О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года N 598

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения научной экспертизы.
      Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      2. Уполномоченным государственным органам - разработчикам законопроектов и концепций законопроектов обеспечить проведение научной экспертизы по всем законопроектам и концепциям законопроектов в соответствии с требованиями указанных Правил.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      2-1. Уполномоченным государственным органам-разработчикам проектов нормативных правовых актов, соответствующих критериям направления на проведение научной антикоррупционной экспертизы, определенным в указанных Правилах, обеспечить их направление на проведение научной антикоррупционной экспертизы в соответствии с требованиями указанных Правил.
      Сноска. Постановление дополнено пунктом 2-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      3. Центральным исполнительным и иным заинтересованным государственным органам в установленном порядке:
      в 2002 году совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан обеспечить проведение научной экспертизы законопроектов за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2002 год по программе "Законопроектные работы";
      улучшить состояние подготовки проектов законов на государственном языке и принять необходимые меры по повышению ответственности должностных лиц, непосредственно курирующих соответствующие вопросы;
      в течение третьего квартала 2002 года проанализировать наличие ведомственных нормативных правовых актов, которые должны были быть приняты во исполнение вышестоящих актов, и по результатам анализа обеспечить их своевременное принятие.
      4. Центральным и местным исполнительным органам в течение третьего квартала 2002 года в пределах соответствующего утвержденного лимита штатной численности этих органов и за счет административных затрат, предусмотренных на их содержание, осуществить полное укомплектование юридических служб и создание юридических подразделений в тех органах, в которых они не созданы и о результатах работы информировать Правительство Республики Казахстан.
      5. Министерству юстиции Республики Казахстан:
      провести в третьем квартале 2002 года тестирование работников юридических служб центральных и местных исполнительных органов на знание действующего законодательства Республики Казахстан и о результатах тестирования информировать соответствующие государственные органы, а также Правительство Республики Казахстан.
      6. Государственным органам, указанным в распоряжении Премьер-Министра от 2 июля 2001 года N 51:
      внести проекты нормативных правовых актов, срок подготовки которых истек, в Правительство Республики Казахстан до 1 июля 2002 года;
      по пунктам, которые были сняты с контроля решениями должностных лиц Правительства Республики Казахстан, внести в указанное распоряжение соответствующие изменения в установленном порядке.
      7. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.

         Премьер-Министр
      Республики Казахстан

                                                        Утверждены
                                              постановлением Правительства
                                                  Республики Казахстан
                                               от 30 мая 2002 года N 598

Правила
проведения научной экспертизы

      Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

      Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" с целью повышения эффективности и качества деятельности государственных органов по разработке нормативных правовых актов.
      Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

                           1. Общие положения

      1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов и концепций законопроектов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемых проектов и концепций законопроектов (далее - Эксперты).
      Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      2. По законопроектам должна проводиться соответствующая научная экспертиза (правовая, экономическая, экологическая, финансовая, криминологическая и другие) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом.
      По концепциям законопроектов проводится научная правовая экспертиза.
      По проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной антикоррупционной экспертизы обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, когда научная антикоррупционная экспертиза может не проводиться.
      По проектам подзаконных нормативных правовых актов, соответствующих критериям направления проектов подзаконных нормативных правовых актов на проведение научной антикоррупционной экспертизы, проводится научная антикоррупционная экспертиза.
      Критериями направления проектов подзаконных нормативных правовых актов на проведение научной антикоррупционной экспертизы являются:
      1) наличие норм, касающихся контрольно-надзорных полномочий государственного органа и/или должностного лица;
      2) наличие норм, касающихся разрешительных процедур;
      3) наличие норм, предусматривающих введение обязанностей для физических и юридических лиц или изменение существующих обязанностей;
      4) наличие норм, предусматривающих полномочия государственного органа и/или должностного лица по наложению санкций, привлечению к ответственности, их передачу, а также разграничение полномочий между уровнями государственного управления.
      Проекты нормативных правовых актов могут направляться на проведение научной антикоррупционной экспертизы и в иных необходимых случаях.
      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 04.09.2003 N 898 ; от 03.11.2005 N 1096 ; от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
      3. Организация проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов, возлагается на уполномоченных государственных органов - разработчиков (далее - Организаторы экспертизы). Направление на проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов может также осуществляться Министерством юстиции в ходе подготовки материалов к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, по результатам ее заседания, при формировании проектов плановых и программных документов, в случаях необходимости ускоренной разработки законопроектов.
      Направление на проведение научной антикоррупционной и научной криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов может также осуществляться Организаторами экспертиз по рекомендациям эксперта, проводившего научную правовую экспертизу, или согласующих государственных органов.
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
      4. Утратил силу постановлением Правительства РК от 04.09.2003 N 898 .

