Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года "О почте" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемую Программу развития почтово-сберегательной системы Республики Казахстан на 2005-2011 годы (далее - Программа).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009
N 48
(порядок введения в действие см.
п. 2
).
2. Центральным исполнительным органам Республики Казахстан и заинтересованным организациям обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Агентству Республики Казахстан по информатизации и связи ежегодно по итогам полугодия и года представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009
N 48
(порядок введения в действие см.
п. 2
).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 20 октября 2004 года N 1077
Программа развития почтово-сберегательной системы
Республики Казахстан на 2005-2011 годы
Сноска. По всему тексту цифры "2010" заменены цифрами "2011" постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
Сноска. Раздел Паспорт с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
Наименование Программы Программа развития
почтово-сберегательной
системы Республики Казахстан
на 2005-2011 годы
Основание для разработки
Закон
Республики Казахстан
от 8 февраля 2003 года "О почте";
Распоряжение
Премьер-Министра
Республики Казахстан от 5 мая
2004 г. N 131-р "О создании рабочей
группы по разработке Программы
развития почтово-сберегательной
системы Республики Казахстан на
2005-2011 годы";
Пункт 4.15. Плана мероприятий по
реализации Программы Правительства
Республики Казахстан на 2003-2006
годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 5 сентября 2003 года N 903
Основной разработчик Агентство Республики Казахстан по
информатизации и связи
Цель и задачи Основной целью Программы является
Программы обеспечение свободного доступа
населению и реальному сектору
экономики услуг почтово-сберегательной
системы, предоставляемых на уровне
международных стандартов.
Для достижения поставленной цели
необходимо, решение следующих задач:
создание экономических условий для
модернизации почтово-сберегательной
системы и внедрения современных
технологий;
повышение уровня технического
обустройства региональной
инфраструктуры почтово-сберегательной
системы, особенно в сельской
местности;
расширение спектра услуг,
предоставляемых почтово-сберегательной
системой, за счет внедрения
высокотехнологичных услуг с
ориентацией на потребности клиентов;
повышение качества предоставления
почтово-сберегательных услуг до уровня
международных стандартов.
Необходимые ресурсы и На реализацию Программы
источники финансирования необходимы средства из
республиканского бюджета на
увеличение уставного капитала
Национального оператора почты в
размере 10,8 млрд. тенге, в том числе
в 2005 году - 1,4 млрд. тенге, в 2006
году - 2,0 млрд. тенге, в 2007 году -
2,4 млрд. тенге, в 2008 году - 2,0
млрд. тенге, в 2009 году - 1,0 млрд.
тенге, в 2010 году - 1,0 млрд. тенге,
в 2011 году - 1,0 млрд. тенге.
Уточнение предполагаемых финансовых
расходов на 2005-2011 годы будет
осуществляться в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О
республиканском бюджете" на
соответствующий период.
Ожидаемый результат от В Казахстане будет создана эффективная
реализации Программы сетевая инфраструктура, охватывающая
всю территорию страны, способная
обеспечить свободный доступ к
почтово-сберегательным услугам на
уровне международных стандартов.
К 2011 году долю Национального
оператора почты на рынке курьерских
услуг планируется увеличить до 30%, по
услугам доставки пенсий и пособий - до
60%, по выплате заработной платы и
других денежных выплат - до 15%, по
приему коммунальных, налоговых
и иных платежей - до 10%, по
мгновенным почтовым переводам - до
22 %. Подписку на периодические
издания до конца 2011 года планируется
увеличить в 1,9 раза, доставку писем и
бандеролей - в 4,7 раза, пересылку
посылок - в 3 раза. Чистый доход
Компании предполагается увеличить до
конца 2011 года порядка в 4 раза,
производительность труда - в 2,8 раза,
а среднемесячную заработную плату -
в 4,2 раза. До конца 2011 года на
25,7% повысится уровень капитального и
технического обустройства отделений
почтовой связи в сельской местности
путем увеличения собственной сети
почтовой связи за счет строительства;
на 142 единицы расширится сеть пунктов
общественного доступа к Интернет в
сельской местности; в 2 раза
увеличится охват сельских жителей
расширенным ассортиментом
почтово-финансовых услуг, оказываемых
на повышенном качественном уровне.
Сроки реализации 2005-2011 годы
Настоящая Программа разработана в соответствии с
Законом
Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года "О почте",
Распоряжением
Премьер-Министра Республики Казахстан от 5 мая 2004 г. N 131-р "О создании рабочей группы по разработке Программы развития почтово-сберегательной системы Республики Казахстан на 2005-2011 годы", а также пунктом 4.15. Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы, утвержденного
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903.
Географические и экономико-демографические особенности Казахстана, включая большую протяженность территории, низкую и неравномерную плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, а также невысокая платежеспособность сельского населения, негативно влияют на социально-экономическое развитие сельских территорий. Учитывая, что 43 % населения страны проживают в сельской местности, в которой незначительное присутствие финансово-банковских структур сосредоточено в основном на районном уровне, покрывающем менее 5 % от общего количества сельских населенных пунктов, дальнейшие преобразования экономики Казахстана направлены на решение проблемы сокращения отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, а также на преодоление негативных изменений в образе жизни сельского населения.
В связи с этим, начиная с 2000 года, почтовая отрасль подверглась реформированию, направленному на диверсификацию ее деятельности и формирование почтово-сберегательной системы, предусматривающей оказание почтовых и отдельных видов банковских услуг на принципах территориальной и ценовой доступности широким слоям населения Казахстана.
В настоящее время в Казахстане созданы правовые и организационные основы для становления почтово-сберегательной системы. В соответствии с
Законом
Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года "О почте" и другими нормативными правовыми актами в качестве проводника государственной политики по развитию деятельности почтово-сберегательной системы был определен Национальный оператор почты Республики Казахстан (далее - Национальный оператор почты) в лице акционерного общества "Казпочта" (далее - АО "Казпочта"). В соответствии с законодательством Национальный оператор почты наряду с почтовыми услугами получил право осуществлять финансовую деятельность и оказывать финансовые услуги на основании лицензий Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан. Такое решение было принято, исходя из следующих факторов: наличия у АО "Казпочта" самой разветвленной сети почтовых отделений, покрывающей практически всю территорию страны, включающей 3385 отделений, из которых 617 находятся в городах и 2768 - в сельской местности; налаженной системы информационных и денежных потоков; единственным учредителем и участником Общества является государство.
Для дальнейшего развития почтово-сберегательной системы на качественно новом уровне, предусматривающем повышение конкурентоспособности услуг и их предоставление по международным стандартам, необходимо перейти к следующему этапу: создать благоприятные инвестиционные и экономические условия для устойчивого функционирования Национального оператора почты на рынке почтово-сберегательных услуг.
