О Стратегическом плане Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 98

Действующий

      В целях реализации статьи 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2011-2015 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2011 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утвержден        
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 8 февраля 2011 года № 98

Стратегический план
Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан
на 2011-2015 годы

Содержание

1. Миссия и видение
2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности
3. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов
4. Развитие функциональных возможностей
5. Межведомственное взаимодействие
6. Управление рисками
7. Бюджетные программы

Раздел 1. Миссия и видение

      Миссия: создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
      Видение: благоприятная окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности для экономики, бизнеса, жизни и здоровья человека.

Раздел 2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития
соответствующих сфер деятельности

      1. Стратегическое направление 1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды
      1.1) Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
      Нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и как следствие ухудшение качества среды и здоровья человека, неразрывно связанные с форсированным индустриально-инновационным развитием нашей страны, на современном этапе требуют применения более эффективных рычагов по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду. В этой связи, целью 1.1 выбрано создание условий по сохранению и восстановлению экосистем.
      Загрязнение атмосферного воздуха остается одним из ведущих факторов воздействия на окружающую среду, оказывающих негативное влияние на здоровье населения. Наибольшее негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают предприятия теплоэнергетического и нефтегазового сектора, горнодобывающей и горно-перерабатывающей отрасли, черной и цветной металлургии.
      Выбросы промышленных предприятий Казахстана в атмосферу составляют порядка 3 миллионов (далее - млн.) тонн в год, из которых 85 % приходится на 43 крупных предприятия. 10 % выбросов в атмосферу страны от стационарных источников и образование значительной доли токсичных отходов приходится на предприятия, занятых в сфере добычи сырой нефти и попутного газа. Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 3,4 млн. тонн. Снижение выбросов относительно предыдущего года составило 6,1 %.
      Все более угрожающими становятся объемы загрязнения воздуха автомобильным транспортом, что обусловлено стремительным ростом численности автотранспортных средств на территории республики. Данная проблема наиболее актуальна для крупных городов республики, где вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает 60 % и более от общегородского валового выброса.
      Продолжается процесс загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, основной причиной которых является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод. Ежегодные сбросы в водные объекты составляют порядка 2,5 млн. тонн. В 2009 году данный объем составил 2,85 млн. тонн, что на 1,7 % ниже по сравнению с 2008 годом. По-прежнему остро стоит проблема доступа населения к качественной питьевой воде.
      Одним из приоритетных экологических направлений остается переработка отходов производства и потребления. В стране накоплено более 100 млн. тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО), более 22,3 млрд. тонн промышленных отходов, из них более 12 млрд. тонн техногенных минеральных образований.
      В 2009 году в стране образовано 669,3 млн. тонн отходов из них промышленных отходов - 665,6 млн. тонн, бытовых - 3,7 млн. тонн. На долю одного жителя страны в среднем приходится порядка 1,4 тыс. тонн накопленных промышленных и бытовых отходов.
      В вопросах стабилизации экологического равновесия основным вектором деятельности в области охраны окружающей среды является экологическое регулирование через выполнение процедуры государственной экологической экспертизы, лицензирования в области охраны окружающей среды, выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду. В соответствии с международным опытом работа системы государственного природоохранного контроля будет направлена на конечную результативность, заключающуюся в строгом соблюдении экологического законодательства Республики Казахстан, реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, исполнение применяемых санкций.
      В соответствии со статьей 76 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III разрешения на эмиссии в окружающую среду для объектов 1 категории выдаются на 3-х летний срок до изменения параметров применяемых технологий и условий природопользования.
      Снижение эмиссий в окружающую среду будет обеспечиваться посредством диверсификации технологического перевооружения индустриальных объектов, внедрения наилучших доступных технологий.
      Будет обеспечено эффективное функционирование разрешительной системы с поэтапным переходом всех крупнейших природопользователей к получению комплексных экологических разрешений, включающих не только параметры эмиссий в окружающую среду, но и обязательные требования к энерго и ресурсосбережению, внедрению наилучших доступных технологий.
      Вместе с тем, обеспечить целостную картину состояния окружающей среды, координацию деятельности существующих ведомственных систем мониторинга и информационно поддержать принятие корректных управленческих решений по улучшению экологической обстановки возможно при функционировании Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов на республиканском уровне. В этой связи планируется разработка необходимых проектных материалов по созданию данной системы.
      Научные исследования проводятся по основным экологическим проблемам, среди которых: загрязнение воды, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах, накопление промышленных и бытовых отходов, радиационное и химическое загрязнение, деградация земель, проблемы зон экологического бедствия, Прикаспийского и Балхашского регионов, реабилитация территорий военно-космических полигонов, изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение биоразнообразия, научно-обоснованная разработка отраслевых целевых показателей по стабилизации качества окружающей среды и устойчивому развитию, а также научная поддержка внедрения возобновляемой энергетики в Республике Казахстан.
      В целях выполнения обязательств Казахстана по реализации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее - Орхусская конвенция), была создана институциональная структура - Орхусский центр, основными функциями которого являются формирование и поддержка информационных баз данных в области охраны окружающей среды и предоставление экологической информации по запросам физических и юридических лиц.
      В целях совершенствования законодательства об охране окружающей среды в 2007 году был принят Экологический кодекс Республики Казахстан.
      Кодекс обобщил и систематизировал на законодательном уровне вопросы охраны окружающей среды, поднял статус экологических требований и нормативов до уровня законодательного акта прямого действия, внедрил международные стандарты в практику охраны окружающей среды.
      Экспертами Комитета по экологической политике Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее - ЕЭК ООН) проведен обзор результативности экологической деятельности для стран с переходной экономикой, в рамках чего Казахстану было рекомендовано совершенствовать экологическое законодательство, продолжив его гармонизацию с соответствующими Директивами Европейского Союза.
      В части ликвидации "исторических" загрязнений будут продолжены работы по выполнению поручения Президента страны о ликвидации исторических загрязнений шестивалентным хромом реки Илек в городе Актобе. В 2011 году планируется проведение работ по очистке подземных вод от загрязнения шестивалентным хромом на опытно-промышленном участке № 3 площадью 0,8 км2 и только на основании результатов работ на данном участке продолжится реализация проекта на участках № 2 и 1. Общая площадь исторических загрязнений шестивалентным хромом реки Илек составляет 5,8 км2.