2. Задачи научной экспертизы

      Сноска. Заголовок раздела 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

      5. Основными задачами научной экспертизы законопроектов являются:
      1) оценка качества, обоснованности и своевременности принятия законопроекта;
      2) проверка на соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан;
      3) оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия законопроекта;
      4) определение возможной эффективности законопроекта;
      5) определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта;
      5-1) определение наличия причин и условий для ущемления права на гендерное равенство в связи с принятием законопроекта;
      6) выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство при условии принятия данного законопроекта;
      7) характеристика научной проработанности норм законопроекта, выработка научно обоснованных предложений по улучшению законодательной базы;
      8) выявление возможных противоречий принципам соответствующей отрасли права;
      9) выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого законопроектом;
      10) получение ответов на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы.
      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
      5-1. Научная криминологическая экспертиза законопроектов преследует следующие задачи:
      1) совершенствование законопроектной базы;
      2) выявление условий вероятности совершения правонарушений в связи с принятием законопроекта;
      3) определение возможной эффективности социально-правового контроля над преступной деятельностью и ее предупреждение в случае принятия законопроекта;
      4) учет в законопроекте состояния, характера и структуры преступности на настоящий момент в Республике Казахстан;
      5) последствия принятия законопроекта в отношении мер по борьбе с преступностью;
      6) (исключен - от 20 марта 2007 года N 217 )
      7) последствия принятия законопроекта в отношении системы социально-психологических свойств субъектов преступлений;
      8) возможность осуществления защиты своих прав потерпевшей стороной;
      9) наличие статистических данных по видам правонарушений, которые регулируются законопроектом;
      10) возможность учета латентной преступности по видам правонарушений, указанных в законопроекте;
      11) выявление возможности совершения террористических актов, умышленных правонарушений, а также правонарушений по неосторожности;
      12) введение криминологического прогнозирования в случае принятия законопроекта;
      13) осуществление криминологического планирования в случае принятия законопроекта;
      14) анализ криминологической характеристики экономической преступности.<*>
      Сноска. Дополнено пунктом 5-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 . Пункт 5-1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      5-2. Основными задачами научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов являются:
      1) выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
      2) выработка предложений по устранению выявленных пробелов в рассматриваемом проекте нормативного правового акта;
      3) выработка в форме рекомендаций норм проектов нормативных правовых актов, препятствующих совершению коррупционных правонарушений;
      4) общая оценка последствий принятия проекта нормативного правового акта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;
      5) определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.
      Сноска. Раздел 2 дополнен пунктом 5-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      5-3. Основными задачами научной правовой экспертизы концепций законопроектов являются:
      1) оценка обоснованности и своевременности принятия законопроекта либо выработка научно обоснованных доводов об отсутствии необходимости или нецелесообразности принятия законопроекта;
      2) оценка качества концепции законопроекта и выработка предложений по ее совершенствованию;
      3) оценка правовых и социально-экономических последствий принятия законопроекта;
      4) определение соответствия концепции законопроекта основополагающим принципам права;
      5) оценка на предмет урегулированности определяемых концепцией правоотношений действующим законодательством;
      6) оценка на предмет соответствия определяемых концепцией правоотношений пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан;
      7) выявление международного опыта и оценка возможности его применения в определяемых концепцией правоотношениях;
      8) общий вывод по концепции законопроекта, его содержанию;
      9) выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство при условии принятия законопроекта;
      10) получение ответов на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы.
      Сноска. Раздел 2 дополнен пунктом 5-3 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

