Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2004 года N 145

Действующий

      В целях приведения в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемую Программу реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).

      2. Признать утратившим силу постановление  Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2001 года N 756 "Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001-2005 годы".

      3. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан ежегодно, к 25 апреля и 25 октября, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Казахстан Мынбаева С.М.

      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждена                  
постановлением Правительства         
Республики Казахстан             
от 6 февраля 2004 года N 145         

Программа реструктуризации
железнодорожного транспорта Республики Казахстан
на 2004-2006 годы

                                  1. Паспорт

Наименование:    Программа реструктуризации железнодорожного
                 транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы

Основание для    Закон  Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года
разработки:      "О железнодорожном транспорте"

Разработчик:     Министерство транспорта и коммуникаций Республики
                 Казахстан

Срок реализации: 2004-2006 годы

Цель Программы:  Достижение оптимальной для государства и общества
                 системы функционирования железнодорожного
                 транспорта

Задачи           Совершенствование нормативной правовой базы
Программы:       железнодорожного транспорта;
                 отделение обеспечивающей деятельности от основной;
                 создание конкурентного рынка перевозчиков с
                 предоставлением равного права доступа к
                 магистральной железнодорожной сети;
                 оптимизация производственных мощностей, повышение
                 эффективности железнодорожного транспорта;
                 решение вопросов субсидирования пассажирских
                 перевозок
 
Необходимые      Программа реструктуризации железнодорожного
ресурсы и        транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы
источники        реализуется за счет собственных средств закрытого
финансирования:  акционерного общества "Национальная компания
                 "Казакстан темiр жолы" и государственного бюджета
                 Республики Казахстан

Ожидаемые        Повышение инвестиционной привлекательности
результаты:      предприятий обеспечивающего сектора, вагонного и
                 локомотивного хозяйств;
                 повышение эффективности и качества грузовых,
                 контейнерных и пассажирских перевозок;
                 формирование конкурентной среды в обеспечивающей
                 деятельности;
                 формирование рынка железнодорожных транспортных
                 услуг;
                 совершенствование тарифной политики на
                 железнодорожном транспорте;
                 расширение сферы деятельности частного
                 предпринимательства и капитала;
                 завершение приватизации и передачи в
                 коммунальную собственность объектов, не связанных
                 с перевозочной деятельностью;
                 развитие конкуренции в перевозочной деятельности;
                 формирование цен на услуги перевозчиков на
                 рыночной основе;
                 расширение доступа к магистральной железнодорожной
                 сети частного вагонного парка и создание
                 благоприятных условий для появления новых
                 собственников вагонного парка;
                 максимальное использование транзитного потенциала
                 между Европой и Азией.

                                

                                     2. Введение

      Программа реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана согласно Закону  Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года "О железнодорожном транспорте" в целях приведения деятельности организаций железнодорожной отрасли в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан о железнодорожном транспорте.
      Необходимость принятия Программы продиктована подведением промежуточных итогов реструктуризации железнодорожной отрасли и завершением основных мероприятий, предусмотренных Программой реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением  Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2001 года N 756, которая утратила силу в связи с выходом настоящей Программы.
      Программой устанавливаются основные мероприятия по дальнейшей реструктуризации отрасли, направленные на расширение рыночных отношений, развитие конкурентной среды, привлечение частных инвестиций и предпринимательской инициативы на железнодорожном
транспорте.
      Реформирование железнодорожной отрасли в Казахстане было начато в 1997 году объединением трех казахстанских железных дорог в составе образованного республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" и одновременным созданием в его составе шести управлений дорог. С момента создания до настоящего времени ЗАО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" (далее - ЗАО "НК "КТЖ") проведен комплекс мероприятий, серьезно улучшивших финансовое и производственное состояние предприятия. Однако резервов по оптимизации и усилению эффективности работы предприятия недостаточно для решения структурных проблем отрасли, таких как дефицит инвестиционных ресурсов на воспроизводство основных фондов, дисбаланс активов и объемов работы. На нынешнем этапе требуется принятие ряда кардинальных мер, которые будут затрагивать основы управления железнодорожным транспортом, повлекут необходимость институциональных изменений, внесения изменений в ряд нормативных правовых актов, а также государственной поддержки процесса реформ.
Уровень задач, таких как решение проблемы субсидирования пассажирских перевозок и их социальная значимость, требуют непосредственного участия государства. Дальнейшее решение этих проблем только за счет усилий одного ЗАО "НК "КТЖ" не снимет проблемы дефицита инвестиционных ресурсов в железнодорожную отрасль Казахстана. Данные инвестиции необходимо привлечь на обновление основных средств, создание новых импортозамещающих производств на базе высвобождаемых производственных мощностей и персонала, в том числе заводов по капитально-восстановительному ремонту, модернизации и сборке новых локомотивов и вагонов, строительству новых дорог.
      Таким образом, необходимость проведения структурных реформ и согласованных изменений тарифной политики продиктована современными экономическими условиями, в которых действует железнодорожный транспорт Республики Казахстан.                 

               3. Анализ современного состояния проблемы

      3.1. Состояние магистральной железнодорожной сети ЗАО "НК "КТЖ"
     
      В силу сырьевой направленности экономики Казахстана железнодорожный транспорт играет ключевую роль в транспортно-коммуникационном комплексе Республики Казахстан. Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике в последние годы в грузообороте всех видов транспорта его доля составляет более 70%, в пассажирообороте более 50%.
      В перевозках железнодорожным транспортом в Республике Казахстан ЗАО "НК "КТЖ" является монополистом и конкурентов не имеет.
      Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет более 13,6 тыс. км, в том числе двухпутных линий - более 5,0 тыс. км (37%), электрифицированных линий - 3,7 тыс. км (27%). Развернутая длина главных путей - 18,8 тыс. км, станционных и специальных путей - 6,7 тыс. км. Основная часть железнодорожной сети ЗАО "НК "КТЖ" (97,5%) расположена на территории Казахстана, а оставшиеся 2,5% - на территории приграничных районов России. По территории северных и центральных областей республики проходит 5732 км путей, что составляет 42% всей эксплуатационной длины путей, находящихся в распоряжении ЗАО "НК "КТЖ". В южных и восточных районах страны расположены 3992 км путей (29,3%), в западных - 3577 км (26,2%), а в центральном и северных районах 6075 км (44,5%) путей. Часть железнодорожной сети на территории Республики Казахстан находится в управлении железнодорожных администраций Российской Федерации и Кыргызстана.
      На железнодорожной сети республики расположены 751 раздельных пункта. На 351 станциях производятся грузовые операции. 21 станция имеет автоматизированные системы управления, 38 - оборудованы сортировочными устройствами (горками, полугорками и наклонными
вытяжками), 6 - оборудованы пневматической почтой для пересылки грузовых и поездных документов.
      По основным показателям технического оснащения железных дорог (эксплуатационная длина, протяженность электрифицированных линий, рабочий парк грузовых вагонов) и перевозочной работы (грузооборот, пассажирооборот, погрузка грузов) Казахстан занимает третье место среди республик бывшего СССР, уступая России и Украине.
     

      3.2. Состояние локомотивного хозяйства ЗАО "НК "КТЖ"

      По состоянию на 1 января 2003 года локомотивный парк ЗАО "НК "КТЖ" составил 1834 локомотива, из них 615 электровозов, 723 магистральных тепловозов и 496 маневровых тепловозов.
      Эксплуатируемый парк (1233 локомотива) составил 67% от инвентарного парка, соответственно неэксплуатируемый парк локомотивов (601 локомотив) составил 33% от инвентарного парка.
      В настоящее время техническое обслуживание и ремонт локомотивов ЗАО "НК "КТЖ" производятся на ремонтных предприятиях ОАО "Желдорреммаш", ОАО "Ремлокомотив", а также субъектами малого предпринимательства - производственными кооперативами и товариществами с ограниченной ответственностью.
      На ремонтных предприятиях ОАО "Желдорреммаш" (Шу-Жамбыл, Казалы, Кусмурын, Орал, Шалкар, Павлодар, Агадырь и Атбасар) производят ремонт локомотивов циклами КР-2, КР-1, ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.
      На ремонтных предприятиях ОАО "Ремлокомотив" (Актобе, Макат, Астана, Караганда, Костанай, Защита, Аягоз, Жамбыл, Арыс, Сексеул) производят ремонт циклами КР-1, ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.
      На базах производственных кооперативов и товариществ с ограниченной ответственностью (Атырау, Шубар-Кудук, Мангистау, Эмба, Кызылорда, Новоишимское, Курорт-Бурабай, Ерейментау, Жана-Арка, Балхаш, Агадырь, Экибастуз, Семей, Шар, Актогай, Алматы, Шу, Шымкент, Туркестан) производится ремонт циклами ТО-8, ТО-7, ТО-6, ТО-3.

      3.3. Состояние вагонного хозяйства ЗАО "НК "КТЖ"

      Текущее состояние инвентарного парка грузовых вагонов ЗАО "НК "КТЖ" составляет 76934 ед, в том числе крытых вагонов 13246 ед., платформ 10236 ед., полувагонов 28327 ед., цистерн 10392 ед., прочих вагонов 14733 ед.
      В соответствии с распоряжением  Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 января 2003 года N 11-р по отчуждению имущества ЗАО "НК "КТЖ" и открытого акционерного общества "Ремвагон" 28 февраля 2003 года были заключены договоры на куплю-продажу грузовых вагонов
N 399-ЗАО и N 400-ЗАО с ТОО "ТрансКом" и ТОО "Богатырь Транс". В соответствии с указанными договорами ЗАО "НК "КТЖ" обязано передать ТОО "ТрансКом" до июня 2004 года 3 563 грузовых вагона (в том числе 700 хоппер-цементовозов, 691 хоппер-окатышевоз, 2 172 полувагона), ТОО "Богатырь Транс" - 3 077 полувагонов.
      С учетом восстановленных вагонов плановыми видами ремонта и долгопростаивающих грузовых вагонов, переданных компаниям ТОО "Богатырь Транс" и ТОО "ТрансКом" парк долгопростаивающих вагонов по состоянию на 1 октября 2003 года составляет 18868 единиц.

      3.4. Состояние ОАО "Пассажирские перевозки"
     
      Пассажирские перевозки осуществляет ОАО "Пассажирские перевозки", состоящее из трех региональных пассажирских филиалов: Алматинский, Западный и Акмолинский; семи региональных вагонных филиалов: ЛВЧД Астана, Алматы, Кызылорда, Костанай, Караганда, Актобе и Павлодар; Алматинского завода по ремонту пассажирских вагонов "АВЗ" и специализированных филиалов: Пригородные перевозки, Багажные перевозки, Вагрест.
      Подвижной состав пассажирского хозяйства по состоянию на 1 октября 2003 года составляет 2145 вагонов, из них эксплуатационный парк - 1504 вагона. Пассажирские услуги оказывают 303 станции, из которых 269 осуществляют продажу билетов.
      В перечень услуг, осуществляемых предприятием пассажирских перевозок, входит осуществление багажных перевозок на территории всей республики. Багаж принимается на 68 станциях, где имеются складские и сортировочные помещения. В составе пассажирских поездов
курсируют почтовые вагоны ОАО "Казпочта".
      ОАО "Пассажирские перевозки" самостоятельно осуществляет экипировку пассажирских вагонов (постельное белье, уголь, вода, чай, сахар), оказывает прачечные услуги и услуги по обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах.
      Региональные пассажирские вагонные филиалы производят техническое обслуживание (уборку, промывку), проверку и текущий ремонт пассажирских вагонов. Большинство из них осуществляют деповской ремонт. Капитальный и заводской ремонты осуществляют Алматинский вагоноремонтный завод, Кызылординский пассажирский вагонный филиал, а также ОАО "Ырысты-АЭВРЗ".
     

      3.5. Итоги реструктуризации железнодорожного транспорта 2001-2003 годов и необходимость дальнейшей реструктуризации

      Преобразование республиканского государственного предприятия "Казакстан темiр жолы" в ЗАО "НК "КТЖ", реализованное в соответствии с постановлением  Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2002 года N 310, ознаменовало завершение первого этапа, что позволяет подвести некоторые итоги реформирования отрасли.
      Объекты социальной сферы - школы, детские сады, медицинские учреждения, расходы по содержанию которых долгие годы возмещались грузоотправителями через тариф, практически полностью переданы местным исполнительным органам и финансируются из государственного
бюджета, составной частью которого являются налоги, выплачиваемые железнодорожными предприятиями.
      Все дочерние государственные предприятия, занятые во вспомогательной обеспечивающей деятельности ("Ремпуть", "Жол жендеушi" - по ремонту пути, "Ремлокомотив" и "Желдорреммаш" - по ремонту локомотивов, "Желдорводотеплоснабжение" - по обеспечению предприятий водой и теплом, "Транстелеком" - по обеспечению услуг телефонной и телеграфной связи, "Железнодорожная военизированная охрана" и другие) выделены в самостоятельные юридические лица - акционерные общества, что дало им возможность применять в своей деятельности более гибкие, рыночные механизмы при сохранении контроля и управления со стороны ЗАО "НК "КТЖ", владеющего пакетами акций.
      Для расширения конкурентного сектора услуг в сфере ремонта подвижного и тягового составов были созданы производственные кооперативы и товарищества с ограниченной ответственностью на имущественной базе филиалов таких предприятий как: "Ремлокомотив", "Ремвагон", "Желдорреммаш" и "Пассажирские перевозки".
      Тем самым созданы условия для развития рыночных отношений в ремонтной сфере, при этом закуп всех услуг ЗАО "НК "КТЖ" проводит на конкурсной основе. Это позволило развить конкуренцию между предприятиями обеспечивающей деятельности, что в целом дало снижение затрат по приобретению их услуг.
      Передав избыточные активы в пользование предприятиям малого, среднего бизнеса (производственным кооперативам), ЗАО "НК "КТЖ" сыграло существенную роль в решении стратегической государственной задачи поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
      Одним из важнейших мероприятий первого этапа стало определение имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети и передача его в собственность ЗАО "НК "КТЖ".
      Завершение первого этапа реструктуризации ознаменовалось дальнейшим улучшением производственных и финансово-экономических показателей железнодорожного транспорта.
      В конце 2003 года были созданы акционерные общества "Локомотив", основным видом деятельности которого является предоставление услуг локомотивной тяги, и "Казжелдортранс", осуществляющего межгосударственные и специальные перевозки.
      Вместе с тем в составе ЗАО "НК "КТЖ" образованы структурные подразделения: Дирекция магистральной сети, деятельностью которой являются эксплуатация и содержание магистральной железнодорожной сети, и Дирекция перевозок, выполняющая функции диспетчерского управления движением поездов.
      В период 90-х годов железная дорога, являясь главным элементом транспортной инфраструктуры, не смогла избежать кризисных процессов в экономике, характерных для всех стран СНГ. Падение объемов производства и разрыв экономических связей между предприятиями отразились более чем трехкратным падением объемов перевозок в 1997 году по сравнению с 1991 годом, проблемой неплатежей и неуклонным ростом стоимости потребляемых ресурсов.
      Системный кризис экономики привел отрасль к финансовому и производственному спаду. Характерными чертами для железнодорожного транспорта того периода стало наличие избыточного количества малодеятельных линий, станций, подвижного состава, эксплуатационных
и ремонтных подразделений, трудового персонала. Следствием этого явилось хроническое снижение фондоотдачи и производительности труда.
      В этих условиях Правительством был предпринят первый шаг по реструктуризации железнодорожного транспорта. Для финансово-экономического оздоровления железной дороги 31 января 1997 года путем слияния Алматинской, Целинной и Западно-Казахстанской железных дорог постановлением Правительства было создано республиканское государственное предприятие "Казакстан темiр жолы".
      Правильность принятого решения подтвердили результаты последующих лет. Консолидация всех финансовых потоков, ужесточение финансовой дисциплины и централизация управления позволили стабилизировать финансовое положение отрасли.
      Железная дорога Казахстана практически без инвестирования в инфраструктуру и подвижной состав обеспечила перевозочную деятельность на базе имеющихся активов с необходимым уровнем бесперебойности и безопасности движения поездов при относительно
низком росте тарифов. В определенной степени отрасль сыграла ключевую роль в становлении и укреплении конкурентоспособности крупнейших предприятий Казахстана.
      Экономический рост Республики Казахстан, достигнутый в последние годы, обуславливает необходимость дальнейшей реструктуризации железнодорожного транспорта, направленной на развитие конкуренции и привлечение частных инвестиций в обеспечивающей и перевозочной деятельности.
      Наряду с этим одним из основных принципов реструктуризации является сохранение железнодорожной сети в собственности государства и ее развитие с целью максимального удовлетворения потребностей экономики и расширения транзитного потенциала Республики Казахстан.
      Кроме того, необходимость дальнейшей реструктуризации обуславливается приведением ее мероприятий в соответствии с Законом  Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" в части финансового разделения Оператора магистральной сети от Национального перевозчика и обеспечения равного доступа к магистральной сети всех перевозчиков, а также соответствие Закону  Республики Казахстан "О естественных монополиях" в части отделения
потенциально-конкурентной перевозочной деятельности железной дороги от естественно-
монопольных услуг.
      Следует отметить, что в развитых странах мира функционирует модель доступа нескольких перевозчиков к магистральной сети, эксплутационные показатели которых значительно выше, чем в странах СНГ, что свидетельствует о правильности основных направлений реформирования, определенных законодательством Республики
Казахстан.                         

