В целях реализации Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления перевозок неделимых крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
      Премьер-Министр
   Республики Казахстан 
Утверждены        
постановлением      
Правительства      
Республики Казахстан  
от 24 января 2005 года 
N 51          
 
ПРАВИЛА 
организации и осуществления 
перевозок неделимых крупногабаритных и тяжеловесных грузов 
на территории Республики Казахстан 
1. Общие положения
       1. Настоящие Правила организации и осуществления перевозок неделимых крупногабаритных и тяжеловесных грузов на территории Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 4 июля 2003 года " Об автомобильном транспорте", от 17 июля 2002 года " Об автомобильных дорогах ", с  Правилами   дорожного движения Республики Казахстан, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного, движения по обеспечению безопасности дорожного движения и Перечнем оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года N 1650 (далее - Правила дорожного движения Республики Казахстан), постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января 2002 года N 62 "Некоторые вопросы, регламентирующие порядок проезда автотранспортных средств по территории Республики Казахстан" и иными нормативными и правовыми актами Республики Казахстан. 
      2. Правила регулируют порядок осуществления перевозок грузов, которые с учетом габаритов и массы автотранспортного средства превышают допустимые габаритные и весовые параметры автотранспортных средств, установленные на территории Республики Казахстан для проезда по автомобильным дорогам, а также по улицам городов и населенных пунктов. 
      3. Основные понятия и термины, применяемые в Правилах: 
      1) автомобиль прикрытия - автомобиль, выделяемый перевозчиком или грузоотправителем для сопровождения крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по всему маршруту следования; 
      2) автомобиль сопровождения - патрульный автомобиль органов дорожной полиции с соответствующими опознавательными знаками, сопровождающий крупногабаритное и (или) тяжеловесное автотранспортное средство по автомобильным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения, предоставляемый на безвозмездной основе; 
      3) контролирующие органы - соответствующие органы дорожной полиции территориальных Управлений Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - органы дорожной полиции) и (или) территориальные Органы Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - территориальные Органы транспортного контроля), уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением безопасности дорожного движения в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан ; 
      4) контрольный талон к Специальному разрешению - документ, подтверждающий сумму уплаченного сбора за проезд крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; 
      5) крупногабаритное автотранспортное средство - автотранспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение над допустимыми габаритными параметрами , установленными на территории Республики Казахстан для проезда по автомобильным дорогам; 
      6) крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз - груз, который при перевозке автотранспортным средством имеет превышение над допустимыми габаритными параметрами и (или) полная масса или осевые нагрузки автотранспортного средства с грузом превышает допустимые весовые параметры , установленные на территории Республики Казахстан для проезда по автомобильным дорогам; 
      7) международная перевозка - перевозка, маршрут которой пересекает Государственную границу Республики Казахстан; 
      8) межрегиональная перевозка - перевозка, маршрут которой проходит по двум и более областям Республики Казахстан; 
      9) местная перевозка - перевозка, маршрут которой проходит в пределах одной административно-территориальной единицы Республики Казахстан; 
      10) неделимый груз - груз, который при перевозке не может быть разделен на две или более составных частей без чрезмерных затрат на демонтажно-монтажные работы (например, сопоставимых со стоимостью груза или его перевозки), а также из-за риска неустранимой потери его исходных качеств, подтверждаемых документами производителя груза или грузоотправителя; 
      11) пост транспортного контроля - оснащенный техническими средствами стационарный контрольно-пропускной пункт, расположенный на Государственной границе и на территории Республики Казахстан, согласно Перечню пунктов пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года N 238 ; 
      12) сбор за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства - денежное возмещение ущерба, наносимого автомобильным дорогам и дорожным сооружениям вследствие проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства, взимаемый в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан ; 
      13) согласование маршрута перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза - определение условий проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по установленному маршруту согласовывающими организациями; 
      14) согласовывающие организации - государственные органы, осуществляющие управление автомобильными дорогами или юридические лица, осуществляющие деятельность по владению и управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, содержащие на балансе автомобильные дороги, дорожные сооружения и коммуникационные объекты (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, трубопроводы, линии электропередачи, кабели связи и т.п.) на маршруте следования крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства, а также органы дорожной полиции; 
      15) Специальное разрешение - разрешительный документ, дающий право проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по автомобильным дорогам Республики Казахстан, согласно установленным маршруту и сроку осуществления перевозки; 
      16) тяжеловесное автотранспортное средство - автотранспортное средство с грузом или без груза, полная масса или осевые нагрузки которого превышают допустимые весовые параметры , установленные на территории Республики Казахстан для проезда по автомобильным дорогам; 
      17) уполномоченный орган - Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан или территориальные органы транспортного контроля. 
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16.06.2009 N 913 . 
      4. Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов автотранспортными средствами по автомобильным дорогам разрешается только в случае невозможности их транспортировки другими видами транспорта. 
      5. Не допускается перевозка автотранспортным средством делимых грузов, которые с учетом габаритов и массы автотранспортного средства превышают установленные на территории Республики Казахстан допустимые габаритные и весовые параметры автотранспортных средств для движения по автомобильным дорогам. 
      6. Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов автотранспортным средством по автомобильным дорогам разрешается только при наличии Специального разрешения (приложение 1) и контрольного талона к нему (приложение 2), выданного после согласования уполномоченным органом. 
      7. Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Республики Казахстан и настоящих Правил, а также дополнительных требований к перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, установленных их производителем или грузоотправителем (грузополучателем). 
 
2. Порядок подачи, рассмотрения и согласования заявления 
на получение Специального разрешения 
       8. Для получения Специального разрешения на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства перевозчик обращается в уполномоченный орган с заявлением установленной формы (приложение 3), которое содержит все необходимые согласовывающим организациям достоверные сведения о характере и категории груза, весовых и габаритных параметрах автотранспортного средства с грузом, предполагаемом маршруте движения, сроках перевозки и другую необходимую информацию. 
      При необходимости дополнительно представляется схема расположения груза и его крепления на автотранспортном средстве. 
      9. Маршрут перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, указанный в заявлении перевозчиком, предварительно им согласовывается с согласовывающими организациями. 
      Перечень согласовывающих организаций, с которыми производится согласование маршрута перевозки, указывается территориальными органами Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и, в случаях если маршрут перевозки пролегает в черте населенных пунктов, местными исполнительными органами. 
      10. При согласовании предлагаемого маршрута перевозки оцениваются несущая способность и пропускная способность автомобильных дорог, дорожных и иных инженерных сооружений по пути следования, в части обеспечения безопасности перевозки, сохранности дорог, дорожных и иных инженерных сооружений, необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте следования. 
      11. Для оценки несущей способности автомобильных дорог, дорожных и иных инженерных сооружений допускается использовать апробированные методы расчета, информацию о состоянии дорог, дорожных и иных инженерных сооружений, а также материалы дополнительных обследований. 
      12. В случае пересечения предполагаемого маршрута перевозки с железнодорожными переездами, путепроводами, мостами, трубопроводами, воздушными линиями электропередачи и связи проводится согласование перевозки с соответствующими организациями если: 
      1) ширина крупногабаритного автотранспортного средства превышает 5 м; 
      2) высота крупногабаритного автотранспортного средства от поверхности дороги превышает 4,5 м; 
      3) длина крупногабаритного автотранспортного средства, в том числе автопоезда, превышает 20 м; 
      4) автотранспортное средство является тяжеловесным для низшей категории дорог или дорожных сооружений по маршруту следования; 
      5) скорость движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства составляет менее 8 км/ч. 
      13. Согласовывающая организация проводит согласование заявленного маршрута или предоставляет перевозчику мотивированный отказ в установленные сроки: 
      1) на местную перевозку не более чем в трехдневный срок; 
      2) на межрегиональную и международную перевозку не более чем в пятидневный срок. 
      14. Если пропуск крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по предложенному перевозчиком маршруту не имеет противопоказаний, то согласовывающая организация в заявлении письменно подтверждает это, заверяя свое решение печатью. 
      15. В случае если по предложенному перевозчиком маршруту проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства не представляется возможным или если для его осуществления требуется проведение дополнительных мер по усилению дорожного покрытия или дорожных сооружений согласовывающая организация письменно уведомляет об этом перевозчика и предлагает ему другой маршрут следования или до осуществления перевозки выполняет необходимый комплекс укрепительных работ. 
      16. В заявлении представляется колесная формула автотранспортного средства с указанием на ней всех осей и колес, взаимного расположения осей и количества колес (одинарных или спаренных) на ней, распределения нагрузок по осям с учетом возможной неравномерной загрузки автотранспортного средства или его составных частей. 
      17. При поступлении заявления в уполномоченный орган производится его регистрация в журнале и проверка содержащихся в нем сведений на предмет: 
      1) полноты предоставленной информации; 
      2) обоснованности неделимости (невозможности разделения на две и более частей без изменения их назначения, чрезмерных затрат или риска их порчи) предъявляемого к перевозке крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза; 
      3) соответствия технических характеристик автотранспортного средства, в том числе автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа), предъявляемому к перевозке грузу; 
      4) возможности проезда по предлагаемому перевозчиком маршруту. 
      18. Если заявление содержит исправления, неполную информацию и (или) недостаточное документальное обоснование неделимости груза, уполномоченный орган в двухдневный срок, после дня регистрации заявления в журнале, обращается к перевозчику с соответствующими запросами для разъяснений. 
      19. В случае если перевозчик в течение десяти дней не предоставит требуемую информацию или не в состоянии документально обосновать неделимость груза, заявление отклоняется, о чем уполномоченный орган письменно извещает перевозчика. 
      20. Если технические характеристики автотранспортного средства, установленные заводом-изготовителем, не позволяют осуществлять заявленного к перевозке крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, перевозчику выдается мотивированный отказ в выдаче Специального разрешения. 
      21. Заявление на получение Специального разрешения на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства рассматривается в оперативном порядке в случаях: 
      1) привлечения автотранспортного средства для ликвидации чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера; 
      2) замены транспортного средства (в случаях поломки) и необходимости оформления нового Специального разрешения; 
      3) изменения грузоотправителем либо грузополучателем маршрута перевозки и необходимости оформления нового Специального разрешения. 
      22. После документально подтвержденного согласования маршрута следования, уполномоченным органом производится расчет суммы сбора за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по ставкам и в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан , уплачиваемой перевозчиком в бюджет до получения Специального разрешения. 
      23. Сведения и реквизиты, указанные в заявлении заверяются: 
      1) подписью первого руководителя (его заместителя или доверительным лицом) и печатью, если перевозчик является юридическим лицом; 
      2) подписью и указанием паспортных данных, если перевозчик является физическим лицом. 
      24. В зависимости от вида перевозки (международная, межрегиональная или местная) заявление для получения Специального разрешения подается перевозчиком в следующем порядке: 
      1) на международную перевозку - в уполномоченный орган по месту нахождения перевозчика или в ближайший уполномоченный орган не позднее, чем за две недели до ее начала; 
      2) на межрегиональную перевозку - в уполномоченный орган по месту нахождения перевозчика или в ближайший уполномоченный орган не позднее, чем за две недели до ее начала; 
      3) на местную перевозку - в уполномоченный орган по месту осуществления перевозки не позднее, чем за неделю до ее начала. 
3. Порядок выдачи и согласования Специального разрешения
      25. Специальное разрешение выдается уполномоченным органом. 
      26. Бланки Специальных разрешений и контрольные талоны к ним являются документами строгой отчетности и подлежат регистрации. 
      27. В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок специальное разрешение может быть разовым или действующим в течение оговоренного срока: 
      1) разовое Специальное разрешение выдается на одну поездку одного крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по согласованному маршруту в установленные сроки; 
      2) Специальное разрешение, действующее в течение оговоренного срока, выдается на одно автотранспортное средство, перевозящее однотипные крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по маршруту, утвержденному в установленном порядке . 
      Специальное разрешение может выдаваться на срок до трех месяцев. 
      28. Специальное разрешение заполняется и заверяется печатью уполномоченного органа и выдается в течение двух дней после всех согласований и уплаты перевозчиком суммы сбора за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства. 
      29. После получения Специального разрешения перевозчик заверяет проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по автомобильным дорогам органами дорожной полиции: 
      1) с Департаментом дорожной полиции - при прохождении маршрута по территории двух и более областей и при осуществлении международных перевозок, производится в пятидневный срок; 
      2) с органом дорожной полиции области, района, города - при прохождении маршрута в пределах соответственно одной области, района или города, производится в трехдневный срок. 
      30. В процессе согласования Специального разрешения орган дорожной полиции принимает решение о необходимости и виде сопровождения проезда тяжеловесного и (или) крупногабаритного автотранспортного средства, устанавливает скоростной режим движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства и при необходимости проводит осмотр технического состояния автотранспортного средства. 
      Результатом является запись в Специальном разрешении о согласовании проезда крупногабаритных и тяжеловесного транспортного средства, заверенная печатью органа дорожной полиции. 
 