               3. Эксперты, осуществляющие научную экспертизу.
               Порядок и условия проведения научной экспертизы

      6. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта и концепции законопроекта.
      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      7. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций.
      Проект и концепция законопроекта может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      8. Эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида научной экспертизы и(или) ученую степень. <*>
      Сноска. Пункт 8 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 .
      9. Отбор экспертов для проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов и концепций законопроектов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      10. Порядок и условия проведения научной экспертизы определяются гражданско-правовым договором или трудовым договором, заключенным между Организатором экспертизы и экспертом в соответствии с законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. Пункт 10 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 .
      10-1. Научная экспертиза проводится на следующих стадиях разработки законопроекта:
      до согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 (далее - Регламент Правительства Республики Казахстан);
      до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
      Научная антикоррупционная экспертиза подзаконных нормативных правовых актов проводится до внесения в Правительство Республики Казахстан.
      Научная антикоррупционная экспертиза подзаконных нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, проводится до внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.09.2003 N 898 ; с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
       10-2. Ответственность за соответствие текста научной экспертизы тексту законопроекта на каждой стадии разработки законопроекта несут Организаторы экспертизы.
       Сноска. Правила дополнены пунктом 10-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.06.2009 N 822 .

4. Разновидности научных экспертиз

      11. По проектам нормативных правовых актов, концепциям законопроектов могут проводиться комплексная, самостоятельная, комиссионная, повторная и дополнительная научные экспертизы.
      Комплексная научная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта на основе различных отраслей знаний.
      Самостоятельная научная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта на основе одной отрасли знания.
      Комиссионная научная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности.
      Повторная научная экспертиза проводится по тем же вопросам в случаях, когда заключение эксперта по результатам предыдущей научной экспертизы недостаточно обоснованно либо его правильность вызывает сомнение.
      Дополнительная научная экспертиза проводится в случае внесения концептуальных изменений в проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта в результате его доработки, а также до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .

5. Финансирование проведения научной экспертизы    

      12. Финансирование проведения научной экспертизы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.    

6. Документы, представляемые для проведения
    научной экспертизы

      13. Организатор экспертизы вместе с копией проекта нормативного правового акта представляет эксперту копии следующих документов:
      пояснительной записки к проекту нормативного правового акта (на государственном и русском языках);
      сравнительной таблицы к проекту нормативного правового акта при внесении проекта нормативного правового акта об изменении и дополнении в действующее законодательство с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений (на государственном и русском языках);
      статистические данные по изучаемой проблеме.
      По запросу эксперта Организатором экспертизы могут также предоставляться иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в проекте нормативного правового акта и концепции законопроекта. <*>
      Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 4 сентября 2003 года N 898 ; от 14 февраля 2006 года N 99 ; от 20 марта 2007 года N 217 .
      14. (Пункт 14 утратил силу - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 ) .

7. Сроки проведения научной экспертизы

      Сноска. Заголовок раздела 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

      15. Научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.
      Дополнительная и повторная научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пять рабочих дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.
      При необходимости срок проведения научной экспертизы может быть продлен по договоренности с Организатором экспертизы. При этом эксперту дополнительно предоставляется пять календарных дней для перевода на государственный или русский язык.
      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 04.09.2003 N 898 ; от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
       15-1. В случае доработки проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта Организатором экспертизы по предложениям эксперта, сроки на проведение научной экспертизы устанавливаются с даты представления обновленного проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта. <*>
      Сноска. Дополнено пунктом 15-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 . Пункт с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

