В соответствии со статьей 9-1 Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить Типовой регламент центрального государственного органа Республики Казахстан.
2. Центральным государственным органам в месячный срок утвердить свои регламенты в соответствии с Типовым регламентом центрального государственного органа Республики Казахстан.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 марта 2008 года N 289
Типовой регламент
центрального государственного органа Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящий Типовой регламент центрального государственного органа Республики Казахстан (далее - Регламент) устанавливает общие правила деятельности центральных государственных органов (далее - ЦГО) в процессе выполнения возложенных на них функций в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента, Правительства и иными нормативными правовыми актами.
Предусмотренные Регламентом положения, применяются в деятельности в части, не урегулированной иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан:
1) государственных органов, обеспечивающих деятельность Главы государства, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту;
2) аппаратов палат Парламента, Центральной избирательной комиссии, Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан;
3) Канцелярии Премьер-Министра, центральных исполнительных органов Республики Казахстан.
2. Требования к работе с документами, сроки, установленные настоящим Регламентом, распространяются на всех работников ЦГО, его ведомств и территориальных органов.
3. Организация и ведение несекретного делопроизводства, прием, обработка и распределение корреспонденции, в том числе ведение электронного документооборота определяются Регламентом государственного органа, утвержденным руководителем ЦГО в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213 "О нормативных правовых актах", от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", от 12 января 2007 года N 221 "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", от 7 января 2003 года N 370 "Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Организация и ведение секретного делопроизводства осуществляются в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан.
2. Планирование работы
4. Свою деятельность ЦГО осуществляет в соответствии с ежеквартальными, годовыми и долгосрочными планами работы.
Планы работы ЦГО с учетом программных документов составляются соответствующей службой по предложениям самостоятельных структурных подразделений, ведомств и территориальных органов (при их наличии) ЦГО (далее - подразделения) за 15 календарных дней до начала очередного периода.
Планы работы и ежегодный отчет о результатах деятельности ЦГО утверждаются решением первого руководителя ЦГО. При этом планы работы ЦГО утверждаются за 5 календарных дней до начала очередного периода.
Утвержденные Планы работы ЦГО направляются для ознакомления и исполнения первому руководителю, его заместителям, ответственному секретарю (либо должностному лицу центрального исполнительного органа (далее - ЦИО), осуществляющему полномочия ответственного секретаря), структурным подразделениям, ведомствам и территориальным органам (при их наличии).
5. Решение об исключении мероприятий из планов работы ЦГО или переносе их сроков исполнения принимается первым руководителем ЦГО (либо лицом, исполняющим его обязанности) на основании служебной записки, представленной руководителем подразделения, согласованной с курирующим соответствующие вопросы заместителем первого руководителя ЦГО.
3. Порядок планирования, подготовки и
проведения заседаний коллегии
6. Порядок планирования, подготовки, проведения заседаний коллегии ЦГО и контроля за их исполнением определяется первым руководителем ЦГО в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах" и иных нормативных правовых актов.
7. Заседания коллегии ЦГО проводятся на государственном и русском языках в соответствии с планом работы коллегии. Число рассматриваемых на заседаниях коллегии вопросов не ограничивается.
В случае необходимости по решению первого руководителя ЦГО могут проводиться внеочередные заседания коллегии.
Заседание коллегии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее двух третей от общего числа членов коллегии.
Члены коллегии участвуют в заседаниях без права замены.
Численный и персональный состав коллегии определяется первым руководителем.
На заседание коллегии ЦГО приглашаются представители государственных органов, исходя из их задач межведомственной координации в смежных сферах деятельности, а также в случае необходимости неправительственных организации. По решению первого руководителя ЦГО на заседание коллегии могут быть приглашены представители средств массовой информации и неправительственных организаций.
8. Вопросы исполнения поручений Главы государства рассматриваются на заседании коллегии ЦГО не реже чем раз в квартал.
9. По результатам рассмотрения вопросов на заседании коллегии большинством голосов присутствующих членов коллегии принимается решение коллегии, оформляемое в форме протокола. Работа коллегии ЦГО стенографируется.
На официальном интернет-ресурсе ЦГО в обязательном порядке размещается информация об итогах работы коллегии ЦГО.
Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
4. Взаимодействие с ведомствами и территориальными органами
10. Регламентом ЦГО определятся порядок взаимодействия ЦГО с его ведомствами и территориальными органами (при их наличии).
5. Оформление, прохождение, рассмотрение входящей и
исходящей корреспонденции
11. Рассмотрение и прохождение входящей, исходящей корреспонденции и иных служебных документов в ЦГО осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", от 12 января 2007 года N 221 "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и настоящим Регламентом.
12. Входящая корреспонденция, за исключением корреспонденции из Администрации Президента, Парламента и Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, принимается ЦГО в рабочие дни с 9-00 до 17-00 часов.
Корреспонденция, поступающая из Администрации Президента, Парламента и Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, принимается в рабочие дни до 20-00 часов, в субботние - до 17-00 часов.
* данный пункт предполагается реализовать путем введения дежурства в государственных органах
Документы, подготовленные государственными органами во исполнение срочных поручений (со сроком исполнения до 10 календарных дней), принимаются в течение рабочего дня, при предъявлении документа, подтверждающего срочность (копии актов и поручений Президента Республики Казахстан, Администрации Президента, Премьер-Министра, его заместителей, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра).
13. Документы, поступившие от государственных органов на бумажных и электронных носителях, должны быть идентичными и оформлены на соответствующем гербовом бланке установленного образца и содержать следующие обязательные реквизиты:
исходящий номер и дату;
ссылку на соответствующие акты и поручения Президента, Администрации Президента, Парламента, Палат Парламента, Правительства и Премьер-Министра, его заместителей и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра, а также при ответе на запрос государственного органа - номер и дату запроса;
подпись первого руководителя ЦГО или его заместителя либо ответственного секретаря (либо должностного лица ЦИО, осуществляющего полномочия ответственного секретаря) (далее - руководство ЦГО);
фамилию исполнителя и номер его телефона.
При этом электронные документы по вопросам, имеющим особое значение, должны оформляться и на бумажных носителях (со сроком хранения, установленным уполномоченным государственным органом управления архивами и документацией).
Входящая корреспонденция, оформленная с нарушением требований настоящего Регламента, не принимается и (или) возвращается службой документационного обеспечения ЦГО в тот же день соответствующему государственному органу, кроме корреспонденции Администрации Президента, Парламента и Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.
Поступающая в ЦГО корреспонденция принимается под роспись с указанием даты и времени приема.
14. Принятые в установленном настоящим Регламентом порядке документы рассматриваются, ставятся на контроль и распределяются руководителем службы документационного обеспечения ЦГО между руководством ЦГО и его структурными подразделениями и регистрируются службой документационного обеспечения с указанием номера, даты и количества листов в регистрационном штампе, для соответствующего оформления, указания признаков контроля.
15. Зарегистрированная, оформленная надлежащим образом корреспонденция передается адресатам в соответствии с распределением руководителя службы документационного обеспечения ЦГО.
Копия срочной корреспонденции одновременно направляется руководителю подразделения, в компетенцию которого входят вопросы, затрагиваемые в поступившем документе.
16. Службой документационного обеспечения ЦГО регистрация, распределение, оформление и доведение корреспонденции до адресатов осуществляется, как правило, в течение двух часов с момента ее поступления в ЦГО, а срочной - незамедлительно (во внеочередном порядке).
17. Руководством ЦГО входящая корреспонденция рассматривается в день поступления к ним, а срочная - незамедлительно. По результатам рассмотрения ими даются соответствующие поручения, которые оформляются в виде резолюций.
Рассмотренная руководством ЦГО входящая корреспонденция направляется в службу документационного обеспечения для оформления и дальнейшей передачи руководителю подразделения (исполнителю).
18. Подготовка, согласование и оформление исходящей корреспонденции - осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", от 12 января 2007 года N 221 "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", Регламента Правительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года N 1300 (далее - Регламент Правительства), инструкциями по делопроизводству в Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра, инструкцией по делопроизводству в ЦГО и настоящим Регламентом.
19. Исходящая корреспонденция перед подписанием для отправки в Администрацию Президента, Парламент и Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан подлежит согласованию (визированию) службой документационного обеспечения (контрольной службой) ЦГО на предмет наличия в них ссылок на поручения и правильности их оформления, в том числе соответствия планов мероприятий и актов, об их утверждении.
6. Порядок подготовки, оформления и согласования проектов
нормативных правовых актов
20. Подготовка проектов нормативных правовых актов (далее - проекты), разрабатываемых ЦГО в пределах его компетенции, осуществляется соответствующими подразделениями по решению первого руководителя ЦГО на государственном и русском языках в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213 "О нормативных правовых актах", от 11 июля 1997 года N 151 "О языках в Республике Казахстан", Регламента Правительства, Инструкции по оформлению постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан (юридическая техника), утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июля 1998 года N 678, постановления Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года N 773 "О некоторых вопросах оформления и согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов", Инструкции по делопроизводству ЦГО и настоящего Регламента.
21. Поступившие в ЦГО на согласование проекты направляются службой документационного обеспечения на рассмотрение руководству ЦГО согласно распределению обязанностей, который определяет подразделение, ответственное за прохождение проекта, и заинтересованные в силу их компетенции подразделения центрального исполнительного органа, которым направляются проекты. При этом государственными органами на согласование в ЦГО могут направляться также копии таких проектов. Одновременно копии проектов после их поступления направляются службой документационного обеспечения в юридическую службу ЦГО, с которой в обязательном порядке согласовываются все проекты.
Подразделения ЦГО в срок не более 5 рабочих дней, со дня регистрации проекта, если руководством ЦГО не установлены более короткие сроки, рассматривают проект и представляют свои заключения подразделению, ответственному за прохождение проекта, руководитель которого определяет непосредственного исполнителя проекта.
Общий срок рассмотрения проектов определяется Регламентом Правительства и иными нормативными правовыми актами, а также поручениями вышестоящих государственных органов и должностных лиц.
Исполнитель ответственного структурного подразделения обобщает мнения заинтересованных подразделений и готовит в соответствии с законодательством проект ответа органу-разработчику, который визируется руководителем подразделения, ответственного за прохождение проекта и юридической службы, руководителями заинтересованных подразделений, руководством ЦГО согласно распределению обязанностей, после чего представляется на подпись первому руководителю ЦГО.
22. В случае подготовки заключения о возможности согласования (визирования) проекта без замечаний орган-разработчик в рабочем порядке по решению руководителя подразделения согласующего ЦГО представляет подлинник проекта на визирование, о чем делается отметка в ранее представленном сопроводительном письме (Ф.И.О., дата, роспись в получении).
Заключение о возможности согласования (визирования) проекта подписывается руководителем подразделения, ответственного за прохождение проекта в согласующем ЦГО, и в срок не более 2 рабочих дней визируется руководителями заинтересованных подразделений, руководством ЦГО согласно распределению обязанностей.
23. При наличии замечаний у согласующего ЦГО, с которыми разработчик согласен полностью, проект возвращается для доработки в рабочем порядке, о чем делается отметка в ранее представленном сопроводительном письме государственного органа-разработчика (Ф.И.О., дата, роспись в получении). Срок доработки проекта составляет не более 10 рабочих дней. По мере доработки согласующим ЦГО одновременно подготавливается заключение о возможном согласовании (визировании) проекта, в случае устранения имеющихся замечаний.
В случае не представления доработанного с учетом ранее имевшихся замечаний по проекту в течение срока предусмотренного частью первой настоящего пункта, а также в случае представления частично доработанного проекта, согласующим ЦГО в течение двух рабочих дней направляются замечания органу-разработчику.
В случае согласования и доработки ЦГО проекта разработанного в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21 сентября 2007 года N 413 "О мерах по обеспечению права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан и приведению некоторых актов Президента Республики в соответствие с Конституцией Республики Казахстан", то применяются сроки, предусмотренные данным Указом.
24. В случае отказа в согласовании либо несогласия с замечаниями согласующего ЦГО, руководство ЦГО органа-разработчика может созывать совещания для выработки взаимоприемлемого решения с участием соответствующих должностных лиц согласующего ЦГО. Сроки, порядок проведения и участники совещаний определяются должностным лицом органа-разработчика, инициировавшим проведение совещания, после консультаций с соответствующим должностным лицом согласующего ЦГО. При этом должностные лица согласующего ЦГО не могут отказываться от участия в совещании по формальным и иным неуважительным причинам.
25. Если на совещаниях удалось выработать взаимоприемлемое решение, то проект дорабатывается и согласовывается (визируется) согласующим ЦГО в течение трех рабочих дней.
26. В случаях, когда ЦГО представляют проекты на согласование во исполнение срочных поручений Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра, его заместителей, руководства Администрации Президента и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра, согласующие ЦГО вносят свои предложения органу-разработчику, за которым закреплен созыв, не менее чем за 3 дня до установленного для него срока исполнения, если иное не установлено соответствующим поручением, а по поручениям со сроком исполнения менее 5 дней - в течение одного рабочего дня со дня поступления поручения.
27. При внесении в Канцелярию Премьер-Министра проектов заключений Правительства на законопроекты, инициированные депутатами Парламента, подготовленных в соответствии с Регламентом Правительства, ЦГО прикладывает к ним копию протокольного решения Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан, а также при необходимости к проекту заключения разработчиком прикладываются финансово-экономические расчеты в части возможного сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов.
28. В отношении процедуры согласования проектов нормативных правовых актов ЦГО применяются пункты 21-25 настоящего Регламента.
7. Порядок подготовки, опубликования и государственной
регистрации нормативных правовых актов и служебных документов
центрального государственного органа
29. Разработка, внутреннее согласование, оформление проектов, опубликование и государственная регистрация нормативных правовых актов, по отношению к которым ЦГО является уполномоченным органом, и служебных документов осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан от 24 марта 1998 года N 213 "О нормативных правовых актах", от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", Указом Президента Республики Казахстан от 2 октября 1998 года N 4097 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, согласования, представления на подпись, актов Президента Республики Казахстан и контроля за исполнением актов и поручений Президента Республики", постановлениями Правительства Республики Казахстан от 16 августа 2006 года N 773 "О некоторых вопросах оформления и согласования проектов подзаконных нормативных правовых актов" и 17 августа 2006 года N 778 "Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов", от 22 августа 2002 года N 938 "Об утверждении Правил последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов Республики Казахстан" и 31 января 2001 года N 168 "Об утверждении некоторых инструкций".
8. Контроль исполнения
30. Организация контроля за своевременным и качественным исполнением поручений осуществляется в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года N 2688 "О Правительстве Республики Казахстан", законами Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", от 12 января 2007 года N 221 "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", Указом Президента Республики Казахстан от 2 октября 1998 года N 4097 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, согласования, представления на подпись актов Президента Республики Казахстан и контроля за исполнением актов и поручений Президента Pеспублики", а также иными нормативными правовыми актами и настоящим Регламентом.
31. На контроль берутся следующие, в том числе секретные документы (далее - контрольные документы):
1) акты Президента, в которых даются поручения ЦГО;
2) постановления Правительства, протоколы заседаний Правительства, распоряжения Премьер-Министра, в которых имеются поручения ЦГО;
3) поручения (в том числе содержащиеся в протоколах совещаний и планах мероприятий) Президента, Премьер-Министра, его заместителей, руководства Администрации Президента, Руководителя Канцелярии Премьер-Министра в адрес ЦГО, в которых указаны сроки исполнения или имеются указания о взятии на контроль, пометки "срочно", "доложить", "внести предложения", а также поручения, из содержания которых вытекает необходимость постановки на контроль;
4) запросы депутатов Парламента и инициированные ими законопроекты, по которым необходимо заключение Правительства;
5) письма государственных органов, из содержания которых вытекает необходимость представления ответа, разъяснения, внесения предложений по тем или иным вопросам;
6) обращения физических и юридических лиц;
7) проекты нормативных правовых актов, поступающие в ЦГО для согласования;
8) приказы, протоколы, решения коллегии, поручения руководства ЦГО.
32. При поступлении в ЦГО на исполнение актов Президента Республики Казахстан, в трехдневный срок составляется и утверждается решением первого руководителя план организационных мероприятий по их реализации. При этом у исполнителя заводится специальная накопительная папка, в которой содержатся все документы, касающиеся данного поручения.
33. Постановка на контроль и снятие с контроля, продление сроков исполнения контрольных документов в ЦГО осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами и настоящим Регламентом.
34. Систему контроля ЦГО составляют:
первый руководитель ЦГО - осуществляет общее руководство и контроль за деятельность ЦГО, в том числе за своевременным и качественным исполнением контрольных документов;
ответственный секретарь ЦИО (либо должностное лицо ЦИО, осуществляющее полномочия ответственного секретаря) (при наличии) - отвечает за организацию работы аппарата по выполнению поручений руководства ЦГО, осуществляет контроль за соблюдением исполнительской дисциплины, обеспечивает эффективное взаимодействие подразделений ЦГО в целях своевременного исполнения контрольных документов, несет персональную ответственность перед первым руководителем ЦГО за организацию работы аппарата, трудовую и исполнительскую дисциплину в подразделениях ЦГО;
руководители структурных подразделений ЦГО - осуществляют контроль исполнения документов в возглавляемых ими подразделениях ЦГО, вносят предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности своих сотрудников, допустивших нарушения сроков или некачественное исполнение контрольных документов, несут персональную ответственность перед руководством ЦГО за работу вверенных им структурных подразделений ЦГО;
руководитель службы документационного обеспечения ЦГО - обеспечивает своевременную регистрацию и постановку документов на контроль, устанавливает сроки их исполнения с учетом резолюции руководства ЦГО, осуществляет мониторинг состояния исполнительской дисциплины в ЦГО, информирует руководство ЦГО о поступивших контрольных поручениях и сроках их исполнения путем рассылки перечней контрольных документов и напоминаний о наступлении сроков их исполнения (еженедельно), координирует работу сотрудников структурных подразделений ЦГО, ответственных за ведение делопроизводства и внутренний контроль; несет персональную ответственность за организацию делопроизводства и работу службы документационного обеспечения ЦГО, вносит предложения в пределах своей компетенции руководству ЦГО о привлечении к ответственности руководителей подразделений ЦГО, неэффективно осуществляющих свои функции, а также сотрудников ЦГО, допустивших срывы сроков или некачественное исполнение контрольных поручений;
служба документационного обеспечения ЦГО - осуществляет контроль за сроками исполнения и прохождения контрольных документов, состоянием исполнительской дисциплины в ЦГО, регистрацию, постановку документов на контроль, снятие с контроля исполненных документов, подготовку перечней контрольных поручений и направление напоминаний о сроках их исполнения руководству ЦГО и подразделениям ЦГО; несет ответственность за правильность постановки документов на контроль и снятие их с контроля, установление и перенос сроков исполнения контрольных документов.
35. В целях обеспечения своевременности исполнения контрольных документов в Инструкции по делопроизводству ЦГО указываются сроки и порядок прохождения контрольных документов в подразделениях государственного органа, а также порядок передачи документов, подготовленных во исполнение контрольных документов, на подпись или визирование руководству ЦГО согласно распределению обязанностей.
36. Проекты документов, подготовленные подразделениями ЦГО во исполнение контрольных документов, передаются на визирование руководству ЦГО согласно распределению обязанностей не позднее, чем за три дня до окончания срока исполнения, а первому руководителю ЦГО - не позднее чем за два дня до окончания срока исполнения.
Документы, подготовленные во исполнение контрольных документов со сроком исполнения от 5 до 10 календарных дней, передаются на визирование руководству ЦГО согласно распределению обязанностей и на подпись первому руководителю ЦГО не позднее, чем за один рабочий день до окончания срока исполнения.
Документы, подготовленные во исполнение контрольных документов со сроком исполнения до 5 календарных дней, передаются на визирование руководству ЦГО согласно распределению обязанностей и на подпись первому руководителю ЦГО немедленно по их готовности и незамедлительно рассматриваются указанными должностными лицами во внеочередном порядке.
37. В целях обеспечения прозрачности процедур, связанных с прохождением корреспонденции в ЦГО, на его официальном интернет-ресурсе размещается следующая информация:
фамилия, имя, отчество, должность, прямой телефон работников службы документационного обеспечения, ответственных за контроль сроков исполнения и прохождения документов в ЦГО;
фамилия, имя, отчество, должность, прямой телефон руководителя службы документационного обеспечения ЦГО;
номер телефона доверия, действующего в ЦГО в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
график приема граждан руководством ЦГО;
иная информация в соответствии с законодательством.
Сноска. Пункт 37 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.12.2009 № 2305 (порядок введения в действие см. п. 2).
9. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц
и организация приема граждан в центральных государственных органах
38. Рассмотрение обращений и прием граждан в ЦГО осуществляются в соответствии с законами Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107 "Об административных процедурах", от 12 января 2007 года N 221 "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2002 года N 974 "Об организации приема физических лиц и представителей юридических лиц в центральных и местных исполнительных органах Республики Казахстан".