Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 марта 2009 года № 123. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 апреля 2009 года № 5621. Утратил силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2012 года № 92

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 08.02.2012 № 92.

      В соответствии со статьями 25 и 35 Закона Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость.
      2. Признать утратившим силу приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 26 июня 2007 года № 428 «Об утверждении Правил возврата налога на добавленную стоимость по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, и внесении изменений в приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 13 декабря 2006 года № 637 «Об утверждении Правил составления налоговой отчетности» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4813, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 7 августа 2007 г. № 119 (1322)).
      3. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в средствах массовой информации.
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования.

       Министр                                   Б. Жамишев

Утверждены       
приказом Министра финансов
Республики Казахстан 
от 25 марта 2009 года № 123

Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость

      Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьями 25 и 35 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее - Закон) и устанавливают порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
      Порядок определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, устанавливается постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2009 года № 373 «Об утверждении Правил определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, и критериев отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации» (далее - Постановление).
      Понятия и термины, употребляемые в настоящих Правилах, используются в значениях, определяемых налоговым законодательством Республики Казахстан.

1. Основания для возврата превышения НДС

      1. Возврат превышения НДС производится на основании:
      1) налогового заявления о возврате превышения НДС (далее - заявление возврате НДС), по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года;
      2) декларации по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате превышения НДС (далее - требование о возврате НДС), по превышению, образовавшемуся после 1 января 2009 года;
      3) документов, необходимых в соответствии с пунктами 3-10 настоящих Правил, в зависимости от основания возврата;
      4) акта налоговой проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, либо заключения налогового органа к акту налоговой проверки (далее - заключение к акту) в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 635 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
      2. При возврате превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам рассматриваются:
      документы, подтверждающие ввод объектов основных средств в эксплуатацию, - документы, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
      В целях настоящего пункта применяются следующие понятия:
      инвестиции в недвижимость - недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но не для:
      1) использования в производстве или поставке товаров, оказание услуг, в административных целях; или
      2) продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
      биологический актив - живущее животное или растение.

2. Документы, подтверждающие обороты, облагаемые
по нулевой ставке

      3. Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
      1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;
      2) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта, а также с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан, кроме случаев, указанных в подпункте 3) настоящего пункта;
      3) полная грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление, в следующих случаях:
      при вывозе товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи;
      при вывозе товаров в режиме экспорта с применением процедуры периодического декларирования;
      при вывозе товаров в режиме экспорта с применением процедуры временного декларирования;
      4) копии товаросопроводительных документов, предусмотренных в таможенном законодательстве Республики Казахстан.
      В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;
      5) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.
      4. В случае осуществления дальнейшего экспорта товаров, ранее вывезенных за пределы таможенной территории Республики Казахстан в режиме переработки вне таможенной территории, или продуктов их
переработки подтверждение экспорта осуществляется в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, а также на основании следующих документов:
      1) грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой производится изменение режима переработки на режим экспорта;
      2) грузовой таможенной декларации, оформленной в режиме переработки товаров вне таможенной территории;
      3) копии грузовой таможенной декларации, оформленной при ввозе товаров на территорию иностранного государства в режиме переработки товаров на таможенной территории (переработки товаров под таможенным контролем), заверенной таможенным органом, осуществившим такое оформление;
      4) копии грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой производится изменение режима переработки товаров под таможенным контролем на территории иностранного государства на режим выпуска товаров для свободного обращения на территории иностранного государства или режим экспорта.
      5. Документами, подтверждающими оборот по реализации, совершенный до 1 января 2009 года, резидентами Республики Казахстан аффинированных драгоценных металлов — золота, платины, изготовленные из сырья собственного производства, Национальному банку и финансовым организациям являются:
      1) договор (контракт) на поставку аффинированных драгоценных
металлов — золота, платины, изготовленных из сырья собственного
производства;
      2) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку аффинированных драгоценных металлов — золота, платины, изготовленных из сырья собственного производства;
      3) копии документов, подтверждающих получение аффинированных драгоценных металлов — золота, платины, изготовленных из сырья собственного производства, Национальным Банком Республики Казахстан и финансовыми организациями.
      6. Едиными международными перевозочными документами, подтверждающими оборот по реализации услуг по международным перевозкам, являются:
      1) при перевозке грузов:
      в международном автомобильном сообщении - товарно-транспортная накладная;
      в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - накладная единого образца;
      воздушным транспортом - грузовая накладная;
      по системе магистральных трубопроводов:
      грузовая таможенная декларация на транзитный объем товаров по каждому магистральному трубопроводу за расчетный период;
      акты выполненных работ, акты приема-сдачи грузов;
      счета-фактуры;
      2) при перевозке пассажиров и багажа:
      автомобильным транспортом:
      при регулярных перевозках - отчет о продаже проездных билетов, проданных в Республике Казахстан, а также расчетные ведомости о пассажирских билетах, составленные автовокзалами (автостанциями) по пути следования;
      при нерегулярных перевозках - список пассажиров;
      железнодорожным транспортом:
      отчет о продаже проездных, перевозочных и почтовых документов, проданных в Республике Казахстан;
      расчетная ведомость о пассажирских билетах, проданных в Республике Казахстан в международном сообщении;
      балансовая ведомость по взаиморасчетам за пассажирские перевозки между железнодорожными администрациями и отчет об оформлении проездных и перевозочных документов;
      воздушным транспортом:
      генеральная декларация;
      пассажирский манифест;
      карго-манифест;
      лоджит (центрально-загрузочный график);
      сводно-загрузочная ведомость (проездной билет и багажная квитанция).
      7. Основанием для подтверждения оборотов по реализации товаров на территории специальных экономических зон (далее - СЭЗ), совершенных до 1 января 2009 года, является документ об использовании в процессе строительства объектов административного и производственного назначения ввезенных товаров (оборудования), который выдается по запросу налогового органа, находящегося на территории СЭЗ, исполнительным органом, созданным на территории СЭЗ.
      Документами, подтверждающими оборот по реализации товаров на территории СЭЗ, являются:
      1) договор (контракт) на поставку товаров (оборудования) с организациями, осуществляющими на территории СЭЗ строительство объектов административного и производственного назначения;
      2) копии грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны;
      3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товаров (оборудования) организациям, указанным в подпункте 1) настоящего пункта;
      4) копии документов, подтверждающих получение товаров (оборудования) организациями, указанными в подпункте 1) настоящего пункта.
      8. Документами, подтверждающими реализацию товаров налогоплательщику, заключившему концессионный договор с Правительством Республики Казахстан на реализацию инфраструктурного проекта до 1 января 2009 года, являются: P070000661
      1) договор на поставку товаров указанному налогоплательщику;
      2) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товаров указанному налогоплательщику;
      3) копии документов, подтверждающих получение товаров указанным налогоплательщиком.
      9. Документами, подтверждающими реализацию товаров налогоплательщикам, осуществляющим на территории Республики Казахстан деятельность в рамках контракта на недропользование, в соответствии с условиями которого освобождаются от НДС импортируемые товары, являются:
      1) договор на поставку товаров таким налогоплательщикам с указанием в нем, что поставляемые товары предназначены для выполнения рабочей программы контракта на недропользование;
      2) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих отгрузку товаров таким налогоплательщикам;
      3) копии документов, подтверждающих получение товаров такими
налогоплательщиками.
      10. Кроме документов, указанных в пунктах 3-9 настоящих Правил, документами, подтверждающими достоверность сумм НДС, предъявленных к возврату из бюджета, в зависимости от основания возврата, являются:
      1) документы, являющиеся основанием для отнесения в зачет НДС (счет-фактура или другой документ, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса, с выделенным в нем НДС). По товарам, работам и услугам, приобретенным до 1 января 2009 года, с применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека сумма налога, указанная в чеке контрольно-кассовой машины;
      2) первичные учетные документы (документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет).

3. Проведение налоговых проверок

      11. Отдел, ответственный за прием и обработку форм налоговой отчетности, передает в отдел, ответственный за проведение налоговой проверки, поступившие заявления о возврате НДС либо требования о возврате НДС.
      12. Отдел, ответственный за проведение налоговой проверки, формирует следующие аналитические отчеты по проверяемому налогоплательщику и проводит их отработку с применением информационной системы:
      по заявлению о возврате НДС - аналитический отчет по поставщикам;
      по требованию о возврате НДС - аналитический отчет по поставщикам и покупателям.
      При установлении нарушений у поставщиков и (или) покупателей в обязательном порядке проводится встречная налоговая проверка или направляется запрос в уполномоченный орган, осуществляющий налоговый контроль (далее - НК МФ РК), по крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу.
      В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией, подтверждение суммы НДС, отнесенного в зачет, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
      В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик, прекратил деятельность в связи с ликвидацией до 1 января 2009 года, но на дату реализации, указанную в счете-фактуре, являлся плательщиком НДС, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не исключается из зачета у проверяемого налогоплательщика и не подлежит возврату из бюджета.
      В случае если до начала налоговой проверки установлено, что у налогоплательщика отсутствует сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, налоговым органом направляется налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении заявления о возврате НДС, либо требования о возврате НДС.
      Положения настоящего пункта не применяются при упрощенном порядке возврата превышения НДС.
      13. Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, определен статьей 635 Налогового кодекса.
      14. Порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившемуся до 1 января 2009 года, определен статьей 25 Закона.
      15. При международной перевозке сумма НДС, отнесенная в зачет по услугам, облагаемым по нулевой ставке, определяется в порядке, установленном пунктом 5 Постановления. При этом удельный вес физического объема международных перевозок в общем объеме перевозок определяются согласно отраслевой отчетности.
      16. В целях соблюдения сроков возврата превышения НДС должностное лицо отдела, ответственного за проведение налоговой проверки, в течение пятнадцати рабочих дней со дня начала проведения налоговой проверки определяет и направляет запросы о проведении встречных проверок поставщиков, а также запросы по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, на основании налоговой отчетности, представляемой поставщиками - крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу.
      17. Для подтверждения факта полного потребления в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов административного и производственного назначения товаров, поставляемых на территории СЭЗ для организаций, осуществляющих на территориях СЭЗ деятельность по
строительству объектов, должностным лицом, ответственным за проведение проверки, направляется запрос в налоговый орган на территории СЭЗ.
      18. Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм:
      1) по которым на дату завершения налоговой проверки не получены оригиналы ответов на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;
      2) на основании полученных ответов НК МФ РК о не подтверждении взаиморасчетов с крупным налогоплательщиком, подлежащим мониторингу, по ранее направленным запросам.
      19. В акте налоговой проверки в обязательном порядке отражается подробная информация о причинах невозврата.
      20. В случае если по результатам налоговой проверки подтверждена сумма НДС больше, чем заявлена к возврату, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, налогоплательщик вправе представить заявление о возврате НДС за заявленный налоговый период (налоговые периоды) в пределах разницы сумм НДС между подтвержденной актом налоговой проверки и заявленной к возврату.
      В данном случае налоговый орган без проведения налоговой проверки производит возврат на основании заявления и акта налоговой проверки, указанной в части первой настоящего пункта.
      21. В случае если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период по причине предоставления дополнительной формы налоговой отчетности и других причин, то аналитический отчет по поставщикам формируется в обязательном порядке и проводится налоговая проверка.
      22. В случае если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период по причине предоставления грузовой таможенной декларации, поступления валютной выручки, проводится налоговая проверка без формирования аналитического отчета по поставщикам.

4. Особенности при применении упрощенного порядка
возврата превышения НДС

      23. При упрощенном порядке возврата превышения НДС отдел, ответственный за прием и обработку форм налоговой отчетности, в течение одного рабочего дня со дня представления в налоговый орган требования о возврате НДС проверяет отсутствие или наличие у плательщика НДС неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности с момента последней налоговой проверки или последнего возврата превышения НДС, а также правильность отражения исчисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на его лицевом счете.
      В случае если плательщик НДС состоит на регистрационном учете в других налоговых органах отдел, ответственный за прием и обработку форм налоговой отчетности, направляет также в эти налоговые органы запрос по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта.
      В случае наличия у плательщика НДС структурных подразделений запрос по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, направляется отделом, ответственным за прием и обработку форм налоговой отчетности, в налоговые органы, в которых зарегистрированы структурные подразделения плательщика НДС.
      Одновременно отдел, ответственный за прием и обработку форм налоговой отчетности, передает требования о возврате НДС в отдел, ответственный за проведение налоговой проверки.
      24. Запрос, указанный в частях второй и третьей пункта 23 настоящих Правил, подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней со дня получения такого запроса.
      25. В течение одного рабочего дня после получения ответов на запросы, указанные в пункте 23 настоящих Правил, отдел, ответственный за прием и обработку форм налоговой отчетности, направляет их в отдел, ответственный за проведение налоговой проверки.
      26. При установлении факта нарушений на основании полученных
ответов налогоплательщику направляется письмо об отсутствии права на
применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС.
      Одновременно налогоплательщик уведомляется о праве применения им порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.
      27. В течение пяти рабочих дней после получения письма, указанного в пункте 26 настоящих Правил, налогоплательщик письменно уведомляет налоговый орган о принятом решении - об отказе или согласии применения порядка возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.
      Отсутствие ответа от налогоплательщика является фактом отказа от возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.
      28. При отсутствии нарушений на основании полученных ответов в течение одного рабочего дня после сроков, установленных Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, отдел, ответственный за проведение налоговой проверки, направляет в отдел, ответственный за ведение учета, список плательщиков НДС, по которым необходимо составить документ об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика (далее - документ об отсутствии задолженности).
      29. Отдел, ответственный за проведение налоговой проверки, не позднее одного рабочего дня со дня получения документа об отсутствии задолженности и на основании налогового заявления на зачет составляет распоряжение на возврат превышения НДС.
      Налоговое заявление на зачет представляется плательщиком НДС в налоговый орган в течение одного рабочего дня после сроков, установленных Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

5. Возврат превышения НДС

      30. Возврат превышения НДС осуществляется налоговыми органами в пределах суммы НДС, подтвержденного актом налоговой проверки либо заключением к акту, а также указанного в заявлении о возврате НДС либо в требовании о возврате НДС.
      31. В течение пяти рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту плательщик НДС представляет в налоговый орган налоговое заявление на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее - налоговое заявление на зачет).
      32. Зачет (возврат) превышения НДС не производится, если
налогоплательщиком не представлено налоговое заявление на зачет.
      По требованию налогоплательщика составляется акт сверки.
      33. В течение одного рабочего дня после подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту отдел, ответственный за проведение налоговой проверки, представляет отделу, ответственному за ведение учета, список плательщиков НДС, по которым необходимо составить документ об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика (далее - документ об отсутствии задолженности).
      34. В случае если у плательщика НДС имеется налоговая задолженность и при представлении налогового заявления на зачет налоговая задолженность, указанная в налоговом заявлении на зачет, не совпадает с данными документа об отсутствии задолженности, то возврат (зачет) НДС производится на основании документа об отсутствии задолженности.
      35. Возврат превышения НДС производится по месту нахождения плательщика НДС на его банковский счет при отсутствии налоговой задолженности.
      В случае если плательщиком НДС является юридическое лицо возврат превышения НДС производится при отсутствии у его структурных подразделений налоговой задолженности.