Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 27.04.2010 N 976.
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.06.2009 № 828.
В целях совершенствования системы нормотворческой деятельности Президента Республики Казахстан, усиления контроля за исполнением актов и поручений Главы государства ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки, согласования, представления на подпись актов, проведения мониторинга нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан и контроля за исполнением актов и поручений Президента Республики (прилагается).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.06.2009 № 828.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждено
Указом Президента
Республики Казахстан
от 2 октября 1998 г. N 4097
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки, согласования, представления на
подпись актов, проведения мониторинга нормативных
правовых указов Президента Республики Казахстан и
контроля за исполнением актов и поручений
Президента Республики
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.06.2009 № 828.
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан регламентирует порядок подготовки, согласования, представления и контроля за исполнением указов, распоряжений (в дальнейшем - актов) и поручений Президента Республики Казахстан, а также проведения мониторинга нормативных правовых указов Главы государства.
Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 18.06.2009 № 828.
I. Порядок подготовки, согласования и представления
на подпись актов Президента Республики Казахстан
1. Подготовка проектов актов Президента Республики осуществляется:
1) Администрацией Президента Республики;
2) Правительством Республики;
3) Верховным Судом, Генеральным Прокурором Республики;
4) центральными исполнительными органами Республики, не входящими в состав Правительства;
5) иными государственными органами и должностными лицами, определяемыми Президентом Республики.
Подготовка проектов актов Главы государства осуществляется соответствующими государственными органами по своей инициативе согласно их компетенции, либо по поручению вышестоящих государственных органов или должностных лиц.
2. Проекты актов Главы государства, подготовленные министерствами и государственными комитетами, а также центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства, вносятся на рассмотрение Главы государства постановлениями Правительства либо письмами Премьер-Министра или лица, его замещающего.
Проекты актов Главы государства, подготовленные государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также иными государственными органами, вносятся на рассмотрение Главы государства письмами за подписью руководителей этих органов.
3. К проекту акта Главы государства должны быть приложены подготовленные инициатором проекта пояснительная записка и иные необходимые материалы, в которых:
1) отражаются причины принятия такого акта;
2) раскрываются основное социально-экономическое, политико-правовое или иное значение и содержание акта;
3) определяются ресурсное обеспечение предлагаемого акта и финансовые затраты со стороны государства (если такие затраты необходимы для реализации акта);
4) содержится указание на возможные последствия принятия предлагаемого акта - социально-экономические, политико-правовые, экологические, демографические и др.;
5) содержатся сведения о том, какие акты ранее были приняты по данному вопросу, какие изменения и дополнения необходимо внести в действующее законодательство в связи с принятием предлагаемого акта;
6) содержатся иные необходимые сведения.
4. Условием рассмотрения проекта акта и последующего его представления на подпись Главе государства является согласованность проекта со всеми заинтересованными органами и должностными лицами.
Согласование проекта выражается в скреплении подписью (визировании) оригиналов (на государственном и русском языках) представляемого на подпись текста акта Главы государства и в подписании листа согласования к проекту акта.
Акты Главы государства, затрагивающие полномочия:
1) Правительства и Премьер-Министра Республики, согласовываются с Премьер-Министром Республики или лицом, его замещающим, а также иными заинтересованными должностными лицами Правительства. При этом акты Президента Республики, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также акты, подготавливаемые по инициативе Правительства и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, скрепляются подписью Премьер-Министра Республики;
2) государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Главе государства, Верховного Суда, Конституционного Совета и Центральной избирательной комиссии, согласовываются с руководителями этих государственных органов.
5. Адресованный Главе государства проект акта представляется в Администрацию Президента для проведения экспертизы в соответствии с задачами, возложенными на Администрацию.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения (заключений), прилагаемого к проекту акта Главы государства.
6. Экспертиза проектов актов Главы государства в Администрации Президента проводится по следующим параметрам:
1) соответствие Конституции и законодательным актам Республики, требованиям юридической техники и правилам делопроизводства;
2) определение социально-экономических и политических последствий издания предлагаемого акта;
3) согласованность со всеми заинтересованными государственными органами и должностными лицами;
4) аутентичность текстов проектов актов на государственном и русском языках;
5) соответствие иным требованиям настоящего Положения.
Обязательной правовой экспертизе подлежат проекты актов Президента Республики, носящие нормативный правовой характер.
7. Указы и распоряжения Президента Республики рассматриваются в Администрации Президента и представляются на подпись Главе государства в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов в Администрацию Президента.
В такие же сроки рассматриваются проекты указов и распоряжений, которые разрабатываются по поручению Руководства непосредственно Администрацией Президента.
Указы об утверждении государственных программ рассматриваются в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления документов в Администрацию.
8. В случае, если в проекте акта главы государства выявляются недостатки или по нему имеются возражения, то о них информируется Руководитель Администрации Президента или его соответствующий заместитель. При этом они устраняются на стадии рассмотрения документа в Администрации Президента с участием разработчиков и представителей государственного органа, вносившего проект акта. Устранение недостатков или возражений и повторное согласование проекта акта осуществляется в течение десяти рабочих дней, если иной срок не установлен Руководителем Администрации Президента.
Если недостатки или возражения существенны и устранение их невозможно на стадии рассмотрения в Администрации Президента, то они, по решению Руководителя Администрации, могут быть возвращены на доработку государственному органу, внесшему проект акта.
Повторное, после доработки, внесение в Администрацию Президента проектов актов Главы государства осуществляется в установленном настоящим Положением порядке.
9. При условии соответствия проекта акта установленным требованиям Руководитель Администрации Президента представляет его на подпись Главе государства.
10. Порядок введения в действие и опубликования актов Главы государства определяется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Конституционного закона, "О Президенте Республики Казахстан", Законом Республики Казахстан "О нормативных правовых актах".
11. Нумерация изданных Главой государства актов ведется на срок его полномочий и является общей для указов и распоряжений Президента Республики Казахстан.
Подлинники актов Главы государства и материалы к ним хранятся в Администрации Президента и по истечении установленных законодательством сроков направляются в Архив Президента Республики.
12. Правила оформления актов Главы государства (в том числе в части юридической техники, реквизитов, внутренней структуры), их регистрации, рассылки, опубликования и хранения устанавливаются Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента Республики Казахстан, утверждаемой Руководителей Администрации Президента.
Указанной Инструкцией регламентируются также вопросы определения порядка подготовки, согласования, введения в действие и опубликования актов Главы государства, а также контроля за их исполнением, не урегулированные действующим законодательством и настоящим Положением.
13. Контроль за соблюдением установленного законодательством и настоящим Положением порядка прохождения актов Главы государства осуществляется Руководителем Администрации Президента.
14. При подготовке проектов указов и распоряжений Глава государства может установить иной порядок и сроки подготовки, согласования и представления их на подпись.
II. Порядок осуществления контроля за исполнением
актов и поручений Главы государства
15. Администрация Президента Республики осуществляет контроль за качественным, исчерпывающим и своевременным исполнением актов и поручений Главы государства.
16. Координацию работы по контролю за исполнением актов и поручений Главы государства осуществляет Руководитель Администрации Президента Республики либо его заместитель, а непосредственный контроль - соответствующие структурные подразделения Администрации Президента.
17. Контроль может осуществляться путем истребования необходимой информации, документальной проверки, проверки с выездом на место, опроса соответствующих должностных и иных лиц, а также другими способами.
18. Администрацией Президента берутся на контроль акты и поручения Главы государства Правительству, Премьер-Министру Республики, центральным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики, акимам областей, городов Астаны и Алматы, иным должностным лицам государства, также государственным учреждениям и организациям.
19. Если в актах и поручениях Главы государства не определены конкретные сроки и ответственные за исполнение, то они (сроки и исполнители) устанавливаются Администрацией Президента и доводятся до исполнителей.
Снятие с контроля и продление сроков исполнения поручений Главы государства, содержащихся в актах Президента Республики или данных на заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях с его участием, осуществляется Руководителем Администрации Президента или уполномоченным им заместителем Руководителя Администрации.
Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 24.04.2008 N 576.
20. Личные поручения Главы государства подлежат исполнению всеми органами и должностными лицами не более чем в двухнедельный срок, если иное не установлено Главой государства.
Снятие с контроля или продление сроков исполнения личных поручений Главы государства осуществляется только Главой государства.
21. О состоянии и результатах контроля за исполнением актов и поручений Главы государства руководитель Администрации Президента ежеквартально докладывает Президенту Республики.
22. Порядок взятия на контроль акта или поручения Главы государства, процедура осуществления контроля и схема взаимодействия структурных подразделений Администрации, государственных органов - исполнителей акта или поручения Главы государства устанавливаются Администрацией Президента.
Установленные порядок контроля актов и поручений Главы государства, сроки их исполнения являются общеобязательными.
Глава III. Мониторинг нормативных правовых указов
Главы государства
Сноска. Положение дополнено главой III в соответствии с Указом Президента РК от 18.06.2009 № 828.
23. Мониторинг нормативных правовых указов Главы государства (далее - указы) проводится для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм права, оценки эффективности их реализации и своевременного принятия мер по внесению изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу.
24. Мониторинг указов ведется на постоянной основе государственными органами, являющимися их разработчиками.
По указам, разработчиком которых является Администрация Президента Республики, мониторинг осуществляется ее структурными подразделениями, непосредственно их разработавшими.
25. До 30 числа последнего месяца полугодия государственные органы направляют в Администрацию Президента Республики информацию о результатах мониторинга и, в случае необходимости, предложения о внесении в выявленные указы изменений и (или) дополнений либо признанию их утратившими силу.
Требования к предоставляемой информации, а также порядок взаимодействия структурных подразделений по вопросам мониторинга указов устанавливаются приказами Руководителя Администрации Президента Республики.
26. В целях сбора, учета и хранения информации об указах, используемой для их мониторинга, Администрацией Президента Республики ведется регистр указов в бумажном и электронном видах.