      Казахстан, благодаря международно-признанным экологическим инициативам по проблемам Арала, Семипалатинского ядерного полигона, широко известен и поддерживается международным сообществом. Для международного сообщества большое значение имеет также геополитическое положение Казахстана, которое открывает возможности через трансграничные и региональные программы гармонизировать политику и подходы Европейского и Азиатского регионов, а также гармонизировать экологические и иные стандарты, играющие всевозрастающую роль в вопросах международной торговли, энергетики, транспорта, туризма и других.
      Для реализации указанных возможностей, Главой государства Назарбаевым Н.А. был предложен ряд международных инициатив, завершившихся поддержкой со стороны международного сообщества. В городе Астана в 2010 году была проведена Шестая конференция по охране окружающей среды и устойчивому развитию 62 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, международную поддержку получила инициатива о проведении в 2011 году Седьмой конференции "Окружающая среда для Европы" 56 стран Европейского региона, включая страны Северной Америки, Европы, Кавказа и Центральной Азии.
      Также для укрепления международного и регионального сотрудничества в рамках реализации обязательств Республики Казахстан по международным экологическим конвенциям Министерством осуществляется мониторинг реализуемых и планируемых совместных проектов с Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН). На планируемый период по совместным с ПРООН проектам приоритетными направлениями являются создание энергоэффективной инфраструктуры, внедрение механизмов "зеленого роста" в стратегическое планирование Республики Казахстан и уничтожение стойких органических загрязнителей (далее - СОЗ) в Казахстане.
      В настоящее время Казахстаном рассматривается возможность присоединения к протоколу регистра выбросов переноса загрязнителей (далее - РВПЗ). Протокол регулирует информацию о загрязнении окружающей среды хозяйствующими объектами и нацелен на усиление контроля со стороны общественности в данной сфере. Создание национальных РВПЗ в соответствии с протоколом в значительной степени упростит сбор данных, необходимых для подготовки всех форм экологической отчетности.
      В частности, в 2011 году будет продолжена работа по подготовке следующих проектов протоколов к Тегеранской конвенции:
      Протокол по защите Каспийского моря от загрязнений из наземных источников;
      Протокол о сохранении биоразнообразия;
      Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.
      Для достижения цели 1.2 "Cовершенствование агрометеорологического, гидрометеорологического и экологического мониторинга" поставлены задачи по повышению качества обеспечения государства и населения гидрометеорологической, агрометеорологической и экологической информацией.
      В 2009 году для подготовки прогностической, режимно-справочной гидрометеорологической, агрометеорологической, аэрологической информации гидрометеорологический мониторинг проводился на 259 метеостанциях, 12 метеопостах, 291 гидрологическом посту, 185 агрометеорологических пунктах наблюдений, 8 аэрологических станциях, 2 снеголавинных станциях и 20 снегомерных маршрутах.
      Заблаговременность штормовых предупреждений об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях в 2009 году составила 48 часов.
      В ближайшие годы планируется открытие еще 10 пунктов с агрометеорологическими наблюдениями, что позволит увеличить обеспеченность территории республики агрометеорологическими данными. Также планируется переоснащение агрометеорологической сети и метеорологической сети современными приборами, что позволит повысить оперативность, качество и достоверность данных агрометеорологического и метеорологического мониторинга. Будут усовершенствованы старые и внедрены новые методики прогнозирования.
      В целях обеспечения государственных органов и населения информацией о состоянии загрязнения окружающей среды проводится экологический мониторинг состояния окружающей среды. В 2009 году наблюдения за состоянием атмосферного воздуха проводились на 69 постах, определялись 16 показателей загрязняющих веществ. Наблюдения за качеством поверхностных вод велись на 85 водных объектах. В среднем определялись 45 показателей загрязняющих веществ в водных объектах.
      Увеличено количество водных объектов, на которых проводится мониторинг состояния поверхностных вод, с 76 в 2008 году до 85 в 2010 году.
      Также проводился мониторинг за состоянием почв на урбанизированных территориях республики. Определялись до 5 показателей загрязняющих веществ: свинец, цинк, кадмий, медь, хром.
      В рамках реализации данных мероприятий, в ближайший период планируется увеличение количества постов за наблюдением состояния атмосферного воздуха и техническое оснащение сети экологического мониторинга. Все эти мероприятия позволят определить большее количество показателей загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, почве, что даст более точный анализ текущей ситуации состояния окружающей среды и повысит качество предоставляемой информации.
      За 2008 - 2010 годы по проекту "Эколого-демографическое обследование сельских территорий с целью составления экологических паспортов" было обследовано 1603 сельских населенных пунктов (далее - СНП) и составлено 473 экологических паспорта округов Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей. Экологическое состояние в 313 сельских округах оценено как удовлетворительное, а в 160 - как относительно напряженное. При этом, состояние с водообеспечением сельского населения нельзя считать удовлетворительным. В разработанных экологических паспортах СНП предложены мероприятия по улучшению экологического состояния.
      За 2008-2009 годы радиационный мониторинг был проведен в 572 поселках Южно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей. Радиационное состояние поселков в целом удовлетворительное, тем не менее, в 203 поселках выявлены превышения альфа-активности в питьевой воде, в 123 поселках превышение концентрации радона в воздухе жилых и служебных помещений и в 24 поселках превышение концентрации радона в воде. В 2010 году радиационный мониторинг проведен в 325 поселках.
      Снижение рисков облучения населения Казахстана от природных радиоактивных источников будет обеспечиваться Программой "Радон" на 2012 - 2017 годы, целью которой является определение концентрации радона в воздухе помещений 8000 домов (по 2000 домов в год) в Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Алматинской областях.
      Сохранение и восстановление природных экосистем должно являться приоритетным направлением устойчивого развития страны, которое требует соблюдения принципов оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов. Утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216 Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция) ставит в качестве  приоритетов вопросы эффективности использования ресурсов и энергии, сбалансированную демографическую политику, обеспечение экологической устойчивости. В соответствии с новой системой государственного планирования ведется работа по внесению изменений и дополнений в части введения, задач, направлений, механизмов реализации и ожидаемых результатов Концепции. Кроме того, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 2007 года № 848 "Об утверждении целевых показателей перехода к устойчивому развитию" в части проведении анализа существующих целевых показателей с учетом передовых международных практик, корректировки и совершенствования существующего перечня целевых показателей устойчивого развития.
      Анализ основных проблем
      Наиболее проблемными вопросами в области экологии Казахстана выступают:
      загрязнение воздушного бассейна крупных городов и промышленных центров. Каспийский и Балхашский регионы;
      загрязнение поверхностных и подземных вод, трансграничные водные проблемы;
      накопление промышленных и бытовых отходов;
      неудовлетворительное состояние систем водоотведения и канализационных очистных сооружений;
      процессы опустынивания и деградация земель;
      Аральская и Семипалатинская зоны экологического бедствия;
      "исторические" загрязнения.
      Несмотря на ежегодный рост объемов образуемых отходов, переработка их остается на низком уровне: утилизируется около 20 % образовавшихся отходов. Для сравнения, в развитых странах этот показатель превышает 30 %. Как правило, вторичная переработка отходов производства, в том числе токсичных, в Казахстане не практикуется. Отходы складируются на специальных полигонах, в накопителях и хвостохранилищах, постоянно формируя растущие в объеме техногенные интенсивно пылящие ландшафты. Так, например, утилизация и использование золошлаковых отходов электростанций в республике не превышает 1 %, тогда как в Европе этот показатель в среднем составляет 60 %.
      Не менее актуальной проблемой для республики является решение вопросов СОЗ, устаревших пестицидов и загрязненных ими территорий.
      Необходимо продолжить проведение инвентаризации техногенных минеральных образований (далее - ТМО) с целью выявления активных запасов и решения вопроса утилизации многомиллионных отвалов вскрышных пород и хвостохранилищ.
      По мере экономического роста, увеличения источников эмиссий и расширения масштабов промышленной деятельности обязательным условием для снижения уровня загрязнения будет непрерывное повышение эффективности природоохранной политики.
      При этом актуальным остается вопрос технического перевооружения путем внедрения наилучших доступных технологий, в том числе предприятиями теплоэнергетического сектора, горнодобывающей и горноперерабатывающей отрасли.
      В целях получения более качественной информации по гидрометеорологическому и экологическому мониторингу необходимо увеличение финансирования на такие мероприятия, как модернизация технической оснащенности и подготовка молодых специалистов.
      Оценка основных внешних и внутренних факторов
      Европа приняла на себя обязательство до конца 2028 года завершить утилизацию СОЗ, устаревших пестицидов и загрязненных ими территорий. Казахстан должен представлять ежегодные отчеты по трем конвенциям, регулирующим вопросы управления с опасными химическими веществами и отходами: БазельскаяСтокгольмская и Роттердамская.
      Выполнение основных задач конвенций: разработка и совершенствование нормативно-правовых актов по управлению запасами и отходами СОЗ, продолжение работ по проведению детальной инвентаризации всех запасов и отходов СОЗ в Казахстане и выполнение последующих работ по их экологически безопасному уничтожению в соответствии с положениями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, а также по повышению информированности общественности в соответствии с Орхусской Конвенцией.
      Дальнейшее развитие экологического законодательства будет направлено на его совершенствование и сближение с международным опытом. Главным образом, будут внесены изменения и дополнения в законодательство по следующим вопросам:
      система управления коммунальными и промышленными отходами;
      экономические инструменты регулирования и предотвращения загрязнения окружающей среды;
      экологическое нормирование и проектирование;
      система экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами;
      упрощение разрешительной системы, переход на действенные механизмы комплексных экологических разрешений;
      совершенствование определения оценки ущерба, нанесенного окружающей среде;
      развитие системы мониторинга охраны окружающей среды, включая гидрометеорологический мониторинг.
      Стратегическое направление 2. Переход Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию
      Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
      Выбросы парниковых газов в Республике Казахстан в 1992 году составили 310 млн. тонн, а в 2008 году - 240 млн. тонн СО2 эквивалента. Выполненная инвентаризация источников выбросов парниковых газов в стране, а также разработанные прогнозы эмиссии диоксида углерода свидетельствуют, что по удельному показателю выбросов парниковых газов на единицу ВВП (3,38 кг/доллар США) Казахстан занимает первое место в мире.
      Наибольший вклад в объем выбросов диоксида углерода вносит энергетика, а из энергоносителей - уголь, при этом расчеты показывают, что доля угля в генерации выбросов будет возрастать интенсивными темпами. К 2010 году она составит 63 %, а к 2020 году - 66 % в объеме валовых выбросов, образующихся от сжигания топлива.
      26 марта 2009 года Казахстан ратифицировал Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - РКИК ООН), тем самым, присоединившись к всемирному движению по предотвращению глобального потепления, обусловленного постоянным увеличением объема парниковых газов от сжигания углеводородного топлива. В рамках реализации Киотского протокола будут приняты меры по созданию национальной системы мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, созданию Национального регистра углеродных единиц, будут продолжены переговоры с международными банками и организациями на предоставление технической и консультативной помощи.
      Анализ основных проблем
      Согласно модели МАРКАЛ-Казахстан, которая позволяет смоделировать сокращение эмиссий парниковых газов, выбросы парниковых газов в энергетическом секторе при существующих технологиях и общем состоянии отрасли могут достигнуть к 2012-2014 годам уровня 1992 года, определенного для Казахстана Конференцией сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата как базовый.
      Вместе с тем, форсированная диверсификация отечественной экономики, предусмотренная в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958, позволяет Казахстану планировать ожидаемое снижение выбросов парниковых газов с 2015 года. На пост-Киотский период (после окончания в 2012 году действия Киотского протокола) в декабре 2009 года на Конференции сторон в Копенгагене Казахстан продекларировал решение снизить выбросы парниковых газов на 15 % к 2020 году и на 25 % к 2050 году от базового 1992 года.
      В этих целях Казахстан должен встать на путь внедрения низкоуглеродной или "зеленой" экономики. Низкоуглеродной или "зеленый" рост экономики относится к устойчивому росту, который позволяет сократить выбросы как парниковых газов, так и других вредных веществ, предотвращая и снижая загрязнение окружающей среды.
      Оценка основных внешних и внутренних факторов
      Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, определяется необходимость "оптимизации системы управления устойчивого развития "зеленой" политики низкоуглеродной экономики в вопросах привлечения инвестиций, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов".
      Казахстан как страна с развитым топливно-энергетическим комплексом, учитывая уровень своего экономического и технологического развития, сталкивается с проблемой выбора пути к низкоуглеродному развитию. В первую очередь возможность перехода к низкоуглеродной экономике будет связана с тенденциями развития низкоэмиссионной энергетики, реструктурированием экономики, энергосбережением и устойчивым развитием.
      Низкоуглеродное развитие требует сотрудничества, согласования и взаимодействия между секторами экономики с вовлечением всех заинтересованных сторон, так чтобы весь потенциал общества мог быть использован и все его силы были бы направлены на реализацию перехода к новому, низкоуглеродному подходу как в сфере производства, так и в сфере потребления.
      Поэтому Министерство ставит перед собой среднесрочную цель создание условий формирования принципов "зеленой" экономики, прежде всего через проведение публичных кампаний, обучающих семинаров с природопользователями по вопросам внедрения экологически чистых технологий, применения мер по энергоэффективности и энергосбережению, внедрению возобновляемых источников энергии.
      Для системного продвижения по пути к устойчивому низкоуглеродному будущему необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и ее гармонизация в соответствии с международными требованиями в области работ по предотвращению процессов изменения климата, разработка и проведение своевременных адаптационных мероприятий, направленных на сокращение уязвимости природных и человеческих систем к существующим и ожидаемым климатическим изменениям.
      Переход к "зеленой экономике" также будет способствовать решению проблем, обусловленных изменением климата. При этом конкретной мерой реагирования станет инвестирование в создание низкоуглеродной, ресурсоэффективной экономики, в том числе через механизмы Киотского протокола.
      Внедрение возобновляемых источников энергии, проведение научных исследований по созданию конкурентоспособных научных разработок и инновационных технологий в области использования возобновляемых ресурсов и источников энергии становятся приоритетными задачами в этой области.

Раздел 3. Стратегические направления, цели, задачи,
целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов

3.1. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы,
мероприятия и показатели результатов

      Стратегическое направление 1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды
Цель 1.1 Создание условий по сохранению и восстановлению экосистем
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 001, 002, 003, 004, 009, 010, 012, 015

Целевые индикаторы

Источ-
ник
инфор-
мации

Единица
измере-
ния

От-
чет-
ный
2009
год

План
текуще-
го 2010
года

В плановом периоде

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Процент снижения
выбросов в атмосферу
загрязняющих веществ
по сравнению с 2009
годом

отчет-
ные
данные

%

0

1,5

1,5

1,5

5,9

5,9

5,9

2. Уровень сбросов
загрязняющих веществ
по сравнению с 2009
годом

отчет-
ные
данные

%

0

1,75

1,75

1,75

3,5

3,5

3,5

3. Доля переработки
отходов к их
образованию

отчет-
ные
данные

%

20

20,1

20,7

20,8

21,9

21,9

22,7

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду

Показатели прямых
результатов

Источник
инфор-
мации

Единица
измере-
ния

От-
чет-
ный
год

План
текуще-
го года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем установленных
значений нормативов
валового выброса

ведомств.
данные

млн.
тонн

3,4

3,35

3,35

3,35

3,2

3,2

3,2

Объем установленных
значений нормативов
сбросов загрязняющих
веществ

ведомств
данные

млн.
тонн

2,85

2,8

2,8

2,8

2,75

2,75

2,75

Объем
утилизированных
отходов производства
и потребления

ведомств.
данные

млн.
тонн

133,9

134,5

139,8

139,8

146,4

146,4

153,1

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011 год

2012 год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Разработка проектных материалов по
созданию Единой государственной
системы мониторинга окружающей среды
и природных ресурсов




Х


Внедрение результатов научных
исследований в сфере охраны
окружающей среды в практику

Х

Х

Х

Х

Х

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.1.2. Ликвидация исторических загрязнений, восстановление природной среды

Показатели прямых
результатов

Источ-
ник
инфор-
мации

Единица
измере-
ния

От-
чет-
ный
2009
год

План
текуще-
го 2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Процент очищенной
территории от
«исторических»
загрязнений по
реализуемым проектам

ведомств.
данные

%

0

0

13,8

13,8

27,6



Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011 год

2012 год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Очистка подземных вод загрязнения
шестивалентным хромом в зоне,
примыкающей к реке «Илек» в
Актюбинской области

Х

Х

Х



Реализация проектов по строительству,
реконструкции и модернизации систем
водоотведения и канализационных
очистных сооружений

Х

Х

Х

Х

Х

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.1.3. Углубление международного экологического сотрудничества, реализация
международных конвенций, регулирующих вопросы охраны окружающей среды

Показатели прямых
результатов

Источник
инфор-
мации

Единица
измере-
ния

От-
чет-
ный
2009
год

План
текуще-
го 2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подписанные
двухсторонние и
многосторонние
соглашения

ведомств.
данные

шт.

2

4

0

2

1

1

1

Ратифицированные
протокола к
международным
экологическим
конвенциям в области
охраны окружающей
среды

ведомств.
данные

шт.







4

Национальные доклады
в рамках реализации
международных
экологических
конвенций

ведомств.
данные

шт.

5

5

6

5

6

5

6

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011 год

2012 год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Проведение 7-й общеевропейской
конференции министров охраны
окружающей среды «Окружающая среда
для Европы»

Х





Подписание Соглашения с
Правительствами Федеративной
Республики Бразилии, Кувейтом о
сотрудничестве в сфере охраны
окружающей среды


Х

Х



Подписание меморандумов о
сотрудничестве в области охраны
окружающей среды с Объединенными
Арабскими Эмиратами и Республикой
Корея

Х

Х




Подготовка и реализация комплексного
плана совместных действий по
сохранению и восстановлению
трансграничной реки Урал

Х

Х

Х

Х


Мониторинг реализации совместных
проектов с ПРООН

Х

Х

Х

Х


Проведение подготовительной работы по
присоединению к 4-ем протоколам к
Тегеранской конвенции и протокола
РВПЗ к Орхусской конвенции





Х

Присоединение к протоколам Конвенции
ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния

Х

Х

Х

Х

Х

Цель 1.2 Совершенствование агрометеорологического, гидрометеорологического и экологического мониторинга
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 006, 008, 014

Целевые индикаторы

Источник
информа-
ции

Еди-
ница
изме-
рения

От-
чет-
ный
2009
год

План
текущего
2010 года

В плановом периоде

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Увеличение пунктов
наблюдений:
метеорологических
станций;
агрометеорологи-
ческих постов;
гидрологических
постов;
за состоянием
атмосферного
воздуха

ведомств.
данные

ед.

259
65
291
13

259
70
292
22

259
71
291
22

260
71
298
49

260
71
300
67

261
71
305
67

261
71
310
67

Увеличение времени
заблаговременности
штормовых
предупреждений об
опасных и
стихийных
гидрометеорологи-
ческих явлениях

ведомств.
данные

час

48

48

48

48

72

72

72

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.2.1. Повышение качества обеспечения государства и населения
гидрометеорологической и агрометеорологической информацией

Показатели прямых
результатов

Источник
иинформа-
ции

Еди-
ница
изме-
рения

Отчет-
ный
2009
год

План
текущего
2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Увеличение
количества
метеорологических
прогнозов

ведомств.
данные

ед.

0

0

3

4

5

7

7

Увеличение
количества
гидрологических
прогнозов

ведомств.
данные

ед.

0

0

5

10

15

20

25

Увеличение
количества
агрометеорологи-
ческих прогнозов

ведомств.
данные

ед.

5

5

5

6

7

7

8

Оправдываемости
суточных прогнозов
погоды:

ведомств.
данные

%

88

88

88

88

89

89

90

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Перевооружение и переоснащение
пунктов наблюдений

Х

Х

Х

Х

Х

Разработка и внедрение новых
методик прогнозирований в практику

Х

Х

Х

Х

Х

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.2.2 Повышение качества обеспечения государства и населения экологической
информацией

Показатели прямых
результатов

Источник
информа-
ции

Еди-
ница
изме-
рения

Отчет-
ный
2009
год

План
текущего
2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расширение спектра
определяемых
показателей
загрязняющих
веществ:
в атмосферном
воздухе;
в воде;
в почве.

ведомств.
данные

кол-
во
пока-
зате-
лей

16
45
5

16
45
5

16
45
5

16
45
5

17
46
6

17
46
7

17
46
7

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде*

2011
год

2012 год

2013 год

2014 год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Дооснащение химико-аналитических
лабораторий приборами и
оборудованием

Х

Х

Х



Увеличение количества постов
экологического мониторинга


Х

Х



Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 1.2.3.Оценка рисков для здоровья населения от загрязнения окружающей среды по
регионам Казахстана

Показатели прямых
результатов

Источник
информа-
ции

Еди-
ница
изме-
рения

Отчет-
ый
2009
год

План
текущего
2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доля сельских
населенных
пунктов, в которых
проведено
экологическое
обследование, от
общего числа
населенных
пунктов,
подлежащих
экологическому
обследованию

ведомств.
данные

%

50

75

100





Доля сельских
населенных
пунктов, в которых
проведено
радиационное
обследование, от
общего числа
населенных
пунктов,
подлежащих
радиационному
обследованию

ведомств.
данные

%

48

74

100





Доля домов, в
которых проведено
радоновое
обследование, от
общего числа
домов, подлежащих
радоновому
обследованию

ведомств.
данные

%




25

50

75

100

Мероприятия для достижения
показателей прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011
год

2012 год

2013 год

2014 год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Проведение эколого-демографического
обследования сельских территорий с
целью создания экологических
паспортов сельских населенных
пунктов

Х





Проведение радиационного
мониторинга сельских населенных
пунктов

Х





Проведение обследования уровня
радоноопасности территории РК.
(программа «Радон»)


Х

Х

Х

Х

Просвещение населения по вопросам
влияния неблагоприятных
экологических факторов на здоровье
людей и их благополучие

Х

Х

Х

Х

Х

Стратегическое направление 2. Переход Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию
Цель 2.1 Создание условий для функционирования рынка для торговли квотами парниковых газов
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 001

Целевые индикаторы

Источник
информации

Едини-
ца
изме-
рения

Отчет-
ный
2009
год

План
теку-
щего
2010
года

В плановом периоде

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Динамика изменений
объемов выбросов
парниковых газов

ведомств.
данные

% к
1992
году

0

0

0

0

1

1

2

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 2.1.1. Внедрение критериев приемлемости совместного осуществления Киотского
протокола

Показатели прямых
результатов

Источник
информации

Едини-
ца
изме-
рения

Отчет-
ный
год

План
теку-
щего
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Установленные
критерии
приемлемости
совместного
осуществления

ведомств.
данные

шт.



4

1

2

2

2

Национальные
сообщения по
Рамочной Конвенции
Организации
объединенных наций
об изменении климата
(РКИК ООН)

ведомств.
данные

шт.




1



1

Мероприятия для достижения показателей
прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011 год

2012
год

2013 год

2014
год

2015 год

1

2

3

4

5

6

Включение Республики Казахстан в
Приложение Б Киотского протокола

X





Создание и сопровождение Национального
реестра углеродных единиц

X

X

X

X

X

Совершенствование методики проведения
инвентаризации выбросов парниковых
газов по источникам выбросов

X





Подготовка национального доклада
Республики Казахстан для утверждения
Единиц установленных количеств (ЕУК)

X





Создание и сопровождение
государственного кадастра источников
выбросов парниковых газов



X

X

X

Осуществление проектов по снижению
выбросов парниковых газов

Х

Х

X

X

X

Цель 2.2 Создание условий для формирования принципов "зеленой" экономики
Коды бюджетных программ, направленных на достижение данной цели: 001

Целевые индикаторы

Источник
информа-
ции

Единица
измере-
ния

Отчет-
ный
2009
год

План
текущего
2010
ода

В плановом периоде

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Показатели
ресурсосбережения,
введенные в
комплексные
экологические
разрешения

ведомств. данные

шт.






1

1

Пути, средства и методы достижения целевого индикатора:
Задача 2.2.1. Внедрение «чистых» технологий и создание системы ресурсосбережения

Показатели прямых
результатов

Источник
информа-
ции

Единица
измере-
ния

Отчет-
ный
2009
год

План
текущего
2010
года

Плановый период

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эффективность
использования
ресурсов

ведомств.
данные

%

0,33

0,34

0,35

0,37

0,38

0,39

0,40

Мероприятия для достижения показателей
прямых результатов

Срок реализации в плановом периоде

2011
год

2012 год

2013
год

2014 год

2015
год

1

2

3

4

5

6

Разработка Программы действий по
планированию и развитию отраслей
экономики Республики Казахстан в связи
с переходом к низкоуглеродному развитию

Х

Х

Х

Х

Х

Улучшение нормативно-правовой базы и ее
гармонизация в соответствии с
наилучшими международными практиками по
отношению к изменению климата




Х


Проведение публичных кампаний по
пропаганде внедрения возобновляемых
источников энергии в энергетический
сектор Республики Казахстан

Х

Х

Х

Х

Х

Проведение обучающих семинаров с
природопользователями по развитию
низкоуглеродной экономики

Х

Х

Х

Х

Х

        3.2. Соответствие стратегических направлений и целей
      государственного органа стратегическим целям государства

Стратегические направления и
цели государственного органа

Наименование стратегического и (или) программного
документа

Стратегическое направление 1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды

Цель 1.1 Создание условий по
сохранению и восстановлению
экосистем

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля
2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития
Республики Казахстан до 2020 года»

Послание Президента страны народу Казахстана от 10
октября 1997 года «Казахстан - 2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех
казахстанцев».
Здоровье, образование и благополучие граждан
Казахстана» (приоритет IV)

Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года
«Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти
наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на
пороге нового рывка вперед в своем развитии»

Стратегическое направление 2. Переход Республики Казахстан к низкоуглеродному
развитию

Цель 2.1 Создание условий для
функционирования рынка для
торговли квотами парниковых
газов

Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007
года «Новый Казахстан в новом мире»

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля
2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития
Республики Казахстан до 2020 года»

Цель 2.2 Создание условий для
формирования принципов
«зеленой» экономики

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля
2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития
Республики Казахстан до 2020 года».

         Раздел 4. Развитие функциональных возможностей

Наименование стратегического
направления и цели
государственного органа

Мероприятия по реализации
стратегического
направления, цели и задачи
государственного органа

Период реализации

1

2

3

Развитие функциональных и квалификационных возможностей государственного органа

Цель Повышение эффективности труда

Задача 1. Повышение качества человеческих ресурсов

Стратегическое направление 1.
Стабилизация и улучшение
качества окружающей среды.
Цель 1.1 Создание условий по
сохранению и восстановлению
экосистем

Организация курсов по
повышению квалификации
совместно с Центром по
повышению квалификации
кадров при РГП
«Информационно-аналитичес-
кий центр охраны окружающей
среды» Министерства охраны
окружающей среды Республики
Казахстан

Ежегодно

Проведение семинаров и
тренингов с участием
общественных объединений и
неправительственных
организаций, в том числе
работающих в области защиты
прав и интересов семьи,
женщин, детей и мужчин

Ежегодно

Обеспечение достижения
показателя не ниже 30 %
представительства женщин на
уровне принятия решений

Ежегодно

Стратегическое направление 1.
Стабилизация и улучшение
качества окружающей среды.
Цель 1.2 Совершенствование
агрометеорологического,
гидрометеорологического и
экологического мониторинга

Направление на курсы
повышения квалификации и
переподготовки в Академию
государственного управления
при Президенте Республики
Казахстан вновь принятых и
назначенных на руководящую
должность сотрудников

Ежегодно

Стратегическое направление 2.
Переход Республики Казахстан к
низкоуглеродному развитию.
Цель 2.1. Создание условий для
функционирования рынка для
торговли квотами парниковых
газов

Направление на курсы
повышения квалификации
за рубежом совместно с
Агентством по делам
государственной службы
Республики Казахстан

Ежегодно

Организация курсов обучения
государственному языку
государственных служащих

Ежегодно

Задача 2. Совершенствование информационных систем

Стратегическое направление 1.
Стабилизация и улучшение
качества окружающей среды.
Цель 1.1 Создание условий по
сохранению и восстановлению
экосистем

Организация семинаров для
сотрудников министерства
по работе в информационных
системах ЕСЭДО (Единая
система электронного
документооборота) и ИПГО
(Интранет портал
государственных органов)

Ежегодно

Контроль за исполнением
документов посредством
ведения «дорожной карты» по
каждому поручению Главы
государства, Руководства
Администрации Президента,
Канцелярии Премьер-Министра

Ежегодно

            Раздел 5. Межведомственное взаимодействие

Показатели задач, для
достижения которых требуется
межведомственное
взаимодействие

Государственный орган, с
которым осуществляется
межведомственное
взаимодействие

Меры, осуществляемые
государственным органом
для установления
межведомственных
взаимодействий

1

2

3

Стратегическое направление 1. Стабилизация и улучшение качества окружающей среды

Цель 1.1. Создание условий по сохранению и восстановлению экосистем

Задача 1.1.1. Снижение эмиссий в окружающую среду

Объем установленных значений
нормативов валового выброса

МИНТ, МНГ, МСХ

внедрение комплекса мер
по сокращению ввоза
устаревших технологий и
оборудования

акимат Карагандинской
области

Строительство комплекса
по очистке промышленных
газов системы Борисенко
А.В. на АО «Арселор
Миттал Темиртау»

акиматы областей и
городов Астана и Алматы

Снижение валовых
выбросов в атмосферу
вредных веществ

Объем установленных значений
нормативов сбросов
загрязняющих веществ

акиматы областей и
городов Астана и Алматы

Снижение сбросов
загрязняющих веществ

Объем переработанных отходов
производства и потребления

акиматы областей и
городов Астана и Алматы

Увеличение объемов
переработки отходов к их
образованию

МНГ, МИНТ, акиматы
областей и городов Астана
и Алматы

Разработка и реализация
мер по вторичному
вовлечению неопасных и
малоопасных отходов в
производство для нужд
отраслей промышленности

АДСЖКХ

Разработка методических
документов по снижению
эмиссий в окружающую
среду от объектов
жилищно-коммунального
хозяйства

Цель 1.2 Совершенствование агрометеорологического, гидрометеорологического и
экологического мониторинга

Задача 1.2.2 Повышение качества обеспечения государства и населения экологической
информацией

Расширение спектра
определяемых показателей
загрязняющих веществ в
водных объектах

НКА

совместная работа по
ведению космического
мониторинга

Задача 1.2.3. Оценка рисков для здоровья населения от загрязнения окружающей
среды по регионам Казахстана

Количество сельских
населенных пунктов,
подлежащих радиационному
обследованию

МЧС

повышение уровня
промышленной
безопасности

Стратегическое направление 2. Переход Республики Казахстан к низкоуглеродному
развитию

Цель 2.1. Создание условий для функционирования рынка для торговли квотами
парниковых газов

Задача 2.1.1. Внедрение критериев приемлемости совместного осуществления
Киотского протокола

Установленные критерии
приемлемости совместного
осуществления

МНГ, МИНТ

Создать государственный
кадастр источников
выбросов парниковых
газов

Цель 2.2. Создание условий для формирования принципов «зеленой» экономики

Задача 2.2.1. Внедрение «чистых» технологий и создание системы ресурсосбережения

Количество публичных
кампаний по пропаганде
энергоэффективности и
энергосбережению, внедрения
возобновляемых источников
энергии

МИНТ

Внедрение возобновляемой
энергетики и механизмов
энергосбережения, как
основных инструментов
для реализации стратегии
низкоуглеродного
развития Казахстана

                  Раздел 6. Управление рисками

Наименование возможного
риска

Возможные последствия в
случае непринятия мер по
управлению рисками

Мероприятия по управлению рисками

1

2

3

Внешние риски

Нарастание последствий
глобального изменения
климата

Возникновение
чрезвычайных
экологических ситуаций,
дестабилизация водных
ресурсов

реализация проектов по снижению
выбросов парниковых газов,
проведение переговоров по
вступлению Казахстана в режим
пост-Киото

Трансграничные
загрязнения природной
среды

Неконтролируемая
деградация природных
объектов и экологических
систем

создание механизмов превентивного
реагирования на экологические
угрозы;
разработка мероприятий по
заключению соглашений с
трансграничными государствами

Загрязнение Каспийского
моря вследствие
нарастающих нефтяных
операций

Разрушение уникальных
экологических систем

применение повышенных требований
к проектам разработки нефтяных
месторождений

Внутренние риски

Аварийные залповые
выбросы вредных веществ
в атмосферу от
промышленных предприятий
в связи с ростом объема
производства

Снижение качества
атмосферного воздуха,
высокая заболеваемость
местного населения

своевременное и качественное
регулирование и контроль со
стороны предприятий и надзорных
органов

                      Раздел 7. Бюджетные программы
                          Бюджетные программы

Бюджетная программа

001. Услуги по сохранению, восстановлению и улучшению
качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики
Казахстан к устойчивому развитию

Описание

Содержание аппарата Министерства и его территориальных
органов, проведение комплекса технологических, технических,
организационных, социальных и экономических мер,
направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее
качества

вид бюджетной программы

в зависимости от
содержания

осуществление государственных функций,
полномочий и оказание вытекающих из них
государственных услуг

в зависимости от
способа
реализации

индивидуальная

текущая/развитие

текущая

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(отчет-
ный
год)

2010 год
(план
текущего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого
результата:
Национальные сообщения по
РКИК ООН

ед.




1




показатели конечного
результата:
Процент автоматизации
функций государственного
экологического
регулирования и контроля

%

92

94

98

100

100



показатели качества:
Продолжительность
проведения проверок
природопользователей,
отнесенных к
незначительной и средней
степени риска (дни);
Сокращение количества
требуемых документов на
получение экологических
разрешений и сроков их
рассмотрения

ед.
%

30

28
10

28
10

28
10

28
10



показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

1 470 663,2

1 801 615

2 114 991

2 259 933

2 372 551



Бюджетная
программа

002. Разработка качественных и количественных показателей
(экологических нормативов и требований)

Описание

Проведение мероприятий по разработке качественных и количественных
показателей (экологических нормативов и требований) в области охраны
окружающей среды для оптимизации системы управления контроля качества
окружающей среды и принятия мер по снижению влияния хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление государственных функций, полномочий и
оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от
способа
реализации

Индивидуальная

текущая/развитие

Текущая

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(отчет-
ный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проекти-
руемый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого
результата:
Количество разработанной
нормативной методической
документации в развитие
Экологического кодекса

ед.

35

40

40

51

51



показатели конечного
результата:
Обеспечение научной
обоснованности методов
регулирования
хозяйственной деятельности
и оценки ее воздействия на
окружающую среду

%

90

100

100

100

100



показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

42 974,8

42 975

42 975

48 964

48 964



Бюджетная
программа

003. Научные исследования в области охраны окружающей среды

Описание

Обеспечение научно-обоснованными предложениями и рекомендациями
подготовки мероприятий и инвестиционных проектов в области охраны
окружающей среды; научное сопровождение реализации международных
природоохранных конвенций, разработка новых подходов и методов управления
окружающей средой; развитие научно-исследовательской базы охраны
окружающей среды

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление государственных функций, полномочий
и оказание вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от
способа реализации

Индивидуальная

текущая/развитие

Текущая

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(от-
четный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата:
Количество разработанных
научно-обоснованных
рекомендаций и мер по решению
экологических проблем

ед.

67

37

24

24

24



показатели конечного
результата:
Применение результатов научных
исследований в сфере охраны
окружающей среды

%

60

75

70

75

80



показатели качества:
Повышение уровня оценки
современной экологической
обстановки в различных регионах
республики и приграничных
территорий

%

60

70

80

85

90



показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

290 800

210 660

224 600

224 600

224 600



Бюджетная
программа

004. Строительство и реконструкция объектов охраны окружающей среды

Описание

Улучшение состояния окружающей среды, восстановление, сохранение и
рациональное использование природных ресурсов, уменьшение возрастающих
антропогенных воздействий на природную среду, развитие системы
управления качеством окружающей среды, эффективное использование
природных, экономических и трудовых ресурсов

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от
способа реализации

Индивидуальная

текущая/развитие

Развитие

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(от-
четный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата:
Количество реализуемых
инвестиционных проектов по
строительству и реконструкции
объектов охраны окружающей
среды

ед.

0

0

1

1




показатели конечного
результата:
Уровень очистки озер от ила по
реализуемым проектам

%

0

0

43

100




показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс. тг.

0

0

2 800 000

5 592 550

0



Бюджетная
программа

006. Ведение гидрометеорологического мониторинга

Описание

Обеспечение функционирования системы гидрометеорологического
мониторинга, проведение систематических гидрометеорологических и
агрометеорологических наблюдений, сбор, обобщение и анализ
гидрометеорологической информации, составление метеорологических,
гидрологических, агрометеорологических и морских прогнозов

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

Осуществление государственных функций полномочий и
оказания вытекающих из них государственных услуг

в зависимости от
способа реализации

Индивидуальная

текущая/развитие

Текущая

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(от-
четный
год)

2010
год
(план
текуще-
го
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого
результата:
Количество наблюдательных
пунктов:
Метеорологических станций
Метеорологических постов
Снегомерных маршрутов
Агрометеорологических постов
Аэрологических станций
Снеголавинных станций
Гидрологических постов

ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.

259
20
20
65
9
2
291

259
12
20
70
9
2
291

259
12
20
71
9
2
291

260
12
22
71
9
2
298

260
12
24
71
9
2
300



показатели конечного
результата:
Обеспечение юридических и
физических лиц своевременной:
метеорологической продукцией;
агрометеорологической
продукцией;
гидрологической продукцией

% к
2009
году

100
100
100

100
100
100

102
100
110

103
101
115

103
103
120



показатели качества
Увеличение оправдываемости
прогнозов:
метеорологических;
агрометеорологических;
гидрологических

%

88
82
80

88
82
82

88
82
82

89
83
82

90
85
83



показатели эффективности
затраты на содержание:
метеорологических станции;
метеорологических постов;
снегомерных маршрутов;
агрометеорологических постов;
аэрологических станций;
снеголавинных станций;
гидрологического постов.

тыс.
тен-
ге

5830
608
1271
678
15864
5611
911

6423
490
1363
797
18465
5842
1371

7484
493
1419
819
19035
6019
1139

8501
744
1663
959
27571
8121
1266

9096
795
1637
1041
29502
8689
1345



объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

2 010 718

2 329 317

2 545 604

2 965 513

3 174 095



Бюджетная
программа

008. Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды

Описание

Программа проводит наблюдения за состоянием окружающей среды на
территории Республики Казахстан, в том числе за состоянием
атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы, атмосферных осадков,
радиационного фона.

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление государственных функций полномочий и
оказания вытекающих из них государственный услуг

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

текущая

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(от-
четный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого
результата:
Расширение спектра
определяемых показателей
загрязняющих веществ:
в атмосферном воздухе;
в воде;
в почве

коли-
чество
пока-
зате-
лей

16
45
5

16
45
5

16
45
5

16
45
5

17
46
6



показатели конечного
результата:
Обеспечение юридических и
физических лиц информацией
о состоянии окружающей
среды на территории
Республики Казахстан

%

89

90

90

90

90



показатели качества:
Увеличение количества
выпускаемой экологической
продукции по основной сети

ед.

18

18

18

18

22



показатели эффективности:
Затраты на выпуск одной
экологической продукции по
основной сети

тыс.
тг.

33119

39277

40421

36337

31539



объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

596 136

706 981

727 582

654 059

693 861



Бюджетная
программа

009. Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам
городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов
охраны окружающей среды

Описание

Программа проводит комплекс мер по созданию эффективных механизмов и
мероприятий для предотвращения деградации природных систем и
стабилизации экологической ситуации в регионах Республики Казахстан,
улучшение состояния окружающей среды, восстановление, сохранение и
рациональное использование природных ресурсов, развитие системы
управления качеством окружающей среды

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

развитие

Наименование показателей
бюджетной программы

Ед.
изм.

2009
год
(от-
четный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проек-
тируе-
мый год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата:
Количество реализуемых
инвестиционных проектов по
реконструкции и восстановлению
объектов охраны окружающей
среды

ед.

4

7

10

3

3



показатели конечного
результата:
Ввод в эксплуатацию объектов по
реконструкции и восстановлению
объектов охраны окружающей
среды для развития системы
управления качеством окружающей
среды

ед.

0

3

7

0

1



показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

1 530 940

4 872 863

9 828 329

4 147 371

3 053 000



Бюджетная
программа

010. Капитальные расходы Министерства охраны окружающей среды Республики
Казахстан

Описание

Приобретение основных средств и нематериальных активов, приборов,
оборудования, расходных материалов для лабораторий аналитического
контроля

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление капитальных расходов

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

текущая

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

2009
год
(отчет-
ный
год)

2010 год
(план
текущего
года)

плановый период

проек-
тируе-
мый
год

проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата:
Количество приобретаемых
приборов аналитического
контроля для территориальных
департаментов экологии;
Приобретение нематериальных
активов

ед.
ед.

0
0

0
2

1
2

2
2

3
2



показатели конечного
результата:
Улучшение состояния
материально-технической базы
Министерства и его
территориальных органов

%

85

85

85

85

85



показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

0

16 325

14 724

14 871

14 871



Бюджетная
программа

012 «Ликвидация «исторических» загрязнений»

Описание

Улучшение социально-экономической условий жизни населения, улучшения
экологического состояния окружающей среды путем реализации
инвестиционных проектов по ликвидации «исторических загрязнений» в
Актюбинской области

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

развитие

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

2009
год
(от-
чет-
ный
год)

2010
год
(план
текуще-
го
года)

плановый период

проек-
тируе-
мый
год

проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

показатели прямого результата:
Реализуемые проекты по
ликвидации «исторических»
загрязнений

ед.


1

1

1

1



показатели конечного
результата:
Уровень очистки территории от
«исторических» загрязнений по
реализуемым проектам

%

0

0

13,8

13,8

27,6



показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

0

32 000

880 290

158 532

1 000 000



Бюджетная
программа

014. Модернизация гидрометеорологической службы

Описание

Для повышения уровня безопасности населения и экономики страны в
отношении стихийных гидрометеорологических, агрометеорологических и
экологических явлений данная программа проводит мероприятия по
повышению качества гидрометеорологического и экологического мониторинга
путем увеличения количества наблюдательных пунктов, технического
перевооружения сети гидрометеорологических и экологических наблюдений,
обеспечения производственно-лабораторными помещениями подразделений
НГМС РК

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление бюджетных инвестиций

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

развитие

наименование показателей
бюджетной программы

ед.
изм.

2009
год
(от-
чет-
ный
год)

2010
год
(план
текуще-
го
года)

плановый период

про-
екти-
руе-
мый
год

проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Показатели прямого результата:
Создание новых гидрологических
постов;
Создание новых снегомерных
маршрутов;
Создание метеостанции;
Открытие постов наблюдений за
качеством воздуха;
Строительство Республиканского
учебного центра по
гидрометеорологии на земельном
участке п. Жибек Жолы Аршалынского
района Акмолинской области;
Приобретение помещения для
административного здания
Северо-Казахстанского ЦГМ

ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.


2

7
2
1
1

2
2
10

14
1
1
11



Показатели конечного результата:
Обеспеченность потребителей
гидрометеорологической и
экологической информации, в том
числе предупреждениями об опасных и
стихийных гидрометеорологических
явлениях

%

89

90

90

90

90



показатели качества









показатели эффективности









объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

462 486

572 253

1 948 708

2 188 722

1 409 737



Бюджетная
программа

015. Проведение государственной экологической экспертизы объектов 1
категории

Описание

Проведение процедуры государственной экологической экспертизы всех
объектов планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также
нормативных правовых актов, нормативно-технических и
инструктивно-методических документов, реализация которых может привести
к негативным воздействиям на окружающую среду

вид бюджетной
программы

в зависимости от
содержания

осуществление государственных функций,
полномочий и оказание вытекающих из них
государственных услуг

в зависимости от
способа реализации

индивидуальная

текущая/развитие

текущая

наименование показателей бюджетной
программы

ед.
изм.

2009
год
(от-
чет-
ный
год)

2010
год
(план
теку-
щего
года)

плановый период

проек-
тируе-
мый
год

проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Показатели прямого результата:
Выдача заключений государственной
экологической экспертизы по
проектам, инициируемым
государственными органами

ед.

52

55

48

48

48



Показатели конечного результата:
Проведение процедуры
государственной экологической
экспертизы для выявления
негативного воздействия на
окружающую среду

%

100

100

100

100

100



показатели качества









показатели эффективности:
Расходы на проведение
экологической экспертизы одного
проекта

тыс.
тг.

81,6

77,1

88,4

88,4

88,4



объем бюджетных расходов

тыс.
тг.

3 796

4 245

4 245

4 245

4 245



                     Свод бюджетных расходов


п/п

Наименование

Ед.изм.

Отчет-
ный
2009
год

План
текуще-
го 2010
года

Плановый период

Проек-
тируе-
мый
год

Проек-
тируе-
мый
год

2011
год

2012
год

2013
год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Всего бюджетных
расходов

тыс.
тг.

6 477 088

11 392 763

21 132 048

18 259 360

11 995 924



2

Текущие бюджетные
программы

тыс.
тг.

4 483 662

5 156 989

5 674 721

6 172 185

6 533 187



3

Бюджетные программы
развития:

тыс.
тг.

1 993 426

6 235 774

15 457 327

12 087 175

5 462 737



Примечание: расшифровка аббревиатур:
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МНГ - Министерство нефти и газа Республики Казахстан
МИНТ - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
НКА - Национальное космическое агентство Республики Казахстан
АДСЖКХ - Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства