Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 10.12.2018 № 818 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" от 1 марта 2011 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Жетісу" на 2014 - 2023 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 августа 2014 года № 908 |
Стратегия
развития акционерного общества
"Национальная компания "Социально-предпринимательская
корпорация "Жетісу" на 2014 - 2023 годы
Стратегия развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Жетісу" (далее - СПК) на 2014 - 2023 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Правилами разработки, утверждения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2011 года № 1236 и Концепцией развития СПК, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 (далее - Концепция).
Стратегия является основой для разработки последующих программных документов, среднесрочных планов развития, прогнозных финансовых моделей, а также бюджета СПК.
Настоящая Стратегия определяет миссию, видение, стратегические направления, цели, задачи, мероприятия, механизмы их реализации и показатели результатов деятельности на ближайшие 10 лет и разработана с учетом основных направлений:
1) Послания Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства" от 14 декабря 2012 года;
2) Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года";
3) Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года";
4) Указа Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 579 "Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года";
5) Указа Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 "О Системе государственного планирования в Республике Казахстан";
6) Указа Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан";
7) Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан" (далее - ГПФИИР);
8) постановления Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2012 года № 1382 "Об одобрении Концепции развития социально-предпринимательских корпораций";
9) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1308 "Об утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 -2014 годы";
10) постановления Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 "Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020";
11) постановления Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254 "Об утверждении Программы "Производительность - 2020";
12) постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145 "Об утверждении Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы".
При создании СПК определена идея формирования региональных локомотивов для экономического развития. СПК была определена роль устойчивой бизнес-структуры, деятельность которой направлена на достижение социальных, экономических и культурных целей населения региона.
Разработка Стратегии обусловливается:
1) необходимостью иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития с четкими представлениями об основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации;
2) необходимостью гармоничного развития социальной сферы региона;
3) определением направлений и сфер деятельности, приоритетных для реализации потенциала СПК;
4) формированием политики развития и модели функционирования СПК;
5) выработкой комплекса мер, направленных на обеспечение дальнейшего становления СПК в качестве регионального института развития.
1. Анализ текущего состояния
Анализ внешней среды
СПК осуществляет свою деятельность в Алматинской области Республики Казахстан (далее - область) - крупнейшем аграрно-индустриальном регионе со значительным производственно-экономическим потенциалом.
В Алматинской области наблюдается рост по всем основным социально-экономическим показателям. В целом, в 2013 году валовый региональный продукт (далее — ВРП) достиг 1,468 млрд. тенге.
В ВРП области доли сельского хозяйства и промышленности практически равны. Ведущим является аграрный сектор, обеспечивающий 14 % валовой продукции сельского хозяйства республики.
Географическое расположение области в благоприятной природно-климатической зоне, наличие плодородных земель и водных ресурсов, прохождение по ее территории транспортных коридоров, а также близость к территориям других стран определяет текущую специализацию области.
Потенциал сельского хозяйства позволяет обеспечить продовольственную безопасность области и города Алматы и выход на внешние рынки с экологически чистыми продуктами.
Наличие обширной сырьевой базы способствует формированию плодоовощного и молочного кластеров, продовольственного пояса вокруг города Алматы.
Наличие минерально-сырьевых ресурсов и производственных мощностей способствует развитию кластера "Строительные материалы".
Область располагает половиной запасов гидроресурсов Казахстана в виде сотен горных рек, где возможно строительство гидроэлектростанций. Имеется значительный потенциал ветровой энергии, особенно в районе Джунгарских ворот и Шелекского коридора.
Природно-рекреационные ресурсы (ландшафты Заилийского и Джунгарского Алатау, озера Алаколь, Балхаш, Капшагайское водохранилище, горные озера, реки, источники минеральной воды и лечебной грязи и другие) создают благоприятные условия для развития туризма.
Одной из позитивных сторон является развитие транзитного потенциала региона и усиление роли приграничных территорий как важнейших зон международного экономического сотрудничества путем развития транспортных маршрутов, транспортно-логистических услуг и инфраструктуры центров приграничной торговли.
Интенсивное развитие экономических реформ и территориального устройства привели к росту экономически активного населения области. В 2013 году в области создано 19687 рабочих мест, из них 12248 (62,2 %) - на крупных, средних и малых предприятиях и 7439 (37,8 %) - в индивидуальном предпринимательстве и крестьянских хозяйствах. Среднемесячная номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях в 2013 году составила 81088 тенге, что по сравнению с 2012 годом возросло на 4,8 %. Значительно улучшилось материально-техническое состояние объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры.
Промышленность
В области действует 128 крупных и средних промышленных предприятий. В 2013 году объем производства промышленной продукции составил 579,3 млрд. тенге.
Введен в эксплуатацию 41 новый объект промышленности, расширено 28 действующих производств, создано дополнительно 2549 рабочих мест.
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров
Продукция горнодобывающей промышленности и карьеров занимает 1,5 % в общем объеме производства области, обрабатывающей промышленности - 82,8 %.
В отрасли действует 12 крупных и средних предприятий. Имеются богатейшие запасы сырья для производства цемента и изделий из него. Имеются крупные месторождения облицовочного камня, габбро, мрамора, известняков, минеральных солей и другие.
Обрабатывающая промышленность
Производство продуктов питания занимает 18,3 %, химической промышленности — 1,1 %, машиностроения — 2,3 %, фармацевтических продуктов - 0,1 %, напитков - 15,3 %, табачных изделий - 19 %, текстильных изделий - 0,5 %, одежды и кожаных изделий - 0,5 %, бумаги и бумажной продукции - 1,9 %, хлебобулочных и мучных изделий - 23,5 %, мясных изделий - 15,2 %, пластмассовых изделий - 2,3 %.
Аграрная направленность экономики региона проявляется в том, что 45,4 % общего объема продукции обрабатывающей промышленности области составляет производство пищевых продуктов.
Область является единственным производителем в республике солода, электрических аккумуляторов, гипсокартонных изделий, железобетонных и металлических опор для высоковольтных линий электропередач, противопожарных гидрантов, силикона и синтепона, металлоконструкций с их горячей оцинковкой.
Диверсификация ключевых предприятий определила специализацию промышленности области в секторе переработки сельскохозяйственной продукции, ее доля в общем объеме промышленного производства достигла 60 %.
Основными проблемами развития промышленности являются:
1) низкое оснащение технологическим оборудованием, значительное старение производственных фондов большинства предприятий;
2) неполная загруженность имеющихся производственных мощностей;
3) нестабильный характер инвестиций в отрасль;
4) низкий уровень инновационной активности предприятий;
5) наличие недостающих звеньев в формировании региональных кластеров;
6) отсутствие четкого механизма по созданию индустриальных зон (далее - ИЗ).
Индустриально-инновационное развитие
В целях повышения инновационной активности региона и успешной реализации инновационных проектов созданы из "Арна" в городе Капшагае, "Талдыкорган" в городе Талдыкоргане, "Боралдай" в Илийском районе.
Также обеспечит возможность развития инновационной среды по целому ряду таких перспективных направлений, как наука, переработка материалов, био-, нано-, аэрокосмические и другие технологии, специальная экономическая зона "Парк информационных технологий".
Согласно Республиканской карте индустриализации на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 303, реализуется 5 крупных инвестиционных проектов на 1,7 трлн. тенге, с созданием 33,4 тыс. рабочих мест.
В Региональную карту индустриализации Алматинской области вошли 52 проекта на сумму более 338,4 млрд. тенге, с созданием 10536 рабочих мест в период строительства и 7493 рабочих мест в период эксплуатации.
За 4 года в рамках региональной Карты индустриализации введено в эксплуатацию 45 проектов на общую сумму 244,7 млрд. тенге и создано 6481 постоянное рабочее место.
Кроме того, имеется ряд таких крупных проектов республиканского масштаба, как строительство железнодорожной линии "Жетыген-Хоргос" (национальная компания "Казахстан Темир Жолы"), схема выдачи Мойнакской гидроэлектростанции ("КЕGОС"), строительство Мойнакской гидроэлектростанции на реке Чарын (акционерное общество "Самрук-Энерго") и строительство солнечной электростанции мощностью 2 МВт в городе Капшагае (акционерное общество "Самрук-Энерго") общей стоимостью 200 млрд. тенге, где создано 2240 рабочих мест.
В 2013 году реализованы и введены в эксплуатацию 10 проектов на сумму 9,4 млрд. тенге с созданием 1339 рабочих мест.
На 2014 - 2015 годы в Региональную карту индустриализации включены 7 проектов на общую сумму 93,7 млрд. тенге, с созданием 1012 рабочих мест.
Основными проблемами развития индустриально-инновационного развития являются:
1) закуп части сырья и материалов, услуг системообразующих предприятий за рубежом в связи с их отсутствием на территории Республики Казахстан;
2) низкий уровень инновационной активности отечественных
предприятий;
3) нехватка оборотных средств и недоступность длинных кредитов с низкой процентной ставкой.
Агропромышленный комплекс
В области функционируют 48,6 тысяч сельскохозяйственных формирований и 333 тысячи личных подсобных хозяйств населения, производится около 14 % сельскохозяйственной продукции в республике.
Область занимает лидирующее положение в стране по производству сахарной свеклы, кукурузы на зерно, сои, табака, картофеля, мяса, яиц и шерсти, второе место - по овощам, плодам и ягодам, винограду и молоку.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в области за 2013 год составил 381,75 млрд. тенге, индекс физического объема - 102,6 %.
Посевные площади сельскохозяйственных культур составили 889,6 тыс. гектаров. Основой специализации в растениеводстве является производство зерновых культур, которые занимают более 50 % всех посевных площадей области.
Выращиваются кукуруза, рис, технические культуры, картофель, овощебахчевые культуры, развивается плодоводство.
В агропромышленном комплексе (далее - АПК) приоритетными направлениями являются производство и переработка зерна, масличных культур, сахара, овощей и фруктов, мяса, молока, продуктов птицеводства, рыбы и шерсти с экспортоориентированной направленностью.
Целью развития АПК является полное удовлетворение потребности внутреннего рынка в продовольственных товарах отечественного производства за счет повышения конкурентоспособности отрасли, технического и технологического перевооружения системообразующих предприятий перерабатывающей отрасли, внедрения инноваций, обеспечивающих производительность агрокомплексов и привлечение инвестиций.
Основными проблемами развития сельского хозяйства являются:
1) раздробленность хозяйств в растениеводстве и малые размеры наделов земли, которые не позволяют соблюдать научно-обоснованный севооборот и широко использовать современные технологии;
2) нерациональное использование орошаемой пашни и снижение урожайности сельскохозяйственных культур из-за ухудшения технического состояния оросительных систем;
3) высокая степень износа сельскохозяйственной техники, которая составляет более 80 %;
4) низкоурожайность и скудность травостоев пастбищных угодий из-за отсутствия пастбищеоборота;
5) недостаточное развитие средне и крупнотоварных производств в животноводстве, сдерживающее проведение крупномасштабной селекционно-племенной работы;
6) несбалансированное кормление сельхозживотных и нерациональное использование имеющихся пастбищ;
7) низкий уровень механизации и автоматизации процессов производства продукции;
8) высокая степень износа технологического оборудования предприятий по переработке сельхозпродукции, низкий уровень переработки и загруженности мощностей из-за отсутствия качественного сырья и слаборазвитой заготовительно-сбытовой сети.
Строительная индустрия
В области строительную деятельность осуществляют 1190 организаций. Наибольшая доля объема строительных работ приходится на Енбекшиказахский район и город Талдыкорган. Основным показателем развития строительства является ввод жилых домов, где основной объем строительства жилья обеспечен за счет индивидуальных застройщиков. Значительный объем введенных жилых домов приходится на районы, прилежащие к городу Алматы, где ведется строительство Карасайского, Талгарского, Илийского и Енбекшиказахского коттеджных городков. В то же время в Уйгурском, Балхашском районах и городе Текели наблюдается снижение объема строительства. Вместе с тем, все еще сохраняется проблема доступности жилья, в том числе арендного, молодым семьям, работникам бюджетной сферы, матерям-одиночкам и другим социальным группам.
Строительство жилищных объектов
Анализ темпа роста финансирования, количества построенного и введенного в эксплуатацию жилья за 2011 - 2013 годы | |||||
Наименование направления | в том числе: | темп роста %, по сравнению | |||
2011 год | 2012 год | 2013 год | с 2011 годом | с 2012 годом | |
Финансирование объектов, млн. тенге. | 2 285,5 | 4 280,8 | 4695,2 | 205 | 110 |
Строительство объектов жилья, тыс. квадратных метров | 702,1 | 849,5 | 866,6 | 123 | 102 |
Строительство объектов в сфере образования
Анализ темпа роста финансирования, количества строящихся и введенных в эксплуатацию объектов образования за период 2011 - 2013 годов | |||||
Наименование направления | в том числе: | темп роста %, по сравнению | |||
2011 год | 2012 год | 2013 год | с 2011 годом | с 2012 годом |
Финансирование объектов, млн. тенге. | 4 433,9 | 9 626,0 | 12 365,2 | 279 | 128 |
Строительство объектов, единиц | 35 | 45 | 47 | 134 | 104 |
Ввод объектов в эксплуатацию, единиц | 16 | 20 | 29 | 181 | 145 |
Строительство объектов в сфере здравоохранения
Анализ темпа роста финансирования, количества строящихся и введенных в эксплуатацию объектов здравоохранения за период 2011 - 2013 годов | |||||
Наименование | в том числе: | темп роста %, по сравнению | |||
направления | 2011 год | 2012 год | 2013 год | с 2011 годом | с 2012 годом |
Финансирование объектов, млн. тенге. | 2 169 | 1645 | 7 085,5 | 327 | 431 |
Строительство объектов, единиц | 25 | 18 | 26 | 104 | 144 |
Ввод объектов в эксплуатацию, единиц | 18 | 12 | 18 | 100 | 150 |
Предприятиями области производится широкий ассортимент продукции, используемой в строительстве - гипсокартон, металлоконструкции, строительные конструкции для нужд электросетевого строительства, керамический кирпич, керамзитовый кирпич, песок, щебень, изделия из бетона для строительных целей, бетон товарный, двери, окна, сэндвич-панели, трубы и прочие изделия.
Производство готовых металлических изделий в 2013 году составило 16126 млн. тенге, рост по сравнению с 2012 годом составил 27 %.
Производство прочей неметаллической минеральной продукции в 2013 году составило 42255 млн. тенге, рост по сравнению с 2012 годом составил 18 %.
Приведенные данные свидетельствуют о приемлемом темпе роста производимой продукции, но недостаточно широком перечне выпускаемой продукции строительной индустрии.
Анализ текущей ситуации выявил, что в развитии строительной индустрии и производстве строительных материалов области и Республики Казахстан в целом определены следующие проблемы:
1) производство строительных материалов в области, неудовлетворяющее потребность в некоторых видах, и, как следствие, импорт их значительной части и удорожание строительства;
2) недостаточный уровень качества строительных работ;
3) нехватка квалифицированных кадров рабочих профессий и инженерного состава;
4) низкий уровень ввода жилья на одного человека в год;
5) низкий технический уровень предприятий отрасли;
6) высокий износ технологического оборудования, низкая скорость обновления основных фондов.
Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) развивается относительно высокими темпами, количество субъектов МСП в 2012 году составило 103,1 тыс. единиц.
Малое предпринимательство в основном представлено крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, на их долю приходится 49,7 % от общего количества субъектов МСП. На долю индивидуальных предпринимателей приходится 46,2 % от общего количества субъектов МСП, на предприятия малого бизнеса - 4,1 % от общего количества субъектов МСП.
В отраслевой структуре малого предпринимательства, без учета крестьянских хозяйств, доля промышленности составляет 3,8 %, строительства - 3,4 %, торговли - 38,3 %.
МСП в большей степени сосредоточено в крупных промышленных и коммерческих центрах с развитой рыночной и производственной инфраструктурой.
В 2013 году объем произведенной продукции субъектами малого предпринимательства возрос на 60 % в сравнении с 2012 годом. Наибольшая доля производства продукции приходится на Илийский, Енбекшиказахский и Карасайский районы (до 50 %), наименьшая доля - на Балхашский район (0,1 %).
В 2013 году наблюдалось увеличение численности занятых в МСП, которая составила 262,5 тыс. человек или 25,7 % от экономически активного населения в сравнении с 2012 годом. Наибольший удельный вес занятых в МСП приходится на Карасайский, Енбекшиказахский и Илийский районы. Доля занятых в МСП от занятого населения выросла с 22,5 % в 2012 году до 25,7 % в 2013 году.
Проблемами развития МСП являются:
1) наличие административных барьеров для деятельности предпринимателей;
2) наличие проблем при получении земельного участка, получении разрешения на строительство объектов бизнеса и перепланировке жилых помещений под объекты бизнеса;
3) нехватка оборотных средств и недоступность кредитов с низкой процентной ставкой;
4) слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
5) жесткие требования банков второго уровня при принятии залогового обеспечения в соотношении к получаемым кредитным ресурсам.
Инвестиции
В 2013 году объем инвестиций, освоенный за счет собственных средств предприятий, организаций и населения, составил 162,2 млрд. тенге или 37,6 % от общего объема инвестиций. Из республиканского бюджета получено 69,5 млрд. тенге или 16,1 % от общего объема инвестиций, из местного - 38,3 млрд. тенге или 8,9 % от общего объема инвестиций. Средства иностранных инвесторов составили 1,7 млрд. тенге или 0,4 % от общего объема инвестиций, другие заемные средства - 159,4 млрд. тенге или 37,0 % от общего объема инвестиций.
Туризм
По данным мониторинга на 1 января 2014 года в области насчитывается 528 объектов приема туристов, в том числе 143 гостиницы, 113 гостевых и охотничьих домиков, 44 домов отдыха, санаториев, 17 оздоровительных лагерей и центров, 205 зон и баз отдыха и 6 других объектов. В 2013 году введен в эксплуатацию 21 объект туристской инфраструктуры, для строительства которых привлечено 1,7 млрд. тенге инвестиций. Рост количества туристских объектов по сравнению с уровнем 2012 года увеличился на 4,1 %.
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике по итогам 2013 года количество посетителей по въездному туризму увеличилось в 15,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, по выездному туризму - в 4,5 раза. В области разработаны 118 туристских маршрутов, в государственный реестр включены 103 туристские фирмы.
Основными целями развития индустрии туризма в регионе являются:
1) рост жизненного уровня населения региона и увеличение вклада туристской отрасли в экономику государства;
2) стимулирование экономического роста и инвестиций, учитывая значительный потенциал роста индустрии туризма в регионе;
3) создание рабочих мест в индустрии туризма и сопутствующих отраслях экономики, прирост валового внутреннего продукта и экспорта;
4) развитие предпринимательства, в том числе МСП в смежных отраслях экономики, и человеческого потенциала в целом по стране и в регионах, включая сельские районы;
5) содействие масштабной социально-экономической модернизации казахстанского общества с учетом принципов "зеленой экономики".
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма и обеспечения условий развития отрасли в качестве одного из приоритетных секторов экономики необходимо создание современных высокоэффективных и конкурентоспособных туристских комплексов для интеграции казахстанского туризма в мировой туристский рынок.
СПК, как представитель Алматинской области, будет способствовать развитию туризма. Располагая значительными туристско-оздоровительными центрами, туристическими маршрутами, а также лыжными базами, в перспективе планируется формирование положительного туристического имиджа региона.
Влияние факторов внешней среды
Ставшая актуальной в последние годы задача минимизации воздействия различных факторов внешней среды на деятельность предприятий для своего решения требует выявления и систематизации основных факторов, оказывающих влияние на работу предприятий. Только на этой основе возможна выработка мер по преодолению негативных последствий, которые могут возникнуть в результате влияния факторов внешней среды.
Как показали исследования причин возникновения экономических кризисов, выделить одну, главную из них, не представляется возможным. Экономические кризисы возникают в результате множества различных обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера. К числу внешних факторов можно отнести правовые, политические, хозяйственные, демографические, технологические и экологические факторы.
Политические и правовые факторы
Создание СПК в Республике Казахстан было вызвано необходимостью поиска новых инструментов развития несырьевых секторов экономики государства с акцентом на регион. Сегодня деятельность СПК направлена на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, создание новых и модернизацию существующих производств, привлечение инвестиций, реализацию правительственных инициатив.
При этом политические факторы оказывают значительное влияние на достижение целей и задач СПК. В мировой экономике из-за кризиса происходят глобальные изменения, влияющие на перспективы развития экономики Казахстана.
Вместе с тем, стабильные, внутриполитические условия, а также многовекторность международных отношений Республики Казахстан способствуют усиленному и динамичному развитию экономики области. Государством принимается комплекс мер, благоприятствующих развитию различных отраслей экономики и СПК.
Хозяйственные факторы
СПК необходимо учитывать возможные хозяйственные риски. Учитывая длительность сроков возврата государственных средств, инвестированных в реальный сектор экономики, следует особо тщательно взвешивать и оценивать потенциальные объемы производства и реализации продукции, стоимость материальных затрат и накладных издержек, цен на продукцию, доступность сырья и материалов, изменения рыночной конъюнктуры в целом.
Существенным фактором, способным повлиять на эффективное функционирование СПК, может стать возрастание конкуренции на продовольственном рынке в случае вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию и усиления ограничений по применению различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин.
Демографические факторы
Демографический рост населения региона и увеличение потребности в продовольствии позволит СПК успешно на долгосрочной основе реализовывать мероприятия по социальной поддержке и обеспечению населения продуктами первой необходимости по ценам ниже рыночных.
Экономические факторы
Основными факторами, влияющими на деятельность СПК, являются:
1) близость к крупнейшим рынкам-импортерам продукции (Китайская Народная Республика, Центрально-Азиатские страны);
2) спрос на участие в реализации проектов МСП;
3) наличие в регионе государственных запасов минерально-сырьевых ресурсов;
4) потенциальные возможности по созданию новых производств с высокой добавленной стоимостью на основе действующих предприятий;
5) растущий внутренний спрос, в первую очередь, со стороны смежных отраслей;
6) ежегодный рост экономики региона.
Технологические факторы
К основным технологическим факторам, оказывающим влияние на деятельность СПК, относятся тенденция развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и затраты на них из разных источников, существующая система защиты интеллектуальной собственности, государственная политика в области научно-технического прогресса, появление новых технологий, новые продукты (скорость обновления, источники идей) и новые патенты на объекты интеллектуальной собственности.
Отрицательное влияние технологических факторов на деятельность СПК может быть выражено в снижении темпов развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что повлечет снижение качества продукции, невозможность обеспечения возросших потребностей рынка и, как следствие, снижение эффективности деятельности СПК.
Своевременное обеспечение учета данных факторов в деятельности СПК позволит развить и сохранить имеющиеся конкурентные преимущества экономики региона.
Экологические факторы.
В области сохраняется напряженная экологическая обстановка, связанная с неэффективной работой очистных сооружений или отсутствием таковых в большинстве районов области, а также остро стоит проблема рециркуляции и уничтожения отходов. Данные факторы могут повлиять на эффективность деятельности предприятий и организации, осуществляющих свою деятельность на территории области.
Для предприятий сельскохозяйственной отрасли экологические проблемы могут вызвать неурожай, падеж скота. Для перерабатывающих предприятий повышается риск отказа оборудования, для строительной отрасли, горнодобывающей промышленности и транспортно-коммуникационного комплекса повышается риск отказа оборудования и механизмов, разрушения сооружений, транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Данные обстоятельства могут повлиять на устойчивость социально-экономического развития области.
Анализ внутренней среды
Для реализации поставленных перед СПК задач, ей переданы государственные активы (акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью с долей государственного участия, объекты недвижимости, земельные участки и денежные средства). На базе данных активов СПК реализует проекты в партнерстве с частным бизнесом.
Достижение поставленных перед СПК задач позволит улучшить социально-экономическое развитие региона посредством создания инфраструктуры, бизнес-среды, создания условий для повышения деловой активности в регионе и привлечения инвестиций, а также содействия решению имеющихся социальных проблем и задач в регионе.
Организационное становление
СПК была создана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2007 года № 376 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 320".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2010 года № 266 "О вопросах социально-предпринимательских корпораций", СПК была передана акимату Алматинской области, который является единственным акционером СПК в лице государственного учреждения "Управление индустриально-инновационного развития Алматинской области".
В соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах", 28 июля 2009 года произведена государственная регистрация СПК в органах юстиции.
Финансовые показатели
Балансовая стоимость активов СПК за 2013 год составила 11819,7 млн. тенге, в том числе:
1) краткосрочные активы - 2553,3 млн. тенге;
2) долгосрочные активы - 9266,4 млн. тенге.
Балансовая стоимость пассивов СПК за 2013 год составила 11819,7 млн. тенге, в том числе:
1) краткосрочные обязательства - 3898,3 млн. тенге;
2) долгосрочные обязательства - 2786,4 млн. тенге;
3) капитал - 5135,0 млн. тенге.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности СПК за 2013 год получен чистый убыток в размере 979,6 млн. тенге. В 2012 году убыток составил 1355,3 млн. тенге.
Анализ основных финансовых результатов СПК показывает, что в настоящее время СПК переживает период становления и вовлечения в оборот переданных от государства активов. Поскольку структура активов представляет собой в основном активы, требующие значительных инвестиций и приносящие доход в долгосрочной перспективе, то ожидается, что прибыль от этих активов начнет генерироваться только по истечении 7-10-летнего периода инвестирования.
Единственный источник финансирования деятельности СПК в отчетном периоде - средства республиканского бюджета, выделенные на пополнение уставного капитала и финансирование определенных инвестиционных проектов.
Предположительный срок выхода на уровень безубыточности СПК - 2016 год.
В связи с чем, СПК предполагает реализовать следующие мероприятия:
1) корректировка управленческой деятельности, в том числе реструктуризация, сокращение административно-управленческих расходов, внедрение системы корпоративного управления и развитие персонала;
2) разработка стратегии финансового оздоровления СПК с дальнейшим устойчивым экономическим развитием, в том числе:
снижение неэффективных расходов;
оптимизация активов СПК;
разработка мероприятий по увеличению доходности дочерних и зависимых организации и, в первую очередь, дочерней организации СПК - товарищества с ограниченной ответственностью "ЖетісуАгроСауда" (расширение торговой сети);
строительство 3-х торгово-производственных центров с транспортно-логистической инфраструктурой вблизи города Алматы;
организация сельскохозяйственного производства в рамках сервисно-заготовительных центров (далее - СЗЦ);
формирование основы кластеров на основе СЗЦ (расширение их сферы деятельности в сторону развития сельскохозяйственного производства и переработки);
расширение базы бизнес-партнеров для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП);
3) применение инвестиционного проектирования для финансового оздоровления и развития, в том числе интеграционный рост путем формирования на базе СЗЦ основы кластеров и организация их взаимодействия с товариществом с ограниченной ответственностью "ЖетісуАгроСауда";
4) внедрение инновационных технологий земледелия(микробиоудобрения, минимальная обработка почв) в рамкахсельскохозяйственного производства СЗЦ для повышения урожайностисельскохозяйственных культур;
5) корректировка инвестиционной программы развития до 2020 года с акцентом на быстро окупаемые проекты и создание кластеров с участием предприятий МСП и привлечение финансовых ресурсов частных инвесторов, кредитов банков второго уровня;
6) активизация имеющихся активов, путем гарантированияинвестиционных проектов, реализация которых будет способствовать выходу предприятия из финансового кризиса.
Корпоративное управление
СПК рассматривает корпоративное управление как средство повышения эффективности своей деятельности, укрепления ее репутации.
Органами управления СПК являются:
1) высший орган - единственный акционер в лице акимата Алматинской области;
2) орган управления - совет директоров;
3) исполнительный орган - правление;
4) орган взаимодействия - корпоративный секретарь;
5) контрольный орган - служба внутреннего аудита.
Взаимосвязь между этими органами осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" и уставом СПК.
Существующая модель управления СПК обусловлена, прежде всего, ее организационно-правовой формой и спецификой ее основной деятельности.
В целях осуществления эффективного корпоративного управления в СПК разработаны и действуют Кодекс корпоративного управления, а также другие нормативные документы, регламентирующие как деятельность СПК в целом, так и вопросы взаимодействия с дочерними и зависимыми организациями.
Для создания эффективной модели управления и обеспечения прозрачности деятельности СПК изучаются современные стандарты корпоративного управления, соответствующие лучшей мировой практике, а также разрабатывается План по совершенствованию корпоративного управления.
Внедряется и совершенствуется система эффективного менеджмента, улучшаются механизмы внутреннего контроля и мониторинга, направленные на выявление всех рисков, связанных с функционированием СПК в рыночных условиях.
Оценка эффективности корпоративного управления будет осуществляться по итогам рейтинга корпоративного управления, проводимого один раз в два-три года. Планируется провести оценку уровня корпоративного управления СПК с привлечением независимой консалтинговой фирмы в 2015, 2017, 2019 и 2021 годах. При этом результат оценки уровня корпоративного управления СПК в 2021 году должен быть не ниже среднего рейтинга корпоративного управления, присвоенного социально-предпринимательским корпорациям различных регионов республики.
Кадровая политика
Руководствуясь конвенциями Международной организации труда, а также Трудовым кодексом Республики Казахстан, СПК соблюдает международные стандарты по вопросам заработной платы, продолжительности рабочего дня, соблюдения условий труда, вознаграждения сотрудников за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны груда и другим.
В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого кадрового потенциала. Наиболее продуктивным способом достижения этого является разработка и реализация кадровой политики, которая является составной частью стратегически ориентированной политики СПК.
Целью кадровой политики СПК является формирование высокопрофессионального трудового коллектива, обладающего единым командным духом и способного качественно и оперативно решать стоящие перед СПК задачи, посредством максимальной реализации потенциала человеческих ресурсов и действенности механизмов корпоративного взаимодействия.
Мотивация сотрудников является очень важным фактором в реализации поставленных перед СПК задач. В целях стимулирования работников СПК, внедрена система, направленная на привлечение и удержание квалифицированного персонала, повышение заинтересованности работников в результатах труда и включающая материальные и нематериальные формы стимулирования сотрудников, таких как:
1) обеспечение трудовой дисциплины путями создания необходимых организационных и экономических условий для индивидуального и коллективного труда и сознательного отношения работников к труду, убеждения, поощрения за добросовестный труд, а также применения дисциплинарных взысканий за совершение работниками дисциплинарных проступков;
2) обеспечение медицинского обслуживания сотрудников;
3) страхование жизни и здоровья сотрудников.
Кроме того, кадровая политика предусматривает проведение постоянных курсов повышения квалификации сотрудников. Данная мера направлена на увеличение эффективности имеющегося потенциала и дальнейший профессионального рост всех сотрудников СПК.
Управление активами
Основной целью деятельности СПК является увеличение стоимости активов, которая достигается эффективным управлением существующими активами и обеспечением роста инвестиций в новые проекты и создаваемые активы. Управление активами СПК предполагает управление процессом их формирования, поддержания и эффективного использования.
В свою очередь, организация эффективного управления активами позволит обеспечить оптимальное соотношение заемного и собственного капитала и получить максимальное значение прибыли по результатам деятельности, для чего СПК разработаны внутренние нормативные акты по требованиям к инвестиционным проектам, займам, размещению временно свободных средств, планируется разработка и внедрение стандартов качества ИСО, внутренних нормативных актов по вопросам бюджетирования.
По состоянию на 1 января 2014 года в организационную структуру СПК входит 3 дочерних и 18 совместных предприятий.
Текущий анализ деятельности дочерних и зависимых предприятий показал, что большая их часть проработала с отрицательным финансовым результатом, по некоторым предприятиям проекты находятся на стадии реализации, отдельными предприятиями деятельность не велась.
СПК разработана программа и план мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации убыточных дочерних и зависимых организаций. Кроме того, планируется разработка мероприятий по выведению на безубыточность государственных активов, передаваемых от местного исполнительного органа, на основе которых будут создаваться новые конкурентоспособные производства.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050", Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года", СПК поставлены задачи модернизации системы управления государственными активами и усовершенствования практики управления активами.
В этой связи, СПК планируется проведение следующих мероприятий:
1) актуализация действующих и разработка новых внутренних нормативных документов СПК по вопросам управления активами;
2) реанимация ряда дочерних и зависимых организаций, разработка производственных программ по их оздоровлению, обновление менеджмента;
3) работа по внедрению в дочерние и зависимые предприятия международных стандартов менеджмента качества;
4) вовлечение в оборот имеющихся неиспользуемых хозяйственных активов;
5) разработка и принятие мер по реструктуризации активов;
6) формирование агропромышленного кластера с завершенным циклом производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
7) требование от стратегических партнеров наличия современных и приемлемых технологий промышленного освоения ресурсов минерального сырья для реализации рентабельных проектов в сфере недропользования;
8) привлечение научно-исследовательских институтов и проектно-исследовательских организаций региона для формирования оптимальных систем разработки месторождений и внедрения ресурсосберегающих и экологичных технологий добычи минерально-сырьевой продукции;
9) совершенствование системы управления активами, внедрение единой системы планирования на предприятиях, входящих в группу СПК;
10) внедрение эффективной системы управленческого учета, включающей постоянно действующий ежемесячный мониторинг хозяйственной деятельности дочерних организаций.
Инвестиционная деятельность СПК
Инвестиционная деятельность является составной частью финансовой политики СПК, которая является связующим звеном между государственной инвестиционной политикой и частным бизнесом, являясь при этом отправной точкой решения задач, связанных с социальными и экологическими вопросами.
Основными целями инвестиционной политики СПК являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, недопущение спада инвестиционной активности и повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика СПК направлена на создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность за счет собственных средств, особенно предполагающих развитие индустриально-инновационных технологий.
Определение приоритетов в финансировании инвестиционных проектов осуществляются СПК по двум следующим критериям:
1) реализация местных и республиканских целевых и инновационных программ;
2) занятие свободных ниш на региональном рынке с привлечением частного сектора в рамках ГЧП.
В 2013 году привлечено 431,1 млрд. тенге инвестиций, индекс физического объема составил 107,8 %.
Инновационное развитие
Инновационная политика страны является фундаментом для будущей национальной идентичности, конкурентоспособности, благосостояния граждан и экономической жизнеспособности.
В соответствии с Концепцией инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года № 579, в стране планируется развитие новых высоких технологий и услуг для обеспечения перехода от сырьевого к инновационному типу экономики, для чего определен круг важнейших задач.
В этой связи, необходимо сохранять и наращивать интеллектуальный и кадровый потенциал наукоемких отраслей, формировать инновационные процессы во всех сегментах СПК, стремиться к эффективной реализации перспективных проектов общенационального масштаба.
В целях содействия вхождению Казахстана в тридцатку конкурентоспособных стран мира на основе развития новых высоких технологий и услуг для обеспечения перехода от сырьевого к инновационному типу экономики, СПК планирует проводить деятельность в следующих направлениях:
1) создание на базе СПК Research&Development центра, в котором будут проводиться работы по исследованию, аналитическому сопровождению и отработке новых технологий по казахстанским проектам. Открытие данного центра позволит оптимизировать потребление энергоресурсов и облегчит управление их основными фондами и активами;
2) создание на базе СПК инжиниринговой и проектной компании, которая будет реализовывать комплексные и технологически сложные проекты, применяя инновационные решения. Основной задачей компании будет внедрение отечественных разработок и увеличение спроса на инновации внутри страны;
3) оказание поддержки казахстанской науке в создании условий для зарождения и генерации инновационных идей. СПК планирует сотрудничать с научно-исследовательскими институтами и организациями для проведения качественных исследований по отечественным проектам, разработки целевых технологических программ и внедрения инновационных разработок при реализации инвестиционных проектов. Первым шагом для начала сотрудничества будет заключение меморандумов о сотрудничестве с основными инновационными кластерами - Назарбаев Университетом и рядом других отечественных и зарубежных университетов;
4) создание центра возобновляемых источников электроэнергии. Развитие числа бизнес-проектов, использующих энергоэффективные или энергосберегающие технологии, позволит оказать влияние на развитие альтернативных "зеленых" энергетических технологий.
СПК должна стать ядром, вокруг и посредством которого должны формироваться крупные проекты и индустриально-инновационные структуры.
В рамках реализации Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145, в структуре СПК создан Центр обслуживания инвесторов (далее - ЦОИ).
Основными задачами ЦОИ являются:
1) поиск инвесторов для привлечения инвестиций в регион;
2) сервисная поддержка и сопровождение проектов инвесторов на региональном уровне.
В функции ЦОИ входят:
1) поиск иностранных и отечественных инвесторов для региона, потенциальных партнеров для создания совместных предприятий между казахстанской и зарубежной сторонами;
2) осуществление функций "первого окна" в регионе для потенциальных инвесторов;
3) содействие в реализации инструментов государственной поддержки для инвесторов на региональном уровне;
4) формирование и ведение региональной базы данных по перспективным и действующим проектам для потенциальных инвесторов;
5) мониторинг реализации инвестиционных проектов на территории области в пределах компетенции ЦОИ;
6) создание диалоговой площадки между частным инвестором и государством, представителями казахстанского и зарубежного бизнеса;
7) участие в решении проблемных вопросов инвесторов на региональном уровне, защита интересов инвесторов;
8) информационно-аналитическое обеспечение инвесторов, уполномоченных государственных органов, задействованных институтов развития и прочих заинтересованных организаций;
9) проведение обучающих семинаров для местных предпринимателей касательно привлечения инвестиций и их эффективного использования;
10) организация переговоров, встреч, "круглых столов" инвесторов с уполномоченными государственными органами, институтами развития;
11) организация инвестиционных форумов/выставок с участием казахстанской и зарубежной сторон;
12) представление интересов региона на международных инвестиционных мероприятиях;
13) содействие в подписании договоров, меморандумов, соглашений между государственными органами, местными предприятиями и инвесторами в пределах компетенции ЦОИ;
14) оказание прочих услуг в рамках сервисной поддержки инвесторов.
Кроме того, для развития сектора МСП СПК будет оказывать нефинансовую поддержку бизнеса в рамках своей деятельности. Данный вид помощи включает в себя сопровождение деятельности субъектов МСП в вопросах организации современных конкурентоспособных производств и инновационной деятельности, оказание информационно-аналитической поддержки бизнес-сообщества, проведение круглых столов, семинаров с представителями бизнеса, холдингов и иностранных компаний по актуальным вопросам и другое.
Приоритетные для СПК сектора экономики
Определение приоритетных для СПК секторов экономики осуществлялось с учетом сложившейся экономической специализации области и основных направлений государственной индустриально-инновационной политики, изложенных в ГПФИИР, и плана развития технологий.
СПК путем участия совместно с бизнесом в реализации инвестиционных проектов, привлечения иностранных инвесторов, координации развития ИЗ, технопарков, бизнес-инкубаторов, развития и тиражирования сетевых проектов планирует сконцентрировать усилия и ресурсы в рамках развития приоритетных секторов индустриального развития экономики области, к которым относятся:
Зеленая экономика
Согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577, СПК планирует заложить основы для глубоких системных преобразований с целью перехода всех реализуемых проектов на курс "зеленой экономики", что окажет влияние на повышение благосостояния и качества жизни населения региона при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов.
Основными задачами в рамках реализации перехода к "зеленой экономике" являются:
1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и другие) и управления ими;
2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;
3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;
4) повышение национальной безопасности, в том числе водной.
Основным приоритетом СПК будет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание инфраструктуры "зеленой экономики". На базе сформированной инфраструктуры "зеленой экономики" начнется преобразование всех проектов СПК ориентированных на бережное использование воды, поощрение, стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности.
АПК и сельхозпереработка
Развитие аграрного сектора и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции является для СПК приоритетным направлением приложения усилий и ресурсов на долгосрочную перспективу.
СПК планирует способствовать качественному развитию АПК за счет технического и технологического перевооружения агропромышленного производства, насыщения рынка продовольственными продуктами отечественного производства, улучшения условий хозяйствования, создания стимулов для роста товарной продукции за счет укрупнения сельскохозяйственного производства, создания и расширения сети СЗЦ для обеспечения предприятий АПК и сферы легкой промышленности необходимым сырьем. Развитие птицеводства, производства и экспорта зерна и продуктов его глубокой переработки, мяса и мясопродуктов, масличных культур, плодоовощной продукции, молока и молочных продуктов, шерсти и продуктов его глубокой переработки станет одним из главных направлений в секторе АПК.
В дальнейшем также планируется участие в проведении мероприятий по гарантированию и страхованию займов субъектов АПК и предоставление гарантий сельскохозяйственным товаропроизводителям для проведения весенне-полевых и уборочных работ.
Энергетическая отрасль
Наличие энергодефицита является одним из сдерживающих факторов роста производственного потребления энергии, что, соответственно, ведет к ограничению развития отраслей экономики и уровня жизни населения.
СПК будет активно участвовать в поиске и привлечении технологий с высоким уровнем энергоэффективности и энергосбережения, в проектах по удешевлению электроэнергии и производству альтернативных источников энергии, в поиске частных компаний для образования энергетического комплекса.
Строительная индустрия и производство строительных материалов
Промышленная база строительной индустрии Республики Казахстан в целом и области в частности не удовлетворяет в полной мере потребности строительной отрасли по объему и номенклатуре продукции. Основной задачей СПК в развитии строительной индустрии и производства строительных материалов станет развитие производств конкурентоспособных, энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с высокой добавленной стоимостью. Также усилия будут направлены на решение проблем по недостаточному развитию или отсутствию собственной производственной базы для обеспечения потребностей строительного сектора: современные цементные заводы, производство листового стекла, отделочных материалов, железобетонных и керамических изделий. Кроме того, планируется реализация инвестиционного проекта по проектированию и строительству жилья в коттеджном городке в городе Талдыкоргане.
SWОT-анализ СПК
Внешняя среда | Внутренняя среда |
Возможности | Преимущества |
реализация комплекса мер по стабилизации цен на продовольственные товары в Республике Казахстан; реализация программ по обеспечению продовольственной безопасности республики; увеличение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; наличие достаточных площадей сельхозугодий; наличие сельскохозяйственного кадрового потенциала в области; налоговые преференции для переработчиков сельскохозяйственной продукции; перспективы надвигающегося продовольственного кризиса и возможность занятия собственной ниши в мировом производстве; значительные гидро- и ветропотенциалы; Закон "О поддержке использования возобновляемых источников энергии"; привлекательность области с точки зрения выгоды расположения (между Китайской Народной Республикой и Европейским Союзом); огромный товарооборот между Европейским Союзом и Юго-Восточной Азией (более 6 млн. контейнеров в год). | наличие бюджетных инвестиций для реализации программ сервисно-заготовительных центров; кластерный подход в организации сельскохозяйственного производства; наличие отечественных инновационных технологий земледелия; наличие торгово-сбытовой инфраструктуры товарищества с ограниченной ответственностью "ЖетісуАгроСауда"; наличие сырьевой базы для переработки плодоовощной продукции; наличие партнеров для реализации промышленных и сельскохозяйственных бизнес-проектов; наличие земельных участков в Шелекском коридоре и Джунгарских воротах для строительства ветроэлектростанций; наличие потенциальных инвесторов для реализации проектов транспортно-логистических центров; наличие построенной инженерно-коммуникационной инфраструктуры коттеджного городка в городе Талдыкорган. |
Угрозы | Недостатки |
ограниченность внутреннего потребительского рынка; слабый экспортный потенциал области; дефицит электроэнергии в регионе; отсутствие магистральных высоковольтных линии (110, 220 КВт) вблизи перспективных участков для строительства ветроэлектростанций; предстоящее вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию; преобладание мелкотоварных сельскохозяйственных производств и крестьянских хозяйств, не располагающих потенциалом для дальнейшего развития; низкая конкурентоспособность отечественной продукции в сравнении с импортной; слабая производственно-техническая база перерабатывающей промышленности Республики Казахстан; дороговизна современного оборудования и сельскохозяйственной техники; износ сельскохозяйственной техники - 90 % | необходимость создания крупных корпораций (кластеров) в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с целью обеспечения конкурентоспособности; отсутствие опыта управления диверсифицированными корпорациями; отсутствие опыта конкуренции; дефицит подготовленных специалистов в области корпоративного управления, продвижения и сбыта; несоответствие выпускаемой продукции стандартам качества Всемирной Торговой Организации; значительная изношенность основного и вспомогательного оборудования производственной и вспомогательной инфраструктур; высокая себестоимость продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности вследствие деградации земель и изношенности сельскохозяйственной техники. |
Исходя из матрицы SWОT-анализа, с целью использования возможностей внешней среды, наращивания преимуществ, нейтрализации угроз и устранения недостатков в рамках инвестиционной политики СПК основной упор должен быть сделан на базовые и приоритетные отрасли области, повышение квалификации персонала, внедрение системы корпоративного управления и оптимизацию бизнес-процессов.
Функциональные возможности СПК и возможные риски
В процессе своей деятельности СПК может столкнуться с возникновением целого ряда рисков. В зависимости от типа и источника риска для их управления будут реализовываться стандартные и ситуативные специальные меры.
Функциональные возможности СПК и возможные риски
Наименование риска | Возможные последствия в случае непринятия специальных мер реагирования | Механизмы управления рисками |
1 | 2 | 3 |
неэффективная система взаимодействия и контроля над дочерними и зависимыми организациями | Наличие нерентабельных и убыточных активов | создание программы по контролю и работе с дочерними и зависимыми организациями. Закрепление ответственных менеджеров для контроля над ними |
Неэффективный проектный менеджмент в СПК, повышающий проектные риски | сбои и затягивание сроков при разработке инвестиционных проектов | формирование команды, способной разработать и реализовать инвестиционные проекты и назначение ответственных менеджеров за каждый отдельный проект |
увеличение себестоимости продукции, реализуемой СПК | снижение объемов производства и продаж | будут проведены меры по снижению себестоимости продукции и обеспечению конкурентоспособности |
временное прекращение или недополучение заявленных средств по ранее начатым проектам | приостановка деятельности проектов | поиск альтернативных источников финансирования проектов |
отсутствие стандартов качества у дочерних и зависимых организаций | неконкурентоспособность производимой продукции на рынке | оказание финансовой и консалтинговой поддержки для разработки и внедрения международных стандартов качества |
2. Миссия и видение СПК
Миссия СПК - содействие социально-экономическому развитию региона на принципах партнерства государства и бизнеса.
Видение СПК - региональный институт развития, эффективно управляющий активами, стимулирующий экономическую активность в точках роста региона, в том числе через привлечение инвестиций, и выступающий катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств.
Цель СПК - увеличение стоимости активов.
Основные задачи СПК:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста);
2) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств;
3) внедрение передовых производственных и управленческих технологий и стандартов;
4) увеличение стоимости активов;
5) развитие инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных зон);
6) поддержка бизнес-инициатив в регионах через развитие кластеров в приоритетных отраслях, а также координацию партнерских программ по развитию МСП вокруг системообразующих и крупных компаний регионов;
7) оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности СПК;
8) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов;
9) развитие коммуникаций и обмена навыками между портфельными компаниями;
10) содействие брендированию продукции для более активного продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках;
11) привлечение в регионы отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах ГЧП;
12) оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получении финансирования в рамках государственных и отраслевых программ;
13) разработка региональных карт развития с учетом основных специализаций регионов и формирование перечня перспективных и конкурентоспособных проектов для привлечения инвесторов.
Основные функции СПК
В целях оптимизации процессов управления собственными проектами и взаимодействия в рамках реализации совместных проектов определены следующие функции:
1) организационная функция - управление и дальнейшее развитие переданными активами, консультативное сопровождение проектов и инвесторов;
2) инвестиционная функция - инвестиционная деятельность за счет собственных средств, работа по привлечению инвестиций.
Деятельность СПК направлена на реализацию перспективных, жизнеспособных, конкурентоспособных и инновационных для своего региона проектов в приоритетных отраслях экономики, определенных программами развития соответствующих территорий.
СПК оказывает содействие в реализации региональных проектов в рамках ГПФИИР, Карты индустриализации, Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", Программы "Производительность - 2020", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254, и других.
Этапы реализации стратегии развития
1 этап - 2014-2015 годы
На первом этапе будет проведена активная работа по усилению слабых сторон СПК и нивелированию возможных рисков путем максимального использования сильных сторон и возможностей, что позволит СПК перейти ко второму этапу реализации Стратегии, связанному исключительно с наращиванием оборотов. Данный этап предполагает достижение следующих результатов:
1) погашение дебиторской задолженности;
2) оздоровление дочерних компаний с убыточной деятельностью;
3) восстановление объектов недвижимости, находящихся в аварийном состоянии;
4) активная работа по повышению имиджа;
5) улучшение инвестиционного климата.
2 этап - 2016 - 2023 годы
На втором этапе будет осуществлена полномасштабная эффективная
работа по достижению поставленных целей и задач, реализация которых позволит достигнуть следующих результатов:
1) создание новых конкурентоспособных производств;
2) увеличение количества рабочих мест в регионе;
3) реализация экспортоориентированной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательства;
4) обеспечение улучшения системы управления результативностью переданных компаний для повышения эффективности их деятельности, внедрения передовых стандартов корпоративного управления, реструктуризации активов и достижение качественного нового уровня конкурентоспособности дочерних и зависимых предприятий, входящих в состав СПК;
5) выход дочерних предприятий СПК на фондовые рынки, а также обеспечение подготовки самой СПК к первичному размещению (IРО);
6) обеспечение роста объема инвестиционного портфеля СПК.
3. Стратегические направления деятельности (далее - СНД), цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты по ним
СНД 1. Привлечение инвестиций и реализация проектов в точках роста региона.
Цель 1. Повышение инвестиционного климата и привлекательности региона.
Задача:
1) привлечение в область отечественных и зарубежных инвесторов для реализации перспективных проектов, в том числе на принципах ГЧП.
Мероприятия:
1) усиление информационной работы о потенциале области и возможностях СПК;
2) активное участие в проведении инвестиционных форумов разного уровня;
3) проведение PR-акций по освещению инвестиционной привлекательности области.
Ключевые показатели деятельности:
1) количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее 2-х ежегодно), в том числе из списка "Global-2000" (не менее 3-х до 2023 года);
2) количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение, из них количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов (не менее 5-ти ежегодно), в том числе с участием иностранного капитала;
3) рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность (не менее чем на 15 %).
Ожидаемые результаты:
1) количество привлеченных иностранных инвесторов к 2023 году составит 15 единиц;
2) количество привлеченных компаний из списка "Global-2000" к 2023 году составит 3 единицы;
3) количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение, к 2023 году составит 100 единиц;
4) количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, составит не менее 5 проектов ежегодно;
5) рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность составит не менее чем на 15 %.
Цель 2. Реализация перспективных инвестиционных и инновационных проектов.
Задачи:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в приоритетных секторах экономики региона (точках роста);
2) обеспечение вовлечения государственных активов в деловой оборот, оздоровление проблемных активов и развитие на их базе конкурентоспособных производств;
3) оказание инвесторам содействия в реализации проектов через долевое финансирование, участие активами, а также получении финансирования в рамках государственных и отраслевых программ.
Мероприятия:
1) построение взаимодействия с потенциальными инвесторами по принципу "одного окна", а именно оказание содействия в получении необходимой информации по области, формировании предложений по выгодному расположению инвестиционных проектов, получении информации о действующих ИЗ и других информационных услугах;
2) участие в формировании благоприятной среды, развитию инвестиционного потенциала и активности субъектов предпринимательства по инвестированию проектов;
3) финансирование ежегодно не менее 2 проектов несырьевой направленности в сфере малого, среднего и крупного предпринимательства;
4) продолжение работы по реабилитации убыточных дочерних организаций с последующей их передачей в конкурентную среду;
5) поиск инвесторов для реабилитации проблемных активов;
6) реализация проектов в сфере недропользования.
Ключевые показатели деятельности:
1) создание новых конкурентоспособных производств;
2) количество реабилитированных (оздоровленных) предприятий;
3) соотношение привлечения средств частных инвесторов к вложенным средствам СПК.
Ожидаемые результаты:
1) создание новых конкурентоспособных производств;
2) увеличение количества реабилитированных (оздоровленных) предприятий;
3) для создания благоприятной среды по привлечению инвестиций из различных источников финансирования, будет проведена работа по комбинированию финансовых инструментов, таких как, совместное финансирование крупных проектов с акционерным обществом "Банк развития Казахстана", банками второго уровня, акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "КазАгро", акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" и зарубежными институтами развития (Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития), привлечение заемных средств под гарантии СПК и иностранных финансовых структур по конкретным инвестиционным проектам, развитие инструмента финансового лизинга и структурирование с другими доступными финансовыми инструментами.
Цель 3. Содействие в обеспечении устойчивого роста АПК области.
Задачи:
1) создание новых и модернизация существующих конкурентоспособных производств в АПК;
2) обеспечение продовольственной безопасности области за счет
стабильного роста производства продукции АПК;
3) развитие производств по переработке сельхозпродукции.
Мероприятия:
1) привлечение инвестиций в АПК и продуктов ее переработки;
2) восстановление продуктивности пастбищных ресурсов;
3) строительство молочно-товарных ферм;
4) увеличение объектов тепличного хозяйства;
5) реализация проектов по увеличению количества племенного и высокопродуктивного скота и откормочных площадок;
6) содействие развитию легкой промышленности, в первую очередь, в сфере переработки продукции АПК региона (в том числе, переработка
кожевенного сырья, шерсти), с производством продукции с высокой
добавленной стоимостью.
Ключевые показатели деятельности:
1) разработка и реализация проектов в сфере АПК;
2) рост производительности труда в АПК;
3) привлечение инвестиций в сферу АПК.
Ожидаемые результаты:
1) в сфере АПК к 2018 году будет реализовано 9 проектов, к 2023 году - 24 проекта;
2) производительность труда в АПК к 2018 году составит 1200 тыс. тенге на человека, к 2023 - 1500 тыс. тенге;
3) суммарные привлеченные инвестиции в сферу АПК к 2018 составят 450 млн. тенге, к 2023 году - 1200 млн. тенге.
СНД 2. Создание условий для стимулирования экономической активности бизнес-среды.
Цель 1. Использование потенциала инфраструктуры поддержки развития бизнеса.
Задачи:
1) развитие инфраструктуры поддержки начинающего бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, ИЗ);
2) развитие кластеров в приоритетных отраслях;
3) координация партнерских программ по развитию МСП вокруг системообразующих и крупных компаний региона;
4) активизация работы по привлечению проектов несырьевой направленности в ИЗ.
Мероприятия:
1) оказание информационно-аналитической поддержки бизнес-инкубаторам, технопаркам и ИЗ, имеющимся в области;
2) включение в интернет-ресурсы местных государственных органов ссылок на интернет-ресурс СПК;
3) проведение "road-show" на региональных и международных выставках, конференциях, форумах о возможностях и потенциале ИЗ области;
4) изучение и внедрение положительного зарубежного опыта функционирования инфраструктуры развития бизнеса;
5) содействие в подписании меморандумов о взаимодействии между крупным бизнесом и региональными ИЗ и технопарками;
6) оказание содействия в улучшении работы между региональными технопарками и ИЗ с республиканскими институтами развития;
7) проведение постоянного анализа и отбора проектов технопарков и бизнес-инкубаторов для последующего их финансирования.
Ключевые показатели деятельности:
1) количество созданных элементов инновационной инфраструктуры;
2) количество новых инновационных стартап проектов;
3) прирост объема инвестиционного портфеля.
Ожидаемые результаты:
1) оказание информационно-аналитического сопровождения объектам инфраструктуры поддержки развития бизнеса, имеющимся в области;
2) продолжение работ по проведению "road-show" на региональных и международных выставках, конференциях, форумах о возможностях и потенциале ИЗ области;
3) изучение и внедрение положительного зарубежного опыта функционирования инфраструктуры развития бизнеса;
4) оказание содействия в подписании меморандумов о взаимодействии между крупным бизнесом и региональными ИЗ и технопарками;
5) налаживание работ между региональными технопарками и ИЗ с республиканскими институтами развития;
6) проведение анализа и отбора проектов технопарков и бизнес-инкубаторов для последующего их финансирования.
Цель 2. Повышение заинтересованности бизнес-сообщества во взаимном сотрудничестве.
Задачи:
1) расширение сотрудничества с государственными институтами развития для реализации бизнес-проектов;
2) оказание поддержки отечественным производителям товаров, работ и услуг;
3) оказание нефинансовой поддержки бизнеса в рамках деятельности СПК.
Мероприятия:
1) вовлечение бизнес-сообщества в сотрудничество с государственными институтами развития путем предложения инструментов государственной поддержки;
2) заключение меморандумов с государственными институтами развития о дальнейшей совместной деятельности;
3) участие в форумах, конференциях и семинарах, направленных на повышение заинтересованности предпринимателей области во взаимном сотрудничестве;
4) проведение бесплатных консультаций предпринимателей по вопросам развития бизнеса.
Ключевые показатели деятельности:
1) посещаемость интернет-ресурса СПК;
2) коэффициент удовлетворенности предпринимателей региона;
3) участие в форумах, конференциях и семинарах.
Ожидаемые результаты и методика расчета:
1) показатель посещаемости интернет-ресурса СПК (www.spk-zhetisu.kz), отражающего уровень заинтересованности бизнес-сообщества, будет ежегодно расти на 50 %;
2) количество анкетируемых предпринимателей, получивших консультационные и сервисные услуга в рамках деятельности СПК, увеличится более чем в три раза, со 100 в 2014 году до 300 в 2023 году;
3) ежегодное участие в форумах, конференциях и семинарах по различным областям сотрудничества.
СНД 3. Повышение эффективности корпоративного управления и финансово-хозяйственной деятельности СПК.
Цель 1. Совершенствование корпоративного управления и прозрачности деятельности СПК.
Задачи:
1) внедрение современных стандартов корпоративного управления;
2) повышение квалификации работников.
Мероприятия:
1) совершенствование Кодекса корпоративного управления;
2) внедрение современных стандартов КРI (ллючевые показатели эффективности), СМК (система менеджмента качества), НR. (кадровая служба);
3) совершенствование системы стратегического планирования, мониторинга, подотчетности, внутреннего контроля и управления рисками;
4) обеспечение своевременного раскрытия информации об СПК потенциальным пользователям и партнерам, в том числе, о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре, собственности и управления;
5) повышение эффективности управления и развития персонала;
6) модернизация работы интернет-ресурса СПК в части информативности и оперативной актуализации;
7) получение рейтинга корпоративного управления от независимого агентства.
Ключевые показатели деятельности:
1) показатель рейтинга корпоративного управления;
2) коэффициент текучести кадров;
3) коэффициент охваченных обучением сотрудников.
Ожидаемые результаты:
1) усовершенствование системы стратегического планирования, мониторинга, подотчетности, внутреннего контроля и управления рисками;
2) обеспечение своевременного раскрытия информации об СПК, потенциальным пользователям и партнерам в том числе, о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;
3) внедрение системы HR Management;
4) проведение на постоянной основе работы по модернизации сайта СПК в части информативности и оперативной актуализации;
5) получение рейтинга корпоративного управления от независимого агентства (с ежегодным улучшением).
Цель 2. Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности СПК.
Задачи:
1) внедрение передовых производственных и управленческих технологий стандартов;
2) увеличение доходности;
3) участие в реализации государственных программ.
Мероприятия:
1) актуализация действующих внутренних нормативно-правовых актов СПК в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
2) разработка при необходимости новых типовых нормативных документов СПК: правил внутреннего контроля, положения по управлению конфликтами, политики управления рисками, положения о комитетах Совета Директоров СПК, положения о порядке оценки корпоративного управления, и другие;
3) внедрение передовых и инновационных производственных технологий, новаторских идей при производстве продукции;
4) увеличение количества реализуемых инвестиционных проектов.
Ключевые показатели деятельности:
1) чистый доход от основной деятельности;
2) чистый доход на одного сотрудника;
3) рентабельность активов.
Ожидаемые результаты:
1) выход к 2016 году на точку безубыточности и получение чистой прибыли;
2) создание новых производств и увеличение объемов действующих производств, что повлечет повышение средней производительности предприятий региона;
3) реализация отраслевых республиканских и региональных программ будет обеспечена посредством системных мер и инструментов государственной поддержки бизнеса.
Реализация Стратегии окажет эффективное влияние на социально-экономическое развитие области. Деятельность СПК будет способствовать динамичному экономическому росту региона, созданию единого экономического рынка, более эффективному и целевому использованию государственных активов.
В результате реализации Стратегии ожидаются создание новых конкурентоспособных производств, увеличение количества рабочих мест в регионе, повышение производительности действующих предприятий, реализация экспортоориентированной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, сокращение количества нерентабельных государственных предприятий, повышение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательства, решение социальных и экологических проблем области.
Посредством внедрения передовых производственных и управленческих технологий и стандартов СПК получит ценный опыт, пути решения проблемных вопросов и презентации лучших практик.
Реализация поставленных в Стратегии целей и задач будет обеспечена за счет эффективного корпоративного управления СПК. По результатам реализации Стратегии планируется оценка деятельности СПК.
Приложение к Стратегии развития акционерного общества "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Жетісу" на 2014 - 2023 годы |
Ключевые показатели деятельности (далее - КПД) стратегического
развития акционерного общества "Национальная компания
"Социально-предпринимательская корпорация "Жетісу" на 2014 - 2023 годы
СНД 1. Привлечение инвестиций и реализация проектов в точках роста региона.
Цель 1. Повышение инвестиционного климата и привлекательности региона.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Количество привлеченных иностранных инвесторов в регион (не менее 2-х ежегодно), единиц, в том числе | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
из списка "Global-2000" (не менее 3-х до 2023 года), единиц | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - | - | 1 |
КПД 2. Количество бизнес-заявок, поступивших на рассмотрение, единиц | 15 | 20 | 25 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 95 | 100 |
из них количество ежегодно запускаемых инвестиционных проектов (не менее 5-ти ежегодно), в том числе с участием иностранного капитала, единиц | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
КПД 3. Рост объема иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность (не менее чем на 15 %), % | 1,7 | 3,4 | 4,9 | 6,8 | 7,5 | 9,2 | 10,9 | 12,6 | 15 | 15 |
Цель 2. Реализация перспективных инвестиционных и инновационных проектов.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Создание новых конкурентоспособных производств, единиц | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
КПД 2. Количество реабилитированных (оздоровленных) предприятий, единиц | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
КПД 3. Соотношение привлечения средств частных инвесторов к вложенным средствам СПК, % | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 80 |
Цель 3. Содействие в обеспечении устойчивого роста АПК области.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Разработка и реализация проектов в сфере АПК, единиц | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
КПД 2. Рост производительности труда в АПК, тыс. тенге/чел. | 1000 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
КПД 3. Привлечение инвестиций в сферу АПК, млн. тенге | 50 | 100 | 100 | 100 | 100 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
СНД 2. Создание условий для стимулирования экономической активности бизнес-среды.
Цель 1. Использование потенциала инфраструктуры поддержки развития бизнеса.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Количество созданных элементов инновационной инфраструктуры, единиц | - | 1 | - | 1 | 2 | - | - | - | 2 | - |
КПД 2. Количество новых инновационных стартап проектов, | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 13 | 13 |
КПД 3. Прирост объема инвестиционного портфеля, % | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | 150 | 150 |
Цель 2. Повышение заинтересованности бизнес-сообщества во взаимном сотрудничестве.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Посещаемость интернет-ресурс СПК, единиц | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 500 | 600 | 700 | 700 |
КПД 2. Коэффициент удовлетворенности предпринимателей региона, % | 50 | 60 | 70 | 75 | 80 | 85 | 88 | 90 | 90 | 900 |
КПД 3. Участие в форумах, конференциях и семинарах, единиц | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 |
СНД 3. Повышение эффективности корпоративного управления и финансово-хозяйственной деятельности СПК.
Цель 1. Совершенствование корпоративного управления и прозрачности деятельности СПК.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Показатель рейтинга корпоративного управления, шкала | - | 3 | - | 4 | - | 5 | - | 6 | - | - |
КПД 2. Коэффициент текучести кадров, % | 20 | 20 | 15 | 15 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
КПД 3. Коэффициент охваченных обучением сотрудников, % | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Цель 2. Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности СПК.
Наименование КПД | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
КПД 1. Чистый доход от основной деятельности, млн. тенге | - | - | 20 | 25 | 50 | 70 | 100 | 150 | 180 | 180 |
КПД 2. Чистый доход на одного сотрудника, млн. тенге | - | - | 0,33 | 0,41 | 0,83 | 1,16 | 1,66 | 2,5 | 3 | 3 |
КПД 3. Рентабельность активов, % | - | - | 0,8 | 1,1 | 2 | 3 | 3,5 | 3,7 | 4 | 4 |