В соответствии с подпунктом 9) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 1385 "Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 46, ст. 471).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 1 августа 2011 года № 891
Правила
организации и проведения государственной
научно-технической экспертизы
Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 07.06.2013 № 588 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
1. Общие положения
1. Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" и регулируют отношения, связанные с организацией и проведением государственной научно-технической экспертизы (далее – ГНТЭ).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) заявитель – аккредитованный в уполномоченном органе субъект научной и (или) научно-технической деятельности или автономная организация образования и его организации на равных условиях, реализующие научные исследования;
2) заказчик – юридическое или физическое лицо, заключившее с организатором возмездный договор на организацию проведения ГНТЭ;
3) организатор – национальный центр государственной научно-технической экспертизы;
4) эксперт – физическое лицо, представляющее экспертное заключение, а также имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень (доктор/кандидат наук) или степень доктора философии (PhD), доктора по профилю и стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Эксперт, привлекаемый для ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, должен иметь опубликованные научные статьи в рецензируемых научных журналах с индексом Хирша не менее пяти за последние пять лет. На лиц, специализирующихся в области военных, гуманитарных, общественных, политических и социальных наук, требование по наличию индекса Хирша не менее пяти за последние пять лет не распространяется;
5) зарубежный эксперт – эксперт, не являющийся гражданином Республики Казахстан, а также гражданин Республики Казахстан, имеющий документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства, имеющий опыт работы по специальности в зарубежных научных организациях за пределами Республики Казахстан и опубликованные научные статьи в ведущих мировых научных журналах;
6) казахстанский эксперт – эксперт, являющийся гражданином Республики Казахстан, в том числе временно находящийся за границей или находящийся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства, который имеет опубликованные научные статьи в академических научных журналах;
7) экспертное заключение – документ, который составляется экспертом и содержит сведения о результатах проведенной им экспертизы, его выводах по поставленным перед ним вопросам, объективную и независимую от интересов заказчика и организатора аналитическую оценку объекта ГНТЭ;
8) комплексная экспертиза – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы экспертов, являющихся специалистами в различных областях знаний или различных научных направлениях одной области знания, результатом которой является экспертное заключение с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
9) комиссионная экспертиза – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы экспертов, являющихся специалистами в пределах одного научного направления, результатом которой является экспертное заключение с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
10) заключение ГНТЭ – официальное заключение организатора, составленное по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, на основе обобщения баллов по каждому критерию оценки по объекту ГНТЭ;
11) факты нарушений научной этики – плагиат, фальсификация, фабрикация данных, ложное соавторство, присвоение чужих результатов в заявках, направление заявителем научного проекта и (или) программы на разные направления в рамках одного и того же источника финансирования, дублирование заявителем объекта ГНТЭ, а также иные нарушения в процессе планирования, оценки, отбора, проведения и распространения результатов научных исследований, включая защиту прав, безопасности и благополучия объектов исследования (объектов живой природы и среды обитания) и исследователей;
12) индивидуальный регистрационный номер (далее – ИРН) – индивидуальный регистрационный номер объекта ГНТЭ, представленного заявителем на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств бюджета. Для получения ИРН с момента объявления конкурса до окончательного срока приема заявки заказчиком участники конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование регистрируют объекты на интернет-ресурсе организатора;
13) пограничный балл – балл ГНТЭ, на котором заканчивается объем финансирования, выделенного на приоритетное направление науки. Пограничный балл определяется при суммировании заявленных сумм финансирования в ранжированном списке заявок, начиная с наивысшего балла «сверху вниз».
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. ГНТЭ осуществляется в целях подготовки аналитической оценки научных, научно-технических и инновационных проектов и программ на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.
4. Объектами ГНТЭ являются научные, научно-технические и инновационные проекты и программы (в том числе научно-исследовательские работы, выдвинутые на соискание Государственной премии в области науки и техники, целевые научные, научно-технические программы, промежуточные отчеты о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках программно-целевого финансирования, итоговые отчеты о научной и (или) научно-технической деятельности).
Сноска. Пункт 4 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Организатор организует работы по проведению ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, предлагаемых к финансированию из государственного бюджета, а также иных объектов ГНТЭ по обращению заказчика.
Сноска. Пункт 5 в редакции постановления Правительства РК от 04.12.2013 № 1305 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
6. ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, проводится компетентными зарубежными и казахстанскими экспертами.
Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 04.12.2013 № 1305 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования).
7. Организатор осуществляет обеспечение единства администрирования, независимости, прозрачности и публичности результатов экспертизы объектов ГНТЭ.
8. Основными задачами ГНТЭ являются:
1) оценка соответствия научных, научно-технических и инновационных проектов и программ мировому уровню научных, технических и технологических знаний, тенденциям и приоритетам научно-технического прогресса;
2) исключен постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) оценка возможностей достижения целей научных, научно-технических и инновационных проектов и программ посредством планируемых операций, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, материальных ресурсов;
4) объективное и комплексное рассмотрение результатов реализации научных, научно-технических и инновационных проектов и программ (отчетов) по содержательному, организационному, материальному, информационному обеспечению проведения научных исследований, сравнение полученных результатов с заявленными целями;
5) оценка значимости объектов ГНТЭ;
6) исключен постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
7) исключен постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9. Принципами проведения ГНТЭ являются:
1) независимость, анонимность и компетентность экспертов;
2) научный подход, всесторонность, объективность исследования объектов ГНТЭ;
3) полнота и обоснованность экспертных заключений;
4) гласность результатов ГНТЭ.
2. Порядок организации и проведения государственной
научно-технической экспертизы
10. Заказчик подает организатору заявки на проведение ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств бюджета, в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и иных объектов ГНТЭ по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, в течение пяти календарных дней после истечения окончательного срока приема заявок на конкурс. Для объектов ГНТЭ, представленных в рамках программно-целевого финансирования, заказчик также предоставляет перечень дополнительных критериев оценки с указанием наводящих вопросов и индикаторов мониторинга результативности проводимых научных исследований.
Со дня получения ИРН заявителем заявки проверяются организатором на соблюдение следующих требований:
1) наличие ИРН у объекта ГНТЭ, представленного на грантовое или программно-целевое финансирование;
2) соответствие оформления заявки требованиям конкурсной документации (при наличии особых и дополнительных условий);
3) представление требуемых документов в полном объеме;
4) отсутствие фактов плагиата и дублирования темы или содержания объекта ГНТЭ с ранее или одновременно поданными объектами ГНТЭ. При наличии указанных фактов должны быть приведены доказательства, обоснования, в том числе с применением технических средств и привлечением независимых специалистов, специализация которых соответствует объекту ГНТЭ;
5) наличие у участника конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование свидетельства об аккредитации субъекта научной и (или) научно-технической деятельности;
6) соответствие электронной версии заявки на грантовое или программно-целевое финансирование бумажной версии;
7) отсутствие низких пороговых оценок, полученных ранее по объекту ГНТЭ, или отсутствие фактов нарушения научной этики;
8) наличие положительного заключения центральной или локальных комиссий по вопросам этики (для биомедицинских исследований над людьми и животными).
Организатор в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления заявки возвращает заказчику без проведения ГНТЭ объекты ГНТЭ, которые не соответствуют требованиям, указанным в настоящем пункте.
Заказчик возвращает объекты ГНТЭ заявителю и публикует на своем интернет-ресурсе перечень возвращенных объектов ГНТЭ в течение пятнадцати календарных дней со дня возврата от организатора.
Объекты ГНТЭ, соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, подлежат ГНТЭ после истечения пятнадцати календарных дней со дня поступления заявки от заказчика.
Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
11. Организатор:
1) организует работу по проведению ГНТЭ путем направления каждого объекта ГНТЭ для проведения ГНТЭ не менее трем экспертам либо, в зависимости от объекта ГНТЭ, путем проведения комплексной (комиссионной) экспертизы;
2) обеспечивает качественный и объективный подбор состава казахстанских и зарубежных экспертов для проведения ГНТЭ в соответствии с их специализацией и особенностями объектов ГНТЭ;
3) производит отбор не менее двух зарубежных экспертов для проведения ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ;
4) формирует банк данных электронных версий объектов ГНТЭ и базу данных по объектам ГНТЭ, поданным на финансирование из средств государственного бюджета, поступивших от заказчика для проведения ГНТЭ;
5) осуществляет методическое и организационно-техническое обеспечение ГНТЭ, в том числе путем формирования автоматизированных баз данных казахстанских и зарубежных экспертов и заключения договоров с экспертами об оказании услуг по проведению ГНТЭ.
Для формирования базы данных зарубежных экспертов подбор экспертов производится с использованием ведущих мировых библиометрических баз данных или по рекомендациям ведущих мировых университетов и научных организаций, или экспертов, имеющих публикации в ведущих мировых научных журналах, по научным исследованиям, соответствующим тематике объекта ГНТЭ.
Договор с экспертом должен содержать условия о сроках проведения экспертизы, конфиденциальности сведений об объектах ГНТЭ, соблюдения экспертом принципов и норм научной этики и гарантировать конфиденциальность сведений об эксперте.
Сведения о расторжении договоров по инициативе эксперта без уважительных причин вносятся в автоматизированную базу данных казахстанских и зарубежных экспертов.
В случае нарушения экспертом договорных условий и (или) принципов проведения ГНТЭ, установленных настоящими Правилами, организатор исключает его из автоматизированной базы данных.
12. Организация и проведение ГНТЭ включают следующие этапы:
1) подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более пятнадцати календарных дней;
2) проведение ГНТЭ – не более тридцати календарных дней со дня заключения договора с экспертом.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение пяти рабочих дней после его окончания.
Организация и проведение экспертизы научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводятся с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. Подбор состава экспертов осуществляется из числа казахстанских ученых.
Сноска. Пункт 12 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
13. Экспертное заключение по объекту ГНТЭ составляется по формам согласно приложениям 3, 4, 5 или 6 к настоящим Правилам в зависимости от объекта ГНТЭ.
В экспертном заключении по каждому критерию оценки экспертом выставляется балл согласно системе оценок, указанных в приложении 7 к настоящим Правилам. Дополнительные критерии оценок по научным, научно-техническим и инновационным проектам и программам устанавливаются организатором по предложению заказчика.
14. При проведении комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ образуется экспертная группа. Из членов экспертной группы избирается председатель и определяется секретарь заседания экспертной группы. Заседание экспертной группы проводится в очной форме и (или) посредством онлайн конференций. Комплексная (комиссионная) экспертиза проводится при участии не менее трех и не более пятнадцати экспертов, в зависимости от объема материалов, представленных для экспертизы. По результатам комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ составляется экспертное заключение по формам согласно приложениям 3, 4, 5 или 6 к настоящим Правилам в зависимости от объекта ГНТЭ.
15. Результатом ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета, являются заключения ГНТЭ, которые направляются организатором на рассмотрение национальным научным советам.
Заключения ГНТЭ по иным объектам ГНТЭ направляются организатором заказчику.
15-1. Организатор на основе результатов ГНТЭ составляет ранжированный по величине итогового балла список объектов ГНТЭ, поданных на конкурс грантового или программно-целевого финансирования, набравших средние и высокие пороговые оценки по каждому критерию оценки, с указанием в нем заявленных сумм финансирования.
На основе ранжированного списка организатором определяется пограничный балл и составляется:
1) приоритетный список, включающий объекты ГНТЭ, представленные на грантовое или программно-целевое финансирование, с итоговыми баллами, превышающими пограничный балл;
2) пограничный список, включающий объекты ГНТЭ, представленные на грантовое или программно-целевое финансирование, с итоговыми баллами, равными пограничному баллу;
3) резервный список, включающий объекты ГНТЭ, представленные на грантовое или программно-целевое финансирование, с итоговыми баллами ниже пограничного балла.
Формирование приоритетного, пограничного и резервного списков осуществляется в рамках грантового или программно-целевого финансирования на каждое приоритетное направление науки, предусмотренного в конкурсной документации уполномоченного органа или отраслевого уполномоченного органа.
Результаты ГНТЭ по объектам ГНТЭ, представленным на грантовое или программно-целевое финансирование, до принятия решения национальным научным советом направляются организатором на электронный адрес заявителя в течение десяти календарных дней после передачи национальным научным советам.
Объекты ГНТЭ, представленные на грантовое или программно-целевое финансирование, приоритетные, пограничные и резервные списки объектов ГНТЭ, распределенных по приоритетным направлениям, вместе с результатами ГНТЭ направляются организатором на рассмотрение соответствующим национальным научным советом не позднее, чем за семь календарных дней с момента завершения ГНТЭ.
Сноска. Правила дополнены пунктом 15-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
16. Организатор публикует на своем интернет-ресурсе:
1) итоговые баллы, представленные на основе заключения ГНТЭ по объектам ГНТЭ, поданным в рамках конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств бюджета, в течение трех календарных дней после проведения ГНТЭ по всем объектам ГНТЭ в рамках указанного конкурса;
2) приоритетные, пограничные и резервные списки объектов ГНТЭ, распределенных по приоритетным направлениям;
3) список экспертов, привлеченных для ГНТЭ, в алфавитном порядке ежегодно в конце года.
Сноска. Пункт 16 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
17. Не допускается оказание давления либо иного воздействия на организатора и эксперта заказчиком, заявителем и иными лицами.
18. С момента представления объекта ГНТЭ на ГНТЭ до рассмотрения национальными научными советами заявители, научные руководители и (или) эксперты:
1) реагируют на факты нарушения научной этики, принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
2) предоставляют объективные, полные и достоверные сведения;
3) не искажают процесс и результаты научной и (или) научно-технической деятельности;
4) не совершают действия (бездействие), которые влекут нарушение прав интеллектуальной собственности или нанесение иного ущерба научно-исследовательской деятельности других лиц.
Эксперт не проводит ГНТЭ конкретного научного проекта и (или) программы в следующих случаях:
1) наличия личной или финансовой заинтересованности в результате одобрения или отклонения заявки;
2) наличия совместных публикаций с исполнителем научного проекта и (или) программы, включая соавторство за последние три года, непосредственного участия при подготовке заявки, планирования совместных публикаций по результатам исследования и применения этих результатов в течение последних трех лет;
3) непосредственного руководства над исполнителем научного проекта и (или) программы, нахождения в его подчинении или оказания ему консультационных услуг в течение последних трех лет;
4) нахождения в браке (супружестве) или близком родстве с исполнителем научного проекта и (или) программы;
5) нахождения в близком родстве с родителями, супругом (супругой) исполнителя научного проекта и (или) программы;
6) членства в национальном научном совете.
Не допускаются факты нарушений научной этики, установленные подпунктом 11) пункта 2 настоящих Правил. При наличии фактов нарушения научной этики должны быть приведены доказательства, обоснования, в том числе с применением технических средств и привлечением независимых специалистов, специализация которых соответствует объекту ГНТЭ.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18 в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 1
к Правилам организации и
проведения государственной
научно-технической экспертизы
Сноска. Приложение 1 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма
Заключение государственной научно-технической экспертизы
________________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Средний балл (от 1 до 9) |
Комментарии всех экспертов с ответами на наводящие вопросы |
|
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) |
|||
Пороговая оценка итогового балла |
|||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
________________________________
Организатор ____________________
Приложение 2
к Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Сноска. Приложение 2 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма
Заявка
на участие в конкурсе на грантовое финансирование
по научным и (или) научно-техническим проектам
1. Общая информация
1. Наименование темы проекта.
2. Наименование приоритетного направления, по которому подается заявка.
3. Наименование специализированного научного направления, по которому подается заявка.
4. Предполагаемая дата начала проекта и его продолжительность.
5. Запрашиваемая сумма грантового финансирования (на весь срок реализации проекта и по годам, в тыс. тенге).
2. Описание проекта
1. Вводная часть [не более 100 слов]
В разделе указываются основные участники проекта (научный руководитель проекта, соруководитель), направление их научных интересов, краткое описание идеи проекта.
2. Цель проекта [не более 100 слов]
Цель проекта должна быть изложена лаконично и четко и соответствовать теме проекта.
3. Задачи проекта [не более 500 слов]
В этом разделе описывается способ достижения цели проекта, приводится перечень поставленных задач с кратким пояснением их реализации и ожидаемых результатов.
4. Научная новизна и значимость проекта [не более 2000 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) предпосылки к разработке проекта, обоснование научной новизны, с обязательным обзором предшествующих научных исследований, проведенных в мире, относящихся к исследуемой теме, и их взаимосвязь с настоящим проектом (в контексте должны быть указаны ссылки на использованную в обзоре литературу, полная расшифровка которой должна быть представлена в разделе 8 «Библиография»). При наличии указываются предварительные результаты;
2) значимость проекта в национальном и международном масштабах;
3) научные и технологические нужды (при необходимости, включить социальный спрос и (или) экономическую и индустриальную заинтересованность), включающие тренды соответствующих областей знания для обоснования важности и необходимости заявленного исследования (для научных программ);
4) влияние полученных результатов на развитие науки и технологий и ожидаемый социальный и экономический эффект.
При описании данного раздела рекомендуется обратить внимание на следующие позиции:
1) необходимо дать описание принципиального отличия идей проекта от существующих аналогов;
2) если идея или результат исследования существует в мире, но не в Казахстане, необходимо обосновать, почему проект должен быть профинансирован;
3) если конечным результатом проекта будет продукт, необходимо описать сложившийся в настоящее время уровень техники в предметной области проекта, с приведением данных о достижениях отечественных и зарубежных производителей;
4) для научно-технических проектов необходимо указать лидирующие группы в области исследований и разработок по технологиям, конкурирующим и/или альтернативным технологиям, положенным в основу проекта.
3. Методы исследования и этические вопросы
[не более 1500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание научных методов, используемых в проекте как обоснование способов достижения поставленных целей, обоснование выбранного подхода;
2) критические точки, альтернативные пути реализации проекта;
3) используемые в рамках проекта способы обеспечения соблюдения принципов и норм научной этики, т.е. этических процедур управления, в частности, поддержания высоких стандартов интеллектуальной честности и недопущения фальсификации и фабрикации данных, плагиата, ложного соавторства, использования отдельными участниками коллективных исследований, данных и выводов, полученных в исследованиях, без согласования с другими участниками;
4) детальный порядок и механизм проведения исследований, проводимых с участием людей и животных, описание соответствия планируемых исследований законодательству Республики Казахстан;
5) условия оформления и разделения прав интеллектуальной собственности на результаты исследования (необходимо показать какой способ защиты интеллектуальной собственности будет выбран).
4. Планирование и управление проектом
[не более 1500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание состава исследовательской группы, их позиций, квалификации и направлений работы в проекте;
2) план работ, включающий этапы проекта, поставленные задачи, обоснование их значимости, диаграмму Ганта (поставленные задачи* время (в месяцах)).
Пример диаграммы Ганта для двухлетнего проекта:
№ п/п |
Наименование задач, мероприятий по реализации задач проекта |
Длительность (в месяцах) |
Начало выполнения работ (дд/мм/гг.) |
Годы реализации проекта |
||
1-й год |
2-й год |
3-й год |
||||
3) обоснование общей стоимости проекта (в тыс. тенге), с обязательной расшифровкой на каждый год реализации проекта, и смету расходов. В заявках, оформленных на английском языке, статьи расходов должны указываться в долларах США, с указанием курса доллара по отношению к тенге (по данным Национального Банка Республики Казахстан на день подачи заявки). Бюджет проекта распределяется научным руководителем проекта в соответствии с планом работ и не может быть направлен на иные статьи расходов, не связанные с данным проектом. Общая сумма всех статей расходов представляет собой запрашиваемую сумму для финансирования и должна быть эквивалентна сумме, заявленной в пункте 5 раздела «Общая информация».
В проект могут быть внесены изменения на распределение по бюджету на основании решения Национального научного совета.
5. Исследовательская группа
[не более 1000 слов]
Раздел включает следующую информацию о научном руководителе и основных исполнителях (соисполнителях) проекта:
1) резюме и научный задел (приводится краткое резюме исследователя и описывается каким образом заявляемое исследование связано с ранее проводимыми научными исследованиями);
2) сведения об основных публикациях научного руководителя проекта, касающихся темы проекта;
3) сведения об имеющихся патентах;
4) основные публикации исследовательской группы, касающиеся темы проекта (до десяти), патенты, авторские свидетельства;
5) описание работ и сроков занятости в проекте;
6) научным руководителем проекта указываются персональные данные не менее 70 % планируемого штата исследовательской группы (основной персонал), другие 30 % штата привлекаются к проекту после получения гранта (вспомогательный персонал).
6. Исследовательская среда
[не более 500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание имеющейся у заявителя материально-технической базы, необходимой для проведения исследования;
2) использование отечественных и зарубежных исследовательских инфраструктур (лабораторий), с пояснениями;
3) ключевые отечественные и международные связи, участие в проекте зарубежных ученых;
4) участие в проекте молодых ученых (до 35 лет включительно), PhD-докторантов;
5) обоснование мобильности: влияние посещаемости и периодов работ в другом месте для реализации проекта.
7. Ожидаемые результаты
[не более 250 слов]
В разделе отражается следующая информация:
1) осуществление публикаций в зарубежных рецензируемых научных журналах (будут ли предположительно опубликованы результаты научных исследований, проведенных в рамках проекта, и в каком журнале);
2) осуществление опубликования книг/глав в книгах в зарубежных издательствах;
3) осуществление опубликования книг/глав в книгах в казахстанских издательствах;
4) осуществление опубликования монографий;
5) возможности патентования полученных результатов в зарубежных патентных бюро (европейском, американском, японском);
6) возможности патентования полученных результатов (в казахстанском или евразийском патентном бюро), заключения лицензионного соглашения по объекту интеллектуальной собственности;
7) ожидаемый научный и социально-экономический эффект;
8) применимость и/или коммерциализуемость полученных научных результатов;
9) целевые потребители полученных результатов, в том числе по субъектному составу;
10) возможности для прорывных результатов, содержащих риски; влияние на развитие науки и технологий;
11) распространение результатов работ среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности.
8. Библиография
В разделе указываются публикации, ссылки на которые были указаны в пункте 4 «Научная новизна и значимость проекта» раздела «Описание проекта».
Каждая публикация должна содержать полное наименование журнала, номер издания, год издания, номера страниц, полное наименование статьи, имена всех авторов статьи.
Приложения
1. Копия свидетельства либо выписка из приказа уполномоченного органа об аккредитации субъекта научной и (или) научно-технической деятельности.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (в случае, если заявитель является физическим лицом).
Заявка
на реализацию научной, научно-технической программы
в рамках программно-целевого финансирования
1. Общая информация
1. Наименование темы научной, научно-технической программы (далее – программа).
2. Наименование целевой программы, на реализацию которой подается заявка (далее – целевая программа).
3. Наименование мероприятия целевой программы, на реализацию которого подается заявка.
4. Предполагаемая дата начала и окончания программы.
5. Наименование области научного исследования (токсикология, оптика, робототехника и т.д.).
6. Код Межгосударственного рубрикатора НТИ (xx.xx.xx; xx.xx.xx;…).
7. Вид исследования (фундаментальные не экспериментальные, фундаментальные экспериментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы).
8. Место реализации программы.
9. Объем программно-целевого финансирования, выделенного на реализацию мероприятия целевой программы, на реализацию которого подается заявка (на весь срок реализации проекта и по годам, в тыс. тенге).
10. Запрашиваемая сумма финансирования на весь срок реализации программы и по годам, в тыс. тенге (но не выше выделенной на мероприятие суммы финансирования).
2. Описание программы
1. Вводная часть [не более 100 слов]
В разделе указываются основные участники программы (организация-исполнитель, научный руководитель программы), краткая информация о квалификации организации и научного руководителя.
2. Цель программы
Реализация ________________ мероприятия целевой программы.
3. Задачи программы [не более 500 слов]
В этом разделе описываются способ достижения цели программы, поставленные задачи с кратким пояснением их реализации, ожидаемых результатов и их соответствия утвержденным ожидаемым результатам реализации мероприятия целевой программы.
4. Научная новизна и значимость программы [не более 2000 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) научный задел к разработке программы, обоснование научной новизны, с обязательным обзором предшествующих научных исследований, проведенных в мире, относящихся к исследуемой теме, и их взаимосвязь с настоящей программой (в контексте должны быть указаны ссылки на использованную в обзоре литературу, полная расшифровка которой должна быть представлена в разделе 8 «Библиография»). При наличии указываются предварительные результаты;
2) соответствие исследования мероприятию целевой программы, его значимость в национальном и международном масштабах, с обзором научных и технологических нужд (при необходимости включить социальный спрос и (или) экономическую и индустриальную заинтересованность), включающих тренды соответствующих областей знания;
3) на решение какой технологической задачи/проблемы направлены исследования, влияние полученных результатов на развитие науки и технологий и ожидаемый социальный и экономический эффект.
При описании данного раздела рекомендуется обратить внимание на следующие позиции:
1) необходимо дать описание принципиального отличия идей программы от существующих аналогов;
2) если идея или результат исследования существует в мире, но не в Казахстане, необходимо обосновать, почему вложения в программу все же выгодны;
3) если конечным результатом программы будет продукт, необходимо описать сложившийся в настоящее время уровень техники в предметной области программы, с приведением данных о достижениях отечественных и зарубежных производителей;
4) для научно-технических проектов необходимо указать лидирующие группы в области исследований и разработок по технологиям, конкурирующим и/или альтернативным технологиям, положенным в основу программы.
3. Методы исследования и этические вопросы
[не более 1500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание научных методов, используемых в программе как обоснование способов достижения поставленных целей, обоснование выбранного подхода;
2) критические точки, альтернативные пути реализации программы;
3) используемые в рамках программы способы обеспечения соблюдения принципов и норм научной этики, т.е. этических процедур управления, в частности, поддержания высоких стандартов интеллектуальной честности и недопущения фальсификации и фабрикации данных, плагиата, ложного соавторства, использования отдельными участниками коллективных исследований, данных и выводов, полученных в исследованиях, без согласования с другими участниками;
4) детальный порядок и механизм проведения исследований, проводимых с участием людей и животных, описание соответствия планируемых исследований законодательству Республики Казахстан;
5) условия оформления и разделения прав интеллектуальной собственности на результаты исследования (необходимо показать какой способ защиты интеллектуальной собственности будет выбран).
4. Планирование и управление программой
[не более 1500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание состава исследовательской группы, их позиций, квалификации и направлений работы в программе;
2) план работ, включающий этапы программы, поставленные задачи, обоснование их значимости и соответствия цели программы, взаимосвязь с утвержденными целевыми индикаторами и показателями, диаграмму Ганта (поставленные задачи* время (в месяцах));
3) обоснование общей стоимости программы (в тыс. тенге) с обязательной расшифровкой на каждый год реализации программы, и смету расходов. В заявках, оформленных на английском языке, статьи расходов должны указываться в долларах США, с указанием курса доллара по отношению к тенге (по данным Национального Банка Республики Казахстан на день подачи заявки). Бюджет программы не может быть направлен на иные статьи расходов, не связанные с данной программой. Общая сумма всех статей расходов представляет собой запрашиваемую сумму для финансирования и должна быть эквивалентна сумме, заявленной в пункте 10 раздела «Общая информация».
В программу могут быть внесены изменения на распределение по бюджету на основании решения национального научного совета.
5. Исследовательская группа
[не более 1000 слов]
Раздел включает следующую информацию о научном руководителе и основных исполнителях программы:
1) резюме и научный задел (здесь приводится краткое резюме исследователя и описывается каким образом заявляемое исследование связано с ранее проводимыми научными исследованиями);
2) сведения о пяти основных публикациях, касающихся темы программы;
3) сведения о патентах;
4) основные публикации (до 10), патенты и авторские свидетельства;
5) описание работ и сроков занятости в программе;
6) научным руководителем программы указываются персональные данные не менее 70 % планируемого штата исследовательской группы (основной персонал), другие 30 % штата привлекаются к программе после начала финансирования (вспомогательный персонал).
6. Исследовательская среда
[не более 500 слов]
Раздел включает следующую информацию:
1) описание имеющейся у заявителя материально-технической базы для проведения исследования;
2) использование отечественных и зарубежных исследовательских инфраструктур (лабораторий), с пояснениями;
3) ключевые отечественные и международные связи, участие в программе зарубежных ученых;
4) участие в программе молодых ученых, PhD-докторантов;
5) обоснование мобильности: влияние посещаемости и периодов работ в другом месте для реализации программы.
7. Ожидаемые результаты
[не более 250 слов]
В разделе отражается следующая информация:
1) как результаты программы будут способствовать реализации мероприятия целевой программы, достижению целевых индикаторов и показателей целевой программы;
2) ожидаемый научный и социально-экономический эффект;
3) применимость полученных научных результатов; какие мероприятия необходимы для полноценного вывода предлагаемого продукта/технологии на рынок;
4) целевые потребители полученных результатов;
5) возможности для прорывных результатов, содержащих риски; влияние на развитие науки и технологий;
6) осуществление публикаций в зарубежных рейтинговых научных журналах (будут ли и где предположительно опубликованы результаты научных исследований, проведенных в рамках программы), распространение результатов работ среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности;
7) получение патента.
8. Библиография
В разделе указываются публикации, ссылки на которые были указаны в пункте 4 «Научная новизна и значимость программы» раздела «Описание программы».
Каждая публикация должна содержать полное наименование журнала, номер издания, год издания, номера страниц, полное наименование статьи, имена всех авторов статьи.
Приложения
Копия свидетельства либо выписка из приказа уполномоченного органа об аккредитации субъекта научной и (или) научно-технической деятельности.
Приложение 3
к Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Сноска. Приложение 3 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма
Экспертное заключение
(в рамках грантового или программно-целевого финансирования)
________________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл (от 1 до 9) |
Комментарии эксперта/экспертной группы с ответами на наводящие вопросы |
|
1 |
Качество и инновационность исследовательского плана |
Наличие у проекта научной новизны и значимости. |
|
2 |
Реализуемость исследовательского плана |
Ясность и реалистичность целей и гипотез исследовательского плана. |
|
3 |
Компетентность заявителя |
Достаточность уровня компетентности научного руководителя и членов исследовательской группы для реализации проекта. |
|
4 |
Исследовательская среда |
Наличие у заявителя необходимой для реализации проекта исследовательской инфраструктуры. |
|
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) |
|||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
Ф.И.О. эксперта ____________________________________________________
Приложение 4
к Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Сноска. Приложение 4 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма
Экспертное заключение
по промежуточному (годовому) отчету в рамках
программно-целевого финансирования
№ ______ _________________________________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл (от 1 до 9) |
Комментарии эксперта/экспертной группы |
|
1 |
Качество управления проектом/программой |
Является ли состав исследовательской группы обоснованным по количеству и компетентности для решения задач проекта/программы? Является ли закупаемое оборудование необходимым для проведения НИР? |
|
2 |
Оценка качества применяемой методологии для научных исследований |
Оцените научную обоснованность и соответствие применяемой методологии специфике НИР, позволяют ли применяемые методы достичь цели проекта/программы? Являются ли они наиболее эффективными, позволяют ли получить достоверные данные? Соответствуют ли применяемые методы нормам и принципам научной этики? |
|
3 |
Оценка достижения поставленных в проекте/программе задач |
Реализация задач проекта/программы проводится согласно ранее утвержденному исследовательскому плану? (с опережением, с обоснованными изменениями, необоснованно отклоняется от плана) |
|
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) |
|||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
Ф.И.О. эксперта _____________________________________________________
Экспертное заключение
по итоговому отчету в рамках грантового или
программно-целевого финансирования
_______________________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл (от 1 до 9) |
Комментарии эксперта/экспертной группы |
|
1 |
Новизна полученных результатов |
Оцените полученные результаты по степени новизны, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
2 |
Уровень научной проработки |
Оцените критерий по следующим характеристикам, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
3 |
Перспективность использования результатов |
Оцените критерий по следующим характеристикам, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
4 |
Завершенность результатов |
Оцените критерий по следующим характеристикам, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) |
|||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
Ф.И.О. эксперта _____________________________________________________
Приложение 5
к Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Экспертное заключение
по работе, выдвигаемой на соискание Государственной
премии Республики Казахстан в области науки и техники
________________________________________
(наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев |
Балл |
Комментарии |
|
1 |
Степень научной новизны |
||
2 |
Оценка применяемой |
||
3 |
Оценка научной и |
||
4 |
Оценка вклада работы |
||
5 |
Итоговый балл |
||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
Ф.И.О. эксперта ____________________
Приложение 6
к Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Сноска. Приложение 6 в редакции постановления Правительства РК от 31.08.2016 № 504 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Форма
Экспертное заключение
по научной, научно-технической программе
в рамках программно-целевого финансирования
___________________________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл (от 1 до 9) |
Комментарии эксперта/экспертной группы |
|
1 |
Научная значимость целей и задач научной, научно-технической программы (далее – программа) |
Оцените научную новизну и качество планируемых исследований программы, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
2 |
Обоснованность, комплексность программных мероприятий, сроки их реализации |
Оцените качество программы с точки зрения его реализуемости, согласованности всех компонентов программы, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
3 |
Эффективность механизма осуществления программы |
Оцените качество программы с точки зрения наличия механизмов его эффективной реализации, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
4 |
Социально-экономическая эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на развитие экономики страны |
Оцените влияние, которое могут отказать результаты программы в области технологической модернизации, социально-экономического развития и укрепления безопасности Республики Казахстан, с пояснениями/комментариями к оценке: |
|
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) |
|||
Сильные стороны |
|||
Слабые стороны |
Ф.И.О. эксперта _____________________________________________________
Приложение 7
Правилам организации и проведения
государственной научно-технической
экспертизы
Система экспертных оценок объекта ГНТЭ
Пороговая |
Балл |
Оценка |
Описание оценок с указанием |
Высокая |
9 |
Исключительно |
Без слабых сторон |
8 |
Выдающееся |
С пренебрежительными слабыми |
|
7 |
Отлично |
С некоторыми незначительными |
|
Средняя |
6 |
Очень хорошо |
С многочисленными незначительными |
5 |
Хорошо |
С некоторыми сильными сторонами и |
|
4 |
Удовлетворительно |
С некоторыми сильными сторонами, |
|
Низкая |
3 |
Слабо |
С незначительными сильными сторонами и многочисленными слабыми сторонами |
2 |
Неудовлетворительно |
Без сильных сторон и значительными |
|
1 |
Крайне |
Без сильных сторон |