Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683 «Об утверждении Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы»:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Местным исполнительным органам ежеквартально представлять информацию об исполнении бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, в Министерство регионального развития Республики Казахстан не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство регионального развития Республики Казахстан.»;
в Программе развития моногородов на 2012 - 2020 годы, утвержденной указанным постановлением:
в разделе 1. «Паспорт программы»:
строку «
Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию |
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан |
»
изложить в следующей редакции: «
Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию |
Министерство регионального развития Республики Казахстан |
в разделе 2. «Введение»:
в части пятнадцатой:
подпункты 1) и 2) изложить в следующей редакции:
«1) уполномоченный орган - Министерство регионального развития Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган),
2) координатор Программы - структурное подразделение местного исполнительного органа, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы на областном уровне;»;
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
«2-1) координатор Программы на местном уровне - структурное подразделение местного исполнительного органа моногорода/района, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы в моногороде;»;
дополнить подпунктами 8) и 9) следующего содержания:
«8) уполномоченная региональная организация - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, социально-предпринимательские корпорации, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики;
9) региональный координационный совет (РКС) - консультативно-совещательный орган, созданный и действующий в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»;»;
в разделе 4. «Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы»:
в подразделе «Задачи»:
во «Втором направлении: Диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса для обеспечения оптимальной структуры занятости населения моногородов»:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Развитие малого и среднего предпринимательства в моногородах.
Для активизации малого и среднего предпринимательства в моногородах, а также в населенных пунктах, находящихся на территории их административной подчиненности будут приняты следующие дополнительные меры:
1) субсидирование процентных ставок по кредитам без отраслевых ограничений и увеличение размеров субсидирования процентных ставок по кредитам для моногородов;
2) развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры;
3) предоставление грантов на создание новых производств в размере до 3000000 (три миллиона) тенге;
4) реализация партнерских программ (государства с градообразующими предприятиями) по развитию малого предпринимательства;
5) создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями;
6) создание центров поддержки предпринимательства;
7) содействие развитию предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения.
При этом вышеуказанные дополнительные меры государственной поддержки не распространяются на:
1) предприятия нефтегазовой промышленности;
2) предприятия горнодобывающей отрасли;
3) предприятия металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1771;
4) юридические лица, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций), а также юридические лица, форма собственности которых оформлена как частное учреждение;
5) проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров и оружия.
Условия субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам
Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/ лизинговым сделкам, предоставляемым банками второго уровня и/или иными финансовыми организациями, будет осуществляться по новым кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность в моногородах и/или в населенных пунктах, находящихся на территории их административной подчиненности.
К новым кредитам относятся кредиты, выданные банками с 1 июля 2012 года.
Субсидированию подлежат кредиты, направленные на рефинансирование займов/договоров финансового лизинга, полученных не ранее 1 июля 2012 года и соответствующие критериям и условиям Программы.
Субсидирование не может осуществляться по кредитам, выдаваемым (выданным) на пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках кредита на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства, но не более 30 % от суммы кредита.
Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование ставки вознаграждения, не может превышать 750000000 (семьсот пятьдесят миллионов) тенге для одного предпринимателя.
Срок кредита - до 10 лет.
Субсидирование процентной ставки может осуществляться только по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 14 %, из которых 10 % будет компенсировать государство. При этом банки не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением:
1) связанных с изменением условий кредитования, инициируемыми заявителем;
2) взимаемых по причине нарушения заявителем обязательств по кредиту.
Срок субсидирования составляет до 3 (три) лет с возможностью дальнейшей пролонгации до 5 (пять) лет. Продление срока действия Договора субсидирования по истечении 3 (три) лет одобряется решением РКС на основании ходатайства банка/лизинговой компанией только при выделении средств из республиканского бюджета для субсидирования предпринимателей в соответствующем году.
Субъекту частного предпринимательства в моногородах оказывается комплексная поддержка в рамках всех инструментов Программы.
Условия по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры
Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры будет заключаться в подведении производственной инфраструктуры необходимой для реализации проектов, направленных на создание новых производств, модернизацию и расширение действующих производств, как для отдельных проектов индивидуально, так и в рамках организации промышленных площадок, индустриальных зон и бизнес-инкубаторов.
