1. Утвердить прилагаемые:
1) План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - План действий);
2) План мероприятий по реализации Плана действий (далее - План мероприятий);
3) План рекомендуемых мероприятий по реализации Плана действий (далее - План рекомендуемых мероприятий).
Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
2. Государственным органам и иным организациям Республики Казахстан:
1) обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий и Плана рекомендуемых мероприятий;
2) представлять ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию об исполнении Плана мероприятий и Плана рекомендуемых мероприятий в Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан представлять ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводную информацию об исполнении Плана мероприятий и Плана рекомендуемых мероприятий в Правительство Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 ноября 2007 года N 1039
Сноска. По всему тексту Плана слова ", относящихся к реальному сектору", "относящихся к реальному сектору," исключены - постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N 1329 .
План
первоочередных действий по обеспечению стабильности
социально-экономического развития Республики Казахстан
1. Анализ текущей ситуации.
Цель и задачи
Сноска. Раздел 1. дополнен
постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
Напряжение обстановки на международном финансовом рынке, по оценкам экспертов, обусловлено проблемами ипотечного кредитования в США. Кризисные ситуации, возникшие на ипотечном рынке США, повлияли на финансовую систему многих стран, в том числе Казахстана, интегрированного в международную финансовую систему.
Казахстанская финансовая система показала себя стабильной и эффективно функционирующей. Вместе с тем, в настоящее время на рынке наблюдается снижение некоторых показателей, связанное с возникшим дефицитом фондирования на международных рынках.
Сокращение объемов внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты заемщикам и способствовала снижению темпов кредитования экономики.
Относительно высокий объем погашений по внешним займам казахстанских банков на фоне сокращения возможности внешнего рефинансирования не позволяет банкам второго уровня (далее - БВУ) продолжать кредитование экономики в необходимых объемах.
Начиная с августа 2007 года, строительная отрасль испытывает определенные трудности.
Произошло некоторое снижение объемов выдаваемых ипотечных кредитов на приобретение жилья на фоне ужесточения условий в их предоставлении, а также уменьшение лимитов по кредитным линиям на осуществление строительства.
Если в июне 2007 года строительная отрасль была профинансирована на 151 млрд. тенге, то уже в августе - всего на 107,3 млрд. тенге (спад почти на 30 %).
Анализ показывает, что снижение фондирования затронет не более 20 % рынка строящегося жилья, а именно коммерческий сектор. При этом необходимо учитывать, что коммерческое жилье строится на средства дольщиков, которые составляют порядка 60 %.
В этой связи остановка процесса строительства жилых многоквартирных домов не позволит строительным организациям исполнить свои обязательства перед дольщиками, которых сегодня насчитывается в домах с завершением строительства в 2007-2011 годах - более 33 тыс. человек, из них дольщиков 2007 года - 12523 человек, 2008 года - 11049 человек.
Указанная ситуация способна привести к вынужденному банкротству ряда строительных компаний.
Создавшаяся ситуация в целях недопущения снижения темпов роста экономики страны требует принятия адекватных мер.
Как показывает опыт зарубежных стран, без государственного участия на начальном этапе возникновения симптомов кризиса, в дальнейшем эффективное управление кризисными явлениями будет затруднительным.
Текущая ситуация требует выполнения следующих задач:
1) защита прав дольщиков строящегося жилья и недопущение снижения стабильности ипотечного рынка;
2) продолжение финансирования проектов малых и средних предприятий на приемлемых для них условиях;
3) продолжение финансирования перспективных инвестиционных проектов, которые имеют важное значение для диверсификации отраслей экономики.
Для сохранил темпов социально-экономического развития страны и реализации вышеуказанных задач будут использованы два инструмента:
1) государственное финансирование с конкретными механизмами для предоставления дополнительных ресурсов для поддержки развития секторов экономики через аффилированные государству институты;
2) создание эффективной организационно-управленческой системы, способной реагировать на стрессовые ситуации.
В целом реализация предусмотренных задач будет осуществляться в рамках следующих направлений:
1) повышение фондирования БВУ за счет внутренних источников;
2) обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования крупных перспективных инвестиционных проектов и проектов малого и среднего бизнеса;
3) обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны и защиты прав дольщиков;
4) содействие сохранению стабильности субъектов финансового сектора;
5) принятие мер, направленных на сокращение зависимости банков от внешнего фондирования;
6) обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и иных организаций с участием государства, в том числе для мониторинга и контроля за деятельностью субъектов рынка, оказания мер государственной поддержки и повышения ответственности субъектов рынка за принятые обязательства.
При этом для качественного и эффективного решения задач требуется более активное участие местных исполнительных органов. Также представляется целесообразным формирование соответствующих бюджетных программ и резервов в рамках бюджетов областей, городов Астаны и Алматы, которые в последующем будут использованы для следующих задач:
1) обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования проектов малого бизнеса в регионах республики;
2) обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения строительства объектов в регионах.
При этом формирование бюджетных программ и резервов представляется целесообразным осуществить за счет внутренних источников путем перераспределения средств местных бюджетов.
Акиматами областей, городов Астаны и Алматы будут приняты меры по недопущению возникновения неконтролируемых ситуаций на рынке строительства жилья, а также в сфере обеспечения ликвидности субъектов малого бизнеса.
Меры по вышеназванным направлениям будут приниматься акиматами по мере необходимости, то есть в случаях, когда требуется государственная поддержка субъектов малого бизнеса или защита интересов дольщиков. В случае, если государственное вмешательство в данных сферах экономики регионов не требуется, акиматы областей, городов Астаны и Алматы могут не принимать названные меры с письменным уведомлением об этом Государственной комиссии.
При разработке на местном уровне планов мероприятий по поддержке субъектов малого бизнеса и защите прав дольщиков акиматы областей, городов Астаны и Алматы будут использовать План рекомендуемых мероприятий.
2. Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач
Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан будут приняты меры по недопущению возникновения неконтролируемых ситуаций на финансовом рынке и в экономике в целом. Для этого Правительство и Национальный Банк будут использовать различные механизмы и ресурсы.
При этом государство ожидает адекватных действий от акционеров и органов управлений банков по сокращению внешних активов с повышенной степенью риска, а также безусловного соблюдения принятых обязательств по использованию привлеченных ресурсов через посредничество государства.
Для решения вышеуказанных задач будут применены различные механизмы в рамках следующих направлений.
1. Повышение фондирования БВУ за счет внутренних источников
Государство будет применять инструменты для повышения внутреннего фондирования банковского сектора, соблюдая принципы умеренного уровня разделения рисков.
Национальный Банк также будет продолжать поддерживание фондирования банков второго уровня путем предоставления им краткосрочных займов в рамках проводимой денежно-кредитной политики.
В целом принимаемые государством меры должны стабилизировать уровень ликвидности БВУ в кратко- и среднесрочном периодах. При этом БВУ должны обеспечить эффективное использование предоставляемых государством ресурсов.
2. Обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования крупных перспективных инвестиционных проектов и проектов малого и среднего бизнеса
Правительством будут приняты меры по фондированию институтов развития, которые в последующем обеспечат реализацию данной задачи.
В 2008 году для решения предусмотренных настоящим Планом действий задач в резервном фонде Правительства будут аккумулированы соответствующие средства, которые в последующем будут использованы по мере необходимости для поддержки финансового сектора и темпов роста экономики.
АО "ФУР "Қазына" по данному направлению будет действовать через АО "Банк развития Казахстана" (далее - Банк развития), которое будет осуществлять финансирование и софинансирование инвестиционных проектов, кредитуемых БВУ и испытывающих недостаток финансовых ресурсов, а также рефинансирование ссудной задолженности по инвестиционным проектам, находящимся на обслуживании в БВУ. Основным критерием таких инвестиционных проектов будет их направленность на реализацию
Стратегии
индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы и Государственной программы "30 корпоративных лидеров".
