О Регламенте Парламента Республики Казахстан

Постановление Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года

Обновленный

      (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Парламента Республики Казахстан от 22 июня 2012 года)

Оглавление

      Парламент Республики Казахстан постановляет:
      Утвердить Регламент Парламента Республики Казахстан (прилагается).

      Председатель
      Мажилиса Парламента
      Республики Казахстан

Регламент
Парламента Республики Казахстан

      Регламент Парламента Республики Казахстан устанавливает условия и порядок проведения совместных заседаний Палат, механизм взаимоотношений Палат при рассмотрении вопросов, не урегулированных Регламентами Сената и Мажилиса, формирования совместных органов Парламента и организации их деятельности, а также осуществления полномочий депутатов и должностных лиц Парламента.

Раздел I. Общие положения

      Пункт 1. Парламент Республики Казахстан осуществляет свою работу в сессионном порядке.
      Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат.
      Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов.
      Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 2. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента, как правило, открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия – Председателем Мажилиса.
      При открытии и закрытии сессии Парламента исполняется Гимн Республики Казахстан.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 3. Очередные сессии Парламента созываются Председателем Мажилиса и проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.
      Сведения о дате, времени и месте открытия сессии Парламента распространяются через средства массовой информации.
      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 4. Нерабочими днями Парламента являются установленные законом праздничные, выходные дни и дни парламентских каникул.
      В случае, если парламентские каникулы прерываются в связи с созывом внеочередной сессии Парламента, они возобновляются после завершения работы внеочередной сессии и продолжаются до истечения сроков парламентских каникул.
      Парламентские каникулы объявляются постановлением Парламента Республики.
      Сноска. Пункт 4 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Раздел II. Условия и порядок проведения совместных
заседаний Палат Парламента

