В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее – Комиссия) решила:
1. Принять технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) (прилагается).
2. Утвердить Перечень межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств – членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств – членов Таможенного союз (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается).
3. Установить:
3.1. Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее – Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года;
3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства – члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее – продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, не допускается;
3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства-члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза не допускается;
3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.
5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии
для утверждения Комиссией в установленном порядке.
6. Сторонам:
6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;
6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.
7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента.
Члены Комиссии Таможенного союза:
От Республики |
От Республики |
От Российской |
С. Румас |
У. Шукеев |
И. Шувалов |
УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011 года № 826
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 013/2011
О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и мазуту
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 1. Область применения
Статья 2. Определения
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
Статья 4. Требования безопасности
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
Статья 6. Подтверждение соответствия
Статья 7. Защитительная оговорка
Приложение 1
Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива
Приложение 2
Требования к характеристикам автомобильного бензина
Приложение 3
Требования к характеристикам дизельного топлива
Приложение 4
Требования к характеристикам мазута
Приложение 5
Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей
Приложение 6
Требования к характеристикам авиационного бензина
Приложение 7
Требования к характеристикам судового топлива
Приложение 8
Схемы декларирования соответствия топлива
Предисловие
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее – Технический регламент ТС) – разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее – топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Статья 1. Область применения
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
Статья 2. Определения
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автомобильный и авиационный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
выпуск в обращение – первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
изготовитель – юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
импортер – резидент государства-члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
мазут – топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
марка топлива – словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
обращение топлива на рынке – этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
опытно-промышленная партия – партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
партия топлива – количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
потребитель – юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
присадка – вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
продавец – юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
уполномоченное изготовителем лицо – юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс топлива – классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
Сноска. Пункт 2.1. с изменением, внесенным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина идизельного топлива приведены в приложении 1.
Статья 4. Требования безопасности
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
4.5. До 1 января 2014 года в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей «смазывающая способность» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать:
наименование и обозначение марки топлива;
наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
дату выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт;
сведения о декларации соответствия;
сведения о наличии присадок в топливе.
4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) – национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.
Статья 6. Подтверждение соответствия
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленной в настоящей статье и описанной в приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
для серийно выпускаемых топлив – по схемам 3д или 6д;
для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями – по схеме 4д;
для опытно-промышленных партий – по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.
Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
при подтверждении соответствия по схеме 3д – не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д – с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схеме 6д – не более 5 лет.
Статья 7. Защитительная оговорка
7.1. Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
О принятом решении уведомляются другие государства-члены ТС.
7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2016 года.
Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляется не позднее 1 января 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан – по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации – по 31 декабря 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Беларусь – по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации – по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан не позднее 1 января 2016 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
Сноска. Пункт 7.3. с изменением, внесенным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2016 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Казахстан – с 1 января 2016 года;