Выделение средств направляется на строительство и реконструкцию следующей производственной инфраструктуры: дороги, водоотведение, газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, котельные для промышленных площадок, водопроводы, железнодорожные тупики, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи.
Подведение производственной инфраструктуры осуществляется до границы территории объекта предпринимателя.
Подведение производственной инфраструктуры может быть направлено на обеспечение нескольких проектов.
Выделение средств на развитие производственной инфраструктуры должно осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не должна превышать 50 % от стоимости проекта, за исключением индустриальных зон и бизнес-инкубаторов.
Условия предоставления грантов на создание новых производств
Гранты выделяются предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе для создания новых производств.
Средства гранта будут предоставляться через координатора Программы на местном уровне.
Максимальная сумма гранта в рамках Программы для одного предпринимателя не может превышать 3000000 (три миллиона) тенге;
Средства гранта будут предоставляться по итогам проводимых конкурсов по отбору предпринимателей на предоставление грантов решением РКС.
Гранты предоставляются за счет средств, выделенных из республиканского бюджета.
Для проведения конкурса координатор Программы на местном уровне создает конкурсную комиссию по отбору заявок предпринимателей в моногороде, претендующем на предоставление грантов, и утверждает ее состав. Основными принципами деятельности конкурсной комиссии являются создание равных условий для предпринимателей, единство требований, предъявляемых к ним, всесторонность и полнота исследований представляемых документов, объективность принимаемых решений.
Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок дает рекомендации на основании следующих критериев оценки бизнес-проекта предпринимателя:
1) конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности — маркетинговый анализ);
2) готовность бизнес-проекта к внедрению (проработка вопроса организации производства, наличие помещения для размещения предпринимателя, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства).
Обязательным условием бизнес-проекта является софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 20 % от объема предоставляемого гранта.
Предприниматели могут использовать средства гранта на приобретение:
1) основных средств и материалов;
2) нематериальных активов;
3) технологии;
4) прав на франшизу.
Средства гранта в рамках Программы не могут быть использованы на приобретение недвижимого имущества, земельного участка и в качестве платы за аренду.
Конкурсная комиссия будет состоять из председателя, заместителя председателя и членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется с участием представителей органов исполнительной власти, общественных объединений, отраслевых экспертов, научно-образовательных учреждений, региональных средств массовой информации, финансового агента.
Условия реализации партнерских программ (государства с градообразующими предприятиями) по развитию малого предпринимательства
Реализация партнерских программ государства с градообразующими предприятиями будет нацелена на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в регионах посредством объединения усилий крупных компаний, государства и финансовых институтов на примере опыта ТОО «Корпорация «Казахмыс».
Из республиканского бюджета в рамках Программы будет представляться инвестиционный пакет инструментов, включающий:
1) субсидирование ставок вознаграждения по кредитам;
2) подведение инфраструктуры;
3) поддержку начинающих предпринимателей;
4) сервисную поддержку проектов по вопросам бухучета, составлению налоговой отчетности, IT-услугам, юридическим вопросам, таможенным процедурам, внедрению системы менеджмента качества;
5) предоставление квот в рамках проекта «Деловые связи».
Роль крупных компаний в реализации партнерских программ будет заключаться в:
1) обеспечении долгосрочными заказами местных производителей, включении выпускаемой продукции предприятиями моногородов в перечень продукции, востребованной крупными предприятиями: АО «НК «КТЖ», АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Камкор Менеджмент», ТОО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «KEGOC», АО «АрселорМиталл Темиртау», АО «НАК «Казатомпром», АО «Евроазиатская энергетическая компания»;
2) предоставлении квот на сырье для развития «следующих переделов»;
3) поддержке проектов по развитию альтернативных видов деятельности.
Международные организации будут оказывать содействие:
1) в привлечении технологий и приобретении оборудования;
2) организации обучающих программ и специализированных тренингов;
3) в привлечении для консультаций непосредственно на предприятия высококвалифицированных зарубежных специалистов.
Механизм реализации партнерских программ:
1) разработка совместного плана действий с крупными компаниями по реализации партнерской программы;
2) подписание меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве между крупной компанией, местными исполнительными органами, АО «ФРП «Даму» по реализации партнерской программы;
3) создание местных ассоциаций предпринимателей;
4) определение с крупной компанией пилотных направлений для закупа у местных субъектов МСБ на основе перечня закупаемых товаров и услуг, ответственных лиц и формата взаимодействия;
5) составление и ведение актуального реестра местных субъектов МСБ и разделение их по видам продукции;
6) проведение периодических совещаний с субъектами МСБ моногорода с участием системообразующих компаний, акимата, АО «ФРП «Даму»;
7) отбор потенциальных участников из числа заинтересованных компаний МСБ и организация специализированных семинаров и тренингов для них по выбранным пилотным направлениям, организация бизнес-стажировок; предоставление индивидуальной консультационной помощи предпринимателям по вопросам налаживания нового вида деятельности, разработки бизнес-плана, приобретения технологий и оборудования, организации маркетинга и сбыта и другим вопросам;
8) заключение долгосрочных контрактов с местными субъектами МСБ;
9) решение вопросов предоставления финансирования, содействия в подведении недостающей инженерной инфраструктуры.
Условия по созданию бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями
Будут созданы бизнес-инкубаторы во всех моногородах для поддержки предпринимателей. Деятельность бизнес-инкубаторов будет включать предоставление помещений в аренду, оказание комплексной поддержки предпринимателям, включая консультирование, разработку бизнес-плана, предоставление микрокредитов, оказание сервисных услуг, создание связей с сетью профессионалов, потенциальными потребителями. В связи с этим на территории бизнес-инкубатора будут размещаться микрокредитные организации, сервисные компании и консультанты.
Будет осуществляться постоянное обучение сотрудников инкубаторов с привлечением как сотрудников АО «ФРП «Даму», так и зарубежных специалистов в рамках программ международных организаций и финансовых институтов, с последующей их стажировкой в успешных международных аналогах. К созданию и развитию бизнес-инкубаторов будут привлекаться крупные компании в рамках реализации партнерских программ.
Бизнес-инкубаторы будут создаваться за счет средств местных исполнительных органов, а также спонсорских средств крупных компаний в рамках реализации партнерских программ. Методологическая поддержка деятельности бизнес-инкубаторов будет осуществляться через АО «ФРП «Даму» с привлечением ресурсов международных организаций.
Условия по созданию центров поддержки предпринимательства
Для оказания информационно-консультационной помощи предпринимателям и людям с предпринимательской инициативой в моногородах будут созданы центры поддержки предпринимательства.
Комплекс предоставляемых услуг центров будет включать:
1) консультирование по вопросам открытия и ведения бизнеса;
2) информирование о программах поддержки предпринимательства;
3) разъяснение условий работы с финансовыми институтами и консультирование по сбору документов для получения поддержки;
4) консультирование по правовым вопросам.
Центры поддержки предпринимательства будут размещены на бесплатной основе в операционных залах помещений центров обслуживания населения, предоставленных Министерством транспорта и коммуникации Республики Казахстан, для обеспечения удобного доступа людей к услугам.
Услуги консультантов центров поддержки предпринимательства, предоставляемые оператором, будут оплачиваться за счет средств республиканского бюджета.
Оператором по созданию центров поддержки предпринимательства будет выступать АО «ФРП «Даму».
Условия по содействию развития предпринимательства и микрокредитования самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения
Участниками данного направления могут быть жители моногородов и населенных пунктов, находящиеся на территории их административной подчиненности, желающие и имеющие возможность организовать или расширить собственное дело.
В рамках данного направления оказываются следующие виды государственной поддержки:
1) бесплатное обучение основам предпринимательства;
2) предоставление микрокредитов.
Данные меры будут реализовываться через центры занятости в моногородах.
Обучение основам предпринимательства.
Координатор Программы на местном уровне в соответствии с законодательством о государственных закупках отбирает организацию по обучению основам предпринимательства и содействию подготовки бизнес плана.
Бесплатное обучение основам предпринимательства предусматривает:
1) обучение основам предпринимательства;
2) содействие в подготовке бизнес-плана;
3) консультационные (сервисные) услуги по сопровождению проектов.
Обучение основам предпринимательства производится непосредственно в моногородах.
Предоставление микрокредитов.
Микрокредитование является активной мерой содействия занятости населения, направленной на развитие предпринимательства в моногородах.
1. Бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу области на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;
срок кредитования - не более 5 лет;
период освоения - 5 лет с момента получения координатором Программы бюджетного кредита;
целевое назначение бюджетного кредита - организация или расширение собственного дела, пополнение оборотного капитала;
кредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов, приобретение недвижимого имущества, земельного участка и на оплату аренды;
максимальная сумма кредита не может превышать 3000000 (три миллиона) тенге;
конечному заемщику, микрокредитным организациям и/или кредитным товариществам по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока кредитования.
2. Местный исполнительный орган областного значения определяет уполномоченную региональную организацию.
3. Координатор Программы на местном уровне предоставляет кредит уполномоченной региональной организации и заключает с ней соглашение о кредитовании.
Для уполномоченной региональной организации:
1) имеющей статус финансового агентства годовая ставка вознаграждения по кредиту устанавливается в размере 0,01 %;
2) для других юридических лиц годовая ставка вознаграждения по кредиту устанавливается на уровне сложившейся средневзвешенной ставки доходности государственных ценных бумаг, эмитированным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, в предыдущем квартале по результатам операции на организованном вторичном рынке ценных бумаг по соответствующим государственным эмиссионным ценным бумагам.
4. Уполномоченная региональная организация проводит отбор микрокредитных (микрофинансовых) организаций в соответствии с критериями, определенными Правилами кредитования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 819 (далее - Правила).
Уполномоченная региональная организация предоставляет кредитные ресурсы микрокредитным (микрофинансовым) организациям на условиях, определенных Правилами.
Кредитные ресурсы предоставляются кредитным организациям на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целевого использования.
Максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика, устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с РКС.
5. Предоставление мер государственной поддержки в рамках развития предпринимательства самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения осуществляется без отраслевого ограничения следующим образом:
1) желающие принять участие в Программе обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы.
В случае изъявления желания получения кредитных средств через отобранные на конкурсной основе микрофинансовые (микрокредитные) организации, претенденты на участие подают в центры занятости населения заявление и следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность;
копию документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, о проживании в моногороде/районе данного лица);
копию трудовой книжки (при наличии) или иного документа, подтверждающего трудовую деятельность (для работающих лиц);
бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела.
Лица, планирующие расширение собственного дела и пополнение оборотного капитала дополнительно представляют документы, подтверждающие:
платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, со сроком более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется от каждого из таких банков;
2) центры занятости населения рассматривают представленные заявления и документы, формируют списки претендентов по видам получения государственной поддержки и перечень бизнес-предложений, и в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения полного пакета документов направляют:
координатору Программы на местном уровне списки претендентов и перечень бизнес-предложений для включения в Программу либо об отказе;
отобранным на конкурсной основе микрофинансовым (микрокредитным) организациям или кредитным товариществам - заявления, документы, представленные претендентами, списки претендентов и перечень бизнес-предложений;
3) в течение 10 (десять) календарных дней со дня получения документов в центр занятости населения предоставляются:
координатором Программы на местном уровне — заключение о соответствии предлагаемого проекта приоритетным направлениям развития предпринимательства в регионе и решение о включении в Программу, либо обоснованный отказ;
отобранной на конкурсной основе микрофинансовой (микрокредитной) организацией, кредитным товариществом - заключение о возможном или невозможном кредитовании претендентов;
4) центр занятости населения после получения вышеуказанных заключений, решений о включении в состав участников Программы или обоснованных отказов в течение трех рабочих дней письменно уведомляет об этом претендентов;
5) центры занятости населения направляют участников Программы в организации по обучению, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства со сроком обучения до одного месяца, содействие в подготовке бизнес плана.
При этом лица, ранее прошедшие обучение основам предпринимательства в рамках Программы занятости 2020, Дорожная карта занятости 2020 и Дорожная карта бизнеса 2020, имеющие сертификаты, подтверждающие обучение имеют право на получение микрокредитов. Срок действия документа, подтверждающего обучение, не должен превышать трех лет;
6) участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на кредитование участников Программы;
7) микрофинансовая (микрокредитная) организация проводит оценку проекта, дает заключение и принимает решение о возможности (или невозможности) микрокредитования.
В случае получения микрокредита через кредитное товарищество, участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимому уполномоченной региональной организацией в соответствии с Правилами.
Микрофинансовые (микрокредитные) организации и кредитные товарищества в течение 5 (пять) рабочих дней после выдачи микрокредитов претендентам уведомляют об этом координатора Программы на местном уровне.»;
в разделе 7. Плане мероприятий по реализации Программы развития моногородов на 2012 — 2020 годы»:
в графе 3 «Форма завершения»,
строки, порядковые номера 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 21, 25, 27, 28, 29, 34, изложить в следующей редакции:
«Информация в МРР»;
в графе 4 «Ответственные исполнители»:
строку, порядковый номер 7, изложить в следующей редакции:
«МИНТ, МРР, АО «ФНБ «Самрук-Казына» (по согласованию), АО «НУХ «КазАгро» (по согласованию)»;
строку, порядковый номер 22, изложить в следующей редакции:
«МРР, АО «ФРП «Даму» (по согласованию), градообразующие предприятия (по согласованию), акимы областей»;
строку, порядковый номер 23, изложить в следующей редакции:
«МРР, АО «ФРП «Даму» (по согласованию), градообразующие предприятия (по согласованию), акимы областей»;
строки, порядковые номера 26, 30, изложить в следующей редакции:
«МРР, МТСЗН, акимы областей»;
в строке, порядковый номер 32:
слова «МЭРТ, акимы областей» заменить словами:
«МРР, акимы областей»;
строки, порядковые номера 1), 2), изложить в следующей редакции:
«МРР, МИНТ, акимы областей»;
строку, порядковый номер 3), изложить в следующей редакции:
«МРР, акимы областей»;
строку, порядковый номер 35, изложить в следующей редакции:
«МРР, акимы областей»;
в Примечании: в расшифровке аббревиатур: строку «МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан» изложить в следующей редакции:
«МРР - Министерство регионального развития Республики Казахстан»;
строку «АДСЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства» исключить;
2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2012 года № 1449 «О некоторых вопросах реализации Программы развития моногородов на 2012 — 2020 годы»:
в Правилах субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний, предоставляемым субъектам частного предпринимательства, а также предоставления поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Программы, утвержденных указанным постановлением:
в разделе 1. «Общие положения»:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний будет осуществляться по новым кредитам/лизинговым сделкам субъектов частного предпринимательства (далее - предприниматель), осуществляющих деятельность в моногородах согласно перечню моногородов Республики Казахстан, указанных в приложении 1 к Программе и/или в населенных пунктах, находящихся на территории их административной подчиненности в любых секторах экономики, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.»:
в пункте 5:
подпункты 2) и 3) изложить в следующей редакции:
«2) Банк - платежный агент - уполномоченный банк лизинговой компании, который должен быть согласован с финансовым агентом, и осуществлять функции по ведению специального текущего счета лизинговой компании, предназначенного для перечисления и списания субсидий;
3) Договор субсидирования — трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентом, предпринимателем, банком/лизинговой компанией по условиям которого финансовый агент частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/лизингу предпринимателя, выданному банком/лизинговой компанией»;
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
«6) координатор Программы - структурное подразделение местного исполнительного органа, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы на областном уровне;»;
дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
«6-1) координатор Программы на местном уровне - структурное подразделение местного исполнительного органа моногорода/района, определяемое акимами областей, ответственное за реализацию программы в моногороде;»;
подпункт 12) изложить в следующей редакции:
«12) рабочий орган - государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства регионального развития Республики Казахстан;»;
подпункт 16) изложить в следующей редакции:
«16) уполномоченный орган — Министерство регионального развития Республики Казахстан;»;
пункты 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции:
«15. Срок субсидирования составляет до 3 (три) лет с возможностью дальнейшей пролонгации до 5 (пять) лет. Продление срока действия Договора субсидирования по истечении 3 (три) лет одобряется решением РКС на основании ходатайства банка/лизинговой компанией только при выделении средств из республиканского бюджета для субсидирования предпринимателей в соответствующем году.
16. Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по кредитам/лизингу банков и лизинговых компаний с номинальной ставкой вознаграждения не более 14 %, из которых 10 % компенсирует государство. При этом банки и лизинговые компании не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом/лизингом, за исключением:
1) связанных с изменениями условий кредитования/лизинга, инициируемыми заявителем;
2) взимаемых по причине нарушения заявителем обязательств по кредиту/лизингу.
17. В случае, если номинальная ставка вознаграждения по кредиту ниже чем 14 % годовых, то 10 % компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.»;
пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. Предприниматель с положительным решением банка о кредитовании обращается к координатору Программы на местном уровне с заявлением-анкетой предпринимателя (по форме, предусмотренной в Соглашении о сотрудничестве), к которому прилагают следующие документы:
1) свидетельство о государственной регистрации предпринимателя/ свидетельство либо справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица (копия, заверенная печатью /подписью предпринимателя);
2) лицензия, если вид деятельности лицензируемый (копия, заверенная печатью/подписью предпринимателя);
3) устав, учредительный договор (при наличии одного учредителя учредительный договор не требуется). Акционерное общество дополнительно представляет проспект выпуска акций и выписку из реестра держателей ценных бумаг (заверенная печатью/подписью реестра держателя);
4) финансовые отчеты предпринимателя за последний финансовый год с приложением копии налоговой декларации и/или размещенная на интернет ресурсах информация, позволяющая сделать анализ о финансовом состоянии, с расшифровками дебиторской и кредиторской задолженности (в т.ч. суммы, даты возникновения задолженности и наименование продукции/товаров и услуг), (копия, заверенная печатью/подписью предпринимателя);
5) письмо банка/лизинговой компании с положительным решением о возможности предоставлении кредита/лизинга (с приложением решения уполномоченного органа компании об участии предпринимателя в Программе).»;
в пункте 24:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
«3) предприятиям металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1771;»;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
«5) юридическим лицам, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций), а также юридические лица, форма собственности которых оформлена как частное учреждение;»;
пункт 25 изложить в следующей редакции:
«25. Координатор Программы в течение 1 (один) рабочего дня, после подписания протокола членами РКС, направляет копию протокола банку/лизинговой компании и финансовому агенту.
Срок действия решения РКС 6 (шесть) месяцев со дня получения протокола РКС банком/лизинговой компанией.»;
пункт 33 дополнить частью второй следующего содержания:
«Период субсидирования начинается с момента подписания Договора субсидирования банком/лизинговой компанией и предпринимателем.»;
пункт 34 изложить в следующей редакции:
«34. В случае наступления даты выплаты субсидий до подписания Договора субсидирования финансовым агентом:
1) при отсутствии или недостаточности средств на текущем счете финансового агента/счете лизинговой компании, выплата производится предпринимателем самостоятельно, с дальнейшим возмещением уплаченной суммы финансовым агентом;
2) при наличии и достаточности средств на текущем счете финансового агента/счете лизинговой компании, банк/банк-платежного агента производит списание средств с текущего счета финансового агента в счет погашения субсидируемой ставки вознаграждения по кредиту/договору финансового лизинга данного предпринимателя.»;
пункт 36 изложить в следующей редакции:
«36. Лизинговые компании, не имеющие права открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, по согласованию с финансовым агентом определяет банк - платежного агента, в котором лизинговая компания откроет счет для перечисления субсидий.»
дополнить пунктом 42-1 следующего содержания:
«42-1. В случае, если банк/лизинговая компания меняет условия действующего договора банковского займа/договора финансового лизинга, банк/лизинговая компания на основании соответствующего письма уведомляет координатора Программы на местном уровне. Координатор Программы на местном уровне в течение семи рабочих дней письмом согласовывает произведенные изменения условий финансирования или отказывает в согласовании.»;
пункт 57 изложить в следующей редакции:
«57. Предоставление поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры направлено на развитие предпринимательства и деловой активности в моногородах, согласно перечню моногородов Республики Казахстан, указанных в приложении 1 к Программе, а также в населенных пунктах, находящихся на территории их административной подчиненности с развитием соответствующей инфраструктуры.»;
пункт 69 изложить в следующей редакции:
«69. Поддержка по обеспечению производственной (индустриальной) инфраструктуры не может быть оказана:
1) предприятиям нефтегазовой промышленности;
2) предприятиям горнодобывающей отрасли;
3) предприятиям металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1771;
4) юридическим лицам, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций), а также юридическим лицам, форма собственности которых оформлена как частное учреждение;
5) проектам, предусматривающим выпуск подакцизных товаров и оружия.»;
в приложении 1 к указанным Правилам:
в Типовом соглашении о сотрудничестве в рамках субсидирования ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний, предоставляемым субъектам частного предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в моногородах» (далее - Типовое соглашение):
в разделе 1 «Термины и сокращения»:
строку «
Договор субсидирования (ДС) |
заключаемое между финансовым агентом, банком/лизинговой компании и предпринимателем, по условиям которого финансовый агент частично субсидирует ставку вознаграждения по договору банковского займа/договору финансового лизинга, заключенному предпринимателем с банком/лизинговой компанией; |
»;
изложить в следующей редакции:
«
Договор субсидирования (ДС) |
трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентом, предпринимателем, банком/лизинговой компанией по условиям которого финансовый агент частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/лизингу предпринимателя, выданному банком/лизинговой компанией |
»;
строку «
Рабочий орган |
Государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан»; |
»
изложить в следующей редакции:
«
Рабочий орган |
Государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства регионального развития Республики Казахстан»; |
»;
в разделе 3 «Условия субсидирования»:
строку «
Кредиты/лизинги предпринимателя, подлежащие субсидированию: |
новые кредиты/лизинги, выдаваемые для реализации инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства, с эффективной ставкой вознаграждения не более 14 % годовых, выданные с 1 июля 2012 года для данных целей; |
»
изложить в следующей редакции:
«
Кредиты/лизинги предпринимателя, подлежащие субсидированию: |
новые кредиты/лизинги, выдаваемые для реализации инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства, с номинальной ставкой вознаграждения не более 14 % годовых, выданные с 1 июля 2012 года для данных целей; |
»;
строку «
Кредиты/лизинги предпринимателя не подлежащие субсидированию: |
кредиты предприятий нефтегазовой промышленности |
кредиты предприятий-производителей оружия и подакцизной продукции |
|
кредиты юридических лиц, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также юридические лица, форма собственности которых оформлена как частное учреждение |
|
предприятиям металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1514; |
|
кредиты предпринимателей, относящихся к предприятиям горнодобывающей промышленности |
»
изложить в следующей редакции:
«
Кредиты/лизинги предпринимателя не подлежащие субсидированию: |
кредиты предприятий нефтегазовой промышленности |
кредиты предприятий-производителей оружия и подакцизной продукции |
|
юридических лиц, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций), а также юридические лица, форма собственности которых оформлена как частное учреждение; |
|
предприятиям металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1771; |
|
кредиты предпринимателей, относящихся к предприятиям горнодобывающей промышленности |
»;
строку «
Размер субсидирования |
по кредитам/лизинговым сделкам с эффективной номинальной ставкой вознаграждения не более 14 %, при этом 10 % будет компенсировать государство |
»
изложить в следующей редакции:
«
Размер субсидирования |
по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения не более 14 %, при этом 10 % будет компенсировать государство |
»;
в приложении 3 к Типовому соглашению:
графу 13 «Эффективная ставка вознаграждения» в протоколе № __ заседания Регионального координационного совета по ___ изложить в следующей редакции:
«Номинальная ставка вознаграждения»;
в приложении 2 к указанным Правилам:
в Договоре о субсидировании:
в разделе «Термины и сокращения»:
строку «
Рабочий орган |
Государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан» |
»
изложить в следующей редакции:
«
Рабочий орган |
Государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства регионального развития Республики Казахстан» |
»;
в приложении 3 к указанным Правилам:
в Договоре субсидирования:
строку «
Договор субсидирования (ДС) |
заключаемое между финансовым агентом, банком/лизинговой компании и предпринимателем письменное соглашение, по условиям которого финансовый агент частично субсидирует ставку вознаграждения по договору банковского займа/договору финансового лизинга, заключенному предпринимателем с банком/лизинговой компанией |
»
изложить в следующей редакции:
«
Договор субсидирования (ДС) |
трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентом, предпринимателем, банком/лизинговой компанией по условиям которого финансовый агент частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/лизингу предпринимателя, выданному банком/лизинговой компанией |
»;
в разделе 5 «Порядок субсидирования по Договору»:
пункт 7 дополнить частью второй следующего содержания:
«При этом произведенные изменения условий финансирования (отказ в согласовании) должны быть четко отражены в письме согласования.».
в разделе 6 «Основания приостановления, прекращения и возобновления субсидирования»:
пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. РКС принимает решение о возобновлении субсидирования, при условии устранения предпринимателем до заседания РКС причин, явившихся основанием для приостановления субсидирования.»;
часть вторую пункта 10 изложить в следующей редакции:
«Одновременно производит выплату субсидий, неоплаченных им за период приостановления. В случае приостановления субсидирования по основаниям, указанным в подпункте 6 и 7 пункта 2 настоящего Договора, производит выплату субсидий, подлежащих к оплате с даты выхода предпринимателя на просрочку либо с даты неисполнения предпринимателем обязательств по внесению лизинговых платежей.»;
2) в Правилах предоставления государственных грантов на создание новых производств в рамках Программы, утвержденных указанным постановлением:
в разделе 1. «Общие положения»:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила предоставления государственных грантов субъектам частного предпринимательства на создание новых производств (далее - Правила) в рамках Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2012 года № 683 (далее - Программа), разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» и определяют порядок предоставления государственных грантов предпринимателям на создание новых производств в моногородах и населенных пунктах, находящихся на территории их административной подчиненности.»;
в пункте 2:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
«1) предприниматель - субъект малого предпринимательства;»;
подпункты 6) и 7) изложить в следующей редакции:
«6) уполномоченный орган — государственное учреждение «Министерство регионального развития Республики Казахстан»;
7) рабочий орган - государственное учреждение «Комитет развития предпринимательства Министерства регионального развития Республики Казахстан;»;
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
«5. Государственные гранты предоставляются через координатора Программы на местном уровне по итогам проводимых им конкурсов решением РКС после прохождения предпринимателями (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения на экспресс - курсах «Бизнес советник».
6. Целью предоставления государственных грантов является поддержка предпринимателей, планирующих создать новые производства в моногороде и населенных пунктах, находящихся, на территории их административной подчиненности согласно перечня моногородов Республики Казахстан, указанных в приложении 1 к Программе.»;
подпункты 3) и 5) пункта 11 изложить в следующей редакции:
«3) предприятиям металлургической промышленности, которые включены в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года № 1771;
5) юридическим лицам, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательских корпораций), а также юридическим лицам, форма собственности которых оформлена как частное учреждение.»;
подпункт 2) пункта 19 изложить в следующей редакции:
«2) копию свидетельства о государственной регистрации и/или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;»;
в приложении 1 к указанным Правилам:
в Объявлении о проведении конкурса:
строку «Предмет конкурса: предоставление начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства государственных грантов (на создание собственного бизнеса) в рамках Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы.» изложить в следующей редакции:
«Предмет конкурса: предоставление субъектам частного предпринимательства государственных грантов (на создание нового производства) в рамках Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы.»;
строку «Условия участия в конкурсе: в конкурсе могут принять участие субъекты малого и среднего предпринимательства, вновь зарегистрированные, срок государственной регистрации которых в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения за государственной поддержкой менее одного календарного года.» изложить в следующей редакции:
«Условия участия в конкурсе: в конкурсе могут принять участие субъекты частного предпринимательства, планирующие создать новое производство в моногороде и населенных пунктах, находящиеся на территории их административной подчиненности.»;
в приложении 2 к указанным Правилам:
в Заявке на участие в конкурсном отборе для предоставления начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства государственных грантов (на создание собственного бизнеса) в рамках Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы:
заголовок изложить в следующей редакции:
«ЗАЯВКА
на участие в конкурсном отборе для предоставления субъектам частного предпринимательства государственных грантов (на создание нового производства) в рамках Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы»;
слова «заявляет об участии в конкурсном отборе для предоставления начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства государственных грантов (на создание собственного бизнеса).» заменить следующими словами:
«заявляет об участии в конкурсном отборе для предоставления субъектам частного предпринимательства государственных грантов (на создание нового производства).».
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов