Об утверждении Правил предоставления равных условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в сфере естественных монополий

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 107

Обновленный

ПРЕСС-РЕЛИЗ
 
      В соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления равных условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в сфере естественных монополий.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 19 января 2012 года № 107

Правила
предоставления равных условий доступа к регулируемым услугам
(товарам, работам) в сфере естественных монополий

1. Общие положения

      Настоящие Правила предоставления равных условий доступа к регулируемым услугам (далее – Правила) разработаны в соответствии с Водным Кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках»«Об электроэнергетике»«О железнодорожном транспорте»«Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»,  «О торговом мореплавании» и определяют порядок и общие принципы обеспечения равного доступа потребителей к регулируемым услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий (далее – Субъекты), оказывающих регулируемые услуги в сфере передачи и (или) распределения электрической энергии, производства тепловой энергии, передачи и (или) распределения тепловой энергии и технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии, магистральной железнодорожной сети, подъездных путей, аэропортов, портов и аэронавигации, транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, хранения, транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов и водоснабжения и водоотведения систем (далее – услуги).
      1. Настоящие Правила не распространяются на случаи предоставления услуг с учетом льгот и преимуществ, установленных законодательством Республики Казахстан.
      2. В Правилах применяются следующие понятия:
      1) сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов – документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие эксплуатанта Правилам сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов и сертификационным требованиям;
      2) свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна – документ установленного образца, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и подтверждающий внесение гражданского воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан;
      3) сертификат летной годности гражданского воздушного судна – документ, выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности;
      4) оператор связи – физическое или юридическое лицо, получившее лицензию на предоставление услуг связи в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о лицензировании;
      5) бербоут-чартер – вид договора фрахтования, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
      6) прибор учета – техническое устройство, предназначенное для учета объема потребления регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), разрешенное к применению в установленном законодательством порядке;
      7) ограниченная пропускная способность подъездного пути – максимальное количество вагонов, которое может быть пропущено по конкретному подъездному пути в единицу времени (сутки, час) в зависимости от его технической оснащенности;
      8) компетентный орган – государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления;
      9) ограниченная пропускная способность магистральной железнодорожной сети – максимальное количество поездов (пар поездов), установленных веса и длины, которое может быть пропущено по конкретному железнодорожному участку по перегонам в единицу времени (сутки, час) в зависимости от его технической оснащенности и принятого способа организации движения поездов;
      10) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
      11) регулируемые услуги – услуги (товары, работы), предоставляемые субъектами естественных монополий в сфере естественной монополии и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом, в соответствии с законодательством о естественных монополиях, включая случаи предоставления услуг (товаров, работ) в виде передачи определенного товара потребителю;
      12) слот – время, выделенное в аэропорту для выполнения операций прибытия или отправления воздушного судна авиакомпании в определенную дату или период;
      13) доступ к услугам субъектов естественных монополий – возможность потребителей субъектов естественных монополий пользоваться регулируемыми услугами (товарами, работами) субъектов естественной монополии на условиях не менее благоприятных, чем те на которых предоставляется аналогичная услуга другим потребителям;
      14) потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами (товарами, работами) субъектов естественной монополии и регулируемого рынка;
      15) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
      16) Aeronautical Information Publication – Сборник Аэронавигационной Информации - сборник аэронавигационной информации Республики Казахстан (далее - AIP);
      17) Aeronautical Information Circular – Бюллетень аэронавигационной информации - циркуляр аэронавигационной информации (далее – AIC);
      18) NОtice To AirMen (далее – NOTAM) – извещение, содержащее информацию о введении в строй или изменению любого аэронавигационного оборудования (или, регламента его работы), обслуживания и правил полетов; или, информация об опасности, своевременное предупреждение, которого имеет важное значение для безопасности полетов;
      19) Представитель – организации, производящие оплату за аэронавигационное обслуживание воздушных судов иностранных Эксплуатантов.
      Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      3. Для получения доступа к регулируемым услугам потребитель направляет субъекту письменное обращение (заявку, заявление).
      4. Письменное обращение (заявка, заявление) потребителей на получение доступа к регулируемым услугам принимается субъектами на равных условиях, независимо от заявленных объемов либо других условий потребления услуг.
      5. Письменное обращение (заявка, заявление) потребителя рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента получения документов. В указанный срок субъект естественных монополий направляет потребителю ответ о предоставлении доступа к регулируемым услугам, либо отказ в предоставлении доступа к регулируемым услугам с приложением мотивированного заключения.
      6. Соблюдение потребителями условий, определенных настоящими Правилами, является основанием для заключения между субъектами и потребителями договоров на оказание услуг, разработанных на основании типовых договоров, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2003 года № 1194.
      7. Оплата потребителями за оказанные услуги производится по тарифам, утвержденным уполномоченным органом.
      8. Субъект, оказывающий регулируемые услуги, при обращении потребителя представляет информацию о стоимости и порядке доступа к регулируемым услугам.
      9. Регулируемые услуги (товары, работы) предоставляются всем потребителям, заключившим договор с Субъектом, в соответствии с требованиями к их качеству, установленными законодательством Республики Казахстан.