                         4. Цель и задачи Программы
     
      Целью реструктуризации является достижение оптимальной для государства и общества системы функционирования железнодорожного транспорта.
      Для достижения указанной цели настоящая Программа предусматривает решение следующих задач:
      совершенствование нормативной правовой базы в области железнодорожного транспорта;
      отделение обеспечивающей деятельности от основной;
      создание конкурентного рынка перевозчиков с предоставлением равного права доступа к магистральной железнодорожной сети;
      оптимизация производственных мощностей, повышение эффективности железнодорожного транспорта;
      решение вопросов субсидирования пассажирских перевозок.

      

      5. Основные направления и механизм реализации Программы

      5.1. Реструктуризация обеспечивающей деятельности

      После анализа специализации ремонтных организаций для дальнейшего развития конкуренции в ремонте подвижного состава будут проведены мероприятия по:
      реорганизации акционерного общества "Желдорреммаш" путем его разделения на юридические лица на базе локомотиворемонтных депо общества, расположенных на станциях Шалкар, Орал, Жамбыл, Агадырь, Кусмурын, Павлодар, Шу, Казалы и Атбасар;
      реорганизации акционерного общества "Ремлокомотив" путем его разделения на юридические лица на базе локомотиворемонтных депо общества, расположенных на станциях Макат, Защита, Жамбыл, Костанай, Сексеул, Арыс, Астана, Аягоз, Актобе и Караганда;
      реорганизации акционерного общества "Ремвагон" путем его разделения на юридические лица на базе вагоноремонтных депо общества, расположенных на станциях Акжайык, Защита, Жамбыл, Павлодар, Караганда, Шымкент и Экибастуз;
      продаже долей участия и пакетов акций созданных на базе локомотиво- и вагоноремонтных депо юридических лиц на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета
государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов;
      продаже пакетов акций акционерного общества "Ремпуть", акционерного общества "Жолжондеушi" и акционерного общества "Темiржолжондеу", специализирующихся на ремонте пути, на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых
будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов;
      продаже имущественных комплексов, ранее переданных в аренду субъектам малого бизнеса, на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
      В соответствии с требованиями Закона  Республики Казахстан "О естественных монополиях", не допускающими осуществление субъектом естественной монополии других видов деятельности, не связанных с основной, открытое акционерное общество
"Желдорводотеплоснабжение" будет реорганизовано путем выделения и создания новых АО "Темiржолсу", специализированного на услугах водоснабжения, и "Темiржолжылу", которое будет предоставлять услуги теплоснабжения. В собственности АО "Желдорводотеплоснабжение"
останутся объекты водо- и теплоснабжения, расположенные на малых станциях, разъездах и обслуживающие преимущественно предприятия железнодорожного транспорта.
      В дальнейшем будет осуществляться передача местным исполнительным органам власти отдельных объектов водо- и теплоснабжения.
      Объекты энергоснабжения, находящиеся в собственности ЗАО "НК "КТЖ", не связанные с электротягой поездов, будут переданы в созданное акционерное общество "Темiржолэнерго".
      Единственным акционером акционерных обществ "Темiржолсу", "Темiржолжылу" и "Темiржолэнерго" будет ЗАО "НК "КТЖ".
      В течение 2004 года по мере решения вопросов субсидирования из местных бюджетов объекты водо-, тепло- и энергоснабжения акционерных обществ "Темiржолсу", "Темiржолжылу" и "Темiржолэнерго"  будут передаваться местным органам власти вместе с оборотными средствами на текущий год.
      Для формирования полноценного оператора связи на базе оборудования железнодорожной связи создано акционерное общество "Транстелеком". ЗАО "НК "КТЖ" передаст ему в собственность (уставный капитал) все оборудование, задействованное в предоставлении нетехнологической связи. Кроме того, ЗАО "НК "КТЖ" предоставит в долгосрочную (10-15 лет) аренду АО "Транстелеком" отдельные жилы магистрального кабеля связи, выделенные для предоставления услуг нетехнологической связи. Указанные жилы невозможно передать в собственность АО "Транстелеком", так как они находятся внутри магистрального кабеля связи вместе с технологическими жилами и являются частью магистральной сети, не подлежащей реализации. АО "Транстелеком" является собственником оборудования, задействованного только в предоставлении нетехнологической связи.
      100% пакет акций АО "Транстелеком" будет сохранен в уставном капитале ЗАО "НК "КТЖ" и в течение 2004-2006 годов не подлежит реализации.
      Пакет акций акционерного общества "Военизированная железнодорожная охрана" будет реализован на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
      Во взаимоотношениях предприятий основной деятельности с обеспечивающим сектором будет действовать традиционный рыночный механизм, что создаст дополнительные стимулы, необходимые для повышения производительности, снижения себестоимости услуг обеспечивающего сектора. Избыточные мощности будут постепенно переориентированы на другие секторы экономики.

      5.2. Реструктуризация основной деятельности
      
      В соответствии с Законом  Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" Национальная железнодорожная компания (Оператор магистральной сети) обеспечивает равное право пользования магистральной железнодорожной сетью всем перевозчикам.
Развитие конкуренции в перевозочной деятельности будет обеспечиваться за счет возникновения новых перевозчиков, имеющих собственный (арендованный) подвижной состав.    
      Процесс формирования перевозчиков будет проведен с учетом особенностей санкционирования железнодорожного транспорта Республики Казахстан, необходимости бесперебойного обеспечения перевозок в период максимальных объемов грузооборота.
      ЗАО "НК "КТЖ" будет осуществлять функции Национальной железнодорожной компании, предусмотренные Законом  Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте".
      Кроме того, в целях обеспечения равных условий пользования железнодорожной сетью ЗАО "НК "КТЖ" сосредоточится на оказании естественно-монопольных услуг, технологически связанных с услугами магистральной сети, включая услуги по предоставлению подъездных
путей, использующихся несколькими грузоотправителями. Для этого в собственность ЗАО "НК "КТЖ" будут переданы все подъездные пути, использующиеся несколькими грузоотправителями и находящиеся в собственности акционерного общества "Центр транспортного сервиса"
в обмен на вагонный и локомотивный парк ЗАО "НК "КТЖ", не вошедший в оптимальный парк. Для технического обслуживания данного парка планируется передать одно эксплуатационное вагонное депо в собственность АО "Центр транспортного сервиса". При этом функциями
АО "Центр транспортного сервиса" будет восстановление, реализация и сдача в аренду вагонного парка.
      Подъездные пути, принадлежащие АО "Центр транспортного сервиса" и используемые одним грузоотправителем, будут реализованы в установленном законодательством порядке данному потребителю.
      В дальнейшем в целях развития конкуренции на рынке перевозчиков АО "Центр транспортного сервиса" будет оказывать услуги по перевозке грузов.
      Образованные в составе Компании в 2003 году Дирекция магистральной сети, деятельностью которой является эксплуатация и содержание магистральной железнодорожной сети, и Дирекция перевозок, выполняющая функции управления движением поездов и обеспечения безопасности, останутся структурными подразделениями ЗАО "НК "КТЖ".
      Вместе с тем в октябре 2003 года на базе существующих эксплуатационных локомотивных депо и эксплуатируемого локомотивного парка создано акционерное общество "Локомотив", единственным акционером которого является ЗАО "НК "КТЖ".
      Основной деятельностью акционерного общества "Локомотив" является предоставление на недискриминационных условиях услуг локомотивной тяги и технического обслуживания тягового подвижного состава перевозчикам и оператору магистральной железнодорожной сети.
      К 1 января 2005 года все пункты технического обслуживания локомотивов и экипировки с домами отдыха локомотивных бригад будут выделены в самостоятельное акционерное общество "Локомотивный сервисный центр", единственным акционером которого будет являться
ЗАО "НК "КТЖ". С 1 июля 2005 года 100% пакета акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      Акционерное общество "Локомотив" будет содержать парк магистральных и маневровых локомотивов. Парк маневровых локомотивов будет предоставляться в аренду Оператору магистральной сети (ЗАО "НК "КТЖ") для производства станционной работы. Оператору магистральной сети будет также предоставляться в аренду парк магистральных локомотивов для осуществления хозяйственных перевозок.
      Для обеспечения межгосударственных и специальных перевозок на базе инвентарного вагонного парка ЗАО "НК "КТЖ" создано акционерное общество "Казжелдортранс", являющееся Национальным перевозчиком, которое предоставляет услуги по перевозке грузов. При этом, акционерное общество "Казжелдортранс" может предоставлять свой избыточный парк вагонов в аренду или продавать другим перевозчикам. В целях обеспечения базой ремонта для текущего обслуживания и отстоя подвижного состава ему передаются ремонтные депо на станциях Арыс, Балхаш, Кусмурын, Орал.
      Парк вагонов и локомотивов, не вошедший в оптимальный парк, будет передан АО "Центр транспортного сервиса", пакет акций которого в начале 2005 года будет реализован на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
      Контейнерный парк сохраняется в АО "Казтранссервис", акции которого будут реализованы на торгах в соответствии с действующим законодательством, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов. При этом, 26% пакета акций АО "Казтранссервис" будет сохранено в уставном капитале ЗАО "НК "КТЖ" для обеспечения основной задачи АО "Казтранссервис" - развития контейнерных перевозок железнодорожного транспорта, мультимодальных перевозок во внутреннем и транзитном сообщениях.
      Реализация 74% пакета акций АО "Казтранссервис" будет осуществлена после передачи в собственность ЗАО "НК "КТЖ" 25,5% пакета акций АО "Каскортранссервис". Акции АО "Кедентранссервис", принадлежащие ЗАО "НК "КТЖ" (33%), будут сохранены до 2005 года в уставном капитале ЗАО "НК "КТЖ" для обеспечения контроля над работой контейнерных дворов и терминального хозяйства. С 1 января 2005 года 33% пакета акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      Структура железнодорожного транспорта по состоянию на конец 2006 года будет выглядеть следующим образом:

