Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года N 840

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан.

      2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2000 года N 1376 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 40, ст. 455) следующие изменение и дополнение:
      подпункт 2) пункта 2 исключить;
      в Положении о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, утвержденном указанным постановлением:
      в абзаце одиннадцатом пункта 4 после слова "рассмотрение" дополнить словами "концепций законопроектов и".

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 21 августа 2003 года N 840

Правила
организации законопроектной работы в
уполномоченных органах Республики Казахстан

      1. Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок организации законопроектной работы в уполномоченных органах - разработчиках законопроектов (далее - Уполномоченные органы) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" и Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года N 1300 (далее - Регламент Правительства).

      2. Осуществление законопроектной деятельности Уполномоченными органами включает следующие этапы:
      разработку концепций законопроектов;
      проведение научной экспертизы концепций законопроектов в соответствии с Правилами проведения научной экспертизы, утвержденными  постановлением Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности";
      рассмотрение концепций законопроектов на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее - Комиссия);
      создание рабочей группы. В состав рабочей группы рекомендуется привлекать представителей неправительственных организаций, общественных объединений, депутатов и ученых соответствующих отраслей науки;
      подготовку проектов законодательных актов;
      проведение научной экспертизы проектов законодательных актов;
      согласование законопроектов с государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства;
      проведение дополнительной научной экспертизы в случае внесения концептуальных изменений при доработке проектов законодательных актов;
      внесение законопроектов в Правительство Республики Казахстан;
      организационное и информационное обеспечение законопроектов при их рассмотрении в палатах Парламента Республики Казахстан.
      Осуществление законопроектной деятельности на каждом из вышеуказанных этапов должно быть согласовано с руководителем юридической службы уполномоченного органа.
      При направлении на согласование для проведения юридической экспертизы, законопроект также полистно парафируется руководителем юридической службы уполномоченного органа.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 15.03.2006 N 172; от 20.03.2007 N 217; от 25.12.2009 № 2206.

      3. Уполномоченные органы разрабатывают законопроекты во исполнение текущего Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, Перспективного плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на последующие два года, с учетом поручений и ежегодного послания Президента, нормативных постановлений Конституционного Совета, государственных программ и программ, утвержденных Правительством Республики Казахстан, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Премьер-Министра Республики Казахстан, а также в соответствии с бюджетом на трехлетний период.
      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      4. Проект законодательного акта должен разрабатываться в строгом соответствии с его концепцией, одобренной Комиссией.

      5. Не могут быть одобрены Комиссией концепции законопроектов:
      1) предусматривающих регламентирование правоотношений, которые уже урегулированы действующим законодательством;
      2) противоречащих основополагающим принципам права;
      3) предмет регулирования которых не соответствует общественным отношениям, указанным в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

      6. По всем концепциям законопроектов Министерством юстиции Республики Казахстан в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней с момента их внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан, готовится предварительное заключение, отражающее соответствие концепции требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил. Заключение Министерства юстиции Республики Казахстан рассматривается Комиссией вместе с концепцией законопроекта и заключением научной правовой экспертизы концепции законопроекта.
      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .

      7. Разработка концепции законопроекта осуществляется уполномоченным органом при необходимости с привлечением научно-исследовательских организаций, ученых в сфере законопроектной деятельности, специалистов различных областей знаний. При разработке концепции законопроекта в новой редакции необходимо одновременное внесение с концепцией законопроекта его предварительного текста на рассмотрение Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      8. При разработке концепции законопроекта разработчику необходимо:
      проанализировать действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), выявить пробелы, коллизии в законодательстве, устаревшие нормы либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения, причины неправильного применения действующего законодательства;
      изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию, произвести исследование прогнозируемых социальных, финансово-экономических, экологических, правовых, криминологических и иных последствий принятия нормативного правового акта, возможные тенденции и варианты развития общественных отношений в определенной сфере в связи с принятием акта;
      произвести необходимые финансово-экономические расчеты;
      изучить зарубежный опыт, провести сравнительно-правовой анализ.
       Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822 .

      9. Концепция законопроекта должна излагаться письменно, по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
      Разработка концепции законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, обращений физических и юридических лиц, материалов, предоставляемых неправительственными организациями, информации, содержащейся в средствах массовой информации.
      Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, мнения о правильности применения норм закона, выводы и предложения.
      При прогнозировании социальных последствий проводится анализ воздействия, которое может оказать принятие акта на развитие общества в целом, так и его отдельных социальных групп, на повышение уровня и качества жизни: влияние на уровень образования и занятости населения, социальную структуру общества, доступность услуг здравоохранения, улучшение жилищных условий, развитие институтов гражданского общества и другие последствия.
      При прогнозировании финансово-экономических последствий оцениваются связанные с принятием акта:
      прямые и косвенные расходы из республиканского и местного бюджета;
      расходы правоприменителей и иных субъектов реализации норм акта;
      доходы республиканского и местного бюджета, а также доходы физических и юридических лиц;
      иные расходы и доходы, а также иной экономический эффект (влияние на развитие конкуренции;
      доступность кредитных ресурсов;
      создание новых рабочих мест и другие последствия).
      При прогнозировании экологических последствий оценивается направление, характер и степень воздействия, которое будет оказываться на окружающую среду в результате принятия акта.
      В рамках прогнозирования правовых последствий оценивается влияние будущего акта на существующий механизм правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, в частности: наличие пробелов и противоречий в законодательстве, неэффективных и декларативных норм, отсутствие механизма реализации прав и обязанностей.
      При прогнозировании криминологических последствий осуществляется анализ концепции законопроекта на предмет соответствия ее потребностям общества, государства и государственной политике в сфере борьбы с преступностью посредством выявления в нем положений (пробелов, иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению правонарушений, создающих возможность на законных основаниях уклонения от предусмотренных мер ответственности, а также выявления иных последствий криминогенного либо антикриминогенного характера в результате принятия такого акта.
      К информации о предполагаемых финансовых затратах из государственного бюджета должны прилагаться соответствующие финансовые расчеты.
      При прогнозировании последствий оценивается влияние будущего акта на целевые индикаторы, показатели, риски стратегического плана государственного органа.
       Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822 .

      10. Уполномоченный орган, разрабатывающий законопроект, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
      Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.
      Для участия в работе рабочей группы могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, а также представители общественных объединений.
      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.02.2006 N 99; от 25.12.2009 № 2206.

       11. Уполномоченный орган, если иное не установлено планом законопроектных работ или поручением о разработке законопроекта, может поручить подготовку законопроекта подведомственным государственным организациям или на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным.
      Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов одному или нескольким лицам. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители Уполномоченных органов.

      12. Общий контроль за выполнением Уполномоченными органами планов законопроектных работ и отдельных поручений по разработке законопроектов, методическое руководство их деятельностью в этом направлении и необходимое для этого информационное обеспечение осуществляются Министерством юстиции Республики Казахстан.

      13. Законопроект должен регулировать важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, регламентированные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, и быть оформлен в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах".

      14. Разработка законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни.
       Сноска. Пункт 14 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822 .

      15. Нормами законопроекта в обязательном порядке должны быть определены:
      предмет правового регулирования;
      основные принципы правового регулирования;
      основные понятия, используемые в тексте законопроекта.
      Также в законопроекте могут быть указаны порядок введения закона в действие, порядок и условия применения иных нормативных правовых актов после вступления закона в силу.

      16. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.
      При разработке законопроекта используется терминология, предусмотренная перечнем терминов, используемых в законодательных актах Республики Казахстан.
      Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов.

      17. В пояснительной записке к законопроекту, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией Республики Казахстан или законодательным актом, следует обязательно указать статью Конституции или иного законодательного акта.

      18. В переходных положениях проекта закона отражается порядок регулирования законопроектом отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права.

      19. В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, об отмене ранее изданного акта, с целью исполнения и развития этого акта устанавливаются при необходимости требования издания актов другими государственными органами.

      19-1. Проекты законов и приложения к ним полистно парафируются руководителем государственного органа-разработчика.
      Копии проектов законов и проектов законов о внесении изменений и/или дополнений в действующие законодательные акты либо о признании утратившими силу законодательных актов в связи с принятием основного проекта, а также копия сравнительной таблицы прежней и новой редакции статей с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений к законопроекту, предусматривающему внесение изменений и/или дополнений в действующие законодательные акты, парафируются руководителем юридической службы государственного органа-разработчика.
      Вносимые государственными органами на согласование в заинтересованные государственные органы проекты законов, подготовленные на государственном и русском языках, должны содержать следующие материалы:
      1) проект закона, а при необходимости и проекты законов о внесении изменений и/или дополнений в действующие законодательные акты и/или о признании утратившими силу законодательных актов в связи с принятием основного проекта (в том числе на электронных носителях);
      2) проект постановления Правительства о внесении этого законопроекта (законопроектов) в Мажилис Парламента;
      3) пояснительную записку к проекту постановления Правительства, подготовленную согласно требованиям Регламента Правительства;
      4) проект пояснительной записки (записок) к законопроекту (законопроектам) с обоснованием необходимости принятия проекта с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений законопроекта;
      5) прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия принимаемого Закона;
      6) финансово-экономические расчеты, если реализация законопроекта повлечет сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
      7) лист (листы) согласования законопроекта (законопроектов) с заинтересованными государственными органами;
      8) заключение (заключения) по результатам научной экспертизы законопроекта (законопроектов), за исключением законопроектов о ратификации и денонсации международных договоров. В случае несогласия с заключением (заключениями) научной экспертизы разработчик законопроекта должен привести письменные аргументированные обоснования причин несогласия с соответствующим заключением;
      9) к законопроекту, предусматривающему внесение изменений и/или дополнений в действующие законодательные акты, прикладывается сравнительная таблица прежней и новой редакции статей с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений;
      10) в случае, если законопроект затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, к законопроекту прикладываются экспертные заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, отраслевые интересы которых непосредственно затрагиваются законопроектом. В случае несогласия с экспертным заключением разработчик должен привести письменные аргументированные обоснования причин несогласия с экспертным заключением. Государственные органы на своем официальном сайте сохраняют предложения членов экспертного совета и иных заинтересованных лиц, ответы государственных органов, протокола и экспертные заключения по каждому действующему нормативному правовому акту, вынесенному на заседание экспертного совета;
      11) справочный лист по форме согласно приложению к Регламенту Правительства;
      12) копию положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении проектов законов Республики Казахстан, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
      13) перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта;
      14) проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимые для реализации законопроекта, если для обеспечения действия закона Республики Казахстан необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта (если такая необходимость отсутствует, то это указывается в сопроводительном письме).
      В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то государственным органом-разработчиком законопроекта запрашивается соответствующий проект подзаконного акта и представляется одновременно со всеми вышеперечисленными материалами.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 19-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      20. К законопроекту могут прилагаться:
      таблицы расчетов, тарифов, графики, карты;
      образцы бланков, документов, схем и прочие материалы, имеющие значение дополнительного применения.
      Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      20-1. Исключен постановлением Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      21. По законопроектам, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента, обязательно проведение соответствующей научной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, согласно Правилам проведения научной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности". При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты законодательных актов, предполагаемые последствия от принятия которых могут создать угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды. Разработчик законопроекта до согласования его с заинтересованными государственными органами обеспечивает проведение соответствующей экспертизы проекта, заключение по результатам которой представляется в согласующие государственные органы на государственном и русском языках вместе с другими материалами к законопроекту.
      Сноска. Пункт 21 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      21-1. Исключен постановлением Правительства РК от 25.12.2009 № 2206.

      22. Порядок согласования законопроекта государственными органами, внесения законопроекта на рассмотрение Правительства определяется Регламентом Правительства.

Приложение             
к Правилам организации законопроектом
работы в уполномоченных органах  
Республики Казахстан        

Форма концепции по разрабатываемым законопроектам

      1. Название законопроекта.
      2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.
      3. Цели принятия законопроекта.
      4. Предмет регулирования законопроекта.
      5. Структура законопроекта.
      6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.
      7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.
      8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.
      9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.
      10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.