Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан.
2. Внести в
постановление
Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2000 года N 1376 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 40, ст. 455) следующие изменение и дополнение:
подпункт 2) пункта 2 исключить;
в Положении о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, утвержденном указанным постановлением:
в абзаце одиннадцатом пункта 4 после слова "рассмотрение" дополнить словами "концепций законопроектов и".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 августа 2003 года N 840
Правила
организации законопроектной работы в
уполномоченных органах Республики Казахстан
1. Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок организации законопроектной работы в уполномоченных органах - разработчиках законопроектов (далее - Уполномоченные органы) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" и Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года N 1300 (далее - Регламент Правительства).
2. Осуществление законопроектной деятельности Уполномоченными органами включает следующие этапы:
разработку концепций законопроектов;
проведение научной экспертизы концепций законопроектов в соответствии с
Правилами
проведения научной экспертизы, утвержденными
постановлением
Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности";
рассмотрение концепций законопроектов на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее - Комиссия);
подготовку проектов законодательных актов;
проведение научной экспертизы проектов законодательных актов;
согласование законопроектов с государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства;
проведение дополнительной научной экспертизы в случае внесения концептуальных изменений при доработке проектов законодательных актов;
внесение законопроектов в Правительство Республики Казахстан;
организационное и информационное обеспечение законопроектов при их рассмотрении в палатах Парламента Республики Казахстан.
Осуществление законопроектной деятельности на каждом из вышеуказанных этапов должно быть согласовано с руководителем юридической службы уполномоченного органа.
При направлении на согласование для проведения юридической экспертизы, законопроект также полистно парафируется руководителем юридической службы уполномоченного органа.
<*>
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 15 марта 2006 года N
172
; от 20 марта 2007 года N
217
.
3. Уполномоченные органы разрабатывают законопроекты во исполнение текущих и перспективных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, а также в соответствии с отдельными поручениями Главы государства и Правительства Республики Казахстан.
В необходимых случаях разработка законопроектов осуществляется Уполномоченными органами по собственной инициативе в соответствии с установленной компетенцией.
4. Проект законодательного акта должен разрабатываться в строгом соответствии с его концепцией, одобренной Комиссией.
5. Не могут быть одобрены Комиссией концепции законопроектов:
1) предусматривающих регламентирование правоотношений, которые уже урегулированы действующим законодательством;
2) противоречащих основополагающим принципам права;
3) предмет регулирования которых не соответствует общественным отношениям, указанным в пункте 3
статьи 61
Конституции Республики Казахстан.
6. По всем концепциям законопроектов Министерством юстиции Республики Казахстан в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней с момента их внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан, готовится предварительное заключение, отражающее соответствие концепции требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил. Заключение Министерства юстиции Республики Казахстан рассматривается Комиссией вместе с концепцией законопроекта и заключением научной правовой экспертизы концепции законопроекта.
Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N
217
; от 04.06.2009
N 822
.
7. Разработка концепции законопроекта осуществляется уполномоченным органом при необходимости с привлечением научно-исследовательских организаций, ученых в сфере законопроектной деятельности, специалистов различных областей знаний.
8. При разработке концепции законопроекта разработчику необходимо:
проанализировать действующее законодательство в соответствующей области правового регулирования, определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), выявить пробелы, коллизии в законодательстве, устаревшие нормы либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения, причины неправильного применения действующего законодательства;
изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию, произвести исследование прогнозируемых социальных, финансово-экономических, экологических, правовых, криминологических и иных последствий принятия нормативного правового акта, возможные тенденции и варианты развития общественных отношений в определенной сфере в связи с принятием акта;
произвести необходимые финансово-экономические расчеты;
изучить зарубежный опыт, провести сравнительно-правовой анализ.
Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009
N 822
.
9. Концепция законопроекта должна излагаться письменно, по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
Разработка концепции законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, обращений физических и юридических лиц, материалов, предоставляемых неправительственными организациями, информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, мнения о правильности применения норм закона, выводы и предложения.
При прогнозировании социальных последствий проводится анализ воздействия, которое может оказать принятие акта на развитие общества в целом, так и его отдельных социальных групп, на повышение уровня и качества жизни: влияние на уровень образования и занятости населения, социальную структуру общества, доступность услуг здравоохранения, улучшение жилищных условий, развитие институтов гражданского общества и другие последствия.
При прогнозировании финансово-экономических последствий оцениваются связанные с принятием акта:
прямые и косвенные расходы из республиканского и местного бюджета;
расходы правоприменителей и иных субъектов реализации норм акта;
доходы республиканского и местного бюджета, а также доходы физических и юридических лиц;
иные расходы и доходы, а также иной экономический эффект (влияние на развитие конкуренции;
доступность кредитных ресурсов;
создание новых рабочих мест и другие последствия).
При прогнозировании экологических последствий оценивается направление, характер и степень воздействия, которое будет оказываться на окружающую среду в результате принятия акта.
В рамках прогнозирования правовых последствий оценивается влияние будущего акта на существующий механизм правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, в частности: наличие пробелов и противоречий в законодательстве, неэффективных и декларативных норм, отсутствие механизма реализации прав и обязанностей.
При прогнозировании криминологических последствий осуществляется анализ концепции законопроекта на предмет соответствия ее потребностям общества, государства и государственной политике в сфере борьбы с преступностью посредством выявления в нем положений (пробелов, иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению правонарушений, создающих возможность на законных основаниях уклонения от предусмотренных мер ответственности, а также выявления иных последствий криминогенного либо антикриминогенного характера в результате принятия такого акта.
К информации о предполагаемых финансовых затратах из государственного бюджета должны прилагаться соответствующие финансовые расчеты.
При прогнозировании последствий оценивается влияние будущего акта на целевые индикаторы, показатели, риски стратегического плана государственного органа.
Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009
N 822
.
10. Уполномоченный орган, разрабатывающий законопроект, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.
Для участия в работе рабочей группы могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, а также представители общественных объединений.
Создание рабочей группы не требуется, если разрабатываемый законопроект не затрагивает вопросов, выходящих за рамки компетенции органа-разработчика.
Сноска. В пункт 10 внесены изменения -
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года N 99.
11. Уполномоченный орган, если иное не установлено планом законопроектных работ или поручением о разработке законопроекта, может поручить подготовку законопроекта подведомственным государственным организациям или на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным.
Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов одному или нескольким лицам. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители Уполномоченных органов.
12. Общий контроль за выполнением Уполномоченными органами планов законопроектных работ и отдельных поручений по разработке законопроектов, методическое руководство их деятельностью в этом направлении и необходимое для этого информационное обеспечение осуществляются Министерством юстиции Республики Казахстан.
13. Законопроект должен регулировать важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, регламентированные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, и быть оформлен в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах".
14. Разработка законопроекта осуществляется с учетом послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни.
Сноска. Пункт 14 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009
N 822
.
15. Нормами законопроекта в обязательном порядке должны быть определены:
предмет правового регулирования;
основные принципы правового регулирования;
основные понятия, используемые в тексте законопроекта.
Также в законопроекте могут быть указаны порядок введения закона в действие, порядок и условия применения иных нормативных правовых актов после вступления закона в силу.
16. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.
При разработке законопроекта используется терминология, предусмотренная перечнем терминов, используемых в законодательных актах Республики Казахстан.
Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов.
17. В пояснительной записке к законопроекту, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией Республики Казахстан или законодательным актом, следует обязательно указать статью Конституции или иного законодательного акта.
18. В переходных положениях проекта закона отражается порядок регулирования законопроектом отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права.
19. В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, об отмене ранее изданного акта, с целью исполнения и развития этого акта устанавливаются при необходимости требования издания актов другими государственными органами.
20. К законопроекту могут прилагаться:
списки актов, подлежащих отмене;
таблицы расчетов, тарифов, графики, карты;
образцы бланков, документов, схем и прочие материалы, имеющие значение дополнительного применения.
20-1. Законопроекты, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, направляются в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.
Экспертные заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства носят рекомендательный характер.
При наличии в экспертном заключении замечаний и предложений к законопроекту, уполномоченный орган направляет их одновременно с законопроектом государственным органам, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, затрагиваемых в экспертном заключении для проработки и формирования соответствующей позиции.
Экспертные заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства являются обязательным приложением к законопроекту до его принятия.
Сноска. Постановление дополнено пунктом 20-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N
217
.
21. По законопроектам, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента, обязательно проведение соответствующей научной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, согласно
Правилам
проведения научной экспертизы, утвержденным
постановлением
Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности". При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты законодательных актов, предполагаемые последствия от принятия которых могут создать угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды. Разработчик законопроекта до согласования его с заинтересованными государственными органами обеспечивает проведение соответствующей экспертизы проекта, заключение по результатам которой представляется в согласующие государственные органы на государственном и русском языках вместе с другими материалами к законопроекту.
Сноска. Пункт 21 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N
217
.
21-1. Если для обеспечения действия закона Республики Казахстан необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта, государственный орган-разработчик законопроекта с целью всесторонней проработки законопроекта одновременно вносит на рассмотрение согласующих государственных органов проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимые для реализации законопроекта.
В случае, если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то он представляет по запросу государственного органа - разработчика законопроекта соответствующий проект подзаконного акта.
Сноска. Постановление дополнено пунктом 21-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N
217
.
22. Порядок согласования законопроекта государственными органами, внесения законопроекта на рассмотрение Правительства определяется Регламентом Правительства.
Приложение
к Правилам организации законопроектом
работы в уполномоченных органах
Республики Казахстан
Форма концепции по разрабатываемым законопроектам
1. Название законопроекта.
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.
3. Цели принятия законопроекта.
4. Предмет регулирования законопроекта.
5. Структура законопроекта.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.