Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года (далее –
Концепция).
2. Центральным государственным и местным исполнительным органам Республики Казахстан принять необходимые меры по реализации Концепции.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
С. Ахметов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092 |
КОНЦЕПЦИЯ
формирования перспективных национальных кластеров
Республики Казахстан до 2020 года
Содержание
1. Видение формирования перспективных национальных кластеров.
2. Основные принципы и общие подходы формирования перспективных национальных кластеров.
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции.
1. Видение формирования перспективных национальных кластеров
Важным инструментом содействия инновациям, промышленному развитию, конкурентоспособности и эффективности экономики признаны кластеры. Кластерная политика получила широкое распространение в мире в качестве адекватного механизма инновационного развития в современных условиях.
Кластерный подход связан с созданием новых производств и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости и наукоемкости, усиливающих конкурентные преимущества страны на мировом рынке. Преимущество кластерного подхода заключается в ориентации на развитие высокотехнологичного и инновационного бизнеса, а также укрепление межведомственного и межотраслевого взаимодействия.
В настоящей Концепции отражены цели, задачи и направления развития перспективных национальных кластеров Республики Казахстан с учетом Стратегии "Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства".
Под перспективным национальным кластером понимается взаимовыгодная кооперация компаний и организаций частного сектора, научно-исследовательских и инжиниринговых организаций, инвесторов, финансовых институтов и специальных территорий развития (специальные экономические зоны (далее - СЭЗ), технопарков, индустриальных зон (далее - ИЗ)), объединенных для производства конкурентоспособной, инновационной продукции и услуг, основанных на современных технологиях и бизнес-моделях.
Настоящая Концепция разработана в целях формирования институциональных, методологических, организационных основ для развития перспективных национальных кластеров, их научно-образовательной, инфраструктурной и кадровой поддержки.
При этом кластерный подход не заменяет отраслевой подход развития экономики, а дополняет государственную отраслевую политику. Принцип организации инновационных кластеров в Казахстане на базе новых компетенций (технологий и продуктов, знаний и навыков) будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей, сфер, компаний и регионов страны.
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывают использование потенциала СЭЗ, технопарков, ИЗ, бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры предпринимательства.
Вхождение отечественных кластеров в глобальные цепочки поставок позволит существенно поднять уровень национальной технологической безопасности, повысить качество экономического роста, международной конкурентоспособности бизнеса, входящих в состав кластеров.
Концепция определяет также основные направления и подходы государственной поддержки перспективных национальных кластеров.
Анализ мировой практики кластерного развития
Повышение конкурентоспособности на основе кластерного подхода получило широкое распространение в стратегиях развития большинства стран мира. Это показывает анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20-ти странах мира.
На сегодняшний день "лучшие практики" инновационных кластеров сосредоточены в Соединенных Штатах Америки (далее - США), Европейском союзе (далее – ЕС) и Юго-Восточной Азии. По оценке экспертов к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира.
Яркими примерами новых форм пространственной организации являются инновационные центры и кластеры: силиконовая долина, кластеры конкурентоспособности Франции, кластеры Финляндии, международный кластер Эйндховен–Левен–Аахен (ELAt), Биотехнологическая долина, кластер судостроения в Южной Корее, машиностроительные кластеры Японии, "Шанхайская зона" Китайской Народной Республики (далее - КНР).
Анализ мировой практики в области формирования и реализации кластеров показывает:
1) применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его распространение можно рассматривать в качестве главного признака высокоразвитых экономик;
2) основой кластерной политики является принцип тройной спирали, т.е. организации взаимодействия между государственными органами, бизнесом и научно-образовательными учреждениями;
3) кластеры формируются в процессе инновационного развития, а не создаются "сверху". При этом государства стремятся создать условия для более активного формирования кластеров. Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется "прорыв" в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши,
4) спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всех участников кластера по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами;
5) в отличие от староиндустриальных кластеров отличительной чертой кластеров нового поколения является их инновационная ориентированность. Если "точкой роста" в промышленных кластерах были крупные индустриальные предприятия, то в инновационных кластерах импульс исходит от новых образований в форме университетов нового поколения, высокотехнологичных компаний, инновационных центров. При этом в инновационных кластерах основное внимание уделяется формированию инновационной экосистемы, креативной среды, подготовке инновационных старт-ап компаний и бизнесов, а не классических инвестиционных проектов.
На современном этапе наиболее ярко выделяется две основные модели кластерной политики – либеральная и дирижистская. Основной принцип либеральной модели состоит в том, что кластер – это рыночный организм, роль государства сводится к устранению препятствий для естественного развития кластеров. Либеральная кластерная стратегия характерна для стран, которые по традиции проводят либеральную экономическую политику. К их числу можно отнести США, Великобританию, Австралию и Канаду.
В странах с дирижистской политикой государство играет более активную роль в процессе формирования кластеров, от выбора приоритетных направлений до финансирования программ по развитию кластеров. Дирижистская кластерная политика характерна странам, в которых государство играет активную роль в экономике. Среди них: Франция, Южная Корея, Сингапур, КНР, Саудовская Аравия.
Ведущей тенденцией кластеризации сегодня является развитие мировых инновационных кластеров, в том числе выходящих за рамки отдельных государств – международных и трансграничных.
Мировой опыт становления кластеров нового поколения в США, Японии, Швеции и других высокоразвитых странах показывает, что платформой, которая позволяет инициировать инновации для их превращения в перспективные продукты и в дальнейшем в успешные компании, являются технопарки 3-го поколения.
При этом ядром кластеров нового поколения становятся университеты, вокруг которых формируется пояс малых инновационных предприятий и старт-апов.
Ключевым ориентиром кластеров нового поколения стала инновационная деятельность в высокотехнологичных секторах экономики. По прогнозам экспертов рынок высокотехнологической продукции в период до 2030 года вырастет до 10-12 трлн. долларов США, в то время как рынок сырьевых ресурсов – до 1,5 трлн. долларов США. Таким образом, высокотехнологический сектор станет главным драйвером мировой экономической динамики.
Так, по оценкам экспертов, новые материалы, био и нанотехнологии, композиты полностью перестроят перспективы мировой металлургии и окажут серьезное влияние на развитие многих традиционных отраслей экономики: строительство, авиастроение, транспорт, энергетика, сельское хозяйство.
В мировой практике получило широкое распространение понятие NBIC-экономики, основанной на новых технологиях и знаниях.
В этой связи, необходима разработка совершенно новых подходов и мер государственной политики развития кластеров в Казахстане.
Анализ текущей ситуации
На начальном этапе кластерная политика в Казахстане формировалась на основе двух базовых подходов:
1) кластеры в индустриальных секторах на основе использования природных ресурсов, которые станут ядром экономики Казахстана в обозримом будущем;
2) сервисные кластеры, способствующие укреплению позиций Казахстана в качестве сервисного и делового хаба в регионе Центральной Азии.
В 2005 году было определено 7 пилотных индустриально-сервисных кластеров: металлургия, нефтегазовое машиностроение, текстильная промышленность, транспорт и логистика, туризм, пищевая промышленность, строительные материалы.
Государственная политика по развитию кластеров включала широкий набор мер по следующим направлениям: производственно-инфраструктурные проекты, создание институциональных условий развития, развитие научно-образовательного потенциала, организационная поддержка.
Практическая реализация кластерной политики выявила основные проблемы, которые показали недостаточную готовность бизнеса (крупные компании, малый и средний бизнес) воспринимать кластерные модели, ориентированные на мягкий характер управления и самоорганизацию (как в США и странах ЕС): отсутствие мотивов у компаний к кооперации и локализации, дефицит бизнес и инженерных компетенций, только около 6 % предприятий инновационно активны.
Меры государственного регулирования формирования кластеров сводились в основном к мерам макроэкономического стимулирования в виду недостаточности ресурсов и навыков стратегического планирования у участников кластеров.
Так, не были определены "центральный координатор" и "отраслевые интеграторы" для создания организационной структуры кластеров.
Институтами развития больший упор был сделан на развитии инфраструктуры (строительство) и финансовой поддержке. На начальном этапе качественная работа актуальнее на содержательных вопросах: посевная инкубация бизнеса, формирование "мягкой инфраструктуры" для кластеров, стратегический маркетинг и анализ новых потенциалов, подготовка, обучение и привлечение квалифицированных кадров, поддержка научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР) и развитие венчурной индустрии.
В последующем кластерный подход был заменен традиционным отраслевым подходом с поддержкой отдельных индустриальных проектов и точек прорывного развития на основе СЭЗ, ИЗ и технопарков первого и второго поколений.
В настоящее время сдерживающим фактором и ключевыми проблемами развития кластеров в Казахстане являются отсутствие спроса и предложения на инновационную продукцию, что приводит к так называемой "технологической ловушке", а также неразвитость сервисной инфраструктуры, отсутствие критической массы инновационных и венчурных предпринимателей, способных конкурировать на внутренних и внешних рынках, несформированность системы трансферта, генерации и передачи знаний в экономику страны, низкий уровень проникновения открытых инноваций и их использование отечественным бизнесом, слабый научно-технический потенциал.
В результате, основной формой импорта технологий остается покупка технологического и производственного оборудования и комплектующих без приобретения инженерных решений, развития соответствующих компетенций, что свидетельствует о несовершенстве технологической политики страны. При этом большинство промышленных предприятий страны находятся на нижних уровнях технологической цепи транснациональных кластеров.
Наиболее слабым звеном в кластерном развитии является острый дефицит бизнес-компетенций в частном секторе. Структура и потенциал предпринимательства, сконцентрированного в торгово-посреднической сфере и сфере неторгуемых услуг, требуют структурной модернизации отечественного бизнеса, формирования маркетинговых, технологических и инженерных компетенций у бизнеса, а также широкого и современного корпоративного сектора страны.
С учетом изложенного требуется концептуальная смена подходов и методов формирования и функционирования отечественных кластеров, основанных на активном развитии современных бизнес-компетенций и заимствовании новых технологий, с последующим переходом к реинжинирингу и генерации собственных знаний и технологий для развития новой технико-технологической платформы отраслей экономики.
При этом кластерная политика должна сочетать инфраструктурное обеспечение с внедрением новых организационных форм и коммуникаций. Критически важным условием для формирования перспективных национальных кластеров являются быстрое аккумулирование современных технологий и развитие нового класса предпринимателей с креативным типом мышления и поведения.
Цели и задачи кластерной политики
Целью кластерной политики является обеспечение устойчивых темпов экономического роста и модернизации экономики на основе кластерного развития.
Основой нового этапа кластерной политики станет дальнейшее развитие от индустриальных кластеров, основанных на создании цепочек добавленных стоимостей в традиционных секторах экономики, к инновационным кластерам, основанным на ключевых компетенциях, трансферте знаний и технологий и инновационном предпринимательстве.
Необходима ориентация кластеров не только на масштабирование путем снижения производственных издержек, но и на производство инновационных продуктов и услуг, в том числе в традиционных отраслях экономики: обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, химии, транспорте, машиностроении и др.
Кластерная политика будет направлена на перевод экономики страны на новую технологическую платформу, формирование отраслей с высоким уровнем производительности, добавленной стоимости и степени передела продукции и услуг.
Задачами кластерной политики являются:
1) формирование благоприятных условий для развития перспективных национальных кластеров в традиционных секторах экономики с учетом тенденций и перспектив мирового технологического развития;
2) создание перспективных национальных кластеров, способных обеспечить устойчивый, "умный рост" в будущем и сформировать новые конкурентные преимущества страны;
3) формирование инновационной среды для формирования в долгосрочной перспективе основ современной экономики.
Кластерная политика должна стать важнейшим инструментом реализации 2-го этапа программы индустриально-инновационного развития (Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы). При формировании Карты индустриализации, включение проектов, реализуемых в рамках национальных кластеров, будет иметь приоритетный характер.
Период реализации и ожидаемые результаты
1-й этап: 2013-2015 г. - пилотный:
данный этап включает следующие задачи:
1) определение перспективных национальных кластеров;
2) формирование эффективной организационной модели кластерного развития, включая разработку стратегий развития национальных кластеров;
3) разработка полноценной нормативной и методической базы, обеспечивающей функционирование национальных кластеров;
4) разработка детальных дорожных карт по перспективным национальным кластерам;
5) разработка эффективного механизма предоставления мер государственной поддержки и повышения рыночной конкурентоспособности национальных кластеров;
6) активизация модернизации высшего образования и научно-исследовательской среды для поддержки национальных кластеров;
7) формирование современной инфраструктуры по инкубированию и развитию инновационных предпринимателей, венчурных инвесторов, включая полноценные институты поддержки национальных кластеров, инжиниринговые центры и системы трансферта технологий;
8) формирование системы экспертно-аналитического, методологического и организационного обеспечения кластерной политики.
