Об утверждении критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий

Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 июня 2012 года № 139-ОД и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 204. Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 28 июня 2012 № 7766. Утратил силу совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 1 июля 2013 года № 200-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра регионального развития Республики Казахстан от 5 июля 2013 года № 126/НҚ

Утратил силу

      Сноска. Совместный приказ утратил силу совместным приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 01.07.2013 № 200-ОД и Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра регионального развития РК от 05.07.2013 № 126/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», подпунктом 3-1) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий.
      2. Признать утратившим силу совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 11 февраля 2010 года № 44-ОД и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 15 февраля 2010 года № 53 «Об утверждении критериев оценки степени рисков в сферах естественных монополий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6072, опубликованный в газете «Казахстанская правда» 16 марта 2010 года № 61 (26119-26122).
      3. Департаменту контроля и исковой работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Жапсарбай А.Т.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
      4. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Сулейменова Р.Е.) после государственной регистрации настоящего приказа:
      1) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан с последующим представлением в Юридический департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий сведений об опубликовании;
      2) довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
      5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Досмухамбетову Б.И.
      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Агентства
Республики Казахстан
по регулированию
естественных монополий

_____________________М. Оспанов

19 июня 2012 года


Министр экономического развития
и торговли Республики Казахстан

___________________Б. Сагинтаев

25 июня 2012 года

Утверждены              
Совместным приказом         
Председателя Агентства Республики 
Казахстан по регулированию     
естественных монополий       
от 19 июня 2012 года № 139-ОД   
и Министра экономического развития и
торговли Республики Казахстан   
от 25 июня 2012 года № 204    

Критерии
оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в
сферах естественных монополий

      1. Настоящие критерии оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства в сферах естественных монополий (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
      2. Настоящие Критерии определяют совокупность количественных и качественных показателей рисков, на основании которых осуществляется оценка и отнесение субъектов естественных монополий (далее – Субъекты) к различным степеням риска.
      3. Субъекты, являющиеся субъектами малого предпринимательства - индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридическими лицами, осуществляющими частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, не подлежат проверкам в плановом порядке.
      4. Под риском в настоящих Критериях признается вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемых Субъектов жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.
      5. Оценка рисков с целью распределения Субъектов по степеням рисков осуществляется на основании Качественных показателей оценки степени рисков (далее – Качественные показатели), согласно приложению к настоящим Критериям.
      6. По каждому нарушению, указанному в Качественных показателях, при его наличии присваивается соответствующий балл.
      В случае, если действие или бездействие Субъекта подпадает под действие нескольких Качественных показателей, то баллы суммируются.
      7. Баллы по Качественным показателям суммируются для определения общего суммарного итога.
      8. Результаты суммарного итога используются для дифференциации Субъектов по степеням рисков.
      9. Дифференциация Субъектов по степеням рисков осуществляется следующим образом:
      к группе высокой степени риска относятся Субъекты, набравшие от 31 и более баллов;
      к группе средней степени риска – от 11 до 30 баллов включительно;
      к группе незначительной степени риска – от 0 до 10 баллов включительно.
      10. В случае, если какие-либо нарушения законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках повлекли получение Субъектом дохода (выручки), то такой Субъект независимо от суммы присвоенных баллов относится к высокой степени риска.
      11. Субъекты, подвергшиеся плановой проверке, подлежат повторной оценке рисков на основании Качественных показателей с целью распределения их по степеням рисков.
      12. Количество планируемых проверок определяется исходя из результатов проведенной оценки рисков Субъектов и количества участвующих в проверках должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.
      13. Отбор Субъектов внутри одной группы риска осуществляется уполномоченным органом по следующим принципам:
      1) в план проверок включается Субъект, имеющий наибольший непроверенный период (при определении непроверенного периода не берутся в расчет внеплановые тематические проверки);
      2) в план проверок включаются объекты, набравшие наибольшие суммы баллов;
      3) в случае, если рассматриваемые Субъекты по перечисленным параметрам будут находиться в равных условиях, в план проверок включается субъект, имеющий наибольший размер совокупного годового дохода от оказания регулируемых видов деятельности.

Приложение         
к Критериям оценки     
степени риска в сфере частного
предпринимательства в сферах
естественных монополий   

Качественные показатели оценки степени рисков

нарушения требований

Условия
присвоения
баллов

Баллы

1

оказание услуг и осуществление иной деятельности, не относящейся
к сферам естественных монополий, за исключением деятельности:
технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами,
работами);
установленной законодательством Республики Казахстан о почте;
в случае, когда доходы от оказания регулируемых услуг (товаров,
работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают
одного процента доходов от всей деятельности субъекта рынка за
один календарный год;
в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти
процентов от всей деятельности субъекта естественной монополии
за один календарный год;
в случае невозможности организационного и территориального
обособления структурного подразделения, оказывающего услуги
(товары, работы) в сфере естественной монополии

да

5

нет

0

2

наличие на праве собственности и (или) хозяйственного ведения
имущества, не связанного с производством и предоставлением
регулируемых услуг (товаров, работ), а также с осуществлением
деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в
соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных
монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон)

да

5

нет

0

3

владение акциями (долей участия) или иные формы участия в
деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных
накопительных пенсионных фондов, специальных финансовых
компаний, а также иных организаций, осуществляющих деятельность,
разрешенную для субъекта естественной монополии Законом

да

10

нет

0

4

взимание за регулируемые услуги (товары, работы) платы,
превышающей размер, установленный уполномоченным органом,
осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на
регулируемых рынках (далее – уполномоченный орган)

да

10

нет

0

5

взимание дополнительной платы, не предусмотренной Законом, или
иные формы навязывания дополнительных обязательств, которые по
своему содержанию не касаются предмета оказываемых регулируемых
услуг (передача финансовых средств и иного имущества,
имущественных прав и других);

да

10

нет

0

6

превышение средств, предусмотренных статьями тарифной сметы,
утвержденной уполномоченным органом, более чем на пять
процентов, за исключением региональной электросетевой компании,
случаев увеличения расходов на используемые стратегические
товары, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера

да

3

нет

0

7

навязывание условий доступа к регулируемым услугам (товарам,
работам) субъектов естественных монополий или совершение иных
действий, ведущих к дискриминации потребителей

да

10

нет

0

8

передача принадлежащего на праве собственности или ином законном
основании имущества, используемого в технологическом цикле при
производстве и (или) предоставлении регулируемых услуг (товаров,
работ), в доверительное управление, имущественный найм (аренду),
включая лизинг

да

10

нет

0

9

уступка права требования, связанного с предоставляемыми
регулируемыми услугами (товарами, работами), за исключением
уступки права требования специальной финансовой компании по
сделкам проектного финансирования и секьюритизации

да

5

нет

0

10

отказ в предоставлении регулируемых услуг (товаров, работ)
добросовестным потребителям в связи с неоплатой
недобросовестными потребителями использованного объема
регулируемых услуг (товаров, работ)

да

10

нет

0

11

включение в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные
уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затрат, не
связанных с их предоставлением

да

10

нет

0

12

нецелевое использование средств, предусмотренных в
инвестиционных программах (проектах)

да

5

нет

0

13

требование оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров,
работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых
услуг (товаров, работ), установленным государственными органами
в пределах их компетенции

да

5

нет

0

14

признание коммерческой тайной информации: содержащейся в
тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов
учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания
платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых
коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных
услугах (товарах, работах)

да

5

нет

0

15

необеспечение всеобщего обслуживания потребителей регулируемых
услуг (товаров, работ) в соответствии с требованиями к качеству
предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ),
установленных государственными органами в пределах их
компетенции

да

3

нет

0

16

неисполнение обязанности по предоставлению регулируемых услуг
(товаров, работ) по утвержденным тарифам (ценам, ставкам сборов)

да

10

нет

0

17

неисполнение обязанности по обеспечению приема платежей от
потребителей за предоставляемые им регулируемые коммунальные
услуги (товары, работы) через собственные кассы, а также банки и
организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций,
за исключением случаев, установленных Законом

да

3

нет

0

18

непредоставление равных условий потребителям регулируемых услуг
(товаров, работ), кроме случаев предоставления регулируемых
услуг (товаров, работ) с учетом льгот и преимуществ,
установленных законодательством Республики Казахстан, в том
числе равных условий доступа к регулируемым услугам (товарам,
работам)

да

5

нет

0

19

непредоставление в случае утверждения предельного уровня тарифа
(цены, ставки сбора) регулируемых услуг (товаров, работ) для
всех потребителей по единым уровням тарифов (цен, ставок
сборов), не превышающим предельный уровень тарифа (цены, ставки
сбора)

да

5

нет

0

20

неосуществление закупок услуг (товаров, работ), затраты на
которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора)
или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые
услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в
порядке, установленном Законом и иными законодательными актами
Республики Казахстан, за исключением региональной электросетевой
компании

да

5

нет

0

21

непроведение обязательного ежегодного аудита аудиторскими
организациями либо неопубликование аудиторского отчета и годовой
финансовой отчетности

да

3

нет

0

22

неведение раздельного учета доходов, затрат и задействованных
активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в
целом по иной деятельности

да

3

нет

0

23

неисполнение тарифной сметы, непредставление либо
несвоевременное представление отчета об исполнении тарифной
сметы в срок, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным
периодом, за исключением региональной электросетевой компании

да

5

нет

0

24

неисполнение обязанности по ежегодному отчету о деятельности по
предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) перед
потребителями и иными заинтересованными лицами

