В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», подпунктом 3-1) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий.
2. Признать утратившим силу совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 11 февраля 2010 года № 44-ОД и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 15 февраля 2010 года № 53 «Об утверждении критериев оценки степени рисков в сферах естественных монополий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6072, опубликованный в газете «Казахстанская правда» 16 марта 2010 года № 61 (26119-26122).
3. Департаменту контроля и исковой работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Жапсарбай А.Т.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
4. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Сулейменова Р.Е.) после государственной регистрации настоящего приказа:
1) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан с последующим представлением в Юридический департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий сведений об опубликовании;
2) довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Досмухамбетову Б.И.
6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства _____________________М. Оспанов 19 июня 2012 года |
Министр экономического развития ___________________Б. Сагинтаев 25 июня 2012 года |
Утверждены
Совместным приказом
Председателя Агентства Республики
Казахстан по регулированию
естественных монополий
от 19 июня 2012 года № 139-ОД
и Министра экономического развития и
торговли Республики Казахстан
от 25 июня 2012 года № 204
Критерии
оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в
сферах естественных монополий
1. Настоящие критерии оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
2. Настоящие Критерии определяют совокупность количественных и качественных показателей рисков, на основании которых осуществляется оценка и отнесение субъектов естественных монополий (далее – Субъекты) к различным степеням риска.
3. Субъекты, являющиеся субъектами малого предпринимательства - индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридическими лицами, осуществляющими частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, не подлежат проверкам в плановом порядке.
4. Под риском в настоящих Критериях признается вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемых Субъектов жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.
5. Оценка рисков с целью распределения Субъектов по степеням рисков осуществляется на основании Качественных показателей оценки степени рисков (далее – Качественные показатели), согласно приложению к настоящим Критериям.
6. По каждому нарушению, указанному в Качественных показателях, при его наличии присваивается соответствующий балл.
В случае, если действие или бездействие Субъекта подпадает под действие нескольких Качественных показателей, то баллы суммируются.
7. Баллы по Качественным показателям суммируются для определения общего суммарного итога.
8. Результаты суммарного итога используются для дифференциации Субъектов по степеням рисков.
9. Дифференциация Субъектов по степеням рисков осуществляется следующим образом:
к группе высокой степени риска относятся Субъекты, набравшие от 31 и более баллов;
к группе средней степени риска – от 11 до 30 баллов включительно;
к группе незначительной степени риска – от 0 до 10 баллов включительно.
10. В случае, если какие-либо нарушения законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках повлекли получение Субъектом дохода (выручки), то такой Субъект независимо от суммы присвоенных баллов относится к высокой степени риска.
11. Субъекты, подвергшиеся плановой проверке, подлежат повторной оценке рисков на основании Качественных показателей с целью распределения их по степеням рисков.
12. Количество планируемых проверок определяется исходя из результатов проведенной оценки рисков Субъектов и количества участвующих в проверках должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
13. Отбор Субъектов внутри одной группы риска осуществляется уполномоченным органом по следующим принципам:
1) в план проверок включается Субъект, имеющий наибольший непроверенный период (при определении непроверенного периода не берутся в расчет внеплановые тематические проверки);
2) в план проверок включаются объекты, набравшие наибольшие суммы баллов;
3) в случае, если рассматриваемые Субъекты по перечисленным параметрам будут находиться в равных условиях, в план проверок включается субъект, имеющий наибольший размер совокупного годового дохода от оказания регулируемых видов деятельности.
