О Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июля 2003 года N 753

Действующий

      В целях дальнейшего развития финансового сектора Республики Казахстан и приведения денежно-кредитной политики Республики Казахстан к стандартам, принятым в развитых странах (в частности, к стандартам Европейского Союза), Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития финансового сектора Республики Казахстан (далее - Концепция).
      2. Национальному Банку Республики Казахстан (по согласованию) совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в двухмесячный срок с момента принятия настоящего постановления внести в Правительство Республики Казахстан согласованный в установленном порядке План мероприятий по реализации указанной Концепции.
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Одобрена         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 28 июля 2003 года N 753

Концепция
развития финансового сектора
Республики Казахстан

Введение

      На данном этапе финансовый сектор находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлены.
      Улучшение кредитного рейтинга Казахстана до инвестиционного уровня подтверждает, что финансовый сектор Казахстана развивается успешно. Среди финансовых систем стран СНГ он является наиболее реформированным. Таким образом, Казахстан опережает страны СНГ по уровню развития финансового сектора на несколько лет.
      Тем не менее, Правительство Республики Казахстан (далее - Правительство) и Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) считают правильным не останавливаться на достигнутом и начать переход к решению задач следующего этапа: необходимо определить направления развития на среднесрочную перспективу с учетом макроэкономических тенденций, которые будут складываться в ближайшие годы, и предполагаемых изменений в валютном законодательстве.
      Правительство и Национальный Банк видят дальнейшее развитие финансового сектора в приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами.
      Целью данной Концепции является формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.
      Концепция предполагает определение основных задач и направлений развития на период с 2003 по 2006 годы и определяет в качестве приоритетного направления максимальное приближение денежно-кредитной политики к стандартам, принятым в развитых странах (например, к стандартам Европейского союза).

I. Развитие Национального Банка Республики Казахстан

1. Новые направления денежно-кредитной политики

      а) Переход на принципы инфляционного таргетирования

      Цель и задача
      На период до 2006 года Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5% годовых.
      Такая постановка задачи обуславливает необходимость перехода Национальным Банком от инструментальных правил к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.
      При таргетировании денежно-кредитной политики для возможности обязательного достижения поставленной цели необходимо знать, каким образом изменяются действия оперативного показателя на целевой показатель. Передача управляющих сигналов происходит по различным каналам. Среди них каналы совокупного спроса, совокупного предложения, валютного и процентного паритетов и другие. Совокупность данных каналов передачи и их взаимосвязей между собой носит название трансмиссионного механизма. Таким образом, трансмиссионный механизм - это механизм передачи воздействия управляющих сигналов на целевой показатель.
      С переходом к таргетированию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленной цели, что повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.

      Текущее состояние
      В настоящее время в Казахстане имеются некоторые предпосылки для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного таргетирования:
      - макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние бюджета;
      - устойчивость валютного курса;
      - устойчивое развитие финансовой системы;
      - независимость Национального Банка, отказ от финансирования дефицита республиканского бюджета за счет средств Национального Банка;
      - официальное закрепление за Национальным Банком функции поддержания низкого уровня инфляции;
      - информационная открытость.
      Несмотря на это, переход на принципы инфляционного таргетирования сопряжен с некоторыми проблемами политического, экономического и технического характера.
      Политические проблемы включают определение и формирование законодательной базы, степени ответственности уполномоченных органов за выполнение достижения взятых обязательств и некоторые другие аспекты.
      Среди экономических проблем наиболее существенной является недостаточность портфеля ценных бумаг Национального Банка для проведения полномасштабных операций репо в объеме достаточном для поддержки официальных ставок, как основных инструментов регулирования ликвидности.
      Техническая проблема включает в себя разработку модели трансмиссионного механизма, объясняющего процесс воздействия денежно-кредитной политики на экономику.

      Основные меры
      В целях перехода на принципы инфляционного таргетирования предполагается принятие следующих мер:
      - по содействию развитию вторичного рынка ценных бумаг;
      - по значительному расширению портфеля ценных бумаг Национального Банка;
      - по развитию новых финансовых инструментов, которые увеличат регулирующие возможности Национального Банка, повысят гибкость финансового рынка и позволят снизить ряд присущих ему рисков;
      - по созданию условий для перехода от регулирования ликвидности нотами Национального Банка к использованию операций репо и официальных ставок как основных инструментов регулирования финансового рынка;
      - по разработке методики построения приемлемого в условиях Казахстана вида "основной инфляции" (core inflation), которая бы снижала шумовую волатильность ценовых индексов, обусловленную немонетарными факторами, и могла быть использована как ориентир для денежно-кредитной политики;
      - по разработке модели трансмиссионного механизма и определению операционных процедур достижения целевых уровней;
      - по конкретизации общей схемы проведения монетарной политики с использованием принципов инфляционного таргетирования и ее апробация в течение определенного периода.

      б) Совершенствование денежно-кредитной статистики в Республике Казахстан

      Цель и задача
      Составление обзора финансового сектора, который будет содержать консолидированные данные по всем институциональным единицам финансового сектора Республики Казахстан.

      Текущее состояние
      Денежно-кредитная статистика состоит из комплексного набора данных о запасах (остатках) финансовых и нефинансовых активов и пассивов финансовых организаций страны. С декабря 2001 года аналитическая основа денежно-кредитной статистики в Казахстане отражает концепции и определения, которые в целом соответствуют рекомендациям руководства МВФ по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики.
      Данные по денежно-кредитной статистике охватывают счета Национального Банка и банков второго уровня, действующих в Казахстане, на основе которых составляются монетарные обзоры по Национальному Банку, банкам второго уровня и банковской системе. Монетарный обзор Национального Банка содержит данные по всем компонентам денежной базы, которая включает в себя обязательства Национального Банка, лежащие в основе денежных агрегатов страны. Монетарный обзор банков второго уровня включает в себя данные по обязательствам банков, включаемых в национальный показатель денежной массы.

      Основные меры
      Для составления обзора финансового сектора, который является наиболее широким по институциональному охвату и содержит консолидированные данные по всем институциональным единицам финансового сектора страны планируется расширить охват денежно-кредитной статистики за счет включения счетов кредитных товариществ и счетов остальных финансовых институтов (ломбарды, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.). Это необходимо для того, чтобы денежно-кредитная и финансовая статистика могла давать более адекватную картину финансовой деятельности в стране. При составлении обзора финансового сектора денежно-кредитная и финансовая статистика в Казахстане будет охватывать максимально широкий круг инструментов и учреждений для отражения общей картины изменений на финансовом рынке страны.

2. Либерализация валютных отношений

      Цель и задача
      Поэтапное снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций, в соответствии с требованиями времени и международной практики.

      Текущее состояние
      Ограничения и барьеры, установленные действующим валютным законодательством Республики Казахстан, характерны для большинства стран с развивающимися рыночными отношениями.

      Основные меры
      В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в республику, устойчивость платежного баланса и обменного курса позволяют переключить акцент политики валютного регулирования с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых финансовых инструментов.
      Основные направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации первого этапа принята Программа  либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально дестабилизирующими потоками капитала.
      Полной либерализации валютного режима, то есть перехода от разрешительного к регистрационному, уведомительному порядку проведения валютных операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007 году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных явлений.

3. Платежная система

      Цель и задача
      Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.
      Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.
      Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.

      Текущее состояние
      В настоящее время платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются и повышаются.
      Так, последние разработки в странах Европейского союза направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных технологий. В этой связи, в рамках мероприятий по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане.
      Первый шаг в направлении внедрения платежных карточек на основе микропроцессорных карточек уже сделан - принята Программа  развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Республике Казахстан. Предусмотренное Программой использование платежных карточек на основе микропроцессорных карточек позволит в будущем создать единое "платежное" пространство по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от того в каком банке они обслуживаются.
      Развитие системы платежных карточек на территории Республики Казахстан будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к новым более эффективным видам платежных инструментов.
      Для этих целей по инициативе Национального Банка создана специальная организация Национальной межбанковской системы платежных карточек - акционерное общество "Процессинговый центр" (далее - процессинговый центр), на которую возложены функции по обработке транзакций по платежным карточкам, маршрутизации и клирингу платежей, осуществленных с использованием платежных карточек, в том числе и платежных карт международных платежных систем.
      Деятельность процессингового центра также предполагается развивать в области создания и развития на базе микропроцессорных карт систем электронной коммерции (E-Commerce), предоставления услуг по электронной коммерции коммерческим организациям, корпоративным и частным клиентам, государственным учреждениям; оказания услуг по социальным вопросам: страхование, идентификация граждан, выписки по остаткам в накопительных пенсионных фондах и т.д.

      Основные меры
      Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.
      Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий:
      - формирование правовых отношений, связанных с созданием системы;
      - определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки;
      - определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек.
      Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях:
      - участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры);
      - подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы;
      - дальнейшее развитие SWIFT 1  сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов;
      - интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT;
      - развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР;
      - интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI);
      - интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ;
      - дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.

_________________________________
      1  SWIFT - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (society for worldwide interbank financial telecommunication).

4. Активизация мониторинга предприятий реального сектора

      Цель и задача
      Совершенствование применения инструментов денежно-кредитной политики и принятия согласованных мер денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленных на создание условий для неинфляционного экономического роста и предотвращения резких спадов в экономике.
      Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
      - оперативное выявление, анализ и прогнозирование колебаний экономической конъюнктуры и основных факторов, обусловивших эти колебания;
      - отслеживание и анализ эффективности каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.

      Текущее состояние
      На основе Концепции мониторинга предприятий реального сектора экономики в системе Национального Банка, утвержденной постановлением Совета директоров Национального Банка от 18 марта 2000 года N 103, с 4 квартала 2000 года организованы обследования предприятий, проводимые на добровольной основе в регулярном ежеквартальном режиме, результаты которых обеспечивают получение оценок текущего и прогнозируемого экономического состояния и тенденций в экономике страны, регионах и базовых отраслях.
      В то же время возможность полноценного использования результатов мониторинга в вышеназванных целях зависит от репрезентативности предприятий-участников мониторинга, т.е. от того, в какой степени предприятиями представлена отраслевая структура экономики страны и регионов. В настоящее время в мониторинге участвует более 1000 предприятий всех базовых отраслей экономики. Вместе с тем, это преимущественно крупные и средние предприятия промышленности - отрасли, с которой мониторинг начинал свои первые шаги. Поэтому усилия Национального Банка и его региональных филиалов направлены на привлечение к обследованию в большей степени предприятий других отраслей.

      Основные меры
      Реализации поставленных задач будут служить:
      1) создание системы опережающих индикаторов для определения стадии делового цикла в экономике, краткосрочных колебаний ВВП;
      2) улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе:
      - повышения репрезентативности предприятий-участников мониторинга;
      - разработки обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики;
      - совершенствования опросных анкет с целью упрощения их заполнения предприятиями и обеспечения возможности отслеживания основных каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.
      Анализ направления и величины колебаний ВВП даст более точные ориентиры для их сглаживания путем своевременного воздействия на факторы спроса в экономике согласованными мерами денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики.
      Проведение мониторинга будет способствовать также решению проблемы дальнейшего сближения реального и финансового сектора экономики путем преодоления непрозрачности предприятий, что окажет положительное влияние на реализацию долгосрочной государственной политики по индустриальному и инновационному развитию.

II. Создание и развитие единого органа надзора
за деятельностью участников финансового рынка

      Цели и задачи
      Основной целью реформирования системы государственного регулирования финансового рынка является создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, главной задачей которой будет комплексная реализация системы методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и формирования стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

      Текущее состояние
      С 2001 года в Казахстане начала формироваться новая система государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающая объединение всех надзорных и регулятивных функций в рамках одного специализированного органа. Работа ведется сразу в двух направлениях: во-первых, осуществляется разработка необходимой законодательной базы, во-вторых, проводятся институциональные преобразования, предусматривающие концентрацию всех регулятивных и надзорных функций в Национальном Банке для последующего выделения всех надзорных подразделений в отдельный орган (предположительно в 2004 году). В новую систему уже были интегрированы функции и полномочия в отношении регулирования субъектов рынка ценных бумаг и накопительных пенсионных фондов.
      На настоящий момент в целях совершенствования единой системы регулирования на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан находятся проекты законов "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации единой системы государственного регулирования финансового рынка и надзора за складывающимися на нем отношениями".

      Основные меры
      В рамках создания данной системы необходимо обеспечить высокую степень скоординированности и эффективности комплексного регулирования и надзора, информативности, защиту прав и интересов потребителей финансовых услуг. Для полноценного регулирования финансового сектора к моменту его создания необходимо определить процедуры и схемы взаимодействия, информационного обмена с Национальным Банком и другими государственными органами.
      Единый регулирующий орган должен способствовать созданию сильной финансовой инфраструктуры национальной экономики и увеличению доверия к национальной финансовой системе, чему будет способствовать работа по пруденциальному надзору, обеспечению достаточной капитализации финансовых институтов и адекватному управлению рисками. К 2007 году целесообразно пересмотреть основные параметры механизмов дистанционного надзора с учетом стандартов Евросоюза и специфики отечественного рынка ценных бумаг.
      Кроме того, должна быть разработана схема оперативных действий при нарастании системного риска и/или возникновения кризисных ситуаций на всем финансовом рынке или отдельных его сегментах с целью снижения рисков при банкротстве крупных участников финансового рынка.
      После реализации вышеуказанных задач и по мере развития финансового рынка к 2007 году рассмотреть вопрос поэтапного самофинансирования (частичного финансирования) регулятора финансового рынка посредством ежегодных сборов с субъектов финансового рынка.
      В целях совершенствования механизмов и процедур надзора за финансовым рынком будут продолжены мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка, таких как принципы Базельского комитета для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, принципы регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (ISOСО). Кроме того, в целях формирования здоровой и полноценной инфраструктуры финансового рынка будет осуществляться поэтапная адаптация отдельных норм и директив Европейского союза по вопросам пруденциального регулирования участников финансового рынка.

III. Институциональное развитие участников
финансового рынка

1. Развитие кредитных учреждений

      а) Построение 3-х уровневой системы кредитования

      Цели и задачи
      Предполагается функционирование трехуровневой системы кредитования, состоящей из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, и микрокредитных организаций.
      На период до 2007 года продолжится работа по совершенствованию консолидированного надзора над банками второго уровня в целях его более полного приближения к международным стандартам, в том числе рекомендуемым Базельским комитетом и принятым Европейским Союзом.
      Рекомендации определяют основные принципы эффективного банковского надзора и методы системного анализа, а директивы Европейского союза отражают наилучшую практику консолидированного надзора, реализованную в странах, имеющих наиболее стабильные банковские системы. Директивы Европейского союза предусматривают надежные процедуры управления рисками, в том числе определения, оценки, мониторинга и контроля рисков банков, в том числе с учетом их банковских групп, а также определения необходимой капитализации банков.
      Также, в целях повышения прозрачности деятельности банков, будет продолжена работа по переходу банков к международным стандартам финансовой отчетности, что обеспечит адекватность и надежность составляемой банками финансовой отчетности.
      Национальным Банком совместно с Правительством и Палатой аудиторов Казахстана будет продолжена работа по созданию института сертифицированных бухгалтеров. Будут разработаны единая стратегия развития аудита и единые подходы и требования к аудиту банков, основанные на международных стандартах аудита.
      В связи с этим, будет продолжена работа по повышению привлекательности банковского сектора Казахстана для зарубежных финансово устойчивых банков.
      Дополнительно необходимо создание в Казахстане специализированных банков, деятельность которых будет предусматривать проведение определенного перечня банковских услуг, в частности, жилищного строительного сберегательного банка.
      Кроме того, реализация Закона  Республики Казахстан "О кредитных товариществах" будет способствовать более активному развитию такого вида финансовых институтов, как кредитное товарищество. Кредитные товарищества, наряду с ломбардами, ипотечными компаниями и другими организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, должны стать основой второго уровня системы кредитования. При этом их заемщиками могут выступить малые и средние предприятия и физические лица, которые будут составлять основную часть клиентуры.
      Что касается регулирования деятельности таких организаций, то надзор будет менее жестким, поскольку круг финансовых операций у них будет ограниченным. Ресурсная база таких организаций будет формироваться за счет взносов их участников (учредителей, акционеров и т.д.).
      Функционирование третьего уровня системы кредитования непосредственно связано с деятельностью организаций, занимающихся исключительно микрокредитованием. Микрокредитные организации, осуществляющие только кредитование за счет своего капитала, грантов и взносов участников программ для мелких предпринимателей, представляют наименее регулируемый со стороны государства уровень системы кредитных отношений.
      Такой подход к деятельности микрокредитных организаций обусловлен, прежде всего, необходимостью вывода из теневого сектора нелегального финансового посредничества, которое является основным источником финансирования деятельности микропредпринимателей, слабой заинтересованностью банковского сектора, в силу ряда объективных факторов, (большие административные расходы, отсутствие кредитной истории, рентабельных проектов и ликвидного обеспечения) в их кредитовании.
      Нежелание теневого финансового посредничества к институциональному оформлению обусловлено требованиями действующего законодательства к его созданию и деятельности, соблюдение которых для них обременительно.
      Принятый 6 марта 2003 года Закон  Республики Казахстан "О микрокредитных организациях" позволит развивать рынок микрокредитования и расширит доступ мелким предпринимателям к финансовым ресурсам.
      Микрокредитные организации будут регистрироваться только в органах статистики и юстиции без установления дополнительных требований к ним со стороны Национального Банка (отсутствие процедур лицензирования и надзора), что упростит форму их работы с клиентами.
      Соответствие их деятельности декларируемым целям и использование ими только разрешенных для микрокредитных организаций финансовых продуктов могут контролироваться в рамках обычных налоговых и иных проверок. Государственный контроль ограничится обязанностью микрокредитных организаций представлять статистическую отчетность в органы статистики и соответствующую информацию в налоговые органы.
      Главная задача всей системы - стимулировать малый бизнес и микробизнес к выходу из тени.

      Текущее состояние
      В настоящее время банки являются наиболее активными и капитализированными участниками финансового рынка. Так, валютный эквивалент среднего уровня капитализации на один банк в Казахстане составляет около 30 млн. долл. США.
      В настоящее время более 60% всех активов банков направлено на кредитование экономики. Это свидетельствует о том, что по структуре активов Казахстан уже достаточно приблизился к универсальным банкам развитых стран, которые также имеют в настоящее время высокую ликвидность и кредитный портфель в сумме 60-65% от совокупных активов.
      Общее количество небанковских организаций на конец 2002 года составило 125. Совокупный собственный капитал небанковских организаций составил 10,3 млрд. тенге. Небанковские организации осуществляют разнообразные виды банковских услуг, предоставляя их широким слоям населения, включая малообеспеченных граждан, индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственных товаропроизводителей, удовлетворяя потребности последних, прежде всего, в кредитовании, в том числе на льготных условиях (кредитные товарищества, ломбарды, организации, осуществляющие заемные операции и финансовый лизинг).

      Основные меры
      В целях развития трехуровневой системы кредитования предполагается осуществление следующих мер:
      - совершенствование в банках систем управления рисками;
      - совершенствование консолидированного надзора;
      - достижение прозрачности в банковской деятельности и внедрение в банках систем, препятствующих отмыванию денег и прохождению через банковскую систему теневых капиталов;
      - содействие улучшению качества предоставляемых банками услуги развитие добросовестной конкуренции между банками;
      - совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
      - расширение видов финансовых организаций с учетом специфики их деятельности;
      - разработка механизмов государственной поддержки в развитии организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрокредитных организаций;
      - принятие и реализация государственной программы микрокредитования, включающей не только вопросы выдачи таких кредитов, но обучения и консультационной помощи по ведению малого бизнеса;
      - обеспечение прозрачности и надежности услуг по предоставлению микрокредитов.

      б) Казахстанская ипотечная компания и Фонд гарантирования ипотечных кредитов

      Цель и задача
      В целях дальнейшего развития системы ипотечного кредитования необходимо определиться со среднесрочной стратегией деятельности Казахстанской ипотечной компании (КИК) - основного оператора данной системы.
      В целях оптимизации и расширения жилищного ипотечного кредитования банки, осуществляющие кредитование населения на приобретение или строительство жилья в рамках долгосрочной ипотечной жилищной программы, могут использовать в качестве одного из видов обеспечения специальную страховую программу, реализуемую в рамках создания Фонда гарантирования ипотечных кредитов (ФГИК). Целью создания ФГИК является страхование рисков кредиторов в случае дефолта заемщиков.

      Текущее положение
      КИК осуществляет свою деятельность в 13 регионах Республики Казахстан. Объем выданных ипотечных кредитов по Программе ипотечного кредитования КИК на конец 2002 года превысил 1 млрд. тенге.
      КИК первой среди стран СНГ выпустила и разместила ипотечные облигации на общую сумму 500 млн. тенге со сроком обращения три года.
      В целях обеспечения доступности ипотечных кредитов широким слоям населения КИК проводится работа по снижению уровня процентных ставок по ипотечным кредитам и увеличению сроков ипотечных кредитов до 15 лет.

      Основные меры
      Прежде всего, уже в этом году целесообразно принятие программы развития системы ипотечного кредитования на 2003-2006 годы и стратегии развития КИК.
      Страховые выплаты из ФГИК будут производиться кредиторам в случае возникновения просрочки при погашении определенного кредита и применения процедуры обращения взыскания залога.
      Страховое покрытие будет включать определенный установленный уровень (процент) от непогашенной части основного долга, просроченных процентов, юридических расходов, невыплаченной суммы страховки недвижимости за счет применения процедуры обращения взыскания, а также иные убытки кредитора, которые у него могут возникнуть после завершения процедуры обращения взыскания залога.
      Страховые премии будут выплачиваться единовременно самими заемщиками вначале процедуры кредитования в зависимости от суммы кредита, что будет способствовать притоку денежных средств в ФГИК.
      Уставной капитал ФГИК будет сформирован Национальным Банком. В дальнейшем предполагается привлечь к участию в ФГИК банки второго уровня, а также небанковские финансовые организации, осуществляющие ипотечное кредитование населения в рамках долгосрочной ипотечной жилищной программы.

      в) Банк Развития Казахстана

      Цель и задача
      Основные цели и задачи деятельности Банка Развития Казахстана (далее - Банк Развития) определены в Законе  Республики Казахстан "О Банке Развития Казахстана", к которым относятся совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. В перспективе требуется усиление роли государства в финансировании инвестиционных проектов. Поскольку Банк Развития является важным финансовым звеном и одним из инструментов реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, утвержденной Указом  Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096 (далее - Стратегия индустриально-инновационного развития), он должен более активно участвовать в реализации государственной инвестиционной политики.

      Текущее состояние
      Инвестиционные приоритеты Банка Развития, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, направления, возможные условия, порядок и сроки кредитования, софинансирования и предоставления гарантий Банком Развития установлены в Меморандуме о кредитной политике Банка Развития, утвержденном решением  Правительства от 12 сентября 2001 года N 1187.
      Уставный капитал Банком Развития используется исключительно для размещения в активы первоклассных эмитентов. Доходы, получаемые от инвестиционной деятельности, являются источниками кредитных ресурсов Банка Развития. Помимо этого источниками кредитных ресурсов Банка Развития могут выступать заемные средства, в том числе республиканского и местных бюджетов.

      Основные меры
      Банк Развития будет осуществлять свою деятельность в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития.
      Кроме того, Банк Развития на основании договора с администратором бюджетной программы будет проводить экспертизу предлагаемых к реализации на возвратной основе республиканских и местных инвестиционных проектов, а также проектов, финансируемых за счет займов, привлекаемых под государственные гарантии.
      Для Банка Развития в перспективе будут приоритетными выполнение следующих мероприятий:
      - предоставление ценным бумагам Банка Развития статуса "агентских", что позволит снизить издержки и стоимость кредитных ресурсов;
      - с целью обеспечения необходимой экспансии казахстанского капитала финансирование Банком Развития проектов за пределами Республики Казахстан, технологически связанных с экономикой Казахстана, путем кредитования и, возможно, участия в капитале нерезидентов;
      - финансирование и стимулирование подготовки национальных кадров путем стажировок и работы в зарубежных институтах развития и международных финансовых организациях с целью увеличения представительства в персонале, дальнейшего продвижения и защиты интересов Казахстана.

      г) Жилищный строительный сберегательный банк

      Цель и задача
      Развитие новых финансовых услуг для населения по приобретению жилья или улучшению жилищных условий остается приоритетной задачей государства. В этой связи важным является развитие системы строительных сбережений, по которой будут привлекаться средства граждан страны, желающих приобрести жилье или улучшить жилищные условия. Основное отличие этого вида кредитования от системы ипотечного кредитования заключается в том, что клиент должен накопить сумму предварительного взноса на приобретаемое жилье в размере 50% от общей суммы жилья в строительном сберегательном банке. Недостающие 50% выплачиваются клиенту строительным сберегательным банком под более низкий, чем на рынке, процент.
      Также, система жилищных строительных сбережений предусматривает выплаты вкладчикам строительных сбережений премий государства из республиканского бюджета. Размер премии будет составлять 20 процентов от суммы поощряемого вклада, который включает в себя не только основную сумму, но и начисленное строительным сберегательным банком по нему вознаграждение.
      Внедрение системы строительных сбережений позволит решить следующие задачи:
      - улучшить жилищные условия граждан;
      - создать еще одну систему мобилизации внутренних сбережений населения;
      - создать стимул для развития строительной промышленности и увеличения инвестиций в целом;
      - создать новые рабочие места.

      Текущее состояние и основные меры
      В 2000 году был принят Закон  Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан", однако система строительных сбережений не функционирует и по настоящий момент.
      В связи с принятием постановления  Правительства Республики Казахстан "О создании жилищного строительного сберегательного банка" от 16 апреля 2003 года N 364 стал возможным запуск механизма строительных сбережений. В республиканском бюджете на 2003 год запланированы средства в сумме 500 млн. тенге на участие Правительства в уставном капитале жилищного строительного сберегательного банка, который будет осуществлять предоставление жилищных займов.
      Источниками финансирования жилстройсбербанка наряду с бюджетными средствами будут средства иностранных инвесторов, представителей зарубежных жилищных сберегательных учреждений.
      В дальнейшем для ускоренного развития системы жилстройсбережений необходимо создание благоприятных налоговых льгот для жилстройсбербанка и его вкладчиков.

      д) Кредитное бюро

      Цель и задача
      Во многих странах мира, в том числе и входящих в Европейский союз, кредиторы (финансовые организации, занимающиеся предоставлением кредитов) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро.
      В период 2003-2006 годов необходимо создать наряду с частными кредитными бюро, институт государственной регистрации кредитов, как это распространено во многих развитых странах. Создание кредитного бюро позволит повысить уровень банковского обслуживания, доверия населения к банкам и другим финансовым организациям, создать гарантии по защите интересов заемщиков и банков, снизить риски на рынке кредитных услуг.

      Текущее состояние
      В настоящее время в Национальном Банке ведется кредитный регистр, для формирования которого банки и небанковские организации обязаны ежемесячно представлять информацию. Данная информация должна представляться банками и небанковскими организациями по всем выданным за отчетный период кредитам, условным и возможным обязательствам, а также списанным за этот период с баланса.
      Банки второго уровня не заинтересованы в предоставлении кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, поскольку значительная их часть не имеет кредитной истории. У банков вызывают сомнение возможности многих предприятий по своевременному возврату кредитов (платежеспособности) по причине отсутствия прозрачности в их деятельности, официальной информации по их прежним заимствованиям.

      Основные меры
      Будет разработана и принята вся необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность кредитного бюро.
      Предполагается, что учредителем кредитного бюро выступит Национальный Банк.
      Основным видом деятельности кредитного бюро являются деятельность по формированию, ведению кредитных историй и предоставлению кредитных отчетов, а также деятельность по реализации специализированного программного обеспечения, используемого для автоматизации деятельности участников системы кредитного бюро и специализированной литературы, предоставлению консультационных услуг по вопросам деятельности кредитного бюро, маркетинговых и статистических исследований.
      Поставщиками информации, обязанными представлять сведения кредитному бюро, будут являться банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, страховые организации, осуществляющие обязательные виды страхования, государственные органы. Иные организации вправе приобрести статус информационного донора в добровольном порядке, заключив договор о представлении информации кредитному бюро.

      е) Развитие системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц

      Цель и задача
      Главная цель создания и функционирования системы коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц Республики Казахстан - защита интересов вкладчиков в случае применения по отношению к банку-участнику системы процедуры принудительной ликвидации. В перспективе стоит задача совершенствования механизмов функционирования данной системы с учетом достижений международной практики и стандартов.

      Текущее состояние
      Система коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц Республики Казахстан функционирует стабильно. В настоящее время участниками системы являются 21 банк второго уровня.
      На данном этапе система защиты вкладов отвечает не всем основным международным стандартам страхования депозитов, в частности рекомендованных МВФ и Форумом финансовой стабильности.

      Основные меры
      В целях полного соответствия системы страхования депозитов Казахстана лучшей международной практике необходимо осуществление следующих основных мер:
      - продолжение работы по переходу акционерного общества "Казахстанский фонда гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц" к международным стандартам и расширение его полномочий в части надзора за процессом ликвидации банков-участников;
      - совершенствование процедур определения объектов гарантирования и их постепенное расширение (в частности, включение в объект гарантирования денег в тенге, находящихся на карт-счетах, и условных вкладов физических лиц в тенге, в долларах США и евро);
      - с 2004 года предоставление права на прием депозитов населения только банкам, являющимся участниками системы гарантирования вкладов физических лиц;
      - постепенное повышение размера возмещения по депозитам населения, являющимся объектами системы гарантирования вкладов;
      - совершенствование порядка финансирования банками системы гарантирования вкладов с целью доведения резерва возмещения по вкладам до уровня, достаточного для сохранения стабильности и доверия вкладчиков к банковской системе.

2. Развитие страхового рынка

      Цель и задача
      Основная цель в развитии страхового рынка - формирование современной национальной страховой индустрии, активное использование страхования как эффективного механизма защиты интересов хозяйствующих субъектов и населения от различных рисков и источника долгосрочных внутренних инвестиций.

      Текущее состояние
      Устойчивый рост экономики республики в последние годы и принятые государством меры по реформированию национальной страховой индустрии способствовали ускоренному развитию этой отрасли.
      Динамика основных показателей страхового рынка в течение нескольких лет характеризуется положительно. На конец 2002 года в Казахстане действовали 33 страховых организации.
      Принятие в 2000 году Закона  Республики Казахстан "О страховой деятельности" позволило повысить уровень страхового надзора до соответствующих международных стандартов в этой области. Активно формируется современная инфраструктура национального страхового рынка, внедряется система актуарных расчетов, создан Казахстанский актуарный центр.
      Приняты возможные на нынешнем этапе меры по интеграции казахстанского страхового рынка в международные рынки страхования и перестрахования. Национальный Банк в 2000 году вступил в Международную ассоциацию страховых надзоров (IAIS).
      В ходе реализации Государственной программы развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденной Указом  Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 491, решены многие накопившиеся проблемы страхования, в том числе в социальной сфере.
      В определенной степени возросло доверие населения к страховому сектору, ведется работа по повышению уровня защиты законных интересов страхователей. Этому будет способствовать и появление на рынке, после принятия соответствующего закона, Фонда гарантирования страховых выплат по массовым видам обязательного страхования, правовые и экономические условия создания которого сейчас прорабатываются.
      Тем не менее, в стране недостаточно развит рынок страхования жизни и иных видов накопительного и долгосрочного страхования. Имеет место низкая капитализация страховых организаций, значительная часть собранных ими страховых премий передается по каналам перестрахования за рубеж (до 70%).

      Основные меры
      В перспективе будут осуществлены следующие основные меры:
      1) в сфере обязательного страхования:
      - поэтапное введение обязательных видов страхования, в т.ч. обязательное медицинское страхование (принятие соответствующих законодательных актов по этим вопросам) и обеспечение их эффективного применения, что повысит уровень социальной защищенности значительной части населения;
      - определение единой государственной политики в области экологического страхования (как обязательного так и добровольного) и развития иных видов страхования, связанных с защитой от рисков чрезвычайного характера;
      - создание системы государственной поддержки обязательного страхования в сельском хозяйстве;
      - всемерное использование потенциала страховой системы как одного из механизмов устойчивого развития промышленности республики;
      2) ускоренное развитие страхования жизни, системы аннуитетов и иных социально значимых видов страхования;
      3) формирование полноценной страховой статистики, а также создание отраслевой инфраструктуры по мониторингу и оценке различных опасных производственных рисков для использования их в страховании (особенно в области экологического страхования, страхования в сельском производстве и т.д.);
      4) создание оптимальных условий для развития добросовестной конкуренции на страховом рынке, сопряженное с обоснованным снижением тарифов страховых услуг, повышением качества страховых продуктов, обеспечением прозрачности и надежности в деятельности страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров. Поощрение создания страховых (перестраховочных) пулов, в т.ч. содействующих реализации конкретных экономических задач государства;
      5) поэтапное решение проблем перестрахования, с учетом ограниченного потенциала национального страхового и перестраховочного рынков по принятию рисков, объемы которых ежегодно увеличиваются (что связано и с ускоренным развитием добывающих отраслей экономики);
      6) поэтапное расширение иностранного присутствия на страховом рынке, что позволит использовать ресурсы зарубежных страховщиков для развития воспроизводственной базы рынка через привлечение новых потребителей услуг по добровольным видам страхования;
      7) дальнейшее повышение консолидации страховых организаций и их профессионального уровня, а также установление на рынке реальной специализации страховых организаций, учитывая повышение роли таких перспективных направлений страхования как медицинское, накопительное и долгосрочное страхование жизни, страхование в туристической отрасли, страхование недвижимости, банковских и предпринимательских рисков и т.д.;
      8) принятие дополнительных мер по смягчению режима налогообложения страхователей и страховых организаций (включая освобождение от налогов средств страховых организаций, направляемых на обучение своего персонала на территории республики);
      9) дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования страховой деятельности и надзора за ней, включая повышение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, использование наиболее эффективных методов контроля за результатами их основной и инвестиционной деятельности, поэтапную либерализацию существующих требований к размещению страховых резервов и инвестиционной политике страховых организаций, а также усиление норм законодательства по вопросам проверки аффилиированности страховых организаций и их должностных лиц, условиям участия субъектов страховой деятельности в холдингах и иных корпоративных объединениях, мерам борьбы по отмыванию незаконного капитала через страховой сектор.
      Кроме того, предполагается создание компании по страхованию экспорта, основной функцией которой будет непосредственное содействие экспорту товаров и услуг казахстанских производителей путем страхования и перестрахования экспортных контрактов и инвестиций. Основные направления деятельности компании по страхованию экспорта отражены в Стратегии индустриально-инновационного развития.

3. Развитие рынка ценных бумаг

      а) Развитие внутренних институциональных инвесторов

      Цель и задача
      Основная цель работы в этом направлении - развитие и реализация потенциала внутренних институциональных инвесторов как главных субъектов процесса мобилизации и перераспределения свободных ресурсов в реальный сектор экономики.

      Текущее состояние
      В настоящее время в Казахстане только компании по управлению пенсионными активами являются крупными институциональными инвесторами, в то время как на сегодняшний день не функционирует ни один инвестиционный фонд, а банки второго уровня, сконцентрировавшие достаточный объем ресурсов, и страховые организации по мере слабого развития страхового рынка не реализовывали свой потенциал институциональных инвесторов в полной мере.

      Основные меры
      Одной из главных задач развития рынка ценных бумаг остается совершенствование механизмов привлечения сбережений населения (непрофессиональных инвесторов) через коллективные формы инвестирования. Основные усилия государства будут направляться на развитие инвестиционных фондов в качестве основной формы добровольного привлечения сбережений мелких непрофессиональных инвесторов и инвестирования этих средств в инструменты фондового рынка. Реализации данной задачи будет способствовать принятие нового Закона "Об инвестиционных фондах" и совершенствование нормативной базы организаций, осуществляющих деятельность по управлению портфелем ценных бумаг, что позволит также повысить эффективность инвестирования активов юридических лиц и квалифицированных инвесторов - физических лиц.
      Для стимулирования развития схем коллективного инвестирования брокеры-дилеры смогут использовать расчетно-кассовые отделения банков и сеть трансфер-агентов на рынке ценных бумаг для распространения акций (паев). Данная схема позволит использовать все возможные ресурсы для участия широких слоев населения в инвестиционных программах. Другим важным направлением развития форм коллективного инвестирования будет оптимизация налогообложения инвестиционных фондов и их вкладчиков, меры по реализации которой будут предприняты в ходе разработки проекта нового Закона "Об инвестиционных фондах".
      При этом для осуществления государственной инвестиционной политики создается Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК). Основные направления деятельности ИФК отражены в Стратегии индустриально-инновационного развития. ИФК должен работать в полной кооперации с Банком Развития. Эти два института должны друг друга дополнять в направлении финансирования проектов по банковской линии и первоначального размещения капитала.

      б) Расширение возможностей инвестирования

      Цель и задача
      Одним из приоритетных направлений развития отечественного фондового рынка является формирование обширного перечня привлекательных финансовых инструментов. Основной задачей данного направления является создание условий для появления и становления новых финансовых инструментов, что будет способствовать появлению у инвесторов возможности перераспределения кредитных рисков путем диверсификации вложений, а у предприятий - эмитентов - нового источника заимствований, представляющего достаточно дешевую альтернативу банковскому кредиту.

      Текущее состояние
      В настоящее время наблюдается острый дефицит привлекательных инструментов рынка ценных бумаг, который обусловлен постоянным ростом инвестиционного потенциала внутренних институциональных инвесторов. Другим фактором, обуславливающим дефицит привлекательных для институциональных инвесторов инструментов, является высокая степень аффилиированности участников финансового рынка с основными эмитентами официального списка казахстанской фондовой биржи по категории "А", в особенности по акциям, эмитентами которых также выступают финансовые организации, в большинстве случаев банки. Таким образом, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами, в целях диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов вынуждены все чаще размещать находящиеся в их управлении пенсионные активы на зарубежных рынках.

      Основные меры
      Реализация данной задачи требует осуществления системы процедур и мероприятий по следующим направлениям:
      - повышение инвестиционной привлекательности казахстанских акций и облигаций, в рамках которого особое внимание будет уделено соблюдению норм корпоративного управления, укреплению принципов защиты прав и интересов мелких акционеров, платежной дисциплины в акционерных обществах и прозрачности деятельности акционерных обществ, усовершенствованию налогового законодательства в части налогообложения доходов по ценным бумагам. Для реализации данной задачи будут проведены мероприятия по определению порядка осуществления деятельности платежных агентов и разработке типовых внутренних нормативных актов и иных документов акционерных обществ, основанных на рекомендациях по применению принципов корпоративного управления казахстанскими акционерными обществами, утвержденных Экспертным советом по вопросам рынка ценных бумаг при Национальном Банке, и Законом  Республики Казахстан "Об акционерных обществах";
      - развитие рынка долговых обязательств, в рамках которого будут осуществляться мероприятия по стимулированию становления новых видов облигаций (агентских и ипотечных) и появления новых инструментов денежного рынка (коммерческих бумаг и депозитных сертификатов);
      - развитие рынка производных ценных бумаг и финансовых инструментов, в рамках которого будет продолжена реализация мероприятий по стимулированию появления и становления казахстанских депозитарных расписок, структурных и гибридных производных инструментов на долговые обязательства, инструментов хеджирования процентных и валютных рисков, контрактных инструментов.
      Запуск рынка обращаемых депозитных сертификатов будет способствовать появлению нового источника заимствования для банков второго уровня и увеличению их депозитной базы, а гибкость сроков и порядка выплаты вознаграждения по ним будет способствовать высокой ликвидности данного инструмента.
      Появление нового инструмента в виде коммерческих бумаг, которые в мировой практике представляют собой краткосрочные долговые обязательства, имеющие фиксированный доход, будет способствовать минимизации затрат и времени на обслуживание задолженности при финансировании оборотных активов. Сочетающие в себе лучшие качества облигаций (в отличие от корпоративных облигаций являются неэмиссионными ценными бумагами, что существенно снижает расход времени на регистрацию эмиссии и дает преимущество в выборе сроков обращения) и векселей (в отличие от векселей выпускаются по стандартным правилам, имеют централизованную систему учета и могут обращаться на организованном рынке), коммерческие бумаги получат адекватное распространение. Кроме того, реализация данного проекта будет способствовать снижению ставок кредитования и перераспределению тенговой массы в рамках финансового рынка, отвлекая часть тенговых ресурсов с валютного рынка в новый инструмент краткосрочных инвестиций.
      Запуск рынка агентских облигаций позволит финансовым агентствам осуществлять эффективную политику заимствований при реализации государственной инвестиционной политики. Становлению данного инструмента будут способствовать льготное налогообложение, разрешение приобретения агентских облигаций за счет пенсионных активов накопительных пенсионных фондов и активов страховых (перестраховочных) организаций, допуск к рефинансированию Национальным Банком и включение агентских облигаций в категорию ликвидных активов при расчете пруденциальных нормативов и критериев финансовой устойчивости финансовых институтов. Данные меры будут стимулировать становление агентских облигаций как привлекательных высоколиквидных инструментов и увеличат их конкурентоспособность по сравнению с корпоративными облигациями.
      Первым шагом по развитию рынка производных финансовых инструментов станут определение понятия производных финансовых инструментов, порядок их выпуска и обращения, которые предусмотрены проектом новой редакции Закона Республики Казахстан "О рынке ценных бумаг". Появление структурных и гибридных производных инструментов на долговые обязательства - облигации одного или группы эмитентов, кредиты или кредитные линии позволит осуществлять рефинансирование долговых обязательств, что будет способствовать увеличению ликвидности рынка долговых ценных бумаг и увеличению объемов кредитования.
      Развитие рынка инструментов хеджирования процентных и валютных рисков будет способствовать снижению рисков не только институциональных инвесторов, но и предприятий - участников экспортно-импортных операций. Появление производных контрактных инструментов с базовым активом на товары будет способствовать снижению рисков внешнеторговых операций от ценовых колебаний.

      в) Совершенствование механизма защиты прав и интересов инвесторов

      Цель и задача
      По мере развития рынка ценных бумаг, появления новых финансовых институтов и инструментов и развития новых технологий проявляется необходимость постоянного совершенствования системы и методов защиты прав и интересов инвесторов.

      Текущее состояние
      Уровень защиты прав и интересов акционеров в Республике Казахстан уже в 2000 году заслужил оценки Европейского Банка Реконструкции и Развития "достаточно всеобъемлющая защита". На данный момент с целью защиты прав и интересов инвесторов Национальным Банком осуществляется пруденциальное регулирование только компаний по управлению пенсионными активами, банков-кастодианов и управляющих портфелем ценных бумаг. Прочие профессиональные участники являются объектами обязательных для выполнения критериев финансовой устойчивости.

      Основные меры
      В целях реализации данного направления требуется поэтапное внедрение комплекса мероприятий:
      - переход к международным стандартам раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Переход к международным стандартам раскрытия информации будет осуществляться на базе адаптации норм директив Европейского союза по раскрытию информации, в частности, при прохождении процедуры листинга на организованном рынке, в проспекте эмиссии, регулярной отчетности листинговых компаний, информации о крупных держателях. Одновременно будет решаться вопрос стандартов допуска иностранных ценных бумаг к торговле на казахстанском рынке. Основной мерой, направленной на повышение степени информационной прозрачности казахстанского фондового рынка, станет создание централизованных систем раскрытия информации о деятельности акционерных обществ (в том числе внедрение обязательного раскрытия информации всеми участниками финансового рынка и акционерными обществами). Другим важным шагом в данном направлении, безусловно, станет переход к международным стандартам финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, который обеспечит полноту, понятность и достоверность раскрываемой информации для инвесторов;
      - совершенствование регулирования лицензируемых субъектов рынка ценных бумаг. Данная мера предполагает введение пруденциального регулирования по отношению к лицензируемым субъектам рынка ценных бумаг, являющимся основными посредниками инвестиционного процесса, параллельно будет происходить постепенная адаптация некоторых норм финансовой устойчивости, профессиональной этики и процедур взаимодействия с клиентами в соответствие с требованиями директив Европейского союза. Указанные мероприятия, помимо увеличения степени защиты инвесторов, будут способствовать понятности национального рынка, что является одним из условий повышения уровня развития фондового рынка;
      - стимулирование добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг. В рамках данного вопроса будут приниматься меры по адаптации норм директив Европейского союза по вопросам инсайдерской торговли и злоупотреблений на рынке ценных бумаг. Кроме того, будут стимулироваться такие превентивные меры, как повышение уровня прозрачности биржевых торгов, раскрытие информации о конфликтах интересов и активизации деятельности маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг;
      - меры по обеспечению сохранности активов институциональных инвесторов, помимо комплекса вышеизложенных мер, будут включать постоянное совершенствование листинговых требований, в том числе по дифференциации эмитентов по секторам экономики, увеличение степени диверсификации их инвестиционных портфелей и становление страхования рисков на рынке ценных бумаг.

      г) Развитие и совершенствование технической инфраструктуры рынка ценных бумаг

      Цель и задача
      Развитие технической инфраструктуры рынка ценных бумаг будет направлено главным образом на совершенствование существующей инфраструктуры, становление отдельных ее компонентов и совершенствование процедуры взаимодействия с зарубежными субъектами рынка ценных бумаг.

      Текущее состояние
      На сегодняшний день основу технической инфраструктуры казахстанского рынка ценных бумаг составляют Казахстанская фондовая биржа, Центральный депозитарий, а также регистраторы, кастодианы и брокеры-дилеры с лицензией 1 категории (с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя). Практически реализован выход субъектов казахстанской технической инфраструктуры на зарубежные рынки ценных бумаг, однако, в данном вопросе требуется решение ряда проблем, связанных с несовершенством законодательства отдельных государств.

      Основные меры
      Основными задачами развития технической инфраструктуры национального рынка ценных бумаг являются:
      - обеспечение полноценного доступа к услугам финансовых организаций граждан Казахстана, проживающих в различных регионах страны. Для этого потребуется развитие сети трансфер-агентов на рынке ценных бумаг в ближайшие (2003-2004 годы). После того, как данная сеть будет сформирована в достаточном объеме, действия государства будут направлены на повышение качественного уровня оказываемых трансфер-агентами посреднических услуг;
      - повышение надежности и совершенствование информационных систем всех субъектов технической инфраструктуры, в первую очередь Казахстанской фондовой биржи, Центрального депозитария и независимых регистраторов. В рамках данной задачи будут повышаться требования к функционированию технических систем всех субъектов технической инфраструктуры, будет проведена разработка нормативной правовой базы по вопросам процедур и методов учета новых финансовых инструментов и сделок с ними;
      - повышение уровня защиты удостоверяемых ценными бумагами прав путем создания в 2004-2005 годах на базе Центрального депозитария крупной, многофилиальной (с филиалами во всех областных центрах в крупнейших городах областного значения) организации, которая будет выполнять функции центрального депозитария, регистратора, платежного агента на рынке ценных бумаг;
      - разработка процедур взаимодействия субъектов технической инфраструктуры национального рынка с субъектами рынка ценных бумаг иностранных государств, в частности, по вопросам взаимного признания лицензий и открытия счетов номинального держания нерезидентам, в рамках межгосударственных соглашений и интеграционных формирований;
      - расширение перечня операций брокерских и дилерских организаций при параллельном повышении уровня их капитализации, включая допуск на валютный рынок.

4. Развитие почтово-сберегательной системы

      Цель и задача
      Основной задачей развития почтово-сберегательной системы является формирование эффективной и коммерчески жизнеспособной почтово-сберегательной системы, предоставляющей широкий спектр почтовых, финансовых и агентских услуг на базе современных технологий и прогрессивных форм международного сотрудничества.

      Текущее состояние
      АО "Казпочта" располагает самой большой сетью филиалов, материально-техническая база которой не в полной мере отвечает современным требованиям. В то же время уже созданы современные автоматизированные системы сбора информации и управления, охватывающие областной, городской и районный уровни. В последующем названные системы охватят сельский уровень. Привлекательность депозитных продуктов для городских жителей низка в силу невозможности установления конкурентной с банками ставки вознаграждения по привлекаемым вкладам (депозитам), так как вся сумма депозитов размещается на рынке государственных ценных бумаг. Почтово-сберегательная система предлагает альтернативный банковскому сектору способ привлечения сбережений населения, гарантирующий их полную сохранность при максимальной доступности финансовых услуг для широких слоев населения, проживающих в отдаленных регионах страны.

      Основные меры
      Для решения данных проблем АО "Казпочта" планируется привлечение долгосрочных инвестиций из независимых источников, а также в рамках проекта "Модернизация почтовой связи Республики Казахстан и формирование почтово-сберегательной системы" осуществить финансирование за счет выпуска и размещения корпоративных облигаций.
      В феврале 2003 года принят Закон  Республики Казахстан "О почте". В соответствии с данным законом почтово-сберегательная система будет реализована на основе создания национального оператора почты, который помимо оказания почтовых услуг сможет осуществлять отдельные банковские операции, в том числе привлекать депозиты физических и юридических лиц. В рамках закона национальный оператор почты будет осуществлять деятельность на всей территории Казахстана, что делает возможным потребление финансовых услуг населением тех регионов Казахстана, в которых банковское посредничество отсутствует. Вышеуказанные условия обеспечивают конкурентоспособность финансовых услуг национального оператора почты.
      В соответствии с названным законом государство обеспечивает сохранность вкладов населения, привлекаемых национальным оператором почты на срочные депозиты, посредством размещения в государственные ценные бумаги и другие высоколиквидные финансовые инструменты.
      Одновременно, деятельность национального оператора почты в части осуществления финансовой деятельности и предоставления финансовых услуг будет регулироваться Национальным Банком, в том числе путем установления отдельных пруденциальных нормативов.
      Данная схема оказания банковских услуг национальным оператором почты и надзора над ней соответствует практике построения почтово-сберегательных систем в развитых странах мира.

IV. Гармонизация налогообложения участников
финансового рынка и финансовых инструментов

      Цель и задача
      Переход к стандартам Европейского союза предполагает отмену налоговых льгот и преференций, которые в настоящее время существуют по различным финансовым инструментам. Исключением при этом может быть только введение временных льгот для стимулирования развития какого-либо нового финансового инструмента, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики и финансового сектора. В дальнейшем эти льготы должны быть отменены, либо установлено обязательное устранение налоговых преференций после истечения какого-то определенного периода времени, достаточного для становления нового инструмента на финансовом рынке.

1. Налогообложение доходов физических лиц
по депозитам и долговым ценным бумагам

      Текущее состояние
      В настоящее время вознаграждение по вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и вознаграждение по долговым ценным бумагам, выплачиваемые физическим лицам, освобождаются от налогообложения. Это было сделано с целью стимулирования вложений населения в банковскую систему при отсутствии других возможностей привлечения средств населения в финансовую систему.

      Основные меры
      При условии появления на рынке новых финансовых инструментов для населения, целесообразным является рассмотрение вопроса об отмене освобождения от налогообложения доходов физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам с 2007 года с тем, чтобы данные доходы облагались у источника выплаты аналогично обложению доходов юридических лиц.

2. Налогообложение государственных ценных бумаг
и агентских ценных бумаг

      Текущее состояние
      В настоящее время все операции с государственными ценными бумагами и вознаграждение по ним освобождаются от налогообложения. Это делает инвестирование в данный финансовый инструмент более привлекательным.
      Одним из новых финансовых инструментов для финансового сектора Казахстана, требующим льготного режима налогообложения для стимулирования обращения, являются агентские ценные бумаги финансовых агентств. Порядок налогообложения агентских ценных бумаг с 1 января 2003 года является идентичным порядку, применяемому в отношении государственных ценных бумаг.

      Основные меры
      В перспективе возможным представляется, что вознаграждение по государственным ценным бумагам и агентским ценным бумагам, по мере становления их рынка, будет облагаться подоходным налогом у источника выплаты, что характерно для многих развитых стран, включая практически все страны Европейского Союза, США, Канаду. Это позволит уравнять условия для различных эмитентов, будь то Правительство, агентства или негосударственные эмитенты.
      По мере становления вторичного рынка следует рассмотреть возможность введения налогообложения на прирост стоимости при операциях с государственными ценными бумагами и агентскими ценными бумагами, за исключением операций Национального Банка по регулированию ликвидности банков второго уровня.

V. Интеграция финансовых систем
(в рамках ЕврАзЭС или другой структуры)

      Цель и задача
      В экономическом плане изолированное существование стран СНГ сопряжено со значительными издержками. Тем более, учитывая всю сложность складывающейся в данный момент ситуации в мировой экономике, вопросы создания единого экономического пространства и интеграции финансовых систем на территории ряда стран СНГ приобрели особую актуальность. Поэтому в дальнейшем экономическое благополучие стран СНГ будет во многом зависеть от интеграционных процессов.

      Текущее состояние
      Экономические взаимоотношения постсоветских стран за годы независимости были связаны с созданием и функционированием таких союзов и сообществ, как - СНГ, состоящего из всех стран бывшего СССР за исключением стран Балтии; Союз Беларуси и России; Центрально-Азиатское сотрудничество, куда входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан; альянс Грузии, Азербайджана, Украины, Узбекистана и Молдовы (ГУУАМ).
      Наработанная в течение последних лет практика интеграционного взаимодействия в дальнейшем послужила предпосылкой для формирования и развития институционально-правовых основ Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана и его дальнейшее преобразование 10 октября 2000 года в Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
      Однако, несмотря на функционирование множества союзов и содружеств, продвижение по пути интеграции постсоветских стран было не достаточно эффективным - принималось множество соглашений и документов, многие из которых исполнялись неадекватно, особенно в части тарифного и нетарифного регулирования, унификации налогового законодательства, снятия всевозможных барьеров на пути свободного продвижения населения, товаров и услуг.
      23 февраля 2003 года президентами Беларуси, Казахстана, России и Украины было подписано Заявление о создании Единого экономического пространства (далее - Заявление), ставшее результатом тщательного анализа эффективности действующих на территории СНГ других объединений.

      Основные меры
      Создание и развитие единого экономического пространства и интеграция финансовых систем должны происходить поэтапно и идти в направлении развития торгово-экономических отношений, развития предпринимательства и инвестиций, развития денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений, последовательной гармонизации законодательств, проведения согласованной социальной политики.
      При этом период до 2007 года должен стать подготовительным этапом. В этот период работа будет проводиться по созданию реально действующего Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) с привлечением в него новых участников. Будет согласовываться экономическая политика по ряду направлений, в частности денежно-кредитная, валютная, тарифная, таможенная. Гармонизации будет подлежать соответствующее законодательство стран. При этом его создание возможно в течение 1-2-х лет.
      Первоначально в соответствии с Заявлением создается комиссия, которая будет регулировать тарифы и торговлю Беларуси, Казахстана, России и Украины.
      Далее необходимо будет принять Программу по экономическому сближению стран - потенциальных участников валютного союза. Реализация Программы может занять около 3-4-х лет.
      Основными критериями, необходимыми для выполнения странами, которые в перспективе захотят вступить в единый валютный союз, должны быть:
      1) уровень среднегодовой инфляции - не более 5%;
      2) отношение общего государственного долга к ВВП - не более 50%, внешнего государственного долга к ВВП - не более 30%;
      3) дефицит государственного бюджета - не более 3% к ВВП.
      Также могут использоваться дополнительные критерии.
      Возможно установление переходного периода для приведения показателей в странах в соответствие с установленными критериями.
      Затем начнется проверка выполнения странами - потенциальными участниками валютного союза критериев вступления. Если достаточное количество стран отвечает этим критериям, то принимается решение о начале деятельности валютного союза в этих странах.
      Начиная с 2005 года можно будет приступить к созданию валютного союза. Предпосылками для этого являются: снятие национальных барьеров на пути движения не только товаров, но и всех факторов производства: капитала в его производительной и денежной формах, всех видов услуг, рабочей силы; координация экономической политики, снятие всех валютных ограничений и ограничений на движение капитала и постепенное сближение между экономической политикой стран - потенциальных участников валютного союза.
      В рамках подготовки к решению долгосрочной задачи по созданию единого валютного союза и единого валютного института в среднесрочной перспективе будут усилены работы в направлении создания единой платежной системы.
      Национальным Банком будет продолжена работа совместно с Интеграционным комитетом и центральными банками государств ЕврАзЭС по созданию и совершенствованию общей системы межгосударственных платежей, обеспечивающей эффективное, безрисковое и быстрое осуществление межгосударственных платежей в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют. В качестве дальнейшего развития платежно-расчетных отношений можно предложить систему межгосударственных платежей, основанную на децентрализованной платежной системе с использованием при этом положительного опыта стран Европейского Союза по созданию общей платежной системы "ТАРГЕТ". Создание полностью интегрированной общей платежной системы осуществимо только при условии интеграции национальных платежных систем.
      Участниками данной системы будут являться коммерческие банки и центральные банки государств-участников ЕврАзЭС. Расчеты по межгосударственным платежам будут производиться через корреспондентские счета, открытые банками в центральных банках своих стран.
      После успешной отработки механизма работы общей платежной системы стран ЕврАзЭС и при получении определенного опыта представляется целесообразным начать работу по созданию системы межгосударственных платежей на базе всего СНГ. Создание общего платежного пространства стран СНГ является важнейшем условием развития экономических взаимоотношений стран СНГ, и может создать мощный импульс для эффективного развития взаимной торговли между странами СНГ.
      Данные мероприятия являются начальным этапом на пути интеграции финансовых систем стран ЕврАзЭС. На данном этапе должны быть созданы предпосылки для введения единой валюты. В последующем будут созданы надгосударственный орган по проведению единой политики стран ЕврАзЭС, а также введена в безналичный (предположительно с 2010 года) и наличный оборот единая валюта (предположительно с 2011 года).