Об утверждении Правил использования аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации Республики Казахстан

Совместный приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 марта 2011 года № 91 и Министра обороны Республики Казахстан от 18 марта 2011 года № 128. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 апреля 2011 года № 6922

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила использования аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации Республики Казахстан.
      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда Р.О.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дюсембаева Е.С.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр обороны
      Республики Казахстан                       А. Джаксыбеков

      Министр
      транспорта и коммуникаций
      Республики Казахстан                       А. Кусаинов

Утвержден
совместным приказом
Министерства обороны
Республики Казахстан
от 18 марта 2011 года № 128
и Министерства транспорта
и коммуникаций
Республики Казахстан
от 25 февраля 2011 года № 91

Правила использования аэродромов совместного базирования
гражданской и государственной авиации Республики Казахстан

1. Общие положения

      1. Правила использования аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок использования аэродромов совместного базирования независимо от форм собственности, а также организацию, проведение и обеспечение полетов на аэродромах совместного базирования Республики Казахстан.
      2. В настоящих Правилах используются следующие определения:
      1) дальняя зона - зона ответственности управления воздушным движением государственной авиации за пределами района аэродрома до границы района управления воздушным движением;
      2) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
      3) диспетчер обслуживания воздушного движения (далее - диспетчер ОВД) - специалист, имеющий действующее свидетельство диспетчера ОВД (диспетчер подхода, круга, посадки, вышки, старта, руления) и допуск к работе на одном из диспетчерских пунктов ОВД;
      4) контрольная точка аэродрома - точка, определяемая географическим местоположением (геодезическими координатами), как правило, центра ВПП аэродрома;
      5) служба (орган) организации обслуживания воздушного движения (далее - служба ОВД) - районный диспетчерский центр, диспетчерский пункт подхода или аэродромный диспетчерский пункт;
      6) аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются воздушные суда государственной и гражданской авиации;
      7) видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры (освещенные объекты) ночью;
      8) аэродром назначения - аэродром, указанный в плане полета или в задании на полет как аэродром намеченной посадки;
      9) аэродром запасной - аэродром, на который следует воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать на аэродром назначения или производить на нем посадку;
      10) уполномоченный орган в сфере государственной авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности государственной авиации;
      11) аэродром базирования (аэродром базовый) - аэродром постоянного размещения воздушных судов и имеющий для этих целей необходимые сооружения;
      12) ближняя зона - зона ответственности управления воздушным движением государственной авиации в районе аэродрома;
      13) взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - определенный прямоугольный участок летной полосы сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;
      14) план полета - определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, представляемые пилотом (летчиком), экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;
      15) орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение предотвращения столкновений воздушных судов с птицами в районе аэродрома;
      16) зона взлета и посадки - воздушное пространство установленной высоты от уровня аэродрома до высоты ниже нижнего эшелона, в границах, обеспечивающих маневрирование воздушных судов при взлете и заходе на посадку.
      3. Аэродромы совместного базирования по принадлежности относятся к гражданской или государственной авиации.
      4. Эксплуатация аэродромов совместного базирования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами на основе договоров, заключаемых между эксплуатантами.
      5. Для каждого аэродрома совместного базирования эксплуатантами аэродрома разрабатывается инструкция по производству полетов, утверждаемая в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года № 1439 "Об утверждении Правил использования аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации в Республике Казахстан" (далее - ИПП), в которой определяется порядок выполнения полетов на данном аэродроме с учетом местной особенности его эксплуатации и действующих ограничений.
      Использование аэродромов совместного базирования, не имеющих утвержденной ИПП, не допускается.
      6. Аэродромы совместного базирования используются в качестве аэродромов назначения и/или запасных аэродромов.
      7. Аэродромы совместного базирования, относящиеся по принадлежности к гражданской авиации, используются в качестве запасных для воздушных судов всех пользователей воздушного пространства.

2. Порядок планирования и организации полетов

      8. Планирование полетов на аэродромах совместного базирования производится в соответствии с графиком распределения летного времени между авиационными воинскими частями и организациями гражданской авиации, расположенными на данном аэродроме. Согласованный график распределения летного времени утверждается совместно руководителями расположенных на аэродроме организаций.
      9. Управление воздушным движением воздушных судов гражданской авиации, а также одиночными полетами и перелетами военно-транспортных воздушных судов государственной авиации в районе аэродромов совместного базирования, относящихся по принадлежности к гражданской авиации, осуществляет дежурная смена диспетчеров ОВД.
      10. Управление воздушным движением воздушных судов гражданской и государственной авиации в районе аэродромов совместного базирования, относящихся по принадлежности к государственной авиации, а также управление полетами боевых самолетов государственной авиации на аэродроме совместного базирования, относящегося по принадлежности к гражданской авиации, осуществляет объединенная группа управления воздушным движением (далее - ОГ УВД). Состав ОГ УВД определяется в зависимости от вариантов полетов, задач, решаемых авиационной воинской частью, и интенсивности воздушного движения воздушных судов.
      11. В состав ОГ УВД при выполнении плановых полетов воздушными судами государственной авиации от авиационной воинской части назначаются:
      1) руководитель полетов;
      2) помощник руководителя полетов;
      3) руководитель ближней зоны;
      4) руководитель зоны взлета и посадки.
      12. Руководитель полетов авиационной воинской части осуществляет взаимодействие с диспетчерскими пунктами службы ОВД по управлению движением государственных воздушных судов через руководителя полетов (старшего диспетчера) службы ОВД.
      13. Руководителем ОГ УВД является руководитель полетов, под руководством которого осуществляется управление основными полетами, запланированными на данные сутки в соответствии с утвержденным графиком распределения летного времени. Руководитель полетов другой организации является помощником руководителя ОГ УВД.
      14. Непосредственное управление одновременными полетами воздушных судов различных организаций в своих зонах ответственности осуществляют представители авиационной войсковой части и организации гражданской авиации под общим руководством руководителя ОГ УВД.
      15. Для специалистов государственной авиации, входящих в состав ОГ УВД устанавливаются следующие зоны ответственности:
      1) в зоне взлета и посадки:
      руководителю полетов или помощнику руководителя полетами - в пределах визуальной видимости;
      руководителю зоны взлета и посадки - на посадочном курсе в секторе +(-) 15 градусов от оси взлетно-посадочной полосы и дальности 20 км от начала ВПП;
      2) в ближней зоне (в радиусе 50-60 км от контрольной точки аэродрома) - руководителю ближней зоны или при отсутствии штатного руководителя ближней зоны - руководителю зоны взлета и посадки;
      3) в дальней зоне - руководителю дальней зоны, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан уполномоченного органа в сфере государственной авиации.
      Зоны ответственности специалистов гражданской авиации, входящих в состав ОГ УВД и рубежи передачи управления воздушным движением устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность службы ОВД.
      16. Руководитель ОГ УВД обеспечивает безопасность, регулярность и экономичность полетов при выполнении согласованного плана полетов и перелетов.
      17. При отсутствии в авиационной воинской части, находящейся на аэродроме совместного базирования, плановых полетов, и при наличии только одиночных полетов или перелетов государственных транспортных воздушных судов, в состав ОГ УВД от авиационной воинской части назначаются:
      1) дежурный по приему и выпуску воздушных судов;
      2) руководитель зоны взлета и посадки.
      От службы ОВД в состав ОГ УВД назначается дежурная смена диспетчеров ОВД в полном составе.
      Руководителем ОГ УВД является руководитель полетов (старший диспетчер) службы ОВД, а дежурный по приему и выпуску воздушных судов - его помощником.
      18. Управление движением воздушных судов государственной авиации в ближней зоне и зоне взлета и посадки рекомендуется осуществлять на разных частотах радиосвязи особо высокой частоты (далее - ОВЧ). Управление полетами боевых воздушных судов в ближней зоне и зоне взлета и посадки осуществляется на одной частоте радиосвязи ОВЧ.

3. Порядок аэродромно-технического обеспечения полетов

      19. Аэродромно-техническое обеспечение полетов на аэродроме совместного базирования осуществляется средствами организаций государственной и гражданской авиации, расположенных на данном аэродроме.
      20. Расходы на эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродрома оформляются договорами (соглашениями) между организациями государственной и гражданской авиации, расположенных на аэродроме, с указанием конкретных условий расчета и объемом выполняемых работ.
      21. Для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту аэродрома на основании заключенных договоров (соглашений) выделяется необходимый личный состав и техника базирующихся на аэродроме организаций государственной и гражданской авиации.
      22. Движение транспорта по летному полю, перрону и аэродрому организуется в соответствии с требованиями нормативных актов.
      23. Производство работ на летном поле организуется в соответствии с порядком взаимодействия аэродромной и других служб, обеспечивающих полеты с ОГ УВД аэродрома, утверждаемым руководителями организаций государственной и гражданской авиации данного аэродрома.
      24. Закрытие аэродрома совместного базирования на ремонт осуществляется по заранее согласованному плану между руководителями базирующихся на аэродроме организаций государственной и гражданской авиации.
      25. Аэродромы (вертодромы), используемые гражданской авиацией, а также аэродромы совместного использования и базирования должны соответствовать нормам годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации.
      26. Работы по строительству (реконструкции) объектов УВД, навигации и посадки на аэродромах совместного базирования, требующие капитальных затрат, организуются организацией, которой принадлежат эти объекты и системы.

4. Порядок организации связи, радиотехнического
и электросветотехнического обеспечения полетов

      27. Руководитель подразделения радиотехнического обеспечения полетов и связи той организации, которой принадлежит аэродром обеспечивает радиотехническое обеспечение (далее - РТО) полетов и организацию связи на аэродромах совместного базирования.
      28. Порядок РТО на аэродроме совместного базирования определяется ИПП. Наземные средства РТО полетов и связи размещаются на аэродроме в соответствии с установленным порядком использования данного оборудования.
      29. Совместное использование средств РТО полетов и связи, содержание их в готовности осуществляется на основании договоров и соглашений между организациями, расположенными на данном аэродроме, и регламентируются в порядке, установленном ИПП, в которой, кроме прочего, указывается:
      1) схема организации РТО полетов и связи на аэродроме;
      2) основные и резервные средства РТО полетов и связи, средства объективного контроля, источники электропитания;
      3) порядок взаимодействия служб, режим их работы.
      30. Профилактические и плановые регламентные работы средств РТО полетов и связи, а также их замена и капитальный или средний ремонт проводятся их владельцами по планам, согласованным руководителями организаций государственной и гражданской авиации, расположенных на аэродроме.
      31. Все наземные средства РТО полетов и связи на аэродромах совместного базирования подлежат летным проверкам самолетами-лабораториями (боевыми воздушными судами или воздушными судами гражданской авиации).
      32. Акты проверок технического состояния и летных проверок с необходимыми приложениями к ним утверждаются руководителями базирующихся на аэродроме организаций, которым принадлежат средства РТО полетов и связи.
      Своевременность и полноту проведения летных проверок, готовность средств связи и РТО полетов к летным проверкам на аэродромах совместного базирования обеспечивают авиационные начальники - начальники служб эксплуатации средств связи и РТО государственной или гражданской авиации, в зависимости от принадлежности средств.
      33. Техническая эксплуатация наземных средств РТО полетов и связи на аэродромах совместного базирования организуется в соответствии с требованиями нормативных актов и осуществляется организацией, которой принадлежат эти средства.
      Техническое обслуживание средств РТО полетов и связи на аэродроме совместного базирования осуществляется специалистами другой организации на основе соответствующих договоров.
      34. Использование наземных средств РТО полетов и связи организаций, базирующихся на данном аэродроме, осуществляется согласно графику полетов, на основании договоров между организациями государственной и гражданской авиации.
      35. Организации государственной и гражданской авиации могут выводить из эксплуатации свои радиотехнические средства, оказывающие влияние на безопасность полетов воздушных судов другой стороны, только по согласованию другой стороной.
      36. На аэродромах совместного базирования каналы авиационной радиосвязи управления воздушного движения (далее - УВД) в районе аэродрома (аэроузла) организуются за счет средств организаций, расположенных на данном аэродроме, в соответствии с принятой структурой УВД данного аэродрома. Дооборудование их по типовой схеме государственной авиации осуществляется силами и средствами авиационных воинских частей в соответствии с требованиями норм годности эксплуатации военных аэродромов.
      37. Радиотехническая система ближней навигации при необходимости устанавливается организациями государственной и гражданской авиации в соответствии с типовыми схемами размещения средств РТО, но не более двух комплектов и используется согласно графику полетов.
      38. Стационарное светотехническое оборудование устанавливается организацией гражданской авиации в соответствии с требованиями норм годности эксплуатации гражданских аэродромов. Дооборудование их по типовой схеме государственной авиации осуществляется силами и средствами организаций государственной авиации в соответствии с требованиями норм годности эксплуатации аэродромов государственной авиации. Подвижное светотехническое оборудование устанавливается и эксплуатируется специалистами организации, которой принадлежит это оборудование.

5. Порядок инженерно-авиационного обслуживания воздушных судов

      39. Инженерно-авиационное обслуживание воздушных судов на аэродромах совместного базирования осуществляется за счет средств организаций, воздушные суда которых базируются на данном аэродроме.
      40. Взаимодействие по вопросам технической эксплуатации воздушных судов между инженерно-авиационными службами организаций, воздушные суда которых базируются на аэродроме, осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями).

6. Порядок охраны и обороны аэродрома

      41. Охрана объектов и оборона аэродромов совместного базирования Республики Казахстан осуществляется в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
      42. Охрана воздушных судов и объектов гражданской авиации Республики Казахстан организуется с целью обеспечения порядка, исключающего проникновение посторонних лиц на летное поле аэродрома, в самолеты и вертолеты, на объекты, обеспечивающие полеты воздушных судов, а также в здания и помещения, доступ в которые контролируется.
      43. Охрана воздушных судов и объектов аэродрома осуществляется организацией гражданской авиации самостоятельно, либо субъектами охранной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      44. Руководители размещающихся на аэродроме организаций государственной и гражданской авиации совместно разрабатывают и утверждают план охраны воздушных судов, объектов и оборону аэродрома совместного базирования.
      45. Во время работы на авиационной технике за сохранность воздушных судов, оборудования и имущества, находящихся на стоянках, отвечает инженерно-технический состав, которым обслуживаются данные воздушные суда.
      46. Допуск экипажей и обслуживающего персонала к местам стоянок воздушных судов, в том числе и перелетающих, находящихся под охраной, производится согласно законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

7. Порядок организации метеорологического обеспечения полетов
на аэродромах совместного базирования

      47. Метеорологическое обеспечение полетов государственной авиации на аэродромах совместного базирования осуществляется штатными метеорологическими подразделениями государственной авиации.
      Метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации на аэродромах совместного базирования осуществляется авиаметеорологической станцией (далее - АМСГ), авиаметеорологическим центром (далее - АМЦ) АО "Казаэросервис".
      48. При наличии на аэродроме только одного метеорологического подразделения, метеорологическое обеспечение полетов осуществляется этим подразделением независимо от принадлежности воздушных судов к государственной и гражданской авиации на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      49. Метеорологическое обеспечение полетов обеспечивается метеорологическими подразделениями, АМЦ, АМСГ, расположенными на аэродроме организациями государственной и гражданской авиации.
      50. Метеорологические подразделения, АМЦ и АМСГ работают во взаимодействии и осуществляют постоянный обмен метеорологической информацией и передачу руководителю полетов и диспетчерам результатов метеорологических наблюдений, которые передаются экипажам воздушных судов. Между метеорологическими подразделениями устанавливается прямая телефонная либо громкоговорящая связь.