Однако, в процессе реформирования почтовой отрасли в Республике Казахстан при создании АО "Казпочта" государством не были выделены необходимые финансовые средства для становления почтово-сберегательной системы: первоначально уставный капитал Общества был сформирован исключительно в виде зданий и оборудования. Ситуация была усугублена крайне тяжелым финансовым состоянием, характеризующимся накопленной за период с 1993-2000 годы задолженностью Республиканского государственного предприятия почтовой связи накопительным пенсионным фондам, по заработной плате и налогам на общую сумму 140,0 млн. тенге. Сумма накопленных убытков прошлых лет в указанном периоде составила более 250,6 млн. тенге.
Отсутствие финансирования негативно отразилось на состоянии материально-технической базы, износ которой превысил 45 %. Учитывая, что специфика почтовой деятельности проявляется в задействовании значительных объемов основных средств и отвлечении финансовых ресурсов на их содержание, такое положение требует кардинальных решений.
Учитывая, вышеуказанные факторы, а также завершение в 2003 году исполнения отраслевой программы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 2000 года N 1716 "О Программе развития почтовой отрасли Республики Казахстан и формирования почтово-сберегательной системы на 2000-2003 годы", назрела необходимость в разработке Программы развития почтово-сберегательной системы Республики Казахстан на 2005-2011 годы (далее - Программа), в которой определены цели, пути и механизмы ее реализации.
Стратегия развития почтово-сберегательной системы для достижения поставленной в Программе цели будет опираться на следующие принципы государственной политики:
реализация эффективного правового, экономического и организационного механизмов для развития почтово-сберегательной системы;
содействие государства в сокращении разрыва в уровне доступности почтово-сберегательных услуг между городом и селом;
проведение эффективной государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности почтово-сберегательной системы.
Повышение конкурентоспособности Национального оператора почты будет способствовать развитию почтовой отрасли в целом и содействовать приведению всех сегментов почтового рынка к международным стандартам, удовлетворяющим потребностям населения и реального сектора экономики в получении качественных почтовых услуг в условиях свободной конкуренции.
3. Анализ современного состояния рынка
почтово-сберегательных услуг в Казахстане и проблемы
Реализация Программы развития почтовой отрасли Республики Казахстан и формирования почтово-сберегательной системы на 2000-2003 годы способствовала стабилизации почтовой отрасли и созданию предпосылок для формирования почтово-сберегательной системы (таблица 1).
За период 2000-2003 годы была достигнута положительная динамика роста почтового обмена. Так, рост объема периодических изданий составил 39,8 %, ускоренной почты - 90,7 %, письменной корреспонденции - 10,9 %.
Увеличение объемов пересылки письменной корреспонденции, включая пересылку простых писем, почтовых карточек и бандеролей, которые относятся к категории общедоступных услуг, характеризует преодоление спада в этом сегменте почтовых услуг. В соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О почте" обязательства по их предоставлению возложены государством на Национального оператора почты.
В финансовом секторе произошел более значительный рост объема оказываемых услуг. Так, объем денежных переводов увеличился на 11,4 %, приема коммунальных платежей и налогов - в 11 раз, выплат заработной платы - в 185,4 раза, ежедневный грузопоток, отправленный железнодорожным транспортом вырос в 2 раза, авиатранспортом - 3,25 раза.
Таблица 1.
Динамика почтово-сберегательных услуг
Национального оператора почты
Наименование
|
Еди-
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
||||
кол-
|
к пре-
|
кол-
|
к пре-
|
кол-
|
к пре-
|
кол-
|
к пре-
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Периоди-
|
млн.
|
65,1 |
100,3% |
82,4 |
126,6% |
93,6 |
113,6% |
91,0 |
97,2% |
Письменная
|
млн.
|
14,6 |
98,0% |
14,7 |
100,7% |
15,1 |
102,7% |
16,2 |
107,3% |
Посылки |
млн.
|
1,2 |
133,3% |
1,3 |
108,3% |
1,2 |
92,3% |
1,2 |
100% |
Услуги уско-
|
тыс.
|
170,4 |
в 8
|
277,0 |
162,6% |
243,0 |
87,7% |
325,0 |
133,7% |
Денежные
|
млн.
|
0,7 |
116,7% |
0,72 |
102,9% |
0,7 |
97,2% |
0,78 |
111,4% |
Выплата пенсий |
млрд.
|
23,5 |
в 3
|
57,3 |
в 2
|
70,9 |
123,7% |
93,4 |
131,7% |
Прием депозитов |
млн.
|
363,1 |
в 40
|
735,5 |
в 2
|
753,7 |
102,4% |
1381,0 |
183,2% |
Выплата зара-
|
млрд.
|
0,14 |
- |
10,4 |
в 74
|
19,9 |
191,3% |
25,96 |
130,5% |
Прием комму-
|
млрд.
|
1,5 |
в 18
|
2,0 |
133,3% |
2,5 |
125,0% |
11,3 |
в 4
|
Прием налогов |
млрд.
|
- |
- |
1,4 |
- |
3,8 |
в 2
|
5,4 |
142,1% |
Инкассация
|
млрд.
|
4,3 |
в 33
|
91,0 |
в 2
|
141,6 |
155,6% |
184,7 |
130,4% |
Для характеристики рынка почтово-сберегательных услуг в Казахстане рассмотрим отдельные его сегменты.
На рынке курьерских услуг Казахстана присутствует более 30 компаний, в том числе такие крупные международные как "DHL", "FedEx", "TNT", "UPS", "OCS", "Pony Express", а также целый ряд отечественных компаний, предоставляющих услуги в отдельных областных центрах Казахстана. Указанные компании осуществляют свою деятельность в Казахстане уже в течение 7-8 лет и составляют серьезную конкуренцию Национальному оператору почты.
Сегодня на рынке услуг по распространению печатной продукции, кроме Национального оператора почты, работают такие альтернативные структуры, как ТОО СП "Аргументы и факты - Казахстан", ЗАО "Евразия пресс", ЗАО "Эврика-пресс", АО ГУРП "Дауыс", ТОО "Бико", ТОО "Бурда-Алатау пресс", а также другие компании, работающие на уровне отдельных областных центров. При редакциях областных газет созданы подразделения, которые занимаются распространением не только местных газет, но и республиканских и российских изданий, создавая конкуренцию областным филиалам Национального оператора почты. Если ранее тиражи по принятой подписке альтернативными структурами доставлялись через филиалы Национального оператора почты, то на сегодняшний день создаются собственные службы по доставке печати. При этом Национальный оператор почты продолжает оставаться самым крупным субъектом на рынке услуг по распространению печати и подписке: на его долю приходится около 85 % тиражей подписных периодических печатных изданий, распространяемых в республике, из которых 42 % приходится на республиканские периодические издания, доставляемые Национальным оператором почты в сельской местности, включая отдаленные сельские и приграничные районы.