Приложение
к Критериям оценки
степени риска в сфере частного
предпринимательства в сферах
естественных монополий
Качественные показатели оценки степени рисков
№ |
нарушения требований |
Условия |
Баллы |
1 |
оказание услуг и осуществление иной деятельности, не относящейся |
да |
5 |
нет |
0 |
||
2 |
наличие на праве собственности и (или) хозяйственного ведения |
да |
5 |
нет |
0 |
||
3 |
владение акциями (долей участия) или иные формы участия в |
да |
10 |
нет |
0 |
||
4 |
взимание за регулируемые услуги (товары, работы) платы, |
да |
10 |
нет |
0 |
||
5 |
взимание дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или |
да |
10 |
нет |
0 |
||
6 |
превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы, |
да |
3 |
нет |
0 |
||
7 |
навязывание условий доступа к регулируемым услугам (товарам, |
да |
10 |
нет |
0 |
||
8 |
передача принадлежащего на праве собственности или ином законном |
да |
10 |
нет |
0 |
||
9 |
уступка права требования, связанного с предоставляемыми |
да |
5 |
нет |
0 |
||
10 |
отказ в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ) |
да |
10 |
нет |
0 |
||
11 |
включение в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные |
да |
10 |
нет |
0 |
||
12 |
нецелевое использование средств, предусмотренных в |
да |
5 |
нет |
0 |
||
13 |
требование оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, |
да |
5 |
нет |
0 |
||
14 |
признание коммерческой тайной информации: содержащейся в |
да |
5 |
нет |
0 |
||
15 |
необеспечение всеобщего обслуживания потребителей регулируемых |
да |
3 |
нет |
0 |
||
16 |
неисполнение обязанности по предоставлению регулируемых услуг |
да |
10 |
нет |
0 |
||
17 |
неисполнение обязанности по обеспечению приема платежей от |
да |
3 |
нет |
0 |
||
18 |
непредоставление равных условий потребителям регулируемых услуг |
да |
5 |
нет |
0 |
||
19 |
непредоставление в случае утверждения предельного уровня тарифа |
да |
5 |
нет |
0 |
||
20 |
неосуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на |
да |
5 |
нет |
0 |
||
21 |
непроведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими |
да |
3 |
нет |
0 |
||
22 |
неведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных |
да |
3 |
нет |
0 |
||
23 |
неисполнение тарифной сметы, непредставление либо |
да |
5 |
нет |
0 |
||
24 |
неисполнение обязанности по ежегодному отчету о деятельности по |
да |
3 |
нет |
0 |
||
25 |
незаключение в соответствии с типовыми договорами индивидуальных |
да |
3 |
нет |
0 |
||
26 |
незаключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества |
да |
3 |
нет |
0 |
||
27 |
неисполнение обязанности по приобретению и установке |
да |
3 |
нет |
0 |
||
28 |
невзимание за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги |
да |
5 |
нет |
0 |
||
29 |
проведение переоценки основных средств без согласования с |
да |
5 |
нет |
0 |
||
30 |
нарушение прав потребителей при заключении договоров на |
да |
10 |
нет |
0 |
||
31 |
неуведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении |
да |
10 |
нет |
0 |
||
32 |
неснижение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных |
да |
3 |
нет |
0 |
||
33 |
неисполнение обязанности по отчуждению имущества, |
да |
5 |
нет |
0 |
||
34 |
неисполнение обязанности по разработке и согласованию методики |
да |
5 |
нет |
0 |
||
35 |
неисполнение утвержденных инвестиционных программ (проекты) |
да |
5 |
нет |
0 |
||
36 |
превышение технических и технологических норм расхода сырья, |
да |
5 |
нет |
0 |
||
37 |
неисполнение обязанности по разработке и реализации плана |
да |
3 |
нет |
0 |
||
38 |
неснижение уровня нормативных технических потерь на величину и в |
да |
3 |
нет |
0 |
||
39 |
непредставление субъектом естественной монополии по требованию |
да |
3 |
нет |
0 |
||
40 |
непредставление региональной электросетевой компанией в срок, не |
да |
10 |
нет |
0 |
||
41 |
непредставление в срок, не позднее последнего дня месяца, |
да |
5 |
нет |
0 |
||
42 |
непредставление заявки субъектом естественной монополии в |
Да |
5 |
нет |
0 |
||
43 |
несвоевременное получение либо отсутствие согласия |
да |
5 |
нет |
0 |
||
44 |
несоблюдение субъектом естественной монополии обязанности по |
да |
3 |
нет |
0 |
||
45 |
недоведение региональной электросетевой компанией до сведения |
да |
3 |
нет |
0 |
||
46 |
непредоставление в месячный срок со дня получения субъектом |
да |
3 |
нет |
0 |