Структура железнодорожного транспорта после реструктуризации
      на 31.12.06г.

-------------------------------------------------------------------!
                                                                   !                                                         МТиК                          !                  
-----------------!----------------------------------!--------------!
                 !                                  !
----------------------------------!  !-----------------------------!  
          ЗАО НК "КТЖ"            !  !  АО "Пассажирские перевозки !
       - центральный офис         !  ! (международные и фирменные  !
      Естественная монополия      !  !  перевозки)                 !
----------------------------------!  !-----------------------------!
 Дирекция       ! Дирекция        !   АО "Пассажирская лизинговая
магистральной   ! перевозок       !   вагонная компания"
 сети           ! (оператор МЖС)  !   вагоны
----------------! ----------------!  -------------------------------
__________________________________    АО "Багажные перевозки"
                !                     багажные кассы и агентские
     АО         !      АО             пункты приема багажа
"Локомотив"     ! "Казжелдортранс"
--------------- !-----------------   ------------------------------                 !
     АО         !      АО             АО "Вокзалсервис"
"Транстелеком"  ! Алматинский         внеклассные вокзалы
                ! вагоноремонтный     (Алматы-1,2, Астана,
                ! завод               Караганда, Актобе)
--------------- !-----------------   ------------------------------
     АО         !     АО              АО "Вагонсервис"
"Казтранссервис"! Желдорводо-         ЛВЧД (вагонное депо)
26 % акций      ! теплоснабжение     ------------------------------
--------------- !-----------------    АО "Локомотивный
     АО         !                     сервисный центр"
"Каскортранс-   !                     (ПТОЛ+дома отдыха)
сервис" 25,5 %  !                     ------------------------------
акций           !                     АО "Кедентранссервис"
----------------!                    33% акций
                                     ------------------------------
      (продолжение таблицы)
___________________________________________________________________

                        Частные собственники
-------------------------------------------------------------------
        АО                                  АО
"Военизированная                     "Кедентранссервис"
 служба охраны"                      67% акций
--------------------------          -------------------------------
 ТОО и АО, созданные на базе         АО "Казтранссервис"
 филиалов АО                         74% акций
 "Желдорреммаш"
--------------------------          -------------------------------
 ТОО, созданные на базе                     АО
 филиалов АО                             "Ремпуть"
 "Ремлокомотив"
--------------------------          -------------------------------
 ТОО и АО, созданные                        АО
 на базе филиалов АО                    "Жолжондеушi"
 "Ремвагон"
--------------------------          -------------------------------
 АО "Центр                             АО "Темiржол жондеу"  
 транспортного сервиса"
--------------------------          -------------------------------
                    Местные органы власти

-------------------------------------------------------------------
 АО "Темiржолжылу"                     ГКП "Пригородные перевозки"
--------------------------           ------------------------------
 АО "Темiржолсу"                       ГКП Вокзал
--------------------------             (вокзалы - 1, 2, 3, 4, 5
 АО "Темiржолэнерго"                   классов)
--------------------------           ------------------------------

      Плата за услуги магистральной железнодорожной сети, предоставляемые ЗАО "НК "КТЖ", утверждается уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии. ЗАО "НК "КТЖ" обеспечивает равноправный и недискриминационный доступ к магистральной железнодорожной сети всем перевозчикам. Плата за перевозку для клиентов будет включать в себя плату за услуги
магистральной железнодорожной сети и цены на другие виды услуг железнодорожного транспорта.
      Независимые перевозчики будут работать с ЗАО "НК "КТЖ" по согласованным планам перевозок.
      В результате реализации данных мероприятий реструктуризации на рынке перевозок будут функционировать частные перевозчики.
      Произойдут изменения в системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте, более подробно изложенные в подразделе 5.4 "Усиление государственного регулирования железнодорожного транспорта".

      5.3. Реструктуризация пассажирских перевозок

      Задачи реформирования пассажирских перевозок, ориентированные на повышение общеэкономической эффективности, включают:
      финансовое и организационное отделение пассажирских перевозок от грузовых;
      достижение полной прозрачности финансовых потоков, сокращение убытков и уменьшение дотаций, усиление роли частного сектора;
      введение конкуренции в пассажирские перевозки.
      По функциональному признаку деятельность пассажирских перевозок можно разделить на два блока:
      основная деятельность - перевозка пассажиров, багажные перевозки;
      обеспечивающая и сервисная деятельность - ремонт пассажирских вагонов (Алматинский вагоноремонтный завод - АВЗ), техническое обслуживание пассажирских вагонов, осуществляемые эксплутационными пассажирскими вагонными депо (ЛВЧД), услуги прачечных комбинатов, находящихся на балансе ЛВЧД, и обслуживание пассажиров в вагонах-ресторанах, вокзалах.

      5.3.1. Реструктуризация обеспечивающей и сервисной деятельности пассажирских перевозок

      Реструктуризация обеспечивающей и сервисной деятельности направлена на ее отделение от основной для обеспечения прозрачности расходов и целевого субсидирования пассажирских перевозок из республиканского и местных бюджетов и включает в себя следующие мероприятия:
      Алматинский вагоноремонтный завод, выполняя капитальный ремонт пассажирских вагонов, является субъектом обеспечивающей деятельности и в соответствии с принципами реструктуризации подлежит выделению. Предлагается создание отдельного АО "Алматинский вагоноремонтный завод", пакет акций которого будет в дальнейшем реализован на торгах в установленном законодательством порядке, организация которых будет осуществлена ЗАО "НК "КТЖ" с участием Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов и других заинтересованных государственных органов.
      При отсутствии заинтересованности со стороны потенциальных покупателей сумма кредитных обязательств будет сохранена за ЗАО "НК "КТЖ" и погашаться им за счет включения в плату за услуги магистральной сети (тариф).
      Рынок услуг прачечных комбинатов развит во всех городах, в которых расположены ЛВЧД ОАО "Пассажирские перевозки", вхождение на данный рынок не требует значительных инвестиций.
      Предполагается продажа прачечных комбинатов ОАО "Пассажирские перевозки" частным компаниям на торгах в соответствии с действующим законодательством.
      До внедрения конкуренции в основную деятельность предполагается продать или передать в аренду на конкурсной основе право предоставления услуг по обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах частным предпринимателям. При этом их необходимо освободить от централизованного обеспечения продуктами питания и дать свободу в расширении ассортимента и установлении цен.
      Основными функциями вокзалов являются предоставление площади для продажи и бронирования билетов, обеспечение пассажиров справочно-информационными услугами, а также предоставление других услуг. Предполагается создание АО "Вокзалсервис" на базе вокзального хозяйства ОАО "Пассажирские перевозки", единственным акционером которого первоначально будет ОАО "Пассажирские перевозки".
      АО "Вокзалсервис" в течение 2004 года будет осуществлять передачу вокзалов 1, 2, 3, 4 и 5 классов местным исполнительным органам по мере решения вопросов субсидирования из местных бюджетов. На балансе АО "Вокзалсервис" останутся внеклассные вокзалы Астана, Алматы-I, Алматы-II, Актобе и Караганда, после чего 100-процентный пакет акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      Передача вокзалов в АО "Вокзалсервис" и местным исполнительным органам позволит не только предоставлять торговую площадь в аренду, но и организовывать дополнительный сервис пассажирам и местному населению, в частности, предоставлять в аренду площади для продажи билетов также на авиа- и автотранспорт, оказывать другие, пользующиеся спросом услуги, что компенсирует расходы по их содержанию.
      В целях введения конкуренции в ремонтной деятельности пассажирских вагонов предусматривается отделить все филиалы ОАО "Пассажирские перевозки" пассажирские вагонные депо (ЛВЧД) в самостоятельное АО "Вагонсервис", единственным акционером которого будет АО "Пассажирские перевозки".
      В созданное АО "Вагонсервис" передадутся все ремонтные базы, и соответственно оно будет предоставлять услуги по ремонту и техническому обслуживанию вагонов всем пассажирским перевозчикам на договорной основе. С 1 января 2005 года 100-процентный пакет акций АО "Вагонсервис" будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.      

      5.3.2. Реструктуризация основной деятельности пассажирских перевозок
     
      Реструктуризация основной деятельности включает в себя следующие мероприятия:
      На базе имущества филиала "Пригородные перевозки" предлагается создать ряд акционерных обществ на региональном уровне, с передачей им активов самого филиала и ЗАО "НК "КТЖ" (электро- и дизель поезда).
      Пригородные перевозки по проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта" (далее - законопроект) должны субсидироваться из местных бюджетов, поэтому каждое из созданных АО будет взаимодействовать по вопросу предоставления субсидий с местными органами в своем регионе.
      Данный шаг позволит построить двусторонние отношения более эффективным образом, чем создание одной общереспубликанской компании по пригородным перевозкам.
      После решения вопросов о субсидировании пригородных пассажирских перевозок из местных бюджетов соответствующие имущественные комплексы акционерных обществ по пригородным перевозкам будут переданы в созданные государственные коммунальные предприятия или акционерные общества при местных органах власти.
      На базе сети агентских пунктов по приему и отправке багажа предлагается создать самостоятельное АО "Багажные перевозки", единственным акционером которого будет ОАО "Пассажирские перевозки", для оказания населению комплекса услуг по приему и отправке багажа.
      Данная мера позволит повысить качество сервиса и расширить комплекс услуг, включая внедрение более востребованных клиентами форм обслуживания, таких, например, как доставка "от двери к двери". После создания АО "Багажные перевозки" 100-процентный пакет акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      На базе всех пассажирских вагонов, кроме задействованных на международных перевозках и приобретенных за счет ранее привлеченных кредитных средств, предлагается создать самостоятельное АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" для предоставления в аренду (лизинг) пассажирских и багажных вагонов всем пассажирским перевозчикам. Приобретение АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" нового подвижного состава будет осуществляться на коммерческой основе. После полного формирования имущественного комплекса АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" 100-процентный пакет его акций будет передан в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      Парк вагонов, задействованных на международных перевозках и приобретенных за счет  ранее привлеченных кредитных средств, останется в составе АО "Пассажирские перевозки". АО "Пассажирские перевозки" будет осуществлять международные и фирменные внутриреспубликанские перевозки с повышенным уровнем сервиса. С момента начала субсидирования из республиканского и местных бюджетов другие маршруты и пассажирские вагоны будут передаваться частным перевозчикам на конкурсной основе. При этом, кредитные обязательства ЗАО "НК "КТЖ" по германской и испанской кредитным линиям, выделенным на приобретение пассажирских вагонов под гарантии Правительства Республики Казахстан, предлагается включить в стоимость франшиз, предоставляемых перевозчикам на конкурсной основе.
      Победителями тендера франшиз на соответствующие маршруты будут признаны квалифицированные компании-перевозчики, предлагающие минимальные объемы государственных субсидий.
      Введение конкуренции в основной деятельности пассажирских перевозок возможно только после решения вопроса их субсидирования из республиканского бюджета. При разработке механизма субсидирования предлагается исходить из следующих принципов:
      учитывая низкий уровень благосостояния населения и безальтернативность железнодорожного транспорта по многим направлениям, необходимо определить перечень конкретных маршрутов, соединяющих все населенные пункты (города) республики, расположенные на железнодорожной сети, между собой и с основными крупными городами соседних стран;
      необходимо определить качественный и количественный стандарт услуги на каждом маршруте (наличие багажных вагонов и вагонов-ресторанов, требование к сервису, а также количество пассажирских вагонов в маршруте);
      предельная стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах на "франшизный" период должна регулироваться уполномоченным государственным органом, при этом стоимость проезда в комфортабельных вагонах не будет подлежать регулированию со стороны государства;
      расходы, связанные с оказанием услуг пассажирских перевозок и не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования пассажирских перевозок, по законопроекту субсидируются из государственного бюджета непосредственно перевозчику, оказывающему услуги по перевозке пассажиров.
      Необходимо организовать разработку механизма субсидирования пассажирских перевозок со всеми причастными министерствами и ведомствами.
      В случае положительного решения предлагается следующий механизм ввода конкуренции в пассажирских перевозках.
      На базе маршрутов пассажирских поездов будут сформированы лоты конкурса по предоставлению услуг по перевозке пассажиров. Организатором конкурса будет являться уполномоченный государственный орган.
      К конкурсу допускаются частные компании - перевозчики, прошедшие процедуру лицензирования.
      Конкуренция между компаниями будет осуществляться за право оказания услуг по перевозке пассажиров на маршрутах.
      До 1 января 2005 года будет осуществлена передача 100% акций АО "Пассажирские перевозки", АО "Багажные перевозки", АО "Вокзалсервис" и АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования пакетом акций Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      При этом субсидирование маршрутов АО "Пассажирские перевозки" и других перевозчиков, обладающих франшизами, будет осуществляться из средств республиканского бюджета.

      5.4. Усиление государственного регулирования железнодорожным транспортом

      5.4.1. Усиление роли Уполномоченного органа

      Транспортная политика должна быть поднята на новый качественный уровень, адекватный усложнившейся внутренней организации отрасли и четкому разграничению функций и ответственности хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта и государства.
      Уполномоченным государственным органом по отношению к ЗАО "НК "КТЖ" является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, кроме того, в силу существующей системы государственного управления часть функций уполномоченного органа исполняют Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции в области тарифного регулирования и Комитет государственного имущества и      приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в части распоряжения государственным имуществом.
      Осуществление углубленных реформ на железнодорожном транспорте настоятельно требует усиления государственного регулирования отрасли уполномоченным государственным органом. Именно он должен стать ответственным за представление интересов Республики Казахстан в межгосударственных соглашениях и международных организациях в сфере железнодорожного транспорта, реализацию транспортной политики и осуществление функций компетентного регулирующего органа государства в железнодорожной отрасли, включая вопросы инспектирования и контроля безопасности, лицензирования, разработки и утверждения технических стандартов, нормативов и требований.
      Уполномоченный орган будет представлять в Центральном совете железнодорожного транспорта (ЦСЖТ) и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) железнодорожный транспорт Республики Казахстан, осуществлять лицензирование и контроль безопасности, развитие импортозамещения в высокотехнологичных отраслях локомотиво- и вагоностроения.

      5.4.2. Изменение тарифного регулирования
     
      Назрела необходимость изменения государственного регулирования тарифа на перевозки.
      Ценовому государственному регулированию подлежит плата, вносимая перевозчиками за пользование услугами магистральной железнодорожной сети. Она будет определяться государственным органом, осуществляющим контроль и регулирование в сфере естественной монополии.
      Услуги по предоставлению локомотивной тяги и железнодорожным перевозкам в соответствии с Законом  Республики Казахстан "О естественных монополиях" не относятся к естественно-монопольным видам деятельности. Цены на услуги локомотивной тяги и железнодорожные перевозки в случае необходимости будут регулироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.
      Таким образом, для обеспечения равноправного функционирования на железнодорожном транспорте нескольких перевозчиков потребуется принятие и внедрение в практику, вместо действующего Прейскуранта 10-01, нового тарифного руководства, определяющего тариф исключительно на услуги магистральной железнодорожной сети.

      5.5. Правовое обеспечение
     

      5.5.1. Необходимость реформирования законодательной базы

      В период с 1994 по 2003 годы в деятельности железнодорожной отрасли были приняты более чем 50 нормативных правовых актов.
      В действующем законодательстве учитывается проводимая реструктуризация железнодорожной отрасли, в частности регулирование субъектов железнодорожного транспорта и субъектов естественной монополии.
      Следует отметить следующие нормативные правовые акты, отражающие процесс реструктуризации железнодорожного транспорта:
      Гражданский кодекс  Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;
      Гражданский кодекс  Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года;
      Закон  Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 года;
      Закон  Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" от 8 декабря 2001 года;
      Закон  Республики Казахстан "О естественных монополиях" от 9 июля 1998 года;
      Закон  Республики Казахстан "Об акционерных обществах" от 13 мая 2003 года.

      5.5.2. Закон Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте"
     
      На сегодняшний день разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта", призванный восполнить существующие пробелы в действующем законодательстве в области железнодорожного транспорта. Проект Закона предусматривает изменения и дополнения в действующие Законы Республики Казахстан "О транспорте в Республике Казахстан"  и "О железнодорожном транспорте" , учитывающие реструктуризацию железнодорожного транспорта.
      Принятие данного проекта Закона обеспечит:
      развитие конкуренции, рациональный и свободный доступ всех субъектов транспортного рынка к получению услуг железнодорожного транспорта;
      сохранение единого имущественного комплекса магистральной железнодорожной сети;
      защиту экономических интересов субъектов национального рынка;
      определение статуса Национальной железнодорожной компании и Национального железнодорожного перевозчика.
      Действующим Законом механизм субсидирования пассажирских перевозок из республиканского бюджета не предусмотрен. В этой связи, законопроектом вносятся соответствующие дополнения и изменения в Закон.
      Вместе с тем, параллельно с изменением и дополнением Закона Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте" должны быть разработаны и приняты подзаконные нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие рыночных отношений на железнодорожном транспорте.

      5.5.3. Соглашения о международном железнодорожном грузовом (СМГС) и пассажирском (СМПС) сообщении и другие соглашения в рамках ОСЖД, ЦСЖТ

      В настоящее время потребуется внесение изменений в СМГС и СМПС, подписанные государствами-участниками Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), и ряд соглашений по вагонному парку, плану формирования поездов, порядку взаиморасчетов и др.
в рамках Организации сотрудничества железных дорог стран-участниц СНГ (ЦСЖТ).
      Основные изменения в СМГС и СМПС затронут вопросы:
      пересмотра термина "железная дорога" используемого в соглашениях в качестве определения субъекта железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку и вступающего в правоотношения с клиентами железнодорожного транспорта и субъектами железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозку по территории других стран в прямом международном сообщении;
      ответственности субъектов железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку;
      расчетов с клиентом и другими субъектами железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозку в прямом международном сообщении;
      расчетов казахстанских грузовых и пассажирских перевозчиков при осуществлении перевозок в прямом международном сообщении.
      По соглашениям в рамках ЦСЖТ будут пересмотрены принципы использования общего парка вагонов, основ Плана формирования поездов, платы за пользование магистральной железнодорожной сетью перевозчиками, сертификации ремонта вагонов, расчетов между
субъектами железнодорожного транспорта и др.

              6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Мероприятия, предусмотренные Программой реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, реализуются за счет собственных средств ЗАО "НК "КТЖ" и государственного бюджета. При этом средства из государственного бюджета будут направлены на субсидирование пассажирских перевозок.

     

               7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
     
      Реструктуризация железнодорожного транспорта приведет к следующим позитивным итогам:
      повышение инвестиционной привлекательности предприятий обеспечивающего сектора, вагонного и локомотивного хозяйств;
      повышение эффективности и качества грузовых, контейнерных и пассажирских перевозок;
      формирование конкурентной среды в обеспечивающей деятельности;
      формирование рынка железнодорожных транспортных услуг;
      совершенствование тарифной политики в железнодорожном транспорте;
      расширение сферы деятельности частного предпринимательства и капитала;
      завершение приватизации и передачи в коммунальную собственность объектов, не связанных с перевозочной деятельностью;
      развитие конкуренции в перевозочной деятельности;
      формирование цен на услуги перевозчиков на рыночной основе;
      расширение доступа к магистральной железнодорожной сети частного вагонного парка и создание благоприятных условий для появления новых собственников вагонного парка;
      максимальное использование транзитного потенциала между Европой и Азией.
      Экономический эффект от внедрения Программы будет достигнут за счет притока частных инвестиций в вагонный и локомотивный парк,который будет выведен в конкурентный сектор, по оценке в размере 200-300 млн. долларов США в течение 10 лет, а также сокращения убытков и уменьшения дотаций пассажирских перевозок, что улучшит финансовые результаты ЗАО "НК "КТЖ" ежегодно на 100 млн. долларов США. Это окажет существенное влияние на улучшение тарифообразования грузовых перевозок и увеличит поступление финансовых средств в республиканский бюджет от пользователей услуг железнодорожного транспорта.
      Кроме того, будет достигнута финансовая прозрачность деятельности всех субъектов железнодорожного транспорта.
      Предлагаемый путь реструктуризации позволит предприятиям железнодорожного транспорта приумножить доходы и тем самым внести достойный вклад в развитие и процветание Казахстана.
      Прогнозируемые основные показатели по ЗАО "НК "КТЖ" на 2004-2006 годы:
___________________________________________________________________
    Показатели         ! Един. изм.! На 2004 ! На 2005 ! На 2006
                       !           ! год     ! год     ! год
------------------------------------------------------------------

Грузооборот              млн. т-км   152 754   156 075   160 300
Экспорт                  млн. т-км    61 620    62 138    62 660
Импорт                   млн. т-км     9 570    10 126    10 715
Пассажирооборот         млн. пасс-км  10 384    11 380    11 400
Доходы                   млн. тенге  208 361   234 270   259 442
Расходы, в т.ч.:         млн. тенге  195 346   214 625   238 026
Расходы ЗАО "НК "КТЖ"    млн. тенге  106 659   117 185   129 962
Расходы
АО "Казжелдортранс"      млн. тенге   23 637    25 970    28 801
Расходы АО "Локомотив"   млн. тенге   65 050    71 470    79 263
Себестоимость
реализованной продукции
(товаров, работ, услуг)  млн. тенге  177 010   195 373   217 907
-------------------------------------------------------------------

          8. План мероприятий по реализации Программы
          реструктуризации железнодорожного транспорта
             Республики Казахстан на 2004-2006 годы

-------------------------------------------------------------------
N  !    Мероприятие   !  Форма   !Ответст-!Срок ис-!Предпо-!Источ-
п/п!                  !завершения!венный  !полнения!лагае- !ник
   !                  !          !за ис-  !(реали- !мые    !финан-
   !                  !          !полнение!зации)  !расходы!сирова-
   !                  !          !(реали- !        !       !ния
   !                  !          !зацию)  !        !       !
-------------------------------------------------------------------
 1 !         2        !     3    !    4   !    5   !   6   !   7
-------------------------------------------------------------------
 1  Реорганизация      Свидетель-  ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    акционерного       ство о      КТЖ",    квартал  требует ствен-
    общества           регистрации АО       2004     финан-  ные
    "Желдорреммаш"                 "Желдор- года     сирова- сред-
    путем его разделе-             реммаш"           ния из  ства
    ния на юридические                               госу-
    лица на базе локо-                               дарст-
    мотиворемонтных                                  венного
    депо общества,                                   бюджета
    расположенных на
    станциях Шалкар,
    Орал, Жамбыл,
    Агадырь, Кусмурын,
    Павлодар, Шу,
    Казалы, Атбасар

 2  Реорганизация      Свидетель-  ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    акционерного       ство о      "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    общества           регистрации АО       2004     финан-  ные
    "Ремлокомотив"                 "Рем-    года     сирова- сред-
    путем его разделе-             локомо-           ния из  ства
    ния на юридические             тив"              государ-
    лица на базе локо-                               ствен-
    мотиворемонтных                                  ного
    депо общества,                                   бюджета
    расположенных на
    станциях Макат,
    Защита, Жамбыл,
    Костанай, Сексеул,
    Арыс, Астана,
    Аягоз, Актобе и
    Караганда

 3  Реорганизация      Свидетель-  ЗАО      1        Не      Соб-
    акционерного       ство о      "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    общества           регистрации АО       2004     финан-  ные
    "Ремвагон" путем               "Рем-    года     сирова- сред-
    его разделения на              вагон"            ния из  ства
    юридические лица                                 государ-
    на базе вагоно-                                  ствен-
    ремонтных депо                                   ного
    общества, распо-                                 бюджета
    ложенных на
    станциях Акжайык,
    Защита, Жамбыл,
    Павлодар,
    Караганда,
    Шымкент и
    Экибастуз

 4  Продажа долей      Договоры    ЗАО "НК  4        Не      Не
    участия и пакетов  купли-      "КТЖ"    квартал  требует тре-
    акций юридических  продажи              2004     финан-  буются
    лиц, созданных на                       года     сирова-
    базе локомотиво-                                 ния из
    и вагоноремонтных                                государ-
    депо, на торгах в                                ствен-
    соответствии с                                   ного
    действующим                                      бюджета
    законодательством

 5  Продажа пакетов    Договоры    ЗАО "НК  1        Не      Не
    акций акционерного купли-      "КТЖ"    квартал  требует тре-
    общества           продажи              2004     финан-  буются
    "Ремпуть",                              года     сирова-
    акционерного                                     ния из
    общества                                         государ-
    "Жолжендеушi" и                                  ствен-
    акционерного                                     ного
    общества                                         бюджета
    "Темiржолжендеу",
    специализирующихся
    на ремонте пути на
    торгах в соответ-
    ствии с действую-
    щим законодатель-
    ством

 6  Продажа имущест-   Договоры    ЗАО "НК  4        Не      Собст-
    венных комплексов  купли-      "КТЖ"    квартал  требует венные
    ЗАО "НК "КТЖ",     продажи              2004     финан-  сред-
    переданных в                                     сирова- ства
    аренду ТОО и ПК                                  ния из
    на торгах в соот-                                государ-
    ветствии с дейст-                                ствен-
    вующим законо-                                   ного
    дательством                                      бюджета

 7  Реорганизация      Свидетель-  ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    ОАО "Желдорводо-   ство о      "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    теплоснабжение"    регистрации ОАО      2004     финан-  ные
    путем выделения                "ЖДВТС"  года     сирова- сред-
    и создания новых                                 ния из  ства
    АО "Темiржолсу",                                 государ-
    специализирован-                                 ствен-
    ного на услугах                                  ного
    водоснабжения и                                  бюджета
    "Темiржолжылу",
    специализирован-
    ного на услугах
    теплоснабжения

 8  Создание АО        Свидетель-  ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    "Темiржолэнерго"   ство о      КТЖ"     квартал  требует ствен-
    и передача         регистра-            2004     финан-  ные
    объектов энерго-   ции, акт             года     сирова- сред- 
    снабжения,         приема-                       ния из  ства
    находящихся в      передачи                      государ-
    собственности ЗАО                                ствен-
    "НК "КТЖ",                                       ного
    не связанных с                                   бюджета
    электротягой
    поездов в собст-
    венность АО
    "Темiржолэнерго"

 9  Передача           Акт         ЗАО "НК  4        Не      Соб-
    объектов АО        приема-     "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    "Темiржолжылу",    передачи    АО       2004     финан-  ные
    АО "Темiржолсу" и              "Темiр-  года     сирова- сред-
    АО "Темiржолэнерго"            жолжылу",         ния из  ства
    местным исполни-               АО                государ-
    тельным органам                "Темiр-           ствен-
                                   жолсу",           ного
                                   АО                бюджета
                                   "Темiр-
                                   жолэнерго"

10  Передача всего     Акт         ЗАО "НК  2        Не      Соб-
    оборудования,      приема-     "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    задействованного   передачи,   АО       2004     финан-  ные
    в предоставлении   договор     "Транс-  года     сирова- сред-
    нетехнологической  аренды      телеком"          ния из  ства
    связи ЗАО                                        государ-
    "НК "КТЖ" в                                      ствен-
    собственность АО                                 ного
    "Транстелеком" и                                 бюджета
    заключение
    договора аренды
    на пользование
    отдельными жилами
    магистрального
    кабеля связи

11  Реализация пакета  Договор     ЗАО "НК  2        Не      Не
    акций акционер-    купли-      "КТЖ"    квартал  требует тре-
    ного общества      продажи              2004     финан-  буются
    "Военизированная                        года     сирова-
    железнодорожная                                  ния из
    охрана" на торгах                                государ-
    в соответствии с                                 ствен-
    действующим                                      ного
    законодательством                                бюджета

12  Передача всех      Акт         ЗАО "НК  2        Не      Соб-
    подъездных путей,  приема-     "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    использующихся     передачи    ОАО      2004     финан-  ные
    несколькими грузо-             "ЦТС"    года     сирова- сред-
    отправителями и                                  ния из  ства
    находящихся в                                    государ-
    собственности                                    ствен- 
    акционерного                                     ного
    общества "Центр                                  бюджета
    транспортного
    сервиса" в обмен
    на вагонный и
    локомотивный парк
    ЗАО "НК "КТЖ",
    не вошедший в
    оптимальный парк

13  Продажа в          Договор     ЗАО "НК  3        Не      Собст-
    установленном      купли-      "КТЖ",   квартал  требует венные
    законодательством  продажи     ОАО      2004     финан-  сред-
    порядке подъездных             "ЦТС"    года     сирова- ства
    путей, принадле-                                 ния из 
    жащих ОАО "Центр                                 государ-
    транспортного                                    ствен-
    сервиса" и исполь-                               ного
    зуемых одним                                     бюджета
    грузоотправителем,
    данному потребителю

14  Создание акцио-    Свидетель-  ЗАО "НК  4        Не      Соб-
    нерного общества   ство о      КТЖ"     квартал  требует ствен-
    "Локомотивный      регистра-            2004     финан-  ные
    сервисный центр"   ции                  года     сирова- сред-
    на базе пунктов                                  ния из  ства
    технического                                     государ-
    обслуживания                                     ствен-
    локомотивов и                                    ного
    экипировки с                                     бюджета
    домами отдыха
    локомотивных
    бригад, единствен-
    ным акционером
    которого будет
    ЗАО "НК "КТЖ"

15  Передача 100%      Акт         ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    пакета акций АО    приема-     "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    "Локомотивный      передачи    КГИиП    2005     финан-  ные
    сервисный центр"               МФ,      года     сирова- сред-
    в государственную              МТиК              ния из  ства
    собственность с                                  государ-
    последующей                                      ствен-
    передачей прав                                   ного
    владения и поль-                                 бюджета
    зования Минис-
    терству транс-
    порта и коммуни-
    каций

16  Передача           Акт         ЗАО "НК  2        Не      Соб-
    ремонтных депо     приема-     "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    на ст. Арысь,      передачи    АО "Рем- 2004     финан-  ные
    Балхаш, Кусмурын               вагон",  года     сирова- сред-
    и Орал с собст-                АО "Каз-          ния из  ства
    венность АО                    желдор-           государ-
    "Казжелдортранс"               транс"            ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета

17  Реализация 100%    Договор     ЗАО "НК  1        Не      Не
    пакета акций АО    купли-      "КТЖ"    квартал  требует тре-
    "Центр транспорт-  продажи              2005     финан-  буются
    ного сервиса" на                        года     сирова-
    торгах в соответ-                                ния из
    ствии с действую-                                государ-
    щим законодатель-                                ствен-
    ством                                            ного
                                                     бюджета
      
18  Реализация 74%     Договор     ЗАО "НК  2        Не      Не
    пакета акций АО    купли-      "КТЖ"    квартал  требует тре-
    "Казтранссервис"   продажи              2004     финан-  буются
    в соответствии                          года     сирова-
    с действующим                                    ния из
    законодатель-                                    государ-
    ством                                            ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета
                                                    

19  Передача 33%       Акт         ЗАО "НК  1        Не      Не
    пакета акций АО    приема-     "КТЖ",   квартал  требует тре-
    "Кедентранссервис" передачи    КГИиП    2005     финан-  буются
    в государственную              МФ,      года     сирова-
    собственность с                МТиК              ния из
    последующей                                      государ-
    передачей прав                                   ствен-
    владения и поль-                                 ного
    зования Министер-                                бюджета
    ству транспорта
    и коммуникаций

20  Введение тарифа    Нормативный АРЕМиЗК  4        Не      Соб-
    за пользование     правовой    (по      квартал  требует ствен-
    услуг магистраль-  акт         согла-   2004     финан-  ные
    ной железно-                   сованию) года     сирова- сред-
    дорожной сетью                                   ния из  ства
                                                     государ-
                                                     ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета

21  Создание АО        Свидетель-  ЗАО "НК  1        Не      Соб-
    "Алматинский       ство о      "КТЖ",   квартал  требует ствен-
    вагоноремонтный    регистра-   ОАО      2004     финан-  ные
    завод", учредите-  ции         "Пасса-  года     сирова- сред-
    лями которого                  жирские           ния из  ства
    будут ЗАО "НК                  пере-             государ-
    "КТЖ", ОАО                     возки"            ствен-
    "Пассажирские                                    ного
    перевозки"                                       бюджета

22  Продажа пакета     Договор     ЗАО "НК  4        Не      Собст-
    акций АО           купли-      "КТЖ"    квартал  требует венные
    "Алматинский       продажи              2004     финан-  сред-
    вагоноремонтный                         года     сирова- ства
    завод"                                           ния из
                                                     государ-
                                                     ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета
                                      

23  Продажа прачеч-    Договор     ОАО      1        Не      Собст-
    ных комбинатов     купли-      "Пасса-  квартал  требует венные
    ОАО "Пассажирские  продажи     жирские  2004     финан-  сред-
    перевозки" на                  пере-    года     сирова- ства
    торгах в соответ-              возки"            ния из
    ствии с действую-                                государ-
    щим законодатель-                                ствен-
    ством                                            ного
                                                     бюджета

24  Передача в         Договор     ОАО      1        Не      Собст-
    аренду на кон-     аренды      "Пасса-  квартал  требует венные
    курсной основе                 жирские  2004     финан-  сред-
    права предостав-               пере-    года     сирова- ства
    ления услуг по                 возки"            ния из
    обслуживанию                                     государ-
    пассажиров в                                     ствен-
    вагонах-ресторанах                               ного
    частным предприни-                               бюджета
    мателям

25  Создание АО        Свидетель-  ОАО      1        Не      Собст-
    "Вокзалсервис",    ство о      "Пасса-  квартал  требует венные
    единственным       регистра-   жирские  2004     финан-  сред-
    акционером кото-   ции         пере-    года     сирова- ства
    рого будет ОАО                 возки"            ния из
    "Пассажирские                                    государ-
    перевозки"                                       ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета

26  Передача вокзалов  Акт         ОАО      4        Не      Собст-
    1, 2, 3, 4 и 5     приема-     "Пасса-  квартал  требует венные
    классов, АО        передачи    жирские  2004     финан-  сред-
    "Пригородные                   пере-    года     сирова- ства
    перевозки" местным             возки",           ния из
    исполнительным                 ЗАО "НК           государ-
    органам                        "КТЖ",            ствен-
                                   местные           ного
                                   исполни-          бюджета
                                   тельные
                                   органы

27  Создание АО        Свидетель-  ОАО      2        Не      Собст-
    "Вагонсервис" с    ство о      "Пасса-  квартал  требует венные
    передачей всех     регистра-   жирские  2004     финан-  сред-
    пассажирских       ции         пере-    года     сирова- ства
    вагонных депо                  возки"            ния из
    (ЛВЧД)                                           государ-
                                                     ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета

28  Создание АО        Свидетель-  ОАО      1        Не      Собст-
    "Пригородные       ство о      "Пасса-  квартал  требует вен-
    перевозки" на      регистра-   жирские  2004     финан-  ные
    базе имущества     ции         пере-    года     сирова- сред-
    филиалов                       возки"            ния из  ства
    "Пригородные                                     государ-
    перевозки" и ЗАО                                 ствен-
    "НК "КТЖ" (электро-                              ного
    и дизель поезда).                                бюджета

29  Создание АО        Свидетель-  ОАО      2        Не      Собст-
    "Багажные пере-    ство о      "Пасса-  квартал  требует вен-
    возки" на базе     регистра-   жирские  2004     финан-  ные
    сети агентских     ции         пере-    года     сирова- сред-
    пунктов по приему              возки"            ния из  ства
    и отправке багажа                                государ-
    ОАО "Пассажирские                                ствен-
    перевозки"                                       ного
                                                     бюджета

30  Создание АО        Свидетель-  ОАО      2        Не      Собст-
    "Пассажирская      ство о      "Пасса-  квартал  требует вен-
    лизинговая         регистра-   жирские  2004     финан-  ные
    вагонная компания" ции         пере-    года     сирова- сред-
    с передачей пасса-             возки"            ния из  ства
    жирских и багажных                               государ-
    вагонов, кроме                                   ствен-
    задействованных                                  ного
    на международных                                 бюджета
    перевозках и
    приобретенных за
    счет ранее прив-
    леченных кредитных
    средств

31  Продажа франшиз    Конкурс     МТиК,    4        Не      Соб-
    на оказание услуг              ОАО      квартал  требует венные
    по пассажирским                "Пасса-  2004     финан-  ные
    перевозкам на                  жирские  года     сирова- сред-
    торгах в соответ-              пере-             ния из  ства
    ствии с действую-              возки"            государ-
    щим законодатель-                                ствен-
    ством                                            ного
                                                     бюджета
     
32  Передача пакетов   Акт         ОАО      1        Не      Собст-
    акций АО           приема-     "Пасса-  квартал  требует венные
    "Пассажирская      передачи    жирские  2005     финан-  сред-
    лизинговая                     пере-    года     сирова- ства
    вагонная компания",            возки",           ния из
    АО "Багажные                   КГИиП МФ,         государ-
    перевозки", АО                 МТиК              ствен-
    "Вокзалсервис",                                  ного
    АО "Вагонсервис"                                 бюджета
    в государственную
    собственность с
    последующей
    передачей прав
    владения и пользо-
    вания пакетами
    акций МТиК

33  Передача 100%      Акт         ЗАО "НК  4        Не      Собст-
    пакета акций АО    приема-     "КТЖ",   квартал  требует венные
    "Пассажирские      передачи    КГИиП МФ 2004     финан-  сред-
    перевозки" в                   МТиК     года     сирова- ства
    государственную                                  ния из
    собственность с                                  государ-
    последующей пере-                                ствен-
    дачей прав вла-                                  ного
    дения и пользо-                                  бюджета
    вания Министерству
    транспорта и ком-
    муникаций
    Республики
    Казахстан

34  Субсидирование     Проект      МЭиБП,   4        Опреде- Из
    пассажирских       Закона      МТиК     квартал  ляется  рес-
    перевозок          Республики           2004     реше-   публи-
                       Казахстан            года     нием    канс-
                       "О респуб-                    РБК     кого
                       ликанском                             бюджета
                       бюджете"

35  Субсидирование     Решение     Местные  4        Опреде- Из
    пригородных        местных     исполни- квартал  ляется  местных
    перевозок          исполни-    тельные  2004     реше-   бюдже-
                       тельных     органы   года     нием    тов
                       органов                       местных
                                                     испол-
                                                     тельных
                                                     органов

36  Субсидирование     Проект      МЭиБП,   4        Опреде- Из
    пассажирских       Закона      МТиК     квартал  ляется  рес-
    перевозок          Республики           2005     реше-   публи-
                       Казахстан            года     нием    канс-
                       "О респуб-                    РБК     кого
                       ликанском                             бюджета
                       бюджете"

37  Субсидирование     Решение     Местные  4        Опреде- Из
    пригородных        местных     исполни- квартал  ляется  местных
    перевозок          исполни-    тельные  2005     реше-   бюдже-
                       тельных     органы   года     нием    тов
                       органов                       местных
                                                     испол-
                                                     тельных
                                                     органов

38  Разработка         Проект      МТиК,    1        Не      Собст-
    Закона Республики  Закона      ЗАО "НК  квартал  требует венные
    Казахстан          Республики  "КТЖ"    2004     финан-  сред-
    "О внесении изме-  Казахстан            года     сирова- ства
    нений и дополне-                                 ния из
    ний в некоторые                                  государ-
    законодательные                                  ствен-
    акты Республики                                  ного
    Казахстан по                                     бюджета
    вопросам железно-
    дорожного транс-
    порта"

39  Развитие импорто-  Отчет в     МТиК,    4        Не       Собст-
    замещающих произ-  Правитель-  ЗАО "НК  квартал  требует  венные
    водств на пред-    ство        "КТЖ"    2005     финан-   и заем-
    приятиях железно-                       года     сирова-  ные
    дорожного транс-                                 ния из   сред-
    порта                                            государ- ства
                                                     ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета

40  Совершенствование  Нормативные МТиК,    4        Не      Собст-
    нормативных право- правовые    ЗАО "НК  квартал  требует венные
    вых актов в        акты        "КТЖ"    2006     финан-  сред-
    области железно-                        года     сирова- ства
    дорожного транс-                                 ния из
    порта                                            государ-
                                                     ствен-
                                                     ного
                                                     бюджета