Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения научной экспертизы.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
2. Уполномоченным государственным органам - разработчикам законопроектов и концепций законопроектов обеспечить проведение научной экспертизы по всем законопроектам и концепциям законопроектов в соответствии с требованиями указанных Правил.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
2-1. Уполномоченным государственным органам-разработчикам проектов нормативных правовых актов, соответствующих критериям направления на проведение научной антикоррупционной экспертизы, определенным в указанных Правилах, обеспечить их направление на проведение научной антикоррупционной экспертизы в соответствии с требованиями указанных Правил.
Сноска. Постановление дополнено пунктом 2-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
3. Центральным исполнительным и иным заинтересованным государственным органам в установленном порядке:
в 2002 году совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан обеспечить проведение научной экспертизы законопроектов за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2002 год по программе "Законопроектные работы";
улучшить состояние подготовки проектов законов на государственном языке и принять необходимые меры по повышению ответственности должностных лиц, непосредственно курирующих соответствующие вопросы;
в течение третьего квартала 2002 года проанализировать наличие ведомственных нормативных правовых актов, которые должны были быть приняты во исполнение вышестоящих актов, и по результатам анализа обеспечить их своевременное принятие.
4. Центральным и местным исполнительным органам в течение третьего квартала 2002 года в пределах соответствующего утвержденного лимита штатной численности этих органов и за счет административных затрат, предусмотренных на их содержание, осуществить полное укомплектование юридических служб и создание юридических подразделений в тех органах, в которых они не созданы и о результатах работы информировать Правительство Республики Казахстан.
5. Министерству юстиции Республики Казахстан:
провести в третьем квартале 2002 года тестирование работников юридических служб центральных и местных исполнительных органов на знание действующего законодательства Республики Казахстан и о результатах тестирования информировать соответствующие государственные органы, а также Правительство Республики Казахстан.
6. Государственным органам, указанным в распоряжении Премьер-Министра от 2 июля 2001 года N 51:
внести проекты нормативных правовых актов, срок подготовки которых истек, в Правительство Республики Казахстан до 1 июля 2002 года;
по пунктам, которые были сняты с контроля решениями должностных лиц Правительства Республики Казахстан, внести в указанное распоряжение соответствующие изменения в установленном порядке.
7. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 мая 2002 года N 598
Правила
проведения научной экспертизы
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года "О нормативных правовых актах" с целью повышения эффективности и качества деятельности государственных органов по разработке нормативных правовых актов.
Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
1. Общие положения
1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов и концепций законопроектов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемых проектов и концепций законопроектов (далее - Эксперты).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
2. По проектам нормативных правовых актов может проводиться научная экспертиза (правовая, экологическая, финансовая и другая) в зависимости от правоотношений, регулируемых данными актами.
По концепциям законопроектов проводится научная правовая экспертиза.
По проектам нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента Республики Казахстан, проведение научной экспертизы в зависимости от регулируемых ими правоотношений, а также научной антикоррупционной экспертизы обязательно, за исключением случаев внесения проектов законодательных актов в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, когда научная экспертиза может не проводиться.
Научной антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке также подлежат следующие проекты нормативных правовых актов:
1) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 2) вводится в действие с 01.01.2011.
2) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 3) вводится в действие с 01.01.2011.
3) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
Научная антикоррупционная экспертиза не проводится по проектам нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.
Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, последствия от принятия которых создают условия экологической, в том числе радиационной безопасности, охране окружающей среды, подлежат обязательной экологической экспертизе.
Критериями проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов подзаконных нормативных правовых актов являются:
1) наличие норм, касающихся контрольно-надзорных полномочий государственного органа и/или должностного лица;
2) наличие норм, касающихся разрешительных процедур;
3) наличие норм, предусматривающих введение обязанностей для физических и юридических лиц или изменение существующих обязанностей;
4) наличие норм, предусматривающих полномочия государственного органа и/или должностного лица по наложению санкций, привлечению к ответственности, их передачу, а также разграничение полномочий между уровнями государственного управления.
Критериями проведения научной антикоррупционной экспертизы проектов подзаконных нормативных правовых актов могут являться иные необходимые случаи.
Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правительства РК от 15.01.2010 № 13 (вводится в действие с 01.01.2010).
3. Организация проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов, возлагается на уполномоченных государственных органов - разработчиков (далее - Организаторы экспертизы). Направление на проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов, концепций законопроектов может также осуществляться Министерством юстиции в ходе подготовки материалов к заседанию Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, по результатам ее заседания, при формировании проектов плановых и программных документов, в случаях необходимости ускоренной разработки законопроектов.
Направление на проведение научной антикоррупционной и научной криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов может также осуществляться Организаторами экспертиз по рекомендациям эксперта, проводившего научную правовую экспертизу, или согласующих государственных органов.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
4. Утратил силу постановлением Правительства РК от 04.09.2003 N 898 .
2. Задачи научной экспертизы
Сноска. Заголовок раздела 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
5. Основными задачами научной экспертизы являются:
1) оценка качества, обоснованности и своевременности принятия проектов нормативного правового акта;
2) проверка на соответствие проектов нормативного правового акта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан;
3) оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия проектов нормативного правового акта;
4) определение возможной эффективности проектов нормативного правового акта;
5) определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием проектов нормативного правового акта;
5-1) определение наличия причин и условий для ущемления права на гендерное равенство в связи с принятием проектов нормативного правового акта;
6) выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство при условии принятия данных проектов нормативного правового акта;
7) характеристика научной проработанности норм проектов нормативного правового акта, выработка научно обоснованных предложений по улучшению законодательной базы;
8) выявление возможных противоречий принципам соответствующей отрасли права;
9) выявление явного или скрытого ведомственного или группового интереса, обеспечиваемого проектом нормативного правового акта;
10) получение ответов на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы;
11) выявление возможных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативных правовых актов.
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217; от 04.06.2009 N 822; от 15.01.2010 № 13 (вводится в действие с 01.01.2010).
5-1. Научная криминологическая экспертиза законопроектов преследует следующие задачи:
1) совершенствование законопроектной базы;
2) выявление условий вероятности совершения правонарушений в связи с принятием законопроекта;
3) определение возможной эффективности социально-правового контроля над преступной деятельностью и ее предупреждение в случае принятия законопроекта;
4) учет в законопроекте состояния, характера и структуры преступности на настоящий момент в Республике Казахстан;
5) последствия принятия законопроекта в отношении мер по борьбе с преступностью;
6) (исключен - от 20 марта 2007 года N 217 )
7) последствия принятия законопроекта в отношении системы социально-психологических свойств субъектов преступлений;
8) возможность осуществления защиты своих прав потерпевшей стороной;
9) наличие статистических данных по видам правонарушений, которые регулируются законопроектом;
10) возможность учета латентной преступности по видам правонарушений, указанных в законопроекте;
11) выявление возможности совершения террористических актов, умышленных правонарушений, а также правонарушений по неосторожности;
12) введение криминологического прогнозирования в случае принятия законопроекта;
13) осуществление криминологического планирования в случае принятия законопроекта;
14) анализ криминологической характеристики экономической преступности.
Сноска. Дополнено пунктом 5-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 . Пункт 5-1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
5-2. Основными задачами научной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов являются:
1) выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
2) выработка предложений по устранению выявленных пробелов в рассматриваемом проекте нормативного правового акта;
3) выработка в форме рекомендаций норм проектов нормативных правовых актов, препятствующих совершению коррупционных правонарушений;
4) общая оценка последствий принятия проекта нормативного правового акта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;
5) определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.
Сноска. Раздел 2 дополнен пунктом 5-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
5-3. Основными задачами научной правовой экспертизы концепций законопроектов являются:
1) оценка обоснованности и своевременности принятия законопроекта либо выработка научно обоснованных доводов об отсутствии необходимости или нецелесообразности принятия законопроекта;
2) оценка качества концепции законопроекта и выработка предложений по ее совершенствованию;
3) оценка правовых и социально-экономических последствий принятия законопроекта;
4) определение соответствия концепции законопроекта основополагающим принципам права;
5) оценка на предмет урегулированности определяемых концепцией правоотношений действующим законодательством;
6) оценка на предмет соответствия определяемых концепцией правоотношений пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан;
7) выявление международного опыта и оценка возможности его применения в определяемых концепцией правоотношениях;
8) общий вывод по концепции законопроекта, его содержанию;
9) выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство при условии принятия законопроекта;
10) получение ответов на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы.
