О Системе государственного планирования в Республике Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827

Действующий

Подлежит опубликованию      
в Собрании актов Президента и  
Правительства Республики Казахстан

      В целях формирования целостной и эффективной системы государственного планирования ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Систему государственного планирования в Республике Казахстан (далее - Система государственного планирования).
      2. Правительству Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами и государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, до 1 декабря 2010 года привести действующие стратегии, концепции, доктрины, государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы в соответствие с настоящим Указом.
      3. Правительству Республики Казахстан:
      1) внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Казахстан до 1 сентября 2009 года Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов;
      2) утвердить до 1 сентября 2009 года Правила разработки Прогноза социально-экономического развития, отраслевых программ;
      3) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.
      4. Ввести в Республике Казахстан запрет на разработку государственных, отраслевых программ, программ развития территорий до утверждения Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, за исключением разработки программ, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа.
      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на  Администрацию Президента  Республики Казахстан.
      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА       
Указом Президента   
Республики Казахстан  
от 18 июня 2009 года № 827

Система государственного планирования в Республике Казахстан

1. Общие положения

      1. Система государственного планирования - комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.
      2. Государственное планирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

2. Принципы Системы государственного планирования

      3. Система государственного планирования базируется на следующих принципах:
      1) единства и целостности - единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, единство порядка осуществления процесса государственного планирования;
      2) внутренней сбалансированности - согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;
      3) результативности и эффективности - выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
      4) самостоятельности выбора путей решения задач - самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;
      5) ответственности участников процесса государственного планирования - обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и недостижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      6) прозрачности (открытости) - обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам;
      7) достоверности и реалистичности - обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования;
      8) непрерывности, преемственности и последовательности - ступенчатый характер Системы государственного планирования, то есть успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования;
      9) ресурсной обеспеченности - определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач.

3. Документы Системы государственного планирования

      4. К документам Системы государственного планирования относятся:
      1) Стратегия развития Казахстана до 2030 года;
      2) Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;
      3) государственные программы на 5-10 лет;
      4) Прогноз социально-экономического развития на 5 лет;
      5) программы развития территорий на 5 лет;
      6) стратегические планы государственных органов на 5 лет;
      7) стратегии развития на 10 лет и планы развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний с участием государства в уставном капитале;
      8) отраслевые программы;
      9) Республиканский (местный) бюджет на 3 года.
      5. Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным Посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Казахстан. Положения Послания Главы государства являются основой для корректировки документов Системы государственного планирования.
      В целях реализации положений Послания разрабатывается соответствующий общенациональный план мероприятий.
      6. Разработке стратегических и программных документов, нормативных правовых актов может предшествовать разработка концепций (доктрин). Концепция (доктрина) является документом, который отражает общее видение развития определенной сферы, обоснование необходимости изменения соответствующей государственной политики, предложения и пути решения проблемных вопросов данной сферы.
      Концепция (доктрина) утверждается (одобряется) Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, соответствующим центральным государственным органом либо консультативно-совещательным органом.
      Порядок разработки Концепции (доктрины) определяется Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.

3.1. Стратегия развития Казахстана до 2030 года

      7. Стратегия развития Казахстана до 2030 года определяет глобальное видение и стратегию развития Республики Казахстан, долгосрочные направления и приоритеты экономического, политического, общественного развития страны, в целях реализации которого разрабатываются документы Системы государственного планирования.

3.2. Стратегический план развития Республики Казахстан

      8. Стратегические планы развития Республики Казахстан разрабатываются на 10 лет в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года и конкретизируют стратегию, цели, задачи, приоритетные направления социально-экономического и общественно-политического развития страны в соответствующем десятилетнем периоде, ожидаемые результаты с указанием их показателей, поэтапные целевые ориентиры.
      9. Разработка проекта Стратегического плана развития Республики Казахстан на предстоящий период осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию не позднее девятого года реализации предыдущего Стратегического плана развития страны.
      10. Стратегический план развития Республики Казахстан утверждается Президентом Республики Казахстан.
      11. Мониторинг и оценка реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан проводится уполномоченным органом по государственному планированию, на основе которых может осуществляться его корректировка.
      12. Контроль за реализацией Стратегического плана развития Республики Казахстан осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан.
      13. Порядок разработки Стратегического плана развития Республики Казахстан определяется Президентом Республика Казахстан.
      14. В целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан разрабатывается Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны на соответствующий период. Прогнозная схема территориально-пространственного планирования развития страны - это система рационального размещения производительных сил, транспортно-коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны.
      15. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны утверждается Президентом Республики Казахстан.

3.3. Государственные программы

      16. Государственные программы разрабатываются на 5-10 лет в целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан.
      Государственная программа - это документ общенационального, межотраслевого характера, определяющий стратегию, стратегические направления, цели, задачи и ожидаемые результаты развития определенной сферы деятельности с указанием необходимых ресурсов.
      17. Государственные программы разрабатываются соответствующим государственным органом и согласовываются с уполномоченным органом по стратегическому планированию.
      18. Государственные программы утверждаются Президентом Республики Казахстан.
      19. Перечень государственных программ утверждается Президентом Республики Казахстан.
      20. Мониторинг и оценка реализации государственной программы проводится государственным органом - разработчиком, уполномоченным органом по государственному планированию и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета. По результатам мониторинга и оценки реализации государственная программа и план мероприятий по ее реализации могут корректироваться.
      21. Контроль за реализацией государственной программы осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан.
      22. Порядок разработки государственных программ определяется Президентом Республики Казахстан.

3.4. Прогноз социально-экономического развития

      23. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных программ и посланий Президента Республики Казахстан в целях установления взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования и содержит:
      1) на центральном уровне государственного управления - прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития Республики Казахстан в разбивке по годам;
      2) на местном уровне государственного управления - прогноз, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития региона в разбивке по годам;
      3) прогноз бюджетных параметров на 3 года.
      Целевые индикаторы и показатели устанавливаются по ключевым направлениям (сферам) для определения количественных и качественных результатов, на достижение которых должна быть направлена социально-экономическая политика Республики Казахстан в течение пятилетнего периода.
      24. Прогноз социально-экономического развития одобряется Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
      25. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития определяется Правительством Республики Казахстан.

3.5. Программа развития территории

      26. Программа развития территории разрабатывается на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития.
      Программа развития территории содержит основные направления, цели, задачи развития региона, ожидаемые результаты с указанием их показателей, необходимые ресурсы.
      27. Программа развития области, города республиканского значения, столицы разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы и согласовывается с уполномоченным органом по государственному планированию.
      Программа развития района (города областного значения) разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию района (города областного значения) и согласовывается с уполномоченным органом по государственному планированию области.
      28. Программа развития территории утверждается местным представительным органом.
      29. Мониторинг и оценка реализации программы развития области, города республиканского значения, столицы проводится уполномоченным органом по государственному планированию области, города республиканского значения, столицы и уполномоченным органом по государственному планированию.
      Мониторинг и оценка реализации программы развития района (города областного значения) проводится уполномоченным органом по государственному планированию района (города областного значения).
      30. По результатам мониторинга и оценки реализации программы развития территории могут подлежать корректировке.
      31. Контроль за реализацией программы развития территории осуществляется соответствующим местным представительным органом.
      32. Порядок разработки программы развития территории определяется Президентом Республики Казахстан.

3.6 Стратегические планы государственных органов

      33. Стратегический план государственного органа разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития.
      Стратегический план государственного органа определяет стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа, включает бюджетные программы с объемами финансирования.
      34. Стратегический план государственного органа разрабатывается  соответствующим государственным органом и согласовывается с уполномоченным органом по государственному планированию.
      35. Стратегический план государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан, утверждается Президентом Республики Казахстан или должностным лицом, им уполномоченным.
      Стратегический план государственного органа, входящего в  структуру Правительства Республики Казахстан, утверждается Правительством Республики Казахстан.
      Стратегические планы Верховного Суда Республики Казахстан, Хозяйственного управления Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан утверждаются руководителями данных государственных органов по согласованию с Администрацией Президента и Правительством Республики Казахстан.
      Стратегический план исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, утверждается местным исполнительным органом, после его согласования с соответствующим вышестоящим отраслевым государственным органом.
      36. Для реализации стратегического плана государственный орган ежегодно разрабатывает операционный план.
      Операционный план представляет собой документ, содержащий конкретные действия государственного органа в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана.
      37. Мониторинг реализации стратегического плана государственного органа осуществляется государственным органом-разработчиком.
      38. Оценка реализации стратегических планов центральных государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, осуществляется уполномоченным Президентом Республика Казахстана государственным органом, стратегических планов центральных государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан, - уполномоченным органом по государственному планированию.
      Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета осуществляет ежегодную оценку реализации стратегических планов центральных государственных органов, государственных и бюджетных программ.
      39. Оценка реализации Стратегического плана исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, осуществляется местным уполномоченным органом по государственному планированию.
      Ревизионная комиссия маслихата осуществляет ежегодную оценку реализации стратегических планов местных государственных органов и бюджетных программ.
      40. Контроль за реализацией стратегических планов государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан, стратегических планов государственных органов, входящих в структуру Правительства Республики Казахстан, - Правительством Республики Казахстан.
      Контроль за реализацией стратегических планов местных государственных органов осуществляется соответствующим местным исполнительным органом.
      41. Порядок разработки стратегических планов государственных органов определяется Президентом Республики Казахстан.

3.7. Стратегии и планы развития национальных управляющих
холдингов, национальных холдингов, национальных компаний

      42. Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются на 10 лет на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан.
      Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний определяют их стратегические направления, цели и показатели результатов деятельности и разрабатываются с учетом стратегий развития юридических лиц, акции которых принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу.
      Стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний согласовываются с уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие целям и задачам, изложенным в стратегических и программных документах Республики Казахстан, и бюджетным параметрам, указанным в Прогнозе социально-экономического развития, и утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      Порядок разработки и утверждения стратегий развития для национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний определяется Правительством Республики Казахстан.
      43. Планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются сроком на 5 лет в целях реализации их стратегий развития.
      Планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний разрабатываются с учетом планов развития юридических лиц, акции которых принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, и содержат цели, задачи, показатели результатов и основные консолидированные показатели финансово-хозяйственной деятельности, включая инвестиции, доходы, расходы, займы, дивиденды и другие сведения.
      Планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний согласовываются с уполномоченным органом по государственному планированию на соответствие целям и задачам, изложенным в стратегических и программных документах Республики Казахстан, и бюджетным параметрам, указанным в Прогнозе социально-экономического развития, и утверждаются советами директоров (наблюдательными советами).
      Порядок разработки и утверждения планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний определяется Правительством Республики Казахстан.
      44. Оценка реализации стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      Оценка реализации планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний осуществляется советами директоров (наблюдательными советами) в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

3.8. Отраслевые программы

      45. Отраслевые программы разрабатываются центральными исполнительными органами на среднесрочный и долгосрочный период в реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан в целях развития определенной отрасли (сектора), решения важных задач отраслевого значения, а также межведомственной координации действий государственных органов и организаций негосударственного сектора.
      46. Порядок разработки, утверждения и мониторинга отраслевых программ определяется Правительством Республики Казахстан.

3.9. Республиканский (местный) бюджет

      47. Республиканский (местный) бюджет разрабатывается уполномоченным органом по государственному планированию ежегодно на трехлетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, одобренного прогноза социально-экономического развития.
      Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
      Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан. Z080096
      48. Местным бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня (города республиканского значения, столицы) а также района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
      Областные (города республиканского значения, столицы) и района (города областного значения) бюджеты утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы и маслихатов района (города областного значения).
      49. Порядок разработки проекта республиканского бюджета  определяется  Президентом Республики Казахстан.
      Порядок разработки проектов местных бюджетов определяется Правительством Республики Казахстан.

4. Процесс и участники процесса
Системы государственного планирования

      50. Процессами Системы государственного планирования являются разработка и утверждение, реализация, мониторинг, оценка, корректировка, контроль за реализацией ее документов.
      Мониторинг - это сбор, систематизация, анализ и обобщение информации о ходе реализации документов Системы государственного планирования.
      Оценка - это инструмент определения степени достижения, результативности и эффективности реализации документов Системы государственного планирования.
      Контроль - осуществление анализа полноты и своевременности исполнения документов Системы государственного планирования, в том числе путем плановых и внеплановых проверок с целью выявления, устранения и недопущения нарушений.
      51. Участниками процессов Системы государственного планирования являются органы государственной власти, юридические лица с государственным участием, представители общественных, научных и частных организаций, физические лица.