1. Утвердить прилагаемые Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан.
2. Внести в
постановление
Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2000 года N 1376 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 40, ст. 455) следующие изменение и дополнение:
подпункт 2) пункта 2 исключить;
в Положении о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, утвержденном указанным постановлением:
в абзаце одиннадцатом пункта 4 после слова "рассмотрение" дополнить словами "концепций законопроектов и".
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 августа 2003 года N 840
Правила
организации законопроектной работы в
уполномоченных органах Республики Казахстан
1. Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок организации законопроектной работы в уполномоченных органах - разработчиках законопроектов (далее - Уполномоченные органы) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" и Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года N 1300 (далее - Регламент Правительства).
2. Осуществление законопроектной деятельности Уполномоченными органами включает следующие этапы:
разработку концепций законопроектов и рассмотрение их на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее - Комиссия);
подготовку проектов законодательных актов;
проведение научной экспертизы проектов законодательных актов;
согласование законопроектов с государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства;
проведение дополнительной научной экспертизы в случае внесения концептуальных изменений при доработке проектов законодательных актов;
внесение законопроектов в Правительство Республики Казахстан;
организационное и информационное обеспечение законопроектов при их рассмотрении в палатах Парламента Республики Казахстан.
Осуществление законопроектной деятельности на каждом из вышеуказанных этапов должно быть согласовано с руководителем юридической службы уполномоченного органа.
При направлении на согласование для проведения юридической экспертизы, законопроект также полистно парафируется руководителем юридической службы уполномоченного органа.
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 марта 2006 года N
172
.
3. Уполномоченные органы разрабатывают законопроекты во исполнение текущих и перспективных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, а также в соответствии с отдельными поручениями Главы государства и Правительства Республики Казахстан.
В необходимых случаях разработка законопроектов осуществляется Уполномоченными органами по собственной инициативе в соответствии с установленной компетенцией.
4. Проект законодательного акта должен разрабатываться в строгом соответствии с его концепцией, одобренной Комиссией.
5. Не могут быть одобрены Комиссией концепции законопроектов:
1) предусматривающих регламентирование правоотношений, которые уже урегулированы действующим законодательством;
2) противоречащих основополагающим принципам права;
3) предмет регулирования которых не соответствует общественным отношениям, указанным в пункте 3
статьи 61
Конституции Республики Казахстан.
6. По всем концепциям законопроектов Министерством юстиции Республики Казахстан готовится предварительное заключение, отражающее соответствие концепции требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил. Заключение Министерства юстиции Республики Казахстан рассматривается Комиссией вместе с концепцией законопроекта.
7. Разработка концепции законопроекта осуществляется уполномоченным органом при необходимости с привлечением научно-исследовательских организаций, ученых в сфере законопроектной деятельности, специалистов различных областей знаний.
8. При разработке концепции законопроекта разработчику необходимо:
изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию;
произвести необходимые финансово-экономические расчеты;
изучить зарубежный опыт;
проанализировать действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), выявить пробелы в законодательстве, устаревшие нормы либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения.
9. Концепция законопроекта должна излагаться письменно, по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством.
К информации о предполагаемых финансовых затратах из государственного бюджета должны прилагаться соответствующие финансовые расчеты.
10. Уполномоченный орган, разрабатывающий законопроект, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.
Для участия в работе рабочей группы могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, а также представители общественных объединений.
Создание рабочей группы не требуется, если разрабатываемый законопроект не затрагивает вопросов, выходящих за рамки компетенции органа-разработчика.
Сноска. В пункт 10 внесены изменения -
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
11. Уполномоченный орган, если иное не установлено планом законопроектных работ или поручением о разработке законопроекта, может поручить подготовку законопроекта подведомственным государственным организациям или на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным.
Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов одному или нескольким лицам. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители Уполномоченных органов.
12. Общий контроль за выполнением Уполномоченными органами планов законопроектных работ и отдельных поручений по разработке законопроектов, методическое руководство их деятельностью в этом направлении и необходимое для этого информационное обеспечение осуществляются Министерством юстиции Республики Казахстан.
13. Законопроект должен регулировать важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, регламентированные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, и быть оформлен в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах".
14. Разработка законопроекта осуществляется с учетом практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан и разъяснений судебной практики Верховного Суда Республики Казахстан.
15. Нормами законопроекта в обязательном порядке должны быть определены:
предмет правового регулирования;
основные принципы правового регулирования;
основные понятия, используемые в тексте законопроекта.
Также в законопроекте могут быть указаны порядок введения закона в действие, порядок и условия применения иных нормативных правовых актов после вступления закона в силу.
16. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.
При разработке законопроекта используется терминология, предусмотренная перечнем терминов, используемых в законодательных актах Республики Казахстан.
Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов.
17. В пояснительной записке к законопроекту, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией Республики Казахстан или законодательным актом, следует обязательно указать статью Конституции или иного законодательного акта.
18. В переходных положениях проекта закона отражается порядок регулирования законопроектом отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права.
19. В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, об отмене ранее изданного акта, с целью исполнения и развития этого акта устанавливаются при необходимости требования издания актов другими государственными органами.
20. К законопроекту могут прилагаться:
списки актов, подлежащих отмене;
таблицы расчетов, тарифов, графики, карты;
образцы бланков, документов, схем и прочие материалы, имеющие значение дополнительного применения.
21. По законопроектам, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента, обязательно проведение соответствующей научной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, согласно Правилам проведения научной экспертизы законопроектов, утвержденным постановлением Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности". При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты законодательных актов, предполагаемые последствия от принятия которых могут создать угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды. Разработчик законопроекта до согласования его с заинтересованными государственными органами обеспечивает проведение соответствующей экспертизы проекта, заключение по результатам которой представляется на государственном и русском языках вместе с другими материалами к законопроекту.
22. Порядок согласования законопроекта государственными органами, внесения законопроекта на рассмотрение Правительства определяется Регламентом Правительства.
Приложение
к Правилам организации законопроектом
работы в уполномоченных органах
Республики Казахстан
Форма концепции по разрабатываемым законопроектам
1. Название законопроекта.
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.
3. Цели принятия законопроекта.
4. Предмет регулирования законопроекта.
5. Структура законопроекта.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.