1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
2. Утвердить структуру Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан согласно приложению 1.
3. Разрешить Министерству энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан иметь трех вице-Министров, а также коллегию в количестве 15 человек. <*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 февраля 1998 г. N 63 P980063_ .
4. Принять к сведению, что в ведении Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан находятся учреждения, организации и предприятия согласно прилагаемому перечню (приложение 2).
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Казахстан от 23 апреля 1997 г. N 645 P970645_ "Об утверждении Положения о Министерстве энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан";
постановление Правительства Республики Казахстан от 23 апреля 1997 г. N 646 P970646_ "О структуре Министерства энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан";
постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. N 1099 P971099_ "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 23 апреля 1997 г. N 646".
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 1997 г. N 1642
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан МИССИЯ Создание конкурентоспособного национального высокотехнологичного индустриального производства, интегрированного в мировую экономику. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Министерство энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в области энергетики, индустрии, торговли и межотраслевую координацию.
2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание центральных исполнительных органов.
4. Структура и штатная численность Министерства определяются Правительством Республики Казахстан.
5. Министерство является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке.
II. ПРИОРИТЕТЫ
6. Приоритетами Министерства являются:
разработка и реализация промышленной и торговой политики;
реформа предприятий и стабилизация промышленного производства;
формирование нормативно-законодательной базы для ускорения институциональных преобразований в энергетике, индустрии, строительстве и торговле, активизация инвестиционных процессов;
создание экспортоориентированных технологически связанных территориально-экономических комплексов с развитой системой диверсификации производства;
обеспечение энергетической безопасности страны.
III. ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА
7. Задачами Министерства являются:
разработка и реализация государственной политики в сфере энергетики, индустрии, строительства и торговли;
координация деятельности предприятий и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность в регулируемых отраслях;
развитие энергетики, индустрии и строительства на основе преобразования ресурсной и технологической базы;
проведение государственной политики в области экспорта и
импорта продукции, регулирования ее ввоза и вывоза с применением методов тарифного и нетарифного регулирования; проведение государственной политики в сфере охраны авторских и смежных прав; подготовка и переподготовка кадров; проведение государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. <*> Сноска. Пункт 7 дополнен абзацем - постановлением Правительства РК от 24 февраля 1998 г. N 136 P980136_ . IV. ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА 8. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами: разрабатывает стратегию развития энергетики, отраслей индустрии, строительства;
разрабатывает и реализует индустриальную политику диверсификации производства и создает условия для опережающего развития конечных переделов в энергетическом, горнометаллургическом комплексах, химической отрасли, машиностроении, легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности и на этой базе обеспечивает модернизацию структуры промышленного производства;
разрабатывает проекты краткосрочных и среднесрочных планов развития энергетики, отраслей индустрии, строительства и торговли;
разрабатывает в пределах своей компетенции с участием заинтересованных центральных и местных исполнительных органов проекты нормативно-правовых актов и вносит предложения в Правительство;
вносит с участием заинтересованных центральных и местных исполнительных органов предложения по экономическим договорам и соглашениям, заключаемым Республикой Казахстан с другими государствами, международными организациями;
осуществляет мониторинг деятельности предприятий энергетики, отраслей индустрии, строительства, конъюнктуры на внешнем и внутреннем товарных рынках, реализации инвестиционных программ;
производит в установленном законодательством порядке реформирование промышленных предприятий и способствует созданию эффективных экономических структур в энергетике и индустрии с высоким уровнем концентрации капитала, обеспечивающих подъем промышленного производства;
разрабатывает и реализует экономическую политику на микроуровне, ориентирующую промышленные предприятия на эффективное воспроизводство производственных фондов и рентабельную работу;
осуществляет экономическое регулирование деятельности промышленных предприятий на основе управления государственным пакетом акций;
разрабатывает цены и тарифы на продукцию предприятий - естественных монополистов в энергетике и отраслях индустрии и осуществляет контроль;
анализирует рынки капитала, создает условия для его перелива и способствует интенсификации инвестиционного процесса в секторах энергетики, индустрии и строительства;
разрабатывает систему экономического стимулирования по рациональному использованию природных ресурсов, развитию переделов и выпуску продукции высокой товарной готовности, обеспечивающих снижение удельных расходов ресурсов на единицу конечного продукта;