Дальнейшее использование высвободившихся у БВУ средств за счет рефинансирования инвестиционных проектов со стороны Банка развития будут направлены на реализацию мероприятий, предусматриваемых в соответствующих соглашениях между АО "ФУР "Қазына" и БВУ.
При кредитовании инвестиционных проектов устанавливаются следующие сроки предоставления займов:
среднесрочные инвестиционные займы (от 5 до 10 лет);
долгосрочные инвестиционные займы (от 10 до 20 лет).
Кредитование инвестиционных проектов будет осуществляться в национальной и иностранной валюте в соответствии с условиями реализации инвестиционных проектов.
Для кредитования инвестиционных проектов будут использоваться заемные средства, включая займы государственного бюджета, а также займы, привлеченные Банком развития. Банк развития будет также привлекать иностранные инвестиционные банки для софинансирования проектов.
В целях финансирования проектов малого и среднего бизнеса, АО "ФУР "Қазына" будут выделены средства в АО "Фонд развития малого предпринимательства" (далее - ФРМП), которые будут размещены через филиальную сеть БВУ.
В рамках данной программы будут финансироваться проекты малого и среднего бизнеса по ставкам, не превышающим рыночные.
Банки-агенты будут представлять ежемесячный отчет о ходе реализации данной программы в ФРМП.
Работа по данной программе будет вестись с банками, имеющими:
широкую и разветвленную филиальную сеть;
опыт работы по реализации программ Европейского Банка Реконструкции и Развития по развитию малого бизнеса;
наличие достаточного персонала для реализации и размещения средств;
соблюдение пруденциальных нормативов уполномоченного органа по надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями, требований Казахстанской фондовой биржи;
стабильное финансовое положение.
Объем размещения средств среди БВУ будет определяться для каждого банка индивидуально в зависимости от лимита на каждый банк.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых для реализации вышеуказанных мероприятий, будут заключены соответствующие соглашения между АО "ФУР "Қазына", ФРМП и БВУ. Средства, поступающие в БВУ в ходе данных операций, должны быть использованы для финансирования проектов малого и среднего бизнеса по целевому назначению.
Выполнение данной задачи обеспечит повышение фондирования БВУ, и реализацию приоритетных для государства проектов в несырьевых отраслях экономики.
В целях реализации данного направления в регионах местными исполнительными органами будут аккумулированы соответствующие средства из местного бюджета, которые будут использованы для поддержки проектов малого бизнеса, перечень которых будет одобряться образованными акиматами комиссиями, соответствующим требованиям, определенным в региональных программах поддержки малого предпринимательства.
Акиматы областей, города республиканского значения, столицы по данному направлению будут действовать через ФРМП, который предоставит все необходимые полномочия своим филиалам.
В целях финансирования проектов малого бизнеса местными исполнительными органами будут выделены кредитные средства ФРМП, которые будут размещены через филиальную сеть БВУ, определенных Государственной комиссией. БВУ, в свою очередь, для достижения этих целей наделят необходимыми полномочиями собственные филиалы в регионах страны.
Для урегулирования обязанностей между акиматами областей, филиалами ФРМП и филиалами БВУ каждой из сторон этих отношений будут подписаны соглашения о сотрудничестве.
В рамках данной программы будут финансироваться проекты малого бизнеса, при этом приоритет будет отдан начатым и действующим проектам, в том числе влияющим на уровень занятости населения региона, способствующим продолжению производственного процесса и развитию потребительского рынка. Филиалы ФРМП будут представлять отчет о ходе реализации данной программы в соответствующие акиматы.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 5 декабря 2007 г. N
1184_1
; от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
3. Обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства
В 2007 году Правительством будет увеличена капитализация акционерного общества "Фонд устойчивого развития "Қазына" (далее - АО "ФУР "Қазына") на сумму 122 млрд. тенге для обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Республики Казахстан, в том числе в первую очередь для стабилизации строительного рынка.
Для обеспечения стабильности на жилищном рынке страны АО "ФУР "Қазына" будет взаимодействовать с банками второго уровня с целью их дальнейшего фондирования для кредитования строительства жилья, в первую очередь в городе Астане.
Данные средства будут направляться для защиты прав дольщиков и завершения строительства начатых объектов, перечень которых будет определяться Государственной комиссией по модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Государственная комиссия).
Оператором Государственной комиссии в данной сфере будет являться АО "ФУР "Қазына", которое совместно с местными исполнительными органами будет осуществлять мониторинг ситуации на рынке жилищного и иного строительства, осуществлять подготовку материалов Государственной комиссии, обеспечивать контроль за исполнением решений Государственной комиссии
Направление средств на указанные цели будут осуществляться в два этапа следующим образом:
1 этап: ноябрь 2007 года - март 2008 года
АО "ФУР "Қазына" совместно с акиматом города Астаны и иными заинтересованными государственными органами и организациями будут разработаны предложения по перечню объектов, предлагаемых для финансирования с целью завершения строительства; после этого возможно будут проработаны вопросы по объемам потребности БВУ в кредитных ресурсах для завершения строительства объектов и защиты прав дольщиков.
На основании названного перечня АО "ФУР "Қазына" будет размещать депозиты в банках второго уровня на условиях целевого использования размещаемых средств для кредитования компаний-застройщиков по конкретным объектам. При этом в целях обеспечения целевого использования средств размещение депозитов будет производиться только после подтверждения софинансирования строительства со стороны банков второго уровня и застройщиков. Одним из основных условий заключаемых соглашений будет контроль выполнения графиков проведения строительных работ.
2 этап: 2008 год
На данном этапе будет рассмотрена возможность использования механизма секьюритизации в соответствии с действующим законодательством.
Среди условий предоставления АО "ФУР "Қазына" ресурсов БВУ могут быть:
1) направление их на финансирование объектов на условиях (целевое использование, сроки, процентная ставка, в том числе для конечного заемщика), определенных Государственной комиссией;
2) обеспеченность выкупаемых облигаций выделенными активами, причем котировка облигаций должна подтверждаться ведущими мировыми экспертными агентствами.
Предоставление АО "ФУР "Қазына" кредитных ресурсов БВУ будет осуществляться при наличии соответствующих гарантий возврата средств банками.
В целях дальнейшего развития ипотечного рынка будут использованы возможности АО "Казахстанская ипотечная компания" (далее - КИК), которая занимается выкупом прав требований по ипотечным кредитам, выданным БВУ, соответствующим требованиям КИК.
Для реализации задачи по обеспечению стабильности на ипотечном рынке страны и защиты прав дольщиков в 2007 году Правительством будет увеличено фондирование КИК на сумму 20,5 млрд. тенге из республиканского бюджета, в том числе:
8,5 млрд. тенге на пополнение уставного капитала КИК; 12,0 млрд. тенге на долгосрочное льготное кредитование, которые будут направлены на выкуп прав требований у БВУ по ипотечным кредитам, выданным БВУ, соответствующим требованиям КИК.
Выкуп прав требований по ипотечным кредитам будет осуществляться согласно требованиям КИК.
Для увеличения объема выкупа КИК прав требований по ипотечным кредитам, соответствующим требованиям КИК, выданным БВУ, будут: проработаны вопросы выхода КИК на внешний фондовый рынок; проведены мероприятия по расширению материально-технического обеспечения деятельности КИК, связанной с увеличением кредитного портфеля;
КИК по согласованию с Министерством финансов будут внесены соответствующие изменения по выкупу прав требований по ипотечным кредитам, выданным банками второго уровня.
В целях сохранения устойчивости системы жилищного финансирования, снижения потенциальных рисков для КИК и БВУ на рынке ипотечного кредитования, будет увеличено фондирование АО "Казахстанский Фонд гарантирования ипотечных кредитов" путем его капитализации на сумму 1025 млн. тенге до конца 2007 года.
АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" будет усилено разъяснительная работа о возможности получения населением предварительных жилищных займов, в том числе, на рефинансирование ипотечных кредитов в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережений".
В рамках действующей и новой
Государственных программ
жилищного строительства за счет бюджетного кредитования акиматов предусмотрено строительство кредитного жилья, в том числе только в 2008 году - 860 тысяч кв. м. жилья, из них по Астане 330 тысячи кв. м., по Алматы 186 тысяч кв. м.
Стоимость строительства этого жилья установлена в размере не выше 56 515 тенге за 1 кв. м. и не учитывает затраты на подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры. С учетом указанных затрат стоимость строительства 1 кв. метра возрастет до 80 000 - 100 000 тенге.
В случаях неисполнения застройщиками договорных обязательств перед дольщиками по причине невостребованности части квартир в определенном жилом доме, акиматы совместно с социально-предпринимательскими корпорациями могут осуществить закуп уже построенных квартир по этой цене вместо строительства новых домов.
В качестве механизма минимизации рисков дольщиков в результате деятельности строительных компаний будут приняты следующие системные меры:
1) разработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан для повышения защиты прав дольщиков в жилищном строительстве, в том числе по вопросам осуществления эмиссий ценных бумаг, совершенствования процедур банкротства строительных компаний и повышения ответственности лиц, в том числе установление уголовной, допустивших банкротство строительных компаний;
2) внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих возможность выкупа жилья, построенного застройщиками для коммерческого рынка, местными исполнительными органами в рамках Государственной программы жилищного строительства.
Все объекты строительства жилья будут разделены на 3 категории:
объекты, подлежащие приостановлению (в случае нарушения строительной организацией законодательства и т.п.) с принятием мер по защите дольщиков;
объекты, которые завершатся без участия государства;
объекты, для завершения которых необходима государственная поддержка, застройщиков которых, в свою очередь, можно поделить на следующие подгруппы:
компании с высоким рейтингом - обладающие ясной политикой продвижения и продаж, четкой ценовой политикой, соблюдающие сроки строительства (группа 3-1);
компании со средним рейтингом - имеется не совсем четкая политика продвижения и продаж, неясная ценовая политика, отставание от сроков строительства (группа 3-2);
компании с низким рейтингом - неадекватная политика продвижения и продаж, ценовая политика, значительное отставание от сроков или отсутствие строительства (группа 3-3).
Непосредственная работа и активное участие центральных государственных органов и государственных компаний предполагается преимущественно со строительными объектами, которые находятся в городах Астане, Алматы, и застройщики которых относятся к группам 3-1 и 3-2.
Следует определить, что по объектам, подлежащим приостановлению, а также по объектам, застройщики которых относятся к группе 3-3, контроль по завершению строительства возлагается на местные исполнительные органы городов Астаны и Алматы. В зоне особого контроля акиматов областей будут находиться все объекты строительства жилья, относящиеся к третьей категории.
Непосредственная работа и активное участие госорганов и госкомпаний предполагаются со строительными компаниями, реализующими объекты, относящиеся к 3-ей категории.
В рамках межведомственных комиссий при акиматах городов Астаны и Алматы будут заключены Соглашения между КИК, БВУ и застройщиками по целевому и эффективному использованию предоставляемых средств, которые должны быть направлены на завершение строительств с участием дольщиков, объектов, имеющих социальную значимость, поддержание развития ипотечного кредитования.
Все заинтересованные стороны, в том числе АО "ФУР "Қазына", КИК, БВУ и застройщики, принимающие участие в реализации мероприятий по обеспечению стабильности ипотечного рынка, должны обеспечить целевое и эффективное использование выделяемых государством средств.
Реализация данной задачи обеспечит повышение фондирования БВУ, сохранение объема предложения на рынке ипотечных кредитов в целях завершения строительства начатых жилых объектов с использованием средств дольщиков.
Средства, выделяемые для этих целей из местных бюджетов, будут направляться для защиты прав дольщиков и завершения строительства начатых объектов, перечень которых будет определяться образованными акиматами комиссиями (далее - комиссия).
Для завершения строительства объектов жилья с участием дольщиков акиматами будут созданы (определены) уполномоченные организации, которые будут капитализированы за счет средств местных бюджетов.
При этом в целях обеспечения стабильности на ипотечном рынке страны местными исполнительными органами будут использованы два механизма урегулирования ситуации.
Механизм 1.
По тем объектам жилья, возможность кредитования строительства которых будет подтверждена банками второго уровня, акиматы будут взаимодействовать с БВУ с целью их фондирования для кредитования строительства жилья. Это будут те объекты строительства, которые БВУ не в состоянии кредитовать в нынешних условиях. При этом все коммерческие риски по этим объектам будут возложены на БВУ.
Отношения между сторонами будут регулироваться соглашениями, подписанными акиматами и филиалами БВУ.
Перечень БВУ будет утвержден Государственной комиссией.
Фондирование БВУ планируется осуществлять через размещение обусловленных депозитов уполномоченными организациями, предварительно капитализированными акиматами за счет местных бюджетов.
Уполномоченными исполнительными органами, финансируемыми из местных бюджетов, будут разработаны предложения по перечню объектов, предлагаемых для финансирования с целью завершения строительства.
Названный перечень будет рассматриваться комиссией. После утверждения комиссией перечня объектов возможно будут проработаны вопросы по объемам потребности БВУ в кредитных ресурсах для завершения строительства объектов и защиты прав дольщиков.
Механизм 2.
Обеспечение завершения строительства объектов жилья, строительство которых ведется компаниями, не имеющими необходимых ресурсов и вызывающих сомнения в возможности завершения строительства, акиматами будет возложено на уполномоченные организации, которые будут капитализированы за счет средств местных бюджетов.
Данными организациями будут выкуплены "проблемные" объекты (в том числе с применением процедур банкротства), после чего эти организации смогут обеспечить завершение строительства. По завершению строительства жилья, приходящегося на долю данных организаций, оно будет либо реализовано по рыночной стоимости, либо передано в коммунальную собственность.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года
N 1329
.
4. Содействие сохранению стабильности субъектов финансового сектора
Правительством будут предприняты необходимые меры для создания системы по сохранению устойчивости финансового сектора и ключевых субъектов экономики страны.
Реализация данного направления будет возложена на АО "ФУР "Қазына", которое разработает соответствующий план действий.
В рамках реализации данного направления будут использованы инструменты совместного финансирования проектов, прямого и портфельного инвестирования, создания совместных фондов.
5. Принятие мер, направленных на сокращение зависимости банков от внешнего фондирования
Национальным Банком и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - АФН) будут приняты меры по сокращению зависимости БВУ от внешнего фондирования путем ужесточения регуляторных требований, а также будут заключены соответствующие соглашения, регламентирующие предоставление займов Национальным Банком БВУ при выполнении ими определенных условий, т.ч. связанных с ограничением роста внешних обязательств и активов.
6. Обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и иных организаций с участием государства, в том числе для мониторинга и контроля за деятельностью субъектов финансового рынка, оказания мер государственной поддержки и повышения ответственности субъектов финансового рынка за принятые обязательства
АФН, Национальным Банком совместно с Правительством будут приняты меры по совершенствованию порядка ведения мониторинга состояния финансового сектора, а также взаимодействия и обмена информацией между заинтересованными государственными органами в рамках соответствующего информационного обмена. В данном направлении будет определен перечень дополнительных индикаторов для ведения мониторинга.
Для дальнейшей реализации политики государства по правильному позиционированию на рынке и достижения корректных, справедливых оценок экономических составляющих страны будет активизирована работа по взаимодействию с международными рейтинговыми агентствами.
Правительством и Национальным Банком будет проведена широкая разъяснительная работа об осуществляемой социально-экономической и денежно-кредитной политике государства с целью получения корректных оценок со стороны международных институтов и рейтинговых агентств.
Также будут ужесточены требования законодательства страны с целью повышения ответственности ключевых субъектов экономики и финансового рынка за принятые обязательства, в том числе установление уголовной ответственности для руководителей БВУ за доведение банков до банкротства.
Вышеуказанные меры будут способствовать поддержанию стабильности социально-экономического развития страны.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 ноября 2007 года N 1039
Сноска. План мероприятий с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N 1329 .
План мероприятий по реализации Плана первоочередных
действий по обеспечению стабильности социально-экономического
развития Республики Казахстан
п/п |
Мероприятия |
Форма
|
Ответ-
|
Сроки
|
Предпо-
|
Источ-
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Повышение фондирования банков второго уровня за счет
|
||||||
1. |
Внесение изменений и
|
Закон
|
МЭБП
|
Октябрь
|
Не тре-
|
|
2. |
Увеличение средств
|
Закон
|
МЭБП,
|
Декабрь
|
В
|
|
3. |
Принятие мер по
|
Информация в
|
НБ (по
|
Ежеме-
|
В
|
НБ |
2. Обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования крупных
|
||||||
4. |
Разработка и внесе-
|
Постановление
|
МИТ
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
5. |
Обеспечение финанси-
|
Заключение
|
АО "ФУР
|
II
|
Не тре-
|
|
6. |
Заключение договоров обусловленного размещения средств по финансированию малого и среднего бизнеса |
Информация в Правительство Республики Казахстан |
АО "ФУР "Қазына", АО "ФРМП" (по согласованию), БВУ (по согласованию) |
Ежеме-
|
В
|
Сред-
|
6-1 |
Проработка вопроса
|
Отчет в
|
МИТ, АО
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
6-2 |
Предусмотрение в
|
Постановление
|
МЭБП |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
6-3 |
Рассмотрение вопроса
|
Информация в
|
АФН, АО
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
3. Обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны, защиты
|
||||||
7. |
Капитализация АО
|
Выпуск акций |
МИТ, МФ,
|
Ноябрь
|
122
|
Сред-
|
8. |
Капитализация и
|
Выпуск акций,
|
МФ, МЭБП |
Ноябрь
|
20,5
|
Сред-
|
9. |
Капитализация АО
|
Выпуск акций |
МФ, МЭБП |
Ноябрь
|
1,025
|
Сред-
|
10. |
Обеспечение целевого
|
Заключение
|
АО
|
Декабрь
|
В
|
Сред-
|
11. |
Исключен - от 28 декабря 2007 года N 1329 |
|||||
12. |
Проработка вопроса
|
Решение
|
МФ, АО
|
Ноябрь-
|
Не
|
|
13. |
Приобретение прав
|
Информация в
|
АО "КИК" |
Ежене-
|
В
|
Сред-
|
14. |
Рассмотрение
|
Информация в
|
МФ, АО "КИК" |
До конца
|
Не
|
|
15. |
Создание в городах
|
Распоряжения
|
Акимы
|
Октябрь
|
Не тре-
|
|
16. |
Утверждение плана
|
Информация в
|
Межведом-
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
17. |
Реализация конкрет-
|
Информация в
|
Межведом-
|
Ежене-
|
Не тре-
|
|
18. |
Проведение монито-
|
Информация в МИТ |
МКИ,
|
Ежеме-
|
Не тре-
|
|
19. |
Проведение проверки
|
Информация в
|
Акимы
|
Ежеквар-
|
Не тре-
|
|
20. |
Внесение изменений и
|
Постановление
|
МИТ
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
21. |
Проведение проверки
|
Информация в
|
МФ |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
22. |
Внесение в Мажилис
|
Постановление
|
МИТ |
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
23. |
Разработка рекомен-
|
Информация в
|
МИТ |
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
24. |
Разработка
|
Предложения в
|
МФ
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
4. Содействие сохранению стабильности субъектов финансового сектора |
||||||
25. |
Разработка плана
|
Информация в
|
АО "ФУР
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
5. Принятие мер, направленных на сокращение зависимости банков
|
||||||
26. |
Заключение соглаше-
|
Информация в
|
НБ, АФН,
|
Ноябрь
|
Не тре-
|
|
6. Обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов
|
||||||
27. |
Совершенствование
|
Совместный
|
АФН
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
28. |
Выработка предложе-
|
Предложения в
|
АФН (созыв), НБ (по
|
Декабрь
|
Не тре-
|
|
29. |
Активизация работы
|
Информация в
|
МЭБП
|
Январь
|
Не тре-
|
|
30. |
Проведение широкой
|
Информация в
|
МКИ,
|
Ежеме-
|
Не тре-
|
|
Примечание: расшифровка аббревиатур:
НБ - Национальный Банк Республики Казахстан;
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан;
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан;
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан;
МКИ - Министерство культуры и информации Республики
Казахстан;
АФН - Агентство Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций;
АС - Агентство Республики Казахстан по статистике;
АО "ФУР - акционерное общество "Фонд устойчивого развития "Қазына";
"Қазына"
БВУ - банки второго уровня;
АФК - Ассоциация финансистов Казахстана;
АО "БРК" - акционерное общество "Банк развития Казахстана";
АО "КИК" - акционерное общество "Казахстанская ипотечная компания";
АО - акционерное общество "Казахстанский фонд гарантирования
"КФГИК" ипотечных кредитов";
АО "ФРМП" - акционерное общество "Фонд развития малого
предпринимательства".
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 ноября 2007 года N 1039
Сноска. План рекомендуемых мероприятий дополнен постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N 1329 .
План
рекомендуемых мероприятий по реализации Плана
первоочередных действий по обеспечению стабильности
социально-экономического развития Республики Казахстан
N
|
Мероприятие |
Форма
|
Ответ-
|
Сроки
|
Предпола-
|
Источник
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Утверждение на
|
Решения
|
Акиматы |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
1. Обеспечение дальнейшего устойчивого кредитования
|
||||||
2. |
Предусмотрение в
|
Решения
|
Акиматы |
Декабрь
|
В пределах
|
Местные
|
3. |
Заключение с АО
|
Кредитные
|
Акиматы |
Январь
|
Не тре-
|
|
4. |
Перечисление
|
Платежные
|
Акиматы |
Январь
|
Не тре-
|
|
5. |
Размещение кре-
|
Договора |
АО
|
Январь
|
Не тре-
|
|
6. |
Обеспечение
|
Кредитные
|
БВУ
|
В
|
Не тре-
|
|
2. Обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны,
|
||||||
Механизм 1. По объектам жилья, возможность кредитования
|
||||||
7. |
Предусмотрение в
|
Решения
|
Акиматы |
Декабрь
|
В пределах
|
Местные
|
8. |
Создание
|
Свиде-
|
Акиматы |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
9. |
Обеспечение
|
Платежные
|
Акиматы |
Январь
|
В пределах
|
|
10. |
Создание
|
Постанов-
|
Акиматы |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
11. |
Утверждение пе-
|
Протоколы
|
Акиматы |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
12. |
Размещение
|
Договоры,
|
Акиматы |
Январь-
|
Не тре-
|
|
13. |
Кредитование БВУ
|
Кредитные
|
БВУ
|
Пос-
|
Не тре-
|
|
14. |
Мониторинг
|
Информация
|
Акиматы |
Ежеквар-
|
Не тре-
|
|
Механизм 2. По объектам жилья, возможность завершения
|
||||||
15. |
Утверждение пе-
|
Протоколы
|
Акиматы |
Декабрь
|
Не тре-
|
|
16. |
Выкуп объектов
|
Договора |
Акиматы |
Январь-
|
Не тре-
|
|
17. |
Завершение
|
Акты
|
Акиматы |
|
Не тре-
|
|
18. |
Распределение
|
Акты
|
Акиматы |
По
|
Не тре-
|
|
19. |
Проработка
|
Информация
|
Акиматы |
После
|
Не тре-
|
|