2-й этап: 2016-2020 гг. - активный:
данный этап включает следующие задачи:
1) активное развитие перспективных национальных кластеров;
2) создание не менее 2-х инновационных центров международного уровня (автономная организация образования "Назарбаев Университет" (далее - АОО "Назарбаев Университет"), Парк инновационных технологий);
3) формирование основ для развития новых секторов экономики будущего;
4) содействие вхождению перспективных национальных кластеров в международные ниши, сети поставщиков продукции и услуг, а также международные технологические цепочки;
5) формирование не менее 5 национальных кластеров.
Ожидаемые результаты
Реализация новой кластерной политики позволит создать основу инновационной модели развития и новых конкурентных преимуществ отечественной экономики, повышения конкурентоспособности базовых и новых секторов экономики, малого и среднего предпринимательства, обеспечения устойчивого развития регионов.
Результатом реализации концепции развития перспективных национальных кластеров станут:
1) функционирование 2-х инновационных центров международного уровня на базе АОО "Назарбаев Университет" и Парка инновационных технологий;
2) функционирование не менее 5 национальных кластеров;
3) создание полноценной институциональной инфраструктуры кластеров.
2. Основные принципы и общие подходы формирования
перспективных национальных кластеров
Принципы формирования перспективных национальных кластеров
При реализации настоящей Концепции необходимо соблюдение следующих принципов.
Во-первых, принцип последовательности принимаемых мер, подразумевающий учет степени подготовленности того или иного этапа инновационного развития. Первый этап предполагает создание имитационной модели, т.е. внедрение и освоение зарубежных технологий, которые должны обеспечить модернизацию экономики. На данном этапе необходимы укрепление институциональной базы и встраивание отдельных элементов инновационной системы. На втором этапе – адаптация и совершенствование зарубежных технологий - должна быть полностью сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, включающая в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, трансферта технологий и знаний, национальной системы компетенций. На последующем этапе инновационного развития будут созданы собственные новые технологии и производства с высоким уровнем наукоемкости.
Во-вторых, концентрация усилий на четких приоритетах, основанных на просчитанных стратегиях действий. Данный принцип предполагает сосредоточение всех ресурсов на ключевых направлениях кластерного развития.
В-третьих, принцип экономической эффективности, основанной на конкуренции и государственно-частном партнерстве. Данный принцип предполагает постепенный переход к высокой самодостаточности инновационного процесса и его прибыльность.
В-четвертых, перспективные национальные кластеры целесообразно формировать не на отраслевом, а межотраслевом принципе функционирования.
В-пятых, открытость к интеграции новых участников кластера, т.е. открытый "вход" и "выход" из кластера. В этой связи кластеры будут основаны на моделях открытых инноваций.
Соблюдение данных принципов является важным условием успешного формирования перспективных национальных кластеров.
Основные направления кластерной политики Казахстана
Кластерная политика будет сконцентрирована на двух направлениях.
Первое. Национальные кластеры в традиционных секторах экономики.
Перспективные национальные кластеры будут развиваться на базе существующих и зарождающихся кластеров, в основном использующих потенциал природных ресурсов за счет оптимизации и удлинения технологических цепочек, их локализации, развития кооперации.
Основной целью является создание условий, способных обеспечить модернизацию базовых отраслей экономики на основе внедрения инноваций.
Задачей кластерной политики станут обеспечение перехода на новые технологические платформы, новые переделы продукции, усиление позиций страны в международном разделении труда.
При этом, под технологической платформой понимаются инструмент и коммуникационная площадка по внедрению инновационных проектов технологического развития страны.
На первом этапе будут созданы системы импорта технологий и коммерциализации с переходом на следующем этапе к реинжинирингу зарубежных технологий, а затем - самостоятельную генерацию новых технологий и знаний, в том числе в рамках целевых технологических программ (далее – ЦТП).
В ядре кластера – производственные компании-лидеры (генераторы спроса) либо несколько компаний, производящие схожую продукцию, которые должны стать интеграторами создания и локализации производственных цепочек, кооперирования, развития ключевых технологических компетенций кластера. Участниками кластеров станут также отраслевые научно-исследовательские институты (далее – НИИ), высшие учебные заведения (далее – вуз), а также формируемые инжиниринговые центры.
В случае, если интегратором является госкомпания, ее участие будет основываться на принципе государственно-частного партнерства (совместные инвестиционные проекты, гарантированные заказы, закупки инновационных технологий), реализации сервисных и организационных функций (привлечение инвесторов, рынки сбыта, экспортная поддержка) с поэтапным ее выходом из кластера.
Механизм формирования кластера
По результатам технологического прогнозирования (форсайт) будут определяться критические для Казахстана технологии. Развитие критических технологий или групп технологий будет осуществляться в рамках формирования кластеров, а одним из основных инструментов реализации кластерной инициативы будут целевые технологические программы. Также, будет проводиться конкурсный отбор новых перспективных кластеров на основе бизнес-инициатив.
Компетенции и роли потенциальных участников будут определены по критериям, учитывающим их количество и состав, степень локализации предприятий, масштаб реализуемых проектов, уровень кооперации, единство технологической базы, смежные отрасли и совместные исследовательские проекты.
Далее будут разработаны стратегии и дорожные карты развития кластеров, заключены многосторонние соглашения между участниками кластера.
Практическая деятельность кластера будет направлена на производство продукции высоких переделов, локализацию, включая создание совместного предприятия (далее – СП) с зарубежными партнерами, производственную кооперацию (сеть поставщиков) и логистику, физическую инфраструктуру, трансферт технологий и инжиниринговых центров с участием отечественных НИИ и вузов, кооперацию в научно-технической сфере, подготовку и повышение квалификации кадров, эффективное информационное взаимодействие между участниками кластера (медиа поддержка).
Государственный орган, который будет уполномочен в области кластерной политики, разработает механизм отбора и соответствующий перечень критериев по отбору перспективных национальных кластеров по следующим блокам:
1) научно-технологический и образовательный потенциал кластера;
2) производственный потенциал кластера;
3) экспортный потенциал кластера;
4) уровень развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры территории базирования кластера;
5) уровень организационного развития кластера.
Организационная структура
Совет кластера (далее – Совет) – площадка для согласования видения, планов и программ участников кластера, а также стратегии его развития.
Совет возглавляется Министром отраслевого государственного органа (акимом области, гг. Астаны и Алматы).
В состав Совета входят интегратор, предприятия-участники (смежники, сбытовики, логистика), Национальная палата предпринимателей, отраслевые НИИ, вузы, отраслевые бизнес-ассоциации, управляющие компании СЭЗ, институты развития.
Функции Совета:
1) разработка и утверждение стратегии развития национальных кластеров и детальных дорожных карт;
2) координация деятельности участников кластеров;
3) содействие участникам кластера в получении государственной и иной поддержки;
4) мониторинг за эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию программ и проектов кластера.
Интегратор – производственные компании-лидеры либо несколько компаний, обеспечивающие развитие кластера, в т.ч. аутсорсинг, краудсорсинг.
Партнер интегратора кластера – Национальная палата предпринимателей или отраслевые бизнес ассоциации – координаторы консолидации бизнеса для участия в кластерах (обязательно при определении интегратором государственной компании).
Финансовый агент – АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее - АО "НУХ "Байтерек") и АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" предоставляют меры государственной поддержки в рамках законодательства Республики Казахстан.
Потенциальные кластеры:
1) кластеры технологий добычи и переработки нефти и газа;
Совет кластеров под председательством Министра нефти и газа Республики Казахстан.
интегратор: акционерное общество "Национальная компания "КазМунайГаз";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), акционерное общество "Казахстанский институт нефти и газа", АОО "Назарбаев Университет", акционерное общество "Управляющая компания СЭЗ" Парк информационных технологий" (далее - АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ"), вузы;
территория: СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк";
2) кластеры металлургии;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
интегратор: акционерное общество "Тау-Кен Самрук";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Сарыарка";
3) кластеры машиностроения;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
интегратор: акционерное общество "Казахстан инжиниринг";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Сарыарка";
4) кластеры химической промышленности;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
интегратор: товарищество с ограниченной ответственностью "Объединенная химическая компания";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Тараз" и "Павлодар";
5) туристические кластеры;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
интегратор: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация);
члены совета: отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Бурабай" и г. Алматы;
6)кластеры легкой промышленности;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
интегратор: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация);
члены совета: отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Онтустик";
7) кластеры агропромышленного комплекса;
Совет кластеров под председательством Министра сельского хозяйства Республики Казахстан;
интегратор: акционерное общество "НУХ "КазАгро";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
8) транспортно-логистический кластер;
Совет кластеров под председательством Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
интегратор: акционерное общество "Қазақстан темір жолы";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Хоргос", "Морпорт Актау" и "Астана новый город";
9) кластеры альтернативной энергетики;
Совет кластеров под председательством Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
интегратор: акционерное общество "Самрук Энерго";
члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), отраслевые научно-исследовательские институты, АОО "Назарбаев Университет", АО "Управляющая компания СЭЗ ПИТ", вузы;
территория: СЭЗ "Астана новый город".
Из предложенных перспективных направлений развития кластеров будут определены не более 5 национальных кластеров до 2020 года.
Второе. Кластеры в секторах "экономики будущего"
Целью кластеров "экономики будущего" станет формирование новых конкурентных преимуществ страны на мировом рынке (кластер знаний, мировой технологический аутсорсинг) на основе создания ранее не существовавших в стране наукоемких производств и секторов экономики, новых технологических компетенций, обеспечения инновационного прорыва.
Данная группа кластеров должна сформировать основы для перехода к инновационной модели развития, повышения наукоемкости и создания новых конкурентных преимуществ отечественной экономики.
В этом направлении будет обеспечено развитие новых уникальных знаний и рынков путем формирования секторов "экономики будущего" и внедрения инноваций в традиционных секторах экономики.
Механизм формирования кластера
Кластеры в секторах "экономики будущего" и их специализация будут определяться по результатам исследований и прогнозирования соответствующим интегратором кластера.
Идентификация потенциальных участников кластера и распределение их компетенций и ролей будут осуществляться:
1) в случае кластера АОО "Назарбаев Университет" – на заседании Наблюдательного совета;
2) в случае кластера "Парк инновационных технологий" – на заседании управляющего Комитета автономного кластерного фонда.
Далее будут разработаны стратегии и дорожные карты развития кластеров и заключены многосторонние соглашения между участниками кластера.
Практическая деятельность кластера будет направлена на развитие пояса наукоемких компаний, создание благоприятных условий для инноваторов, привлечение инвестиций в новые технологические исследования, основные элементы инновационной экосистемы, реализацию инновационных проектов, разработку и развитие компетенций, взращивание инновационных предпринимателей и трансферт технологий.
Потенциальные кластеры:
1) кластер АОО "Назарбаев Университет", включая подкластеры науки о жизни, медицины, материаловедения со специализацией в производстве новых материалов, перспективных технологий и дизайна, 3-Д принтинга, энергосберегающих технологий, биотехнологий;
Совет кластеров: Исполнительный совет АОО "Назарбаев Университет";
интегратор: частное учреждение "Nazarbayev Research and Innovation System (NURIS)";
члены совета: национальные компании, АО "НУХ "Байтерек", отраслевые научно-исследовательские институты, технопарки;
2) кластер "Парк инновационных технологий", включая подкластеры информационно-коммуникационных технологий, перспективных технологий и дизайна;
Совет кластеров: управляющий Комитет автономного кластерного фонда;
интегратор: исполнительный орган фонда (АО "Управляющая компания ПИТ") либо Национальное агентство технологического развития (далее – НАТР);
члены совета: ассоциация содействия развитию Парка информационных технологий Alatau IT City, предприятия-участники, национальные компании, АО "НУХ "Байтерек", вузы, отраслевые научно-исследовательские институты.
Общие подходы формирования перспективных национальных кластеров
Для формирования и развития кластеров нового поколения необходима полноценная и саморазвивающаяся инновационная экосистема, обеспечивающая непрерывность цепочки: "знание – изобретение – инновация", благоприятная для предпринимательства, исследований и разработок, способствующая созданию компаний, успешных на мировом рынке.
Для развития перспективных национальных кластеров основными подходами являются следующие:
1) активная технологическая политика.
Технологическая политика станет основой кластерного развития и модернизации экономики за счет создания системы импорта технологий и коммерциализации с переходом к реинжинирингу зарубежных технологий, а затем - самостоятельной генерации новых технологий и знаний, в том числе в рамках ЦТП.
Таким образом, основными задачами технологической политики являются:
активизация трансферта технологий в кластерах;
стимулирование коммерциализации современных технологий;
содействие бизнес-старт-апам в получении новых технологий и усиление роли компаний, целью которых являются самостоятельная разработка, освоение и внедрение на рынок нового продукта или технологии (спин-оффы), представляющих механизмы научно-технологического трансфера;
повышение инновационной активности в бизнес-секторе;
переход на модель открытых инноваций, основанный на парадигме ведения бизнеса, предусматривающей гибкую политику в отношении НИОКР и интеллектуальной собственности (торговля ноу-хау, массовая инновация и т.д.);
усиление роли технологического скрининга, направленного на прогнозирование тенденций развития рынка технологий на основе расширения диалога с его участниками и содействие обмену информацией между организациями;
эффективное использование сетевых возможностей.
Будет обеспечен "умный трансферт", который включает в себя трансферт технологий с ее "локализацией", подключением к нему научно-исследовательских институтов или независимых исследователей для того, чтобы казахстанский сектор, овладев технологией, полностью был способен на ее основе разработать собственные технологии.
Основой для объединения бизнеса, науки и государственных органов станут технологические платформы и ЦТП. Данный подход успешно реализован в Финляндии, где в одной программе участвуют в среднем 6-10 НИИ, вузов и до 40 компаний.
2) развитие экосистемы национальных кластеров.
Необходимо формирование специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс и способствующей технологическому трансферту и коммерциализации.
Будут созданы многофункциональные площадки, где ведутся исследования, а также налажена система коммуникаций между пользователями и разработчиками для быстрого обмена информацией и тестирования новых научных, инженерных и производственных технологических решений ("живые лаборатории" и центры, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности (коворкинг центры)).
Особое место в инновационной системе отводится инжиниринговым центрам. Их основной задачей являются формирование благоприятной партнерской среды и реализация совместных НИОКР. Инжиниринговые центры обеспечат активное использование новых технологий и решение конкретных изобретательских задач для бизнеса.
3) форсированное формирование инновационного предпринимательства, корпоративного сектора отечественных высокотехнологичных старт-апов.
Важным условием формирования кластеров нового поколения станет формирование технопарков 3-го поколения, представляющих собой платформу для генерации идей, становления инновационных предпринимателей, а также местом сборки для "креативного" бизнеса. Их задача - подготовка и вывод на рынок потока конкурентоспособных инновационных предпринимателей и высокотехнологичных компаний.
Отраслевые программы развития должны предусматривать развитие современных бизнес-компаний и предпринимателей. Отраслевые программы целесообразно разрабатывать в формате "программ связок" поставщиков и потребителей, "генераторов" спроса - производственных компаний частного сектора, национальных компаний и поставщиков промежуточной продукции, деталей и комплектующих, НИОКР и технологий для производства конечной продукции.
Это будет способствовать формированию спроса на инновации, гарантированию заказов производственными и национальными компаниями, государственными органами и инвесторами.
4) модернизация научно-образовательной и исследовательской среды для перспективных национальных кластеров.
Научно-исследовательская деятельность должна стать ключевым фактором в развитии кластеров. Это будет достигаться за счет развития вузов нового поколения, инженерного образования, поиска и привлечения талантов, скоординированности НИОКР с направлениями кластеров.
Потенциальными университетами нового поколения, кроме АОО "Назарбаев Университета", также являются Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева, Казахский национальный аграрный университет, Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени
Д. Серикбаева, Карагандинский государственный технический университет, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, Казахстанско-Британский технический университет, Международный университет информационных технологий, Алматинский университет энергетики и связи.
Университеты должны обеспечить развитие ключевых компетенций и квалифицированных специалистов для развития кластеров нового поколения, проведение научных исследований, коммерциализацию новых знаний, трансферт ключевых компетенций. Университеты будут также вести поиск бизнес старт-апов, отбор и реализацию инновационных идей.
Модернизация университетов будет осуществляться в рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Государственная поддержка кластерных инициатив
Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20.02.2019 № 75.Будет обеспечен комплексный подход предоставления мер государственной поддержки кластерных инициатив.
Субъектами предоставления государственной поддержки будут являться институты развития и государственные органы.
Будет проведен анализ существующих финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки с целью определения пакета и механизма предоставления мер поддержки, направленных на стимулирование кластерных инициатив.
В рамках действующего Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности" и программ ("Дорожная карта бизнеса 2020") будут предусмотрены:
1) оказание приоритетной государственной поддержки кластерным инициативам с пересмотром критериев предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки (субсидирование, гарантирование, подведение инфраструктуры, сервисная поддержка);
2) приоритетное кредитование проектов кластеров институтами развития с разделением рисков между банками второго уровня, институтом развития и заемщиком;
3) поддержка перспективных НИОКР для кластеров через выделение инновационных грантов КИРИ и Фондом науки, софинансирование крупными предприятиями-участниками кластеров;
4) размещение долгосрочных заказов национальными и крупными системообразующими компаниями.
Институциональная поддержка перспективных
национальных кластеров
Организационно-методологическая поддержка формирования перспективных национальных кластеров
Уполномоченным органом по кластерной политике станет государственный орган, осуществляющий руководство в сфере индустрии, обеспечивающий координацию и практическую реализацию кластерной политики, а также инфраструктурную и инновационно-технологическую поддержку развития кластеров.
Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере экономики, обеспечивает методологическую поддержку и мониторинг реализации кластерной политики.
Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере образования и науки, обеспечивает координацию научной поддержки реализации кластерных инициатив.
Ответственными органами за реализацию кластерной политики в регионах выступают акиматы соответствующих регионов.
В целях практической реализации кластерной политики будут созданы советы кластеров при отраслевых государственных органах - коллегиальный орган с участием местных исполнительных органов, представителей кластеров, инвесторов и научно-исследовательских кругов.
В качестве рабочего органа Совета кластеров с целью оперативной организационно-функциональной поддержки развития кластеров будут определены интеграторы, основной задачей которых будет являться обеспечение реализации дорожных карт формирования перспективных национальных кластеров.
Дорожная карта формирования кластера и
ключевые показатели эффективности
Для практической реализации Концепции будут разработаны дорожные карты по развитию национальных кластеров, на основании которых будет сформирована комплексная система экспертно-аналитического, методологического и организационного обеспечения кластерной политики и реализации национальных кластеров.
Структура дорожной карты включает следующие разделы:
1) паспорт кластера:
полный перечень потенциальных участников кластера, включая производственные, научные и образовательные организации;
основные направления реализуемых технологий и выпускаемой продукции, услуг (специализация кластера, перспективность продукции и услуг);
проекты развития кластера;
2) план мероприятий:
мероприятия по развитию сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
мероприятия по определению потребности в трудовых ресурсах участников кластера, а также подготовке и повышению квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
мероприятия по развитию производственного потенциала и производственной кооперации;
мероприятия по развитию инфраструктуры кластера;
мероприятия по организационному развитию кластера.
Предусматриваются следующие ключевые показатели эффективности деятельности кластеров:
1) объем налоговых поступлений в государственный бюджет;
2) доля произведенной продукции кластера в общем объеме произведенной продукции региона;
3) производительность труда кластера;
4) доля экспорта продукции и услуг кластера в общем объеме несырьевого экспорта страны;
5) доля реализованных товаров и услуг кластера в общем объеме реализованной продукции региона;
6) EBITDA;
7) совокупные затраты на НИОКР предприятий кластера;
8) размер чистой прибыли предприятий;
9) доля привлеченных инвестиций на развитие предприятий кластера в совокупном объеме инвестиций региона.
Целевые значения показателей будут определяться отдельно для каждого кластера.
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых
предполагается реализация Концепции
Сноска. Раздел 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 05.02.2015 № 42.
Концепция разработана с учетом положений следующих документов:
1. Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности".
2. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
3. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года "Об инвестициях".
4. Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан".
5. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 "Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы".
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 "Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020".
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года № 1308 "Об утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы".
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254 "Об утверждении Программы "Производительность 2020".
9. Исключен постановлением Правительства РК от 05.02.2015 № 42.
10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2010 года № 1145 "Об утверждении Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы".
11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года № 633 "Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики".
12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 675 "Об утверждении Правил включения проектов в республиканскую и региональные карты индустриализации".
13. Стратегические планы центральных и местных органов исполнительной власти.
14. Стратегия развития национальных компаний.
При этом, с учетом новых механизмов и направлений будут внесены соответствующие изменения и дополнения в вышеуказанные нормативные правовые акты.
Для решения задач Концепции будут разработаны следующие нормативные правовые акты:
В 2013 году:
1. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении дорожной карты формирования национального кластера" (для каждого кластера).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении программы развития национального кластера" (для каждого кластера).
В 2014 году:
Указ Президента Республики Казахстан "О Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы".