Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 августа 2012 года № 1042
Концепция
развития геологической отрасли Республики Казахстан
до 2030 года
Раздел 1. Видение развития геологической отрасли
1.1. Анализ текущей ситуации
Полезные ископаемые являются материальной основой развития экономики государства. Недра, богатые полезными ископаемыми, являются естественным природным преимуществом государства и должны служить для обеспечения благосостояния народа.
За исключением подземных вод, полезные ископаемые являются не восполняемыми, и их нерациональное использование может привести к стремительному истощению запасов, снижению степени экономической безопасности государства.
Современные мировые тенденции в минерально-сырьевом секторе характеризуются повсеместным истощением рентабельных запасов полезных ископаемых из-за больших объемов добычи, более сложными горно-геологическими условиями для проведения работ по разведке и разработке месторождений, соответственным их удорожанием. Общее состояние мирового минерально-сырьевого рынка в настоящее время характеризуется следующими факторами:
1) наряду с цветными и благородными металлами отмечается тенденция к росту спроса на редкие и редкоземельные металлы, особенно в странах с высокотехнологичными производствами;
2) отмечается ужесточение конкуренции между странами за обладание минеральными ресурсами, объединение стран по экономическим интересам в рамках сырьевого партнерства.
Современное состояние минерально-сырьевой базы Казахстан по богатству своих недр минеральными ресурсами и их разнообразию входит в группу стран - мировых лидеров. Его минерально-сырьевая база сформирована месторождениями топливно-энергетического комплекса (углеводороды, уголь, уран), черных, цветных, благородных и редких металлов. Доля Казахстана в мировых запасах по урану округленно составляет 18 %, хрому – 10 % свинцу – 9 %, цинку – 8 %, серебру – 5 %, марганцу – 5 %, меди – 5 %.
Минерально-сырьевой комплекс имеет для страны стратегическое значение, так как составляет до 70 % ВВП и большую часть валютных поступлений. Казахстан является крупным экспортером энергетического сырья, черных, цветных, благородных металлов. В частности, на Казахстан приходится 41 % добываемых в мире урана и 16 % хрома.
Наиболее значительны запасы углеводородов, урана, угля, черных металлов, которые при рациональном их использовании, еще значительное время могут являться основой экономического и промышленного развития республики: от 50-80 (углеводороды, хром, железо) до 100 и более лет (уран, уголь, марганец).
При этом, запасы цветных и благородных металлов, составляющие в настоящее время значительную долю экспорта, ограничены и могут быть отработаны за 12-15 лет. Не обеспечена промышленность Казахстана сырьевыми ресурсами магния, тантала и ниобия.
По качеству руд Казахстан уступает основным мировым производителям. Большая доля запасов низкого качества является основной причиной того, что в эксплуатацию на настоящий момент вовлечены только 35 % разведанных запасов, а месторождения 10-ти полезных ископаемых (алмазы, олово, вольфрам, тантал, ниобий, никель, бор, магнезит, магнезиальные и калийные соли) до сих пор вообще не разрабатывались.
В последние годы в условиях недостаточного объема геологоразведочных работ обозначились и нарастают тенденции невосполнения погашаемых запасов, общего уменьшения их количества и ухудшения качества.
По многим приоритетным видам полезных ископаемых объемы погашаемых запасов значительно превышают их приросты от разведки. Приросты запасов промышленных категорий по ряду отраслей (железо, марганец, золото, цинк) получены, главным образом, за счет переоценки и доизучения ранее известных объектов. Учтенные балансом запасы разведанных в последние годы месторождений меди и золота характеризуются низким качеством и не могут являться эквивалентом, погашенным запасам. Это привело к тому, что запасы меди и полиметаллов основных месторождений Рудного Алтая и Центрального Казахстана будут исчерпаны в течение 10-15 лет.
Углеводородное сырье. Общие извлекаемые запасы углеводородов Казахстана, учтенные государственным балансом, составляют: нефти – порядка 5 млрд. т., природного горючего газа – порядка 4 трлн. куб. м., конденсата – 371 млн. т. При достигнутой производительности это позволяет обеспечить внутреннее потребление страны и экспорт на достаточно длительную перспективу. Все основные месторождения и перспективные на углеводородное сырье площади установлены в Прикаспийской нефтегазоносной провинции и акватории Каспийского моря. Ежегодно растет добыча углеводородов. В 2010 году было добыто нефти – порядка 74 млн. т., горючего газа – более 30 млрд. куб. м. (соответственно, на 3,8 % и 18 % больше, чем в 2009 г.), конденсата – более 4 млн. т. Всего в этой провинции работают 176 компаний, занимающихся добычей и разведкой углеводородов. Необходимо проведение дальнейшего изучения остальных осадочных бассейнов, в т.ч. Зайсанской и Сырдарьинской впадин, где прогнозируется выявление значительных запасов углеводородов, а также продолжить планомерное геологическое изучение нефтегазоносности казахстанского шельфа Каспийского моря.
Угли. По подтвержденным запасам углей Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире, основные угледобывающие предприятия страны обеспечены промышленными запасами угля на длительную перспективу. Главной проблемой угольной отрасли Казахстана являются неравномерное географическое размещение запасов, их дефицит в Южном, Восточном и Западном регионах. Для ее решения необходимо провести геолого-экономическую и прогнозную оценку всех имеющихся в этих регионах месторождений, углепроявлений и перспективных структур с целью выявления объектов, эксплуатация которых экономически оправдана. Требует изучения проблема добычи и утилизации метана, высокая концентрация которого характерна для угольных пластов Карагандинского бассейна. Решение ее позволит обеспечить газом население и промышленные предприятия Центрального Казахстана.
Уран. По запасам урана Казахстан занимает второе место в мире и имеет 18 % мировых запасов, из них большая часть пригодна для отработки методом подземного выщелачивания (ПВ). В Казахстане из 53 месторождений с балансовыми запасами урана разрабатывались 16, остальные 37 находятся в резерве. Страна обеспечена разведанными запасами урана на довольно длительную перспективу. Расширение минерально-сырьевой базы урана страны возможно за счет вовлечения в эксплуатацию способом подземного выщелачивания разведанных на глубинах 300-500 м. месторождений и выявления новых перспективных объектов на глубинах свыше 500 м. Перспективы обнаружения новых урановых месторождений достаточно высокие особенно для Шу-Сарысуйской и СевероКазахстанской ураново-рудных провинций. Это может дополнительно расширить сырьевую базу, в том числе за счет выявления месторождений «типа несогласия» с высококачественными рудами. Возможность обнаружения подобных месторождений вполне обоснована наличием в Северном Казахстане двух зон структурно-стратиграфического несогласия с прямыми признаками оруденения.
Черные и легирующие металлы. Казахстан располагает значительными ресурсами черных металлов, достаточными для устойчивого развития отрасли и увеличения объемов добычи в случае решения проблем сбыта продукции.
Основу сырьевой базы железа образуют скарновомагнетитовые и бурожелезняковые месторождения, сосредоточенные в Торгайском регионе Северного Казахстана. Одной из важных задач, требующих своего решения, является проблема обогащения труднообогатимых бурожелезняковых руд Лисаковского и Аятского месторождений.
Основные запасы марганца сосредоточены в Атасуйском рудном районе Центрального Казахстана. Они представлены окисными и карбонатно-силикатно-окисными рудами, характеризуются невысоким содержанием марганца (18-25 %), Особенностью марганцеворудной базы Казахстана по сравнению с мировой является более низкое содержание марганца в рудах, что вызывает необходимость совершенствования технологии обогащения с целью получения концентратов мирового уровня с содержанием марганца не менее 45-50 %.
Основные месторождения хромитов располагаются на сравнительно небольшой площади в пределах Кемпирсайского ультраосновного массива в Западном Казахстане. Они характеризуются высоким качеством руд и подтвержденными запасами в 275 млн. т. (из 16 объектов в недропользовании – 10). В 2010 году эксплуатировались подземным способом 3 месторождения, из которых добыто порядка 4 млн. т. сырой руды. Основным недостатком минерально-сырьевой базы черных металлов является относительно низкая обеспеченность разведанными запасами, пригодными для отработки открытым способом. На сегодня по железным и марганцевым рудам уровень обеспеченности такими запасами составляет, соответственно, 23 и 14 лет (запасы хромовых руд для отработки открытым способом исчерпаны).
Месторождения вольфрама в Казахстане не разрабатываются из-за весьма низкого качества их руд или отсутствия (месторождение Коктенколь, участок Промежуточный) современных технологий обогащения вольфрама в глинистых минералах коры выветривания.
Минерально-сырьевая база молибдена представлена двумя геолого-промышленными типами месторождений. Это комплексные штокверковые молибденово-вольфрамовые, молибденово-медно-порфировые и молибдеҒново-урановые месторождения, в которых молибден присутствует в очень низких содержаниях и при обогащении (за редким исключением) не извлекается в собственный концентрат. Второй тип – это собственно молибденовые и вольфрам-молибденовые месторождения Коктенколь и Шалгия, качество руд которых не уступает месторождениям стран основных мировых продуцентов молибденовой продукции. При этом для обогащения руд необходимы эффективные технологии.
Запасы ванадия Государственным балансом учтены в месторождениях бокситов и в ильменит-магнетитовых рудах месторождения Велиховское-Южное. Содержание ванадия в них весьма низкое и возможность его извлечения незначительна. В то же время, в Южном Казахстане разведаны Бала-Саускандыкское и Курумсакское месторождения ванадиеносных сланцев с содержаниями ванадия 0,9 % – 1,0 %. Вовлечение их в эксплуатацию сдерживает отсутствие приемлемой технологии обогащения, в связи с чем запасы их в настоящее время числятся забалансовыми.
Казахстан располагает значительными подтвержденными запасами никеля и кобальта, сосредоточенными в Актюбинской (Кемпирсайская группа), Костанайской и Восточно-Казахстанской областях. В ближайшие годы предполагается ввести в эксплуатацию кобальт-никелевые месторождения Бугеткольское (Актюбинская область) и Шевченковское (Костанайская область), Горностаевское (Восточный Казахстан).
Цветные металлы. Основные балансовые запасы месторождений меди сосредоточены в Восточном и Центральном Казахстане (из 108 объектов в недропользовании – 70). Обеспеченность горнодобывающих предприятий подготовленными к эксплуатации запасами меди составляет 10-12 лет. Постепенно сокращается сырьевая база отрасли на Рудном Алтае. Одной из главных проблем является отсутствие резервных месторождений в сфере деятельности старых горнорудных предприятий.
В то же время в республике имеются все потенциальные возможности для развития минерально-сырьевой базы меднорудной промышленности в Центральном, Восточном и Южном Казахстане.
Благоприятные условия для развития медно-цинковой промышленности созданы в Западном Казахстане, где на базе разведанных медно-колчеданных месторождений предусматривается организация собственного горно-металлургического производства.
Значительным потенциалом республики являются крупнейшие месторождения медно-порфирового типа (Актогай, Айдарлы, Бозшаколь, Коксай), вовлечение в отработку которых связано, прежде всего, с решением технологических проблем, позволяющих вести рентабельную отработку низкосортных руд.
Разрабатываемые месторождения свинцово-цинковых руд расположены, преимущественно, в Восточно-Казахстанской области, где на их базе действуют горно-обогатительные предприятия и металлургические заводы. Высокая эффективность их разработки достигается благодаря комплексному использованию руд с извлечением свинца, цинка, меди, золота, платиноидов и редких металлов.
Главными проблемами свинцово-цинковой отрасли являются, с одной стороны, отсутствие резервных месторождений с активными балансовыми запасами в сфере деятельности действующих горнорудных предприятий, с другой, необходимость строительства горно-обогатительных комбинатов в районах разведанных месторождений. Из-за отсутствия обогатительных фабрик сегодня не разрабатывается ряд месторождений в различных регионах Казахстана (из 86 объектов в недропользовании – 48). Обеспеченность запасами разрабатываемых месторождений не превышает 10-15 лет. В тоже время, перспективы открытия новых месторождений свинца и цинка с высокими содержаниями полезных компонентов имеются, практически, во всех регионах республики.
Основу алюминиевой промышленности страны составляют месторождения бокситов Восточно-Торгайского бокситоносного района. В этом же районе имеются месторождения, ранее считавшиеся непригодными для производства глинозема по существовавшей технологической схеме, но в результате разработки Павлодарским алюминиевым заводом новой технологической схемы созданы условия для получения глинозема из низкосортных бокситов. Полное решение вопроса технологии переработки низкосортных бокситов позволит расширить минерально-сырьевую базу алюминиевой промышленности за счет разведанных месторождений (из 28 объектов в недропользовании – 12), продлив сроки деятельности завода более чем на 35 лет. Кроме того, перспективы развития минерально-сырьевой базы алюминиевой промышленности связываются сегодня с небокситовыми видами высокоглиноземного сырья. Практический интерес могут представлять широко развитые на территории республики нефелин-лейцитовые и нефелиновые породы, а также алунитовые вторичные кварциты. В России из них уже 15-20 лет получают алюминиевую продукцию.
Благородные металлы. Золоторудная отрасль страны в целом обеспечена балансовыми запасами золотосодержащих руд с учетом достигнутой производительности горнодобывающих предприятий на срок по наиболее крупным предприятиям до 30 лет (из 272 балансовых объектов в недропользовании – 160). Значительная часть запасов и добычи золота приходится на комплексные золотосодержащие колчеданно-полиметаллические месторождения, из которых золото извлекается в качестве попутного компонента. Запасы собственно золоторудных месторождений составляют 65 % от учтенных государственным балансом. Более половины из них относится к труднообогатимым «упорным» рудам и решение технологических проблем позволит не только увеличить объемы производства на разрабатываемых месторождениях, но и вовлечь в отработку новые объекты. Наиболее прогрессивным методом добычи является метод «кучного выщелачивания», позволяющий вовлекать в отработку месторождения с низкосортными рудами. В последние годы на месторождениях Казахстана внедряются технологии биогидро-металлургической переработки «упорных» руд и ультратонкого измельчения и селективного окисления.
В последние 15-18 лет практически на большинстве месторождений легкодоступные близповерхностные (окисленные) золотосодержащие руды уже отработаны, а оставшиеся на глубине стали низкорентабельными, в связи с чем для их разработки нужна новая технология добычи. Решение проблемы обогащения упорных руд позволит вовлечь в эксплуатацию уникальное по запасам месторождение Бакырчик и ряд более мелких аналогичных объектов.
Анализ состояния минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и углеводородов показывает, что существенно сократилось количество объектов, подготовленных для постановки поисково-оценочных и разведочных работ, т.е. участков, на которых поисковыми работами обнаружены перспективные проявления полезных ископаемых и имеются достаточные геологические обоснования для открытия новых месторождений. Для восполнения имеющегося дефицита подготовленных объектов с подсчитанными количественными оценками прогнозных ресурсов высоких категорий будут проводиться комплексные региональные геолого-съҰмочные и геофизические работы, включая геологическое доизучение площадей, геолого-минерагеническое и глубинное геологическое картирование, комплексные геофизические исследования по опорным региональным профилям (геотраверсам), бурение глубоких опорно-параметрических скважин, а также поисковые работы, направленные на обнаружение месторождений приоритетных видов полезных ископаемых. Эти высоко рискованные стадии геологоразведочных работ государство будет финансировать в рамках государственного геологического изучения недр. Подготовленные для дальнейших поисково-оценочных и разведочных работ объекты будут реализовываться в рамках государственно-частного партнерства, а также в рамках контрактов на недропользование.
Редкоземельные металлы. Редкоземельные металлы (РЗМ) находят все большее применение в мире в высокотехнологичных сферах промышленности, благодаря своим специфическим свойствам, связанным с высокой химической активностью.
Государственным балансом Республики Казахстан учтены запасы по 5 месторождениям с балансовыми запасами РЗМ, и 6 месторождениям с забалансовыми запасами.
70 % балансовых запасов РЗМ расположено в Мангистауской области в урановых месторождениях – Меловое, Томак, Тайбогар, Тасмурун уникального сорббиогенного типа, оруденение которых связано с отложениями меловых олигоценовых глин, обогащенных костным дендритом морских организмов.
Руды комплексные, содержащие кроме урана и редкоземельных элементов – фосфор, ванадий и серу. Редкие земли представлены иттриевой и цериевой группами в соотношении 1:3. Месторождения свободны. Остальные балансовые запасы сосредоточены в Костанайской области в двух собственно редкоземельных месторождениях Акбулакское и Кундыбайское (Товарищество с Ограниченной Ответственностью «Кундыбай»).
В целях развития ресурсной базы РЗМ будут проводиться научно-прикладные исследования для обоснования постановки геологоразведочных работ по этим видам полезных ископаемых.
Техногенные минеральные образования (ТМО) – скопление минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, содержащих полезные компоненты, являющиеся отходами горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств. На сегодня государственным кадастром учтены 906 объектов ТМО, из которых 200 объектов заскладированы до 30 мая 1992 года (или включены в государственный фонд минеральных ресурсов) являются государственной собственностью и на их разведку и разработку необходимо заключать контракт с компетентным органом. По 326 объектам отходы накапливались до указанного срока и продолжают накапливаться. По ним требуется выполнить разделительный баланс. 360 объектов ТМО заскладированы после 30 мая 1992 года и являются собственностью недропользователя. Для разработки ТМО недропользователь обязан провести подсчет запасов и получить утверждение государственной экспертизы недр. Распределение основных масс ТМО по областям весьма специфично, так, в процентном соотношении к массе ТМО по стране: в Восточно-Казахстанской области сосредоточены ТМО золота – 82 % и 70 % полиметаллов, в Карагандинской области ТМО меди – 96 %, вольфрама – 100 %, в Костанайской области ТМО железа-марганца – 72 %, в Акмолинской области ТМО урана – 99 %, в Актюбинской области ТМО хрома – 99 %, никеля – 100 %, в Павлодарской области 100 % ТМО бокситов, в Жамбылской области 99 % ТМО фосфоритов, 100 % баритов.
Все ТМО расположены в пределах производственных площадок горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств. Их последующая разработка целесообразна с участием действующих предприятий, которые для этого располагают производственной инфраструктурой.
Горно-химическое сырье. Казахстан располагает мощной минерально-сырьевой базой фосфорной промышленности, способной обеспечить внутренние потребности страны и экспорт на длительную перспективу. Основой ее являются запасы микрозернистых фосфоритов Каратауского фосфоритового бассейна, характеризующихся относительно высоким содержанием пентоксида фосфора (24 %). Недостатком этих руд является весьма трудная их обогатимость и малодоступность большей части их запасов для добычи открытым способом.
Низкое качество получаемых концентратов (25-27 % Р2О5 при 35-40 % у основных мировых продуцентов) делает продукцию казахстанских производителей невостребованной на мировом рынке. Вследствие этого, основной проблемой, требующей решения, является создание современных, более эффективных технологий обогащения руд не только микрозернистых фосфоритов, но и конкреционных фосфоритов Чилисайского месторождения в Западном Казахстане. Это позволит наладить производство высококачественного фосфатного сырья для выпуска фосфоросодержащих удобрений, отвечающих мировым стандартам и обеспечить экспорт в страны Содружества Независимых Государств, а также на рынки Восточной Европы и Азии.
Решение вопроса использования минеральных удобрений внутри страны возможно лишь в случае целевого дотирования государством сельхозпроизводителей, как это делается во всех развитых странах, а также в Индии и Китае.
Подземные воды. Устойчивое развитие экономики и уровень жизнеобеспечения населения Республики Казахстан во многом зависят от наличия и качества водных ресурсов. Исключительную роль в водообеспечении страны качественной питьевой водой играют напорные подземные воды, так как они наиболее защищены от загрязнения, и представляют собой стратегический ресурс. В настоящее время в республике разведано 1438 месторождений (1849 участков) подземных вод. Утвержденные запасы подземных вод, находящихся на государственном балансе, составляют более 15 км.куб/год. Основные запасы подземных вод сосредоточены в южных регионах страны. В рамках государственной программы «Акбулак» запланировано обеспечение 3200 сел питьевой водой до 2020 года. Продолжение работ по поискам и оценке запасов подземных вод для сельских населенных пунктов, а также доразведке и переоценке запасов месторождений подземных вод для водообеспечения городов Казахстана должно осуществляться со строгим соблюдением технических регламентов и стадийности работ.
Состояние геологической отрасли
Геологическая отрасль как совокупность государственных органов управления, производственных и научных организаций различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность в едином правовом поле, должна обеспечивать опережающее изучение недр и восполнение минерально-сырьевой базы страны. Обнаружение и прирост разведанных запасов полезных ископаемых, безопасность и комплексность использования недр являются одними из главных критериев эффективности геологической отрасли. Проведенные в последние десятилетия геологоразведочные работы, как в рамках государственного геологического изучения недр, так и по контрактам на недропользование, погашенные запасы не компенсировали (за исключением углеводородов, железа и золота). Приросты запасов по железу, марганцу, цинку, золоту получены в основном, за счет переоценки и доизучения ранее известных объектов. Кроме того, учтенные балансом в 2008 – 2010 годы приросты запасов меди, золота, железа и марганца, в основном, характеризуются низким качеством и не могут являться равноценным эквивалентом погашенным запасам. Основными регуляторами (заказчиками) геологоразведочных работ в Казахстане являются уполномоченный орган по изучению и использованию недр, который реализует программу государственного геологического изучения недр, национальные компании в области разведки и разработки месторождений нефти и газа, твердых полезных ископаемых и урана, а также частные компании-недропользователи. Объемы финансирования геологоразведочных работ по секторам весьма неравномерны. Так, почти 99 % объемов финансирования до сих направляются на поиски и разведку углеводородного сырья. При этом, превышение объемов инвестиций недропользователей к объемам государственного бюджетного финансирования составляет на углеводородное сырье более, чем в 300 раз, а на твердые полезные ископаемые более, чем в 50 раз.
Государственный уполномоченный орган по изучению и использованию недр финансирует геологоразведочные работы из государственного бюджета. В разные годы он имел статус, как отдельного отраслевого министерства, так и ведомственного государственного учреждения в составе других министерств. В структуре государственной геологической службы в 1994 году было 14 ведомственных подразделений и организаций общей численностью около тысячи человек. В настоящее время всего 8 ведомственных организаций и численность сократилась до 405 единиц на 2012 год, при этом, за этот период значительно возросло количество недропользователей, и соответственно, увеличился объем технических документов для рассмотрения, утверждения и контроля за их выполнением, объем работы по сбору и анализу геологической информации и оценке ресурсного потенциала.
С учетом больших задач, стоящих перед отраслью, Правительство будет принимать системные меры для решения вопроса укрепления государственной геологической службы, создания стимулов для активизации геологического изучения и разведки новых месторождений, которые должны обеспечить стабильную сырьевую базу для индустриального развития Казахстана.
Научно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли. Высокая наукоемкость геологического изучения недр определяет важную роль научно-технологическое обеспечения геологоразведки, определяет неразрывную связь науки и производства, обновление технологий на основе достижений научно-технического прогресса. Степень достоверности результатов геологоразведочных работ о выявленных закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых в недрах напрямую зависит от уровня профессионализма специалистов и применяемых ими прогрессивных научно-технических методов и технологий.
В условиях постоянного обновления информации о геологическом строении недр, появления новых идей и минерагенических концепций, а также изменения экономической и геополитической ситуации, научные исследования в геологии должны развиваться в опережающем порядке. Они должны обеспечить возможность проведения сложных лабораторно-аналитических исследований вещественного состава горных пород, возможность обработки и комплексного анализа огромного объема геологических, геофизических, геохимических и дистанционных данных. Их результатом должны стать повышение глубинности исследований, обоснованные предложения по разработке государственных отраслевых программ развития минерально-сырьевого сектора.
В Казахстане уровень научно-технологической поддержки геологоразведки как по качеству исследований, так и по их объему, снизился до критического уровня. Разработка и выпуск отечественных аппаратурно-технологических комплексов и оборудования практически отсутствует. В стране существует несколько разрозненных научных геологических организаций различной ведомственной принадлежности, не обеспечивающих сегодня государство системной научно-обоснованной и достоверной оценкой минерально-сырьевого потенциала недр. Государственный уполномоченный орган по геологическому изучению и использованию недр не имеет отраслевого института. Ранее до приватизации, в составе бывшего Министерства геологии и охраны недр в 1994 году находились такие крупные научные организации, как Научно-производственное объединение «Казнедра», Казахский Научно-Исследовательский Геологоразведочный Институт. На сегодня система управления геологической наукой в геологии фактически отсутствует, отдельные разрозненные программы научных геологических исследований зачастую слабо обоснованны, дублируются и, в целом, не приносят ощутимых положительных результатов. Для решения этих проблем необходимо проработать вопрос создания отраслевого научно-технологического центра геологического изучения недр, на базе которого будет реализовано научно-методическое обеспечение геологической отрасли и информационно-аналитическое сопровождение деятельности государственных организаций и недропользователей. Эти направления деятельности центра не относятся к фундаментальным научным исследованиям.
Кадровое обеспечение геологической отрасли. В геологической отрасли остро ощущается дефицит высококвалифицированных кадров молодого и среднего возраста – инженеров, ученых, экономистов и управленцев.
В большей степени такая ситуация характерна для государственных геологических предприятий, в которых по целому комплексу причин, в т.ч. из-за отсутствия эффективной системы стимулирования для привлечения молодых и талантливых кадров наблюдается преобладание предпенсионных и пенсионных возрастных групп.
Необходимо принять меры по разработке эффективных современных механизмов по кадровому обеспечению геологической отрасли, системы обязательного повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития геологической отрасли.
Таким образом, к ключевым проблемам и барьерам для дальнейшего развития отрасли можно отнести следующее:
1) низкий уровень опережающего геологического изучения недр;
2) увеличение глубинности и отдаленности потенциальных месторождений;
3) критическое снижение обеспеченности запасами градообразующих предприятий цветной металлургии;
4) слабый уровень геологической инфраструктуры, отсутствие сертифицированных лабораторий, спад прикладной науки;
5) недостаточный уровень контроля за рациональным и комплексным использованием недр из-за низкой численности и материально-технической оснащенности государственной геологической службы;
6) дефицит профессиональных кадров;
7) несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы по геологии и недропользованию.
Опыт мировой практики
Данный раздел составлен на основе результатов исследований, предоставленных консультантами Всемирного банка Министерству индустрии и новых технологий в 2011 году. Согласно этим исследованиям многие страны мира сейчас рассматривают горнодобывающий сектор в качестве возможного двигателя устойчивого развития своих национальных экономик.
За прошедшие 25 лет многие страны, в частности, в Латинской Америке, Африке и Азии, провели правовые и институциональные реформы в горной -геологической отрасли для модернизации управления отраслью, привлечения инвестиций и получения максимальной выгоды от вклада горной промышленности в экономику на национальном и региональном уровнях. Некоторые из этих реформ привели к впечатляющим результатам, например, в Аргентине, Чили, Гане, Мадагаскаре, Перу и Танзании.
Опыт успешных стран показывает, что современные геологоразведочные методы на основе многоэлементной геохимии, комплексной геофизики, бурения и лабораторно-аналитических исследований способны обнаружить многие типы руд. Но поскольку это дорогие методы, то трудно привлекать инвестиции и технологии на геологоразведку, если существует риск того, что первооткрыватель месторождения не получит прав на разработку и, таким образом, не сможет вернуть свои капиталовложения.
Страны, которые стали успешными в проведении реформ горной отрасли за последние два десятилетия (измеренные по росту привлеченных инвестиций), – это те страны, в которых управление правами недропользования было либерализовано, и были реализованы условия, обычно применимые к другим видам собственности на недвижимое имущество. Практические последствия этих инноваций оказались положительными, например, в облегчении вариантов финансирования, особенно в странах, где существуют старые традиции горного дела, таких как Канада, Чили, Перу и Южная Африка.
Основные общие принципы успешных реформ горно-геологической отрасли. Практически во всех странах в основе деятельности государственных органов, управляющих правами недропользования, лежит система горного кадастра.
Предоставление прав на геологоразведку и добычу полезных ископаемых на конкретные площади осуществляется через концессии, аренду, лицензии и соглашения. Без привлечения инвестиций на геологоразведочную деятельность невозможно развивать горную отрасль соответствующим образом.
В странах, где горная отрасль хорошо развита, уровень высокой занятости государственной территории лицензиями на недропользование (геологоразведка или добыча), например Чили и Перу, считается хорошим индикатором того, что горная отрасль способна привлекать инвестиции. При этом, самые большие площади соответствуют лицензиям на геологоразведку, т.е. проведение научно-исследовательских работ и поиск новых ресурсов полезных ископаемых. В таком случае страна является основным получателем выгод от этой работы.
Компьютерные кадастровые системы. Информационные технологии способствовали развитию кадастровых работ и управлению правами недропользования с начала 1990-х. Через принятие компьютерных кадастровых систем (далее – ККС) горнодобывающие страны смогли усилить свои институциональные способности по сокращению времени обработки заявок на лицензии и снижению ошибки (такие, как совпадения между соседними лицензиями), таким образом увеличивая гарантии владельцев прав недропользования. Эти улучшения оказались полезными для улучшения прозрачности, сокращения коррупции и устранения произвольного решения при реализации правовых и регулятивных рамок.
Внедрение ККС требует перехода от стандартных бумажных файлов и аналоговой методологии на цифровую методологию. Однако невозможно компьютеризировать кадастр, если нет хорошо организованной и систематизированной бумажной системы.
Практический опыт по всему миру показал, что ККС очень сильно облегчают кадастровое управление, укрепляя институциональные возможности и увеличивая безопасность прав владения посредством повышения прозрачности кадастровой информации и процедур. В некоторых странах, несмотря на наличие мощных и адекватных ККС, отсутствие соответствующих кадастровых норм, кадастровых процедур, государственных организаций по недропользованию (ГОН) и кадастровых методологий снижает их эффективность кадастрового управления. В некоторых случаях отсутствие норм, поддерживающих принципы, изложенные в законе о недрах как правомерные, (и вследствие отсутствия кадастровых процедур), может также нейтрализовать любые положительные выгоды от компьютеризации, так как это происходило в Гане и Замбии. Там методы и нормы были введены после образования ККС.
При этом необходима четкая центральная координация кадастровой работы. Некоторые страны, такие как Индонезия и Китайская Народная Республика, не смогли внедрить такую централизованную координацию, что привело к серьезным проблемам в кадастровом управлении. В случае с Индонезией ослабление центральной координации в кадастровой работе повлекло за собой резкий спад инвестиций в геологоразведку.
Геологическая информация. Доступность геологической информации является одним из факторов развития геологической отрасли, ее привлекательности для инвестора и стимулирует к увеличению исследовательских работ, что в конечном итоге может привести к открытию перспективных площадей или месторождений.
Как показывает мировая практика, геологическая информация является общедоступной или же имеет низкую цену и представляется в электронном виде.
Упрощение порядка представления геологической информации всем заинтересованным пользователям является важнейшим шагом в развитии геологической отрасли.
Сохранение и изучение кернового материала наряду с отчетной и графической геологической информацией являются безусловным требованием для геологической службы.
В развитых нефтегазодобывающих и горнодобывающих странах (США, Канада, Норвегия и др.) сохранение керна и информации, получаемой в процессе его изучения, является государственной задачей. Законодательное регламентирование по предоставлению керна в государственные кернохранилища является общераспространенной мировой практикой. При этом затраты по доставке керна возлагаются на недропользователей. Надежной базой для получения достоверной геологической информации являются качественные лабораторные исследования проб.
В настоящие время требования международного финансово-кредитного рынка при оценке рисков инвестиций в минерально-сырьевой комплекс обусловили необходимость получения лабораторного подтверждения в международных сертифицированных лабораториях. На рынке лабораторных услуг в основном доминируют частные компании, такие как Steward Group, ALS Group и другие, имеющие международные сертификаты и филиалы по всему миру. Основным залогом успеха лабораторий являются не только наличие международного сертификата, но также полный комплекс лабораторных исследований.
Способы предоставления прав недропользования на геологоразведку. Мировая практика учитывает разницу в подходах при распределении прав на разведку нефти и разведку иных полезных ископаемых. Как правило, большинство лицензий на нефть распределяется при помощи «аукционов» или «конкурентной» методологии, в то время как лицензии на разработку других полезных ископаемых, в основном, распределяются по принципу «первым пришел – первым обслужен».
Одна из основных причин состоит в разнице между двумя отраслями – из-за основных особенностей геологии нефти, с одной стороны, и твердых полезных ископаемых – с другой, разведка которых осуществляется разными методами для оценки экономического потенциала приобретаемых прав на геологоразведку.
Принцип «первым пришел – первым обслужен» наиболее часто применяемый критерий для выдачи лицензий недропользования во всем мире, применяется во всех странах с хорошо развитой горной отраслью. Аукционы (конкурсные торги) предпочтительнее проводить только в таких случаях:
1) когда государство за счет государственного бюджетного финансирования выполнило геологоразведочные исследования, в результате которых обнаружено новое месторождение или несколько новых потенциально интересных площадей. Поскольку новая территория была найдена за счет государственных средств, информацию также нужно рассматривать как общественную, и вероятно появится несколько потенциально заинтересованных заявителей.
2) при совпадении заявок, сразу после отзыва, возврата площади, истечения срока или аннулирования лицензии. В этом случае, поскольку кадастровая информация открыта для публики, многие заинтересованные заявители могут получить такую же информацию и подать заявку на эту же территорию в короткие сроки. В этой ситуации, страны могут провести аукционы на эти же возможности для всех совпадающих заявок. Например, горные законы в Мозамбике и Перу учитывают открытый тендерный конкурс среди совпадающих заявителей по лицензионной площади, которую отозвали, вернули с истекшим сроком или аннулировали, при условии, что эти заявители будут представлены в течение первого часа дня после изменения статуса.
Меры по контролю спекулятивной деятельности. В горной отрасли термин спекуляция наиболее часто используется с негативным подтекстом в отношении владельцев прав, которые получают лицензии с намерением продать их позднее, а тем временем держать лицензии без проведения существенной деятельности на лицензионной площади.
В странах с развитой горной отраслью и реальным рынком прав недропользования спекулятивная деятельность не создает негативного воздействия. С другой стороны, в странах, где нет такого рынка, проблемы спекуляции могут вырасти, если это преобразование ограничено правовыми рамками и кадастровыми процедурами. В этом случае государственные органы несут ответственность за увеличение пассивной спекулятивной деятельности.
Для снижения деятельности пассивной спекуляции часто применяются два метода – увеличение арендных платежей и требования по обязательному возврату.
Метод растущих арендных платежей, принятый во многих странах, включая Боливию, Мадагаскар, Мавританию и Перу, требует от владельца лицензии внесения ежегодных платежей за единицу площади (квадратный километр или гектар) для того, чтобы удержать концессию. Такие растущие платежи не допускают непродуктивного землевладения, помогают оплачивать администрирование и обеспечивают доходы для управления горной отраслью. Уровень платежей зависит от специфики каждой. Низкие платежи будут приемлемы для привлечения инвестиций в страны, где не хватает разведки, такие как Мадагаскар или Мавритания, которые не могут установить высокие уровни, существующие в хорошо известных и привлекательных странах, таких как Чили или Перу.
В тоже время, модель системы растущих платежей нужно хорошо адаптировать к обычной стратегии геологоразведки. Другими словами, низкие затраты – во время первого срока пользования, когда компании вынуждены брать большие площади. Постепенный переход на более высокие затраты – во время последующих сроков действия, когда компании обычно сокращают площадь, чтобы сосредоточиться на установленных целях (и когда, в других случаях, начинаются действительно пассивные спекуляции). Таким образом, соответствующая реализация этих принципов требует точной настройки размера платежей по ситуации и особенностям каждой страны, а также с учетом рыночных цен.
Требования возврата. Альтернативой методу растущих арендных платежей за площадь с целью понижения спекулятивной практики является обязательное требование возврата площадей, что означает периодическое обязательство по уменьшению площади геологоразведочных лицензий. Это сокращение обычно требуется, когда нужно продлить лицензию, а процент требуемого сокращения площади в разных странах различен и иногда достигает 50 % (как это требуется в Демократической Республике Конго или Замбии, например).
Минимальные требования по инвестициям и минимальные рабочие обязательства. Ежегодные минимальные инвестиционные требования или минимальные рабочие обязательства – еще один вариант стимулирования геологоразведки и снижения пассивной спекуляции. Такой принцип принуждает владельца прав действительно развивать геологоразведочную деятельность, а лицензия не является бездействующей.
Другие меры по препятствованию спекулятивной практике. Введение ограничений на максимальный размер (площадь поверхности) на лицензию в законодательстве.
Другой вариант, также применяемый во многих странах, – «фильтрация» потенциальных спекулянтов требованием подтверждения минимального уровня экономической и финансовой состоятельности в качестве предварительных условий для выдачи лицензии.
Мировая практика показывает, что система растущих арендных платежей, правильно примененная и адаптированная под местные обстоятельства, является более гибкой и легко адаптируемой мерой по снижению пассивной спекуляции. Эта система имеет также дополнительное преимущество создания значительных доходов для устойчивости администрирования горной отрасли и не вызывает рисков по гарантии права владения.
Трудовые ресурсы. Соответствующее кадровое обеспечение, наличие образованных и обученных профессионалов с опытом ведения кадастровых дел, способных развивать свои знания и опыт с появлением новых методов и технологий, является основой для успешной деятельности государственной системы управления горно-геологической отраслью. Распространена практика направления специалистов на тренинги в страны, где имеется институциональный опыт кадастрового управления и где фактор масштабирования горного дела, уровень экономического развития и вопросы ГОН являются схожими.
Во всех случаях нужно определить необходимость в кадрах с конкретными навыками и нанимать необходимых профессионалов. Основное внимание должно быть обращено на старшее руководство, административных должностных лиц и картографических специалистов по географическим информационным системам.
Экономическая устойчивость и финансовое управление. В большинстве горнодобывающих стран ведомства, такие как Государственная служба по охране недр, отвечающие за сбор ежегодных арендных платежей, связанных с лицензиями на недропользование, не имеют проблем с обеспечением достаточных поступлений, чтобы быть экономически самодостаточными. Доходов, полученных Государственной службой по охране недр при стандартном уровне горнодобывающей деятельности (иногда вместе с процентами роялти) достаточно для обеспечения необходимых экономических ресурсов для управления всей горной отраслью, включая и кадастровую деятельность, а также государственную службу, горный надзор и агентство мониторинга окружающей среды. Концепция перераспределения созданной горной отраслью прибыли между всеми агентствами, ответственными за управление, даже предписана в законодательстве многих стран. Практический опыт, однако, показал, что в некоторых случаях (а иногда против правовых условий) созданные экономические ресурсы не используются этими агентствами, создавая, таким образом, препятствия для эффективного управления горной отраслью.
1.2. Цели и задачи
1. Стратегической целью развития геологической отрасли Казахстана до 2030 года является формирование эффективной государственной системы геологического изучения недр, рационального использования и восполнения минерально-сырьевой базы, для удовлетворения экономических потребностей государства на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
2. Основные задачи геологической отрасли:
1) совершенствование государственной системы программно-целевого планирования и проведения геологоразведочных работ с рассмотрением возможности усиления роли государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных региональных и поисковых стадий геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье и подземные воды;
2) совершенствование нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы с целью повышения инвестиционной привлекательности внедрения инновационных технологий для геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, развития среды для равноправной конкуренции;
3) развитие механизмов государственно-частного партнерства путем привлечения ведущих мировых геологоразведочных, горнодобывающих и нефтедобывающих компаний для участия в реализации проектов государственного геологического изучения недр;
4) развитие инфраструктуры геологической отрасли в сфере разработки и внедрения инновационных технологий;
5) кадровое обеспечение геологической отрасли.
3. Совершенствование государственной системы программно-целевого планирования и проведения геологоразведочных работ будет обеспечивать эффективное научно обоснованное государственное управление в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы по следующим основным направлениям:
1) проработка вопроса создания условий для укрепления уполномоченного государственного органа по геологическому изучению и использованию недр, включая техническое перевооружение подразделений государственной геологической службы;
2) полномасштабные опережающие региональные и поисковые работы для восполнения ресурсной базы, в первую очередь по менее обеспеченным видам полезных ископаемых (цветные, благородные и редкие металлы), в том числе для восполнения ресурсной базы моногородов с преимущественным развитием горно-металлургических предприятий;
3) проведение планомерных гидрогеологических работ для обеспечения населенных пунктов запасами подземных питьевых вод;
4) повышение эффективности государственного мониторинга и контроля за рациональным использованием недр;
5) создание условий для повышения конкурентоспособности отечественных геологоразведочных предприятий на внутреннем и международном рынке геологических услуг.
4. Совершенствование законодательства преследует цель повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, развития конкурентной среды и внедрение инновационных технологий.
5. Развитие механизмов государственно-частного партнерства подразумевает стимулирование частных инвестиций в реализацию проектов государственного геологического изучения недр. Это обеспечит приток инвестиций и технологий в наиболее рисковые геологические исследования, что будет способствовать развитию минерально-сырьевой базы республики.
6. Развитие инфраструктуры геологической отрасли. Такие факторы, как огромные недоисследованные территории, перспективные на различные виды полезных ископаемых, разнообразие поверхностных и горно-геологических условий, определяющих специфику проведения геологоразведочных работ на суше и море, в степных и горных труднодоступных районах Казахстана – определяют долгосрочные перспективы для успешной деятельности в отрасли десятков геологоразведочных предприятий. Развитие геологической инфраструктуры будет направлено на развитие здоровой конкуренции и создание условий для трансферта в отрасль эффективных технологий.
7. Кадровое обеспечение геологической отрасли. Стремительный научно-технический прогресс требует притока молодых специалистов и постоянного обновления знаний работников отрасли. Повышение квалификации весьма актуально для работников уполномоченного органа по геологическому изучению недр, поскольку на этом уровне принимаются основополагающие решения, определяются направления и объемы геологоразведочных работ, утверждаются проекты разведки и разработки месторождений, запасы полезных ископаемых.
1.3. Период реализации и ожидаемые результаты
Концепция направлена на развитие геологической отрасли, обеспечение геологического изучения недр и открытие новых месторождений. Учитывая, что период от разведки до начала добычи на месторождениях полезных ископаемых занимает более 10 лет, то период реализации Концепции охватывает срок до 2030 года. Данный период будет разделен на следующие основные этапы:
1) 2013-2014 годы – подготовительный этап, в течение которого будут проработаны вопросы реализации основополагающих мероприятий, таких как создание современной инфраструктуры, подготовительные работы, в том числе разработка нормативных технических документов для использования новых методов и технологий, создание отраслевой научной организации (технологического центра, института), маркетинговые исследования, подготовка специалистов, проведение региональных и широкомасштабных поисковых работ и т.п. С этой целью предполагается внесение изменений и дополнений в Программу по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1530.
2) 2015-2019 годы – этап, в течение которого за счет государственного бюджета, а также в рамках государственно-частного партнерства будут продолжены региональные и широкомасштабные поисковые работы и определены участки перспективные на коммерческое обнаружение полезных ископаемых для дальнейшего проведения разведочных работ в рамах контрактов на недропользование. Разработка и внедрение новых технологий геологоразведочных работ, внедрение международных стандартов отчетности по запасам. Проработка вопроса по обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
3) 2020-2030 годы – этап проведения поисково-оценочных геологоразведочных работ, открытие новых месторождений и подсчет запасов полезных ископаемых, обеспечение рационального и комплексного использования недр на изученных площадях. Продолжение региональных и поисковых работ на новых территориях.
Отраслевые программы на последующие 5-летние периоды будут разрабатываться с учетом результатов, достигнутых на предшествующем этапе.
Результаты инновационной модернизации геологической отрасли дадут большой положительный мультипликативный эффект, т.к. станут реальной основой для развития всех отраслей экономики страны и перехода на новый технологический уклад.
В результате реализации Концепции должны быть достигнуты следующие индикаторы:
1) увеличение доли геологоразведочных работ, выполняемых инновационными технологиями, до 75 %;
2) повышение объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников по отношению к достигнутому уровню на 50 %;
3) повышение уровня геолого-геофизической изученности территории Казахстана за счет региональных и поисковых работ до 70 %;
4) обеспечение воспроизводства запасов к объему погашенных запасов до 50 %;
5) повышение уровня изученности территорий Казахстана, подверженных влиянию опасных геологических процессов, до 70 %.
Кроме того, начиная с 2017 года, будут проработаны возможности обеспечение роста объемов государственного финансирования проведения региональных и поисковых работ в среднем до уровня 50-60 миллиардов тенге ежегодно.
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы развития
геологической отрасли
В качестве основных принципов долгосрочного развития геологической отрасли в соответствии с действующим законодательством предлагаются следующее:
1) обеспечение надежности и устойчивости структуры планирования и государственного управления отраслью, обеспечение поэтапного материально-технического, нормативно-технического и кадрового обеспечения;
2) поддержка предпринимательства и развитие рыночных механизмов (совершенствование нормативно-правовой базы, развитие отраслевой инфраструктуры, доступ к льготным финансовым ресурсам через Программу «Дорожная карта бизнеса 2020»);
3) проработка вопроса становления конкурентоспособной Национальной геологоразведочной компании «Казгеология» путем выделения бюджетных средств для формирования уставного капитала на приобретение современного оборудования и технологий, соответствующих специализации компании;
4) проведение научно-прикладных исследований и научных разработок в сфере геологического изучения недр;
5) повышение квалификации работников, подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием для геологической отрасли. Содействие организации учебных и производственных практик для студентов в геологоразведочных предприятиях;
6) обеспечение доступа геологической информации в рамках подготовки и реализации проектов по геологическому изучению недр;
7) внедрение эффективных технологий и международных стандартов выполнения геологоразведочных работ, в том числе в области подсчета запасов полезных ископаемых;
8) повышение координации геологических исследований путем создания единого государственного геологического кадастра.
Основным инструментом реализации Концепции будут отраслевые Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан, разрабатываемые на 5-летние периоды.
Программно-целевое планирование в сфере геологического изучения недр, недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе отраслевых и государственных программ.
Данные программы будут постоянно обновляться с учетом анализа результатов реализации отраслевых программ развития горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов, а также с учетом новых тенденций на мировых рынках минерального сырья. Получит развитие планирование геологоразведочных работ с учетом минерально-сырьевых кустов (кластеров), выделяемых на основе наличия запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий для интеграции действующих и проектируемых добывающих и перерабатывающих предприятий. Минерально-сырьевые кусты (кластеры) будут определяться как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных своей специализацией, общей существующей и планируемой инфраструктурой по добыче, переработке и транспортировке сырья.
С целью развития минерально-сырьевых кустов (кластеров) будут предусмотрены следующие меры:
1) согласование с целью исключения дублирования и повышения эффективности программ геологоразведочных работ, финансируемых из республиканского бюджета и средств недропользователей;
2) согласование отраслевых программ по развитию минерально-сырьевого, горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов республики;
3) определение участков недр для предоставления права недропользования с учетом обеспечения потребностей экономики государства в приоритетных видах полезных ископаемых, а также в рамках реализации международных соглашений о сырьевом партнерстве;
4) корректировка программ социально-экономического развития регионов, направленная на совершенствование энергетической и транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов;
5) разработка региональных программ по освоению ТМО путем объединения ресурсов социально-предпринимательских корпораций и системообразующих предприятий, на производственных площадках которых расположены ТМО.
Будет проводиться программа создания и планового пополнения национальных резервов минеральных ресурсов с целью обеспечения безопасности государственной экономики в перспективе. Резервы будут формироваться двух видов. Первый вид – это резервы разведанных запасов стратегически важных видов минеральных ресурсов в недрах. Второй вид – это резервы добытых ликвидных полезных ископаемых, позволяющие на пике цен извлекать максимальную выгоду для государства.
Предполагается усиление взаимодействия между уполномоченным органом по изучению и использованию недр и национальными компаниями- недропользователями (КазМунайГаз, Таукен-Самрук, Казатомпром, социально-предпринимательские корпорации) в процессе разработки программ и бюджетов геологоразведочных работ компаний. Необходимость диктуется тем, чтобы улучшить координацию и эффективность работ, а также повысить эффективность использования как государственных, так и корпоративных финансовых ресурсов.
Будет совершенствоваться законодательство с целью повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, развития среды для равноправной конкуренции, внедрения инновационных технологий.
Будут разработаны и усовершенствованы механизмы стимулирования притока инвестиций в геологоразведку путем гармонизации нормативно-правовой базы недропользования Республики Казахстан с международными стандартами, в том числе в сфере налогообложения и платежей, предоставления приоритетного права на недропользование тем, кто выполнил свои инвестиционные обязательства в рамках контрактов на государственное геологическое изучение недр.
Такой подход обеспечит приток инвестиций и технологий в наиболее рисковые геологические исследования, что будет способствовать развитию минерально-сырьевой базы республики.
Будет проводиться работа по обеспечению свободного доступа к открытой геологической информации в целях ее беспрепятственного использования в научной, предпринимательской деятельности. Будет проработан вопрос создания электронного информационного портала, содержащего справочные сведения о ресурсной базе и добыче полезных ископаемых, видах, объемах, стоимости и результативности геологоразведочных работ.
Развитие геологической инфраструктуры будет направлено на развитие здоровой конкуренции и создание условий для трансферта в отрасль эффективных технологий.
Будет рассмотрена возможность создания отраслевого научно-технологического центра (института), который будет обеспечивать научно-методическое сопровождение разработки государственных программ и проектов по восполнению минерально-сырьевой базы, включая маркетинговые исследования мирового рынка минерального сырья и технологий. Отраслевой институт будет осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с международными и отечественными научными организациями.
Будет изучена возможность финансирования государственного геологического изучения недр за счет направления бюджетных средств, поступающих в государственный бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых.
Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых будет реализована Концепция
Достижение цели и реализация задач Концепции предусматривается в рамках Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1530.