Глава 1. Совместные заседания Палат Парламента

      Сноска. Заголовок главы 1 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 5. Совместное заседание Палат Парламента созывает Председатель Мажилиса, заблаговременно информируя депутатов Палат. В этом случае Председатель Мажилиса издает распоряжение о созыве совместного заседания Палат Парламента, о чем извещает депутатов Парламента.
      Совместные заседания Палат Парламента проводятся с 10 до 18 часов, с перерывами с 12 до 12 часов 30 минут и с 14 до 16 часов.
      Парламент может принимать решение об ином времени проведения совместного заседания Палат.
      Председательствующий объявляет перерывы на заседаниях по собственной инициативе или по предложению большинства от числа присутствующих депутатов Парламента.
      Во время совместных заседаний Палат Парламента заседания рабочих органов Парламента и его Палат не проводятся.
      Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 6. Заседание Парламента правомочно при условии присутствия на нем не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Для определения правомочности заседания Парламента проводится поименная регистрация депутатов каждой из Палат. Перед каждым голосованием может проводиться дополнительная поименная регистрация депутатов. Перед голосованием по процедурным вопросам дополнительная поименная регистрация депутатов не проводится.
      Сноска. Пункт 6 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 7. Председатель Мажилиса на заседании Парламента:
      - открывает, закрывает сессии и заседания Парламента;
      - председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат;
      - оглашает сведения о записавшихся для выступления в прениях;
      - предоставляет слово для выступлений депутатам Палат поочередно, но не более двух раз по обсуждаемому вопросу;
      - в случае нарушения выступающим Регламента вправе предупредить его, а при повторном нарушении лишить слова;
      - предоставляет слово депутату вне очереди по процедурным вопросам, но не более двух раз;
      - организует голосование по проектам законов, постановлений, обращений, деклараций, заявлений и других актов Парламента, поправкам депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет результаты голосования;
      - обеспечивает установленный настоящим Регламентом порядок проведения совместного заседания Палат.
      При обсуждении вопросов на заседании Парламента председательствующий не вправе давать оценку и комментировать выступления депутатов.
      Председатель Мажилиса Парламента вправе передать ведение заседания одному из заместителей Председателя Мажилиса.
      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 8. Повестка дня и порядок работы заседания Парламента вносятся Председателем Мажилиса Парламента и утверждается на совместном заседании Палат открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы принимаются открытым голосованием по каждому предложению большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке.
      Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 9. Время для докладов на заседаниях Парламента предоставляется в пределах тридцати минут, для содокладов – до двадцати минут, выступающим в прениях – до десяти минут, при повторном выступлении в прениях – до пяти минут, для оглашения депутатских запросов – до пяти минут, при обсуждении кандидатур – до трех минут, для выступлений по процедурным вопросам, для справок и вопросов – до двух минут. Для ответов на вопросы отводится не более одного часа, а для прений – до полутора часов. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом в пределах десяти минут.
      Парламент большинством голосов от общего числа депутатов может установить иное время.
      Выступления производятся с трибуны или с места.
      Заявления о предоставлении слова подаются с места.
      Президенту Республики по его просьбе слово для выступления предоставляется в любое время.
      По просьбе Председателя Сената, Председателя Мажилиса, их заместителей, представителей Президента и Правительства им может предоставляться слово для выступления по обсуждаемому вопросу вне очереди.
      Никто не вправе выступать на заседании Парламента без разрешения председательствующего.
      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 10. Совместные заседания Палат Парламента проводятся на казахском и русском языках.
      В случае, когда выступающий не владеет казахским и русским языками, он имеет право выступить на ином языке. Такое выступление обеспечивается переводом на казахский и русский языки. О своем намерении выступить на любом другом языке выступающий сообщает Председателю Мажилиса не позднее чем за сутки.
      Тексты докладов и содокладов на казахском и русском языках заблаговременно представляются для синхронного перевода в Аппарат Мажилиса, но не позднее чем за два часа до начала совместного заседания Палат.
      Сноска. Пункт 10 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 11. Совместные заседания Палат Парламента являются открытыми.
      Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на совместном заседании Палат принято решение Парламента, обязаны прибыть на заседание Парламента и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в его компетенцию. Парламент не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики.
      Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, присутствие которых на совместном заседании Палат Парламента носит явочный характер, приглашаются Председателями Палат.
      Руководитель Аппарата Сената заблаговременно информирует Руководителя Аппарата Мажилиса о приглашенных на совместное заседание Палат Парламента лицах с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности и в качестве кого он приглашается.
      Порядок посещения приглашенных лиц на совместное заседание Палат Парламента определяется Руководителями Аппаратов Палат.
      Организационное, правовое, документальное и информационно-аналитическое обеспечение совместного заседания Палат Парламента осуществляется Аппаратом Мажилиса в соответствии с Регламентом Мажилиса и Положением об Аппарате Мажилиса.
      Приглашенные не имеют права вмешиваться в деятельность Парламента, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 12. По предложению Президента либо депутата Парламент может проводить закрытые заседания, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
      Президент, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь и Руководитель Администрации Президента Республики вправе присутствовать на любых заседаниях Парламента и имеют право быть выслушанными.

      Пункт 13. Заседания Парламента стенографируются. Стенограмма подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма выдается депутатам, представителям Президента и Правительства по их просьбе Аппаратами Палат.

      Пункт 14. На заседании Парламента не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, а также выражений, затрагивающих честь и достоинство других лиц. В случае нарушения данного требования председательствующий лишает выступающего слова.
      Выступающий в предоставленное ему время не может быть лишен слова председательствующим, кроме случаев:
      - истечения времени выступления;
      - отклонения от темы обсуждаемого вопроса.

      Пункт 15. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.
      Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени либо по решению Парламента, принятому большинством голосов от числа депутатов каждой из Палат, присутствующих на совместном заседании Палат Парламента открытым голосованием. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Парламента о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и при согласии большинства присутствующих депутатов предоставляет ему слово.
      Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме совместного заседания Палат Парламента через Аппарат Мажилиса.
      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 2. Внеочередные совместные заседания Палат Парламента

      Пункт 16. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента.
      В случае если вопросы подлежат рассмотрению на совместном заседании Палат, Президент Республики своим указом созывает внеочередное совместное заседание Палат, на основании которого оно проводится в сроки и порядке, определенные Президентом.
      Председатели Палат, при обоюдной инициативе о созыве внеочередного совместного заседания Палат Парламента, вносят соответствующее письменное предложение Президенту.
      По инициативе не менее чем одной трети от общего числа депутатов Парламента соответствующее письменное предложение вносится Президенту, в котором раскрывается вопрос, послуживший поводом для проведения внеочередного совместного заседания Палат Парламента.
      На внеочередных совместных заседаниях Палат рассматриваются лишь вопросы, послужившие основанием для их созыва.
      Внеочередное совместное заседание Палат открывается, как правило, Президентом Республики, а в случае его отсутствия – Председателем Мажилиса.
      Сноска. Пункт 16 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 3. Порядок голосования и принятия решений на
совместных заседаниях Палат Парламента

      Пункт 17. Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории Республики законодательные акты в форме конституционных законов и законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, а также индивидуальные постановления.
      Парламент и его Палаты вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления, иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных настоящим Регламентом и Регламентами Палат.
      Сноска. Пункт 17 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 17-1. Проект обращения, декларации, заявления, иного акта Парламента, не носящего законодательного характера, вносится депутатом (депутатами), инициировавшим (-ми) его в Бюро соответствующей Палаты Парламента.
      Бюро соответствующей Палаты обращается к Председателю Мажилиса о включении данного вопроса в повестку дня совместного заседания Палат Парламента.
      При его рассмотрении на совместном заседании Палат Парламента проект обращения, декларации, заявления, иного акта оглашается его инициатором. По проекту обращения, декларации, заявления, иного акта могут быть открыты прения. В случае необходимости Парламентом создается совместная комиссия по его доработке.
      Сноска. Глава 3 дополнена пунктом 17-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 18. Законодательные акты Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики.
      Иные акты Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      При принятии Парламентом законодательных и иных актов в совместном заседании Сената и Мажилиса голосование проводится раздельно по Палатам. Результаты голосования на электронных табло должны появляться одновременно.
      Сноска. Пункт 18 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 19. Изменения и дополнения в Конституцию Республики вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

      Пункт 20. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

      Пункт 21. Парламент на совместных заседаниях Палат принимает решения голосованием.
      Голосование на совместном заседании Палат Парламента осуществляется:
      - с использованием электронной системы подсчета голосов;
      - поднятием руки;
      - с использованием бюллетеней.
      При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования председательствующий принимает меры к обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее совместное заседание Палат Парламента.
      При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Парламента проводится повторное голосование.
      Результаты голосования по всем вопросам оглашаются председательствующим с указанием количества принявших участие в голосовании, проголосовавших «за», «против», воздержавшихся и итог голосования. Данные вносятся в стенограмму совместного заседания Палат Парламента.
      Отмена, внесение изменений и дополнений в ранее принятые решения Парламента производятся путем такого же голосования, каким они были приняты.
      Сноска. Пункт 21 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 22. Решения Парламента по процедурным вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов депутатов каждой из Палат Парламента, присутствующих на совместном заседании Палат, оформляются протокольно без принятия постановлений и фиксируются в стенограмме пленарных заседаний.
      К процедурным относятся вопросы:
      - о перерыве, отсрочке пленарного заседания;
      - о порядке ведения пленарного заседания;
      - об очередности обсуждения вопросов;
      - о прекращении прений;
      - об ограничении или продлении времени выступлений;
      - об удостоверении кворума и пересчете голосов;
      - о возврате к ранее принятым решениям и (или) к проведению повторного голосования;
      - о способах голосования.
      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 23. Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, порядок их поступлений, выясняет, кто из депутатов снимает свои поправки, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
      После окончания голосования председательствующий объявляет результаты голосования.

      Пункт 24. При внесении нескольких предложений по рассматриваемому Парламентом вопросу председательствующий проводит голосование по всем внесенным предложениям в порядке их поступления.
      В случае принятия одного из предложений голосование по остальным альтернативным предложениям не проводится.
      Сноска. Пункт 24 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 25. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
      Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.

      Пункт 26. При проведении тайного голосования с использованием бюллетеней Палатами Парламента избирается Счетная комиссия из числа депутатов. Счетная комиссия имеет четное число членов с равным числом депутатов от каждой Палаты. В Счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц, и депутаты, предложения которых выносятся на тайное голосование. Об избрании Счетной комиссии Парламент большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает постановление.
      Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя комиссии считается решающим.
      Бюллетени с необходимой для голосования информацией изготавливаются под контролем Счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве на казахском и русском языках.
      Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии.
      Каждому депутату выдается один бюллетень.
      Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам по предъявлению ими удостоверения депутата.
      Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетенях по проекту решения – путем зачеркивания текстов проектов решений, против которых он голосует.
      Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц – также бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются. Бюллетени, в которых не вычеркнутыми оставлено более одного проекта решения, считаются недействительными.
      Признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов незаполненные бюллетени и бюллетени, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, а также в которые внесены новые тексты проектов решений.
      Вскрытие урны осуществляется в присутствии всех членов Счетной комиссии.
      О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Парламент открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Парламента утверждает протокол Счетной комиссии о результатах тайного голосования.
      При выявлении ошибок в процедуре проведенного голосования по решению Парламента, принятому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Парламента, проводится повторное голосование.
      Сноска. Пункт 26 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 27. По предложению председательствующего, а также депутатов Парламент может из числа депутатов избрать открытым голосованием большинством от присутствующих депутатов согласительную комиссию по рассматриваемому вопросу, с равным числом депутатов каждой из Палат.
      Об образовании комиссии Парламент принимает постановление.

      Пункт 28. Постановления Парламента подписываются Председателем Мажилиса.
      Сноска. Пункт 28 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Раздел III. Вопросы, рассматриваемые на совместных
заседаниях Палат Парламента

Глава 4. Принятие изменений и дополнений в
Конституцию Республики

      Пункт 29. Председатель Мажилиса при поступлении предложений Президента по внесению проекта изменений или дополнений в Конституцию созывает совместное заседание Палат Парламента для рассмотрения их в первом чтении.
      Порядок рассмотрения предложений Президента в Парламенте определяется Президентом Республики.

      Пункт 30. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию обязательно.
      Сноска. Пункт 30 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 31. При проведении первого чтения председательствующий предоставляет слово инициатору внесения проекта изменений и дополнений в Конституцию или его представителю, а затем депутатам в порядке установленной очередности.
      В первом чтении проект изменений и дополнений в Конституцию обсуждается концептуально.
      По результатам обсуждения Парламент принимает постановление об одобрении в первом чтении внесенного проекта изменений и дополнений в Конституцию и подготовки их ко второму чтению или их отклонении. Голосование при этом проводится большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Сноска. Пункт 31 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 32. По итогам голосования в окончательном чтении Парламент большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает изменения и дополнения в Конституцию. В случае, если голосованием не набрано установленное количество голосов, предложения Президента по внесению изменений и дополнений в Конституцию считаются отклоненными.

      Пункт 32-1. В случае и порядке, установленных пунктом 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть приняты Парламентом Республики Казахстан большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 32-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 5. Принятие конституционных законов, внесение
в них изменений и дополнений

      Сноска. Глава 5 исключена постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 6. Порядок утверждения отчетов Правительства и
Счетного комитета по контролю за исполнением
республиканского бюджета об исполнении
республиканского бюджета

      Сноска. Заголовок главы 6 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 39. Утверждение отчетов Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета происходит на совместном заседании Палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
      Сноска. Пункт 39 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 40. Обсуждение начинается с докладов представителей Правительства, Счетного комитета и содокладов Палат с заключением по рассматриваемому вопросу. При утверждении отчетов об исполнении республиканского бюджета соблюдается очередность выступлений депутатов Палат.
      Сноска. Пункт 40 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 41.
      Сноска. Пункт 41 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 42.
      Сноска. Пункт 42 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 43. Неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству.
      Сноска. Пункт 43 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 7. Обсуждение возражений Президента Республики

      Сноска. Глава 7 исключена постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 8. Делегирование Президенту Республики
законодательных полномочий

      Пункт 51. Парламент на совместном заседании Палат двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года.
      Сноска. Пункт 51 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 52. Инициатива Президента о делегировании ему законодательных полномочий на определенный им срок вносится Председателю Мажилиса, который созывает совместное заседание Палат Парламента.
      Президент Республики вправе определять срок рассмотрения его инициативы.