В течение ряда последних лет рынок денежных переводов динамично растет. Основные участники рынка - Western Union, MoneyGram, Contact (АКБ "Русславбанк" - Российская Федерация) и Анелик (ООО "Банк Анелик" - Армения). Интерес к казахстанскому рынку проявляет международная система переводов Travelex Worldwide Money Ltd. Среди казахстанских участников выделяются следующие банки второго уровня: Банк ЦентрКредит, Народный Банк Казахстана, Банк Каспийский и другие. Доля Национального оператора почты на этом рынке составляет менее 1 %, однако он имеет высокий потенциал развития благодаря наличию широкой региональной сети, 80 % отделений которого расположены в сельской местности, где наблюдается существенное снижение присутствия банковских структур и их концентрация на городском и районном уровнях. Подтверждением этому служат следующие цифры: за последние пять лет количество филиалов коммерческих банков, расположенных на территории Казахстана, и количество расчетно-кассовых отделов сократилось, соответственно, на 91 и 266 единицы, у Народного банка, имеющего разветвленную сеть филиалов и самый продолжительный опыт по оказанию сберегательных услуг и выплат пенсий - на 14 и 743 единицы. В настоящее время доля Народного сберегательного банка на рынке социальных выплат составляет 51 %, Национального оператора почты - 47 %, 2 % приходится на другие банки второго уровня. При этом 100% выплат в сельских населенных пунктах республики приходится на Национального оператора почты.
С целью развития депозитного рынка в Казахстане и вовлечения в него жителей сельской местности, в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О почте" государством обеспечивается сохранность вкладов населения, привлекаемых Национальным оператором почты на срочные депозиты, посредством размещения их в государственные ценные бумаги и иные ликвидные финансовые инструменты. Однако, несмотря на расширение доступности такой услуги, низкий уровень выплачиваемого вознаграждения за размещенные вклады в систему Национального оператора почты негативно влияет на привлекательность депозитных услуг, что подтверждается незначительной их долей, составляющей около 1 % от общей суммы депозитов, размещенных в банковском секторе.
Таким образом, рынок почтово-сберегательных услуг в Казахстане характеризуется высоким уровнем конкуренции исключительно на городском уровне. В сельской местности Национальный оператор почты является практически единственным участником рынка почтовых и финансовых услуг, однако неразвитость почтовой инфраструктуры и телекоммуникационных технологий не позволяет оказывать их на качественном уровне.
Проведенный анализ отражает проблему разрыва в качественном предоставлении почтово-сберегательных услуг между городом и селом, который без государственного регулирования будет усугубляться из-за захвата привлекательных ниш рынка коммерческими компаниями и неравных условий конкуренции для Национального оператора почты, осуществляющего свою деятельность преимущественно в сельской местности. В связи с этим настоящая Программа направлена на повышение конкурентоспособности Национального оператора почты на рынке почтово-сберегательных услуг.
3.2 Зарубежный опыт развития почтово-сберегательных услуг
В условиях резкого снижения почтового обмена в мировом и региональном планах (и, соответственно, доходов), вызванного структурными изменениями на международном уровне, либерализацией рынков, а также технологической эволюцией, необходимость выработки новой стратегии развития почтовой индустрии была озвучена на XXII Конгрессе Всемирного Почтового Союза, прошедшем в августе-сентябре 1999 года, где была утверждена Пекинская почтовая стратегия 2000-2004 годов. В качестве основополагающего принципа данной стратегии было принято введение разнообразных видов услуг, в первую очередь финансовых, адаптированных к рынку, и повышение качества почтовых служб.
Варианты соединения различных видов услуг привели к весьма положительным результатам во многих странах с различным экономическим уровнем развития. В зависимости от особенностей национального законодательства различные страны выбирают как варианты создания почтовых банков в дополнение к почтовым институтам, так и прямого сочетания почтовых, финансовых и агентских услуг на базе филиальной сети.
Так, во Франции спектр оказываемых услуг, помимо почтовых, включает ряд банковских услуг, в том числе, ипотечное кредитование, услуги логистики и другие. В Германии - переводные операции, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, лизинг, электронная коммерция, прием депозитов, услуги логистики. Реформирование по такому пути почтовой отрасли Италии позволило почтовой администрации уже в первом полугодии 2000 года выйти на существенное уменьшение отрицательного результата оперативной деятельности (с 336 до 19 млрд. лир). Почтово-сберегательная система Нидерландов, в которой держат счета более 7 миллионов человек, осуществляет более 50% всех платежей страны и является одним из крупнейших поставщиков финансовых услуг.
В Японии реализовано уникальное сочетание в рамках одного предприятия почтовых, финансовых и страховых услуг. Японская почтово-сберегательная система является одним из крупнейших финансовых учреждений в мире, одним из главных преимуществ которой является присутствие в каждом населенном пункте страны. Ее сеть включает 24 100 почтовых отделений, в которых работает порядка 150 тыс. человек. Японская почтово-сберегательная система обслуживает примерно 20 % депозитного сберегательного рынка страны. Депозиты населения составляют свыше 253 триллионов йен или 2,2 триллиона долларов США.
К приоритетным направлениям деятельности современной швейцарской почты относится деятельность в следующих четырех секторах: финансовом, транспортном, почтовых отправлений и логистики. В финансовом секторе деятельность осуществляется на договорной основе с банками, в которых оговариваются конкретные услуги. В настоящее время 2/3 платежей в стране осуществляется через почту, количество счетов составляет порядка 2,3 млн. единиц. Спектр основных финансовых услуг включает депозиты, различные схемы страхования, ссуды. Одной из последних внедренных услуг является ипотечное кредитование.
Почта Китая помимо предоставления традиционных услуг, таких как письменная корреспонденция, почтовые посылки и переводы, подписка на периодические издания, их доставка и служба филателии, приступила к доставке отправлений EMS, приоритетной почты, электронной почты, развитию служб почтовой сберегательной кассы и предоставлению агентских услуг. Особое внимание при реформировании почтовой отрасли Китая отводится развитию таких банковских служб, как почтовая сберегательная касса и службы оплаты по почте (денежные переводы).
В 2000 году мировая тенденция реформирования почты коснулась Республики Казахстан. Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, принявшей за основу почтово-сберегательную модель, эффективность которой подтверждается зарубежным опытом и достигнутыми положительными результатами отечественного оператора почты.
По этому пути начинают развивать почтовую отрасль страны СНГ и Балтии.
Следует отметить, что реформирование почтовой отрасли в зарубежных странах было осуществлено с помощью государственной поддержки, включая содействие в финансировании национальных операторов.