оценивает конкурентоспособность и обеспечивает государственную поддержку по продвижению продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, разрабатывает программы развития импортозамещения, содействует в создании новых производств по выпуску продукции повышенной товарной готовности;
разрабатывает и реализует стратегию энергетической безопасности страны;
разрабатывает топливно-энергетический баланс и обеспечивает его реализацию;
организует разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
осуществляет лицензирование видов деятельности, отнесенных к его компетенции;
производит экономическую и технологическую экспертизу целесообразности проведения толлинговых операций как на территории Казахстана, так за ее пределами и выдает разрешения на их реализацию;
готовит сводный исполнительный баланс по драгоценным металлам, рассматривает и утверждает исполнительные балансы предприятий, независимо от форм собственности;
обеспечивает выполнение планов по мобилизационной подготовке;
участвует в реализации государственной программы конверсии оборонной промышленности;
координирует работу по обеспечению сохранности жилищного фонда, экономии теплоэнергетических ресурсов, внедрению новых технологий в производстве строительных материалов и структурной перестройки производственной базы строительства;
обеспечивает разработку государственных норм, правил, стандартов и инструкций в проектировании, инженерных изысканиях, строительстве, градостроительстве, а также в области сохранности, рационального использования, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
организует государственный контроль за качеством строительства, соблюдением государственных норм, правил и стандартов, других обязательных требований в сфере архитектурно-градостроительной деятельности;
организует проведение ведомственной экспертизы, согласование и утверждение проектов строительства и реконструкции, технико-экономических обоснований строительства, технических условий на строительный материал, изделия и конструкции;
осуществляет совместно с местными органами архитектуры и градостроительства контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки населенных пунктов, использование территорий с особым режимом градостроительного регулирования, сохранение исторического градостроительного наследия;
организует ведение Государственного градостроительного кадастра на территории республики и его научно-методическое обеспечение;
представляет интересы республики в международных организациях, в пределах своей компетенции участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений;
организует взаимодействие и сотрудничество с международными организациями;
разрабатывает систему защитно-протекционистских мер и стимулирования экспорта, проекты межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений в области внешней торговли;
анализирует конъюнктуру мировых товарных рынков и разрабатывает предложения по выводу предприятий Республики Казахстан на рынки этих стран;
осуществляет анализ торгово-экономических связей Республики Казахстан с зарубежными странами и разрабатывает меры по развитию торговых отношений;
осуществляет контроль за соблюдением авторских и смежных прав в Республике Казахстан;
участвует в организации социально-экономического партнерства между трудовыми коллективами и собственниками предприятий;
осуществляет иные функции, возложенные на Министерство законодательством, Президентом и Правительством Республики Казахстан;
координирует работу и осуществляет организационное и методологическое руководство центральными и местными исполнительными органами, а также юридическими и физическими лицами по обеспечению международных, межгосударственных и государственных стандартов, сертификации и единства измерений, классификации и кодирования социально-экономической и технической информации, штрихового кодирования и каталогизации продукции, обеспечивает ведение государственного оружейного кадастра. <*>
Сноска. Пункт 8 дополнен абзацем - постановлением Правительства РК от 24 февраля 1998 г. N 136 P980136_ .
V. ПРАВА
9. Министерство в пределах своей компетенции имеет право:
издавать приказы, а также принимать инструкции, методические указания и другие нормативные правовые акты в установленном законодательством порядке, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, проверять их исполнение. В необходимых случаях издавать совместные акты с другими министерствами и ведомствами;
запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных исполнительных органов, а также предприятий и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан документы, заключения, справочные и иные материалы и информацию;
осуществлять владение, пользование и управление имуществом, находящимся в государственной собственности, в соответствии с полномочиями, делегированными ему Правительством Республики Казахстан в установленном законодательством порядке;
вести переговоры и заключать соглашения с предприятиями,
учреждениями и организациями Республики Казахстан и других стран в пределах своей компетенции; подписывать по поручению Правительства международные договоры Республики Казахстан; проводить единую техническую политику в сфере лицензируемой деятельности; содействовать формированию и развитию рынка конкурентоспособных, качественных и безопасных видов продукции, услуг; осуществлять общее руководство деятельностью подведомственных учреждений и организаций; осуществлять контроль за реализацией программ развития энергетики, отраслей индустрии и строительства и общую координацию индустриальной политики в Республике Казахстан; вносить в Правительство предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и иных организаций; осуществлять иные права, предусмотренные законодательством. VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТЕРСТВА И ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
10. Министерство несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него задач.
Персональную ответственность за выполнение Министерством возложенных на него задач несет Министр.
Персональную ответственность за выполнение департаментами, комитетами, агентствами, организациями, входящими в систему Министерства, за выполнение возложенных на них задач и осуществление ими своих функций несут их руководители.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
11. Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра Республики Казахстан. Министр имеет двух заместителей (вице-Министров), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.
Министр организует и руководит работой Министерства, осуществляет контроль за деятельностью департаментов, комитета, агентства и организаций, входящих в его систему.
12. Министр:
определяет полномочия и обязанности своих заместителей (вице-Министров), директоров департаментов, председателей комитета, агентства и других ответственных работников Министерства;
назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
представляет Министерство в государственных органах, организациях в соответствии с действующим законодательством;
утверждает структуру и положения о подразделениях, входящих в состав Министерства;
принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
13. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра, его заместителей (вице-Министров), руководителей агентства, департаментов, комитета и иных лиц.
Численный состав коллегии утверждается Правительством.
Персональный состав коллегии утверждается Министром.
14. По вопросам своей компетенции Министерство принимает решения, обязательные для центральных и местных исполнительных органов.
Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами Министра.
15. Министр определяет соответствующего заместителя (вице-Министра), на которого на период его отсутствия возлагаются обязанности по его замещению.
16. В систему Министерства входят департаменты, комитеты и агентства, а также структурные подразделения (управления и отделы) и организации, обеспечивающие деятельность Министерства.
Комитеты и агентства являются юридическими лицами. Перечень комитетов и агентств, обеспечивающих деятельность Министерства, определяется Правительством.
17. Председатель комитета и агентства назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министерства. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.
18. Директор департамента (председатель комитета, агентства) организует и осуществляет руководство работой департамента (комитета, агентства).
19. Основные задачи, функции и права комитетов, агентств в сфере их деятельности, ответственность председателей комитетов, агентств, их полномочия определяются положениями о комитетах (агентствах), утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
20. Финансирование расходов на содержание комитетов и агентств осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание Министерства, а также других средств, получаемых ими в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приложение 1
к постановлению Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 1997 г. N 1642
СТРУКТУРА
Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан <*> Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 февраля 1998 г. N 136 P980136_ . Руководство Департамент электроэнергетики Департамент нефти и газа Департамент промышленности Департамент торговли Управление твердого топлива Управление анализа и стратегического планирования Управление по организации работы аппарата Отдел цен и тарифов Отдел бухгалтерского учета и отчетности Отдел кадров Комитет по жилищной и строительной политике (на правах юридического лица) Агентство по авторским правам (на правах юридического лица) Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (на правах юридического лица)
Приложение 2
к постановлению Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 1997 г. N 1642
ПЕРЕЧЕНЬ
учреждений, организаций и предприятий, находящихся в ведении Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан Государственное предприятие "Штаб военизированных горноспасательных частей, с входящими в его состав подразделениями горноспасателей Казенное предприятие "Штаб военизированных горноспасательных частей", с входящими в его состав подразделениями горноспасателей Казенное предприятие "ПО "Охотзоопром" Жезказганредмет (на праве хозяйственного ведения) Казенное предприятие "Штаб военизированных горноспасательных работ" Государственное предприятие "Казахвзрывпром" Специализированное предприятие "Карагандаликвидшахт" АО "Карагандашахтострой" АО "Экибастузшахтострой" АО "Каргормаш" АО "Карагандагипрошахт" АО "КазНИИуголь" АО "КазНИМИ" Военизированная горноспасательная часть угольной промышленности Республики Казахстан (ВГСЧ УПРК) Научно-инженерный центр горноспасателей Республики Казахстан Военизированная часть по предупреждению и ликвидации открытых фонтанов (г. Атырау) Западно-казахстанский региональный метрологический центр (г. Актау) Учебный центр нефтяной и газовой промышленности (г. Алматы) Институт "НИПИМунайгаз" (г. Актау) Институт "Каспиймунайгаз" (г. Атырау)