Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления

Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 25 июня 2007 года N 90/178. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2007 года N 4778.

Обновленный

      Сноска. Заголовок - в редакции постановления Центральной избирательной комиссии РК от 29.12.2022 № 139/644 (вводится в действие с 01.01.2023).

      В соответствии со статьями 12, 27 и 28 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан" Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      Сноска. Преамбула в редакции постановления Центральной избирательной комиссии РК от 20.10.2015 № 43/76 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Центральной избирательной комиссии РК от 29.12.2022 № 139/644 (вводится в действие с 01.01.2023).

      2. Признать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 11 августа 2004 года N 124/158 "Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 3016).

      3. Направить настоящее постановление областным, городов Астана и Алматы избирательным комиссиям для руководства.

      4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Председатель


Секретарь


      "СОГЛАСОВАН"

      Министр культуры и информации

      Республики Казахстан

      25 июня 2007 года

  Утверждены
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Республики Казахстан
от 25 июня 2007 года N 90/178

Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы и информационного обеспечения выборов Президента, депутатов Парламента, маслихатов, акима, а также членов иных органов местного самоуправления

      Сноска. Правила - в редакции постановления Центральной избирательной комиссии РК от 29.12.2022 № 139/644 (вводится в действие с 01.01.2023).

      Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" (далее - Конституционный закон), Законом Республики Казахстан "О средствах массовой информации", Законом Республики Казахстан "Об информатизации" и определяют порядок осуществления предвыборной агитации, информационного обеспечения избирательной кампании по выборам Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов, акимов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан.

      2. В Правилах используются следующие понятия:

      средство массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;

      информационное обеспечение выборов - комплекс мер, направленных на оперативное и широкое информирование избирателей о ходе подготовки и проведения избирательной кампании, за исключением предвыборной агитации;

      предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию;

      выступление - личное обращение кандидатов, уполномоченных представителей политических партий и общественных объединений, выдвинувших соответственно партийные списки и кандидатов, а также доверенных лиц к избирателям с изложением предвыборной программы;

      предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов в Президенты, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидаты в акимы, по различным общественно значимым вопросам, в том числе касающимся их предвыборных программ;

      онлайн-платформа - интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для распространения информации пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением интернет-ресурса и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции.

      Глава 2. Порядок осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации, онлайн-платформы

      3. Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии.

      Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов в Президенты, депутаты Сената Парламента (далее - Сената), партийных списков политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента (далее - Мажилиса), маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.

      Кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

      Доверенные лица могут проводить предвыборную агитацию.

      4. С момента начала предвыборной агитации вся информация, пропагандирующая цели и задачи кандидата в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, за исключением новостных и аналитических программ, должна быть оплачена из избирательного фонда кандидатов или политических партий, либо избирательного фонда кандидатов в члены иных органов местного самоуправления.

      Не допускается бесплатная раздача печатных материалов, за исключением специально изготовленных для избирательной кампании.

      5. Предвыборной агитацией в средствах массовой информации, онлайн-платформах признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, а также распространение информации пользователем содержащих:

      1) призывы голосовать за или против того или иного кандидата в Президенты, депутаты Сената, политическую партию, выдвинувшую партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидата по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидата в акимы, члены иных органов местного самоуправления;

      2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидата в акимы, члены иных органов местного самоуправления, за которого будет голосовать избиратель;

      3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидата в акимы, члены иных органов местного самоуправления;

      4) явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидате в акимы, члены иных органов местного самоуправления позитивного либо негативного аргументирования.

      6. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация не допускается.

      Агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет могут сохраняться на прежних местах. Не допускается выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов, онлайн-платформ.

      7. В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления, является одинаковым для всех кандидатов.

      8. Редакция средства массовой информации, пользователь онлайн-платформ, отказывает в публикации (выпуске в эфир) предвыборных программ кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления, если они провозглашают идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.

      9. Должностные лица редакций средств массовой информации, пользователи онлайн-платформ, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Конституционного закона не несут ответственности за высказывания кандидатов в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил.

      10. Редакция средства массовой информации, пользователи онлайн-платформ, отказывают в публикации (выходе в эфир), распространении агитационных материалов и иной информации кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления в ходе их предвыборной кампании в случае наличия в материале информации, заведомо порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов или политической партии, предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту их чести, достоинства и деловой репутации.

      Кандидаты в Президенты, депутаты Сената, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидаты по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидаты в акимы, члены иных органов местного самоуправления по требованию редакции средства массовой информации, пользователей онлайн-платформ, предоставляют документы, подтверждающие информацию, указанную в агитационных материалах.

      Отказ в выпуске (выходе в эфир), публикации агитационных материалов обжалуется в установленном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан порядке.

      Не допускается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.

      Не допускается распространение субъектами телерадиовещания агитационных материалов в новостных, аналитических программах.

      Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям не допускается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления достижению определенного результата на выборах.

      11. Не допускается проведение предвыборной агитации, распространения любых агитационных предвыборных материалов:

      1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

      2) военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

      3) членам избирательных комиссий;

      4) религиозным объединениям.

      Глава 3. Порядок предоставления эфирного времени и печатных площадей для выступлений кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидата в акимы, члены иных органов местного самоуправления с предвыборными программами, финансируемыми государством

      12. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами.

      Глава 4. Порядок предоставления на договорной основе эфирного времени, печатной площади, объема информации кандидатам в Президенты, депутаты Сената, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатам по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатам в акимы, члены иных органов местного самоуправления

      13. Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь для публикации агитационных материалов зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

      Пользователи онлайн-платформ на договорной основе предоставляют объем информации для публикации агитационных материалов зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

      14. Основанием для предоставления эфирного времени, печатной площади и объема информации кандидатам или политическим партиям является удостоверение кандидата, его личное или уполномоченного лица политической партии письменное заявление на имя руководителя средства массовой информации, осуществляющего выпуск (выход в эфир), на имя пользователя онлайн-платформ или копия решения Центральной либо соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации партийного списка.

      15. Условия договора для публикации агитационных материалов не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии.

      16. Согласие на размещение агитационных материалов, данное средством массовой информации, пользователем онлайн-платформы одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на размещение агитационных материалов другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.

      17. Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации, онлайн-платформах устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.

      Кандидаты и политические партии, выдвинувшие партийные списки в письменных обращениях указывают дату, время, когда они предполагают выступить. На основании данных предложений редакции средств массовой информации, пользователи онлайн-платформ устанавливают график предоставления эфирного времени и печатных площадей, объема информации для выступлений кандидатов или политических партий.

      18. График предоставления эфирного времени, печатных площадей и объема информации для выступлений кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления разрабатывается редакцией средства массовой информации, пользователем онлайн-платформы с учетом технических возможностей средства массовой информации, онлайн-платформы. В этот же график включаются и публикации рекламных и агитационных материалов кандидатов или политических партий.

      Копия графика, в котором указываются дата и время выпуска (выхода в эфир) агитационных материалов кандидатов или политических партий направляется в Центральную или соответствующую территориальную избирательную комиссию в течение трех дней со дня обращения кандидата или политической партии, за исключением внесения изменений в график, который должен быть представлен в течение суток.

      19. Не допускается прерывать и комментировать выступления кандидатов и представителя политической партии, выдвинувшей партийные списки на телевидении и по радио сразу после выступления в этот же день, а также в периодических печатных изданиях в том же номере.

      20. Республиканские периодические печатные издания распространяют предвыборные материалы политических партий, выдвинувших партийные списки при выборах депутатов маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления, с изданием дополнительных листов (страниц) в соответствующей области, городе, районе.

      21. Сведения о размере оплаты, условия размещения агитационных материалов должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации, пользователем онлайн-платформы не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации, а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах Президента и депутатов Мажилиса Парламента по партийным спискам, в иные территориальные избирательные комиссии – при выборах депутатов Сената Парламента, Мажилиса Парламента по одномандатным территориальным избирательным округам, депутатов маслихатов, акимов и членов иных органов местного самоуправления.

      На интернет-ресурсах Центральной и территориальных избирательных комиссий размещаются представленные средствами массовой информации, пользователями онлайн-платформ сведения о размере оплаты, условиях размещения агитационных материалов. Средства массовой информации, пользователи онлайн-платформы, предоставляющие эфирное время, печатную площадь и объем информации на договорной основе, не могут осуществлять размещение, распространение агитационных материалов кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки до опубликования сведений о размере оплаты, условиях размещения агитационных материалов.

      22. Все агитационные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы (по печатным материалам - месте их печатания и тираже), лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.

      Способ информирования определяется самой редакцией средства массовой информации и пользователем онлайн-платформы.

      Требования данного пункта в отношении онлайн-платформ применяются в случае, если пользователи онлайн-платформ изготовили агитационные материалы на договорной основе.

      23. Стоимость выпуска (выхода в эфир) в средствах массовой информации, публикации объема информации в онлайн-платформах агитационных материалов кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления оплачивается из средств избирательного фонда кандидатов или политической партии.

      Не допускается выпуск (выход в эфир) в средствах массовой информации, публикации объема информации в онлайн-платформах агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств.

      24. Кандидаты в Президенты, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, вправе участвовать в предвыборных дебатах, организуемых Центральной избирательной комиссией.

      Политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты маслихатов, кандидаты в депутаты Сената Парламента, а также кандидаты по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, кандидаты в акимы могут участвовать в предвыборных дебатах, которые вправе организовывать соответствующие территориальные избирательные комиссии.

      25. Информационное обеспечение выборов осуществляется органами государственной власти, избирательными комиссиями, средствами массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Глава 5. Порядок информационного обеспечения выборов

      26. Средства массовой информации распространяют информацию о выдвижении всех кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления, их регистрации соответствующими избирательными комиссиями, а также проводимых предвыборных агитационных мероприятиях в поддержку кандидатов или политических партий в равном объеме печатной площади, эфирного времени.

      Данные публикации, сюжеты новостных и аналитических программ не должны содержать признаков предвыборной агитации и не требуют оплаты из средств избирательных фондов кандидатов или политических партий.

      27. Средства массовой информации публикуют сообщения избирательных комиссий, данные кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления в соответствии с Правилами и объемами размещения периодическими печатными изданиями сообщений избирательных комиссий, за счет средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетами, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 25 августа 2018 года № 12/201 "Об утверждении Правил и объема размещения периодическими печатными изданиями сообщений избирательных комиссий за счет средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетами" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17426).

      Данные сообщения необходимо опубликовывать в одном номере периодического печатного издания, а при значительном объеме - в качестве приложения к изданию. Данные сообщения необходимо опубликовывать в одном номере периодического печатного издания, а при значительном объеме - в качестве приложения к изданию.

      28. Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе избирательной кампании и сообщения, установленные Конституционным законом.

      Информацию необходимо направлять в редакции периодических печатных изданий до 15 часов дня, предшествующего выпуску следующего номера печатной продукции для ее последующей публикации.

      29. Средствам массовой информации необходимо осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания в том же объеме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению и опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же теле-, радиопрограмме, что и опровергаемые сообщение или материал, а в случаях закрытия указанной теле-, радиопрограммы в иной теле-, радиопрограмме и с соответствующей тематической направленностью.

      Объем опровержения не может вдвое и более превышать объем опровергаемого сообщения или материала.

      К обращению необходимо прилагать копию решения суда о признании распространенных материалов порочащими честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, политических партий.

      Редакции средств массовой информации при освещении избирательной кампании кандидатов руководствуются принципами равенства и паритетности в освещении деятельности кандидатов, не создавая преимуществ кому-либо из них.

      30. В информационных теле- и радиопередачах, публикациях, в периодических печатных изданиях, сообщения о проведении предвыборных мероприятий необходимо давать без предпочтения либо предвзятости к какому-либо кандидату в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатов по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, а также кандидату в акимы, члены иных органов местного самоуправления.

      Под предпочтением или предвзятостью следует понимать сообщения как позитивного, так и негативного характера о конкретном кандидате или политической партии, преобладающее по объему в отдельном номере периодического печатного издания, преобладающее по объему и выделенное спецэффектами в отдельной телерадиопередаче, включение в текст диктора новостей оценки кандидата или политической партии призывов и обращений к ним.

      31. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также кандидатами в акимы, члены иных органов местного самоуправления, либо их доверенные лица, не могут участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

      В случае, если лицом, включенным в избирательный список кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также кандидатов в акимы, члены иных органов местного самоуправления, либо доверенным лицом кандидата в Президенты, депутаты Парламента, маслихата, а также в акимы, члены иных органов местного самоуправления является главный редактор (редактор) средства массовой информации, на период выборов его полномочия передаются другому ответственному лицу.

      32. Средства массовой информации, пользователи онлайн-платформ при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, указывают юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

      Опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в Центральную избирательную комиссию, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса и имеющих опыт работы в этой сфере, о регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, о применяемых методах анализа.

      Опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в средствах массовой информации, онлайн- платформах не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

      Не допускается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования.

      33. Выполнение за соблюдением кандидатами в Президенты, депутаты Сената, политическими партиями, выдвинувшими партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, кандидатами по одномандатным территориальным избирательным округам в депутаты Мажилиса, а также кандидатами в акимы, члены иных органов местного самоуправления, их доверенными лицами, редакциями средств массовой информации и их сотрудниками, пользователями онлайн-платформы положений настоящих Правил, осуществляется Центральной и соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

      34. Редакция средства массовой информации, пользователь онлайн-платформ ведет учет публикаций, выхода в эфир предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция средства массовой информации, пользователь онлайн-платформ предоставляет ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.

      35. Записи теле- и радиопрограмм (передач), содержащие предвыборную агитацию, хранятся в редакции соответствующего средства массовой информации в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О средствах массовой информации" хранятся не менее шести месяцев с момента последней записи в телеканалов.

      36. Споры, связанные с публикациями, передачами в средствах массовой информации, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.