4. Организация и порядок проезда крупногабаритных и 
(или) тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам 
      31. Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов производится на основании договора перевозки, заключенного сторонами в соответствии с законодательством Республики Казахстан . 
      Общие условия перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, в том числе в части получения Специального разрешения на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства, определяются международными договорами и законодательством Республики Казахстан в области автомобильного транспорта . 
      32. В случае необходимости, вытекающей из требований к перевозке и Специального разрешения, договор перевозки предусматривает сопровождение крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза вспомогательными автотранспортными средствами (топливозаправщик, автомастерская, автобус для вспомогательного персонала, дополнительный автомобиль-тягач или толкач и т. п.), автомобилем прикрытия и (или) автомобилем сопровождения. 
      33. К перевозке крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза допускается водитель, имеющий право управления автотранспортным средством соответствующей категории. 
      34. Ответственный представитель перевозчика и (или) грузоотправителя проводит специальный инструктаж по технике безопасности водителя(ей) и такелажников, занятых на перевозке крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза. 
      35. Перед началом движения автотранспортное средство с закрепленным крупногабаритным и (или) тяжеловесным грузом осматривается водителем, ответственными представителями перевозчика и грузоотправителя. Груз закрепляется и маркируется в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Республики Казахстан , а также требованиями грузоотправителя. 
      36. Крупногабаритные и (или) тяжеловесные автотранспортные средства, а также автомобили прикрытия оборудуются специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета. 
      Работа проблескового маячка во время движения является дополнительным средством информации других участников дорожного движения и не дает право преимущественного проезда. 
      37. Оформленный в установленном порядке бланк Специального разрешения находится у водителя крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства и предъявляется по требованию представителям контролирующих органов. 
      38. Проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам разрешается, как правило, в часы наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов - в светлое время суток. 
      В темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток, перевозка допускается только при условии сопровождения проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства автомобилем прикрытия или сопровождения. 
      39. Не допускается перевозка в случаях неблагоприятных дорожно-климатических условий и интенсивности движения, способные вызвать значительные задержки движения транспортных средств и повышенную опасность для окружающих. 
      40. При движении в светлое время суток на крупногабаритном и (или) тяжеловесном автотранспортном средстве, а также на автомобилях прикрытия и сопровождения должны быть включены фары ближнего света. 
      41. Наличие автомобиля прикрытия обязательно во всех случаях, когда: 
      1) ширина крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства превышает 3,5 м; 
      2) длина крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства превышает 24 м; 
      3) в других случаях, когда в Специальном разрешении в графе "Особые условия движения" указано, что движение по какому-либо дорожному сооружению, находящемуся на маршруте следования, разрешается в одиночном порядке или указаны другие условия, требующие оперативного воздействия на организацию движения на отдельных участках маршрута следования. 
      42. Наличие автомобиля сопровождения обязательно во всех случаях, когда: 
      1) ширина крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства превышает 4,0 м; 
      2) длина крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства превышает 30,0 м; 
      3) крупногабаритное и (или) тяжеловесное автотранспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения; 
      4) в процессе перевозки требуется оперативное изменение организации движения с целью обеспечения безопасности проезда; 
      5) в иных случаях, установленных органами Дорожной полиции исходя из дорожных условий, состава транспортного потока и интенсивности движения. 
      43. Автомобиль прикрытия или сопровождения передвигается впереди крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства на расстоянии 10-20 м уступом с левой стороны таким образом, чтобы его левая сторона выступала за левую сторону сопровождаемого крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства. 
      44. При проезде по мостам и дорожным сооружениям движение осуществляется согласно условиям, определенным согласовывающими организациями. 
      45. При проезде перекрестков автомобиль сопровождения обеспечивает своевременное перекрытие движения на пересекаемых улицах и дорогах с целью исключения аварийных ситуаций. 
      46. Скорость движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства не должна превышать показаниям, установленным в Специальном разрешении. 
      При движении крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по дорогам общего пользования скорость не должна превышать 50 км/ч, а на искусственных сооружениях - 10 км/ч. 
      47. В процессе движения водитель крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства: 
      1) принимает все необходимые меры для беспрепятственного и безопасного пропуска встречных автотранспортных средств; 
      2) не создает помех для дорожного движения и предоставляет возможность обгона автотранспортным средствам, движущимся сзади. 
      48. При высоте крупногабаритного транспортного средства более 4,0 м перевозчику необходимо проводить контрольный дополнительный замер высоты при движении под мостами, трубопроводами и другими коммуникациями. 
      49. Осуществляя проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства, запрещается: 
      1) выезжать в рейс без Специального разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным Специальным разрешением, при отсутствии подписей должностных лиц, указанных в Специальном разрешении; 
      2) вносить в Специальное разрешение какие-либо изменения или дополнения; 
      3) отклоняться от установленного маршрута движения; 
      4) превышать указанную в Специальном разрешении скорость движения; 
      5) совершать обгоны транспортных средств, движущихся со скоростью 30 км/час и более; 
      6) буксировать другие транспортные средства; 
      7) осуществлять движение в неблагоприятных метеорологических условиях (гололед, видимость менее 100 м и т.п.); 
      8) двигаться по обочине дороги, если такой порядок движения не определен условиями перевозки; 
      9) останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части дороги; 
      10) продолжать движение при возникновении технической неисправности автотранспортного средства или нарушении крепления груза, угрожающих безопасности движения и (или) сохранности груза. 
      50. Если в процессе перевозки возникают обстоятельства, требующие изменения маршрута движения, перевозчику необходимо прекратить движение и обратиться в уполномоченный орган, на территории которого прервалась перевозка, за разрешением движения по новому маршруту в порядке, установленном настоящими Правилами. 
 
5. Дополнительные требования к техническому состоянию и
оборудованию автотранспортных средств, перевозящих неделимые
крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы 
      51. Перевозка крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза осуществляется специализированным подвижным составом - автомобилем-тягачом с прицепом или полуприцепом-тяжеловозом. 
      Допускается перевозка крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза подвижным составом с бортовыми платформами. При этом, в случае необходимости (например, груз выступает за габариты кузова) снимаются борта и применяются дополнительные крепежные приспособления для фиксации груза на автотранспортном средстве. 
      52. Техническое состояние автотранспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, должно соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан , а также инструкции его завода-изготовителя. 
      53. Не допускается загрузка автотранспортного средства сверх допустимых весовых нормативов, установленных для него заводом-изготовителем. 
      54. Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность смещения прицепа и полуприцепа относительно автомобиля - тягача, а также создания другой аварийной ситуации. 
      55. Автомобиль-тягач оборудуется тормозным устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между ним и прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль-тягач рабочим или аварийным тормозом. 
      56. Прицепы (полуприцепы) оборудуются тормозными устройствами, обеспечивающими их автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом. 
      57. Прицепы (полуприцепы) оборудуются стояночным тормозом, действующим на все колеса и обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля-тягача прицепа (полуприцепа) с полной массой на уклоне не менее 16 %. 
      58. На крупногабаритном и (или) тяжеловесном автотранспортном средстве необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров (по одному на каждую сторону) в целях дополнительной его фиксации в случае вынужденной остановки на уклоне. 
      59. Для автопоезда на каждое его звено должно приходиться по два противооткатных упора. 
      60. Кабина транспортного средства с обеих сторон должна быть оборудована наружными зеркалами заднего вида. Зеркала должны обеспечивать водителю достаточный обзор по горизонтали и вертикали, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов автотранспортного средства и перевозимого груза. 
      61. Зеркала заднего вида должны иметь поворотные механизмы, обеспечивающие возможность их перемещения вовнутрь основных габаритов автотранспортного средства с усилием в пределах 20-25 кгс. 
      62. Крупногабаритные и (или) тяжеловесные автотранспортные средства обозначаются опознавательными знаками "Автопоезд", "Крупногабаритный груз" или "Длинномерное транспортное средство" в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми документами. 
      63. Дышло (труба) прицепа-роспуска, выступающая более чем на 1 метр за задний габарит прицепа обозначается в соответствии с Правилами дорожного движения . 
      64. При перевозке крупногабаритного груза, когда высота автотранспортного средства с грузом превышает 4,5 м над проезжей частью дороги, на автомобиле прикрытия необходимо устанавливать одну или две габаритные штанги с сигнальными лампочками желтого цвета на верхнем конце. Высота установки лампочек должна быть на 5-10 см выше верхнего габарита перевозимого груза и находиться в поле зрения водителя крупногабаритного автотранспортного средства. 
      Лампочки должны включаться при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. 
6. Контроль за порядком проезда крупногабаритных и (или) тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам Республики Казахстан
      65. Контроль за проездом крупногабаритных и (или) тяжеловесных автотранспортных средств по автомобильным дорогам Республики Казахстан осуществляется уполномоченным органом в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан в пределах его компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан. 
      66. Определение фактических значений габаритных размеров автотранспортного средства производится при помощи мерных линеек или специального линейно-измерительного инструмента, а полной массы и осевых нагрузок - при помощи автомобильных весов стационарного или переносного типа. 
      67. Линейно-измерительное оборудование и автомобильные весы должны быть в исправном состоянии и иметь сертификаты о проведении метрологической поверки. 
      68. При определении габаритных и весовых параметров автотранспортных средств учитываются установленные погрешности измерительного оборудования, которые трактуются в пользу перевозчика. 
      69. Определение осевых нагрузок для автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов-тяжеловесов, имеющих более двух одинарных или сдвоенных колес на одной оси, допускается производить расчетным путем по апробированным методикам. 
      70. В случае если по месту прибытия автотранспортного средства должностным лицом уполномоченного органа устанавливается факт нарушения настоящих Правил, перевозчик привлекается к административной ответственности, согласно Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс), а дальнейшая эксплуатация автотранспортного средства запрещается до устранения выявленного нарушения. 
      71. При нарушении настоящих Правил уполномоченным органом принимаются следующие меры: 
      1) при выявлении проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства без Специального разрешения перевозка прерывается, автотранспортное средство задерживается и направляется на ближайшую стоянку, а перевозчик привлекается к административной ответственности. 
      Перевозка может быть возобновлена после согласования перевозчиком маршрута проезда и получения Специального разрешения, которое выдается после оплаты суммы сбора за проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспортного средства за весь маршрут следования; 
      2) при выявлении проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства с делимым грузом перевозка прерывается, автотранспортное средство направляется на ближайшую стоянку, а перевозчик привлекается к административной ответственности. 
      Перевозка может быть возобновлена, без выдачи Специального разрешения, когда перевозчик произведет разгрузку автотранспортного средства, чтобы привести его в соответствие с установленными на территории Республики Казахстан допустимыми весовыми и/или габаритными параметрами, и оплатит сумму сбора за проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспортного средства за фактически пройденную часть маршрута; 
      3) при выявлении фактов превышения одного из параметров крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства над указанными в Специальном разрешении, перевозка прерывается, автотранспортное средство направляется на ближайшую стоянку, а перевозчик привлекается к административной ответственности. 
      Перевозка может быть возобновлена только после соответствующей доплаты перевозчиком к уплаченному сбору за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства, получения дополнительного Специального разрешения с указанием фактически установленных весовых и габаритных параметров , а при необходимости дополнительного согласования; 
      4) при обнаружении проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства с отклонением от маршрута, указанного в Специальном разрешении, перевозка прерывается, автотранспортное средство направляется на ближайшую стоянку, а перевозчик привлекается к административной ответственности. 
      Перевозка может быть возобновлена только после согласования маршрута проезда, оплаты перевозчиком суммы сбора за проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства по фактически пройденному маршруту и по вновь определенному маршруту следования, получения нового Специального разрешения; 
      5) при выявлении проезда крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства с отклонениями от сроков, указанных в Специальном разрешении, перевозка может быть прервана и по заявлению перевозчика в дальнейшем продлена сотрудниками уполномоченного органа и согласовывающих организаций, в соответствии с состоянием и условиями дорожного движения по маршруту следования; 
      6) при выявлении Специального разрешения, предъявленного перевозчиком, без согласования органами дорожной полиции перевозка прерывается, автотранспортное средство направляется на ближайшую стоянку, а перевозчик привлекается к административной ответственности. 
      Перевозка может быть возобновлена только после согласования в дальнейшем органом дорожной полиции маршрута следования в соответствии с состоянием и условиями дорожного движения. 
  Приложение 1             
к Правилам организации и       
осуществления перевозок        
неделимых крупногабаритных     
и тяжеловесных грузов       
на территории           
Республики Казахстан       
СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ            на проезд тяжеловесных и (или) 
                                  крупногабаритных транспортных 
N_______                          средств по автомобильным 
                                  дорогам Республики Казахстан 
                                  общего пользования 
  
____________________________________________________________________ 
На движение транспортного средства   (марка, модель, номерной знак) 
  
по маршруту ________________________________________________________ 
         (название населенных пунктов, по которым проходит маршрут, 
____________________________________________________________________ 
                        протяженность пути в км) 
  
1. Параметры транспортного средства: 
общий вес   | 
вес   | 
||
длина, м  | 
ширина, м  | 
высота, м  | 
|
схема расположения осей колес и расстояние между ними, м  | 
минимальный радиус поворота с грузом, м  | 
||
нагрузка по осям, т
1  | 
2  | 
3  | 
4  | 
5  | 
6  | 
7  | 
8  | 
9  | 
10  | 
  2. Транспортные средства, выделенные для сопровождения______________ 
____________________________________________________________________ 
                (марка, модель, номерной знак) 
  
3. Наименование, адрес и телефон организации, транспортирующей груз_ 
____________________________________________________________________ 
  
4.__________________________________________________________________ 
    Движение разрешается            (число, месяц, год) 
  
с_____час   до_____час, со скоростью не более______км/час по дорогам 
5. Особые условия движения__________________________________________ 
                (указать порядок движения автомобилей сопровождения, 
____________________________________________________________________ 
    способ информирования других участников движения о перевозке 
____________________________________________________________________ 
           вид нагрузки и порядок ее пропуска по мостам и др.) 
  
  
-------------------------------------------------------------------- 
линия отреза 
  
  
КОРЕШОК СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ 
  
N_____           ___________________________________________________ 
                 ___________________________________________________ 
____________________________________________________________________ 
____________________________________________________________________ 
         (марка, модель, номерной знак, параметры транспортного 
         средства, номер маршрута, начальный и конечный пункты, 
                          протяженность пути в км) 
  
      Приложение 2         
к Правилам организации     
и осуществления перевозок   
неделимых крупногабаритных и 
тяжеловесных грузов      
на территории         
Республики Казахстан      
      КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН 
      К СПЕЦИАЛЬНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ     на движение по дорогам Республики 
     N_______                      Казахстан крупногабаритных и 
                                   тяжеловесных транспортных средств 
  
Сумма сбора за проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных 
средств по территории Республики Казахстан _________________________ 
                                                  (прописью) 
  
Примечание: Данный контрольный талон является обязательным 
            приложением к соответствующему Специальному разрешению 
            на движение по дорогам Республики Казахстан 
            крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств 
  
                                           Тенге 
1000000  | 
100000  | 
10000  | 
1000  | 
100  | 
10  | 
1  | 
2000000  | 
200000  | 
20000  | 
2000  | 
200  | 
20  | 
2  | 
3000000  | 
300000  | 
30000  | 
3000  | 
300  | 
30  | 
3  | 
4000000  | 
400000  | 
40000  | 
4000  | 
400  | 
40  | 
4  | 
5000000  | 
500000  | 
50000  | 
5000  | 
500  | 
50  | 
5  | 
6000000  | 
600000  | 
60000  | 
6000  | 
600  | 
60  | 
6  | 
7000000  | 
700000  | 
70000  | 
7000  | 
700  | 
70  | 
7  | 
8000000  | 
800000  | 
80000  | 
8000  | 
800  | 
80  | 
8  | 
9000000  | 
900000  | 
90000  | 
9000  | 
900  | 
90  | 
9  | 
КОНТРОЛЬНЫЙ ТАЛОН 
К КОРЕШКУ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ     на движение по дорогам 
N _______                            Республики Казахстан 
                                     крупногабаритных и тяжеловесных 
                                     транспортных средств 
  
Сумма сбора за проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по территории Республики Казахстан _________________________ 
                                                 (прописью) 
Специальное разрешение получил:_____________________________________ 
                                (Ф.И.О. перевозчика, подпись, дата) 
Примечание: Данный контрольный талон является обязательным 
            приложением к соответствующему корешку специального 
            разрешения на движение по дорогам Республики Казахстан 
            крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств 
  
Приложение 3         
к Правилам организации и    
осуществления перевозок     
неделимых крупногабаритных   
и тяжеловесных грузов на    
территории Республики Казахстан 
Сноска. Приложение 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 16.06.2009 N 913 .
Руководителю (заместителю) 
территориального органа   
транспортного контроля ___ 
 
ЗАЯВЛЕНИЕ 
для получения Специального разрешения на проезд 
крупногабаритного и (или) тяжеловесного автотранспортного средства 
Наименование перевозчика____________________________________________ 
РНН_________________________________________________________________ 
Адрес, телефон______________________________________________________ 
Марка автомобиля__________________________гос.номер_________________ 
Марка прицепа (полуприцепа)_______________гос.номер_________________ 
Маршрут движения____________________________________________________ 
Общая протяженность маршрута, км____________________________________ 
в том числе по территории городов, км_______________________________ 
Ф.И.О. водителя ____________________________________________________ 
Ф.И.О. сопровождающего______________________________________________ 
Вид сопровождения __________________________________________________ 
Наименование и вес груза, т ________________________________________ 
Предполагаемая дата и время проезда_________________________________ 
Фактические весовые и габаритные параметры 
автотранспортного средства с учетом груза 
Параметры  | 
Фактические  | 
Допустимые  | 
Превышение  | 
|||
Высота от поверхности дороги, м  | 
||||||
Ширина, м  | 
||||||
Длина автотранспорт-   | 
||||||
Полная масса, т  | 
||||||
Полная масса прицепа, т  | 
||||||
Колесная формула АТС  | 
1 ось  | 
2 ось  | 
3 ось  | 
4 ось  | 
5 ось  | 
6 ось  | 
Расстояние между осями, м  | 
||||||
Фактическая нагрузка на ось, т.с.  | 
||||||
Допустимая нагрузка на ось, т.с.  | 
||||||
Превышение, %  | 
||||||
  
Минимальный радиус поворота автотранспортного средства_____________ 
Дополнительные данные______________________________________________ 
_______________________________              ______________________ 
(должность, Ф.И.О. перевозчика)                   (М.П. подпись) 
  
Дата подачи заявления______________________________________________ 
  
Решение согласовывающего органа____________________________________ 
____________________________                 ______________________ 
  (должность, Ф.И.О.)                             (М.П. подпись) 
  
Решение согласовывающего органа____________________________________ 
____________________________                 ______________________ 
  (должность, Ф.И.О.)                             (М.П. подпись)