8. Эксперт

      Сноска. Заголовок раздела 8 в редакции постановления Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

      16. Эксперт:
      получает всю необходимую информацию для проведения научной экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения научной экспертной работы;
      получает вознаграждение за выполненную работу;
      по согласованию с Организатором экспертизы дает заключения не только по поставленным вопросам перед ним, но и по иным вопросам в пределах его компетенции;
      при осуществлении научной экспертизы может привлекать к ее исполнению третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.
      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      17. Эксперт:
      дает мотивированное, научно обоснованное, объективное и полное заключение по вопросам, поставленным перед ним Организатором экспертизы;
      своими силами, за свой счет и в сроки, установленные Организатором экспертизы, устраняет допущенные по своей вине недостатки в ходе проведения научной экспертизы;
      незамедлительно информирует Организатора экспертизы об обнаружении невозможности получить ожидаемые результаты или нецелесообразности дальнейшего проведения научной экспертизы;
      предоставляет Организатору экспертизы отчет о понесенных расходах в ходе проведения научной экспертизы;
      обеспечивает конфиденциальность сведений, касающихся предмета проведения научной экспертизы, хода ее исполнения и научных результатов;
      несет иные обязанности, установленные договором.
      Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .

9. Экспертное заключение

      18. По результатам проведенной научной экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать мотивированные, научно обоснованные, объективные и полные выводы экспертов по предмету проведения научной экспертизы.
      В случае, если у Организатора экспертизы возникают вопросы в отношении выводов экспертного заключения, он может обратиться к эксперту за соответствующими пояснениями либо обязать его провести повторную научную экспертизу в установленные Организатором экспертизы сроки.
      Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      19. Экспертное заключение подготавливается на фирменном бланке организации, проводившей научную экспертизу, а в случае проведения научной экспертизы физическим лицом в заключении указываются его фамилия, имя, отчество и данные, указывающие на его компетентность.
      Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      20. В экспертном заключении научной экспертизы проекта нормативного правового акта должны быть указаны:
      организация или лицо, проводившее научную экспертизу;
      отрасли науки, по которым проведена научная экспертиза;
      Организатор экспертизы;
      предмет и цели научной экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом;
      наименование проекта нормативного правового акта;
      назначение проекта нормативного правового акта;
      структура проекта нормативного правового акта;
      обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.
      Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      20-1. В экспертном заключении научной правовой экспертизы концепции законопроекта должны быть указаны:
      организация или лицо, проводившее научную правовую экспертизу;
      Организатор экспертизы;
      предмет и цели научной правовой экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом;
      наименование концепции законопроекта;
      обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.
      Сноска. Раздел 9 дополнен пунктом 20-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      21. В случае представления для научной экспертизы нескольких проектов нормативных правовых актов или концепций законопроектов экспертом проводится научная экспертиза и составляется заключение по каждому проекту нормативного правового акта или концепции законопроекта.
      Сноска. Пункт 21 в постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
      22. Экспертное заключение подписывается первым руководителем организации или физическим лицом, проводившим научную экспертизу.
      23. Выводы научной экспертизы носят рекомендательный характер. При наличии в экспертном заключении замечаний и предложений к проекту нормативного правового акта, Организатор экспертизы направляет их одновременно с проектом нормативного правового акта государственным органам, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, затрагиваемых в экспертном заключении для проработки и формирования соответствующей позиции.
      При отрицательном заключении научной экспертизы Организатор экспертизы самостоятельно принимает решение о доработке проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта в соответствии с предложениями экспертного заключения.
      При внесении проекта нормативного правового акта и экспертного заключения по нему на рассмотрение Правительства Республики Казахстан либо Министерства юстиции Республики Казахстан Организатор экспертизы должен предоставить аргументированные обоснования причин непринятия рекомендаций, содержащихся в экспертном заключении по проекту нормативного правового акта. Копию соответствующих обоснований Организатор экспертизы одновременно предоставляет эксперту.
      Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .