Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 12.11.2018 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В целях обеспечения основными отечественными продовольственными товарами города Астаны Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Дорожную карту по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018 – 2021 годы (далее – Дорожная карта).
Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 12.11.2018 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Центральным и местным исполнительным органам и организациям (по согласованию):
1) обеспечить надлежащее и своевременное исполнение Дорожной карты;
2) ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе реализации Дорожной карты в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.
3. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан представлять ежегодно до 10 февраля сводную информацию об исполнении Дорожной карты в Правительство Республики Казахстан.
4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2017 года № 645 |
Дорожная карта
по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018 – 2021 годы
Сноска. Дорожная карта в редакции постановления Правительства РК от 12.11.2018 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Текущая ситуация
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2018 года на территории города Астаны проживает 1 032,5 тыс. человек. Потребность населения в основных видах продовольственных товаров по минимальным нормам составляет порядка 635 тыс. тонн.
Потребности города покрываются за счет производства и поставок из зоны продовольственного пояса вокруг города Астаны, других регионов страны, а также импорта.
В зону продовольственного пояса входят 17 районов Акмолинской области (Аршалынский, Аккольский, Атбасарский, Астраханский, Буландинский, Егиндыкольский, Биржан сал, Ерейментауский, Есильский, Жаксынский, Жаркаинский, Зерендинский, Коргалжинский, Целиноградский, Сандыктауский, Шортандынский, Бурабайский) и 4 района Карагандинской области (Абайский, Бухар-Жырауский, Нуринский, Осакаровский).
Таблица 1. Баланс обеспеченности г. Астане основными видами продовольственных товаров за счет зоны продовольственного пояса.
Наименование продукции |
Мин. нормы кг/год на 1 чел | Потребность г. Астаны по мин. нормам, тонн | Потенциал обеспечения г. Астаны за счет зоны продпояса за минусом собственного потребления, тонн |
Необходимый объем для обеспечения г.Астана, тонн |
Обеспеченность за счет зоны продпояса, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мука | 13 | 13 422 | 402 651,00 | 0 | 2000 |
Макаронные изделия | 4,41 | 4 553 | 26 461,00 | 0 | 581 |
Хлеб | 70,72 | 73 017 | 73 017,00 | 0 | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Конина | 3,2 | 3 304 | 10 634,90 | 0 | 236 |
Говядина | 4,15 | 15 487 | 32 064,50 | 0 | 119 |
Свинина | 9 | 9 292 | 18 305,00 | 0 | 107 |
Мясо птицы | 5 | 5 162 | 27 097,90 | 0 | 437 |
Яйца * | 142 | 146 611 | 1 378 143,70 | 0 | 852 |
Картофель | 95 | 98 085 | 500 290,50 | 0 | 430 |
Свекла столовая | 5 | 5 162 | 27 033,80 | 0 | 438 |
Огурцы | 5 | 5 162 | 16 935,00 | 0 | 259 |
Томаты | 5 | 5 162 | 16 205,70 | 0 | 248 |
Кисломолочная прод. | 3,2 | 3 304 | 2 398 | 865 | 73 |
Морковь | 20 | 20 650 | 13 144 | 7 830 | 64 |
Баранина | 6,3 | 6 505 | 680 | 5 799 | 10 |
Молоко обработанное | 84,5 | 87 244 | 34000** | 53 244 | 39 |
Масло сливочное | 7 | 4 584 | 1 300** | 3 284 | 28 |
Сыр и творог | 7,23 | 7 465 | 4 850** | 2 615 | 65 |
Капуста белокочанная | 25 | 25 812 | 2 200** | 23 612 | 8 |
Колбасы | 3 | 3 097 | 2 000** | 1 097 | 64 |
Рыба | 8,4 | 8 400 | 0 | 8 387 | 0 |
Лук | 20 | 20 000 | 0 | 19 982 | 0 |
Яблоки | 25 | 25 000 | 0 | 24 927 | 0 |
Масло подсолн. | 7 | 7 000 | 0 | 7 000 | 0 |
Рис | 8,5 | 8 776 | 0 | 8 776 | 0 |
Гречневая крупа | 2 | 2 065 | 0 | 2 065 | 0 |
Чай | 0,67 | 692 | 0 | 692 | 0 |
Сахар | 18 | 18585 | 0 | 18585 | 0 |
*тыс. штук
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан и акимат Акмолинской области**
Таким образом, исходя из вышеуказанной таблицы город Астана не обеспечен 16 видами продовольственных товаров.
Данные товарные позиции можно разделить на 2 группы:
группа 1, товары, производство которых возможно в зоне продовольственного пояса (кисломолочная продукция, молоко обработанное, масло сливочное, сыр и творог, капуста белокочанная, морковь, баранина, колбасы);
группа 2, товары, производство которых в силу природно-климатических и экономических причин в зоне продовольственного пояса нецелесообразно (лук, яблоки, масло подсолнечное, рис, гречневая крупа, чай, сахар).
2. Меры по обеспечению столицы основными видами продовольственных товаров
Для развития производства в зоне продовольственного пояса товаров, входящих в первую группу, будет использован имеющийся потенциал производства города и близлежащих районов в радиусе 300 км от города Астаны, что позволит загрузить перерабатывающие мощности и обеспечить население столицы отечественной продукцией.
Для создания условий по обеспечению стабильных поставок из других регионов республики продовольственных товаров, входящих во вторую группу, будет введен механизм отбора участников продовольственного пояса столицы в каждом регионе через неправительственную организацию в лице Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" (далее – НПП). Сельскохозяйственным товаропроизводителям, участвующим в формировании продовольственного пояса столицы, будет присвоен статус "Участник продовольственного пояса столицы", который позволит им иметь приоритет в доступе к рынкам сбыта, включая коммунальные рынки. Кроме того, участникам продовольственного пояса столицы предоставляется возможность в кредитовании дочерними акционерными обществами холдинга АО "НУХ "КазАгро". Таким образом, товаропроизводители будут заинтересованы в осуществлении поставок своей продукции на рынки столицы.
Для развития торгово-логистической инфраструктуры будет создан оптово-распределительный центр (далее – ОРЦ) в городе Астане, который станет решением проблем многочисленных посредников и их спекулятивного ценообразования. Главной функцией ОРЦ будет являться возможность выхода для местных производителей сельхозпродукции на прямой рынок оптовых покупателей. Это не только способствует продаже товаров по рыночным справедливым ценам, но и снижает затраты на хранение товаров, увеличивает товарооборот производителя. Кроме того, функционирование такого центра позволит повысить знание производителем конъюнктуры рынка, и как результат может способствовать быстрой адаптации производства к спросу на товары.
Для защиты рынка от несоответствующей продукции будут приняты меры по усилению взаимодействия государственных органов по защите рынка от несоответствующей продукции в части увеличения объема проводимых исследований, мониторинга безопасности ввозимой и производимой продукции с освещением в СМИ фактов выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан.
3. Участник продовольственного пояса столицы
Присвоение статуса "Участник продовольственного пояса столицы" осуществляется в следующем порядке:
1. Акимат города Астаны ежегодно в первой декаде декабря месяца направляет в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан информацию по обеспечению основными продовольственными товарами населения города Астаны, а также размещает еҰ на сайте акимата города Астаны. Данная информация должна содержать ежегодный дефицит продовольственных товаров для поставки недостающих объемов с уведомлением акиматов областей и палат предпринимателей областей, городов республиканского значения и столицы (далее – региональные палаты).
2. Акиматы областей, городов Алматы и Шымкент в лице управления сельского хозяйства (далее – управление) совместно с региональными палатами в течение 5 рабочих дней со дня размещения информации на сайте акимата города Астана размещают на своих официальных сайтах перечень необходимых продовольственных товаров и их объемы для последующей поставки на продовольственные рынки города Астаны. Перечень продовольственных товаров должен соответствовать размещенной информации по недостающим продовольственным товарам на сайте акимата города Астаны.
3. В целях обеспечения прозрачности присвоения статуса "Участник продовольственного пояса столицы" региональными палатами создаются специальные комиссии (далее – комиссия) на уровне областей, городов Астаны, Алматы и Шымкент.
4. Состав комиссии должен быть нечетным и не менее пяти человек, а также состоять из представителей управления, региональных палат, региональных ассоциаций и союзов в области агропромышленного комплекса. Секретарь комиссии не является членом комиссии.
5. Решение комиссии принимается большинством голосов от общего числа ее членов, присутствующих на заседании, и оформляется протоколом. При этом кворум для принятия решения должен составлять не менее пяти членов комиссии.
6. Сельскохозяйственные товаропроизводители для получения статуса "Участник продовольственного пояса столицы" представляют в комиссию:
1) заявление на включение в реестр участников продовольственного пояса столицы по форме согласно приложению 1 к настоящей Дорожной карте;
2) копии заключенных договоров о поставках товаров, в случае их отсутствия – копии заключенных договоров о намерениях;
3) копии сертификатов соответствия на качество производимых продуктов, сертификатов соответствия на внедрение международных стандартов ISO 9001, ISO 22000, ХАССП (HACCP) – при их наличии.
7. В случае представления неполного пакета документов, указанных в пункте 6 настоящего раздела, заявление комиссией не принимается.
8. В случае представления полного пакета документов, комиссия в срок не более 5 рабочих дней принимает решение о включении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр участников продовольственного пояса столицы по форме согласно приложению 2 к настоящей Дорожной карте (далее – реестр).
9. Включение сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр автоматически предоставляет ему статус "Участник продовольственного пояса столицы".
10. Решение комиссии и реестр в течение двух рабочих дней со дня принятия размещаются региональными палатами на их официальных сайтах.
11. В случае нарушения участниками продовольственного пояса столицы обязательств по договорам о поставках товаров и/или намерениях, акимат города Астана направляет письмо в комиссию с рекомендациями об исключении сельскохозяйственного товаропроизводителя из реестра.
Комиссия в срок не более 3 рабочих дней принимает решение об исключении сельскохозяйственного товаропроизводителя из реестра.
В случае исключения сельскохозяйственного товаропроизводителя из реестра, комиссия в течение 2 рабочих дней со дня исключения письменно уведомляет его об этом.
4. План мероприятий
по реализации Дорожной карты по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018 – 2021 годы
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения |
Срок исполнения | Ответственные исполнители |
Источники финансирования |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Развитие производства в зоне продовольственного пояса | |||||
1. 1. Обеспечение производства молочных продуктов в близлежащих районах от города Астаны | |||||
1. | Создание 4 молочно-товарных ферм с общим поголовьем 1200 голов | 4 молочно-товарные фермы на 1200 голов | 2020 – 2021 годы | акимат Акмолинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
2. | Создание молочно-товарной фермы с общим поголовьем 2400 голов | молочно-товарная ферма на 2400 голов | 2020 –2021 годы | акимат Акмолинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
3. | Создание 2 молочно-товарных ферм с общим поголовьем 600 голов |
2 молочно-товарные фермы | 2020 год |
акимат Карагандинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
4. | Создание 7 молочно-товарных ферм с общим поголовьем 400 голов |
7 молочно-товарных ферм | 2020 год | акимат Карагандинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
5. | Создание 2 молочно-товарных ферм с общим поголовьем 500 голов |
2 молочно-товарные фермы | 2021 год | акимат Карагандинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
1.2. Обеспечение производства мясных продуктов в близлежащих районах от города Астаны | |||||
6. | Строительство мясоперерабатывающего комплекса с мощностью 5 тыс. тонн в год | мясоперерабатывающий комплекс | 2018 – 2019 годы | акимат Акмолинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
1.3.Обеспечение производства овощей в близлежащих районах от города Астаны | |||||
7. | Восстановление орошаемых земель в зоне Астанинского водохранилища |
орошаемые | 2019 – 2020 годы | акимат Акмолинской области | не требуются |
8. | Восстановление орошаемых земель по каналу "Нура-Ишим" |
орошаемые | 2019 – 2020 годы | акимат Акмолинской области | не требуются |
9. | Осуществление попуска воды из канала имени К.Сатпаева в водохранилище Тузды в объеме 10 млн. м3 воды | улучшение водообеспечен ности орошаемых земель | 2019 – 2020 годы |
МСХ, | в рамках бюджетной программы 254/102 "Проведение природоохранных попусков" |
10. | Увеличение площади посадки овощей на 235 гектаров | расширение площади посадки овощей |
2019 – 2020 | акимат Карагандинской области | не требуются |
11. | Создание и расширение оросительных систем дождевания для увеличения площади орошаемых земель (29 проектов) | дождевальные машины | 2019 – 2021 годы | акимат Акмолинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
12. | Создание и расширение оросительных систем дождевания для увеличения площади орошаемых земель (29 проектов) | дождевальные машины | 2019 – 2021 годы | акимат Карагандинской области | собственные и заемные средства хозяйствующих субъектов |
2. Создание условий по обеспечению стабильных поставок продовольственных товаров из регионов на рынок города Астаны | |||||
13. | Финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей для производства и переработки сельскохозяйственной продукции с закреплением в договорах займа для имеющих статус "Участник продовольственного пояса столицы" обязательств по сбыту произведенной продукции на рынках города Астаны | отчет по профинансированным и одобренным заявкам сельхозтоваро производителей | ежегодно |
АО "НУХ КазАгро" |
собственные и заемные средства дочерних организаций |
14. | Проведение сельскохозяйственных ярмарок в городе Астане с участием регионов республики | ярмарки | ежегодно |
акимат | не требуются |
3. Формирование инфраструктуры заготовки, хранения и сбыта основных видов продуктов питания | |||||
15. | Выделение земельного участка не менее 20 гектаров для строительства оптово-распределительного центра в городе Астане | земельный участок под строительство оптово-распределительного центра в городе Астане | 2018 – 2019 годы |
акимат | не требуются |
4. Защита рынка от несоответствующей продукции | |||||
16. | Усиление мониторинга безопасности ввозимых и производимых основных социально значимых групп животноводческой и растениеводческой продукции, реализуемой в торговой сети городе Астане | итоги отбора продукции и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы | 2018-2019 годы |
КООЗ МЗ, | не требуются |
17. | Осуществление контроля за предприятиями пищевой промышленности областей и городов, поставляющих производимую пищевую продукцию в торговые сети города Астаны | итоги проверок по особому порядку | 2018-2019 годы | КООЗ МЗ | не требуются |
18. | Оперативное взаимодействие государственных, местных исполнительных органов и организаций для принятия мер при выявлении несоответствующей пищевой продукции | информация о выявлении несоответствующей продукции в уполномоченный орган по компетенции | ежегодно |
МСХ, МЗ, КТРМ МИР, МВД, | не требуются |
19. | Регулярное оповещение в СМИ о случаях выявления некачественной и опасной продукции | информация в СМИ (уполномоченным органом по компетенции) | Ежегодно по мере выявления фактов | МСХ, МЗ, акимат г.Астаны | не требуются |
5. Меры государственной поддержки | |||||
20. | Субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях по пунктам 1-5 и 11-12 настоящего Плана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий | субсидирование | 2019 – 2021 годы | акиматы Акмолинской и Карагандинской областей | в рамках бюджетной программы 050 "Возмещение части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях" |
21. | Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования по пунктам 1-5 настоящего Плана в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий | субсидирование | 2020 – 2021 годы | акиматы Акмолинской и Карагандинской областей | в рамках бюджетной программы 056 "Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования" |
22. | Субсидирование стоимости затрат на развитие племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, по пунктам 1-5 настоящего Плана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий | субсидирование | 2020–2021 годы | акиматы Акмолинской и Карагандинской областей | в рамках бюджетной программы 053 "Субсидирование развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства" |
Расшифровка аббревиатур:
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
МСХ – Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;
КООЗ МЗ - Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения
Республики Казахстан;
КТРМ МИР – Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по
инвестициям и развитию Республики Казахстан;
АО "НУХ "Казагро" – акционерное общество "Национальный управляющий холдинг
"Казагро";
НПП РК "Атамекен" - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан
"Атамекен".
Приложение 1 к Дорожной карте по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018-2021 годы |
|
Форма |
Заявление
на включение в реестр участников продовольственного пояса столицы
Кому: _______________________________________________________
(наименование региональных палат областей,
____________________________________________________________________
городов республиканского значения, столицы)
от __________________________________________________________________
(наименование сельскохозяйственного товаропроизводителя)
действующий на основании ____________________________________________
____________________________________________________________________
(учредительный документ)
просит включить в реестр участников продовольственного пояса столицы.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель
______________ ________________________________________
(подпись) (фамилия, имя и отчество (при наличии))
Место печати
"__" ____________ 20__ года
_________________________________________________ ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) и подпись ответственного лица, принявшего
заявление)
Приложение 2 к Дорожной карте по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018– 2021 годы |
|
Форма |
Реестр участников продовольственного пояса города Астаны
№ | Наименование сельскохозяйственного товаропроизводителя |
Местонахождение |
Вид | Код ОКЭД | Наименование поставляемых товаров |
Объем поставляемых товаров |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |