Об утверждении Правил сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2012 года № 1341

Действующий

      В соответствии с подпунктом 10-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 23 октября 2012 года № 1341

Правила
сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра
гражданского воздушного судна нормам летной годности

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 10-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации».
      2. Настоящие Правила устанавливают порядок сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности (далее – удостоверение соответствия).
      3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
      1) воздушное судно (далее – ВС) – аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
      2) доказательная документация – документация, содержащая результаты проверок, испытаний, исследований и оценок технического состояния авиационной техники;
      3) заявитель – физическое или юридическое лицо, обратившееся с заявкой в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для сертификации экземпляра гражданского воздушного судна (далее – ЭГВС);
      4) изготовитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее изготовление ВС;
      5) модификация ВС – любое изменение принятой конструкции ВС и (или) его компонентов, которое существенно влияет на их летную годность или затрагивает их характеристики, влияющие на окружающую среду;
      6) нормы летной годности (далее – НЛГ) – требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов;
      7) разработчик – юридическое или физическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники;
      8) сертификат типа – документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского ВС;
      9) техническая экспертная комиссия – постоянно действующий рабочий орган экспертной организации, уполномоченной для осуществления экспертной оценки конструкции, летных характеристик летательного аппарата и определения его технического состояния и годности к полетам;
      10) удостоверение соответствия ЭГВС НЛГ – документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие конструкции ЭГВС, характеристик и эксплуатационно-технической документации нормам летной годности;
      11) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
      12) эксплуатационная документация ЭГВС – комплект документов, регламентирующий летную и техническую эксплуатацию ЭГВС, включая его техническое обслуживание и ремонт конкретного ЭГВС и его компонентов, а также содержащий условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения;
      13) экспертная организация – организация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, и (или) некоммерческая организация, объединяющая эксплуатантов воздушных судов;
      14) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.
      4. Каждый ЭГВС, не имеющий утвержденной типовой конструкции (сертификата типа), подлежит сертификации уполномоченным органом на соответствие его конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации НЛГ гражданских ВС Республики Казахстан.
      ВС, на которое выдано удостоверение соответствия, не допускается к осуществлению коммерческих воздушных перевозок.
      5. Содержащиеся в настоящих Правилах процедуры и общие технические требования применяются к ЭГВС легкой авиации (самолеты, вертолеты, планеры с мотором, автожиры, аэростатические воздушные суда) с максимальной взлетной массой не более 2250 кг.
      6. В целях экспертной оценки качества изготовления, технического состояния, доказательной и эксплуатационной документации, аэродинамических и прочностных характеристик экземпляра авиационной техники, выполнения процедур сертификации, результатов работ на этапах сертификации экспертная организация формирует постоянно действующую техническую экспертную комиссию. Состав технической экспертной комиссии согласовывается с уполномоченным органом.
      В состав технической экспертной комиссии включаются квалифицированные технические эксперты и пилоты, имеющие практический опыт в эксплуатации ВС, специалисты сертификационных центров, научно-исследовательских, испытательных и других организаций по согласованию с руководителями этих организаций.
      7. При модификации ЭГВС он подлежит повторной сертификации.

2. Порядок сертификации ЭГВС

      8. Заявитель в уполномоченный орган подает заявку на сертификацию ЭГВС по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      К заявке прилагаются:
      1) комплект эксплуатационной документации экземпляра ВС;
      2) спецификация экземпляра ВС, которая должна содержать краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицироваться экземпляр ВС;
      3) виды ВС в трех проекциях или фотографии в различных ракурсах: спереди, сбоку, сзади;
      4) первичные платежные документы, подтверждающие законность приобретения ВС или сборочного комплекта, двигателя, винта, агрегатов и комплектующих изделий;
      5) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия удостоверения личности физического лица.
      В случае установления факта неполноты представленных документов, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней дает письменный мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.
      9. Уполномоченный орган в течение двух рабочих дней с момента получения заявки поручает экспертной организации проведение работ по оценке соответствия ЭГВС установленным требованиям к ЭГВС.
      10. Технической экспертной комиссией оцениваются аэродинамические и прочностные характеристики ВС, конструкция, качество его изготовления (капитального ремонта), техническое состояние в соответствии с программой проведения работ по оценке соответствия ЭГВС установленным требованиям к ЭГВС (далее – Программа).
      Программа включает:
      1) проверку конструкторской и эксплуатационной документации;
      2) проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);
      3) проведение наземных и летных испытаний.
      По окончании работ техническая экспертная комиссия оформляет два экземпляра акта летно-технического обследования ЭГВС и два экземпляра протокола летной экспертизы ЭГВС, первый экземпляр из которых выдается заявителю, второй направляется в уполномоченный орган.
      11. Общий срок сертификации ЭГВС составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявки.
      В случае, если уполномоченный орган в установленные настоящими Правилами сроки не выдал заявителю удостоверение соответствия либо не представил письменный мотивированный отказ, то с даты истечения сроков его выдачи удостоверение соответствия считается выданным.
      12. Техническая экспертная организация направляет в уполномоченный орган акт оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС, выданный технической экспертной комиссией, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с приложением следующих документов:
      1) карты данных удостоверения соответствия НЛГ, выданной технической экспертной комиссией, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
      2) акта летно-технического обследования ЭГВС технической экспертной комиссии;
      3) протокола летной экспертизы ЭГВС технической экспертной комиссии;
      4) программы (регламент) технического обслуживания ЭГВС.
      13. На основании положительного акта оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС уполномоченный орган выдает заявителю в течение десяти рабочих дней со дня получения данного акта удостоверение соответствия ЭГВС НЛГ по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
      В случае отрицательного акта оценки технического состояния и определения годности к полетам ЭГВС, уполномоченный орган отказывает в выдаче удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ. При этом, заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней с момента получения данного акта.
      14. Держатель удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ, осуществивший изменения конструкции ЭГВС, его компонентов или эксплуатационной документации, в месячный срок извещает уполномоченный орган об этих изменениях и предъявляет ЭГВС для повторной сертификации.
      15. Выдачу и продление срока действия удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ производит уполномоченный орган на безвозмездной основе.
      16. Действие удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ приостанавливается в случаях:
      1) если в сертифицированную уполномоченным органом конструкцию ЭГВС или его эксплуатационную документацию внесены изменение или дополнение, не согласованные уполномоченным органом, с нарушением процедур, предусмотренных настоящими Правилами;
      2) утери или его порчи;
      или прекращается в случаях:
      1) выявления в процессе эксплуатации присущих данному ЭГВС недостатков, связанных с нарушением его летной годности и угрожающих безопасности полетов;
      2) авиационного происшествия или повреждения ЭГВС, приведших к нарушению летной годности.
      При этом, уполномоченный орган информирует о приостановлении и прекращении действия удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ эксплуатанта в течение 5 рабочих дней с момента установления причин, послуживших приостановлению и прекращению действия указанного удостоверения.
      Во всех указанных выше случаях держатель удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ должен сообщить и, в случае приостановления, вернуть сертификат ЭГВС в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней.
      17. Возобновление действия сертификата ЭГВС производится в течение 15 рабочих дней после представления в уполномоченный орган акта об устранении причин, вызвавших приостановление его действия.
      18. В случае неустранения причин, на основании которых было приостановлено действие сертификата ЭГВС, уполномоченный орган отказывает в течение 15 рабочих дней с момента представления соответствующей заявки в возобновлении действия сертификата ЭГВС. При этом, заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде.
      19. При утрате или приведении в негодность удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ выдача его дубликата производится на основании представления в уполномоченный орган следующих документов:
      1) заявления держателя удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ о выдаче дубликата сертификата ЭГВС, оформленного в произвольной форме с указанием в нем причин и обстоятельств утраты удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ или приведения его в негодность;
      2) удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ, если он пришел в негодность.
      20. Выдача дубликата удостоверения соответствия ЭГВС НЛГ производится в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления. В правом верхнем углу дубликата удостоверения делается отметка «Дубликат».

Приложение 1              
к Правилам сертификации и        
выдачи удостоверения          
соответствия экземпляра         
гражданского воздушного судна      
нормам летной годности         

Руководителю    
уполномоченного органа

ЗАЯВКА
НА СЕРТИФИКАЦИЮ ЭКЗЕМПЛЯРА ГРАЖДАНСКОГО
ВОЗДУШНОГО СУДНА

Прошу провести сертификацию экземпляра гражданского воздушного судна
___________________________________________________________________,
           (наименование ЭГВС)
которое принадлежит
___________________________________________________________________
              (владелец ЭГВС)
Адрес и телефон
___________________________________________________________________
Сообщаю основные сведения о воздушном судне:
Вид воздушного судна
___________________________________________________________________
      (самолет, вертолет, планер, аэростатическое воздушное судно и др.)
Использованная конструкторская документация _______________________
___________________________________________________________________
(собственный проект, готовая КД, имеющая прототип, восстановленное ВС и др.)
Построено в условиях ______________________________________________
                             (индивидуально, в техническом клубе, на заводе и др.)
Назначение ЭГВС ___________________________________________________
Ожидаемые условия эксплуатации ____________________________________

      Я отвечаю за достоверность представленных сведений в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Мне неизвестны факты, которые свидетельствовали бы о том, что заявляемое для экспертизы ВС не могло бы соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

Заявитель ____________ /_________________/ М.П.
            подпись          фамилия, инициалы

«__» __________ 20__ г.

Приложение 2        
к Правилам сертификации и  
выдачи удостоверения   
соответствия экземпляра  
гражданского воздушного  
судна нормам летной     
годности          

      АКТ
оценки технического состояния и определения годности к полетам
экземпляра гражданского воздушного судна

В соответствии с приказом
_____________________________________________________________________
      (наименование организации, находящейся в ведении уполномоченного органа)
от « » ___________ 20 _____ года № ____________ комиссией в составе:
Председатель:________________________________________________________
                                 (Ф.И.О. должность)
Члены комиссии:______________________________________________________
                                 (Ф.И.О. должность)
_____________________________________________________________________
                                      (Ф.И.О. должность)

Проведена оценка по программе сертификации летной годности
_____________________________________________________________________
                             (наименование организации)

Текст Акта оценки о годности к эксплуатации
гражданских воздушных судов

      В заключительной части акта указывается соответствие (несоответствие) эксплуатационной документации, воздушного судна и его оборудования установленным требованиям к экземпляру воздушного гражданского судна и нормативным правовым актам Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, заявляемым видам полетов.

Председатель: _______________________ _________________________
                           (Ф.И.О.)                        (подпись)

Члены комиссии: _______________________ _______________________
                           (Ф.И.О.)                        (подпись)
                _______________________ _______________________
                           (Ф.И.О.)                        (подпись)

С актом ознакомлен:
Руководитель организации _____________________ ___________________
                                         (Ф.И.О.)                 (подпись)

Приложение 3         
к Правилам сертификации и   
выдачи удостоверения     
соответствия экземпляра   
гражданского воздушного   
судна нормам летной     
годности           

КАРТА ДАННЫХ
(для единичного экземпляра гражданского воздушного судна, за
исключением единичного экземпляра аэростатического воздушного
судна)

      Настоящая карта данных является неотъемлемой частью
удостоверения соответствия № _____ и содержит основные
эксплуатационные ограничения и характеристики единичного экземпляра
гражданского воздушного судна
___________________________________________________________________
                (самолет, вертолет, автожир и др., его наименование)

1. Двигатель (двигатели) __________________________________________
1) мощность, л.с. ____
2) максимальные обороты, об/мин _______
2. Воздушный винт ____________________________________________
3. Топливо ___________________________________________________
4. Максимальная взлетная масса ВС, кг ________________________
5. Центровка:
1) предельно-передняя _____, % _______
2) предельно-задняя _____, % _________
6. Грузоподъемность, кг ____________
7. Ограничения по скорости:
1) максимально допустимая, км/ч __________
2) минимально допустимая, км/ч ___________
3) скорость отрыва при взлете, км/ч ______
4) скорость приземления при посадке, км/ч ____
8. Состав экипажа, чел. ________
9. Метеоусловия для выполнения полетов:
1) высота облаков, м _______________
2) горизонтальная видимость, м _____
3) ветер, м/с:
4) на взлете, м/с:
5) встречный, м/с _____________
6) попутный, м/с ______________
7) под 90 град., м/с __________
8) на посадке, м/с:
9) встречный, м/с _____________
10) попутный, м/с ______________
11) под 90 град., м/с __________
12) температура окружающего воздуха, град. оС ______
10. Запрещено: _______________________________________________

Руководитель организации, проводившей обследование ЭГВС
__________/_____________________/
Подпись          фамилия, инициалы

М.П. «___» ___________ 20__ г.

КАРТА ДАННЫХ
(единичного экземпляра аэростатического воздушного судна)

      Настоящая карта данных является неотъемлемой частью
удостоверения соответствия № _______ и содержит основные
эксплуатационные ограничения и характеристики единичного экземпляра
аэростатического воздушного судна
_____________________________________________________________________
                         (аэростатическое воздушное судно)

1. Общие сведения:
Класс
Тип
Опознавательный знак
Идентификационный №
Дата изготовления
2. Оболочка:
наличие опознавательного знака
расцветка и характерные признаки
объем оболочки
заводской номер
изготовитель
3. Основные комплектующие изделия (заводской №, дата изготовления, изготовитель)
Гондола
Горелка
Комплект газовых баллонов
4. Тип топлива
5. Основные характеристики и ограничения


п/п

Параметры

По формуляру

По результатам
оценки
соответствия

1.

Количество топлива,
заправляемого в газовый
баллон, л



2.

Предельно допустимая
температура нагрева
оболочки, град. оС



3.

Масса пустого
аэростата, кг



4.

Масса полезного груза,
включая пилота и
пассажиров при +15
град. оС, кг



5.

Максимальная высота
полета, м



6.

Vу в режиме набора, м/с



7.

Vу в режиме снижения,
м/с



8.

Метеоусловия для
выполнения полетов:
Температура окружающей
среды, град. оС
Скорость ветра у земли,
м/с



Руководитель организации, проводившей обследование экземпляра гражданского воздушного судна
_________/____________________/
  Подпись       фамилия, инициалы

М.П.

«___» ___________ 20__ г.

Приложение 4     
к Правилам сертификации и
выдачи удостоверения 
соответствия экземпляра
гражданского воздушного
судна нормам летной  
годности        

-Герб-

_____________________________________________________________________
Уполномоченный орган

Удостоверение соответствия
Экземпляра гражданского воздушного судна
нормам летной годности

№ ____

Экземпляр гражданского воздушного судна

_____________________________________________________________________
(самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное судно и др., его назначение)
идентификационный № _______________________________,
соответствует установленным требованиям к экземпляру гражданского воздушного судна.
Основные ___ эксплуатационные ограничения и характеристики единичного
экземпляра гражданского воздушного судна
_____________________________________________________________________
(самолет, вертолет, автожир, аэростатическое воздушное судно и др., его назначение)
содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью настоящего удостоверения.

М.П.        Руководитель
            уполномоченного органа
            __________________________
                (подпись) Ф.И.О.

      Дата вступления в силу удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности:

      «____»_________г.