Российской Федерации – с 1 января 2015 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации – по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан не позднее 1 января 2016 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Сноска. Пункт 7.4. с изменением, внесенным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
Приложение 1
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2.Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
Сноска. Пункт 2.1. с изменением, внесенным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Приложение 2
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам автомобильного бензина
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении экологического |
класса |
||
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
||
Массовая доля серы, не |
мг/кг |
500 |
150 |
50 |
10 |
Объемная доля бензола, не |
% |
5 |
1 |
1 |
1 |
Массовая доля кислорода, не |
% |
не |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Объемная доля |
% |
||||
ароматических |
не |
42 |
35 |
35 |
|
олефиновых |
не |
18 |
18 |
18 |
|
Октановое число: |
- |
||||
по исследовательскому |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
по моторному методу, не |
76 |
76 |
76 |
76 |
|
Давление насыщенных паров: |
кПа |
||||
в летний период |
35 – 80 |
35 – 80 |
35 – 80 |
35 – 80 |
|
в зимний период |
35 – 100 |
35 – 100 |
35 – 100 |
35 – 100 |
|
Концентрация железа, не |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация марганца, не |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация свинца*, не |
мг/дм3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Объемная доля |
% |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
отсутствие |
Объемная доля оксигенатов, |
% |
||||
метанола** |
не |
1 |
1 |
1 |
|
этанола |
не |
5 |
5 |
5 |
|
изопропанола |
не |
10 |
10 |
10 |
|
третбутанола |
не |
7 |
7 |
7 |
|
изобутанола |
не |
10 |
10 |
10 |
|
эфиров, содержащих 5 или |
не |
15 |
15 |
15 |
|
Характеристики |
Единица |
Нормы в отношении экологического класса |
|||
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
||
других оксигенатов (с |
не |
10 |
10 |
10 |
|
*- для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие, |
Приложение 3
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам дизельного топлива
Характеристики дизельного |
Единица |
Нормы в отношении экологического класса |
|||
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в |
oС |
||||
для летнего и межсезонного |
40 |
40 |
55 |
55 |
|
для зимнего и арктического |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
Фракционный состав – 95 |
oС |
360 |
360 |
360 |
360 |
Массовая доля |
% |
- |
11 |
11 |
8 |
Цетановое число для летнего |
- |
45 |
51 |
51 |
51 |
Цетановое число для зимнего |
- |
не |
47 |
47 |
47 |
Смазывающая способность, не |
мкм |
не |
460 |
460 |
460 |
Предельная температура |
oС |
||||
летнее дизельное топливо |
не |
не |
не |
не |
|
дизельного топлива зимнего |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
|
дизельного топлива |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
|
дизельного топлива |
минус 15 |
минус 15 |
минус 15 |
минус 15 |
|
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7 % (по объему) метиловых |
|||||
** для Республики Казахстан не более минус 15 oС для экологических классов |
|||||
*** для Республики Казахстан не более минус 5 oС для экологических классов |
Приложение 4
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам мазута
Сноска. Приложение 4 в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
Характеристика мазута |
Единица |
Норма |
Норма |
Массовая доля серы, не более |
% |
2,0 |
3,5 |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже |
оС |
– |
90 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже |
оС |
80 |
– |
Выход фракции, выкипающей до |
% об. |
17* |
17* |
Содержание сероводорода, не более |
ppm |
10** |
10** |
______________________________
* Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).
** Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Беларусь и Республики Казахстан – с 1 января 2017 г. До 31 декабря 2014 г. на территории Российской Федерации допускается содержание сероводорода не более 20 ppm.
Приложение 5
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей
Сноска. Приложение 5 в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 43 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
Характеристика топлива для реактивных двигателей |
Единица измерения |
Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета |
||
Джет А-1 |
ТС-1 |
РТ |
||
Кинематическая вязкость при температуре минус |
мм2/с |
– |
8* |
16 |
Кинематическая вязкость при температуре минус |
мм2/с |
8 |
8** |
8** |
Температура начала кристаллизации, не выше |
оC |
– |
минус 60*** |
минус 60*** |
Температура замерзания, не выше |
оC |
минус 47 |
– |
– |
Содержание механических примесей и воды |
– |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Фракционный состав: |
||||
10 % отгоняется при температуре не выше |
оC |
205 |
165 |
175 |
90 % отгоняется при температуре не выше |
оC |
– |
230 |
270 |
98 % отгоняется при температуре не выше |
оC |
– |
250 |
280 |
остаток от разгонки, не более |
% |
1,5 |
не нормируется |
1,5 |
потери от разгонки, не более |
% |
1,5 |
не нормируется |
1,5 |
Высота некоптящего пламени, не менее |
мм |
25 |
25 |
25 |
или |
||||
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более |
мм |
19 |
– |
– |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже |
оC |
38 |
28 |
28 |
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более |
% |
25 |
20 (22) |
20 (22) |
Концентрация фактических смол, не более |
мг/100 см3 |
7 |
5 |
4 |
Массовая доля общей серы, не более |
% |
0,25 |
0,20 |
0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, не более |
% |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже |
оC |
260 |
260 |
260 (275)**** |
Перепад давления на фильтре, не более |
мм рт. ст. |
25 |
25 |
25 |
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более |
баллы по цветовой шкале |
3 |
3 |
3 |
Удельная электрическая проводимость*****: |
пСм/м |
|||
без антистатической присадки, не более |
10 |
10 |
10 |
|
с антистатической присадкой |
50 – 600 |
50 – 600 |
50 – 600 |
__________________________________
* Норма устанавливается для Республики Казахстан.
** Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.
*** Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 оС, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.
**** По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 оС.
***** Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 6
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам авиационного бензина
Характеристики авиационного бензина |
Единица измерения |
Нормы |
Октановое число по моторному методу, не |
- |
91 |
Сортность* (богатая смесь), не менее |
- |
115 |
Температура начала кристаллизации, не |
оС |
минус 60 |
Содержание механических примесей и воды |
- |
отсутствие |
Давление насыщенных паров |
кПа |
29,3 - 49 |
Фракционный состав: |
||
10 процентов отгоняется при температуре |
оС |
82 |
50 процентов отгоняется при температуре |
оС |
105 |
90 процентов отгоняется при температуре |
оС |
170 |
остаток от разгонки, не более |
% |
1,5 |
потери от разгонки, не более |
% |
1,5 |
Содержание фактических смол, не более |
мг/100 см3 |
3 |
Массовая доля общей серы, не более |
% |
0,03 |
Цвет |
- |
зеленый |
* - определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем. |
Приложение 7
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам судового топлива
Характеристики судового топлива |
Единица измерения |
Нормы |
Массовая доля серы, не более |
% |
3,5 (по 31 декабря 2011 г.) |
Температура вспышки в закрытом |
оС |
61 |
Приложение 8
к техническому регламенту Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011)
Схемы декларирования соответствия топлива *
Номер |
Элементы схемы |
Применение |
Документ |
||
Испытания |
Оценка |
Производственный |
|||
2д |
Испытание |
- |
- |
Для опытно- |
Декларация о |
Заявитель – |
|||||
3д |
Испытание |
- |
Производственный |
Для топлива, |
Декларация о |
4д |
Испытание |
- |
- |
Для партии |
Декларация о |
6д |
Испытание |
сертификат |
Производственный |
Для топлива, |
Декларация о |
* Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) |
Описание схем декларирования соответствия топлива
1. Схема декларирования 2д
1.1 Схема 2д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний опытно-промышленной партии;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
1.2 Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
1.3 Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
1.4 Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
2. Схема декларирования 3д
2.1 Схема 3д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
3. Схема декларирования 4д
3.1 Схема 4д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний партии топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
3.2 Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4. Схема декларирования 6д
4.1 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систему менеджмента.
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостановить действие декларации о соответствии;
- отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.
5. Хранение технической документации
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
- Выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут – у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута – у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данную партию.
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011 года № 826
Перечень межгосударственных стандартов, национальных
(государственных) государств – членов Таможенного союза
(до принятия межгосударственных стандартов), в результате
применения которых на добровольной основе обеспечивается
соблюдение требований технического регламента Таможенного союза
«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных
двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) и межгосударственных
стандартов, национальных (государственных) стандартов
государств – членов Таможенного союз (до принятия
межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила
отбора образцов, необходимых для применения и исполнения
требований технического регламента Таможенного союза «О
требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»
(ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения)
соответствия продукции
№ п/п |
Элементы технического |
Обозначение и наименование стандартов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Требования к характеристикам автомобильного бензина (Приложение 1) |
|||
1 |
Массовая доля серы |
СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение |
|
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
СТ РК ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания |
|||
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива |
|||
ИСО 20884-2004 Нефтепродукты. Определение содержания |
|||
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 53203-2008 Нефтепродукты. Определение серы |
|||
СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. |
|||
ASTM D 4294-2003 Стандартный тест-метод определения |
|||
2 |
Объемная доля бензола |
ЕН 12177-1998 Жидкие нефтепродукты. Бензин. |
|
СТ РК 2051-2010 Жидкие нефтепродукты. Бензин. |
|||
ГОСТ Р ЕН 12177-2008 Жидкие нефтепродукты. Бензин. |
|||
ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение |
|||
ГОСТ Р 51930-2002 Бензины автомобильные и |
|||
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ЕН 12177-2005 Жидкие нефтепродукты. Бензин. |
|||
ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и |
|||
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Бензин. |
|||
3 |
Массовая доля кислорода |
ГОСТ Р ЕН 1601-2007 Нефтепродукты жидкие. |
|
ГОСТ Р ЕН 13132-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин |
|||
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты жидкие. |
|||
ЕН 1601-1997 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный |
|||
ГОСТ Р 52256-2004 Бензины. Определение МТБЭ, ЭТБЭ, |
|||
ЕН 13132-2000 Нефтепродукты жидкие. Бензин |
|||
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ЕН 13132:2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин |
|||
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные |
|||
СТБ ИСО 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
4 |
Объемная доля углеводородов: |
||
- ароматических |
ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение |
||
ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
5 |
Октановое число |
||
- по исследовательскому |
ИСО 5164-2005 Нефтепродукты. Определение |
||
СТ РК ИСО 5164-2008 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164-2005) Нефтепродукты. |
|||
СТБ ISO 5164-2008 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. |
|||
- по моторному методу |
ИСО 5163–2005 Нефтепродукты. Определение |
||
СТ РК ИСО 5163–2008 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) Нефтепродукты. |
|||
СТБ ISO 5163-2008 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод |
|||
6 |
Давление насыщенных паров |
ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. |
|
СТБ ЕN 13016-1-2011 Нефтепродукты жидкие. Давление |
|||
ГОСТ Р ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть |
|||
ГОСТ 1756-2000 Нефтепродукты. Определение давления |
|||
СТБ 1425-2003 Нефтепродукты. Определение давления |
|||
ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод |
|||
7 |
Объемная доля оксигенатов |
СТБ ЕН 13132-2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин |
|
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные |
|||
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
8 |
Концентрация железа |
ГОСТ Р 52530-2006 Бензины автомобильные. |
|
9 |
Концентрация марганца |
ГОСТ Р 51925-2002 Бензины. Определение марганца |
|
10 |
Концентрация свинца |
ЕН 237:2004 Нефтепродукты жидкие. Бензин. |
|
СТБ ЕН 237-2005 Нефтепродукты жидкие. Бензин. |
|||
СТ РК ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин. |
|||
ГОСТ Р ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца |
|||
ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца |
|||
11 |
Объемная доля |
ГОСТ Р 54323-2011 Бензины автомобильные. Определение |
|
Требования к характеристикам дизельного топлива (Приложение 2) |
|||
12 |
Массовая доля серы |
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|
ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания |
|||
СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания |
|||
СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. |
|||
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива |
|||
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
13 |
Температура вспышки в |
ИСО 2719-2002 Определение температуры вспышки. Метод |
|
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2006 Нефтепродукты. Методы |
|||
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения |
|||
СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры |
|||
14 |
Фракционный состав |
ЕН ИСО 3405-2005 Нефтепродукты. Определение |
|
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения |
|||
СТБ 1934-2009 Нефтепродукты. Метод определения |
|||
15 |
Массовая доля |
ГОСТ Р EN 12916-2008 Нефтепродукты. Определение |
|
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение |
|||
EN 12916-2006 Нефтепродукты. Определение типов |
|||
16 |
Цетановое число |
ГОСТ Р 52709-2007 Топлива дизельные. Определение |
|
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения |
|||
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние |
|||
ИСО 5165-1998 Нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение |
|||
17 |
Смазывающая способность |
ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка |
|
СТ РК ИСО 12156-1-2005 Топливо дизельное. Оценка |
|||
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка |
|||
СТБ ISO 12156-1-2011 Топливо дизельное. Оценка |
|||
18 |
Предельная температура |
ГОСТ 22254-92 (ЕН 116) Топливо дизельное. Метод |
|
ЕН 116-1997 Топливо дизельное и бытовое жидкое. |
|||
СТБ ЕН 116-2002 Топливо дизельное и бытовое жидкое. |
|||
Требования к характеристикам мазута (Приложение 3) |
|||
19 |
Массовая доля серы |
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|
ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод |
|||
ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания |
|||
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение |
|||
20 |
Температура вспышки в |
ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения |
|
ИСО 2592-2000 Нефтепродукты. Определение температуры |
|||
СТБ 1651-2006 Нефтепродукты. Определение температур |
|||
СТБ ISО 2592-2010 Нефтепродукты. Определение |
|||
21 |
Содержание сероводорода |
ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение |
|
IP 570 Обнаружение сероводорода в топочных мазутах |
|||
Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей (Приложение 4) |
|||
22 |
Кинематическая вязкость при |
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) «Нефтепродукты. |
|
СТБ 1798-2007 Нефтепродукты. Прозрачные и |
|||
23 |
Температура начала |
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) «Топлива моторные. Методы |
|
24 |
Температура замерзания |
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) «Топлива моторные. Методы |
|
ГОСТ Р 52332-2005 «Топлива авиационные. Определение |
|||
СТБ 1615-2006 Топлива авиационные. Метод определения |
|||
СТБ 1633-2006 Топлива авиационные. Определение |
|||
СТБ 2009-2009 Топлива авиационные. Определение |
|||
25 |
Содержание механических |
ГОСТ 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей. |
|
СТБ 1634-2006 Топлива дистиллятные. Определение |
|||
26 |
Фракционный состав |
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 «Нефтепродукты. Метод |
|
ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Методы определения |
|||
СТБ 1634-2006 Нефтепродукты. Метод определения |
|||
СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Метод определения |
|||
27 |
Высота некоптящего пламени |
ГОСТ 4338-91 «Топливо для авиационных газотурбинных |
|
28 |
Температура вспышки в |
ГОСТ 6356-75 «Нефтепродукты. Метод определения |
|
СТБ 1576-2005 Нефтепродукты. Метод определения |
|||
СТБ ISO 3679-2008 Нефтепродукты и другие жидкости. |
|||
СТБ ИСО 13736-2007 Нефтепродукты и другие жидкости. |
|||
29 |
Объемная доля ароматических |
ГОСТ Р 52063-2003 «Нефтепродукты жидкие. Определение |
|
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов |
|||
30 |
Массовая доля ароматических |
ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов |
|||
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение |
|||
31 |
Содержание фактических смол |
ГОСТ 1567-97 «Нефтепродукты. Бензины автомобильные и |
|
СТБ 1652-2006 Нефтепродукты. Определения содержания |
|||
32 |
Массовая доля общей серы |
ГОСТ Р 51947-2002 «Нефть и нефтепродукты. |
|
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение |
|||
ГОСТ Р 51859-2002 «Нефтепродукты. Определение серы |
|||
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ ИСО 14596-2002 Нефтепродукты. Определение |
|||
33 |
Массовая доля меркаптановой |
ГОСТ Р 52030-2003 «Нефтепродукты. |
|
ГОСТ 17323-71 «Топливо для двигателей. Метод |
|||
СТБ 1588-2005 Нефтепродукты жидкие |
|||
34 |
Термоокислительная |
ГОСТ Р 52954-2008 «Нефтепродукты. Определение |
|
ГОСТ 17751-79 Топливо для реактивных двигателей. |
|||
СТБ 1665-2006 Топлива авиационные газотурбинные. |
|||
35 |
Термоокислительная |
ГОСТ 11802-88 Топливо для реактивных двигателей. |
|
36 |
Удельная электрическая |
ГОСТ 25950-83 «Топливо для реактивных двигателей с |
|
СТБ 1587-2005 Топлива авиационные и дистиллятные. |
|||
Требования к характеристикам авиационного бензина (Приложение 5) |
|||
37 |
Октановое число (по |
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) «Нефтепродукты. |
|
ГОСТ 511-82 «Топливо для двигателей. Моторный метод |
|||
38 |
Сортность (богатая смесь) |
ГОСТ 3338-68 «Бензины авиационные. Метод определения |
|
39 |
Температура начала |
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) «Топлива моторные. Методы |
|
40 |
Содержание механических |
ГОСТ 1012-72 «Бензины авиационные. Технические |
|
41 |
Цвет |
ГОСТ 1012-72 «Бензины авиационные. Технические |
|
42 |
Давление насыщенных паров |
ГОСТ 1756-2000 «Нефтепродукты. Определение давления |
|
43 |
Фракционный состав |
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 «Нефтепродукты. Метод |
|
ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Методы определения |
|||
44 |
Содержание фактических смол |
ГОСТ 1567-97 «Нефтепродукты. Бензины автомобильные и |
|
45 |
Массовая доля серы |
ГОСТ Р 51947-2002 «Нефть и нефтепродукты. |
|
ГОСТ Р 51859-2002 «Нефтепродукты. Определение серы |
|||
Требования к характеристикам судового топлива (Приложение 6) |
|||
46 |
Массовая доля серы |
ГОСТ Р 51947-2002 «Нефть и нефтепродукты. |
|
ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод |
|||
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение |
|||
47 |
Температура вспышки в закрытом |
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 «Нефтепродукты. Методы |
|
ГОСТ 6356-75 «Нефтепродукты. Метод определения |
|||
СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры |
|||
Требования к отбору проб |
|||
48 |
Отбор проб |
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора |
|
ГОСТ Р 52659-2006 Нефть и нефтепродукты. Методы |
|||
СТБ ИСО 3170-2004 Нефтепродукты жидкие. Ручные |