3.3 Современное состояние Национального оператора почты
Диверсификация деятельности, начиная с 2000 года, способствовала выходу компании из кризисной ситуации, сложившейся в течение последних десяти лет. Так, за период с 2000 по 2003 год благодаря восстановлению технологической цепи производственных процессов и преодолению тенденции сокращения почтовой сети был приостановлен спад почтового обмена и намечена динамика его роста. Предоставление финансовых услуг характеризовалось активным развитием и сопровождалось совершенствованием системы управления финансовыми потоками. Это позволило в 2003 году увеличить финансовый результат по сравнению с 2000 годом в 60 раз - с 2,2 млн. тенге до 131,3 млн. тенге, а совокупные доходы - в 1,5 раза, которые составили 5 003,1 млн. тенге. Тем не менее, достигнутые положительные результаты не могут обеспечить решение насущных проблем.
Учитывая специфику отрасли почтовой связи, которая проявляется в преобладающей доле зданий в основных фондах и высоком уровне затрат на их содержание, объем чистого дохода Национального оператора почты сможет покрыть потребность только в восстановлении выбывающих основных средств и не позволит аккумулировать средства на развитие сетевой инфраструктуры. В связи с этим осуществление мероприятий, намеченных настоящей Программой, без участия государства растянется не на одно десятилетие и, в конечном итоге, будет ослаблена возможность эффективного задействования региональной сети в реализации насущных социально-значимых проектов на государственном уровне.
Функционирование почтово-сберегательной системы сопряжено со следующими внешними и внутренними проблемами:
снижение уровня платежеспособности населения в период перехода к рыночной экономике повлекло резкое сокращение почтового обмена и привело к убыточности почтовой деятельности;
значительная доля сельского населения, проживающего преимущественно в малочисленных населенных пунктах, привела к резкому разрыву предоставления услуг связи на городском и сельском уровнях;
остаточный принцип финансирования почтовой связи в составе отрасли электросвязи привел к резкому ухудшению состояния материально-технической базы;
развитие современных технологий и появление альтернативных средств связи повлияло на снижение спроса потребителей на почтовые услуги;
высокий уровень транспортно-эксплуатационных затрат почтовой связи на эксплуатацию транспорта и содержание региональной сети является следствием географических и демографических особенностей страны с большой территорией и низкой плотностью населения;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог привело к удорожанию затрат на обслуживание межрайонных, внутрирайонных и внутригородских маршрутов автомобильным транспортом;
низкая мотивация труда, связанная с низким уровнем оплаты в целом по почтовой отрасли и постоянным дефицитом средств, привела к оттоку квалифицированного персонала и повлияла на снижение качества его работы.
В настоящем разделе обозначен ряд ключевых проблем, решение которых позволит обеспечить развитие почтово-сберегательной системы в Казахстане.
В области тарифной политики
Анализ рынка почтово-сберегательных услуг показал, что в связи с динамичным его развитием в городской местности цены на услуги регулируются спросом и предложением, уровень их себестоимости относительно низкий. Иная ситуация складывается в сельской местности. Ввиду больших расстояний между населенными пунктами и низкой плотности сельского населения себестоимость почтовых услуг значительно выше.
Национальный оператор почты, оказывающий социально значимые услуги, тарифы по которым регулируются государством, зачастую несет убытки по их предоставлению в сельской местности, поскольку действующие тарифы на большинство видов оказываемых услуг установлены по усредненным ставкам, не учитывающим различия в себестоимости предоставления услуг в городской и сельской местности, либо установлены ниже фактической себестоимости. Для сравнения, в Российской Федерации тариф на услуги по выплате пенсий и пособий составляет 1,5% от суммы выплат, в Узбекистане - 1,4%, на Украине в городах - 0,9%, районных центрах и в сельской местности - 1,8 %, в Белоруссии - в городах - 1,2 %, районных центрах - 1,43 %, в сельской местности - 2,4 %, в Казахстане - в городе - 0,4 %, в сельской местности - 0,84 %.
Эти факторы негативно сказываются на возможности реализации комплексных программ модернизации и замены выбывающего оборудования, приводит к низкой мотивации труда работников и снижению качества предоставления услуг.
Технологически осуществление почтовой деятельности связано с использованием услуг национального перевозчика для доставки почтовых отправлений железнодорожным транспортом, который является субъектом естественной монополии и тарифы на пробег вагонов регулируются антимонопольным ведомством. Сложившаяся практика показала, что повышение тарифов национального перевозчика на пробег вагонов не сопровождается одновременным повышением тарифа на общедоступные услуги почтовой связи, устанавливаемые антимонопольным ведомством для Национального оператора почты. Таким образом, не компенсируются расходы Национального оператора почты по оказанию общедоступных услуг, что приводит к ухудшению финансового положения оператора.
Установленные гарантированные низкие нормы загрузки почты на борт самолетов не соответствуют реальным объемам. Кроме того, высокие тарифы на внутреннюю авиаперевозку не покрывают расходы Национального оператора почты по оказанию общедоступных услуг почтовой связи населению.
Проблема действующей тарифной политики в сфере почтовых услуг усложнена отсутствием раздельного учета затрат, который позволяет устанавливать реальный уровень себестоимости на каждый вид услуг. В связи с чем, для осуществления окупаемой деятельности Национального оператора почты необходимо ее совершенствование в рамках реализации настоящей Программы.
В области состояния основных фондов
Специфической особенностью почтово-сберегательных услуг является сетевой характер их предоставления, который заключается в высоком уровне их распределения по времени и протяженностью в пространстве: услуга завершается на момент его вручения адресату. Исходя из этого, среди связующих звеньев технологического процесса выделяются следующие компоненты: здания, транспорт, почтовое, банковское, телекоммуникационное оборудование и информационные технологии, которые распределены по всей региональной сети и носят комплексный характер присутствия в технологической цепи.
Отсутствие финансовых источников для восстановления выбывающего оборудования привело к высокому уровню морального и физического износа основных средств: по зданиям и сооружениям он составил 32 %, оборудованию - 37 %, автотранспорту - 47 %. К ряду причин критического состояния основных фондов относятся следующие.
В настоящее время из общего количества зданий (1260 единиц) основная доля зданий и сооружений (831 или 66 %) была построена в период с 1966 года по 1971 год, из которых 417 расположены в городах, 171 в районных центрах и 243 - в сельской местности. Это обусловлено передачей изношенных зданий ряда ликвидированных районных филиалов ОАО "Народный Банк Казахстана" для выполнения функций по выплате пенсий и пособий. Капитальный ремонт зданий и сооружений, который должен проводиться каждые 20 лет, ввиду отсутствия средств практически не осуществлялся. Кроме того, наличие излишних пустующих площадей в сельской местности не оправдывает расходы Национального оператора почты, направляемые на их содержание.
Из 982 единиц автомобильного парка Национального оператора более 50 % транспортных средств эксплуатируются с истекшим сроком службы, вынужденное его использование оправдывается перевозкой не только почтовых отправлений, но и денежных средств, предназначенных для выплаты зарплаты бюджетным организациям, пенсий и пособий населению. Проблемное состояние автотранспортных дорог, особенно в сельской местности, влечет рост расходов, связанных с проведением ремонтных работ автотранспортных средств.
Используемый парк почтовых вагонов не обновлялся в течение последних 15 лет, в связи с чем значительная часть почтовых вагонов имеет предельный срок выработки ресурсов: из 49 почтовых вагонов 18 эксплуатируются более 25 лет и 14 почтовых вагонов подлежат списанию.
В настоящее время укомплектованы компьютерным оборудованием отделения на городском и районном уровнях, учитывая, что основная сфера деятельности Национального оператора почты сосредоточена в сельской местности (более 80% отделений расположены в сельских населенных пунктах), остро стоит проблема компьютеризации сельской сети и установки современного программного обеспечения.
Значительный износ основных средств и усиливающееся отставание от технического прогресса привели к снижению качества обслуживания и способствовали оттоку клиентов.
В области качества предоставления услуг
Общественные потребности в почтово-сберегательных услугах диктуют необходимость создания и поддержания на приемлемом уровне национальной сети, обеспечивающей свободный доступ к услугам всех слоев населения и бизнес-структур. Это подразумевает наличие определенных нормативов размещения производственных объектов в зависимости от плотности населения и расстояний между населенными пунктами, определение перечня универсальных услуг, а также параметров качества их предоставления.
На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с увеличением частоты перевозки, уменьшением сроков доставки почтовых отправлений и денежных выплат, обеспечением доставки периодических изданий в день выхода из печати и другие.
В настоящее время доставка газет в районные центры большинства областей производится только на 2-3 день, а в сельские населенные пункты - на 3-4 день после выхода из печати. Частота доставки периодических изданий составляет: в областных центрах - 6 раз в неделю, в районных центрах - 3 раза в неделю, в сельских населенных пунктах - 2 раза в неделю. Неразвитость сети пунктов децентрализованной печати усугубляет проблему своевременного выпуска и доставки периодических изданий на селе.
Рост объема перевозимых денежных средств в сельской местности обостряет проблему обеспечения их безопасности и надежности. Кроме того, низкий уровень телефонизации сельских населенных пунктов затрудняет внедрение автоматизированных процессов передачи информации.
На снижение качества почтовых услуг повлияло также и текущее состояние абонентских почтовых ящиков, установленных в подъездах жилых многоэтажных домов, большинство из которых пришло в непригодность. Ранее почтовые абонентские ящики находились на балансе домоуправлений, жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК), которые оплачивали работу органов почтовой связи за техническое обслуживание, ремонт, покраску и их замену. После распада ЖЭК вопросы установки, эксплуатации и содержания абонентских почтовых ящиков не нашли отражение в действующем законодательстве. В связи с этим необходимо внести дополнения и изменения в
Закон
Республики Казахстан "О жилищных отношениях" касательно введения норм о праве собственности, размещении и обслуживании абонентских почтовых ящиков.
Учитывая расширение спектра услуг, включая как почтовые, так и современные финансовые услуги, оказываемые в отделениях Национального оператора почты, требуется привлечение квалифицированного персонала, владеющего определенным уровнем компьютерной грамотности и навыками работы с автоматизированными системами управления и обработки данных. В то же время финансовые возможности Национального оператора почты не позволяют сформировать конкурентоспособный уровень оплаты для привлечения квалифицированных и профессионально подготовленных работников. В то же время нерентабельная деятельность оператора в сельской местности сказывается на низком уровне оплаты труда работников и ведет к дальнейшему снижению социальной защищенности работников почтовой связи. Для повышения престижа профессии и закрепления работников необходимо создать благоприятные экономические условия, позволяющие повысить уровень заработной платы работников почтовой связи.
Наряду с этим остается нерешенной проблема подготовки специалистов в ВУЗах страны. Существующая система государственного и частного образования Республики Казахстан не предусматривает подготовку специалистов в сфере почтовой отрасли.
Таким образом, несовершенство правового обеспечения, неразвитость почтовой инфраструктуры, особенно в сельской местности, низкая мотивация труда негативно влияют на качество предоставления почтово-сберегательных услуг и усугубляют разрыв их доступности между городом и селом.
Оценка сильных и слабых сторон
Среди слабых сторон почтово-сберегательной системы выделяются следующие: неконкурентоспособность на городском уровне и высокозатратная деятельность на сельском уровне; высокий уровень износа основных средств и отсутствие финансовых источников для их модернизации; высокий уровень затрат на содержание материальных ресурсов не позволяет формировать источники для развития и совершенствования материально-технической базы и внедрения современных технологий; низкий уровень оплаты труда вызывает отток профессиональных кадров, что ухудшает качество предоставляемых услуг.
К сильным сторонам можно отнести следующие. В первую очередь, это наличие широкой региональной сети, покрывающей практически всю территорию страны, обеспечивающей доступность услуг населению. Во-вторых, статус Национального оператора почты как государственного института и механизм гарантирования сохранности вкладов населения, размещенных на срочные депозиты, повышают доверие к его деятельности на рынке почтово- сберегательных услуг. В-третьих, построенная трехуровневая система управления содействует оптимизации и совершенствованию деятельности всех составляющих звеньев Национального оператора почты.
Целью Программы является обеспечение свободного доступа населению и реальному сектору экономики услуг почтово-сберегательной системы, предоставляемых на уровне международных стандартов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание экономических условий для модернизации почтово-сберегательной системы и внедрения современных технологий;
повышение уровня технического обустройства региональной инфраструктуры почтово-сберегательной системы, особенно в сельской местности;
расширение спектра услуг, предоставляемых почтово-сберегательной системой, за счет внедрения высокотехнологичных услуг с ориентацией на потребности клиентов;
повышение качества предоставления почтово-сберегательных услуг до уровня международных стандартов.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
Основой формирования региональной политики государства является принцип неразрывности единого информационного пространства страны. В связи с этим в настоящей Программе в качестве приоритетных направлений определены повышение уровня доступности, качества и ассортиментного ряда социально значимых услуг на городском и сельском уровнях.
Это предполагает, в первую очередь, создание благоприятных экономических условий для модернизации оборудования и технологий почтово-сберегательной системы. В отличие от других операторов на рынке почтово-сберегательных услуг Национальный оператор почты представлен как акционерное общество, единственным учредителем и участником которого является государство. В связи с этим для сбалансированного развития рынка почтово-сберегательных услуг финансирование Национального оператора почты в настоящей Программе предполагается осуществить путем его капитализации за счет средств республиканского бюджета.
Модернизация действующих технологий и оборудования будет содействовать расширению спектра предоставляемых услуг, в том числе и высокотехнологичных, а также повышению качественных показателей деятельности Национального оператора почты. Это послужит основой для подключения региональной инфраструктуры Национального оператора почты к технологически ориентированным проектам, направленным на реализацию комплекса мер по развитию сельских территорий, пенсионной системы, малого и среднего бизнеса, системы жилищных строительных сбережений, Национальной межбанковской системы платежных карточек, а также системы "электронное правительство".
В целях создания рентабельной региональной сети Национального оператора почты с учетом как экономических, так и социальных факторов, включая оценку показателей плотности населения, количества клиентов, обслуживающихся в одном отделении связи, спроса потребителей в получении почтовых, финансовых и агентских услуг предусматривается поэтапное развитие сети на 2005-2011 годы:
1 этап - до 2007 года - на уровне областных и сельских районных центров.
2 этап - до 2011 года - на уровне сельских отделений почтовой связи, расположенных в населенных пунктах численностью населения свыше 2000 человек, а при условии высокого потенциала развития и деловой активности - свыше 1000 жителей.
При этом для населенных пунктов с меньшей численностью населения будет применяться дифференцированный подход, исходя из таких критериев, как удаленность от ближайших отделений почтовой связи, количество пенсионеров, состояние автомобильных дорог и других.
Для реализации поставленных целей и задач настоящей Программы определены следующие механизмы.
5.1 Модернизация материально-технической базы Национального оператора почты и внедрение современных технологий
Сноска. Подраздел 5.1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
С целью расширения доступности и ассортимента почтово-сберегательных услуг в сельской местности предполагается осуществить мероприятия по "Развитию почтово-сберегательной системы в сельской местности в рамках реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2011 годы". В связи с этим в течение 2005-2011 годов перспективные сельские отделения почтовой связи будут оснащены современным почтовым оборудованием, транспортными средствами, планируется строительство, проведение капитального ремонта и технической укрепленности отделений почтовой связи.
Для повышения технических стандартов почтовых офисов в городской местности до уровня расчетно-кассовых отделов отечественных банков планируется проведение мероприятий по "Развитию инфраструктуры в городах". Это предполагает проведение капитального ремонта и технической укрепленности зданий и сооружений, приобретение и установка технических средств безопасности, а также оснащение отделений производственной мебелью.
Мероприятия по "Совершенствованию системы магистральных перевозок" направлены на развитие системы перевозок почтовых отправлений и сокращение сроков их перевозки. Это предполагает проведение капитально-восстановительного ремонта почтовых вагонов, а также приобретение автотранспортных средств для перевозки почтовых отправлений и денежных средств.
С целью внедрения новых видов услуг и технологий планируется осуществление мероприятий по "Развитию почтово-сберегательных услуг", что предполагает приобретение компьютерного, банковского оборудования, кассовой техники и программного обеспечения, а также создание резервного вычислительного центра.
Реализация намеченных мероприятий позволит заложить основу для дальнейшего эффективного и устойчивого развития почтово-сберегательной системы на принципах самофинансирования и самоокупаемости.
5.2 Совершенствование тарифной политики
В целях создания равных конкурентных условий для операторов почты, особенно оказывающих услуги почтовой связи в сельской местности, необходимо построение оптимальной стратегии ценообразования.
В связи с этим в области почтовых услуг предусматривается введение раздельного учета затрат по видам услуг. Это позволит определить реальный уровень себестоимости услуг, формировать доходы для покрытия текущих затрат и получения прибыли.
Для рентабельной деятельности Национального оператора почты по перевозке почтовых отправлений железнодорожным транспортом необходимо одновременное регулирование тарифа на пробег вагонов и тарифа на общедоступные услуги почтовой связи.
5.3 Переход к международным стандартам качества
Процесс перехода Национального оператора почты к современным стандартам качества будет сопровождаться модернизацией производства, внедрением современных технологий управления, повышением профессионального уровня персонала, а также развитием услуг и внедрением новых их видов.
А. Развитие общедоступных услуг
В соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О почте" общедоступные услуги почтовой связи заключаются в услугах оператора почты по пересылке простых писем, почтовых карточек и бандеролей пользователей. В настоящее время, исходя из наличия широкой почтовой сети, покрывающей всю территорию страны, обязательства по их предоставлению собственником в лице государства возложены на Национального оператора почты.
Повышению спроса населения на общедоступные услуги содействуют внешние факторы - благоприятная экономическая ситуация в стране (рост уровня платежеспособности населения, развитие частного и делового секторов экономики, низкий уровень инфляции и другие). Дальнейшему стимулированию спроса населения на общедоступные услуги будет содействовать осуществление модернизации оборудования и внедрение Национальным оператором почты новых технологий для обработки почтовых отправлений, что, в свою очередь, повлечет повышение качества их предоставления.
В целом, развитие конкуренции на почтовом рынке будет способствовать появлению альтернативных операторов, способных оказывать общедоступные услуги. Это позволит рассмотреть возможность исключения Национального оператора почты из числа монополистов по названным услугам и создать правовые условия вхождения частных операторов.
Б. Развитие финансовых услуг
Б.1. Платежные карточки
Для реализации Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек, в соответствии с которой предполагается создание единой безналичной розничной платежной системы с применением микропроцессорных карточек, предусматривается подключить региональную сеть Национального оператора почты. Это позволит усовершенствовать механизм выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий; оптимизировать процесс сбора коммунальных платежей, оплаты услуг транспорта и связи; осуществлять бюджетные (налоговые, таможенные) и иные обязательные сборы в безналичной форме и сократить расходы на эмиссию наличных денег.
Для этих целей Национальному оператору почты необходимо организовать выпуск платежных карточек, их обслуживание и развить сеть банкоматов и электронных терминалов.
Успешная реализация Программы будет способствовать внедрению и развитию таких новых услуг как Интернет-коммерция (E-commerce), Электронный кошелек (E-cash), а также доступа с помощью микропроцессорных карточек к различным видам информационных ресурсов и услуг (карточка медицинского страхования; электронные удостоверения личности; транспортная карта; бонусные карты и др.).
Также предусматривается предоставление услуг путем соединения вкладных операций с кредитными и осуществление безналичных платежей посредством платежных карточек с целью удовлетворения потребностей различных категорий вкладчиков. Наряду с тиражированием стандартных услуг, ориентированных на широкие слои населения, Национальным оператором почты будет предложено индивидуальное обслуживание для состоятельных клиентов.
Внедрение микропроцессорных карточек с неплатежными приложениями дает возможность аккумулировать в единой базе данных сведений о физических и юридических лицах, повышения эффективности государственного и местного управления, создания технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации и некоторые другие. В свою очередь, разветвленная региональная сеть Национального оператора почты может быть использована для предоставления доступа населения к информационным ресурсам проекта "Электронное правительство".
Б.2. Депозиты
Анализ сложившегося депозитного рынка в республике показывает, что большинство вкладчиков при принятии решения о вложении собственных средств руководствуются, прежде всего, надежностью финансового института для их сохранности.
Для социально-экономической защиты вкладчиков и обеспечения доступности данной услуги населению на всей территории страны был введен альтернативный банковскому механизм обеспечения сохранности вкладов физических лиц, привлеченных Национальным оператором связи, закрепленный
Законом
Республики Казахстан "О почте". Данный механизм предусматривает обеспечение государством сохранности вкладов населения, привлекаемых Национальным оператором почты на срочные депозиты, посредством размещения их в государственные ценные бумаги и иные ликвидные финансовые инструменты.
Национальному оператору почты необходимо совершенствовать систему оказания финансовых услуг, особенно для населения, проживающего в сельской местности, имеющих ограниченный доступ к банковским услугам, с учетом возникающих при этом рисков как для почтово-сберегательной системы, так и для финансового рынка в целом.
В. Агентские услуги
Сеть Национального оператора почты, покрывающая практически всю территорию страны, создает благоприятные условия для предоставления широким слоям населения таких видов агентских услуг, как "товары - почтой", различные виды страхования, заключение пенсионных договоров и осуществление выплат пенсионных накоплений, выдачу и погашение займов, предоставленных другими финансовыми институтами, в том числе и через систему жилищных строительных сбережений, как агента Жилстройсбербанка.
Успешная реализация социально значимых проектов в плане обеспечения доступности таких услуг подтверждает эффективность подключения сетевой инфраструктуры почтово-сберегательной системы на агентских началах к банковским ресурсам и услугам, а также к фондам микрокредитования населения и субъектов малого бизнеса, создаваемым органами власти на различных уровнях.
Г. Трансфер-агентские услуги
Основной задачей развития технической инфраструктуры национального рынка ценных бумаг является обеспечение полноценного доступа к услугам финансовых организаций населения Казахстана, проживающего в различных регионах страны. Для стимулирования развития схем коллективного инвестирования брокеры-дилеры смогут использовать сеть трансфер-агентов на рынке ценных бумаг для распространения ценных бумаг. Данная схема позволит использовать все возможные ресурсы для вовлечения широких слоев населения к инвестиционным программам.
Привлечению и закреплению клиентов, созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства будет способствовать развитие программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиента, использование передовых информационных технологий.
На основе широкой сети отделений Национального оператора почты в областных центрах, районах и городах Казахстана будут открыты пункты, осуществляющие прием-передачу документов между различными финансовыми институтами, действующими на рынке ценных бумаг, и их клиентами, а также пункты покупки-продажи ценных бумаг, которые позволят физическим лицам осуществлять сделки передачи прав собственности с ценными бумагами.
Д. Интернет-ориентированные услуги
Развитие телекоммуникаций способствует развитию услуг, построенных на базе Интернет-коммерции, что предполагает организацию коммерческой деятельности в сети Интернет.
В рамках развития Интернет-ориентированных услуг будут внедрены проекты реализации филателистической продукции, "Интернет-подписка" и в дальнейшем реализацию проекта продажи товаров по каталогам через Интернет. Перспективным представляется также совместный с АО "Казахтелеком" проект предоставления доступа к Интернет-услугам сельскому населению.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сноска. Раздел 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
Собственные средства Национального оператора почты в сумме 1,2 млрд. тенге в период с 2005 по 2011 годы позволяют обеспечить восстановление выбывающих основных средств. Однако, для развития почтово-сберегательной системы вышеуказанных средств недостаточно.
В связи с этим, учитывая первостепенную важность реализации настоящей Программы, направленную на обеспечение свободного доступа населения Казахстана, особенно проживающего в сельской местности, к широкому спектру почтовых и финансовых услуг, государством, в 2004-2006 годах будет задействован механизм увеличения уставного капитала Национального оператора почты за счет средств республиканского бюджета. Капитализация почтово-сберегательной системы позволит создать экономические предпосылки для ее дальнейшего развития на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Таким образом, в 2005-2011 годы потребуется дополнительно увеличить уставный капитал Национального оператора почты на 10,8 млрд. тенге за счет средств из республиканского бюджета, в том числе в 2005 году - 1,4 млрд. тенге, в 2006 году - 2,0 млрд. тенге, в 2007 году - 2,4 млрд. тенге, в 2008 году - 2,0 млрд. тенге, в 2009 году - 1,0 млрд. тенге, в 2010 году - 1,0 млрд. тенге, в 2011 году - 1,0 млрд. тенге. Уточнение предполагаемых финансовых расходов на 2005-2011 годы будет осуществляться в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий период. Привлеченные финансовые источники будут направлены на реализацию следующих мероприятий (таблица 2).
Таблица 2
Направления инвестиций
млрд. тенге
Наименование
|
Дейст-
|
Планируе-
|
В том числе по годам |
||||||
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
|||
1. Развитие
|
|
6,83
|
0,33 |
0,2 |
0,35 |
|
|
|
|
Итого: |
0,4 |
10,77 |
1,44 |
1,97 |
2,36 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Сноска. Раздел 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
Выполнение намеченной Программы напрямую зависит от объемов формирования источников финансирования, использование которых позволит Национальному оператору почты создать развитую региональную инфраструктуру, способную на всей территории страны обеспечить свободный доступ к почтово-сберегательным услугам, предоставляемым на уровне международных стандартов.
Улучшение материально-технической базы Национального оператора почты и внедрение современных технологий, позволит оказывать почтово-сберегательные услуги на высоком качественном уровне: частота перевозки почты по внутриобластным маршрутам до 5 раз в неделю, по внутрирайонным маршрутам до 4 раз в неделю, почтовые денежные переводы на всей территории страны будут осуществляться в течение одного дня. Увеличение частоты перевозки почты позволит сократить сроки доставки почтовых отправлений между областным центром и районными (городскими) центрами. Снижение разрыва в ассортиментном ряде спектра почтово-сберегательных услуг и качества их предоставления между городом и селом создаст благоприятные условия для социально-экономического развития сельских территорий.
Подключение инфраструктуры Национального оператора почты к социально значимым государственным программам развития будет содействовать ускоренному экономическому развитию страны, включая развитие национальной межбанковской системы платежных карточек, электронного правительства, системы жилищных строительных сбережений, финансового сектора, малого и среднего бизнеса, особенно в сельской местности, пенсионной реформы.
Через почтовые отделения будет предоставляться более широкий спектр финансовых услуг, внедрены эффективные и самоокупаемые передовые продукты на базе технологий смарт-карт и сети терминалов. Благодаря почтовым сбережениям финансовые услуги станут доступными для людей с низким и средним уровнем доходов.
Расширение сферы деятельности почтово-сберегательной системы на новом качественном уровне положительно скажется на улучшении производственно-финансовой деятельности Национального оператора почты и обеспечит уровень рентабельности, достаточный для развития и полномасштабного совершенствования деятельности.
Исходя из достигнутых позиций Национального оператора почты, к 2011 году предполагается достичь следующих результатов относительно уровня 2003 года:
увеличить подписку на периодические издания в 1,7 раза или дополнительно на 84,7 млн. экземпляров, обеспечив ежегодный рост в среднем 5-10 %, доставку писем и бандеролей - в 4 раза или на 48,1 млн. единиц с ежегодным ростом в среднем 15 %, пересылку посылок - в 3 раза (в среднем на 11 % ежегодно) или на 2,4 млн. единиц;
повысить долю рынка курьерских услуг до 30 %, ежегодный рост в среднем 2-4 %, по услугам доставки пенсий и пособий - до 60 %, ежегодный рост в среднем 10-12 %, по выплате заработной платы и других денежных выплат - до 15 %, ежегодный рост в среднем 14-16 %, по приему коммунальных, налоговых и иных платежей - до 10 %, ежегодный рост в среднем 20-22 %, по мгновенным почтовым переводам - до 22 %, ежегодный рост в среднем 9-11 %;
обеспечить рост чистого дохода в 4 раза - до 606,8 млн. тенге, ежегодный рост в среднем составит 25 %, среднемесячной заработной платы персонала в 4,2 раза (с ежегодным ростом 25%) - до 59,1 тыс. тенге;
повысить уровень капитального и технического обустройства отделений почтовой связи в сельской местности на 25,7 % путем увеличения собственной сети почтовой связи за счет строительства отделений почтовой связи; расширить сеть пунктов общественного доступа к Интернет в сельской местности на 142 единицы; увеличить в 2 раза охват сельских жителей расширенным ассортиментом почтово-финансовых услуг, оказываемых на повышенном качественном уровне.
Реализация намеченных мероприятий по развитию почтово-сберегательной системы к 2011 году обеспечит ее динамичное развитие и позволит Национальному оператору почты с 2007 года приступить к возврату финансовых вложений путем выплаты дивидендов государству. Кроме того, значительно увеличатся налоговые отчисления в государственный бюджет, которые к 2011 году превысят 3 млрд. тенге в год.
Устойчивая и эффективно функционирующая почтово-сберегательная система будет способствовать развитию почтовой отрасли Казахстана и стимулировать качественное предоставление универсальных почтовых услуг на всей территории страны.
8. План мероприятий по реализации Программы
Сноска. Раздел 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 26.01.2009 N 48 (порядок введения в действие см. п. 2 ).
N
|
Мероприятие |
Форма
|
Ответст-
|
Срок
|
Предпола-
|
Источники
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Модернизация материально-технической базы Национального оператора
|
||||||
1.1 |
Разработать план
|
Предос-
|
АО
|
I квартал
|
Не
|
|
1.2 Мероприятия по развитию почтово-сберегательной системы в сельской
|
||||||
1.2.1 |
Разработать и со-
|
Приказ МСХ |
АО "Каз-
|
I квартал
|
Не
|
|
1.2.2 |
Провести капи-
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
200,0
|
Респуб-
|
1.2.3 |
Обеспечить
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
91,5
|
Респуб-
|
1.2.4 |
Расширить сеть
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
139,2 |
Респуб-
|
1.2.5 |
Восстановить парк
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
237,5
|
Респуб-
|
1.2.6 |
Расширить сеть
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
37,7 |
Респуб-
|
1.2.7 |
Приобрести 9
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
30,0 |
Респуб-
|
1.2.8 |
Обеспечить
|
Предостав-
|
АО
|
IV квартал
|
80,8 |
Респуб-
|
1.2.9 |
Принять меры по
в 2009 году
в 2010 году
в 2011 году
|
Предостав-
|
АО
|
|
|
Респуб-
|
1.3 Мероприятия по развитию инфраструктура в городах |
||||||
1.3.1 |
Провести
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
120,0
|
Респуб-
|
1.3.2 |
Установить техни-
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
151,9
|
Респуб-
|
1.3.3 |
Обеспечить
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
57,8
|
Респуб-
|
1.4 Мероприятия по совершенствованию системы магистральных перевозок |
||||||
1.4.1 |
Расширить парк
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
56,1
|
Респуб-
|
1.4.2 |
Восстановить в
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
300,0 |
Респуб-
|
1.4.3 |
Восстановить парк
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
47,5
|
Респуб-
|
1.4.4 |
Провести
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
63,0 |
Респуб-
|
1.5 Мероприятия по развитию почтово-сберегательных услуг |
||||||
1.5.1 |
Обеспечить
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
86,8
|
Респуб-
|
1.5.2 |
Ввести в эксплуа-
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
219,3 |
Респуб-
|
1.5.3 |
Заменить в 2007
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
194,6 |
Респуб-
|
1.5.4 |
Создать в 2007
|
Предос-
|
АО
|
III-IV
|
98,2 |
Респуб-
|
1.5.5 |
Установить про-
|
Предостав-
|
АО
|
III-IV
|
25,5 |
Респуб-
|
1.5.6 |
Приобрести
|
Предостав-
|
АО
|
IV квартал
|
124,7 |
Респуб-
|
1.5.7 |
Приобрести
|
Предостав-
|
АО
|
IV квартал
|
181,7 |
Респуб-
|
1.5.8 |
Установить
|
Предостав-
|
АО
|
IV квартал
|
14,2 |
Респуб-
|
2. Совершенствование тарифной политики |
||||||
2.1 |
Внедрить методику
|
Приказ
|
АРЕМ, АИС,
|
IV квартал
|
Не
|
|
2.2 |
Проводить
|
Приказ
|
АРЕМ, АИС,
|
По мере
|
Не
|
|
3. Переход к международным стандартам качества |
||||||
3.1 |
Утвердить Спра-
|
Приказ АИС |
АИС, АО "Казпочта"
|
I квартал
|
Не
|
|
3.2 |
Создать электрон-
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
II квартал
|
Не
|
|
3.3 |
Внедрить обмен
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
IV квартал
|
Не
|
|
3.4 |
Внедрить корпора-
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
IV квартал
|
Не
|
|
3.5 |
Внедрить и реали-
|
|
|
|
|
|
3.5.1 |
Платежные
|
|
|
|
|
|
3.5.1.1 |
Организовать
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
II квартал
|
|
|
3.5.1.2 |
Предоставить
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
IV квартал
|
Не
|
|
3.5.1.3 |
Предоставить
|
Предостав-
|
|
IV квартал
|
Не
|
|
3.5.2 |
Трансфер-
|
|
|
|
|
|
3.5.2.1 |
Открытие пунктов
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
III-IV
|
Не
|
|
3.5.3 |
Интернет-ориенти-
|
|
|
|
|
|
3.5.3.1 |
Оказание услуг
|
Предостав-
|
АО "Казпочта"
|
IV квартал
|
Не
|
|
|
ВСЕГО средств
|
10778,4
|
|
|
|
|
Использованные сокращения
АИС - Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи
АРЕМ - Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
ЗРК - Закон Республики Казахстан
КТЖ - Акционерное общество "НК "Казахстан Темир Жолы"
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
РК - Республика Казахстан
СОПС - Сельское отделение почтовой связи
ГОПС - Городское отделение почтовой связи