Оглавление

Об утверждении Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1530

Обновленный

      В целях реализации пункта 15 Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 - 2014 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую Программу по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы.
      2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждена       
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2010 года № 1530

1. Паспорт программы

      Сноска. Раздел 1 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 25.09.2013 № 1002; от 31.12.2013 № 1491.

Наименование       Отраслевая программа по развитию
                   минерально-сырьевого комплекса в Республике
                   Казахстан на 2010 - 2014 годы

Основание          Государственная программа по форсированному
для                индустриально-инновационному развитию Республики
разработки         Казахстан на 2010 - 2014 годы от 19 марта 2010
                   года № 958, пункт 15 Плана мероприятий
                   Правительства Республики Казахстан по реализации
                   Государственной программы по форсированному
                   индустриально-инновационному развитию на 2010 -
                   2014 годы от 14 апреля 2010 года № 302

Государствен-      Министерство индустрии и новых технологий
ный орган,         Республики Казахстан
ответственный за
разработку и
реализацию
программы

Цели               Обеспечение рационального и комплексного
                   использования и воспроизводства минеральных
                   ресурсов для активного развития всех отраслей
                   промышленности

Задачи             1. Обеспечение изученности территории Казахстана с
                   оценкой прогнозных ресурсов.
                   2. Прирост запасов по основным видам полезных
                   ископаемых.
                   3. Обеспечение населения страны качественной
                   питьевой водой из подземных источников.
                   4. Формирование Банка данных геологической
                   информации и геоинформационных систем.

Сроки              2010 - 2014 годы
реализации

Целевые            1. Процент восполнения запасов основных видов
индикаторы         полезных ископаемых (отношение выявленных запасов
                   к погашенным, по нарастающей) в 2014 году – 50 %.
                   2. Обеспечение запасами подземных вод сел и
                   переоценка месторождений для крупных населенных
                   пунктов к 2015 году.
                   3. Наполнение Банка данных геологической
                   информации в объеме до 95 % к 2015 году.

Источники и        Финансовые затраты па реализацию Программы
объемы             предусматриваются за счет республиканского
финансирования     бюджета, ежегодные объемы уточняются в
                   соответствии с объемами, предусматриваемыми в
                   республиканском бюджете:
                   2010 год - 4998,6 млн. тенге;
                   2011 год - 6591,2 млн. тенге;
                   2012 год - 13124,6 млн. тенге;
                   2013 год - 8402,0 млн. тенге;
                   2014 год - 15890,5 млн. тенге.

2. Введение

      Программа по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы от 19 марта 2010 года № 958 и  постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы" от 14 апреля 2010 года № 302.

3. Анализ текущей ситуации

3.1. Анализ текущей ситуации состояния отрасли, а также влияния
данной отрасли на социально-экономическое и
общественно-политическое развитие страны

      Общее состояние мирового минерально-сырьевого рынка в настоящее время характеризуется следующими факторами:
      рынок достаточно насыщен и ориентирован на долгосрочные поставки;
      цены и объемы продаж жестко контролируются международными картелями;
      ужесточается конкуренция в связи с выходом на рынок развивающихся стран;
      рынок ориентирован на высокотехнологичную минерально-сырьевую продукцию, отвечающую мировым стандартам.
      По количеству и разнообразию минерально-сырьевых ресурсов Казахстан занимает одно из ведущих мест в мире. На базе разведанных запасов создана мощная нефтегазодобывающая, урановая и угольная промышленности, промышленности по добыче и переработке руд черных, цветных и благородных металлов, различных видов неметаллических полезных ископаемых.
      По запасам свинца, цинка, меди, нефти, хрома, железа, марганца, олова, золота, фосфоритов, бора и калийных солей Республика входит в десятку ведущих стран мира. Однако в рыночных условиях часть запасов минерального сырья оказалась неконкурентоспособной. По золоту конкурентоспособны - 86 % запасов руд, по свинцу и цинку - 68 %, по меди - 58 %. Наиболее конкурентоспособна - сырьевая база марганцевой и хромитовой промышленности.
      В целях эффективного освоения, переданных недропользователям месторождений, внедряются новые наиболее передовые технологии добычи и переработки минерального сырья с использованием последних достижений автоматизированного управления комплексом (АО "Казцинк"), а также усиливается контроль за рациональным и комплексным использованием недр, начиная от геологического изучения до металлургического передела.
      Технологии переработки полезных ископаемых предусмотрены программой горно-металлургической отрасли.
      Рациональное и комплексное использование недр обеспечивается выполнением следующих условий:
      полное и комплексное извлечение полезных компонентов;
      малоотходное и безотходное использование сырья в производстве;
      глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;
      рекультивация земель отработанных месторождений.
      Государственное геологическое изучение в Казахстане осуществляется за счет средств:
      республиканского бюджета;
      инвестиций недропользователей;
      государственно-частного партнерства.
      Государственное геологическое изучение ведется по 70 проектам региональных, поисково-оценочных и поисково-разведочных работ с финансированием в 2010 году - 3575,9 млн. тенге.
      За период 1996 - 2009 годы привлечено инвестиций в недропользование более 130 млрд. долларов США, в том числе в 2009 году более 20 млрд. долларов США.
      Комитетом геологии и недропользования заключены договоры на производство работ по твердым полезным ископаемым в рамках государственного геологического изучения недр за счет собственных средств недропользователей на сумму 1,5 млрд. тенге. Всего заключено 7 договоров, в том числе: благородные металлы - 3, цветные металлы - 2, нерудное сырье - 2.
      Помимо этого, существует заинтересованность зарубежных компаний, в частности - Австралийских, в сотрудничестве с Комитетом геологии и недропользования в области геологического изучения недр Республики на основе государственно-частного партнерства.
      По состоянию на 1 июля 2010 года общее количество объектов недропользования - 2690, из них на углеводородное сырье - 274, твердые полезные ископаемые - 406, подземные воды - 207, общераспространенные полезные ископаемые - 1777, операции, не связанные с добычей - 26.

3.2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и
угроз для отрасли

      Для объективного анализа необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.

Позитивные факторы Негативные факторы

Сильные стороны
1. Большой потенциал страны,
заключенный в прогнозных ресурсах
всех видов полезных ископаемых,
которые в несколько раз превышают
разведанные запасы.

2. Наличие и автоматизированный
доступ к геологической информации о
недрах.
3. Наличие геологоразведочных
предприятий с опытом проведения всех
видов и стадий работ.
4. Планомерное и результативное
проведение геологических исследований
недр Казахстана.

Слабые стороны
1. Уменьшение фонда
приповерхностных легкодоступных
месторождений.
2. Ухудшение качества полезных
ископаемых.

3. Зависимость от внешней и
внутренней конъюнктуры рынка.
4. Дефицит квалифицированных
специалистов.
5. Сокращение притока в
геологическую отрасль молодых
кадров до 35 лет.
6. Отсутствие государственной
отраслевой
научно-исследовательской
организации.

Возможности

Угрозы

1. Увеличение темпов добычи и
потребления минерального сырья.
2. Рост цен на минеральное сырье.
3. Усиление процессов концентрации
минерально-сырьевых ресурсов в
распоряжении ограниченного числа
транснациональных компаний и
отдельных стран.
4. Углубление технологической
переработки руд.
5. Обострение борьбы между
компаниями за доступ к перспективным
участкам недр.

1. Основные перспективы
обнаружения новых месторождений
связаны с большими глубинами и
труднодоступными регионами.
2. Отсутствие эффективных
технологий извлечения металлов
разведанных руд с низкими
качествами, что сдерживает
вовлечение их в разработку.
3. Недостаток профессиональной
подготовки кадров.

3.3. Основные проблемы, тенденции и предпосылки развития
соответствующей отрасли

      В отвалах, хвостохранилищах и накопителях предприятий горнопромышленного производства Казахстана заскладировано около 34 млрд. тонн техногенных минеральных образований (далее - ТМО), из которых: 72 % - отвальные породы, 20 % - отвальные хвосты обогащения руд, 8 % - прочие ТМО. Всего объектов техногенных минеральных образований, учитываемых Государственным кадастром - 775 (109 - свободны от недропользования, 666 - находятся на действующих предприятиях и рудниках).
      При обогащении руд в концентраты извлекается 75-85 % основных металлов, учтенных в поставляемых рудах, оставшаяся часть складируется в отвалах. При металлургическом переделе извлечение основных металлов в черновую продукцию составляет 80-95 %, оставшаяся часть также уходит в отвалы. Руды большинства месторождений комплексные и, наряду с основными компонентами, определяющими их промышленную ценность, содержат примеси благородных (золото, серебро, платина и др.) рассеянных и редких металлов (висмут, селен, теллур, рений, кадмий, титан, кобальт, никель, ванадий и др.), которые часто в основной своей массе уходят в отвалы наряду с пустыми породами, некондиционными рудами и хвостами обогащения.
      Вскрышные породы и хвосты обогащения могут использоваться не только для вторичного извлечения металлов (хрома, кобальта, никеля, железа, титана, платиноидов), но и для производства оксида магния высокой чистоты, огнеупоров, комплексных сплавов, строительных материалов, минеральных удобрений, насыпей инженерных сооружений.
      Наблюдается ежегодный рост объемов ТМО, что составляет 350-400 млн. тонн вследствие увеличения объемов добычи и переработки полезных ископаемых. При этом, общий годовой уровень потребления ТМО составляет около 11 % от годового выхода в то время как в развитых индустриальных странах мира уровень использования промышленных отходов достигает 70-80 %.
      По возможным областям повторного использования ТМО подразделяются на 3 типа:
      строительного сырья;
      по извлекаемому металлу - медные, цинковые;
      смешанного типа - пригодные для получения строительных материалов и металлов.
      Переработка первого типа обеспечивает освобождение площадей, второго типа - позволяет осуществить доизвлечение металла, но не решает проблемы рекультивации, так как вторичная переработка отвалов, учитывая низкое содержание в них полезных компонентов, практически дает то же самое количество отходов. Третий тип позволяет осуществлять и рекультивацию земель и доизвлечение металла.
      Для эффективного использования ТМО и возврата территории:
      представляется целесообразным инициирование проведения конкурсов на предоставление права недропользования на переработку ТМО;
      необходима разработка новых технологий по извлечению полезных компонентов при промышленной переработке минерального сырья.
      Предпосылки развития отрасли следующие:
      стабильное экономическое состояние страны;
      большой потенциал минерально-сырьевой базы, обеспеченный прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых;
      благоприятная конъюнктура мирового рынка сырья;
      геополитические и экономические интересы Казахстана в долгосрочной перспективе будут зависимы от состояния минерально-сырьевой базы страны.
      Реализация Программы будет осуществляться по двум направлениям:
      региональные и геолого-съемочные, крупномасштабные площадные поисковые и поисково-оценочные работы проводятся за счет средств государственного бюджета;
      разведка и разработка месторождений проводятся за счет инвестиций.

3.4. Анализ действующей политики государственного регулирования
развития отрасли, включая характеристику существующей
нормативной правовой базы, действующей практики и результатов
реализации мероприятий по обеспечению развития отрасли

      Сноска. Подраздел 3.4 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 31.12.2013 № 1491.

      Политика государственного регулирования предусматривает стабильное развитие отрасли, направленное на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, рациональное и комплексное использование недр. С целью создания и совершенствования эффективной системы геологических исследований, направленных на выявление дополнительных запасов полезных ископаемых и обеспечения рационального и комплексного использования недр была разработана Программа развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года № 1449.
      Нормативно-правовой базой геологического изучения недр является Закон "О недрах и недропользовании" от 24 июня 2010 года. Все виды геологических исследований проводятся в соответствии с инструкциями и нормативными требованиями, разработанными для всех видов геологоразведочных работ.
      Развитие законодательства в области недропользования имеет своей целью упрощение процедуры государственного регулирования в этой сфере на основе учета интересов государства и недропользователей, создания прозрачных схем взаимоотношений между ними.
      Для продолжения эффективного развития минерально-сырьевого комплекса предусматриваются следующие меры:
      1) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу разведки дефицитных видов минерального сырья (внесение изменений в отраслевое законодательство, классификацию и категоризацию запасов полезных, стадийность геологоразведочных работ и другие), а также совершенствование инфраструктуры геологической отрасли, предусмотренных Концепцией развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года;
      2) активное привлечение к решению задачи развития минерально-сырьевой базы страны акционерного общества "Национальная геологоразведочная компания "Казгеология" (далее – АО "НГК "Казгеология"), основной стратегической целью концепции которой является воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Казахстан;
      3) повышение эффективности использования минерального сырья Республики Казахстан путем тесного партнерства с АО "НГК "Тау-Кен Самрук", основными стратегическими направлениями развития которого являются:
      повышение эффективности использования природных ресурсов Республики Казахстан;
      эффективное управление горнорудными активами в целях обеспечения устойчивого роста стоимости;
      рост участия государства в освоении месторождений твердых полезных ископаемых;
      выполнение работ по принципу государственно-частного партнерства с недропользователями и социально предпринимательскими корпорациями.

3.5. Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся
проблем, который может быть адаптирован к условиям Республики
Казахстан, а также результатов проведенных маркетинговых
исследований, в случае необходимости

      В настоящее время понимание остроты и необходимости решения проблем по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов носят глобальный характер. Универсальность мероприятий по выявлению новых конкурентоспособных месторождений позволяют вырабатывать общие мероприятия независимо от географического положения стран и уровня их экономического развития.
      Государственное участие в процессе воспроизводства минеральных ресурсов присутствует во всех наиболее развитых странах мира.
      В основу положен принцип участия в выявлении месторождений полезных ископаемых, как государственных инвестиций, так и частного капитала. Это обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящей как карательный, так и стимулирующий характер с использованием льготного кредитования, платежей за пользование геологической информацией, контроль за выполнением контрактов, рабочих программ, штрафы за нарушение контрактных обязательств.
      Получаемые при этом средства могут быть использованы на геологоразведочные работы по выявлению новых месторождений полезных ископаемых.
      Опыт Российской Федерации показывает, что наряду с системой финансирования геологоразведочных работ необходимо шире внедрять современные методы поисков и разведки месторождений, активно проводить научно-исследовательские работы геологической направленности, разрабатывать и внедрять новые виды геологоразведочной техники и оборудования, акцентировать поисковую составляющую геологических исследований.
      При этом необходимо учитывать и такой фактор, что в ближайшее время Казахстан будет оставаться минерально-сырьевой державой в мировой интеграции и основным экспортным товаром будут оставаться минеральные ресурсы и продукты их передела.
      В соответствии с международным опытом работа геологической отрасли Казахстана будет направлена на конечную результативность - выявление новых запасов минерального сырья, обеспечивающих сырьевую, политическую и экономическую безопасность страны.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации программы

4.1. Цель Программы

      Целью настоящей Программы является обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития всех отраслей промышленности.

      4.2. Показатели результатов, устанавливаемые по каждой задаче, как количественно и качественно измеримые значения, характеризующие степень решения задачи программы с указанием конкретного периода (среднесрочного или долгосрочного), в котором предполагается достигнуть планируемое значение

      Сноска. Подраздел 4.2 в редакции постановления Правительства РК от 31.12.2013 № 1491.

Цель: Обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития всех отраслей промышленности

Целевые индикаторы

Ед.
изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Процент восполнения запасов основных видов полезных ископаемых (отношение выявленных запасов к погашенным, по нарастающей) в 2014 году - 50 %

%

23

25

25

30

0

50

Задача 1. Оценка прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых

Показатели прямых результатов

Оценка прогнозных ресурсов:








золота

тонн

102,8

110

105

108

0

100,4

меди

тыс.
тонн

0,95

1

1

1

0

1

полиметаллов

тыс.
тонн

4,95

6,1

3,6

6,1

0

5,2

Задача 2. Прирост запасов по основным видам полезных ископаемых

Показатели прямых результатов

Прирост запасов:








золота

тонн

10,161

10

1,0

13,5

0

15

меди

тыс.
тонн

561,7

150,0

100

105

0

110

полиметаллов

тыс.
тонн

0

0

0

115

0

120

Целевые индикаторы

Ед.
изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Обеспечение сельских населенных пунктов запасами подземных вод

%

30,8

30,8

33,5

43,2

49,5

57,3

Задача 3. Обеспечение сел качественной питьевой водой из подземных источников

Показатели прямых результатов

Количество сел для обеспечения запасами подземных вод

село

-

-

52

0

341

216

Доразведка с переоценкой запасов месторождений подземных вод для обеспечения запасами подземных вод крупных населенных пунктов и групповых водопроводов

Место
рождение

2

4

12

0

35

30

Целевые индикаторы

Ед.
изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Наполнение Банка данных геологической информацией

%

-

-

-

-

-

95

Задача 4. Формирование Банка данных геологической информации и геоинформационных систем

Показатели прямых результатов

Оцифровка геологической информации

Тб

-

-

-

-

-

20

4.3. Государственные и иные органы, ответственные за достижение
целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов

      Министерство индустрии и новых технологий, Министерство охраны окружающей среды, Министерство чрезвычайных ситуаций.

5. Этапы реализации Программы

5.1. Геологическое доизучение недр в масштабе 1:200000

      В 2010 году планируется завершение работ с целью создания обновленной геологической основы и оценки прогнозных ресурсов различных видов полезных ископаемых в Северной Джунгарии, Кокшетауском, Костанайском и Жезказганском районах в пределах хребта Большой Каратау. Начаты геолого-съемочные работы в Чингиз-Тарбагатайском, Жайрем-Ушкатынском, Мугоджарском и Восточно-Балхашском районах, Алматинской области.
      В 2011 году планируется начало региональных исследований на территории 12 номенклатурных листов масштаба 1:200000 на северо-востоке Торгайской впадины, в пределах южного борта Тенизской впадины, Рудном Алтае.
      В 2012 году будут продолжены работы, начатые в 2010 - 2011 годах и начнутся полевые работы в Павлодарском Прииртышье.
      В 2013 году завершатся работы, начатые в 2011 году и планируется начало региональных исследований в Карагандинском горно-промышленном районе.
      В 2014 году - завершение всех ранее начатых работ и начало работ в пределах пяти номенклатурных листов, завершающих многолетний цикл геологического доизучения площадей масштаба 1:200000.

5.2. Геолого-минерагеническое картирование масштаба 1:200000

      В 2010 году завершаются работы в пределах Кетменской рудоносной структуры, Текелийского и Архарлинского горнорудных районов, продолжатся работы в пределах Бозшакольской структурно-металлогенической зоны. Планируется начало исследований на территории Южно-Валерьяновской зоны, на Байлюсты-Аксу-Жолымбетской и Саурской площадях.
      В 2011 году завершатся исследования Бозшакольской площади и продолжатся работы на ранее начатых площадях. Предусматривается начало минерагенических исследований в Сарытумской и Жалаир-Найманской структурно-металлогенических зонах.
      В 2012 году завершатся работы в пределах Южно-Валерьяновской, Байлюсты-Аксу-Жолымбетской и Саурской площадей. Начнутся работы на территориях Кендыктасской, Текели-Усекской, Западно-Тарбагатайской и Подольско-Дрожиловской площадей.
      В 2013 году планируется завершение работ в пределах Сарытумской и Жалаир-Найманской зон и начало в Центрально-Каратауском, Нуринском и Байконурском районах.
      В 2014 году завершатся практически все, кроме трех, проекты геолого-минерагенических исследований.

5.3. Глубинное геологическое картирование масштаба 1:200000

      В 2010 году работы данного вида не запланированы.
      В 2011 году планируется начало глубинных исследований территории, перекрытой чехлом рыхлых отложений по 6 проектам в Западном, Северном, Центральном и Южном Казахстане.
      В 2012 году будет проводиться изучение территории по начатым проектам.
      В 2013 году планируется завершение работ по глубинному геологическому картированию.

5.4. Гидрогеологическое доизучение и инженерно-геологические
исследования в масштабе 1:200000

      В 2010 году - завершение работ в районе Семипалатинского ядерного полигона, полигонов Азгир, Эмба-5, а также в приграничном с Россией Восточном Казахстане площадью 13,65 тыс. кв. км и начало работ по 4 проектам в северо-западном Прикаспии, в районах Северного, Юго-Восточного и Южного Казахстана на площади 8,42 тыс. кв. км.
      В 2011 году - продолжение работ по 4 объектам, начатым в 2010 году площадью 8,0 тыс. кв. км и начало работ по 6 объектам в районах, испытывающих дефицит пресных подземных вод и интенсивную техногенную нагрузку, а также на приграничных с Россией территориях в Восточном и Западном Казахстане на площади 12,0 тыс. кв. км.
      В 2012 году - завершение работ по 4 объектам, начатым в 2010 году на площади 7,49 тыс. кв. км, а также продолжение работ по 6 объектам, начатым в 2011 году на площади 13,95 тыс. кв. км, начало новых исследований по 3 объектам на ранее не заснятых территориях Западного, Юго-Восточного и Южного Казахстана на площади 7,87 тыс. кв. км.
      В 2013 году - завершение работ по 6 проектам, начатым в 2011 году на площади 6,42 тыс. кв. км, продолжение по 3 объектам, начатым в 2012 году на площади 7,44 тыс. кв. км, и начало новых исследований по 10 объектам на не заснятых территориях западного Приаралья, полигона Тайсоган, и приграничных с Россией территориях, а также в районах, испытывающих дефицит пресных подземных вод и интенсивную техногенную нагрузку на площади 22,21 тыс. кв. км.
      В 2014 году - завершение работ по 3 проектам, начатым в 2012 году на площади 4,35 тыс. кв. км, продолжение по 10 объектам, начатым в 2013 году на площади 22,9 тыс. кв. км, и начало новых исследований по 4 объектам на не заснятых территориях западного Приаралья, в Западном и Центральном Казахстане, испытывающих дефицит пресных подземных вод и интенсивную техногенную нагрузку на площади 8,82 тыс. кв. км.

5.5. Проведение геофизических исследований по изучению
глубинного строения недр

      В 2010 - 2014 годах в рамках регионального изучения недр Казахстана Программой предусматривается проведение геофизических исследований по Северо-Торгайскому, Тенизскому, Прииртышскому профилям в сочетании с бурением опорно-параметрических скважин. Исследования будут выполняться комплексом методов, включающих сейсмические, аэрогеофизические, космогеологические и наземные геофизические гравиразведочные работы с привлечением геохимических методов поисков.
      Кроме того, предусматривается переинтерпретация первичных сейсмических материалов с использованием современных технологий и технических средств. В результате проведенных работ будут созданы многофакторные модели строения бассейнов восточной половины Казахстана в свете глобальной тектоники, что позволит выявить закономерности формирования и размещения месторождений и повысить надежность регионального прогноза.

5.6. Поисковые, поисково-оценочные и поисково-разведочные
работы

      Ранее известные объекты, а также перспективные рудные зоны, узлы и участки, выявленные при геологическом доизучении, будут оцениваться геофизическими, геохимическими, горными и буровыми работами, соответствующими масштабу 1:50000 и крупнее. В зависимости от типа полезных ископаемых, физических свойств, глубины залегания и параметров рудных объектов будут выбраны наиболее эффективные комплексы и методы геологоразведочных работ. Первоначально работы будут проведены по сети 200 х 40 м литогеохимическими и легкими геофизическими методами с последующей детализацией на перспективных участках по сети 100 х 20 м на перспективных участках. Гравиразведка и электроразведка будут проведены в небольшом объеме на стадии подготовки объектов под поисковое бурение. Выявленные геофизические и геохимические аномалии будут оцениваться несколькими профилями поискового бурения глубиной скважин до 200-300 м. Предусматривается оценка нефте-газоперспективных структур сейсмическими методами исследований и бурением скважин.
      Объекты поисково-разведочных работ по обеспечению населения запасами подземных вод определяются по ежегодным заявкам областных акиматов и результатам обследования площадей административных областей. Кроме того, предусматривается сопровождение поисково-разведочных работ, которое позволяет определить состояние водообеспеченности населенных пунктов и секторов экономики, административных областей, экономических районов, речных бассейнов Республики Казахстан ресурсами и запасами подземных вод по обоснованию направлений поисково-разведочных работ.
      Поисково-разведочные работы имеют 2-х годичный цикл исследований и в зависимости от сложности геолого-гидрогеологических условий включают маршрутное обследование, бурение скважин, геофизические исследования, опытно-фильтрационные работы, мониторинг подземных вод, химико-аналитические исследования, камеральные работы. Результаты работ проходят государственную геологическую экспертизу с утверждением запасов и постановкой их на Государственный баланс.
      Привлечение частных инвестиций в поисковые и поисково-оценочные работы осуществляется на принципах государственно-частного партнерства через акционерное общество "Национальная горнорудная компания "Тау Кен Самрук" и региональные социально-предпринимательские корпорации.
      На сегодняшний день действуют 7 проектов, заключенных с Комитетом геологии и недропользования на государственное геологическое изучение за счет собственных средств инвесторов на сумму 964,0 млн. тенге, в том числе: твердые полезные ископаемые - 664,0 млн. тенге, углеводородное сырье - 300,0 млн. тенге. Будут продолжены мероприятия по привлечению инвестиций на поисковые и поисково-оценочные работы для приоритетных направлений на благородные и цветные металлы по обеспечению запасами действующих горнодобывающих предприятий.

5.6.1. Крупномасштабные площадные поисковые работы на твердые
полезные ископаемые

      К настоящему времени в результате проведения региональных геологических исследований выявлены многочисленные площади, потенциально перспективные на выявление месторождений различных видов полезных ископаемых - черных, цветных и благородных металлов, нерудного сырья со значительным количеством оцененных прогнозных ресурсов. С целью дальнейшей реализации сырьевого потенциала необходимо проведение площадных поисковых работ для выявления на перспективных площадях рудных объектов для поисково-оценочных работ.
      В 2011 году предусмотрено проведение крупномасштабных поисков по 15 проектам в различных регионах Казахстана. Планируется проведение работ на площади 4,2 тыс. кв. км.
      В 2012 году продолжатся работы на участках, вовлеченных в поиски в предыдущем году.
      В 2013 году по 15 проектам завершатся работы с определением потенциальной промышленной ценности рудных объектов и выдачей рекомендаций для проведения дальнейших поисково-оценочных работ.

5.6.2. Поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые

      В 2010 году - продолжение ранее начатых работ на четырех участках, начало работ на 10 участках с целью получения прироста запасов цветных и благородных металлов.
      В 2011 году завершение работ на четырех участках, продолжение на 10 участках и начало работ на 20 участках.
      В 2012 году планируется завершение работ на 10 участках и продолжение работ на 20, ранее начатых участках.
      В 2013 году завершение работ на 20 участках.
      В 2014 году планируется начало работ на участках выявленных при крупномасштабных площадных поисковых работах.

5.6.3. Поисково-оценочные работы на углеводородное сырье

      В соответствии с Программой предусматривается:
      В 2010 году планируется начало гравимагнитной съемки территории казахстанского сектора Каспийского моря, общей площадью 115000 кв. км.
      В 2011 году планируется завершение гравимагнитной съемки территории казахстанского сектора Каспийского моря и предполагается начало поисково-оценочных работ на участке Захатсор в пределах западной прибортовой части Прикаспийской впадины.
      В 2012 году предполагается продолжение поисково-оценочных работ на участке Захатсор.
      В 2013 году предполагается начало поисково-оценочных работ на участках Сауырбай, Алмазный и Шалкар.
      В 2014 году планируется завершение поисково-оценочных работ на участке Захатсор, продолжение работ на участках Алмазный, Шалкар и Сауырбай.

5.6.4. Поисково-разведочные работы

      В рамках настоящей Программы поисково-разведочные работы будут проводиться по следующим направлениям:
      поисково-разведочные работы для обеспечения запасами подземных вод 1273 сел из 3547 сел, испытывающих острый дефицит питьевой воды, в т.ч. в 2010 году - 51, в 2011 году - 341, в 2012 году - 249, в 2013 году - 302, в 2014 году - 330;
      доразведка с целью переоценки запасов 156 разведанных месторождений подземных вод в связи с истечением срока их эксплуатации, в т.ч. в 2010 году - 16, в 2011 году - 35, в 2012 году - 35, в 2013 году - 35, в 2014 году - 35;
      разведка подземных вод для обеспечения запасами подземных вод населения городов Аркалык и Акколь в 2011 - 2012 годах;
      составление проектно-сметной документации на проведение поисково-разведочных работ по 16 объектам, в т.ч. в 2011 году - 4, в 2012 году - 4, в 2013 году - 4, в 2014 году - 4.

5.7. Мониторинг минерально-сырьевой базы и недропользования

      Мониторинг минерально-сырьевой базы Республики Казахстан осуществляется на основе справочно-аналитической системы по твердым полезным ископаемым, углеводородному сырью и подземным водам с ретроспективой за 20-летний период для решения задач прогнозирования воспроизводства минерально-сырьевой базы Казахстана. Предусматривается модернизация справочно-аналитической системы и постоянное пополнение ее новыми данными, мониторинг технико-экономических показателей кондиций месторождений полезных ископаемых; ежеквартальное обновление, редакция и выпуск мониторинговых карт по лицензионным и тендерным объектам на территории Казахстана по углеводородному сырью, твердым и общераспространенным полезным ископаемым, создание нормативно-технических документов для обеспечения государственной экспертизы недр; подготовка справочников о состоянии минерально-сырьевой базы и издание журнала "Геология и охрана недр".
      Программой предусматривается осуществлять мониторинг минерально-сырьевой базы на постоянной основе. Результаты мониторинга позволяют обеспечить информацией государственные органы о текущем состоянии минерально-сырьевых ресурсов Республики.

5.8. Мониторинг подземных вод и опасных геологических
процессов

      Предусматривается:
      проведение систематических режимных наблюдений на действующих пунктах, постах и полигонах мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов;
      ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании;
      создание пунктов, постов и полигонов наблюдений мониторинга подземных вод в бассейнах трансграничных рек и гидрогеологических бассейнов, в районах интенсивного техногенного воздействия на подземные воды, а также мониторинга опасных геологических процессов в предгорьях и промышленно-городских агломераций.
      В 2010 году - продолжение мониторинга подземных вод на 5000 пунктах наблюдений, 5 полигонах техногенного загрязнения (Миргалимсай-Туркестанский, Кошкаратинский, Илекский, Семипалатинский и Рудненско-Костанайский), 13 постах по изучению гидродинамических предвестников землетрясений (на Алматинском прогностическом полигоне на постах - Акколь, Сарыжас, Богуты, Казачка, Копа, Тургень, Каскелен, Медео, Луговая, на Шалкарском полигоне в Северо-Казахстанской, постах "Зайсан" в Восточно-Казахстанской, "Егиз" в Атырауской и "Беке" в Мангистауской областях), изучение опасных геологических процессов (оползней, обвалов и др.) на 42 постах (Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Атырауской областях) и 2 полигонах (Иртышском и Каскелен-Талгарском);
      ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании;
      сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов (программное, техническое, информационное и картографическое обеспечение мониторинга с использованием дистанционных методов исследований, оценка водообеспеченности, ресурсов и состояния подземных вод, включая загрязнение, составление и выпуск тематических карт, включая гидрогеологические по бассейнам рек, районирование территорий, разработка программ и нормативных документов).
      В 2011 году - продолжение мониторинга подземных вод на 5000 пунктах наблюдений, 5 полигонах техногенного загрязнения, 13 постах по изучению гидродинамических предвестников землетрясений, изучение опасных геологических процессов на 42 постах и 2 полигонах, ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании, сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.
      В 2012 году - продолжение мониторинга подземных вод на 5000 пунктах наблюдений, 5 полигонах техногенного загрязнения, 13 постах по изучению гидродинамических предвестников землетрясений, изучение опасных геологических процессов на 42 постах и 2 полигонах, ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании, сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.
      В 2013 году - ведение мониторинга подземных вод на 5000 пунктах наблюдений, 5 полигонах техногенного загрязнения, 13 постах по изучению гидродинамических предвестников землетрясений, изучение опасных геологических процессов на 42 постах и 2 полигонах, ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании, сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.
      В 2014 году - ведение мониторинга подземных вод на 5000 пунктах наблюдений, 5 полигонах техногенного загрязнения, 13 постах по изучению гидродинамических предвестников землетрясений, изучение опасных геологических процессов на 42 постах и 2 полигонах, ведение государственного водного кадастра подземных вод и подсистемы "Подземные воды" в составе Государственного банка данных о недрах и недропользовании, сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.

5.9. Ликвидация и консервация нефтяных и самоизливающихся
гидрогеологических скважин

      В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года № 1449, проводились работы по ликвидации и консервации самоизливающихся нефтяных и гидрогеологических скважин.
      В период с 2002 по 2009 годы ликвидировано 99 нефтяных скважин, в том числе в зоне затопления Каспийским морем - 47 скважин, на суше - 52.
      В течение 2003 - 2009 годов ликвидировано 516 гидрогеологических скважин из них 149 - с радионуклидным загрязнением. Ликвидирована угроза радионуклидного и химического загрязнения на площади 2324,1 тыс. кв. м, потери естественных водных ресурсов в объеме 335,4 тыс. куб. м/сут., а также осушена территория общей площадью более 2062,8 тыс. кв. м.
      В 2010 году Программой предусматривается обследование 1900 нефтяных скважин в пределах казахстанского сектора Каспийского моря и зоне затопления Каспийским морем и 11000 нефтяных и газовых скважин на суше. По результатам обследования планируется проведение ликвидации 12 аварийных нефтяных и газовых скважин в зоне затопления Каспийским морем и на суше: в 2011 году - 3 скважин, в 2012 году - 3 скважин, в 2013 году - 3 скважин, 2014 году - 3 скважин.
      Будет обследовано в 2010 году - 3500 гидрогеологических скважин. Ликвидировано в 2011 году - 86, в 2012 году - 86, в 2013 году - 86 и в 2014 году - 65 самоизливающихся гидрогеологических скважин.
      При выполнении работ по обследованию будет проведена инвентаризация "бесхозных" скважин, находящихся в консервации, как наиболее экологически опасных техногенных объектов, с выявлением их балансовой принадлежности, осмотр технического состояния и составлен Кадастр скважин. По результатам работ по обследованию скважин будет определено дальнейшее направление работ по ликвидации выявленных аварийных скважин.

5.10. Научно-техническая поддержка приоритетных направлений
геологической отрасли

      Научные исследования в области геологии и использования недр являются важнейшим условием при решении задач повышения конкурентоспособности минерально-сырьевой базы и обеспечения сырьевой безопасности страны. Они предусматривают создание теоретической основы развития геологической отрасли с учетом новейших достижений науки и техники, направленной на укрепление минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
      Научные исследования в области геологии в Казахстане развиваются по двум направлениям. Фундаментальные исследования призваны решать глобальные проблемы геологической отрасли: теоретические вопросы рудогенеза и рудолокализации, связь оруденения и нефтегазоносности с глубинными процессами, исследования Земли - как источника всех минеральных ресурсов.
      Второе направление - прикладные научные исследования в области геологии, призвано решать задачи восполнения минерально-сырьевой базы страны, разработки эффективных методов поисков месторождений полезных ископаемых, разработки и совершенствования новых технологий проведения геологоразведочных работ.
      В настоящее время различия между фундаментальной наукой и прикладными научными исследованиями сглаживаются. Это обусловлено тем, что оба этих направления призваны решать одну основную задачу - выявление новых месторождений полезных ископаемых.
      В 90-х годах прошлого столетия геологическая наука переживала сложные времена. Прекратили свое существование как государственные предприятия - головные научные организации Республики (Казахский научно-исследовательский институт минерального сырья, Казахский филиал Всесоюзного института разведочной геофизики и ряд других организаций научного профиля, Казахский научно-исследовательский геологоразведочный институт и другие). В настоящее время они имеют статус частных предприятий. В 2010 практически полностью прекращено финансирование прикладных научных исследований, что повлекло значительный отток высококвалифицированных специалистов.
      В период обретения Казахстаном независимости и перехода народного хозяйства на рыночные отношения геологическая отрасль прошла сложный путь реформирования. Большинство геологоразведочных организаций стали акционерными обществами и в настоящее время они успешно выполняют основную задачу - обеспечение промышленного комплекса страны запасами минерального сырья. Однако, все это происходит на фоне упадка геологической науки. Практически полностью прекращены исследования по созданию научной основы выявления богатых месторождений, не решаются на современном уровне вопросы минерагении и закономерностей размещения месторождений.
      Назрела необходимость создания специализированного Центра геологических исследований, способного сконцентрировать усилия всех отечественных ученых геологов, нацеленные на разработку новейших современных технологий проведения геологоразведочных работ.

5.11. Формирование геологической информации

      Задача формирования геологической информации выполняется Государственным учреждением "Республиканским центром геологической информации "Казгеоинформ" (далее - ГУ РЦГИ "Казгеоинформ"). ГУ РЦГИ "Казгеоинформ" находится в ведении Комитета геологии и недропользования и является головным координационным центром по сбору, хранению и предоставлению в пользование геологической информации о недрах, ведению балансов запасов полезных ископаемых, ведению кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, мониторингу выполнения лицензионных и контрактных условий недропользования, статистическому учету результатов недропользования.
      Предусматривается дальнейшее развитие интегрированной многоуровневой территориально распределенной компьютерной системы, обеспечивающей автоматизированный сбор, учет, накопление, обработку, анализ и использование информации о недрах Республики Казахстан для принятия административных решений.
      С целью сохранения геологической информации на природных носителях (керн буровых скважин, флюиды нефти, шлифы, аншлифы, дубликаты проб), проведения всех видов анализов на современной основе, планируется создание международного сертифицированного лабораторно-аналитического комплекса "Казкерн". Предполагается двухэтапная реализация задачи.
      1-й этап 2010 год - разработка технико-экономического обоснования создания комплекса за счет государственного бюджета.
      2-й этап 2011 - 2013 годы - создание комплекса с привлечением инвестиций.
      Планируется организовать "Специализированные информационные комплексы" (далее - СИК) по сбору, хранению и обработке первичной геологической информации, полученной с использованием специализированных технических средств геологоразведки: аэрокосмических аппаратов дистанционного зондирования, геофизического оборудования, горного и бурового оборудования, химико-аналитического оборудования. Обеспечение функционирования СИК предусматривается ГУ РЦГИ "Казгеоинформ". Электронный архив будет наполнен первичной геологической информацией, полученной непосредственно в полевых условиях и не подвергшейся камеральной обработке, субъективной интерпретации и т.д. Таким образом, существенно повысится подтверждаемость и полнота геологической информации содержащейся в Государственном банке данных о недрах (далее - ГБДН), что увеличит ее привлекательность для пользователей и конкурентоспособность.
      В рамках направления предусматривается решение следующих задач:
      1. Организация СИК, в том числе приобретение помещения для СИК, приобретение специализированного оборудования для помещений, приобретение пяти помещений для территориальных СИК, обеспечение содержания СИК, адаптация и настройка оборудования, установка программного обеспечения (далее - ПО), доработка ПО, обучение специалистов работе с системой, приобретение компьютерного оборудования, приобретение лицензионного программного обеспечения.
      2. Форсированное наполнение ГБДН, в том числе оцифровка первичной геологической информации, оцифровка геологических отчетов, наполнение банка данных цифровой геологической информацией.
      3. Обеспечение функционирования информационных систем, в том числе территориальных и обработка данных, в том числе организация группы обработки и обеспечения работы СИК, сопровождение информационных систем ГБДН, обеспечение работы связи каналов Комитета геологии и недропользования - Межрегиональный территориальный департамент (далее - МТД).
      Миссией проекта является создание надежной информационной базы по изучению и использованию ресурсного потенциала минерально-сырьевого комплекса Республики Казахстан, а также создание конкурентоспособной высокотехнологичной системы обработки и предоставления в пользование государственной геологической информации.

5.12. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      1. Будут составлены картографические основы нового поколения по территории Семипалатинского, Сарышаганского и Сарыозекского военно-испытательных полигонов, важнейшим горнорудным и нефтегазодобывающим районам, для выявления дополнительных запасов полезных ископаемых горно-металлургическим предприятиям "Казахмыс", "Казцинк" и нефтяным компаниям.
      2. Будут получены новые результаты по данным литохимической съемки кор выветривания палеозойского фундамента и глубинного геохимического картирования поверхности рудовмещающих толщ и зон.
      3. Будут выявлены новые нефтегазоносные структуры, рудные узлы и участки, установлены закономерности размещения месторождений углеводородного сырья, богатых месторождений меди, свинца, цинка, золота, редких металлов с оценкой их прогнозных ресурсов; будут разработаны модели процессов образования месторождений полезных ископаемых и созданы прогнозно-поисковые технологии нового поколения.
      4. Выявленные месторождения позволят качественнее произвести размещение производительных сил, уточнить дорожную карту индустриально-инновационного развития, определить стратегию развития отраслей народного хозяйства на 20 - 30 лет.
      5. Вложенные государством в разведку средства вернутся в бюджет на порядок выше в виде подписных бонусов, возмещения исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых. Будут решены социальные вопросы в регионах по занятости населения.
      6. Государственные органы будут обеспечены информацией о текущем состоянии минерально-сырьевых ресурсов республики.
      7. В результате реализации Программы ожидается получение прироста запасов в количестве: золота - 83 тонн, меди - 905 тыс. тонн, полиметаллов - 900 тыс. тонн. При проведении региональных работ объем выявленных прогнозных ресурсов составит: золота - 507 тонн, меди - 10 млн. тонн, полиметаллов - 38 млн. тонн.
      8. Будут выявлены и откартированы новые перспективные участки для поисков новых месторождений питьевых вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения, участки загрязнения подземных вод, проявления опасных геологических процессов, оценено состояние и ресурсы пресных подземных вод, подготовлены гидрогеологические карты нового поколения.
      9. В результате проведения поисково-разведочных работ будут:
      обеспечены запасами подземных вод 1273 села из 3547 сел, испытывающих острый дефицит питьевой воды;
      доразведаны запасы 156 ранее разведанных месторождений подземных вод в связи с истечением срока их эксплуатации, в т.ч. Атбасарского, Атбасар-Приишимского, Нуринского и Рождественского месторождений для водообеспечения города Астаны;
      оценены запасы подземных вод для обеспечения населения городов Аркалык и Акколь доброкачественной питьевой водой.
      10. Будут расширены научно-исследовательские работы, что позволит обосновать методы прогноза, поисков, оценки месторождений полезных ископаемых.
      11. Будет реализовано развитие Государственного компьютерного Банка данных о недрах и недропользовании, созданы специализированные информационные центры, наполненные цифровой геологической информацией, что обеспечит полный автоматизированный учет, хранение и пополнение геологической информации, мониторинг государственных запасов полезных ископаемых и геологического изучения недр.
      12. Будет установлена тенденция формирования ресурсов пресных подземных вод, состояние эксплуатируемых месторождений подземных вод, их истощение и загрязнение, оценены проявления опасных геологических процессов, масштабы и тенденции их активизации.
      13. Будут созданы условия для экономически эффективного освоения ресурсов недр на основе использования высоких технологий и положительной практики разработки месторождений.
      14. Будут ликвидированы 12 нефтяных и 323 самоизливающихся гидрогеологических скважин, что приведет к снижению экономического и экологического ущерба от химического и радиоактивного загрязнения подземных вод, почвы и недр.

6. Необходимые ресурсы

      Сноска. Раздел 6 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 25.09.2013 № 1002.

      Для финансирования Программы на 2010 - 2014 годы необходимо 49006,9 млн. тенге из республиканского бюджета.
      Законодательством Республики Казахстан предусмотрена возможность внебюджетного финансирования государственного геологического изучения, когда поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются за счет средств недропользователей.

Приложение 1        
к постановлению Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2010 года № 1530

             План мероприятий по развитию минерально-сырьевого
            комплекса в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы

      Сноска. Приложение 1 в редакции постановления Правительства РК от 25.09.2013 № 1002.


п/п

Мероприятие

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Сроки исполнения

Предполагаемые расходы (тыс. тенге)

Источники финансирования

№ бюджетной программы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Прикладные научные исследования в области геологии и использования недр

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

январь, июль 2010 г.

2010 г. - 32000

республиканский бюджет

003

2

Реализация инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

январь, июль 2011 г. - 2013 г.

2011 г. - 16050
2012 г. - 19050
2013 г. - 27197

республиканский бюджет

029

3

Формирование геологической информации:
обеспечение функционирования и формирование геологической информации;
наполнение банка данных цифровой геологической информацией;
разработка технико-экономического обоснования создания комплекса "Казкерн"

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

январь, июль 2010 г. - 2014 г.

2010 г. - 199023
2011 г. - 178903
2012 г. - 256544
2013 г. - 316390
2014 г. - 1086073

республиканский бюджет

039

4

Региональные, геолого-съемочные, поисково-оценочные и поисково-разведочные работы, в том числе:
геологическое доизучение недр в масштабе 1:200000;
геолого-минерагеническое картирование масштаба 1:200000;
глубинное геологическое картирование масштаба 1:200000;
гидрогеологическое доизучение и инженерно-геологические исследования в масштабе 1:200000;
проведение геофизических исследований по изучению глубинного строения недр;
поисковые, поисково-оценочные и поисково-разведочные работы;
крупномасштабные площадные поисковые работы на твердые полезные ископаемые;
поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые;
поисково-оценочные работы углеводородного сырья;
поисково-разведочные работы

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

январь, июль 2010 г. - 2015 г.

2010 г.- 3575974
2011 г. - 2944726
2012 г. - 7263734
2013 г. - 8085313
2014 г. - 14201011

республиканский бюджет

040

5

Мониторинг минерально-сырьевой базы и недропользования, подземных вод и опасных геологических процессов, в том числе:
ведение мониторинга минерально-сырьевой базы и недропользования (2010 - 2014 г.г.);
мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов (2010 - 2014 г.г.);
мониторинг подземных вод (2010 - 2014 г.г.):
на пунктах;
на постах по изучению предвестников землетрясений;
на полигонах техногенного загрязнения подземных вод;
ведение государственного кадастра подземных вод;
мониторинг опасных геологических процессов: (2010 - 2014 г.г.):
на постах;
на полигонах;
сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов (2010 - 2014 г.г.)

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

2010 г. - 2014 г.

2010 г. - 743237
2011 г. - 675877
2012 г. - 585292
2013 г. - 615975
2014 г. - 603425

республиканский бюджет

041

6

Ликвидация и консервация самоизливающихся нефтяных и гидрогеологических скважин, в том числе:
ликвидация 10 аварийных нефтяных и газовых скважин в зоне затопления Каспийским морем и на суше (2013 - 2014 г.г.);
ликвидация 323 самоизливающихся гидрогеологических скважин

информация в Правительство Республики Казахстан

МИНТ

2010 г. - 2014 г.

2010 г. - 448411

республиканский бюджет

042

7

Разработка нормативно-правовых актов в области геологии и недропользования

нормативные правовые акты

МИНТ

2010 - 2014 гг.

не требуются



8

Ежегодное утверждение пообъектных планов по соответствующим бюджетным программам

приказ КГН МИНТ РК

МИНТ

2010 - 2014 гг.

не требуются



9

Проведение семинаров по вопросам недропользования в части разъяснения положений Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и правоприменительной практике с заинтересованными госорганами, семинаров с недропользователями по вопросам восполнения минерально-сырьевой базы и недропользования

семинар

МИНТ

2010 - 2014 гг.

не требуются



10

Формирование уставного капитала АО "Казгеология"

формирование уставного капитала АО "Казгеология"

МИНТ

2011 г.

2011 г. - 75600

республиканский бюджет

109

11

Увеличение уставного капитала АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" с последующим увеличением уставного капитала АО "Казгеология"

увеличение уставного капитала АО "Казгеология"

МИНТ

2011 г.

2011 г. - 2700000

республиканский бюджет

050

12

Увеличение уставного капитала АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" с последующим увеличением уставного капитала АО "Казгеология"

увеличение уставного капитала АО "Казгеология"

МЭБП

2012 г.

2012 г. - 5000000

республиканский бюджет

051

      Примечание: расшифровка аббревиатур:
      МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
      МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
      КГН - Комитет геологии и недропользования Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
      АО "Казгеология" - Акционерное общество "Национальная геологоразведочная компания "Казгеология".

Приложение 2       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан    
от 31 декабря 2010 года № 1530

            ОСНОВНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОТРАСЛИ

      Сноска. Приложение 2 исключено постановлением Правительства РК от 25.09.2013 № 1002.

Приложение 3       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2010 года № 1530

                        Краткая информация

      Сноска. Приложение 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 25.09.2013 № 1002; от 31.12.2013 № 1491.

         Программа по развитию минерально-сырьевого комплекса в
                Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы

1.

Программа по развитию
минерально-сырьевого комплекса в
Республике Казахстан
на 2010 - 2014 годы

Межведомственное взаимодействие

1.
 
 
2.

Министерство индустрии и новых
технологий
Республики Казахстан
Paу Альберт Павлович

Министерство охраны окружающей
среды Республики Казахстан,
Министерство чрезвычайных
ситуаций
Республики Казахстан

2.

Перечень ключевых проблем

1.
 
2.
 
 
3.

Основные перспективы обнаружения новых месторождений связаны с
большими глубинами и труднодоступными регионами.
Отсутствие эффективных технологий извлечения металлов
разведанных руд с низкими качествами, что сдерживает вовлечение
их в разработку.
Недостаток профессиональной подготовки кадров.

3.

Цель

Целевые индикаторы

1.

Обеспечение рационального,
комплексного использования и
воспроизводства минеральных
ресурсов для активного развития
всех отраслей промышленности

Процент восполнения запасов
основных видов полезных
ископаемых (отношение выявленных
запасов к погашенным, по
нарастающей) в 2014 году – 50 %.
Обеспечение запасами подземных
вод сел и переоценка
месторождений для крупных
населенных пунктов к 2015 году.
Наполнение Банка данных
геологической информации в объеме
до 95 % к 2015 году

4.

Ключевые мероприятия
(по группам задач)

Показатели задач

1.

Региональные, геолого-съемочные,
поисковые, поисково-оценочные и
поисково-разведочные работы.

1. Обеспечение изученности
территории Казахстана с оценкой
прогнозных ресурсов.
2. Прирост запасов по основным
видам полезных ископаемых.
3. Обеспечение населения страны
качественной питьевой водой из
подземных источников.
4. Формирование Банка данных
геологической информации и
геоинформационных систем.

2.

Мониторинг недр и
недропользования, мониторинг
подземных вод и опасных
геологических процессов.

3.

Ликвидация и консервация
нефтяных и самоизливающихся
гидрогеологических скважин.

4.

Прикладные научные исследования
в области геологии использования
недр.

5.

Формирование геологической
информации.

6.

Развитие информационных систем в
области недропользования.

5.

Необходимые ресурсы

Описание ресурсов

Источники

1.

49006,9 млн. тенге

Республиканский бюджет

6.

Возможные риски

Мероприятия по управлению
рисками

1.

Снижение темпов геологического
изучения территории Республики и
оценки прогнозных запасов.

Увеличение бюджетного
геологической отрасли.
финансирования

2.

Невыявление новых месторождений
полезных ископаемых, перспективных
нефтегазоносных структур.

3.

Невосполнение погашаемых запасов
полезных ископаемых.

4.

Угроза отставания развития
научного прогнозирования
месторождений полезных ископаемых.

5.

Угроза радионуклидного и
химического загрязнения
изливающими нефтяными и
гидрогеологическими скважинами.

6.

Консервация наполнения Банка
данных о недрах и
недропользовании.

Приложение 4       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан   
от 31 декабря 2010 года № 1530

Графические приложения к Программе

      1. Схема размещения площадей геологического доизучения масштаба 1:200000 в 2010 - 2014 годах.
      2. Схема размещения площадей объектов геолого-минерагенического картирования масштаба 1:200000 в 2010 - 2014 годах.
      3. Схема размещения площадей глубинного геологического картирования масштаба 1:200000 в 2010 - 2014 годах.
      4. Схема размещения площадей гидрогеологического доизучения с инженерно-геологическими исследованиями масштаба 1:200000 в 2010 - 2014 годах.
      5. Схема размещения площадей проведения крупномасштабных поисковых работ в 2010 - 2014 годах.
      6. Схема размещения участков поисково-оценочных работ на твердые полезные ископаемые в 2010 - 2014 годах.
      7. Схема размещения поисково-оценочных работ на углеводородное сырье в 2010 - 2014 годах.
      8. Схема размещения участков поисково-разведочных работ для водообеспечения сельских населенных пунктов Республики Казахстан.
      9. Схема размещения разведанных месторождений подземных вод, требующих переоценки запасов.
      10. Схема расположения государственной сети мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов на 2010 - 2014 годы.
      11. Схема размещения нефтяных и гидрогеологических самоизливающихся скважин, подлежащих обследованию и ликвидации в 2010 - 2014 годах.