

Процедурная*

12

4

Кабинет электросветолечения*

7-8 на 1 кушетку

5

Помещение для обработки прокладок

8

6

Кабинет рефлексотерапии*

7-8 на 1 процедурное место

7

Кабинет механотерапии*

56

8

Проведение тестов с физической нагрузкой

20

9

Кабинет ЛФК для малогрупповых и
индивидуальных занятий*

36-56


- с кладовой инвентаря

6-9

10

Кабинет психологической разгрузки*

18-25

11

Душевой зал:



кафедра на 5 душевых установок*

25-30


раздевальная при зале*

12-14


насосная кафедры

18

12

Подводный душ-массаж:



комната в ванной*

20-22 на 1 процедурное место


кабина для переодевания*

4.0 на 1 процедурное место

13

Санузлы:



обычный

6


совмещенный для инвалидов-опорников*

4-5

14

Комната обслуживающего персонала

12-15

15

Комната грязного белья и уборочного
инвентаря

4

* Площадь помещений дается с учетом их использования инвалидами,
передвигающимися на колясках.
Примечание: Количество кушеток в кабинете электросветолечения, процедурных
мест в кабинетах рефлексотерапии, подводного душа, массажа определяется
заданием на проектирование.