Оглавление

Об утверждении Инструкции по оформлению проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан (юридическая техника)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 1998 года № 678. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 1067

Утратил силу

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 16.09.2011 № 1067.

      Сноска. В заголовок внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 гN 1300.

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по оформлению проектов постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан (юридическая техника).
      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 апреля 2005 г. N 358.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена          
постановлением Правительства 
Республики Казахстан     
от 22 июля 1998 г. N 678   

ИНСТРУКЦИЯ
по оформлению проектов постановлений Правительства и
распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан
(юридическая техника)

      Сноска. Инструкция в редакции постановления Правительства РК от 14.04.2005 N 358.

 1. Общие требования

      1. Настоящая Инструкция устанавливает правила оформления постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан и их проектов (юридическая техника) с учетом требований, установленных Законом Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", Регламентом Правительства Республики Казахстан, Инструкцией по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, Стандартом Республики Казахстан СТ РК 1042-2001.
      2. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан (далее - акты) в обязательном порядке должны иметь следующие реквизиты:
      1) Государственный герб Республики Казахстан;
      2) указание на форму акта;
      3) заголовок, обозначающий предмет регулирования данного акта;
      4) место и дату принятия акта;
      5) регистрационный номер акта;
      6) подпись Премьер-Министра Республики Казахстан либо лица, исполняющего его обязанности;
      7) гербовую печать.
      3. Основным структурным элементом актов является пункт, содержащий в себе норму права, без наименования словом "пункт".
      Пункты располагаются по значимости в логической последовательности, а также с учетом хронологии этапов решения вопроса.
      4. Близкие по содержанию пункты значительных по объему актов могут быть объединены в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут быть объединены в разделы.
      5. В больших по объему главах могут выделяться параграфы акта, а в больших разделах могут аналогично выделяться подразделы.
      6. Пункты актов могут быть подразделены на подпункты. Внутри пунктов и подпунктов могут быть части, выделяемые абзацами.
      Абзацем считается часть текста акта, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).
      В тексте актов не допускается обозначение абзацев дефисами или иными знаками.
      7. Каждый пункт, подпункт, а также параграфы, главы, подразделы и разделы актов нумеруются арабскими цифрами.
      8. Нумерация пунктов, глав и разделов является сквозной для всего акта.
      В актах, состоящих из одного пункта, нумерация пунктов не производится.
      9. Нумерация подпунктов является самостоятельной для каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе акта.
      10. Номера подпунктов в пунктах акта обозначаются арабскими цифрами со скобкой следующим образом: 1), 2), 3) и далее.
      Примечание РЦПИ!
      В пункт 11 предусмотрены изменения постановлением Правительства РК от 25.06.2010 № 641 (не подлежит опубликованию).
      11. Заголовок (название) обозначает предмет регулирования акта и должен быть кратким.
      В заголовках (названиях) актов не допускается перенос слов.
      12. В тех случаях, когда требуется разъяснить цели и мотивы принятия акта, основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула). Нормативные положения во вступительную часть проекта не включаются.
      В преамбуле акта с целью указания мотивов могут быть приведены ссылки на законодательные акты, акты Президента Республики Казахстан либо предыдущие акты, в реализацию которых принимается данное решение.
      Примечание РЦПИ!
      В пункт 13 предусмотрены изменения постановлением Правительства РК от 25.06.2010 № 641 (не подлежит опубликованию).
      13. В целях удобства пользования каждые глава и раздел акта, а также параграфы глав и подразделы разделов акта могут иметь свои заголовки.
      Заголовки глав, разделов, параграфов и подразделов актов отделяются от предыдущего текста двумя межстрочными интервалами, а от последующего текста - одним.
      14. Тексты актов должны быть четко сформулированы и напечатаны единым шрифтом (в соответствии с требованиями Регламента Правительства Республики Казахстан), без помарок и исправлений.
      15. Текст акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии, его положения должны быть предельно краткими и содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов. Содержание (норма) пункта не излагается повторно в других пунктах.
      16. Текст акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки.
      17. Поручения в актах должны адресоваться, как правило, государственным органам, подчиненным и подотчетным Правительству, либо, при необходимости, их руководителям.
      По отношению к государственным органам, не подчиненным Правительству (их руководителям), поручения в актах должны излагаться в рекомендательной форме либо по согласованию с ними. В последнем случае после наименования государственного органа указывается "(по согласованию)".
      18. В тексте актов наименования государственных органов и иных организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно по всему тексту.
      Сокращение наименований организаций допускается для целей обеспечения простоты и лаконичности текста с расшифровкой значения сокращения либо аббревиатуры в самом тексте нормативного правового акта.
      19. В тексте акта не допускаются выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний, кроме заголовка акта, названий глав, разделов, параграфов, подразделов, слова "ПОСТАНОВЛЯЕТ", должности, инициала имени и фамилии подписывающего лица, которые пишутся выделенными буквами (полужирным шрифтом).
      Слово "ПОСТАНОВЛЯЕТ" пишется прописными буквами, запрещается разрывать его переносом на другую строку.
      20. Проекты актов, в том числе секретного характера, должны оформляться на бланках установленного образца, как правило, с учетом следующих параметров (с применением текстового редактора "WORD for WINDOWS" версии от 6.0 и выше):
      поля слева - 2,5 см, поля справа - 1,5 см, колонтитулы - 2,5 см;
      шрифт - "TimesNewRoman" размером N 14 (в приложениях может быть использован шрифт меньшей размерности, но не менее N 10);
      межстрочный интервал - одинарный;
      абзацный отступ (отступ первой строки) - 1,25 см;
      интервал между заголовком и текстом, текстом и подписью - 2 межстрочных интервала.
      21. Страницы актов и приложений к ним должны быть пронумерованы, при этом для каждого приложения должна быть отдельная нумерация страниц (нумерация страниц производится вверху по центру страницы, первая страница не нумеруется).
      22. В случае если актом утверждается персональный состав комиссии, рабочей группы или иного временного органа, а также правительственной делегации, то фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в их работе, приводятся полностью. При этом вначале приводятся данные руководства комиссии (рабочей группы, иного временного органа, делегации) - руководителя, его заместителя (заместителей) и секретаря, после чего указываются данные их членов, располагаемых в соответствии с протокольным старшинством и уровнями должностей государственного управления, а внутри одного уровня - в алфавитном порядке.
      23. При необходимости в актах могут быть приведены ссылки на статьи (пункты) актов вышестоящих уровней, а также воспроизведены отдельные положения из норм правовых актов вышестоящих уровней со ссылкой на такие акты.
      Ссылки в пунктах и подпунктах акта на другие его пункты и подпункты допускаются только в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.
      24. При ссылке на абзацы, строки и предложения их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью).
      25. В тексте акта ссылка на пункт (подпункт) приводится с указанием его порядкового номера, обозначаемого арабскими цифрами (не допускается использование прилагательных).
      26. В случае если в тексте акта имеется ссылка на нормативный правовой акт, то указываются его вид, дата принятия, регистрационный номер и название этого акта (в указанной последовательности).
      При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, не требуется, за исключением указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона.
      В названии акта, предусматривающего внесение изменений, дополнений в ранее принятый акт и/или признание его утратившим силу, должно содержаться указание на вид акта, дату его принятия и регистрационный номер.
      27. Если в тексте акта приводится несколько последовательных ссылок на один и тот же нормативный правовой акт, то полное название акта указывается один раз (при первом упоминании в тексте) с последующей ссылкой на него.
     28. Если в акте имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке упоминания приложений в тексте акта, за исключением случаев, когда к акту имеется одно приложение.
     29. В тексте актов при обозначении даты применяется словесно-цифровой способ, например: "13 января 2005 года".
     29-1. В тексте законопроектов о ратификации международных договоров Республики Казахстан применяется слово "совершенный" вне зависимости от способов выражения согласия на его обязательность для Республики Казахстан с указанием даты и города (населенного пункта) его заключения.
     Сноска. Инструкция дополнена пунктом 29-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 12.11.2010 № 1198.
     30. В случаях совпадения названий акта и приложения в тексте акта его полное название может не употребляться.
     31. Примечания к положениям актов допускаются в исключительных случаях, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте без ущерба для смысла нормы.

  2. Оформление актов о внесении изменений и дополнений
в ранее принятые акты

      32. Все изменения и дополнения в один и тот же акт предусматриваются одним пунктом или подпунктом.
      33. При подготовке актов, предусматривающих внесение изменений и/или дополнений в ранее принятые акты, а также признание их утратившими силу, после даты, номера, под которым он зарегистрирован, и названия этого акта указываются в скобках год, номер и статья его опубликования в сборнике "Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан" (далее - САПП). В случае если ранее принятый акт не опубликован в САПП, указываются только дата, номер и название этого акта.
      34. При изменении и дополнении более трех актов составляются перечни, оформляемые отдельными приложениями.
      Если одни пункты (подпункты) того или иного акта должны быть признаны утратившими силу, а другие части этого же акта должны быть изложены в новой редакции, то такой акт включается в перечень изменений.
      35. При значительном числе актов или их частей (глав, пунктов, подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению в связи с принятием нового акта того же уровня, их перечень оформляется самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиком проекта основного акта и представляется одновременно с ним.
      36. Если в акте имеется ссылка на приложение, то в скобках указывается номер данного приложения, кроме случаев, когда к акту имеется одно приложение.
      37. Дополнительные структурные части, в том числе приложения, включаются в текст действующего акта:
      включаемые за последней структурной частью того же вида - под последующими порядковыми номерами;
      включаемые между структурными частями того же вида - под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных частей акта, за которыми следуют, например: пункты 2-1, 2-2; подпункты 8-1), 8-2); параграф 9-1; раздел 5-1; приложения 3-1, 3-2, 3-3.
      При этом в актах о включении в действующий основной акт дополнительных приложений и производных нормативных правовых актов должен содержаться пункт (подпункт) о дополнении действующего основного акта приложением или производным нормативным правовым актом в соответствии с приложением к акту о включении.
      В действующем акте после текста включенной структурной части в скобках вводится ссылка на акт о включении. Нумерация остальных частей акта сохраняется.
      38. Акты, имеющие грифы секретности или пометы "Для служебного пользования" ("дсп"), "без опубликования в печати", "не для печати", включаются в перечень без указания их заголовка (названия).
      39. Все акты в перечне актов, в которые вносятся изменения и дополнения, также как и в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке по дате их принятия.
      В пределах одной и той же даты акты указываются в соответствии с их номерами или номерами статей в САПП.

  3. Правила оформления актов о признании ранее
принятых актов утратившими силу

      40. При принятии актов, имеющих нормативный характер, взамен действующих актов, последние должны ставиться на утрату (полностью или в части) вновь принимаемым актом.
      В аналогичных случаях в отношении действующих актов, имеющих индивидуальный характер, решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от правовой нагрузки положений этого акта.
      41. При признании структурных частей действующего акта утратившими силу такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются.
      К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.
      42. В случае если на утрату ставятся несколько (более 3) ранее принятых актов, составляется перечень, оформляемый отдельным приложением (перечнем).
      Перечни должны быть юридически обоснованными и исчерпывающе полными. В перечни должны также включаться акты, поглощенные новым актом.
      43. Если акт утратил значение (юридическую силу) не полностью, он включается в перечень для признаний утратившим силу только в части, противоречащей вновь принятому акту или поглощенной последним.
      В случае если в большом по объему акте подлежит признанию утратившей силу значительная часть пунктов, то в перечень включается весь акт, с оговоркой о пунктах, сохраняющих свою силу.
      44. Подлежат признанию утратившими силу также акты, дублирующие нормы других актов и не содержащие новизны.
      45. На утрату ставятся нормативные правовые акты, как официально опубликованные, так и неопубликованные.
      Сноска. Пункт 45 с изменениями -  постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
      46. Подлежат признанию утратившими силу, как основной акт, так и акты (или их части), которыми в его текст были внесены изменения и дополнения. В случаях неоднократного изменения редакции какого-либо акта (пункта, подпункта, абзаца), подлежащего признанию утратившим силу полностью, в перечень включаются в виде самостоятельных пунктов все акты об этом, в том числе промежуточные акты, изменявшие редакцию.
      47. В перечень в виде самостоятельных пунктов включаются все противоречащие новому решению или поглощенные им акты о последующем расширении сферы его применения, а также сферы применения отдельных его структурных частей по времени и кругу лиц.
      48. В перечень включаются (соответственно подлежат признанию утратившими силу) вместе с актами, которые действовали до момента издания нового акта, также акты по тем же вопросам, которые фактически утратили значение ранее, до принятия нового акта, но не были признаны утратившими силу.
      В перечень актов, признаваемых утратившими силу, включаются также акты по данному вопросу, которые ранее были признаны утратившими силу в общей форме (без их перечисления).
      49. Акты и структурные части актов временного характера, срок действия которых истек, не подлежат признанию утратившими силу.
      50. В случаях, когда в актах, наряду с нормами временного характера, срок действия которых истек, содержатся нормы постоянного действия и все эти нормы подлежат признанию утратившими силу, в перечень включается весь акт в целом.
      51. В случае если пункт акта содержит указание на приложение, которое подлежит признанию утратившим силу, то в перечень включается (ставится на утрату) только данный пункт, а приложение отдельно не оговаривается.
      В случае если в пункте акта наряду с утверждением приложения содержится норма, касающаяся других вопросов, сохраняющих значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень включается данный пункт в части, относящейся к приложению, а приложение отдельно не оговаривается.
      52. Если тот или иной акт (его структурная часть) не может быть полностью включен в перечень, следует предусмотреть его новую редакцию, ограничиваясь в зависимости от конкретного случая исключением, дополнением или заменой отдельных фраз, слов, строк и др.
      53. Если признанию утратившими силу подлежат отдельные пункты полностью, а другие только в определенной части, то сначала указываются пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью

  4. Правила оформления приложений к актам

      54. В структуру акта могут включаться приложения.
      55. В случае необходимости включения в акты графиков, таблиц, схем, карт, перечней и других материалов последние оформляются отдельными приложениями.
      56. В правом верхнем углу первого листа производного нормативного правового акта либо приложения должно содержаться указание на вид основного нормативного правового акта, посредством которого он (оно) принят, дату принятия акта и его регистрационный номер. Например, если в тексте акта приводится ссылка "утвердить прилагаемую Инструкцию... (Положение..., Правила...)", то в правом верхнем углу приложения пишется:

Утверждена(о)            
постановлением Правительства      
Республики Казахстан          
от _____ 200_ года N __        

      В случае если к акту имеются несколько приложений, в правом верхнем углу каждого приложения указываются его порядковый номер, а также вид акта, посредством которого оно принято, дата принятия акта и его регистрационный номер. Если приложение к акту одно, то оно не нумеруется.
      Например, если в тексте акта приводится ссылка:
      "согласно приложению 1 (2, 3, ...)" либо "приложение 1 (2, 3, ...)", то в правом верхнем углу приложения пишется:

Приложение 1 (2, 3,...)            
к постановлению Правительства          
(распоряжению Премьер-Министра)        
Республики Казахстан               
от ________ 200__года N __           

      57. Если к Инструкции, Положению, Правилам и иным производным актам, оформляемым отдельным приложением, имеются приложения, то в правых верхних углах последних указывается:

Приложение 1 (2, 3, ...)            
к Инструкции...                
(Положению..., Правилам...)          

при этом название Инструкции, Положения, Правил и иных производных актов указывается полностью.
     58. Заголовок (название) приложения обязательно должен соответствовать тексту основного акта, которым он принят.
     59. Оформление актов с грифами секретности или пометой "Для служебного пользования" ("дсп") осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией, требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года N 390-16с, и Правилами учета, использования и хранения документов, дел и изданий ограниченного распространения, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по защите государственных секретов от 29 августа 2000 года N 8.