Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.
В соответствии с подпунктом 9) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.
Сноска. В пункт 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 1385 "Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 46, ст. 471).
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 года № 891 |
Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы
Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 03.09.2019 № 654 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года "О науке" и регулируют отношения, связанные с организацией и проведением государственной научно-технической экспертизы (далее – ГНТЭ).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) заявитель – аккредитованный в уполномоченном органе субъект научной и (или) научно-технической деятельности или автономная организация образования и его организации на равных условиях, реализующие научные исследования;
2) заказчик – юридическое или физическое лицо, заключившее с организатором возмездный договор на организацию проведения ГНТЭ;
3) организатор – национальный центр государственной научно-технической экспертизы;
4) эксперт по оценке обоснованности цен – физическое лицо, представляющее экспертное заключение по оценке обоснованности запрашиваемой суммы, являющийся гражданином Республики Казахстан, в том числе временно находящийся за границей, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства (эксперт, привлекаемый для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования научных, научно-технических проектов и программ, должен иметь высшее образование по группам специальностей экономика и бизнес, а также стаж работы не менее десяти лет по специальности);
5) зарубежный эксперт – физическое лицо, представляющее экспертное заключение, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет. Зарубежный эксперт, привлекаемый для ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, – эксперт, не являющийся гражданином Республики Казахстан, а также гражданин Республики Казахстан, имеющий документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства, имеющий опыт работы по специальности в зарубежных научных организациях за пределами Республики Казахстан, опубликовавший не менее четырех научных статей и (или) обзоров в журналах, входящих в первые два квартиля международной базы данных Web of Science, за последние 5 (пять) лет и имеющий индекс Хирша не менее пяти за последние 5 (пять) лет согласно международным базам данных Web of Science и (или) Scopus.
Лица, специализирующиеся в области гуманитарных и социальных наук, должны за последние 5 (пять) лет иметь не менее двух статей и (или) обзоров в журналах, индексируемых в Science Citation Index Expanded, Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index, Russian Science Citation Index и (или) Emerging Sources Citation Index базы данных Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцать пять) на момент назначения. На лиц, специализирующихся в области гуманитарных и социальных наук, требование по наличию индекса Хирша не менее пяти за последние 5 (пять) лет не распространяется;
6) казахстанский эксперт – физическое лицо, представляющее экспертное заключение, а также имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю и стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет. Казахстанский эксперт, привлекаемый для ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, – эксперт, являющийся гражданином Республики Казахстан, в том числе временно находящийся за границей или находящийся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства, имеющий за последние 5 (пять) лет не менее 2 (два) научных статей и (или) обзоров в журналах, входящих в первые три квартиля международной базы данных Web of Science, и имеющий индекс Хирша не менее 3 (три) за последние 5 (пять) лет согласно международным базам данных Web of Science и (или) Scopus.
Лица, специализирующиеся в области гуманитарных и социальных наук, должны опубликовать за последние 5 (пять) лет не менее 1 (один) статьи или обзора в журнале, индексируемом в Science Citation Index Expanded, Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index, Russian Science Citation Index и (или) Emerging Sources Citation Index базы данных Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 35 (тридцать пять) на момент назначения, либо не менее 10 (десять) статей и (или) обзоров в изданиях, рекомендованных уполномоченным органом в области образования и науки. На лиц, специализирующихся в области гуманитарных и социальных наук, требование по наличию индекса Хирша не менее 3 (три) за последние 5 (пять) лет не распространяется.
На лиц, специализирующихся в области национальной безопасности и обороны, а также имеющих соответствующий доступ для работы с проектами, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, требования по наличию публикаций и индекса Хирша не распространяются.
Казахстанские эксперты, привлекаемые к проведению ГНТЭ итоговых отчетов о научной и научно-технической деятельности в рамках грантового финансирования, должны опубликовать за последние 5 (пять) лет не менее 1 (один) статьи или обзора в журнале, индексируемом в Science Citation Index Expanded, Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index, Russian Science Citation Index и (или) Emerging Sources Citation Index базы данных Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 25 (двадцать пять) на момент назначения. На данных экспертов не распространяется требование по наличию индекса Хирша.
7) экспертное заключение – документ, который составляется экспертом и содержит сведения о результатах проведенной им экспертизы, его выводах по поставленным перед ним вопросам, объективную и независимую от интересов заказчика и организатора аналитическую оценку объекта ГНТЭ;
8) комплексная экспертиза – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы казахстанских экспертов, являющихся специалистами в различных областях знаний или различных научных направлениях одной области знания, результатом которой является экспертное заключение с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
9) комиссионная экспертиза – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы казахстанских экспертов, являющихся специалистами в пределах одного научного направления, результатом которой является экспертное заключение с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
10) заключение ГНТЭ – официальное заключение организатора, составленное по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, на основе обобщения баллов по каждому критерию оценки по объекту ГНТЭ;
11) факты нарушений научной этики – плагиат, фальсификация, фабрикация данных, ложное соавторство, присвоение чужих результатов в заявках, направление заявителем научного проекта и (или) программы на разные направления в рамках одного и того же источника финансирования, дублирование заявителем объекта ГНТЭ, а также иные нарушения в процессе планирования, оценки, отбора, проведения и распространения результатов научных исследований, включая защиту прав, безопасности и благополучия объектов исследования (объектов живой природы и среды обитания) и исследователей;
12) индивидуальный регистрационный номер (далее – ИРН) – индивидуальный регистрационный номер объекта ГНТЭ, представленного заявителем на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств бюджета (для получения ИРН с момента объявления конкурса до окончательного срока приема заявки заказчиком участники конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование регистрируют объекты на интернет-ресурсе организатора);
13) пороговый балл – балл ГНТЭ, составляющий не менее 25 баллов для заявок в рамках грантового и программно-целевого финансирования научных исследований и не менее 21 балла для заявок по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.3. ГНТЭ осуществляется в целях подготовки аналитической оценки научных, научно-технических и инновационных проектов и программ на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.
4. Объектами ГНТЭ являются:
1) научные, научно-технические и инновационные проекты и программы;
2) научно-исследовательские работы, выдвинутые на соискание Государственной премии в области науки и техники;
3) промежуточные отчеты о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках программно-целевого финансирования;
4) итоговые отчеты о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового и программно-целевого финансирования.
5. Организатор осуществляет работы по проведению ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, предлагаемых к финансированию из государственного бюджета, а также иных объектов ГНТЭ по обращению заказчика.
6. ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, проводится компетентными зарубежными и (или) казахстанскими экспертами.
7. Организатор осуществляет обеспечение единства администрирования, независимости, прозрачности и публичности результатов экспертизы объектов ГНТЭ.
8. Основными задачами ГНТЭ являются:
1) оценка соответствия научных, научно-технических и инновационных проектов и программ мировому уровню научных, технических и технологических знаний, тенденциям и приоритетам научно-технического прогресса;
2) оценка возможностей достижения целей научных, научно-технических и инновационных проектов и программ посредством планируемых операций, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, материальных ресурсов;
3) объективное и комплексное рассмотрение результатов реализации научных, научно-технических и инновационных проектов и программ (отчетов) по содержательному, организационному, материальному, информационному обеспечению проведения научных исследований, сравнение полученных результатов с заявленными целями;
4) оценка значимости объектов ГНТЭ;
5) оценка обоснованности объема финансирования, запрашиваемого заявителем для реализации научных, научно-технических и инновационных проектов и программ.
9. Принципами проведения ГНТЭ являются:
1) независимость, анонимность и компетентность экспертов;
2) научный подход, всесторонность, объективность исследования объектов ГНТЭ;
3) полнота и обоснованность экспертных заключений;
4) гласность результатов ГНТЭ.
Глава 2. Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы
10. Заказчик направляет организатору заявки на проведение ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств бюджета, в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и иных объектов ГНТЭ по форме согласно приложению 5 к Правилам базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2011 года № 575, в течение 3 (три) рабочих дней после истечения окончательного срока приема заявок на конкурс. Для объектов ГНТЭ, представленных в рамках программно-целевого финансирования, заказчик также представляет перечень дополнительных критериев оценки с указанием наводящих вопросов и индикаторов мониторинга результативности проводимых научных исследований.
Сноска. Пункт 10 - в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 № 941.10-1. Заявки со дня их поступления от заказчика проверяются организатором на соблюдение следующих требований настоящих Правил:
1) наличие ИРН у объекта ГНТЭ, представленного на грантовое или программно-целевое финансирование;
2) соответствие оформления заявки требованиям конкурсной документации;
3) представление требуемых документов согласно приложениям конкурсной документации в полном объеме;
4) отсутствие фактов плагиата;
5) отсутствие фактов дублирования темы или содержания объекта ГНТЭ с ранее поданными, но не одобренными для финансирования, либо одновременно поданными объектами ГНТЭ;
6) наличие у участника конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование свидетельства об аккредитации субъекта научной и (или) научно-технической деятельности;
7) наличие положительного заключения центральной или локальных комиссий по вопросам этики и биоэтики (для биомедицинских исследований над людьми и животными);
8) соответствие научного руководителя требованиям конкурсной документации;
9) соответствие ожидаемых результатов требованиям конкурсной документации.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.10-2. Организатор в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня поступления заявки по результатам предварительной проверки без проведения ГНТЭ возвращает заявителю заявки, которые не соответствуют требованиям, указанным в подпунктах 4), 5), 6) и 8) пункта 10-1 настоящих Правил.
Организатор через информационную систему направляет заявителю на доработку заявки, не соответствующие требованиям, указанным в подпунктах 1), 2), 3), 7) и 9) пункта 10-1 настоящих Правил, с указанием всех замечаний.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.10-3. Заявитель направляет доработанную заявку через информационную систему организатора в течение 3 (три) рабочих дней со дня направления организатором на доработку заявки.
При получении доработанных заявок организатор производит проверку на устранение ранее указанных замечаний и соответствие требованиям, указанным в подпунктах 1), 2), 3), 7) и 9) пункта 10-1 настоящих Правил, в случае неустранения замечаний возвращает заявку заявителю в течение 3 (три) рабочих дней со дня получения доработанных заявок.
Организатор возвращает заявки заказчику в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня их поступления от заказчика.
Заказчик возвращает заявки заявителю и в течение 10 (десять) рабочих дней со дня их возврата от организатора публикует на своем интернет-ресурсе перечень возвращенных заявок.
Заявки, соответствующие требованиям, указанным в пункте 10-1 настоящих Правил, подлежат ГНТЭ после истечения 20 (двадцать) рабочих дней со дня поступления заявки от заказчика.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-3 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.11. Организатор:
1) организует работу по проведению ГНТЭ путем направления каждого объекта ГНТЭ для проведения ГНТЭ не менее трем экспертам либо, в зависимости от объекта ГНТЭ, путем проведения комиссионной (комплексной) экспертизы;
2) обеспечивает качественный и объективный подбор состава казахстанских и (или) зарубежных экспертов для проведения ГНТЭ в соответствии с их специализацией и особенностями объектов ГНТЭ;
3) производит отбор:
двух зарубежных экспертов и одного казахстанского эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ в рамках конкурса и вне конкурных процедур (в случае обоснованного отсутствия казахстанских экспертов в области исследования объекта ГНТЭ, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекается третий зарубежный эксперт);
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной (комплексной) экспертизы для проведения ГНТЭ итогового (ых) отчета (ов) проекта (ов) в рамках грантового финансирования научных исследований, промежуточных и итоговых отчетов программ по программно-целевому финансированию (в случае обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования отчетов, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекаются соответственно один либо два, либо три зарубежных эксперта);
трех казахстанских экспертов для проведения ГНТЭ работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники (в случае обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекаются соответственно один либо два, либо три зарубежных эксперта);
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и для служебного пользования, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах;
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны;
одного эксперта для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования проектов и программ;
одного зарубежного эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов со сроком реализации не более 12 (двенадцать) месяцев;
одного казахстанского эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны и (или) содержащих сведения, составляющие государственные секреты и для служебного пользования, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах со сроком реализации не более 12 (двенадцать) месяцев;
3-1) двух зарубежных экспертов и одного казахстанского эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических и инновационных проектов и программ в рамках конкурса и вне конкурных процедур (в случае обоснованного отсутствия казахстанских экспертов в области исследования объекта ГНТЭ, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекается третий зарубежный эксперт);
3-2) трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной (комплексной) экспертизы для проведения ГНТЭ итогового (ых) отчета (ов) проекта (ов) в рамках грантового финансирования научных исследований, промежуточных и итоговых отчетов программ по программно-целевому финансированию (в случае обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования отчетов, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекаются соответственно либо один, либо два, либо три зарубежных эксперта);
3-3) трех казахстанских экспертов для проведения ГНТЭ работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники (в случае обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники, соответствующих требованиям настоящих Правил, привлекаются соответственно либо один, либо два, либо три зарубежных эксперта);
3-4) трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и для служебного пользования, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах (подбор состава экспертов осуществляется из числа казахстанских экспертов без учета индекса Хирша, имеющих соответствующий доступ для работы с проектами и программами, составляющими государственные секреты);
3-5) трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны;
3-6) одного эксперта – для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования проектов и программ;
4) формирует банк данных электронных версий объектов ГНТЭ и базу данных по объектам ГНТЭ, поданных на финансирование из средств государственного бюджета, поступивших от заказчика для проведения ГНТЭ;
5) осуществляет методическое и организационно-техническое обеспечение ГНТЭ, в том числе путем формирования автоматизированных баз данных казахстанских и зарубежных экспертов и заключения договоров с экспертами об оказании услуг по проведению ГНТЭ.
Для формирования базы данных зарубежных экспертов подбор экспертов производится с использованием ведущих мировых библиометрических баз данных или по рекомендациям ведущих мировых университетов и научных организаций, или экспертов, имеющих публикации в ведущих мировых научных журналах, по научным исследованиям, соответствующим тематике объекта ГНТЭ.
Договор с экспертом должен содержать условия о сроках проведения экспертизы, конфиденциальности сведений об объектах ГНТЭ, соблюдении экспертом принципов и норм научной этики и гарантировать конфиденциальность сведений об эксперте.
Сведения о расторжении договоров по инициативе эксперта без уважительных причин вносятся в автоматизированную базу данных казахстанских и зарубежных экспертов.
В случае нарушения экспертом договорных условий и (или) принципов проведения ГНТЭ, установленных настоящими Правилами, организатор исключает его из автоматизированной базы данных.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.12. Организация и проведение ГНТЭ включают следующие этапы:
1) подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более пятнадцати рабочих дней;
2) проведение ГНТЭ – не более двадцати пяти рабочих дней со дня заключения договора с экспертом;
3) оценка обоснованности запрашиваемого объема финансирования – не более двенадцати рабочих дней после завершения ГНТЭ.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение пяти рабочих дней после его окончания.
Организация и проведение экспертизы научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и для служебного пользования, проводятся с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. Подбор состава экспертов осуществляется из числа казахстанских экспертов без учета индекса Хирша, имеющих соответствующий доступ для работы с проектами и программами, составляющими государственные секреты.
13. Оценка обоснованности запрашиваемого объема финансирования по заявкам составляется по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, без проставления баллов.
Экспертное заключение по объекту ГНТЭ составляется по формам, согласно приложениям 3, 4, 5, 6 или 7 к настоящим Правилам, в зависимости от объекта ГНТЭ.
В экспертном заключении по каждому критерию оценки экспертом выставляется балл согласно системе экспертных оценок для промежуточных отчетов и работ, выдвигаемых на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники, указанных в приложении 8 к настоящим Правилам. Дополнительные критерии оценок по научным, научно-техническим и инновационным проектам и программам устанавливаются организатором по предложению заказчика.
При проведении комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ образуется экспертная группа. Из членов экспертной группы избирается председатель и определяется секретарь заседания экспертной группы. Заседание экспертной группы проводится в очной форме и (или) посредством онлайн- конференций. Комплексная (комиссионная) экспертиза проводится при участии не менее трех и не более пятнадцати экспертов в зависимости от объема материалов, представленных для экспертизы. По результатам комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ составляется экспертное заключение по формам, согласно приложениям 5 или 6 к настоящим Правилам, в зависимости от объекта ГНТЭ.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.14. Результатами ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое и программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, по обращению заказчика, является экспертное заключение ГНТЭ.
Организатор на основе результатов ГНТЭ составляет ранжированный список заявок в произвольной форме, поданных на конкурс грантового или программно-целевого финансирования и вне конкурсных процедур по решению Правительства Республики Казахстан о финансировании целевых научных, научно-технических программ вне конкурсных процедур, с указанием в нем заявленных сумм финансирования.
По заявкам, набравшим балл ниже порогового балла ГНТЭ, организатор возвращает результаты ГНТЭ (с указанием балла ГНТЭ) заявителям (научному руководителю) через интернет-ресурс организатора после завершения ГНТЭ в течение трех рабочих дней.
Заявки, набравшие пороговый балл ГНТЭ и выше, направляются эксперту для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования вместе с результатами ГНТЭ (без указания баллов ГНТЭ) в течение трех рабочих дней после завершения ГНТЭ.
Результаты оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования заявки вместе с результатами ГНТЭ (без указания баллов ГНТЭ) направляются в соответствующие национальные научные советы (далее – ННС) в течение двух рабочих дней.
По завершении рассмотрения ННС заявок организатор определяет суммарный балл для каждой из заявок путем сложения балла согласно заключению ГНТЭ и балла оценочного листа, определенного ННС.
Организатор составляет ранжированный список заявок, начиная с наивысшего общего балла "сверху вниз" по каждому приоритетному направлению, и направляет его в соответствующие ННС для принятия решения в течение двух рабочих дней.
Организатор направляет результаты ГНТЭ заказчику по научно-исследовательским работам, выдвинутым на соискание Государственной премии в области науки и техники.
Организатор направляет результаты ГНТЭ соответствующим ННС по промежуточным отчетам о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках программно-целевого финансирования и по итоговым отчетам о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового и программно-целевого финансирования.
Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.15. Организатор публикует на своем интернет-ресурсе:
1) ИРН, итоговые баллы на основе заключения ГНТЭ по объектам ГНТЭ, получившим балл ниже порогового балла ГНТЭ, в рамках конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование за счет средств государственного бюджета в течение 3 (три) рабочих дней после проведения ГНТЭ в рамках указанного конкурса;
2) общий анализ о привлечении казахстанских и зарубежных экспертов с указанием среднего индекса Хирша по организациям и странам ежегодно в конце года, за исключением информации касательно казахстанских экспертов, привлеченных для проведения ГНТЭ объектов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и для служебного пользования;
3) индексы Хирша экспертов, привлеченных к проведению ГНТЭ по научным, научно-техническим проектам и программам, которые направляются научному руководителю и заявителю через интернет-ресурс организатора после завершения ГНТЭ.
Сноска. Пункт 15 - в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 № 941.16. Не допускается оказание давления либо иного воздействия на организатора и эксперта заказчиком, заявителем и иными лицами.
17. С момента представления объекта ГНТЭ на ГНТЭ до рассмотрения ННС заявители, научные руководители и (или) эксперты:
1) реагируют на факты нарушения научной этики, норм биоэтики (для биомедицинских исследований над людьми и животными), принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
2) представляют объективные, полные и достоверные сведения;
3) не искажают процесс и результаты научной и (или) научно-технической деятельности;
4) не совершают действия (бездействие), которые влекут нарушение прав интеллектуальной собственности или нанесение иного ущерба научно-исследовательской деятельности других лиц.
Эксперт не проводит ГНТЭ конкретного научного проекта и (или) программы в случаях:
1) наличия личной или финансовой заинтересованности в результате одобрения или отклонения заявки;
2) наличия совместных публикаций с исполнителем научного проекта и (или) программы, включая соавторство за последние пять лет, непосредственного участия при подготовке заявки, планирования совместных публикаций по результатам исследования и применения этих результатов в течение последних 5 (пять) лет;
3) непосредственного руководства над исполнителем научного проекта и (или) программы, нахождения в его подчинении или оказания ему консультационных услуг в течение последних 5 (пять) лет;
4) нахождения в браке (супружестве) или близком родстве с исполнителем научного проекта и (или) программы;
5) нахождения в близком родстве с родителями, супругом (супругой) исполнителя научного проекта и (или) программы;
6) членства в ННС;
7) если эксперт являлся или является научным руководителем диссертационной работы научного руководителя проекта или программы;
8) если научный руководитель проекта или программы являлся или является научным руководителем диссертационной работы эксперта.
Не допускаются факты нарушений научной этики, установленные подпунктом 11) пункта 2 настоящих Правил. При наличии фактов нарушения научной этики должны быть приведены доказательства, обоснования, в том числе с применением технических средств и привлечением независимых специалистов, специализация которых соответствует объекту ГНТЭ.
Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 30.12.2020 № 941.Приложение 1 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение государственной научно-технической экспертизы _____________________________________________________________________ (ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
№ | Наименование критериев оценки |
Средний балл | Комментарии всех экспертов с ответами на наводящие вопросы | ||
Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | |||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
Средний балл ГНТЭ: |
Организатор ____________________ |
|
Дата передачи в ННС _____________ |
|
Приложение 2 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта по оценке обоснованности запрашиваемой суммы в рамках грантового и программно-целевого финансирования, тенге ____________________________________________________________ (ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
№ | Наименование статьи расходов | Запрашиваемая сумма | Стоимость расходов на основании позиции экспертов ГНТЭ | Комментарии эксперта по обоснованности суммы (100-150 слов) | ||
*Эксперт 1 | *Эксперт 2 | *Эксперт 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оплата труда** | |||||
2 | Служебные командировки** | |||||
3 | Прочие услуги и работы** | |||||
4 | Приобретение материалов** | |||||
5 | Приобретение оборудования и (или) программного обеспечения (для юридических лиц)** | |||||
6 | Научно-организационное сопровождение** | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Аренда помещений ** | |||||
8 | Аренда оборудования и техники** | |||||
9 | Эксплуатационные расходы оборудования и техники** | |||||
10 | Налоги и другие обязательные платежи в бюджет | |||||
11 | Итого сумма к финансированию проекта или программы, рекомендуемая экспертом по оценке обоснованности запрашиваемой суммы |
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта по оценке обоснованности запрашиваемой суммы _____________________________________ |
* - 4, 5, 6 графы заполняются на основании позиции экспертов ГНТЭ, приведенной в экспертных заключениях ГНТЭ, согласно приложениям 3 и 4 настоящих Правил.
** - стоимость расходов на основании цен (на момент проведения оценки)
Приложение 3 к Правилам организации и проведения государственной научно- технической экспертизы |
Экспертное заключение на заявку в рамках грантового финансирования
____________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Сноска. Приложение 3 - в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 № 941.
№ | Наименование критерия оценки | Оценка эксперта | Показатель | Балл по критерию |
1 | Новизна и актуальность проекта |
Новизна проекта (не более 200 слов) | (от 0 до 3) | |
Важность и актуальность проекта для развития науки (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
2 | Качество и реализуемость исследовательского плана |
Качество исследовательского плана (не более 150 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество методологии исследований (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |||
Достижимость результатов (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |||
3 | Ожидаемые результаты и их значимость |
Результативность и эффективность проекта (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Значимость и применимость ожидаемых результатов (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
4 | Компетентность и научный задел исследовательской группы |
Научный уровень и задел руководителя проекта (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество исследовательской группы (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |||
Наличие ресурсов и доступ к инфраструктуре (не более 300 слов) | (от 0 до 3) | |||
5 | Междисциплинарность проекта |
(не более 100 слов) | ||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки | |||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | |||
Соответствие приоритетному направлению |
(не более 100 слов) | |||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | |||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) |
_____________________
Приложение 4 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
Экспертное заключение на заявку в рамках программно-целевого финансирования
_____________________________________
(ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Сноска. Приложение 4 - в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 № 941.
№ п/п | Наименование критериев оценки | Общий балл | Комментарии эксперта с ответами на наводящие вопросы | |
1. | Инновационность исследовательского плана |
(не более 150 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |
(не более 300 слов) | (от 0 до 6 баллов) | |||
2. | Качество и реализуемость исследовательского плана |
(не более 150 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |
(не более 250 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |||
(не более 250 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |||
3. | Значимость и применимость ожидаемых результатов |
(не более 150 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |
(не более 300 слов) | (от 0 до 6 баллов) | |||
4. | Компетентность заявителя и качество исследовательской среды |
(не более 150 слов) | (от 0 до 2 баллов) | |
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |||
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | |||
(до 50 слов, учитываются только зарубежные ученые, имеющие индекс Хирша не менее 10) | (от 0 до 1 балла) | |||
5. | Междисциплинарность исследований |
(до 100 слов) | ||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки. | |||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | |||
Соответствие приоритетному направлению |
(не более 100 слов) | |||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | |||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) | |||
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта ______________________________________ |
Приложение 5 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Экспертное заключение по промежуточному (годовому) отчету в рамках программно-целевого финансирования № _______________________________________________________________ (ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1. | Качество управления программой | Является ли состав исследовательской группы обоснованным по количеству и компетентности для решения задач программы? Используется ли приобретенное оборудование для проведения исследований? Привлекаются ли к выполнению программы молодые исследователи, как было запланировано в заявке? Насколько научно обоснованы и доказаны основные выводы по результатам исследований? Являются ли они новыми и важными для последующей публикации в виде статей в ведущих международных журналах или для применения в другой форме? | |
2. | Оценка качества применяемой методологии для научных исследований | Оцените научную обоснованность и соответствие применяемой методологии специфике исследований. Позволяют ли применяемые методы проверить выдвинутые гипотезы и достичь цели программы? Являются ли они наиболее эффективными, позволяют ли получить достоверные данные? Проводятся ли эксперименты в нескольких параллелях с последующей статистической обработкой данных, включающей расчет стандартных отклонений, вероятность верности нулевой гипотезы и др.? Отложены ли планки погрешностей на экспериментально полученных графиках? Соответствуют ли применяемые методы нормам и принципам научной этики? | |
3. | Оценка достижения поставленных в программе задач | Реализация задач проекта/программы проводится согласно ранее утвержденному исследовательскому плану? (с опережением, с обоснованными изменениями, необоснованно отклоняется от плана). Есть ли сомнения в том, что программа не достигнет поставленной цели? Необходимо ли в связи с этим прекратить финансировать данную программу? | |
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта ____________________________________ |
Для комплексной/комиссионной экспертизы
Председатель экспертной группы ____________________________________
Секретарь экспертной группы _______________________________________
Члены экспертной группы __________________________________________
Приложение 6 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Экспертное заключение по итоговому отчету в рамках грантового или программно-целевого финансирования научных исследований _______________________________________________ (ИРН и наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1. | Новизна полученных результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
2. | Уровень научной проработки |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
3. | Перспективность использования результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
4 | Завершенность результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта___________________________ |
Для комплексной/комиссионной экспертизы
Председатель экспертной группы ___________________________
Секретарь экспертной группы ______________________________
Члены экспертной группы _________________________________
Дата составления ________________________________________
Приложение 7 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Экспертное заключение по работе, выдвигаемой на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники ________________________________________ (наименование объекта ГНТЭ)
Наименование критериев оценки |
Балл (от 1 до 9) | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1 | Степень научной новизны полученных результатов с мировым уровнем, актуальность проведенных исследований | ||
2 | Оценка применяемой методологии для научных исследований | ||
3 | Оценка научной и практической значимости основных результатов исследований | ||
4 | Оценка вклада работы в развитие науки и техники | ||
5 | Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | ||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта _____________________________ |
Приложение 8 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Система экспертных оценок для промежуточных отчетов и работ, выдвигаемых на соискание Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники
Сноска. Заголовок - в редакции постановления Правительства РК от 30.12.2020 № 941.
Пороговая оценка | Балл | Оценка | Описание оценок с указанием сильных и слабых сторон |
Высокая | 9 | Исключительно | Без слабых сторон |
8 | Выдающееся | С пренебрежительными слабыми сторонами | |
7 | Отлично | С некоторыми незначительными слабыми сторонами | |
Средняя | 6 | Очень хорошо | С многочисленными незначительными слабыми сторонами |
5 | Хорошо | С некоторыми сильными сторонами и умеренными слабыми сторонами | |
4 | Удовлетворительно | С некоторыми сильными сторонами, но с одной значительной слабой стороной | |
Низкая | 3 | Слабо | С незначительными сильными сторонами и многочисленными слабыми сторонами |
2 | Неудовлетворительно | Без сильных сторон и значительными слабыми сторонами | |
1 | Крайне неудовлетворительно | Без сильных сторон | |
0 | Отсутствует |