2. Условия предоставления равного доступа
к регулируемым услугам

      10. Обеспечение равного доступа к Услугам осуществляется исходя из следующих условий:
      1) равнодоступность услуг для всех потребителей при соблюдении условий, определенных настоящими Правилами;
      2) проведение единой тарифной политики в отношении всех потребителей услуг;
      3) информационная открытость перечня услуг, тарифов на услуги.

3. Порядок организации равных условий доступа к услугам
в сфере передачи и (или) распределения электрической энергии
Субъекта, осуществляющего деятельность на оптовом рынке
электрической энергии

      11. Потребителями услуг Субъекта по передаче электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии являются:
      1) потребители электрической энергии;
      2) энергоснабжающие организации (далее – ЭСО);
      3) энергопередающие организации.
      12. Субъект, оказывающий услуги на оптовом рынке электрической энергии, обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своим услугам потребителям электрической энергии и энергоснабжающим организациям при условии:
      1) наличия объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), технологически присоединенных к национальной и (или) региональной электрической сети;
      2) приобретения на оптовом рынке электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности;
      3) наличия автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у Системного оператора.
      13. Субъект, оказывающий услуги на оптовом рынке электрической энергии, обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своим услугам ЭСО при условии:
      1) выполнения требований по поставке/потреблению с оптового рынка электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности;
      2) наличия объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), технологически присоединенных к национальной и (или) региональной электрической сети у обслуживаемых им субъектов рынка.

4. Порядок организации равных условий доступа к услугам
в сфере передачи и (или) распределения электрической энергии
Субъекта, осуществляющего деятельность на розничном рынке
электрической энергии

      14. Потребителями услуг Субъекта по передаче электрической энергии на розничном рынке электрической энергии являются:
      1) ЭСО, в том числе гарантирующие поставщики электрической энергии (далее – ГПЭ);
      2) розничные потребители электрической энергии;
      3) энергопередающие организации.
      15. Субъект, оказывающий услуги на розничном рынке электрической энергии, обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своей услуге всем ЭСО (ГПЭ) при наличии у потребителей в зоне обслуживания ЭСО (ГПЭ):
      1) электросетевых объектов (линии электропередачи, подстанции), технологически присоединенных в установленном порядке к электросетевым объектам Субъекта;
      2) приборов и систем коммерческого учета электрической энергии с долговременным регистром накопленной информации и возможностью передачи данных о величине потребляемой мощности и энергии;
      3) автоматизированной системы сбора и средств передачи данных о величине потребляемой мощности и энергии по приборам коммерческого учета на диспетчерский пункт Субъекта.
      16. Для обеспечения Субъектом, оказывающим услуги на розничном рынке электрической энергии, беспрепятственного и недискриминационного доступа к своей услуге, потребителю розничного рынка электрической энергии, присоединенному к сетям Субъекта, необходимо иметь приборы коммерческого учета электроэнергии, соответствующие нормативным требованиям и техническим условиям, выданным Субъектом.
      17. При присоединении к электрической сети Субъекта и заключении договора на оказание услуги за любым потребителем услуги закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать нормативно-техническим требованиям.
      18. Пропускная способность эксплуатируемой электрической сети Субъекта определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      19. При ограниченной пропускной способности электрической сети Субъекта, когда присоединение дополнительных мощностей не представляется возможным, либо такое присоединение приведет к ухудшению качества предоставляемых услуг другим потребителям, Субъект в соответствии с действующим законодательством выдает потребителю технические условия на усиление электрической сети.

5. Порядок организации равных условий доступа к услугам
в сфере производства тепловой энергии

      20. Потребителями услуг Субъекта по производству тепловой энергии являются:
      1) потребители тепловой энергии, владеющие собственными сетями, присоединенными к теплоисточнику Субъекта;
      2) потребители тепловой энергии, подключенные к сетям энергопередающей организации;
      3) энергопередающие организации, осуществляющие передачу и (или) распределение тепловой энергии;
      4) энергоснабжающие организации, осуществляющие куплю-продажу тепловой энергии.
      21. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своим услугам потребителям при условии наличия:
      1) тепловых сетей и теплоиспользующих установок, присоединенных в установленном порядке к объектам теплоэнергетики Субъекта;
      2) расчетных приборов учета.
      22. При присоединении к теплоисточнику Субъекта и заключении договора на оказание услуг за любым потребителем услуг закрепляется право на получение тепловой энергии в пределах максимальной часовой нагрузки и количества потребляемой тепловой энергии, определенными договором, при этом качество и параметры тепловой энергии должны соответствовать нормативно-техническим требованиям.
      23. При увеличении потребителем услуг нагрузки и количества потребляемой тепловой энергии, превышающих проектные величины, зафиксированные в полученных технических условиях, Субъект в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, выдает данному потребителю технические условия на присоединение дополнительных мощностей, при наличии технической возможности.

6. Порядок организации равных условий доступа к услугам
в сфере передачи и (или) распределения тепловой энергии

      24. Потребителями услуг Субъекта по передаче и (или) распределению тепловой энергии являются:
      1) потребители тепловой энергии, владеющие собственными сетями, присоединенными к сетям Субъекта;
      2) энергоснабжающие организации (далее – ЭСО).
      25. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своим услугам потребителям тепловой энергии, владеющим собственными сетями, присоединенным к сетям Субъекта, при условии наличия:
      1) теплоиспользующих установок, присоединенных к тепловым сетям Субъекта;
      2) расчетных приборов учета.
      26. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к своим услугам ЭСО при условии наличия:
      1) договора на теплоснабжение с потребителями ЭСО, в котором определяется граница балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационная ответственность сторон;
      2) у потребителей ЭСО сетей и (или) теплоиспользующих установок, присоединенных в установленном порядке к тепловым сетям Субъекта;
      3) у потребителей ЭСО расчетных приборов учета.
      27. При присоединении к тепловой сети Субъекта и заключении договора на оказание услуг за любым потребителем услуг закрепляется право на получение тепловой энергии в пределах максимальной часовой нагрузки и количества потребляемой тепловой энергии, определенными договором, при этом качество и параметры тепловой энергии должны соответствовать нормативно–техническим требованиям.
      28. При увеличении потребителем услуг нагрузки и количества потребляемой тепловой энергии, превышающих проектные величины, зафиксированные в полученных технических условиях, Субъект в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, выдает данному потребителю технические условия на присоединение дополнительных мощностей.

7. Порядок организации равных условий доступа к
услугам в сфере технической диспетчеризации отпуска
в сеть и потребления электрической энергии, организации
балансирования производства-потребления электрической энергии

      29. Потребителями услуг Субъекта по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии являются:
      1) энергопроизводящие организации, осуществляющие отпуск электрической энергии в сети всех классов напряжения, независимо от принадлежности сети;
      2) потребители, импортирующие электрическую энергию по сетям всех классов напряжения, независимо от принадлежности сети.
      30. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к услугам по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии потребителям, указанным в пункте 29 настоящих Правил, при условии наличия:
      1) доступа к национальной и (или) региональной электрической сети;
      2) систем коммерческого учета электрической энергии;
      3) действующего диспетчерского пункта, оснащенного системами телекоммуникаций и связи с диспетчерскими центрами Субъекта и оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированными с системами телекоммуникаций, связи и оперативно-информационным комплексом Субъекта для энергопроизводящих организаций;
      4) диспетчерских пунктов, оснащенных средствами связи с диспетчерскими центрами Субъекта, или наличие документа о передаче таких полномочий другому диспетчерскому центру для потребителей.
      31. Потребителями услуг Субъекта по организации балансирования производства-потребления электрической энергии являются:
      1) энергопроизводящие организации, в том числе входящие в состав промышленных комплексов;
      2) энергопередающие организации;
      3) энергоснабжающие организации;
      4) потребители оптового рынка электрической энергии.
      32. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к услугам по организации балансирования производства-потребления электрической энергии потребителям, указанным в пункте 31 настоящих Правил.

8. Порядок организации равного условия доступа к услугам
в сфере магистральной железнодорожной сети

      33. Для получения доступа к регулируемым услугам и заключения договора на пользование магистральной железнодорожной сетью потребители направляют Субъекту заявление по установленной форме и в сроки, а также документы в соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 апреля 2004 года № 424 (далее – Правила пользования магистральной железнодорожной сетью).
      34. Заявления, представленные потребителями магистральной железнодорожной сети, регистрируются Субъектом в реестре заявлений в день поступления с указанием даты и времени поступления, а также присвоенного регистрационного номера. Срок и порядок рассмотрения заявления также регламентирован Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью.
      35. Отказ в регистрации, искажение даты и времени поступления заявлений, а также их регистрационных номеров не допускаются.
      36. Центральное управление и организация перевозочного процесса на магистральной сети осуществляется оператором на основании графика движения пассажирских и грузовых поездов. При разработке графика движения поездов соблюдается очередность в соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью.
      37. При отсутствии возможности предоставления перевозчикам в пользование магистральной железнодорожной сети на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности перевозка осуществляется по очередности, предусмотренной Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
      38. Субъект обеспечивает равный доступ потребителям – нерезидентам Республики Казахстан к услугам магистральной железнодорожной сети при осуществлении перевозок на условиях не менее благоприятных, чем для потребителей – резидентов своего государства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

9. Порядок организации равного условия доступа к услугам железнодорожных путей с объектами железнодорожного
транспорта по договорам концессии

      39. Основанием для предоставления перевозчикам доступа к железнодорожным путям с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии является договор пользования магистральной сетью, заключенный между Оператором магистральной железнодорожной сети и перевозчиком(ами), в котором определяются основные условия, права и обязанности сторон, в соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью и иными нормативными правовыми актами.
      40. Пользование перевозчиками железнодорожными путями с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии без заключения Договора пользования магистральной сетью не допускается.
      41. Доступ к железнодорожным путям с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии предоставляется перевозчикам с учетом заключенного между Оператором магистральной железнодорожной сети и концессионером договора, регламентирующего их взаимоотношения для реализации договора концессии.

10. Порядок организации равного условия доступа
к услугам в сфере подъездных путей

      42. Потребители пользуются услугами подъездных путей на основании типового договора, при условии обеспечения безопасности движения, технических средств и подвижного состава.
      43. Для получения права пользования услугами подъездных путей потребители направляют Субъекту письменное обращение в двух экземплярах. Обращение регистрируется Субъектом с указанием даты и времени поступления обращения, при этом один экземпляр зарегистрированного обращения передается потребителю.
      44. Субъект ведет журнал регистрации обращений потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в сфере подъездных путей, который должен быть пронумерован и прошнурован. В журнале регистрации обращений потребителей регулируемых услуг (товаров, работ) в сфере подъездных путей фиксируется дата и время поступления обращения, а также регистрационный номер.
      45. Отказ в регистрации, искажение даты и времени поступления обращений, а также их регистрационных номеров не допускаются.
      46. Рассмотрение обращений Субъектом производится в течение 5 часов в последовательности, соответствующей очередности их поступления.
      47. При поступлении в один день нескольких обращений, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью подъездного пути, оказание регулируемых услуг (товаров, работ) в сфере подъездных путей осуществляется по средневзвешенному принципу пропорционально заявленным объемам, в зависимости от технической и технологической возможности подъездного пути с письменным уведомлением потребителя в течение 7 часов с момента поступления обращения.
      48. В случае отказа потребителя от услуг подъездных путей Субъект предоставляет услуги подъездных путей следующему по очередности потребителю, представившему обращение.

11. Порядок организации равного условия доступа к услугам
аэропортов

      49. Выделение слотов производится исходя из условий планирования безопасного выполнения полетов в районе аэродрома, движения на взлетно-посадочной полосе, обеспечения технического обслуживания воздушных судов и обслуживания пассажиров в аэропорту.
      50. Потребители согласовывают слоты (их изменения) с Субъектом вылета, посадки путем направления потребителю в письменной форме заявки на согласование слотов (далее – заявка).
      51. В заявке представляются следующие сведения:
      1) сезон выполнения рейса;
      2) код авиакомпании;
      3) номер рейса;
      4) дни выполнения;
      5) типы воздушных судов;
      6) количество кресел;
      7) маршрут;
      8) тип рейса;
      9) технические характеристики воздушного судна, включая квалификационный номер воздушного судна.
      52. Субъект ведет реестр заявок на согласование слотов (далее – Реестр). В Реестре фиксируются дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускаются.
      53. Информация о зарегистрированных в Реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителя сведения, содержащиеся в Реестре, предоставляются Субъектом в день обращения.
      54. Субъект рассматривает заявку и направляет ответ потребителю в течение 3 рабочих дней со дня ее получения.
      55. При изменении параметров рейсов, нормативов пропускной способности и ограничения работы аэропортов, а так же в ситуации, когда невозможно распределить слоты так, что бы все заявки потребителя были удовлетворены, предпочтение отдается регулярным пассажирским рейсам и устанавливаются следующие приоритеты по воздушным линиям:
      1) международные;
      2) внутренние;
      3) международные чартерные;
      4) внутренние чартерные;
      5) грузовые.
      56. При наличии нескольких заявок, предусматривающих выделение слотов, которые по приоритетности равнозначны и одновременное удовлетворение которых невозможно из-за ограниченной технической возможности аэропорта, рассмотрение и подтверждение заявок осуществляются Субъектом с учетом очередности предоставления заявок, зарегистрированных в Реестре.
      57. Для заключения договора с Субъектами в сфере аэропортов, в целях получения доступа к регулируемым услугам аэропортов, потребители должны иметь наличие сертификата потребителя (эксплуатанта); свидетельство о государственной регистрации гражданского судна; сертификатов летной годности по всем типам воздушных судов.
      58. Иностранные воздушные перевозчики осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан согласно законодательству Республики Казахстан и международным договорам, участницей которых является Республика Казахстан.

12. Порядок организации равного доступа
к услугам в сфере морских портов

      59. Регулируемые услуги в сфере портов предоставляются судам, плавающим под Государственным флагом Республики Казахстан и иностранным судам.
      60. Обслуживание судов производится в следующей очередности:
      1) аварийные суда, суда, следующие для оказания помощи, и суда с тяжелобольным на борту;
      2) корабли и суда морских частей пограничных войск;
      3) паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию;
      4) суда – газовозы;
      5) суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией;
      6) суда с опасными грузами;
      7) линейные суда;
      8) прочие суда в соответствии со временем поступления заявок.
      61. Информация о подходе судна к порту назначения передается: капитаном судна при следовании в морской порт Республики Казахстан – диспетчеру порта, капитану порта и при необходимости в другие адреса.
      62. Информация о подходе сообщается за 48 часов, вторично – за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода. При длительности перехода менее 48 часов – в пределах 2 часов после выхода судна из порта отправления. Капитаны рыбопромыслового флота сообщают время снятия с промысла, а также время подхода к порту не позднее, чем за 48 часов.
      63. Приход судна в порт оформляется в Морской администрации порта в течение 24 часов с момента прибытия с соблюдением пограничных, таможенных, санитарных и карантинных требований. Приход судна оформляется по представлению Общей декларации, судовой роли и списка пассажиров.
      64. Оформление выхода судна в рейс осуществляется Морской администрацией порта. Оформление производится при наличии действительных судовых документов, выданных уполномоченным органом или другим классификационным обществом, подтверждающих удовлетворительное техническое и мореходное состояние судна, а также при отсутствии препятствий со стороны пожарной охраны и санитарно-карантинного контроля. Готовность судна к выходу в море проверяется Морской администрацией порта.

13. Порядок организации равного доступа
к услугам аэронавигации

      65. Для заключения договора с Субъектами в сфере аэронавигации, в целях получения доступа к регулируемым услугам аэронавигации, потребители направляют письменное обращение к Субъектам в сфере аэронавигации с приложением копий следующих документов:
      1) сертификата эксплуатанта;
      2) свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна;
      3) сертификатов летной годности по всем типам воздушных судов;
      4) устав;
      5) копию свидетельства* или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.
      Примечание:* Свидетельство о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), выданное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", является действительным до прекращения деятельности юридического лица;
      6) свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость;
      7) Письмо Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о присвоении трехбуквенного кода.
      Сноска. Пункт 65 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.07.2013 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      66. При соблюдении потребителями и Представителями требований настоящих Правил субъектам естественных монополий в сфере аэронавигации отказывать потребителям в оказании регулируемых услуг аэронавигации не допускается.
      67. Иностранные воздушные перевозчики осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан согласно законодательству Республики Казахстан и международным договорам, участницей которых является Республика Казахстан.

14. Порядок организации равного доступа к регулируемым услугам
(товарам, работам) в сфере транспортировки нефти и (или)
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

      68. Регулируемые услуги (товары, работы) в сфере транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам предоставляются потребителям в соответствии с графиком поставки нефти, утвержденным компетентным органом.
      69. В случае ограниченной технической возможности оказания регулируемых услуг вследствие отсутствия свободной мощности магистрального трубопровода, приоритет первоочередного доступа к регулируемым услугам предоставляется потребителю:
      1) осуществляющему поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы Республики Казахстан;
      2) принявшим на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на предоставление услуг по транспортировке нефти предоставлять для транспортировки обязательные минимальные годовые объемы нефти;
      3) предоставляющему для транспортировки нефть и (или) нефтепродукты необходимого качества, позволяющего привести транспортируемую смесь нефти и (или) нефтепродуктов в соответствие с техническими требованиями по качеству, устанавливаемыми нефтепроводными организациями в странах, по территории которых осуществляется транспортировка;
      4) привлеченному для инвестирования расширения пропускной мощности магистрального трубопровода или отдельных его объектов, в соответствии с условиями заключенного договора и до полной окупаемости инвестиций;
      5) обеспечивающему выполнение решений Правительства Республики Казахстан и (или) международных соглашений с участием Республики Казахстан;
      6) не имеющему альтернативной технической возможности для транспортировки своей нефти и (или) нефтепродуктов.
      70. Между потребителями, за исключением указанных в пункте 68 Правил, распределение мощностей магистрального трубопровода производится компетентным органом на пропорциональной основе по отношению к заявляемым потребителями объемам транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов.

15. Порядок организации равного доступа к регулируемым услугам
(товарам, работам) в сфере хранения, транспортировки газа или
газового конденсата по магистральным и (или) распределительным
трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и
связанных с ними газораспределительных газопроводов

      71. Заявка потребителя на получение доступа к регулируемым услугам в сфере хранения, транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов должна содержать следующие сведения и документы:
      1) реквизиты потребителя;
      2) для юридических лиц (нотариально засвидетельствованные копии с оригинала устава, свидетельства* или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица – для резидентов Республики Казахстан, легализованной выписки из торгового реестра или другого легализованного документа, удостоверяющего, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки - для нерезидентов Республики Казахстан);
      для физических лиц (документ о регистрации в качестве субъекта предпринимательства и копия удостоверения личности).
      Примечание:* Свидетельство о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), выданное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", является действительным до прекращения деятельности юридического лица;
      3) подтверждение наличия соответствующего объема газа или газового конденсата (ресурсная справка, нотариально засвидетельствованная копия договора закупки газа или газового конденсата), для всех потребителей;
      4) срок начала и окончания транспортировки газа или газового конденсата для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам;
      5) пункт на начало маршрута транспортировки газа или газового конденсата для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам;
      6) пункт на конец маршрута транспортировки газа или газового конденсата для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам;
      7) о приеме газа или газового конденсата, для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по хранению газа и (или) эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;
      8) срок начала закачки и окончания отбора газа или газового конденсата, для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по хранению газа;
      9) срок начала и окончания поставки газа или газового конденсата, для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов;
      10) характеристики и параметры поставляемого газа или газового конденсата для всех потребителей;
      11) при транзите газа или газового конденсата через территорию Республики Казахстан – письменное согласие на транспортировку заявляемого объема газа или газового конденсата владельцев трубопроводов в странах, по территории которых осуществляется транспортировка газа или газового конденсата, для всех потребителей – в случае предоставления заявки на получение доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам.
      Сноска. Пункт 71 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 24.07.2013 № 738 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      72. Документы, представляемые потребителями-нерезидентами Республики Казахстан и исходящие из страны их пребывания должны быть легализованы в установленном законодательством порядке, либо иметь апостиль.
      73. В случае ограниченной технической возможности оказания регулируемых услуг вследствие аварии либо при отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности трубопроводов, приоритет первоочередного доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам субъектом естественной монополии, оказывающим регулируемые услуги по транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам отдается потребителям, поставляющим газ или газовый конденсат, предназначенный потребителям в следующей очередности:
      1) населению, пользующемуся газом или газовым конденсатом в бытовых целях;
      2) объектам коммунально-бытового назначения;
      3) потребителям, использующим газ или газовый конденсат в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса;
      4) электростанциям и промышленным предприятиям, газоснабжение которых в весенне-зимний период должно регулироваться путем частичного или полного перехода их на резервные виды топлива в установленном законодательством порядке;
      5) остальным потребителям.
      74. В случае ограниченной технической возможности оказания регулируемых услуг вследствие аварии либо при отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности хранилища газа, приоритет первоочередного доступа к регулируемым услугам по хранению газа отдается потребителям, хранящим газ, предназначенный потребителям в следующей очередности:
      1) населению, пользующемуся газом или газовым конденсатом в бытовых целях;
      2) объектам коммунально-бытового назначения;
      3) потребителям, использующим газ или газовый конденсат в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса;
      4) электростанциям и промышленным предприятиям, газоснабжение которых в весенне-зимний период должно регулироваться путем частичного или полного перехода их на резервные виды топлива в установленном законодательством порядке;
      5) остальным потребителям.

16. Порядок организации равного доступа к регулируемым услугам
в сфере водохозяйственной и (или) канализационной систем

      75. При недостаточной производственной мощности систем водоснабжения и водоотведения, когда присоединение к системам приведет к ухудшению предоставления услуг другим потребителям, потребителю, запрашивающему разрешение на подключение, выдаются технические условия на строительство дополнительных мощностей систем водоснабжения и водоотведения.
      76. Подключение потребителей к системам Субъекта производится при условии наличия у потребителей:
      1) договора на услуги водоснабжения и водоотведения, в котором определяются границы балансовой принадлежности сетей и эксплуатационная ответственность сторон;
      2) сетей и необходимого оборудования, соответствующего техническим требованиям Субъекта;
      3) приборов учета воды.
      77. Подключение потребителей к системам Субъекта может производиться только в случаях полного соответствия построенных систем водоснабжения и водоотведения техническим условиям, выданных услугодателем в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

17. Порядок организации равного доступа к регулируемым услугам
(товарам, работам) в сферах телекоммуникаций при условии
отсутствия конкурентного оператора связи по причине
технологической невозможности либо экономической
нецелесообразности предоставления данных видов услуг и
предоставления в имущественный найм (аренду) или
пользование кабельной канализации и иных основных средств,
технологически связанных с присоединением сетей
телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования

      78. Обеспечение равных условий доступа потребителей к регулируемым услугам телекоммуникаций осуществляется исходя из следующих принципов:
      1) равнодоступность регулируемых услуг телекоммуникаций для всех потребителей;
      2) проведение единой тарифной политики в отношении всех потребителей регулируемых услуг телекоммуникаций;
      3) информационная открытость перечня регулируемых услуг телекоммуникаций, тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги телекоммуникаций, перечня стандартных точек подключения сетей телекоммуникаций и условий присоединения операторов связи к сетям телекоммуникаций.
      79. Для получения права доступа к регулируемым услугам телекоммуникаций потребитель направляет Субъекту заявление, составленное в произвольной форме, на оказание регулируемых услуг телекоммуникаций (далее – заявление).
      80. Заявления потребителей принимаются на равных условиях, независимо от заявленных объемов либо других условий потребления услуг.
      81. Заявление оформляется письменно в двух экземплярах, один из которых с регистрационным номером, датой, временем поступления остается у потребителя.
      82. Субъект ведет журнал регистрации заявлений, который должен быть пронумерован и прошнурован. В журнале регистрации заявлений фиксируется дата и время поступления заявления, а также его регистрационный номер.
      83. Отказ в регистрации, искажение даты и времени поступления заявлений, а также их регистрационных номеров не допускаются.
      84. Рассмотрение заявлений Субъектом производится в течение тридцати календарных дней в последовательности, соответствующей очередности их поступления.
      85. В случае отказа потребителя от регулируемых услуг телекоммуникаций, Субъект предоставляет соответствующие услуги следующему по очередности оператору связи, представившему заявление.
      86. Взаимоотношения между Субъектом и потребителем строятся на договорной основе с учетом тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.
      87. В целях предоставления потребителям равных условий на стадии получения доступа к регулируемым услугам телекоммуникаций Субъект опубликовывает либо размещает на своем Интернет-ресурсе:
      1) перечень регулируемых услуг телекоммуникаций;
      2) тарифы (цены, ставки сборов) на регулируемые услуги телекоммуникаций;
      3) перечень стандартных точек присоединения;
      4) типовые условия присоединения сетей телекоммуникаций операторов связи к сетям телекоммуникаций Субъекта, включая условия использования площадей, помещения и имущества Субъекта, связанных с присоединением сетей телекоммуникаций и пропуском телефонного трафика;
      5) типовые условия по предоставлению в пользование телефонной канализации;
      6) типовые договора Субъекта.
      88. Присоединение операторов связи к сетям телекоммуникаций Субъекта производится при выполнении ими технических условий на присоединение и прокладку кабеля, выдаваемых Субъектом в соответствии с порядком присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций, включая пропуск трафика и порядок взаиморасчетов, установленным Правительством Республики Казахстан.
      89. Субъект сохраняет без оплаты за потребителями канал или место в телефонной канализации в течение срока выполнения потребителями технических условий на прокладку кабеля.
      90. После выполнения потребителями технических условий на присоединение и прокладку кабеля, Субъект заключает с потребителями договор в соответствии с Типовым договором присоединения и пропуска трафика, а также Типовым договором на предоставление телефонной (кабельной) канализации в пользование операторам связи, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2003 года № 1194.
      91. Субъект обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к услуге по предоставлению в пользование телефонной канализации для всех целей при условии:
      1) выполнения потребителями требований технических условий Субъекта;
      2) наличия у Субъекта технической возможности предоставления услуг потребителям.
      92. Субъектом не допускается навязывание условий доступа к регулируемым услугам телекоммуникаций или совершение им иных действий, ведущих к дискриминации потребителей.
      93. Субъект предоставляет на равных условиях потребителям регулируемые услуги телекоммуникаций и информацию, связанную с оказанием регулируемых услуг телекоммуникаций.

18. Порядок рассмотрения обращений по предоставлению
равных условий доступа к услугам и принятия по ним решений

      94. В случае возникновения разногласий по предоставлению потребителю равных условий доступа к услугам потребитель направляет обращение в уполномоченный орган.
      В обращении должны содержаться сведения о заявителе и о Субъекте, в отношении которого подано обращение, описание нарушения требований настоящих Правил, а также требования с которыми заявитель обращается.
      95. Обращение потребителя, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается уполномоченным органом в течение пятнадцати календарных дней.
      Обращение потребителя, для рассмотрения которого требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган.
      96. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается потребителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения.
      Срок рассмотрения по обращению продлевается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      97. Субъект либо потребители услуг вправе обжаловать решение уполномоченного органа полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

19. Предоставление информации об оказываемых
регулируемых услугах

      98. Информация об оказываемых услугах магистральной железнодорожной сети, подъездного пути, аэропортов и портов, об их стоимости, о порядке доступа, а также о наличии пропускной способности магистральной железнодорожной сети, подъездного пути, аэропортов и портов технических и технологических возможностях оказания регулируемых услуг (товаров, работ) размещается по месту приема обращений в виде текстов, таблиц и графиков.
      Информация об оказываемых услугах по передаче и (или) распределению электрической энергии, производству тепловой энергии, передаче и (или) распределению тепловой энергии, транспортировки нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, хранения, транспортировки газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов и систем водоснабжения и водоотведения об их стоимости, о порядке доступа предоставляется Субъектом по запросу (в письменной форме) потребителя услуг.
      99. Субъект по месту приема заявлений на оказание услуг магистральной железнодорожной сети размещает информацию о возможности осуществления перевозок по другим маршрутам следования в случае превышения в планируемом периоде заявленных объемов перевозок пропускной способности магистральной железнодорожной сети на конкретном направлении движения поездов.
      100. Субъект обеспечивает публикацию информации об оказываемых услугах магистральной железнодорожной сети, об их стоимости, о порядке доступа к магистральной железнодорожной сети, а также о наличии в соответствии с графиком движения поездов пропускной способности, технических и технологических возможностях оказания услуг магистральной железнодорожной сети в средствах массовой информации.
      101. Информация об оказываемых регулируемых услугах аэронавигации, а также о технических и технологических возможностях оказания данных услуг публикуются субъектами естественных монополий в сфере аэронавигации в сборнике аэронавигационной информации Республики Казахстан.
      102. Информация по организации аэронавигационного обслуживания публикуется в AIP, AIC и NOTAM.
      103. Навязывание условий доступа к регулируемым услугам или совершение иных действий, ведущих к дискриминации потребителей данных услуг, не допускается.
      104. Уполномоченный орган при использовании предоставленной Субъектом информации обеспечивает соблюдение государственной, служебной, коммерческой тайны, других законных интересов Субъекта и потребителей услуг.
      Субъект по требованию уполномоченного органа предоставляет ему сведения о заявленных и фактических объемах оказанных Услуг, в порядке, установленном действующим законодательством.