Сноска. Постановление Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 11 августа 2004 года N 124/158 утратило силу - постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 25 июня 2007 года N 90/178 .
В соответствии со статьями 12 , 27 и 28 Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 17 августа 1999 года N 21/225 "О Правилах осуществления предвыборной агитации, предоставления эфирного времени на радио- и телепрограммах и на публикацию агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях государственных и других средств массовой информации кандидатам в депутаты Парламента и маслихатов Республики Казахстан", зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан за N 875.
3. Направить настоящее постановление областным, городов Астана и Алматы избирательным комиссиям для руководства.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Центральной избирательной
комиссии Республики Казахстан
от 11 августа 2004 года N 124/158
Правила
осуществления предвыборной агитации через
средства массовой информации и информационного обеспечения
выборов депутатов Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
1. Общие положения
Настоящие Правила разработаны в соответствии с
Конституционным
законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (далее - Закон),
Законом
Республики Казахстан "О средствах массовой информации" и регламентируют порядок осуществления предвыборной агитации кандидатами в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, а также политическими партиями, выдвинувшими партийные списки, через средства массовой информации, распространяемые на территории Казахстана и состоящие на учете в уполномоченном органе по делам средств массовой информации Республики Казахстан.
В Правилах используются следующие понятия:
информационное обеспечение выборов - комплекс мер, направленных на оперативное и широкое информирование избирателей о ходе подготовки и проведения избирательной кампании, за исключением предвыборной агитации;
предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию;
выступление - личное обращение кандидата в депутаты, представителя политической партии, выдвинувшей партийный список к избирателям с изложением предвыборной программы;
политические дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей политических партий, выдвинувших партийные списки, по различным общественно значимым вопросам, в том числе, касающихся предвыборных программ кандидатов, озвученных в ходе публичного обмена мнениями;
редакционный совет средства массовой информации - коллегиальный орган из числа сотрудников юридического лица наделенный в соответствии с приказом руководителя юридического лица полномочиями на принятие окончательного решения по выпуску, выходу в эфир средства массовой информации на период проведения выборов.
2. Информационное обеспечение выборов через
средства массовой информации
1. Информационное обеспечение выборов осуществляется органами государственной власти, избирательными комиссиями, средствами массовой информации в соответствии с законодательством.
2. Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах в порядке и объеме, определяемом
Конституционным
законом "О выборах в Республике Казахстан".
Данные сообщения должны быть опубликованы в одном номере периодического печатного издания, а при значительном объеме - в качестве приложения к изданию.
3. Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщения, установленные Законом.
Информация должна направляться в периодические печатные издания до 15 часов дня, предшествующего выпуску следующего номера печатной продукции для ее последующей публикации.
Данные сообщения могут быть опубликованы в негосударственных средствах массовой информации при их согласии. В этом случае они обязаны осуществить публикацию в объеме, представленном соответствующей комиссией.
4. Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.
К обращению должна прилагаться копия решения суда о признании распространенных материалов порочащими честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии.
Средства массовой информации при освещении избирательной кампании кандидата или политической партии обязаны руководствоваться принципами равенства и паритетности в освещении деятельности, как кандидатов, так и политических партий, не создавая преимуществ кому-либо из них.
5. В информационных теле- и радиопередачах, публикациях, в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться, без предпочтения либо предвзятости к какому бы то ни было кандидату, политической партии, выдвинувшей партийный список, Под предпочтением или предвзятостью следует понимать сообщения как позитивного, так и негативного характера о конкретном кандидате, политической партии преобладающее по объему в отдельном номере печатного издания, преобладающее по объему и выделенное спецэффектами в отдельной телерадиопередаче, включение в текст диктора новостей оценки кандидатов и политических партий, призывов и обращений к ним.
6. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
В случае, если кандидатом либо доверенным лицом является главный редактор (редактор) средства массовой информации, на период выборов он передает полномочия принятия решения по освещению избирательной кампании редакционному совету.
7. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
В случае опубликования результатов опросов общественного мнения на web-сайтах в общедоступных информационно-телекоммуникационных сетях казахстанского сегмента Интернета данное требование распространяется на редакционные материалы, а также авторские публикации, размещенные редакцией web-сайта.
3. Порядок осуществления предвыборной агитации
через средства массовой информации
8. Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список.
9. Политические партии в соответствии с
законом
о политических партиях имеют право распространять информацию о своей деятельности и пропагандировать свои цели и задачи.
С момента начала предвыборной агитации вся информация, рекламирующая и пропагандирующая цели и задачи политической партии, должна быть оплачена из избирательного фонда политической партии. В случае, если продукция, рекламирующая и пропагандирующие цели и задачи политической партии, оплачена до начала предвыборной агитации, ее стоимость должна быть вычтена из избирательного фонда политической партии и возвращена на счет политической партии.
Предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выходу (выпуску в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:
1) призывы голосовать за или против кандидатов, политические партии, выдвинувшие партийные списки;
2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, в частности, указание на то, за какого из кандидатов, за какую из политических партий будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки;
4) явно преобладающие сведения о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших партийные списки, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) сведения о деятельности кандидатов, являющихся депутатами Парламента и маслихатов Республики Казахстан и должностных лиц государственных органов, не связанные с их профессиональной деятельностью или исполнением ими служебных обязанностей.
10. Предвыборная агитация через средства массовой информации начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и партийных списков, установленного в соответствии с
Конституционным
законом "О выборах в Республике Казахстан" и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
11. В день выборов и предшествующий ему день публикация (выход в эфир) агитационных материалов в средствах массовой информации запрещается.
Агитационные материалы, размещенные на web-сайтах, могут сохраняться без изменений в день выборов и предшествующий ему день.
12. В период предвыборной агитации запрещается изменение тиража печатного средства массовой информации, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, а также бесплатная реализация, за исключением печатных средств массовой информации политических партий, распространяемых бесплатно, за счет средств, оплаченных из средств избирательного фонда.
До момента начала предвыборной агитации редакция печатного издания вправе один раз повысить тираж. Данный тираж должен быть одинаков для всех обратившихся в данную редакцию средства массовой информации кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, и сохранен до конца срока предвыборной агитации.
13. Редакция средства массовой информации отказывает в публикации (выпуске в эфир) предвыборных программ кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, если они содержат идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
14. Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1
статьи 29
Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".
15. Редакция средства массовой информации вправе отказать в публикации (выходе в эфир) агитационных материалов кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, в случае наличия в материале информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии. Кандидат, политическая партия, от которых выдвигается данный материал, по требованию редакции предоставляют документы, подтверждающие содержащуюся в материале информацию вышеуказанного характера.
Отказ в выпуске (выходе в эфир) агитационных материалов обжалуется в установленном законодательством порядке.
Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а случае его смерти - без письменного разрешения наследников.
4. Порядок предоставления эфирного времени и
печатных площадей для выступлений кандидатов с предвыборными
программами, финансируемых государством
16. Государство гарантирует кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан равное выделение средств на выступление со своими программами (в записи) в объеме пятнадцати минут - на телевидении и десяти минут - на радио, в эфире областных государственных теле- и радиокомпаний и других государственных и негосударственных региональных теле- и радиокомпаний, обеспечивающих охват своими программами территории соответствующего избирательного округа.
В случае, если областная или региональная теле- и радиокомпания не обеспечивают охват своей программой требуемой территории, согласно подтверждению, полученном кандидатом из областного подразделения АО "Казтелерадио", трансляция выступлений кандидатов обеспечивается посредством аудио-, видео- записи в студии областной теле- и радиокомпании для дальнейшего их распространения по спутниковым каналам АО "Казахстанские телекоммуникации" (Кателко) из Алматы на частотах вещания программ "Хабар" или "Казахстан" без указания их логотипа и (или) Казахского радио.
Республиканские газеты вправе принимать выступления кандидатов в депутаты, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и распространять их в своих газетах по соответствующим регионам с изданием дополнительных листов (страниц) с выступлениями кандидатов.
17. Государство гарантирует кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан равное выделение средств на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа. Под печатным листом следует понимать бумажный лист форматом 60х90 см, площадью 5400 см
2
. Объем 0,1 печатного листа равен площади 540 см
2
, что составляет 1/4 газетной полосы формата А-2.
Кандидат самостоятельно использует средства, выделенные на публикацию в печатных изданиях.
18. Основанием для заключения договора о предоставлении кандидатам эфирного времени и площади в периодических печатных изданиях для выступления со своими программами является удостоверение кандидата и его личное письменное заявление на имя руководителя средства массовой информации, осуществляющего выпуск (выход в эфир).
5. Порядок предоставления эфирного времени, печатной
площади зарегистрированным кандидатам и политическим партиям,
выдвинувшим партийные списки на договорной основе
19. Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан, соответствующие территориальные и окружные избирательные комиссии.
20. Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
21. Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно. Кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, в письменных обращениях указывают дату, время, когда они предполагают выступить. На основании данных предложений редакции средств массовой информации устанавливают график предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки.
22. График предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, разрабатывается редакцией средства массовой информации. В этот же график включаются и публикации рекламных макетов, рекламных роликов и иных агитационных материалов кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки. Копия графика, в котором должны быть указаны дата и время выпуска (выхода в эфир) выступлений кандидатов и политических партий, направляется в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан и соответствующую территориальную избирательную комиссию.
23. Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления в этот же день, а также в печатных изданиях в том же номере.
24. Все публикации периодических печатных изданий, теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, должны содержать информацию об источниках финансирования.
Способ информирования определяется самим средством массовой информации.
25. Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан, в устанавливаемом ею объеме времени.
При участии политических партий и кандидатов в других дебатах либо иных телевизионных передачах они оплачиваются из средств избирательных фондов.
Регламент выступлений на дебатах устанавливается организаторами дебатов.
6. Организация контроля за соблюдением Правил
проведения предвыборной агитации через средства массовой информации
26. Контроль за соблюдением кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими партийные списки, редакциями средств массовой информации и их сотрудниками настоящих Правил осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан, территориальными и окружными избирательными комиссиями.
27. Редакция средства массовой информации ведет учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция средства массовой информации обязана предоставить ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.
28. Записи теле- и радиопередач, экземпляры периодических печатных изданий, содержащие предвыборные агитационные материалы хранятся в редакции соответствующего средства массовой информации в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О средствах массовой информации".
29. Споры, связанные с публикациями, передачами в средствах массовой информации, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.