да

3

нет

0

25

незаключение в соответствии с типовыми договорами индивидуальных
договоров с потребителями на каждый вид предоставляемых
регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также на
каждый вид и (или) совокупность иных предоставляемых
регулируемых услуг (товаров, работ)

да

3

нет

0

26

незаключение в соответствии с типовыми договорами сотрудничества
договоров сотрудничества с органом управления объектом
кондоминиума на каждый вид предоставляемых им регулируемых
коммунальных услуг (товаров, работ)

да

3

нет

0

27

неисполнение обязанности по приобретению и установке
потребителям приборов учета регулируемых коммунальных услуг
(товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с
потребителями

да

3

нет

0

28

невзимание за предоставляемые регулируемые коммунальные услуги
(товары, работы) платы в случае выхода прибора учета из строя по
среднемесячным показаниям приборов учета

да

5

нет

0

29

проведение переоценки основных средств без согласования с
уполномоченным органом

да

5

нет

0

30

нарушение прав потребителей при заключении договоров на
предоставление регулируемых услуг (товаров, работ)

да

10

нет

0

31

неуведомление уполномоченного органа и потребителей о снижении
тарифов (цен, ставок сборов) в срок, не позднее, чем за десять
дней до введения их в действие

да

10

нет

0

32

неснижение тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных
уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы)
для всех потребителей в случае соответствующего изменения
налогового законодательства Республики Казахстан, в результате
которого стоимость затрат субъекта естественной монополии
уменьшается, со дня введения в действие указанных изменений

да

3

нет

0

33

неисполнение обязанности по отчуждению имущества,
предназначенного для производства и предоставления регулируемых
услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за
исключением случаев передачи имущества в собственность
государства

да

5

нет

0

34

неисполнение обязанности по разработке и согласованию методики
ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных
активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных
монополий

да

5

нет

0

35

неисполнение утвержденных инвестиционных программ (проекты)
субъектов естественных монополий

да

5

нет

0

36

превышение технических и технологических норм расхода сырья,
материалов, топлива, энергии, непосредственно используемых для
оказания регулируемых услуг (товаров, работ), утвержденных
уполномоченным органом, более чем на пять процентов, за
исключением случаев увеличения технических и технологических
норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии при увеличении
объемов оказываемых услуг и вследствие непреодолимой силы, а
также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
и работ, направленных на предотвращение технологических
нарушений или исполнение предписаний государственных органов

да

5

нет

0

37

неисполнение обязанности по разработке и реализации плана
мероприятий по ликвидации сверхнормативных потерь в случае их
наличия

да

3

нет

0

38

неснижение уровня нормативных технических потерь на величину и в
сроки, определенные уполномоченным органом

да

3

нет

0

39

непредставление субъектом естественной монополии по требованию
уполномоченного органа финансовой отчетности и иной необходимой
информации на бумажном и (или) электронном носителях в сроки,
установленные уполномоченным органом, которые не могут быть
менее пяти рабочих дней со дня получения субъектом естественной
монополии соответствующего требования (за каждый из указанных
случаев присваивается отдельный балл)

да

3

нет

0

40

непредставление региональной электросетевой компанией в срок, не
позднее 31 августа, информации о фактических (за предшествующий
календарный год) и планируемых (на предстоящие три календарных
года) затратах и объемах оказываемых услуг, а также о
технико-экономических показателях деятельности с приложением
обосновывающих материалов

да

10

нет

0

41

непредставление в срок, не позднее последнего дня месяца,
следующего за отчетным кварталом (годом), информации о
деятельности по итогам квартала (года) в случае утверждения
тарифа с применением метода сравнительного анализа

да

5

нет

0

42

непредставление заявки субъектом естественной монополии в
уполномоченный орган в срок, не позднее шести месяцев, для
пересмотра тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет в общем
порядке в случаях, предусмотренных частью первой пункта 5 статьи
18 Закона

Да

5

нет

0

43

несвоевременное получение либо отсутствие согласия
уполномоченного органа на осуществление действий,
предусмотренных подпунктами 1)-4), 5) пункта 1 статьи 18-1
Закона

да

5

нет

0

44

несоблюдение субъектом естественной монополии обязанности по
доведению до сведения потребителя информации об изменении
тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней не
позднее, чем за тридцать дней до введения их в действие, а
субъектом естественной монополии малой мощности - не позднее чем
за три дня до введения их в действие.

да

3

нет

0

45

недоведение региональной электросетевой компанией до сведения
потребителя информации об изменении тарифа в срок, не позднее,
чем за тридцать календарных дней до введения его в действие

да

3

нет

0

46

непредоставление в месячный срок со дня получения субъектом
естественной монополии соответствующего требования, экономически
обоснованных расчетов и иной информации в том же объеме, что и
при подаче заявки для утверждения нового тарифа (цены, ставки
сбора), при пересмотре тарифов (цен, ставок сборов) или их
предельных уровней и тарифных смет по инициативе уполномоченного
органа

да

3

нет

0