О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года N 598.

Действующий
      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения научной экспертизы законопроектов.
      2. Уполномоченным государственным органам - разработчикам законопроектов обеспечить проведение научной экспертизы по всем законопроектам в соответствии с требованиями указанных Правил.
      3. Центральным исполнительным и иным заинтересованным государственным органам в установленном порядке:
      в 2002 году совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан обеспечить проведение научной экспертизы законопроектов за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2002 год по программе "Законопроектные работы";
      улучшить состояние подготовки проектов законов на государственном языке и принять необходимые меры по повышению ответственности должностных лиц, непосредственно курирующих соответствующие вопросы;
      в течение третьего квартала 2002 года проанализировать наличие ведомственных нормативных правовых актов, которые должны были быть приняты во исполнение вышестоящих актов, и по результатам анализа обеспечить их своевременное принятие.
      4. Центральным и местным исполнительным органам в течение третьего квартала 2002 года в пределах соответствующего утвержденного лимита штатной численности этих органов и за счет административных затрат, предусмотренных на их содержание, осуществить полное укомплектование юридических служб и создание юридических подразделений в тех органах, в которых они не созданы и о результатах работы информировать Правительство Республики Казахстан.
      5. Министерству юстиции Республики Казахстан:
      провести в третьем квартале 2002 года тестирование работников юридических служб центральных и местных исполнительных органов на знание действующего законодательства Республики Казахстан и о результатах тестирования информировать соответствующие государственные органы, а также Правительство Республики Казахстан.
      6. Государственным органам, указанным в распоряжении Премьер-Министра от 2 июля 2001 года N 51 R010051_ :
      внести проекты нормативных правовых актов, срок подготовки которых истек, в Правительство Республики Казахстан до 1 июля 2002 года;
      по пунктам, которые были сняты с контроля решениями должностных лиц Правительства Республики Казахстан, внести в указанное распоряжение соответствующие изменения в установленном порядке.
      7. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мухамеджанова Б.А.

         Премьер-Министр
      Республики Казахстан
                                                       Утверждены 

постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года N 598

                                Правила



               проведения научной экспертизы законопроектов

      Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года Z980213_ "О нормативных правовых актах" с целью повышения эффективности и качества деятельности государственных органов по разработке законодательных актов.

                           1. Общие положения

      1. Научная экспертиза законопроектов проводится научными учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами, привлекаемыми из числа ученых и специалистов, в зависимости от содержания рассматриваемого проекта (далее - Эксперты).
      2. По законопроектам должна проводиться соответствующая научная экспертиза (правовая, экономическая, экологическая, финансовая и другие) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом.
      3. Организация проведения научной экспертизы законопроектов, инициированных Правительством Республики Казахстан, возлагается на уполномоченных государственных органов - разработчиков законопроектов (далее - Организаторы экспертизы).
      4. Решение о проведении научной экспертизы законопроекта принимается Организаторами экспертизы до направления законопроекта на согласование в соответствующие государственные органы.

                 2. Задачи научной экспертизы законопроектов

      5. Основными задачами научной экспертизы законопроектов являются:
      1) оценка качества, обоснованности и своевременности принятия законопроекта;
      2) проверка на соответствие законопроекта K951000_ Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан;
      3) оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных последствий принятия законопроекта;
      4) определение возможной эффективности законопроекта;
      5) определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта;
      6) получение ответов на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы.

               3. Эксперты, осуществляющие научную экспертизу.
               Порядок и условия проведения научной экспертизы

      6. В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта.
      7. В качестве экспертов могут привлекаться специалисты из других государств и международных организаций.
      Проект может быть направлен для научной экспертизы в иностранные и международные организации.
      8. Эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида научной экспертизы.
      9. Отбор экспертов для проведения научной экспертизы законопроектов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
      10. Порядок и условия проведения научной экспертизы определяются гражданско-правовым договором, заключенным между Организатором экспертизы и экспертом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

                    4. Разновидности научных экспертиз

      11. По законопроектам могут проводиться комплексная, самостоятельная, комиссионная, повторная и дополнительная научные экспертизы.
      Комплексная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо исследовать законопроект на основе различных отраслей знаний.
      Самостоятельная экспертиза проводится в случаях, когда необходимо

исследовать законопроект на основе одной отрасли знания.
     Комиссионная экспертиза проводится комиссией экспертов одной 
специальности.
     Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам в случаях, когда 
заключение эксперта по результатам предыдущей экспертизы недостаточно 
обоснованно либо его правильность вызывает сомнение.
     Дополнительная экспертиза проводится в случае внесения концептуальных 
изменений в законопроект в результате его доработки.
            5. Финансирование проведения научной экспертизы
     
     12. Финансирование проведения научной экспертизы осуществляется за 
счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете в порядке, 
установленном законодательством Республики Казахстан.
     
               6. Документы, представляемые для проведения
                           научной экспертизы
     
     13. Организатор экспертизы вместе с копией законопроекта представляет 
эксперту копии следующих документов:
     пояснительной записки к законопроекту;
     сравнительной таблицы к законопроекту.
     По запросу эксперта Организатором экспертизы могут также 
предоставляться иные материалы, касающиеся вопросов, затронутых в 
законопроекте.
     14. Документы, переданные для проведения научной экспертизы, подлежат 
обязательному возврату.
     
                     7. Сроки проведения экспертизы
     
     15. Научная экспертиза должна проводиться в сроки, не превышающие 
тридцать календарных дней со дня представления эксперту законопроекта и 
материалов к нему.
     При необходимости срок проведения экспертизы может быть продлен по 
договоренности с Организатором экспертизы.
     
                     8. Права и обязанности эксперта
     
     16. Эксперт имеет право:


      получать всю необходимую информацию для проведения экспертизы, в том числе и по вопросам, возникающим в ходе проведения экспертной работы;
      получать вознаграждение за выполненную работу;
      по согласованию с Организатором экспертизы давать заключения не только по поставленным вопросам перед ним, но и по иным вопросам в пределах его компетенции;
      при осуществлении экспертизы вправе привлекать к ее исполнению третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.
      17. Эксперт обязан:
      давать мотивированное, научно обоснованное, объективное и полное заключение по вопросам, поставленным перед ним Организатором экспертизы;
      своими силами, за свой счет и в сроки, установленные Организатором экспертизы, устранять допущенные по своей вине недостатки в ходе проведения научной экспертизы;
      незамедлительно информировать Организатора экспертизы об обнаружении невозможности получить ожидаемые результаты или нецелесообразности дальнейшего проведения научной экспертизы;
      предоставлять Организатору экспертизы отчет о понесенных расходах в ходе проведения экспертизы;
      обеспечивать конфиденциальность сведений, касающихся предмета проведения научной экспертизы, хода ее исполнения и научных результатов;
      несет иные обязанности, установленные договором.

                        9. Экспертное заключение

      18. По результатам проведенной научной экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать мотивированные, научно обоснованные, объективные и полные выводы экспертов по предмету проведения экспертизы.
      В случае, если у Организатора экспертизы возникают вопросы в отношении выводов экспертного заключения, он может обратиться к эксперту за соответствующими пояснениями либо обязать его провести повторную экспертизу в установленные Организатором экспертизы сроки.
      19. Экспертное заключение подготавливается на фирменном бланке организации, проводившей экспертизу, а в случае проведения экспертизы физическим лицом в заключении указываются его фамилия, имя, отчество и данные, указывающие на его компетентность.
      20. В экспертном заключении должны быть указаны:
      организация или лицо, проводившее экспертизу;
      отрасли науки, по которым проведена экспертиза;
      Организатор экспертизы;
      предмет и цели экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом;
      наименование законопроекта;
      назначение законопроекта;
      структура законопроекта;
      обоснованные и полные ответы на поставленные вопросы.
      21. В случае представления для экспертизы нескольких законопроектов экспертом проводится экспертиза и составляется заключение по каждому законопроекту.
      22. Экспертное заключение подписывается первым руководителем организации или физическим лицом, проводившим научную экспертизу.
      23. Выводы научной экспертизы носят рекомендательный характер.
      При отрицательном заключении научной экспертизы Организатор экспертизы самостоятельно принимает решение о доработке законопроекта в соответствии с предложениями экспертного заключения.
      При внесении законопроекта и экспертного заключения по нему на рассмотрение Правительства Республики Казахстан Организатор экспертизы должен предоставить аргументированные обоснования причин непринятия рекомендаций, содержащихся в экспертном заключении по законопроекту.
(Специалисты: Склярова И.В.,
              Умбетова А.М.)