Сноска. Раздел 2 дополнен пунктом 5-3 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
3. Эксперты, осуществляющие научную экспертизу.
Порядок и условия проведения научной экспертизы
6. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта и концепции законопроекта.
Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
7. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций.
Проект и концепция законопроекта может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.
Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
8. Эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида научной экспертизы и(или) ученую степень.
Сноска. Пункт 8 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 .
9. Отбор экспертов для проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов и концепций законопроектов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
10. Порядок и условия проведения научной экспертизы определяются гражданско-правовым договором или трудовым договором, заключенным между Организатором экспертизы и экспертом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 10 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 .
10-1. Научная экспертиза проводится на следующих стадиях разработки законопроекта:
до согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 (далее - Регламент Правительства Республики Казахстан);
до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
Научная антикоррупционная экспертиза проводится на следующих стадиях разработки проекта подзаконного нормативного правового акта:
до согласования с заинтересованными государственными органами;
до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования с государственными органами.
Научная антикоррупционная экспертиза подзаконных нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, проводится до внесения в Министерство юстиции Республики Казахстан.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.09.2003 N 898; с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217; от 04.06.2009 N 822; от 15.01.2010 № 13 (вводится в действие с 01.01.2010).
10-2. Ответственность за соответствие текста научной экспертизы тексту законопроекта на каждой стадии разработки законопроекта несут Организаторы экспертизы.
Сноска. Правила дополнены пунктом 10-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.06.2009 N 822 .
4. Разновидности научных экспертиз
11. По проектам нормативных правовых актов, концепциям законопроектов могут проводиться комплексная, самостоятельная, комиссионная, повторная и дополнительная научные экспертизы.
Комплексная научная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта на основе различных отраслей знаний.
Самостоятельная научная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта на основе одной отрасли знания.
Комиссионная научная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности.
Повторная научная экспертиза проводится по тем же вопросам в случаях, когда заключение эксперта по результатам предыдущей научной экспертизы недостаточно обоснованно либо его правильность вызывает сомнение.
Дополнительная научная экспертиза проводится в случае внесения концептуальных изменений в проект нормативного правового акта, концепцию законопроекта в результате его доработки, а также до внесения в Правительство Республики Казахстан после согласования законопроекта с заинтересованными государственными органами в соответствии с Регламентом Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
5. Финансирование проведения научной экспертизы
12. Финансирование проведения научной экспертизы осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
6. Документы, представляемые для проведения
научной экспертизы
13. Организатор экспертизы вместе с копией проекта нормативного правового акта представляет эксперту копии следующих документов:
пояснительной записки к проекту нормативного правового акта (на государственном и русском языках);
сравнительной таблицы к проекту нормативного правового акта при внесении проекта нормативного правового акта об изменении и дополнении в действующее законодательство с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений (на государственном и русском языках);
статистические данные по изучаемой проблеме.
По запросу эксперта Организатором экспертизы могут также предоставляться иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в проекте нормативного правового акта и концепции законопроекта.
Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 4 сентября 2003 года N 898 ; от 14 февраля 2006 года N 99 ; от 20 марта 2007 года N 217 .
14. (Пункт 14 утратил силу - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 ) .
7. Сроки проведения научной экспертизы
Сноска. Заголовок раздела 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
15. Научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пятнадцать календарных дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.
Дополнительная и повторная научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие пять рабочих дней со дня представления эксперту проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта и материалов к ним.
При необходимости срок проведения научной экспертизы может быть продлен по договоренности с Организатором экспертизы. При этом эксперту дополнительно предоставляется пять календарных дней для перевода на государственный или русский язык.
Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 04.09.2003 N 898 ; от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .
15-1. В случае доработки проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта Организатором экспертизы по предложениям эксперта, сроки на проведение научной экспертизы устанавливаются с даты представления обновленного проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта.
Сноска. Дополнено пунктом 15-1 - постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2003 года N 898 ; с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
8. Эксперт
Сноска. Заголовок раздела 8 в редакции постановления Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
16. Эксперт:
получает всю необходимую информацию для проведения научной экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения научной экспертной работы;
получает вознаграждение за выполненную работу;
по согласованию с Организатором экспертизы дает заключения не только по поставленным вопросам перед ним, но и по иным вопросам в пределах его компетенции;
при осуществлении научной экспертизы может привлекать к ее исполнению третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.
Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
17. Эксперт:
дает мотивированное, научно обоснованное, объективное и полное заключение по вопросам, поставленным перед ним Организатором экспертизы;
своими силами, за свой счет и в сроки, установленные Организатором экспертизы, устраняет допущенные по своей вине недостатки в ходе проведения научной экспертизы;
незамедлительно информирует Организатора экспертизы об обнаружении невозможности получить ожидаемые результаты или нецелесообразности дальнейшего проведения научной экспертизы;
предоставляет Организатору экспертизы отчет о понесенных расходах в ходе проведения научной экспертизы;
обеспечивает конфиденциальность сведений, касающихся предмета проведения научной экспертизы, хода ее исполнения и научных результатов;
несет иные обязанности, установленные договором.
Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
9. Экспертное заключение
18. По результатам проведенной научной экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать мотивированные, научно обоснованные, объективные и полные выводы экспертов по предмету проведения научной экспертизы.
В случае, если у Организатора экспертизы возникают вопросы в отношении выводов экспертного заключения, он может обратиться к эксперту за соответствующими пояснениями либо обязать его провести повторную научную экспертизу в установленные Организатором экспертизы сроки.
Сноска. Пункт 18 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
19. Экспертное заключение подготавливается на фирменном бланке организации, проводившей научную экспертизу, а в случае проведения научной экспертизы физическим лицом в заключении указываются его фамилия, имя, отчество и данные, указывающие на его компетентность.
Сноска. Пункт 19 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
20. В экспертном заключении научной экспертизы проекта нормативного правового акта должны быть указаны:
организация или лицо, проводившее научную экспертизу;
отрасли науки, по которым проведена научная экспертиза;
Организатор экспертизы;
предмет и цели научной экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом;
наименование проекта нормативного правового акта;
назначение проекта нормативного правового акта;
структура проекта нормативного правового акта;
обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.
Сноска. Пункт 20 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
20-1. В экспертном заключении научной правовой экспертизы концепции законопроекта должны быть указаны:
организация или лицо, проводившее научную правовую экспертизу;
Организатор экспертизы;
предмет и цели научной правовой экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом;
наименование концепции законопроекта;
обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.
Сноска. Раздел 9 дополнен пунктом 20-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
21. В случае представления для научной экспертизы нескольких проектов нормативных правовых актов или концепций законопроектов экспертом проводится научная экспертиза и составляется заключение по каждому проекту нормативного правового акта или концепции законопроекта.
Сноска. Пункт 21 в постановлением Правительства РК от 20 марта 2007 года N 217 .
22. Экспертное заключение подписывается первым руководителем организации или физическим лицом, проводившим научную экспертизу.
23. Выводы научной экспертизы носят рекомендательный характер. При наличии в экспертном заключении замечаний и предложений к проекту нормативного правового акта, Организатор экспертизы направляет их одновременно с проектом нормативного правового акта государственным органам, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, затрагиваемых в экспертном заключении для проработки и формирования соответствующей позиции.
При отрицательном заключении научной экспертизы Организатор экспертизы самостоятельно принимает решение о доработке проекта нормативного правового акта или концепции законопроекта в соответствии с предложениями экспертного заключения.
При внесении проекта нормативного правового акта и экспертного заключения по нему на рассмотрение Правительства Республики Казахстан либо Министерства юстиции Республики Казахстан Организатор экспертизы должен предоставить аргументированные обоснования причин непринятия рекомендаций, содержащихся в экспертном заключении по проекту нормативного правового акта. Копию соответствующих обоснований Организатор экспертизы одновременно предоставляет эксперту.
Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 20.03.2007 N 217 ; от 04.06.2009 N 822 .