В целях приведения в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2001 года N 756 "Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001-2005 годы".
3. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан ежегодно, к 25 апреля и 25 октября, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Казахстан Мынбаева С.М.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 февраля 2004 года N 145
Программа реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы
1. Паспорт
Наименование: Программа реструктуризации железнодорожного
транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы
Основание для Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года
разработки: "О железнодорожном транспорте"
Разработчик: Министерство транспорта и коммуникаций Республики
Казахстан
Срок реализации: 2004-2006 годы
Цель Программы: Достижение оптимальной для государства и общества
системы функционирования железнодорожного
транспорта
Задачи Совершенствование нормативной правовой базы
Программы: железнодорожного транспорта;
отделение обеспечивающей деятельности от основной;
создание конкурентного рынка перевозчиков с
предоставлением равного права доступа к
магистральной железнодорожной сети;
оптимизация производственных мощностей, повышение
эффективности железнодорожного транспорта;
решение вопросов субсидирования пассажирских
перевозок
Необходимые Программа реструктуризации железнодорожного
ресурсы и транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы
источники реализуется за счет собственных средств закрытого
финансирования: акционерного общества "Национальная компания
"Казакстан темiр жолы" и государственного бюджета
Республики Казахстан
Ожидаемые Повышение инвестиционной привлекательности
результаты: предприятий обеспечивающего сектора, вагонного и
локомотивного хозяйств;
повышение эффективности и качества грузовых,
контейнерных и пассажирских перевозок;
формирование конкурентной среды в обеспечивающей
деятельности;
формирование рынка железнодорожных транспортных
услуг;
совершенствование тарифной политики на
железнодорожном транспорте;
расширение сферы деятельности частного
предпринимательства и капитала;
завершение приватизации и передачи в
коммунальную собственность объектов, не связанных
с перевозочной деятельностью;
развитие конкуренции в перевозочной деятельности;
формирование цен на услуги перевозчиков на
рыночной основе;
расширение доступа к магистральной железнодорожной
сети частного вагонного парка и создание
благоприятных условий для появления новых
собственников вагонного парка;
максимальное использование транзитного потенциала
между Европой и Азией.
2. Введение
Программа реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана согласно Закону Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года "О железнодорожном транспорте" в целях приведения деятельности организаций железнодорожной отрасли в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте.
Необходимость принятия Программы продиктована подведением промежуточных итогов реструктуризации железнодорожной отрасли и завершением основных мероприятий, предусмотренных Программой реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2001 года N 756, которая утратила силу в связи с выходом настоящей Программы.
Программой устанавливаются основные мероприятия по дальнейшей реструктуризации отрасли, направленные на расширение рыночных отношений, развитие конкурентной среды, привлечение частных инвестиций и предпринимательской инициативы на железнодорожном
транспорте.
Реформирование железнодорожной отрасли в Казахстане было начато в 1997 году объединением трех казахстанских железных дорог в составе образованного республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" и одновременным созданием в его составе шести управлений дорог. С момента создания до настоящего времени ЗАО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" (далее - ЗАО "НК "КТЖ") проведен комплекс мероприятий, серьезно улучшивших финансовое и производственное состояние предприятия. Однако резервов по оптимизации и усилению эффективности работы предприятия недостаточно для решения структурных проблем отрасли, таких как дефицит инвестиционных ресурсов на воспроизводство основных фондов, дисбаланс активов и объемов работы. На нынешнем этапе требуется принятие ряда кардинальных мер, которые будут затрагивать основы управления железнодорожным транспортом, повлекут необходимость институциональных изменений, внесения изменений в ряд нормативных правовых актов, а также государственной поддержки процесса реформ.
Уровень задач, таких как решение проблемы субсидирования пассажирских перевозок и их социальная значимость, требуют непосредственного участия государства. Дальнейшее решение этих проблем только за счет усилий одного ЗАО "НК "КТЖ" не снимет проблемы дефицита инвестиционных ресурсов в железнодорожную отрасль Казахстана. Данные инвестиции необходимо привлечь на обновление основных средств, создание новых импортозамещающих производств на базе высвобождаемых производственных мощностей и персонала, в том числе заводов по капитально-восстановительному ремонту, модернизации и сборке новых локомотивов и вагонов, строительству новых дорог.
Таким образом, необходимость проведения структурных реформ и согласованных изменений тарифной политики продиктована современными экономическими условиями, в которых действует железнодорожный транспорт Республики Казахстан.
3. Анализ современного состояния проблемы
3.1. Состояние магистральной железнодорожной сети ЗАО "НК "КТЖ"
В силу сырьевой направленности экономики Казахстана железнодорожный транспорт играет ключевую роль в транспортно-коммуникационном комплексе Республики Казахстан. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в последние годы в грузообороте всех видов транспорта его доля составляет более 70%, в пассажирообороте более 50%.
В перевозках железнодорожным транспортом в Республике Казахстан ЗАО "НК "КТЖ" является монополистом и конкурентов не имеет.
Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет более 13,6 тыс. км, в том числе двухпутных линий - более 5,0 тыс. км (37%), электрифицированных линий - 3,7 тыс. км (27%). Развернутая длина главных путей - 18,8 тыс. км, станционных и специальных путей - 6,7 тыс. км. Основная часть железнодорожной сети ЗАО "НК "КТЖ" (97,5%) расположена на территории Казахстана, а оставшиеся 2,5% - на территории приграничных районов России. По территории северных и центральных областей республики проходит 5732 км путей, что составляет 42% всей эксплуатационной длины путей, находящихся в распоряжении ЗАО "НК "КТЖ". В южных и восточных районах страны расположены 3992 км путей (29,3%), в западных - 3577 км (26,2%), а в центральном и северных районах 6075 км (44,5%) путей. Часть железнодорожной сети на территории Республики Казахстан находится в управлении железнодорожных администраций Российской Федерации и Кыргызстана.
На железнодорожной сети республики расположены 751 раздельных пункта. На 351 станциях производятся грузовые операции. 21 станция имеет автоматизированные системы управления, 38 - оборудованы сортировочными устройствами (горками, полугорками и наклонными
вытяжками), 6 - оборудованы пневматической почтой для пересылки грузовых и поездных документов.
По основным показателям технического оснащения железных дорог (эксплуатационная длина, протяженность электрифицированных линий, рабочий парк грузовых вагонов) и перевозочной работы (грузооборот, пассажирооборот, погрузка грузов) Казахстан занимает третье место среди республик бывшего СССР, уступая России и Украине.
3.2. Состояние локомотивного хозяйства ЗАО "НК "КТЖ"
По состоянию на 1 января 2003 года локомотивный парк ЗАО "НК "КТЖ" составил 1834 локомотива, из них 615 электровозов, 723 магистральных тепловозов и 496 маневровых тепловозов.
Эксплуатируемый парк (1233 локомотива) составил 67% от инвентарного парка, соответственно неэксплуатируемый парк локомотивов (601 локомотив) составил 33% от инвентарного парка.
В настоящее время техническое обслуживание и ремонт локомотивов ЗАО "НК "КТЖ" производятся на ремонтных предприятиях ОАО "Желдорреммаш", ОАО "Ремлокомотив", а также субъектами малого предпринимательства - производственными кооперативами и товариществами с ограниченной ответственностью.
На ремонтных предприятиях ОАО "Желдорреммаш" (Шу-Жамбыл, Казалы, Кусмурын, Орал, Шалкар, Павлодар, Агадырь и Атбасар) производят ремонт локомотивов циклами КР-2, КР-1, ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.
На ремонтных предприятиях ОАО "Ремлокомотив" (Актобе, Макат, Астана, Караганда, Костанай, Защита, Аягоз, Жамбыл, Арыс, Сексеул) производят ремонт циклами КР-1, ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.
На базах производственных кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью (Атырау, Шубар-Кудук, Мангистау, Эмба, Кызылорда, Новоишимское, Курорт-Бурабай, Ерейментау, Жана-Арка, Балхаш, Агадырь, Экибастуз, Семей, Шар, Актогай, Алматы, Шу, Шымкент, Туркестан) производится ремонт циклами ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.
3.3. Состояние вагонного хозяйства ЗАО "НК "КТЖ"
Текущее состояние инвентарного парка грузовых вагонов ЗАО "НК "КТЖ" составляет 76934 ед, в том числе крытых вагонов 13246 ед., платформ 10236 ед., полувагонов 28327 ед., цистерн 10392 ед., прочих вагонов 14733 ед.
В соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 января 2003 года N 11-р по отчуждению имущества ЗАО "НК "КТЖ" и открытого акционерного общества "Ремвагон" 28 февраля 2003 года были заключены договоры на куплю-продажу грузовых вагонов
N 399-ЗАО и N 400-ЗАО с ТОО "ТрансКом" и ТОО "Богатырь Транс". В соответствии с указанными договорами ЗАО "НК "КТЖ" обязано передать ТОО "ТрансКом" до июня 2004 года 3 563 грузовых вагона (в том числе 700 хоппер-цементовозов, 691 хоппер-окатышевоз, 2 172 полувагона), ТОО "Богатырь Транс" - 3 077 полувагонов.
С учетом восстановленных вагонов плановыми видами ремонта и долгопростаивающих грузовых вагонов, переданных компаниям ТОО "Богатырь Транс" и ТОО "ТрансКом" парк долгопростаивающих вагонов по состоянию на 1 октября 2003 года составляет 18868 единиц.
3.4. Состояние ОАО "Пассажирские перевозки"
Пассажирские перевозки осуществляет ОАО "Пассажирские перевозки", состоящее из трех региональных пассажирских филиалов: Алматинский, Западный и Акмолинский; семи региональных вагонных филиалов: ЛВЧД Астана, Алматы, Кызылорда, Костанай, Караганда, Актобе и Павлодар; Алматинского завода по ремонту пассажирских вагонов "АВЗ" и специализированных филиалов: Пригородные перевозки, Багажные перевозки, Вагрест.
Подвижной состав пассажирского хозяйства по состоянию на 1 октября 2003 года составляет 2145 вагонов, из них эксплуатационный парк - 1504 вагона. Пассажирские услуги оказывают 303 станции, из которых 269 осуществляют продажу билетов.
В перечень услуг, осуществляемых предприятием пассажирских перевозок, входит осуществление багажных перевозок на территории всей республики. Багаж принимается на 68 станциях, где имеются складские и сортировочные помещения. В составе пассажирских поездов
курсируют почтовые вагоны ОАО "Казпочта".
ОАО "Пассажирские перевозки" самостоятельно осуществляет экипировку пассажирских вагонов (постельное белье, уголь, вода, чай, сахар), оказывает прачечные услуги и услуги по обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах.
Региональные пассажирские вагонные филиалы производят техническое обслуживание (уборку, промывку), проверку и текущий ремонт пассажирских вагонов. Большинство из них осуществляют деповской ремонт. Капитальный и заводской ремонты осуществляют Алматинский вагоноремонтный завод, Кызылординский пассажирский вагонный филиал, а также ОАО "Ырысты-АЭВРЗ".
3.5. Итоги реструктуризации железнодорожного транспорта 2001-2003 годов
и необходимость дальнейшей реструктуризации
Преобразование республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" в ЗАО "НК "КТЖ", реализованное в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года N 310, ознаменовало завершение первого этапа, что позволяет подвести некоторые итоги реформирования отрасли.
Объекты социальной сферы - школы, детские сады, медицинские учреждения, расходы по содержанию которых долгие годы возмещались грузоотправителями через тариф, практически полностью переданы местным исполнительным органам и финансируются из государственного
бюджета, составной частью которого являются налоги, выплачиваемые железнодорожными предприятиями.
Все дочерние государственные предприятия, занятые во вспомогательной обеспечивающей деятельности ("Ремпуть", "Жол жендеушi", "Теміржол жөндеу" - по ремонту пути, "Ремлокомотив" и "Желдорреммаш" - по ремонту локомотивов, "Ремвагон" - по ремонту вагонов, "Желдорводотеплоснабжение" - по обеспечению предприятий водой и теплом, "Транстелеком" - по обеспечению услуг телефонной и телеграфной связи, "Железнодорожная военизированная охрана" и другие) выделены в самостоятельные юридические лица - акционерные общества, что дало им возможность применять в своей деятельности более гибкие, рыночные механизмы при сохранении контроля и управления со стороны ЗАО "НК "КТЖ", владеющего пакетами акций.
Для расширения конкурентного сектора услуг в сфере ремонта подвижного и тягового составов были созданы производственные кооперативы и товарищества с ограниченной ответственностью на имущественной базе филиалов ЗАО "НК "ҚТЖ" и акционерных обществ: "Ремлокомотив", "Ремвагон", "Желдорреммаш" и "Пассажирские перевозки".
После анализа специализации ремонтных организаций для дальнейшего развития конкуренции в сфере ремонта подвижного состава в конце 2003 года проведены мероприятия по:
созданию акционерным обществом "Желдорреммаш" акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью на базе имущества локомотиворемонтных депо, расположенных на станциях Шалкар, Орал, Жамбыл, Агадырь, Кусмурын, Павлодар, Шу, Казалы и Атбасар;
созданию акционерным обществом "Ремлокомотив" товариществ с ограниченной ответственностью на базе имущества локомотиворемонтных депо, расположенных на станциях Макат, Защита, Жамбыл, Костанай, Сексеул, Арыс, Астана, Аягоз, Актобе и Караганды;
созданию акционерным обществом "Ремвагон" товариществ с ограниченной ответственностью на базе имущества вагоноремонтных депо, расположенных на станциях Акжайык, Защита, Жамбыл, Павлодар, Караганды, Шымкент и Екибастуз.
Тем самым созданы условия для развития рыночных отношений в ремонтной сфере, при этом закуп всех услуг ЗАО "НК "КТЖ" проводит на конкурсной основе. Это позволило развить конкуренцию между предприятиями обеспечивающей деятельности, что в целом дало снижение затрат по приобретению их услуг.
Передав избыточные активы в пользование предприятиям малого, среднего бизнеса (производственным кооперативам), ЗАО "НК "КТЖ" сыграло существенную роль в решении стратегической государственной задачи поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Одним из важнейших мероприятий первого этапа стало определение имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети и передача его в собственность ЗАО "НК "КТЖ".
Завершение первого этапа реструктуризации ознаменовалось дальнейшим улучшением производственных и финансово-экономических показателей железнодорожного транспорта.
В конце 2003 года были созданы акционерные общества "Локомотив", основным видом деятельности которого является предоставление услуг локомотивной тяги, и "Казжелдортранс", осуществляющего грузовые перевозки и оказывающего услуги по предоставлению грузовых вагонов другим перевозчикам.
Вместе с тем в составе ЗАО "НК "КТЖ" образованы структурные подразделения: Дирекция магистральной сети, деятельностью которой являются эксплуатация и содержание магистральной железнодорожной сети, и Дирекция перевозок, выполняющая функции диспетчерского управления движением поездов, планирования перевозок, организации грузовой и коммерческой работы.
В период 90-х годов железная дорога, являясь главным элементом транспортной инфраструктуры, не смогла избежать кризисных процессов в экономике, характерных для всех стран СНГ. Падение объемов производства и разрыв экономических связей между предприятиями отразились более чем трехкратным падением объемов перевозок в 1997 году по сравнению с 1991 годом, проблемой неплатежей и неуклонным ростом стоимости потребляемых ресурсов.
Системный кризис экономики привел отрасль к финансовому и производственному спаду. Характерными чертами для железнодорожного транспорта того периода стало наличие избыточного количества малодеятельных линий, станций, подвижного состава, эксплуатационных
и ремонтных подразделений, трудового персонала. Следствием этого явилось хроническое снижение фондоотдачи и производительности труда.
В этих условиях Правительством был предпринят первый шаг по реструктуризации железнодорожного транспорта. Для финансово-экономического оздоровления железной дороги 31 января 1997 года путем слияния Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железных дорог постановлением Правительства было создано республиканское государственное предприятие "Казакстан темiр жолы".
Правильность принятого решения подтвердили результаты последующих лет. Консолидация всех финансовых потоков, ужесточение финансовой дисциплины и централизация управления позволили стабилизировать финансовое положение отрасли.
Железная дорога Казахстана практически без инвестирования в инфраструктуру и подвижной состав обеспечила перевозочную деятельность на базе имеющихся активов с необходимым уровнем бесперебойности и безопасности движения поездов при относительно
низком росте тарифов. В определенной степени отрасль сыграла ключевую роль в становлении и укреплении конкурентоспособности крупнейших предприятий Казахстана.
Экономический рост Республики Казахстан, достигнутый в последние годы, обуславливает необходимость дальнейшей реструктуризации железнодорожного транспорта, направленной на развитие конкуренции и привлечение частных инвестиций в обеспечивающей и перевозочной деятельности.
Наряду с этим одним из основных принципов реструктуризации является сохранение железнодорожной сети в собственности государства и ее развитие с целью максимального удовлетворения потребностей экономики и расширения транзитного потенциала Республики Казахстан.
Кроме того, необходимость дальнейшей реструктуризации обуславливается приведением ее мероприятий в соответствии с Законом Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" в части финансового разделения Оператора магистральной сети от Национального перевозчика и обеспечения равного доступа к магистральной сети всех перевозчиков, а также соответствие Закону Республики Казахстан "О естественных монополиях" в части отделения потенциально-конкурентной перевозочной деятельности железной дороги от естественно-монопольных услуг.
Следует отметить, что в развитых странах мира функционирует модель доступа нескольких перевозчиков к магистральной сети, эксплутационные показатели которых значительно выше, чем в странах СНГ, что свидетельствует о правильности основных направлений реформирования, определенных законодательством Республики
Казахстан. <*>
Сноска. В подраздел 3.5 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 .
4. Цель и задачи Программы
Целью реструктуризации является достижение оптимальной для государства и общества системы функционирования железнодорожного транспорта.
Для достижения указанной цели настоящая Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы в области железнодорожного транспорта;
отделение обеспечивающей деятельности от основной;
создание конкурентного рынка перевозчиков с предоставлением равного права доступа к магистральной железнодорожной сети;
оптимизация производственных мощностей, повышение эффективности железнодорожного транспорта;
решение вопросов субсидирования пассажирских перевозок.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Реструктуризация обеспечивающей деятельности
После создания на базе локомотиворемонтных и вагоноремонтных депо юридических лиц осуществить в соответствии с действующим законодательством продажу долей участия в них и пакетов акций на торгах, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
Кроме того, будут проведены следующие мероприятия по:
продаже пакетов акций акционерного общества "Ремпуть", акционерного общества "Жолжондеушi" и акционерного общества "Темiржолжондеу", специализирующихся на ремонте пути, на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых
будет осуществлена АО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов;
продаже имущественных комплексов, ранее переданных в аренду субъектам малого бизнеса, на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях", не допускающими осуществление субъектом естественной монополии других видов деятельности, не связанных с основной, открытое акционерное общество
"Желдорводотеплоснабжение" будет реорганизовано путем выделения и создания новых АО "Темiржолсу", специализированного на услугах водоснабжения, и "Темiржолжылу", которое будет предоставлять услуги теплоснабжения.
В дальнейшем будет осуществляться передача местным исполнительным органам власти отдельных объектов водо- и теплоснабжения.
Объекты энергоснабжения, находящиеся в собственности АО "НК "КТЖ", не связанные с электротягой поездов до конца 2006 года будут переданы местным исполнительным органам вместе с оборотными средствами на текущий год.
Единственным акционером акционерных обществ "Темiржолсу", "Темiржолжылу" будет АО "НК "КТЖ".
До конца 2006 года объекты водоснабжения и теплоснабжения акционерных обществ "Теміржолсу" и "Теміржолжылу" будут переданы местным исполнительным органам вместе с оборотными средствами на текущий год.
Для формирования полноценного оператора связи на базе оборудования железнодорожной связи создано акционерное общество "Транстелеком". АО "НК "КТЖ" передаст ему в собственность (уставный капитал) все оборудование, задействованное в предоставлении нетехнологической связи. Кроме того, АО "НК "КТЖ" предоставит в долгосрочную (10-15 лет) аренду АО "Транстелеком" отдельные жилы магистрального кабеля связи, выделенные для предоставления услуг нетехнологической связи. Указанные жилы невозможно передать в собственность АО "Транстелеком", так как они находятся внутри магистрального кабеля связи вместе с технологическими жилами и являются частью магистральной сети, не подлежащей реализации. АО "Транстелеком" является собственником оборудования, задействованного только в предоставлении нетехнологической связи.
26 % пакета акций АО "Транстелеком" будет сохранено в собственности АО "НК "ҚТЖ", оставшиеся 74 % пакета акций будут реализованы на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
100 % пакета акций акционерного общества "Военизированная железнодорожная охрана" будет сохранено в собственности АО "НК "ҚТЖ" и не подлежит реализации.
На базе имущества, числящегося на балансе филиалов АО "НК "ҚТЖ" - Акжайыкская, Павлодарская и Казыкуртская промывочно-пропарочные станции, предполагается создать юридические лица с дальнейшей продажей долей участия на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
В целях выделения непрофильной деятельности по содержанию и восстановлению защитных лесонасаждений на базе имущества, числящегося на балансе филиалов АО "НК "ҚТЖ" - дистанциях защитных лесонасаждений, расположенных на станциях Алматы, Астана и Актобе, предлагается создать товарищество с ограниченной ответственностью "Лесозащита" с последующей продажей доли участия на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
Во взаимоотношениях предприятий основной деятельности с обеспечивающим сектором будет действовать традиционный рыночный механизм, что создаст дополнительные стимулы, необходимые для повышения производительности, снижения себестоимости услуг обеспечивающего сектора. Избыточные мощности будут постепенно переориентированы на другие секторы экономики. <*>
Сноска. В подраздел 5.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 ; от 30 июня 2006 года N 606 .
5.2. Реструктуризация основной деятельности
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" Национальная железнодорожная компания (Оператор магистральной сети) обеспечивает равное право пользования магистральной железнодорожной сетью всем перевозчикам. Развитие конкуренции в перевозочной деятельности будет обеспечиваться за счет возникновения новых перевозчиков, имеющих собственный (арендованный) подвижной состав.
Процесс формирования перевозчиков будет проведен с учетом особенностей санкционирования железнодорожного транспорта Республики Казахстан, необходимости бесперебойного обеспечения перевозок в период максимальных объемов грузооборота.
АО "НК "КТЖ" будет осуществлять функции Национальной железнодорожной компании, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте".
Кроме того, в целях обеспечения равных условий пользования железнодорожной сетью АО "НК "КТЖ" сосредоточится на оказании естественно-монопольных услуг, технологически связанных с услугами магистральной сети.
АО "Центр транспортного сервиса" будет осуществлять функции оператора подъездных путей, оказывая на равных условиях услуги по предоставлению подъездных путей, использующихся несколькими грузоотправителями. Для этого АО "Центр транспортного сервиса" будут переданы подъездные пути, не относящиеся к основной деятельности магистральной железнодорожной сети, находящиеся на балансе филиала АО "НК "ҚТЖ" - "Дирекция магистральной сети".
Подъездные пути, принадлежащие АО "Центр транспортного сервиса" и используемые одним грузоотправителем, будут реализованы в установленном законодательством порядке.
Образованные в составе Компании в 2003 году Дирекция магистральной сети, деятельностью которой является эксплуатация и содержание магистральной железнодорожной сети, и Дирекция перевозок, выполняющая функции управления движением поездов и обеспечения безопасности, останутся структурными подразделениями АО "НК "КТЖ".
Вместе с тем в октябре 2003 года на базе существующих эксплуатационных локомотивных депо и эксплуатируемого локомотивного парка создано акционерное общество "Локомотив", единственным акционером которого является АО "НК "КТЖ".
Основной деятельностью акционерного общества "Локомотив" является предоставление на недискриминационных условиях услуг локомотивной тяги и технического обслуживания тягового подвижного состава перевозчикам и оператору магистральной железнодорожной сети.
К 1 января 2005 года все пункты технического обслуживания локомотивов и экипировки с домами отдыха локомотивных бригад будут выделены в самостоятельное акционерное общество "Локомотивный сервисный центр", единственным акционером которого будет являться
АО "НК "КТЖ".
Акционерное общество "Локомотив" будет содержать парк магистральных и маневровых локомотивов. Парк маневровых локомотивов будет предоставляться в аренду Оператору магистральной сети (АО "НК "КТЖ") для производства станционной работы. Оператору магистральной сети будет также предоставляться в аренду парк магистральных локомотивов для осуществления хозяйственных перевозок.
Акционерное общество "Казжелдортранс" будет самостоятельно осуществлять грузовые перевозки. В целях обеспечения базой ремонта для текущего обслуживания и отстоя подвижного состава ему будет передано имущество ремонтных баз, числящееся на балансе филиалов АО
"НК "ҚТЖ", эксплуатационных депо на станциях Арыс, Балхаш, Кусмурун и Орал, ранее находившееся в аренде у производственных кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью.
100 % пакета акций АО "Казтранссервис" будет сохранено в уставном капитале АО "НК "ҚТЖ" для развития контейнерных перевозок железнодорожного транспорта, мультимодальных перевозок во внутреннем и транзитном сообщениях. При этом в 2006 году АО "Казтранссервис" принимает от АО "Казжелдортранс" весь инвентарный парк фитинговых платформ.
12,69 % пакета акций АО "Каскортранссервис", принадлежащих АО "Казтранссервис" будут переданы в собственность АО "НК "ҚТЖ".
Акции АО "Кедентранссервис", принадлежащие АО "НК "КТЖ" (33%), будут сохранены до 2006 года в уставном капитале АО "НК "КТЖ" для обеспечения контроля над работой контейнерных дворов и терминального хозяйства. В третьем квартале 2006 года 33 % пакета акций АО "Кедентранссервис", принадлежащего АО "НК "ҚТЖ", будет реализовано на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
Структура железнодорожной отрасли после формирования рыночного сектора
Министерство транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
| | | | Конкурентный АО "НК "ҚТЖ" АО "Пас- Конкурентный рынок (естественная монополия) сажирская рынок лизинговая Частные Дирекция Дирекция вагонная АО и ТОО грузовые магистраль- перевозок компания" по ремонту перевозчики ной сети (оператор МЖС) локомотивов | ______|________ ТОО по Частные АО |_ АО "Казжел- | ТОО "Опе- ремонту локомотивные "Локомотив" | дортранс" | ративно- вагонов компании (100 %) __| (100 %) | техноло- | | гический АО и ТОО Частные АО "Локо- | АО "Каз- |__центр по ремонту операторы мотивный | транс- | управле- пассажирских вагонов и сервисный __| сервис" | ния пас- вагонов контейнеров центр" | (100 %) | сажир- (100 %) | | скими АО "Кеден- | | перевоз- транссервис" | | ками" (100 %) |_ АО "Кас- | АО АО "Вое- | кортранс- | АО "Пас- АО по "Транс- низирован- | сервис" | сажир- ремонту пути телеком" ная желез- | (12,69 %) |__ские пе- (74 %) нодорож- __|_ | ревозки" ТОО ная охрана" | АО "Центр | (100 %) "Лесозащита" (100 %) | транс- | | портного | АО "Ба- ТОО "ППС" ТОО | сервиса | гажные пе- "Компания | (100 %) | ревозки" Жолаушылар | | (100 %) транс" АО "Транс- | АО "Вокзал- | (частный телеком" | сервис" |__АО "Вагон- пассажирский (26 %) __|_ внеклассные | сервис" перевозчик) вокзалы | (100 %) (Алматы - 1,| 2, Астана, | АО "При- Актобе, |__городные Караганды) перевозки" (100 %) Непрофильная сфера Услуги в вагонах Вокзалы Объекты Объекты Объекты ресторанах (1 - 5 водоснабжения теплоснабжения энергоснабжения классов) |
---|
Плата за услуги магистральной железнодорожной сети, предоставляемые ЗАО "НК "КТЖ", утверждается уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии. ЗАО "НК "КТЖ" обеспечивает равноправный и недискриминационный доступ к магистральной железнодорожной сети всем перевозчикам. Плата за перевозку для клиентов будет включать в себя плату за услуги
магистральной железнодорожной сети и цены на другие виды услуг железнодорожного транспорта.
Независимые перевозчики будут работать с ЗАО "НК "КТЖ" по согласованным планам перевозок.
В результате реализации данных мероприятий реструктуризации на рынке перевозок будут функционировать частные перевозчики.
Произойдут изменения в системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте, более подробно изложенные в подразделе 5.4 "Усиление государственного регулирования железнодорожного транспорта". <*>
Сноска. В подраздел 5.2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 ; от 30 июня 2006 года N 606 .
5.3. Реструктуризация пассажирских перевозок
Задачи реформирования пассажирских перевозок, ориентированные на повышение общеэкономической эффективности, включают:
финансовое и организационное отделение пассажирских перевозок от грузовых;
достижение полной прозрачности финансовых потоков, сокращение убытков и уменьшение дотаций, усиление роли частного сектора;
введение конкуренции в пассажирские перевозки.
По функциональному признаку деятельность пассажирских перевозок можно разделить на два блока:
основная деятельность - перевозка пассажиров, багажные перевозки;
обеспечивающая и сервисная деятельность - ремонт пассажирских вагонов (Алматинский вагоноремонтный завод - АВЗ), техническое обслуживание пассажирских вагонов, осуществляемые эксплутационными пассажирскими вагонными депо (ЛВЧД), услуги прачечных комбинатов, находящихся на балансе ЛВЧД, и обслуживание пассажиров в вагонах-ресторанах, вокзалах.
5.3.1. Реструктуризация обеспечивающей и сервисной
деятельности пассажирских перевозок
Реструктуризация обеспечивающей и сервисной деятельности направлена на ее отделение от основной для обеспечения прозрачности расходов и целевого субсидирования пассажирских перевозок из республиканского и местных бюджетов и включает в себя следующие мероприятия:
Алматинский вагоноремонтный завод, выполняя капитальный ремонт пассажирских вагонов, является субъектом обеспечивающей деятельности и в соответствии с принципами реструктуризации подлежит выделению. Предлагается создание отдельного АО "Алматинский вагоноремонтный завод", пакет акций которого будет в 4 квартале 2006 года реализован на торгах в установленном законодательством порядке, организация которых будет осуществлена АО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
При отсутствии заинтересованности со стороны потенциальных покупателей сумма кредитных обязательств будет сохранена за АО "НК "КТЖ" и погашаться им за счет включения в плату за услуги магистральной сети (тариф).
Рынок услуг прачечных комбинатов развит во всех городах, в которых расположены ЛВЧД ОАО "Пассажирские перевозки", вхождение на данный рынок не требует значительных инвестиций.
Предполагается продажа прачечных комбинатов ОАО "Пассажирские перевозки" частным компаниям на торгах в соответствии с действующим законодательством.
До внедрения конкуренции в основную деятельность будет проведен конкурс на предоставление права обслуживания пассажиров в вагонах-ресторанах частным предпринимателям. После появления новых пассажирских перевозчиков каждый из них самостоятельно будет решать вопрос необходимости курсирования в его составах вагонов-
ресторанов. При этом их необходимо освободить от централизованного обеспечения продуктами питания и дать свободу в расширении ассортимента и установлении цен.
В 2004 году будет создано АО "Вокзалсервис" на базе вокзального хозяйства АО "Пассажирские перевозки", единственным акционером которого является АО "Пассажирские перевозки".
АО "Вокзалсервис" до конца 2006 года будет осуществлять передачу вокзалов 1, 2, 3, 4 и 5 классов местным исполнительным органам. При этом перроны и платформы не подлежат передаче. На балансе АО "Вокзалсервис" останутся внеклассные вокзалы Астана, Алматы-I, Алматы-II, Актобе и Караганда, после чего 100-процентный пакет акций будет передан в собственность АО "НК "ҚТЖ".
Передача вокзалов в АО "Вокзалсервис" и местным исполнительным органам позволит не только предоставлять торговую площадь в аренду, но и организовывать дополнительный сервис пассажирам и местному населению, в частности, предоставлять в аренду площади для продажи билетов также на авиа- и автотранспорт, оказывать другие, пользующиеся спросом услуги, что компенсирует расходы по их содержанию. При этом имущество вокзалов должно содержаться в надлежащем состоянии, с учетом сохранения целевого назначения и технологического процесса для удовлетворения потребности пассажиров и перевозчиков.
В целях введения конкуренции в ремонтной деятельности пассажирских вагонов предусматривается отделить все филиалы ОАО "Пассажирские перевозки" пассажирские вагонные депо (ЛВЧД) в самостоятельное АО "Вагонсервис", единственным акционером которого будет АО "Пассажирские перевозки".
В созданное АО "Вагонсервис" передадутся все ремонтные базы, и соответственно оно будет предоставлять услуги по ремонту и техническому обслуживанию вагонов всем пассажирским перевозчикам на договорной основе. В 2005 году 100 % пакета акций АО "Вагонсервис" в установленном законодательством порядке будет передано в собственность АО "НК "ҚТЖ".
На базе имущества по ремонту пассажирских вагонов, расположенных на станциях Кызылорда и Актобе, предлагается создать товарищества с ограниченной ответственностью с дальнейшей продажей их долей участия на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов. <*>
Сноска. В подраздел 5.3.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 ; от 30 июня 2006 года N 606 .
5.3.2. Реструктуризация основной деятельности пассажирских перевозок
Реструктуризация основной деятельности включает в себя следующие мероприятия:
На базе имущества филиала "Пригородные перевозки" предлагается создать ряд акционерных обществ на региональном уровне, с передачей им активов самого филиала и ЗАО "НК "КТЖ" (электро- и дизель поезда).
Пригородные перевозки согласно Закону Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" должны субсидироваться из местных бюджетов, поэтому каждое из созданных АО будет взаимодействовать по вопросу предоставления субсидий с местными органами в своем регионе.
Данный шаг позволит построить двусторонние отношения более эффективным образом, чем создание одной общереспубликанской компании по пригородным перевозкам.
После решения вопросов о субсидировании пригородных пассажирских перевозок из местных бюджетов пакеты акций (доли участия) юридических лиц, созданных в регионах, будут переданы в коммунальную собственность соответствующих исполнительных органов или реализованы на торгах в соответствии с действующим законодательством. До решения вопросов полноценного субсидирования пригородных пассажирских перевозок 100 % пакета акций АО "Пригородные перевозки" в установленном законодательством порядке будет передано в собственность АО "НК "ҚТЖ".
В целях введения конкуренции в перевозочной деятельности АО "Пассажирские перевозки" учредить товарищество с ограниченной ответственностью "Жолсерік-Алматы" с региональными филиалами для осуществления межобластных пассажирских перевозок, которое будет участвовать на открытом конкурсе по определению перевозчиков, осуществляющих социально значимые пассажирские перевозки, проводимом уполномоченным органом. В 2006 году 100 % доли участия товарищества, принадлежащего АО "Пассажирские перевозки" будут реализованы на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена АО "НК "ҚТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
В связи с появлением на рынке частных перевозчиков для обеспечения доступа к автоматизированным рабочим местам автоматизированной системе управления "Экспресс" и услугам координации процесса перевозки пассажиров, осуществляемой объединенным дорожным бюро, во втором квартале 2006 года будет создано товарищество с ограниченной ответственностью "Оперативно-технологический центр управления пассажирскими перевозками", учредителем которого будет АО "Пассажирские перевозки". В 2006 году для обеспечения равного доступа всех перевозчиков к его услугам 100 % доли участия созданного товарищества с ограниченной ответственностью в установленном законодательством порядке будет передано в собственность АО "НК "ҚТЖ".
На базе сети агентских пунктов по приему и отправке багажа предлагается создать самостоятельное АО "Багажные перевозки", единственным акционером которого будет ОАО "Пассажирские перевозки", для оказания населению комплекса услуг по перевозке, приему и отправке багажа.
Созданное АО "Багажные перевозки" будет на договорной основе брать в аренду багажные вагоны, закупать услуги по их прицепке к составам поездов и оказывать услуги клиентам востребованных форм, таких как "от двери до двери". В 2006 году 100% пакета акций АО "Багажные перевозки" в установленном законодательством порядке будет передано в собственность АО "НК "ҚТЖ".
На базе всех пассажирских вагонов, кроме задействованных на международных перевозках и приобретенных за счет ранее привлеченных кредитных средств, предлагается создать самостоятельное АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" для предоставления в аренду (лизинг) пассажирских и багажных вагонов всем пассажирским перевозчикам. Приобретение АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" нового подвижного состава будет осуществляться на коммерческой основе. После полного формирования имущественного комплекса АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" 100-процентный пакет его акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
Парк вагонов испанской фирмы "Талго", приобретенных за счет кредитных средств, останется в собственности АО "Пассажирские перевозки". АО "Пассажирские перевозки" будет осуществлять международные и фирменные внутриреспубликанские перевозки с повышенным уровнем сервиса. С момента начала субсидирования из республиканского и местных бюджетов другие маршруты и пассажирские вагоны будут передаваться частным перевозчикам на конкурсной основе. При этом, кредитные обязательства АО "НК "КТЖ" по германской и испанской кредитным линиям, выделенным на приобретение пассажирских вагонов под гарантии Правительства Республики Казахстан, предлагается включить в стоимость франшиз, предоставляемых перевозчикам на конкурсной основе.
Победителями тендера франшиз на соответствующие маршруты будут признаны квалифицированные компании-перевозчики, предлагающие минимальные объемы государственных субсидий.
Введение конкуренции в основной деятельности пассажирских перевозок возможно только после решения вопроса их субсидирования из республиканского бюджета. При разработке механизма субсидирования предлагается исходить из следующих принципов:
учитывая низкий уровень благосостояния населения и безальтернативность железнодорожного транспорта по многим направлениям, необходимо определить перечень конкретных маршрутов, соединяющих все населенные пункты (города) республики, расположенные на железнодорожной сети, между собой и с основными крупными городами соседних стран;
необходимо определить качественный и количественный стандарт услуги на каждом маршруте (наличие багажных вагонов и вагонов-ресторанов, требование к сервису, а также количество пассажирских вагонов в маршруте);
предельная стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах на "франшизный" период должна регулироваться уполномоченным государственным органом, при этом стоимость проезда в комфортабельных вагонах не будет подлежать регулированию со стороны государства;
расходы, связанные с оказанием услуг пассажирских перевозок и не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования пассажирских перевозок, по законопроекту субсидируются из государственного бюджета непосредственно перевозчику, оказывающему услуги по перевозке пассажиров.
Необходимо организовать разработку механизма субсидирования пассажирских перевозок со всеми причастными министерствами и ведомствами.
В случае положительного решения предлагается следующий механизм ввода конкуренции в пассажирских перевозках.
На базе маршрутов пассажирских поездов будут сформированы лоты конкурса по предоставлению услуг по перевозке пассажиров. Организатором конкурса будет являться уполномоченный государственный орган.
К конкурсу допускаются частные компании - перевозчики, прошедшие процедуру лицензирования.
Конкуренция между компаниями будет осуществляться за право оказания услуг по перевозке пассажиров на маршрутах.
При этом субсидирование маршрутов АО "Пассажирские перевозки" и других перевозчиков, обладающих франшизами, будет осуществляться из средств республиканского бюджета. <*>
Сноска. В подраздел 5.3.2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 ; от 30 июня 2006 года N 606 .
5.4. Усиление государственного регулирования железнодорожным транспортом
5.4.1. Усиление роли Уполномоченного органа
Транспортная политика должна быть поднята на новый качественный уровень, адекватный усложнившейся внутренней организации отрасли и четкому разграничению функций и ответственности хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта и государства.
Уполномоченным государственным органом по отношению к АО "НК "КТЖ" является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, кроме того, в силу существующей системы государственного управления часть функций уполномоченного органа исполняют Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции в области тарифного регулирования и Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в части распоряжения государственным имуществом.
Осуществление углубленных реформ на железнодорожном транспорте настоятельно требует усиления государственного регулирования отрасли уполномоченным государственным органом. Именно он должен стать ответственным за представление интересов Республики Казахстан в межгосударственных соглашениях и международных организациях в сфере железнодорожного транспорта, реализацию транспортной политики и осуществление функций компетентного регулирующего органа государства в железнодорожной отрасли, включая вопросы инспектирования и контроля безопасности, лицензирования, разработки и утверждения технических стандартов, нормативов и требований.
Уполномоченный орган будет представлять в Центральном совете железнодорожного транспорта (ЦСЖТ) и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) железнодорожный транспорт Республики Казахстан, осуществлять лицензирование и контроль безопасности, развитие импортозамещения в высокотехнологичных отраслях локомотиво- и вагоностроения. <*>
Сноска. В подраздел 5.4.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 .
5.4.2. Изменение тарифного регулирования
Назрела необходимость изменения государственного регулирования тарифа на перевозки.
Ценовому государственному регулированию подлежит плата, вносимая перевозчиками за пользование услугами магистральной железнодорожной сети. Она будет определяться государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование в сфере естественной монополии.
Услуги по предоставлению локомотивной тяги и железнодорожным перевозкам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" не относятся к естественно-монопольным видам деятельности. Цены на услуги локомотивной тяги и железнодорожные перевозки в случае необходимости будут регулироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.
Таким образом, для обеспечения равноправного функционирования на железнодорожном транспорте нескольких перевозчиков потребуется принятие и внедрение в практику, вместо действующего Прейскуранта 10-01, нового тарифного руководства, определяющего тариф исключительно на услуги магистральной железнодорожной сети.
5.5. Правовое обеспечение
5.5.1. Необходимость реформирования законодательной базы
В период с 1994 по 2003 годы в деятельности железнодорожной отрасли были приняты более чем 50 нормативных правовых актов.
В действующем законодательстве учитывается проводимая реструктуризация железнодорожной отрасли, в частности регулирование субъектов железнодорожного транспорта и субъектов естественной монополии.
Следует отметить следующие нормативные правовые акты, отражающие процесс реструктуризации железнодорожного транспорта:
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;
Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года;
Закон Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 года;
Закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" от 8 декабря 2001 года;
Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях" от 9 июля 1998 года;
Закон Республики Казахстан "Об акционерных обществах" от 13 мая 2003 года.
5.5.2. Закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте"
На сегодняшний день разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта", призванный восполнить существующие пробелы в действующем законодательстве в области железнодорожного транспорта. Проект Закона предусматривает изменения и дополнения в действующие Законы Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан" и "О железнодорожном транспорте" , учитывающие реструктуризацию железнодорожного транспорта.
Принятие данного проекта Закона обеспечит:
развитие конкуренции, рациональный и свободный доступ всех субъектов транспортного рынка к получению услуг железнодорожного транспорта;
сохранение единого имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети;
защиту экономических интересов субъектов национального рынка;
определение статуса Национальной железнодорожной компании и Национального железнодорожного перевозчика.
Действующим Законом механизм субсидирования пассажирских перевозок из республиканского бюджета не предусмотрен. В этой связи, законопроектом вносятся соответствующие дополнения и изменения в Закон.
Вместе с тем, параллельно с изменением и дополнением Закона Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" должны быть разработаны и приняты подзаконные нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие рыночных отношений на железнодорожном транспорте.
5.5.3. Соглашения о международном железнодорожном грузовом (СМГС)
и пассажирском (СМПС) сообщении и другие соглашения в рамках ОСЖД, ЦСЖТ
В настоящее время потребуется внесение изменений в СМГС и СМПС, подписанные государствами-участниками Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), и ряд соглашений по вагонному парку, плану формирования поездов, порядку взаиморасчетов и др.
в рамках Организации сотрудничества железных дорог стран-участниц СНГ (ЦСЖТ).
Основные изменения в СМГС и СМПС затронут вопросы:
пересмотра термина "железная дорога" используемого в соглашениях в качестве определения субъекта железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку и вступающего в правоотношения с клиентами железнодорожного транспорта и субъектами железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозку по территории других стран в прямом международном сообщении;
ответственности субъектов железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку;
расчетов с клиентом и другими субъектами железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозку в прямом международном сообщении;
расчетов казахстанских грузовых и пассажирских перевозчиков при осуществлении перевозок в прямом международном сообщении.
По соглашениям в рамках ЦСЖТ будут пересмотрены принципы использования общего парка вагонов, основ Плана формирования поездов, платы за пользование магистральной железнодорожной сетью перевозчиками, сертификации ремонта вагонов, расчетов между
субъектами железнодорожного транспорта и др.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Мероприятия, предусмотренные Программой реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, реализуются за счет собственных средств АО "НК "КТЖ" и государственного бюджета. При этом средства из государственного бюджета будут направлены на субсидирование пассажирских перевозок. <*>
Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 .
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реструктуризация железнодорожного транспорта приведет к следующим позитивным итогам:
повышение инвестиционной привлекательности предприятий обеспечивающего сектора, вагонного и локомотивного хозяйств;
повышение эффективности и качества грузовых, контейнерных и пассажирских перевозок;
формирование конкурентной среды в обеспечивающей деятельности;
формирование рынка железнодорожных транспортных услуг;
совершенствование тарифной политики в железнодорожном транспорте;
расширение сферы деятельности частного предпринимательства и капитала;
завершение приватизации и передачи в коммунальную собственность объектов, не связанных с перевозочной деятельностью;
развитие конкуренции в перевозочной деятельности;
формирование цен на услуги перевозчиков на рыночной основе;
расширение доступа к магистральной железнодорожной сети частного вагонного парка и создание благоприятных условий для появления новых собственников вагонного парка;
максимальное использование транзитного потенциала между Европой и Азией.
Экономический эффект от внедрения Программы будет достигнут за счет притока частных инвестиций в вагонный и локомотивный парк,который будет выведен в конкурентный сектор, по оценке в размере 200-300 млн. долларов США в течение 10 лет, а также сокращения убытков и уменьшения дотаций пассажирских перевозок, что улучшит финансовые результаты АО "НК "КТЖ" ежегодно на 100 млн. долларов США. Это окажет существенное влияние на улучшение тарифообразования грузовых перевозок и увеличит поступление финансовых средств в республиканский бюджет от пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Кроме того, будет достигнута финансовая прозрачность деятельности всех субъектов железнодорожного транспорта.
Предлагаемый путь реструктуризации позволит предприятиям железнодорожного транспорта приумножить доходы и тем самым внести достойный вклад в развитие и процветание Казахстана.
Прогнозируемые основные показатели по АО "НК "КТЖ" на 2004-2006 годы:
___________________________________________________________________
Показатели ! Един. изм.! На 2004 ! На 2005 ! На 2006
! ! год ! год ! год
------------------------------------------------------------------
Грузооборот млн. т-км 152 754 156 075 160 300
Экспорт млн. т-км 61 620 62 138 62 660
Импорт млн. т-км 9 570 10 126 10 715
Пассажирооборот млн. пасс-км 10 384 11 380 11 400
Доходы млн. тенге 208 361 234 270 259 442
Расходы, в т.ч.: млн. тенге 195 346 214 625 238 026
Расходы АО "НК "КТЖ" млн. тенге 106 659 117 185 129 962
Расходы
АО "Казжелдортранс" млн. тенге 23 637 25 970 28 801
Расходы АО "Локомотив" млн. тенге 65 050 71 470 79 263
Себестоимость
реализованной продукции
(товаров, работ, услуг) млн. тенге 177 010 195 373 217 907
------------------------------------------------------------------- <*>
Сноска. В раздел 7 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 .
8. План мероприятий по реализации Программы
реструктуризации железнодорожного транспорта
Республики Казахстан на 2004-2006 годы <*>
Сноска. В План 8 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 сентября 2005 г. N 920 ; от 30 июня 2006 года N 606 .
-------------------------------------------------------------------
N ! Мероприятие ! Форма !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п! !завершения!венный !полнения!лагае- !ник
! ! !за ис- !(реали- !мые !финан-
! ! !полнение!зации) !расходы!сирова-
! ! !(реали- ! ! !ния
! ! !зацию) ! ! !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
2 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
3 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
4 Продажа долей Договоры АО "НК 3 Не Собст-
участия и пакетов купли- "КТЖ" квартал требует венные
акций юридических продажи 2005 финан- средства
лиц, созданных на года сирова-
базе локомотиво- ния из
и вагоноремонтных государ-
депо, на торгах в ствен-
соответствии с ного
действующим бюджета
законодательством
5 Продажа пакетов Договоры АО "НК 3 Не Собст-
акций акционерного купли- "КТЖ" квартал требует венные
общества продажи 2006 финан- средства
"Ремпуть", года сирова-
акционерного ния из
общества государ-
"Жолжендеушi" и ствен-
акционерного ного
общества бюджета
"Темiржолжендеу",
специализирующихся
на ремонте пути на
торгах в соответ-
ствии с действую-
щим законодатель-
ством
6 Продажа имущест- Договоры АО "НК 3 Не Собст-
венных комплексов купли- "КТЖ" квартал требует венные
АО "НК "КТЖ", продажи 2006 финан- сред-
переданных в года сирова- ства
аренду ТОО и ПК ния из
на торгах в соот- государ-
ветствии с дейст- ствен-
вующим законо- ного
дательством бюджета
7 Реорганизация Свидетель- АО "НК 1 Не Соб-
ОАО "Желдорводо- ство о "КТЖ", квартал требует ствен-
теплоснабжение" регистрации ОАО 2004 финан- ные
путем выделения "ЖДВТС" года сирова- сред-
и создания новых ния из ства
АО "Темiржолсу", государ-
специализирован- ствен-
ного на услугах ного
водоснабжения и бюджета
"Темiржолжылу",
специализирован-
ного на услугах
теплоснабжения
8 (Исключена - от 30 июня 2006 года N 606 )
9 Передача Акт АО "НК 3 Не Соб-
объектов АО приема- "КТЖ", квартал требует ствен-
"Темiржолжылу", передачи АО 2006 финан- ные
АО "Темiржолсу" и "Темiр- года сирова- сред-
объектов энерго- жолжылу", ния из ства
снабжения местным АО государ-
исполнительным "Темiр- ствен-
органам жолсу", ного
бюджета
9-1 Создание на базе Свиде- АО 3 Не Соб-
имущества, чис- тельство "НК квар- тре- ст-
лящегося на ба- о ре- "ҚТЖ" тал бует вен-
лансе филиалов гистра- 2006 фи- ные
АО "НК "КТЖ" Ак- ции года нанси- сред-
жайыкская, Пав- рова- ства
лодарская и Ка- ния из
зыкуртская про- госу-
мывочно-пропа- дарст-
рочные станции вен-
юридических лиц ного
бюд-
жета
9-2 Реализация долей Договор АО 3 Не Соб-
участия в юри- купли- "НК квар- тре- ст-
дических лицах, продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
созданных на базе 2006 фи- ные
имущества филиа- года нанси- сред-
лов АО "НК "ҚТЖ" рова- ства
- Акжайыкская, ния из
Павлодарская и госу-
Казыкуртская, дарст-
промывочно-пропа- вен-
рочные станции на ного
торгах в соответ- бюд-
ствии с действую- жета
щим законодатель-
ством
9-3 Создание на базе Свиде- АО 3 Не Соб-
имущества, числя- тельство "НК квар- тре- ст-
щегося на балансе о ре- "ҚТЖ" тал бует вен-
филиалов АО "НК гистра- 2005 фи- ные
"ҚТЖ" - дистанций ции года нанси- сред-
защитных лесона- рова- ства
саждений товари- ния из
щество с ограни- госу-
ченной ответст- дарст-
венностью "Лесо- вен-
защита" ного
бюд-
жета
9-4 Реализация доли Договор АО 3 Не Соб-
участия в создан- купли- "НК квар- тре- ст-
ном товарищест- продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
ве с ограниченной 2006 фи- ные
ответственностью года нанси- сред-
"Лесозащита" на рова- ства
торгах в соответ- ния из
ствии с действую- госу-
щим законодатель- дарст-
ством вен-
ного
бюд-
жета
10 Передача всего Акт АО "НК 3 Не Соб-
оборудования, приема- "КТЖ", квартал требует ствен-
задействованного передачи, АО 2006 финан- ные
в предоставлении договор "Транс- года сирова- сред-
нетехнологической аренды телеком" ния из ства
связи АО государ-
"НК "КТЖ" в ствен-
собственность АО ного
"Транстелеком" и бюджета
заключение
договора аренды
на пользование
отдельными жилами
магистрального
кабеля связи
10-1 Реализация 74 % Договор АО 3 Не Соб-
пакета акций АО купли- "НК квар- тре- ст-
"Транстелеком", продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
принадлежащих АО 2006 фи- ные
"НК "ҚТЖ", на года нанси- сред-
торгах в соответ- рова- ства
ствии с дейст- ния из
вующим законо- госу-
дательством дарст-
вен-
ного
бюд-
жета
11 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
12 (Исключена - от 30 июня 2006 года N 606 )
12-1 (Исключена - от 30 июня 2006 года N 606 )
13 Продажа в Договор 3 Не Собст-
установленном купли- квартал требует венные
законодательством продажи АО 2006 финан- сред-
порядке подъездных "ЦТС" года сирова- ства
путей, принадле- ния из
жащих АО "Центр государ-
транспортного ствен-
сервиса" и исполь- ного
зуемых одним бюджета
грузоотправителем,
данному потребителю
13-1 Передача в АО Акт АО "НК 3 Не Собст-
"Центр транс- приема- "ҚТЖ", квартал требует венные
портного сер- передачи АО 2006 финанси- средства
виса" подъезд- "ЦТС" года рования
ных путей, не из госу-
относящихся к дарст-
основной дея- венного
тельности, бюджета
находящихся на
балансе АО
"НК "ҚТЖ"
14 Создание акцио- Свидетель- АО "НК 4 Не Соб-
нерного общества ство о КТЖ" квартал требует ствен-
"Локомотивный регистра- 2004 финан- ные
сервисный центр" ции года сирова- сред-
на базе пунктов ния из ства
технического государ-
обслуживания ствен-
локомотивов и ного
экипировки с бюджета
домами отдыха
локомотивных
бригад, единствен-
ным акционером
которого будет
АО "НК "КТЖ"
15 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
16 Передача имущест- Акт АО 3 Не Соб-
ва ремонтных баз, приема- "НК квар- тре- ст-
числящихся на ба- пере- "ҚТЖ", тал бует вен-
лансе филиалов АО дачи АО 2005 фи- ные
"НК "ҚТЖ" эксплуа- "Каз- года нанси- сред-
тационных депо на жел- рова- ства
ст. Арысь, Балхаш, дор- ния из
Кусмурын и Орал в транс" госу-
собственность АО дарст-
"Казжелдортранс" вен-
ного
бюд-
жета
17 (Исключена - от 30 июня 2006 года N 606 )
17-1 Приобретение Договор АО 3 Не Соб-
АО "НК "ҚТЖ" купли- "НК квар- тре- ст-
25,5 % пакета продажи "ҚТЖ", тал бует вен-
акций АО "Каз- АО 2005 фи- ные
кортранссервис" "Каз- года нанси- сред-
транс- рова- ства
сервис" ния из
госу-
дарст-
вен-
ного
бюд-
жета
18 (Исключена - от 30 июня 2006 года N 606 )
19 Реализация 33 % Договор АО 3 Не Соб-
пакета акций АО купли- "НК квар- тре- ст-
"Кедентранссер- продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
вис", принадлежа- 2006 фи- ные
щих АО "НК "ҚТЖ", года нанси- сред-
на торгах в соот- рова- ства
ветствии с дейст- ния из
вующим законода- госу-
тельством дарст-
вен-
ного
бюд-
жета
20 Введение тарифа Нормативный АРЕМиЗК 4 Не Соб-
за пользование правовой (по квартал требует ствен-
услуг магистраль- акт согла- 2004 финан- ные
ной железно- сованию) года сирова- сред-
дорожной сетью ния из ства
государ-
ствен-
ного
бюджета
21 Создание АО Свидетель- АО "НК 1 Не Соб-
"Алматинский ство о "КТЖ", квартал требует ствен-
вагоноремонтный регистра- ОАО 2004 финан- ные
завод", учредите- ции "Пасса- года сирова- сред-
лями которого жирские ния из ства
будут АО "НК пере- государ-
"КТЖ", ОАО возки" ствен-
"Пассажирские ного
перевозки" бюджета
22 Реализация 100 % Договор АО 4 Не Соб-
пакета акций АО купли- "НК квар- тре- ст-
"Алматинский ваго- продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
норемонтный завод" 2006 фи- ные
на торгах в соот- года нанси- сред-
ветствии с дейст- рова- ства
вующим законода- ния из
тельством госу-
дарст-
вен-
ного
бюд-
жета
23 Продажа прачеч- Договор АО 3 Не Собст-
ных комбинатов купли- "НК квартал требует венные
АО "Пассажирские продажи "КТЖ" 2006 финан- сред-
перевозки" на года сирова- ства
торгах в соответ- ния из
ствии с действую- государ-
щим законодатель- ствен-
ством ного
бюджета
24 Передача в Договор АО 1 Не Собст-
аренду на кон- аренды "Пасса- квартал требует венные
курсной основе жирские 2004 финан- сред-
права предостав- пере- года сирова- ства
ления услуг по возки" ния из
обслуживанию государ-
пассажиров в ствен-
вагонах-ресторанах ного
частным предприни- бюджета
мателям
24-1 Создание това- Свиде- АО 2-й Не Соб-
рищества с огра- тель- "Пасса- квартал требу ст-
ниченной ответст- ство о жирские 2006 ет фи- вен-
венностью "Опера- регист- пере- года нанси- ные
тивно-технологи- рации возки", рова- сред-
ческий центр уп- АО ния из ства
равления пасса- "НК госу-
жирскими перевоз- ҚТЖ" дарст-
ками" вен-
ного
бюд-
жета
25 Создание АО Свидетель- ОАО 1 Не Собст-
"Вокзалсервис", ство о "Пасса- квартал требует венные
единственным регистра- жирские 2004 финан- сред-
акционером кото- ции пере- года сирова- ства
рого будет ОАО возки" ния из
"Пассажирские государ-
перевозки" ствен-
ного
бюджета
25-1 Создание товари- Свиде- АО 3 Не Соб-
ществ с ограни- детель- "Пасса- квар- тре- ст-
ченной ответст- ство о жирские 2005 фи- вен-
венностью на ба- регист- пере- года нанси- ные
зе имущества по рации возки" рова- сред-
ремонту пассажир- ния из ства
ских вагонов, госу-
расположенных на дарст-
станциях Кызыл- вен-
орда и Актобе ного
бюд-
жета
25-2 Реализация 100 % Договор АО 3 Не Соб-
долей участия в купли- "НК квар- тре- ст-
товариществах с продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
ограниченной от- 2006 фи- ные
ветственностью, года нанси- сред-
созданных на базе рова- ства
имущества по ре- ния из
монту пассажирс- госу-
ких вагонов на дарст-
станциях Кызылор- вен-
да и Актобе, на ного
торгах в соответ- бюд-
ствии с действую- жета
щим законодатель-
ством
26 Передача вокзалов Акт АО 3 Не Собст-
1, 2, 3, 4 и 5 приема- "Пасса- квартал требует венные
классов, АО передачи жирские 2006 финан- сред-
"Пригородные пере- года сирова- ства
перевозки" местным возки", ния из
исполнительным АО "НК государ-
органам "КТЖ", ствен-
местные ного
исполни- бюджета
тельные
органы
27 Создание АО Свидетель- ОАО 2 Не Собст-
"Вагонсервис" с ство о "Пасса- квартал требует венные
передачей всех регистра- жирские 2004 финан- сред-
пассажирских ции пере- года сирова- ства
вагонных депо возки" ния из
(ЛВЧД) государ-
ствен-
ного
бюджета
28 Создание АО Свидетель- ОАО 1 Не Собст-
"Пригородные ство о "Пасса- квартал требует вен-
перевозки" на регистра- жирские 2004 финан- ные
базе имущества ции пере- года сирова- сред-
филиалов возки" ния из ства
"Пригородные государ-
перевозки" и АО ствен-
"НК "КТЖ" (электро- ного
и дизель поезда). бюджета
29 Создание АО Свидетель- ОАО 2 Не Собст-
"Багажные пере- ство о "Пасса- квартал требует вен-
возки" на базе регистра- жирские 2004 финан- ные
сети агентских ции пере- года сирова- сред-
пунктов по приему возки" ния из ства
и отправке багажа государ-
ОАО "Пассажирские ствен-
перевозки" ного
бюджета
30 Создание АО Свидетель- ОАО 2 Не Собст-
"Пассажирская ство о "Пасса- квартал требует вен-
лизинговая регистра- жирские 2004 финан- ные
вагонная компания" ции пере- года сирова- сред-
с передачей пасса- возки" ния из ства
жирских и багажных государ-
вагонов, кроме ствен-
задействованных ного
на международных бюджета
перевозках и
приобретенных за
счет ранее прив-
леченных кредитных
средств
31 Продажа франшиз Конкурс МТиК, 4 Не Соб-
на оказание услуг АО квартал требует венные
по пассажирским "Пасса- 2004 финан- ные
перевозкам на жирские года сирова- сред-
торгах в соответ- пере- ния из ства
ствии с действую- возки" государ-
щим законодатель- ствен-
ством ного
бюджета
32 Передача 100 % Акт АО 3 Не Соб-
пакета акций АО приема- "Пасса- квар- тре- ст-
"Пассажирская пере- жирские 2006 фи- вен-
лизинговая вагон- дачи пере- года нанси- ные
ная компания" в возки", рова- сред-
государственную КГИП ния из ства
собственность с МФ, госу-
последующей пере- МТК дарст-
дачей прав владе- вен-
ния и пользования ного
пакетом акций Ми- бюд-
нистерству транс- жета
порта и коммуни-
каций
32-1 Передача 100% Акт АО 3 Не Соб-
пакетов акций АО приема- "Пас- квар- тре- ст-
"Вокзалсервис", передачи сажир- тал бует вен-
АО "Вагонсер- ские 2006 фи- ные
вис", АО "При- пере- года нанси- сред-
городные перевоз- возки", рова- ства
ки", АО "Багаж- АО ния из
ные перевозки", "НК госу-
а также "ҚТЖ" дарст-
100 % вен-
доли учас- ного
тия в ТОО "Опера- бюд-
тивно-технологи- жета
ческий центр уп-
равления пасса-
жирскими перевоз-
ками" в собствен-
ность АО "НК "ҚТЖ"
32-2 Реализация Договор АО 4 Не Соб-
100 % доли участия купли- "НК квар- тре- ст-
в ТОО "Компания продажи "ҚТЖ" тал бует вен-
ЖолаушыларТранс" 2006 фи- ные
на торгах в соот- года нанси- сред-
ветствии с дей- рова- ства
ствующим законо- ния из
дательством госу-
дарст-
вен-
ного
бюд-
жета
33 (исключена - N 920 от 15.09.2005 г.)
34 Субсидирование Проект МЭиБП, 4 Опреде- Из
пассажирских Закона МТиК квартал ляется рес-
перевозок Республики 2004 реше- публи-
Казахстан года нием канс-
"О респуб- РБК кого
ликанском бюджета
бюджете"
35 Субсидирование Решение Местные 4 Опреде- Из
пригородных местных исполни- квартал ляется местных
перевозок исполни- тельные 2004 реше- бюдже-
тельных органы года нием тов
органов местных
испол-
тельных
органов
36 Субсидирование Проект МЭиБП, 4 Опреде- Из
пассажирских Закона МТиК квартал ляется рес-
перевозок Республики 2005 реше- публи-
Казахстан года нием канс-
"О респуб- РБК кого
ликанском бюджета
бюджете"
37 Субсидирование Решение Местные 4 Опреде- Из
пригородных местных исполни- квартал ляется местных
перевозок исполни- тельные 2005 реше- бюдже-
тельных органы года нием тов
органов местных
испол-
тельных
органов
38 Разработка Проект МТиК, 1 Не Собст-
Закона Республики Закона ЗАО "НК квартал требует венные
Казахстан Республики "КТЖ" 2004 финан- сред-
"О внесении изме- Казахстан года сирова- ства
нений и дополне- ния из
ний в некоторые государ-
законодательные ствен-
акты Республики ного
Казахстан по бюджета
вопросам железно-
дорожного транс-
порта"
39 Развитие импорто- Отчет в МТиК, 4 Не Собст-
замещающих произ- Правитель- АО "НК квартал требует венные
водств на пред- ство "КТЖ" 2005 финан- и заем-
приятиях железно- года сирова- ные
дорожного транс- ния из сред-
порта государ- ства
ствен-
ного
бюджета
40 Совершенствование Нормативные МТиК, 4 Не Собст-
нормативных право- правовые АО "НК квартал требует венные
вых актов в акты "КТЖ" 2006 финан- сред-
области железно- года сирова- ства
дорожного транс- ния из
порта государ-
ствен-
ного
бюджета