В соответствии с подпунктом 9) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 1385 "Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 46, ст. 471).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 1 августа 2011 года № 891
Правила организации и проведения
государственной научно-технической экспертизы
1. Общие положения
1. Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" и регулируют отношения, связанные с организацией и проведением государственной научно-технической экспертизы (далее - ГНТЭ).
2. ГНТЭ осуществляется в целях подготовки аналитической оценки научных, научно-технических и инновационных проектов и программ на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.
3. Обеспечение единства администрирования, независимости, прозрачности и публичности экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов и программ осуществляет Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.
4. ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, проводится компетентными зарубежными и казахстанскими экспертами.
5. Принятие решений национальными научными советами (далее - Совет) о финансировании (реализации) научных и научно-технических проектов и программ осуществляется на основании результатов ГНТЭ.
2. Субъекты и объекты государственной
научно-технической экспертизы
6. Субъектами ГНТЭ являются:
1) заявитель - субъекты научной и (или) научно-технической деятельности;
2) организатор - Национальный центр государственной научно-технической экспертизы;
3) эксперты - компетентные зарубежные и казахстанские специалисты, соответствующей квалификации, осуществляющие аналитическую оценку объектов ГНТЭ и представляющие экспертное заключение.
7. Объектами ГНТЭ являются:
1) научные, научно-технические и инновационные проекты и программы;
2) отчеты по результатам реализации научных, научно-технических, инновационных проектов и программ;
3) международные научные, научно-технические проекты и программы;
4) научно-исследовательские работы, выдвигаемые на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, на соискание ежегодных премий за лучшие научные исследования и работы.
3. Задачи и принципы проведения
государственной научно-технической экспертизы
8. Основными задачами ГНТЭ являются:
1) оценка соответствия объектов ГНТЭ мировому уровню развития науки и техники и приоритетам, направленным на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности;
2) оценка результатов по выполненным научным, научно-техническим и инновационным проектам и программам;
3) оценка международных научных, научно-технических проектов и программам и отчетов по ним;
4) оценка научно-исследовательских работ, выдвигаемых на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, на соискание ежегодных премий за лучшие научные исследования и работы государственных научных стипендий;
5) оценка научных исследований, содержащих анализ состояния и тенденций развития мировой и национальной науки, предложения по совершенствованию научно-технического потенциала и обоснованию приоритетных направлений развития науки.
9. Основными принципами проведения ГНТЭ являются:
1) независимость и компетентность экспертов;
2) анонимность объектов ГНТЭ при проведении ГНТЭ;
3) научный подход, всесторонность, объективность исследования объектов ГНТЭ;
4) полнота и обоснованность экспертных заключений;
5) гласность результатов ГНТЭ.
4. Организация работ по проведению
государственной научно-технической экспертизы
10. В целях проведения ГНТЭ заявители предоставляют организатору на бумажным носителях и (или) через интернет-ресурсы в режиме реального времени следующие материалы:
1) сопроводительное письмо заявителя с указанием контактных данных, наименования темы научного исследования и приоритетного направления развития науки, сведения о наличии научного и практического опыта, научного задела (список публикаций, авторских свидетельств патентов и другое), профессиональной квалификации и наименование объекта ГНТЭ;
2) заявки на участие в грантовом финансировании или на реализацию научных, научно-технических проектов и программ (далее - заявки на научные исследования) и объекты ГНТЭ.
11. Организатор:
1) обеспечивает качественный подбор состава казахстанских и зарубежных экспертов, с учетом наличия ученой степени и стажа работы по специальности не менее пяти лет и степени цитируемости опубликованных научных работ по специальности за последние пять лет, в том числе за рубежом;
2) формирует автоматизированную базу данных зарубежных экспертов, кандидатуры которых представляются ведущими зарубежными университетами, научно-исследовательскими учреждениями, национальными академиями наук и научными сообществами;
3) производит отбор экспертов в соответствии с их специализацией и особенностями объектов ГНТЭ;
4) в зависимости от объекта ГНТЭ принимает решение о проведении комплексной (комиссионной) экспертизы с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов;
5) заключает договора с экспертами об оказании услуг по проведению ГНТЭ;
6) направляет не менее трем экспертам объекты ГНТЭ;
7) обеспечивает анонимность объектов ГНТЭ путем неразглашения информации о заявителе, соисполнителях по научному, научно-техническому проекту и (или) программе, аффилиированных субъектах научной и (или) научно-технической деятельности;
8) в случае нарушения экспертом договорных условий и принципов проведения ГНТЭ, установленных настоящими Правилами, исключает его из автоматизированной базы данных;
9) формирует банк данных научных, научно-технических и инновационных проектов и программ;
10) осуществляет методическое и организационно-техническое обеспечение ГНТЭ.
12. При проведении ГНТЭ и подготовке экспертного заключения экспертом по объекту ГНТЭ принимаются за основу следующие критерии оценки:
1) научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ;
2) применяемой методологии для научных исследований;
3) ожидаемых результатов научных исследований;
4) экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования для выполнения научного исследования на основе календарного плана и сметы расходов;
5) организационной и материально-технической обеспеченности для выполнения научных исследований;
6) соответствия использованных научных трудов и литературы.
13. В целях вынесения экспертного заключения по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, экспертом по совокупности каждого критерия оценки путем применения к ним балльной системы оценки объектов ГНТЭ по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, определяются высокие, средние и низкие оценки, сумма баллов которых составляет общую оценку объекта ГНТЭ.
14. Результатом ГНТЭ является официальное экспертное заключение организатора, основанное на заключении экспертов по объектам ГНТЭ, получившим высокие или средние пороговые оценки, которые не позднее пяти календарных дней с момента получения такого заключения направляются в Совет.
15. Срок проведения ГНТЭ по каждому объекту ГНТЭ составляет не более тридцати календарных дней.
16. Результаты ГНТЭ направляются организатором заявителю в течение пяти рабочих дней после принятия решения Советом.
17. Экспертиза объектов ГНТЭ, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Не допускается оказание давления либо иного воздействия на организатора и (или) эксперта со стороны представителей заявителя и иных лиц, заинтересованных в проведении ГНТЭ.
Приложение 1 к Правилам
организации и проведения
государственной научно-
технической экспертизы
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_______________________________________
(указывается наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балльная оценка * |
Комментарии |
|||
высокая |
средняя |
низкая |
|||
I |
Научная новизна, |
||||
II |
Оценка применяемой |
||||
III |
Оценка ожидаемых |
||||
IV |
Оценка экономической |
||||
V |
Оценка организационной |
||||
VI |
Оценка соответствия |
||||
В итоге: |
Эксперт__________________________ (Подпись)
Дата рассмотрения: "___" ____________ 20__г.
Критерии оценки объекта могут меняться в зависимости от объектов экспертизы.
Приложение 2 к Правилам
организации и проведения
государственной научно-
технической экспертизы
Система оценок объекта ГНТЭ
Пороговая |
Баллы |
Оценка |
Описание оценок с |
Высокая |
9 |
Исключительно |
Без слабых сторон |
8 |
Выдающееся |
С пренебрежительными |
|
7 |
Отлично |
С некоторыми |
|
Средняя |
6 |
Очень хорошо |
С многочисленными |
5 |
Хорошо |
С одной значительной |
|
4 |
Удовлетворительно |
С некоторыми сильными |
|
Низкая |
3 |
Неудовлетворительно |
С некоторыми сильными |
2 |
Крайне |
С незначительными сильными |
|
1 |
Плохо |
Без сильных сторон и |