Глава 9. Дача согласия на назначение Премьер-Министра
и Председателя Национального Банка Республики

      Сноска. Глава 9 исключена постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 10. Выражение Правительству Республики Казахстан
вотума недоверия

      Сноска. Заголовок главы 10 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 58.
      Сноска. Пункт 58 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 59.
      Сноска. Пункт 59 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 60. Выражение вотума недоверия Правительству на совместном заседании Палат осуществляется:
      1) в случае постановки Премьер-Министром вопроса о доверии Правительству в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона;
      2) в порядке, установленном пунктом 43 настоящего Регламента.
      Сноска. Пункт 60 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 61. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе на совместном заседании Палат поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии.
      Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.
      Сноска. Пункт 61 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 11. Решение вопросов войны и мира

      Пункт 62. Парламент на совместном заседании Палат решает вопросы войны и мира.

Глава 12. Решение вопросов об использовании Вооруженных
Сил Республики для выполнения международных
обязательств по поддержанию мира и безопасности

      Пункт 63. Президент Республики в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики.

      Пункт 64. Президент Республики в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент.

      Пункт 65. Предложение Президента Республики об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности вносится им на совместном заседании Палат Парламента. Срочность рассмотрения этого вопроса определяется Президентом.
      Решение принимается большинством голосов депутатов от общего количества депутатов каждой Палаты Парламента.

Глава 13. Проявление инициативы о назначении
республиканского референдума

      Сноска. Глава 13 исключена постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 14. Принятие присяги Председателя и членов
Конституционного Совета. Заслушивание ежегодных посланий
Конституционного Совета Республики

      Пункт 68. Председатель и члены Конституционного Совета после своего назначения в торжественной обстановке на совместном заседании Палат Парламента приводятся Президентом Республики к присяге следующего содержания: «Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Председателя (члена) Конституционного Совета Республики Казахстан, быть беспристрастным и подчиняться только Конституции Республики Казахстан, никому и ничему кроме нее».

      Пункт 69. Заслушивание ежегодных посланий Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике происходит на совместном заседании Палат и принимается к сведению.

Раздел IV. Вопросы, рассматриваемые Парламентом в раздельном
заседании Палат путем последовательного рассмотрения
их вначале в Мажилисе, а затем в Сенате

Глава 14-1. Принятие конституционных законов

      Сноска. Раздел IV дополнен главой 14-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 69-1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

      Пункт 69-2. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, в течение десяти календарных дней со дня его одобрения передается в Сенат. При этом Мажилис направляет в Сенат материалы, установленные пунктом 74 настоящего Регламента.
      Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом большинством голосов от общего числа его депутатов.
      При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.
      Проект конституционного закона, поступивший из Мажилиса, рассматривается в Сенате не более шестидесяти календарных дней со дня регистрации в Аппарате Сената без учета времени между сессиями Парламента.
      Поступивший законопроект Сенат рассматривает в соответствии с Регламентом Сената.

      Пункт 69-3. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти календарных дней представляется Президенту Республики на подпись.

      Пункт 69-4. В случае, если Сенат не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов вносит изменения и дополнения в проект конституционного закона, то Председатель Сената возвращает через Аппарат Сената в Мажилис постановление об этом со сравнительной таблицей с редакцией проекта, одобренного Мажилисом, и редакцией поправок в срок не более четырнадцати календарных дней с момента принятия решения.
      Возвращенный законопроект рассматривается в Мажилисе повторно в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым, скрепляется подписью Председателя Мажилиса и в течение пяти календарных дней со дня его принятия на пленарном заседании Мажилиса направляется в Сенат. О согласии Мажилиса с предложенными Сенатом изменениями и дополнениями Мажилисом принимается постановление. Сенат в течение пяти календарных дней со дня поступления принятого конституционного закона направляет его на подпись Президенту Республики.
      Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур в порядке, установленном пунктом 76-1 – 76-5настоящего Регламента.

Глава 15. Принятие законов

      Пункт 70.
      Сноска. Пункт 70 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 71. При законодательной инициативе со стороны депутата (депутатов) Парламента Республики законопроект с соответствующими документами рассматривается в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      Сноска. Пункт 71 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 72.
      Сноска. Пункт 72 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 73. При инициативе со стороны Президента Республики либо Правительства Республики законопроект с соответствующими документами рассматривается в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      Если законопроект принимается Мажилисом к рассмотрению, то его текст в трехдневный срок направляется депутатам Сената для ознакомления.
      Сноска. Пункт 73 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 74. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, в течение десяти календарных дней со дня его одобрения передается в Сенат.
      При этом Мажилис направляет в Сенат следующие материалы:
      1) постановление Мажилиса об одобрении проекта закона;
      2) проект закона в редакции инициатора с приложениями, предоставляемыми им согласно Регламенту Мажилиса;
      3) проект закона в редакции, одобренной Мажилисом;
      4) стенограмму заседания Мажилиса;
      5) сравнительную таблицу прежней и новой редакции правовых норм;
      6) полученные от Правительства заключения по поправкам, внесенным депутатами Мажилиса в проект Закона и предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
      7) сопроводительное письмо.
      Материалы, перечисленные в части второй настоящего пункта, представляются на казахском и русском языках.
      При направлении законопроекта о ратификации или денонсации международного договора вместе с законопроектом представляется заверенная соответствующим уполномоченным органом копия международного договора и приложения к нему.
      В случае ратификации или денонсации международного договора, текст которого не подписывался на казахском и (или) русском языках, к законопроекту прилагается заверенный соответствующим уполномоченным органом аутентичный его перевод на указанные языки.
      При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.
      Проект закона, поступивший из Мажилиса, рассматривается в Сенате не более шестидесяти календарных дней со дня регистрации в Аппарате Сената без учета времени между сессиями Парламента.
      Поступивший законопроект Сенат рассматривает в соответствии с Регламентом Сената.
      Сноска. Пункт 74 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 75. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти календарных дней представляется Президенту Республики на подпись.
      Сноска. Пункт 75 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 75-1. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект в течение двенадцати календарных дней с момента принятия решения возвращается Председателем Сената через Аппарат Сената в Мажилис вместе с постановлением Сената, мотивированным обоснованием отклонения и стенограммой заседания Сената.
      Возвращенный законопроект рассматривается в Мажилисе повторно в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования.
      Если Мажилисом не набрано указанного в части третьей настоящего пункта количества голосов депутатов, проект закона считается отклоненным без дополнительного голосования и возвращается его инициатору в течение десяти календарных дней с момента проведения пленарного заседания.
      Повторное обсуждение и голосование по законопроекту Сенатом проводится в соответствии с Регламентом Сената.
      Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 75-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76.
      Сноска. Пункт 76 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76-1. В случае если Сенат большинством голосов от общего числа депутатов вносит изменения и дополнения в законопроект, то Сенат возвращает через Аппарат Сената в Мажилис постановление об этом со сравнительной таблицей с редакцией законопроекта, одобренного Мажилисом и новой редакцией статей и стенограммой в срок не более четырнадцати календарных дней с момента принятия решения.
      Возвращенный законопроект рассматривается в Мажилисе повторно в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым, скрепляется подписью Председателя Мажилиса и в течение пяти дней со дня его принятия на пленарном заседании Мажилиса направляется в Сенат. О согласии Мажилиса с предложенными Сенатом изменениями и дополнениями Мажилисом принимается постановление. Сенат в течение пяти дней со дня поступления принятого закона направляет его на подпись Президенту Республики.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 76-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76-2. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, то разногласия между Палатами Парламента разрешаются путем согласительных процедур.
      Для преодоления возникших разногласий Мажилис и Сенат создают согласительную комиссию с участием равного количества депутатов от каждой Палаты. В работе согласительной комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса субъект права законодательной инициативы (уполномоченное им лицо).
      Избрание членов согласительной комиссии осуществляется Палатами самостоятельно большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
      Члены согласительной комиссии из своего состава избирают большинством голосов от общего числа членов комиссии председателя.
      Избрание председателя согласительной комиссии по рассмотрению изменений и дополнений Сената, по которому возникли разногласия между Палатами, осуществляется членами комиссии на первом заседании с учетом очередности председательствования представителя Палаты на предыдущем заседании.
      Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения законопроекта, по которым возникли разногласия между Сенатом и Мажилисом, стремясь выработать единый текст соответствующего проекта закона.
      В работе согласительной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Парламента.
      Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решения согласительной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа его членов. В случае равного количества голосов «за» либо «против» голос председателя комиссии считается решающим.
      По результатам работы согласительная комиссия принимает постановление, содержащее предложения по преодолению разногласий, которое вносится на рассмотрение через Бюро Мажилиса на пленарное заседание Мажилиса.
      К постановлению согласительной комиссии прилагается сравнительная таблица статей законопроекта, в которые были внесены изменения.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 76-2 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76-3. При повторном рассмотрении проекта закона Мажилисом обсуждаются только предложения, содержащиеся в постановлении согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Мажилисом не рассматриваются.
      Мажилис по предложениям согласительной комиссии принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
      Мажилис может согласиться или не согласиться с предложениями согласительной комиссии.
      Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов одобрит проект закона в редакции согласительной комиссии или большинством голосов вновь одобрит законопроект в редакции, ранее принятой Мажилисом, то принимается соответствующее постановление, которое с материалами согласительной комиссии направляется в течение семи календарных дней с момента проведения пленарного заседания в Сенат.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 76-3 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76-4. Сенат по предложениям согласительной комиссии и решению Мажилиса принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
      Сенат может согласиться или не согласиться с предложениями согласительной комиссии и решением Мажилиса.
      При согласии Сената законопроект становится законом и в течение десяти календарных дней представляется Президенту на подпись.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 76-4 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 76-5. В случае несогласия одной из Палат с предложениями согласительной комиссии Палаты в соответствии со своими Регламентами избирают новые составы согласительных комиссий и вновь проводят согласительные процедуры для выработки решения, которое получит одобрение Сената и Мажилиса.
      Сноска. Глава 15 дополнена пунктом 76-5 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 77.
      Сноска. Пункт 77 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 16. Обсуждение отчетов об исполнении
республиканского бюджета

      Сноска. Глава 16 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 78. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате обсуждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.
      Мажилис Парламента обсуждает годовой отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета совместно с отчетом Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.
      Обсуждение данных вопросов включает доклады:
      уполномоченных Правительством Республики Казахстан лиц об исполнении республиканского бюджета и реализации основных направлений налогово-бюджетной политики в стране, принятых в прогнозе социально-экономического развития на соответствующий период;
      председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета;
      содоклад представителя головного комитета.
      Доклад каждого выступающего подлежит обсуждению в соответствии с Регламентом Мажилиса.
      По итогам обсуждения Мажилис принимает и направляет в Сенат постановление с указанием комитета, которому поручено подготовить содоклад по отчетам и депутата, которому поручено выступить на совместном заседании Палат Парламента от Мажилиса.
      После идентичной процедуры обсуждения в Сенате отчетов Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета Сенат принимает постановление, в котором указываются комитет Палаты, которому поручено подготовить содоклад по отчетам и депутат, которому поручено выступить на совместном заседании Палат Парламента от Сената, и направляет его в Мажилис.
      После обсуждения в Мажилисе и Сенате Парламента Республики Казахстан отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета утверждаются на совместном заседании Палат Парламента в порядке, установленном главой 6 настоящего Регламента.

Глава 16-1. Рассмотрение Парламентом Республики
возражений Президента Республики

      Сноска. Раздел IV дополнен главой 16-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 78-1. Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся Парламентом в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.

      Пункт 78-2. Председатель Мажилиса направляет возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи в соответствующий постоянный комитет Мажилиса для их рассмотрения с участием представителя Президента Республики. После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.
      В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей.

      Пункт 78-3. Если Мажилис по итогам голосования не подтвердит ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
      Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат.

      Пункт 78-4. После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
      Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись.

      Пункт 78-5. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.

      Пункт 78-7. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

      Пункт 78-8. Срок рассмотрения возражений Президента в каждой из Палат Парламента не должен превышать пятнадцать календарных дней.

Глава 16-2. Проявление инициативы о назначении
республиканского референдума

      Сноска. Раздел IV дополнен главой 16-2 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 78-9. Проявление инициативы о назначении республиканского референдума осуществляется Парламентом в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.

      Пункт 78-10. Вопрос о проявлении инициативы о назначении республиканского референдума рассматривается Мажилисом на заседании Палаты и оформляется соответствующим постановлением, которое направляется в Сенат Парламента.

      Пункт 78-11. Проявление инициативы о назначении республиканского референдума осуществляется Сенатом на заседании Палаты после рассмотрения данного вопроса Мажилисом и оформляется постановлением.
      Принятые Палатами Парламента постановления о проявлении инициативы о назначении республиканского референдума передаются на рассмотрение Президента Республики в течение трех календарных дней.

      Пункт 78-12. Инициатива о назначении республиканского референдума может быть проявлена Парламентом по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан.
      Проект изменений и дополнений в Конституцию не вносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном главой 4 настоящего Регламента.
      Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.

Глава 17. Решение вопросов административно-территориального
устройства Республики

      Сноска. Глава 17 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 79. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана устанавливается Парламентом Республики Казахстан путем принятия закона.

Глава 18. Учреждение государственных наград, установление
почетных, воинских и иных званий, классных чинов,
дипломатических рангов Республики, определение
государственных символов Республики

      Пункт 80. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики.

      Пункт 81. В случае учреждения государственной награды, установления почетного, воинского и иного звания, классного чина, дипломатического ранга Парламент принимает закон.

      Пункт 82. Парламент имеет право представить к награждению государственными наградами (кроме ордена «Алтын Қыран») граждан Республики Казахстан.
      При этом инициаторами могут выступать:
      – Председатели Сената и Мажилиса Парламента;
      – постоянные комитеты Сената и Мажилиса Парламента;
      – группа депутатов Парламента не менее 10 человек, депутатские группы и фракции.
      Соответствующее представление вносится Президенту Республики.
      Сноска. Пункт 82 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 19. Решение вопросов о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи

      Сноска. Глава 19 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 83. Решение вопросов о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи осуществляется Парламентом Республики Казахстан путем принятия закона.

Глава 20. Решение вопросов амнистии

      Сноска. Глава 20 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 84. Решение вопросов амнистии осуществляется Парламентом Республики Казахстан путем принятия закона.

Глава 21. Ратификация и денонсация международных
договоров Республики

      Сноска. Глава 21 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 86. Парламент Республики Казахстан ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики путем принятия законов.

Раздел V. Образование совместных комиссий Палат Парламента
и организация их деятельности

      Пункт 87. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Количественный состав совместных комиссий определяется по согласованию между Палатами.
      Инициатива об образовании совместной комиссии принадлежит депутатам Парламента, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов одной из Палат и решение поддержано тем же большинством другой Палаты.
      Члены совместной комиссии выдвигаются депутатами Палат на своих пленарных заседаниях и утверждаются постановлениями Палат большинством голосов от общего числа их депутатов.
      После утверждения членов совместной комиссии в Палатах Парламент на совместном заседании Палат принимает постановление о создании такой совместной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
      Совместные комиссии являются рабочими органами Парламента и отчитываются непосредственно перед ним.

      Пункт 88. Избрание председателя совместной комиссии осуществляется на совместном заседании Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента. Комиссия вправе вносить предложения Парламенту о кандидатуре председателя совместной комиссии.
      Председателем совместной комиссии считается избранный кандидат, набравший наибольшее количество голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.

      Пункт 89. Решения совместных комиссий принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя комиссии считается решающим.
      Раздельного голосования депутатов Мажилиса и Сената в комиссии не проводится.
      Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов совместной комиссии.

      Пункт 90. Председатель совместной комиссии может быть отозван от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.

      Пункт 91. Совместные комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.

      Пункт 92. В целях осуществления полномочий Парламента и его Палат, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Конституции Республики (досрочное освобождение Президента Республики от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни), Парламентом образуется специальная временная комиссия.
      Избрание членов комиссии и ее председателя осуществляется в соответствии с пунктами 8788 настоящего Регламента. Избрание членов комиссии из числа специалистов в соответствующих областях медицины осуществляется на совместном заседании Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента по предложению соответствующих комитетов Палат.
      Решение комиссии принимается в соответствии с пунктом 89 настоящего Регламента и оформляется в виде заключения комиссии.
      Решение о досрочном освобождении Президента Республики принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.

Раздел VI. Порядок осуществления полномочий депутатов
Парламента, Правила депутатской этики и
ответственность депутатов

Глава 22. Порядок осуществления полномочий
депутатов Парламента

      Пункт 93. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран.

      Пункт 94. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.

      Пункт 95. Депутат Парламента вправе:
      1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
      2) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
      3) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента, либо согласие на назначение которых дается Палатами Парламента;
      4) вносить в Бюро Палаты предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента, а в случае непринятия его предложений – вносить их на рассмотрение пленарных заседаний Палат;
      5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
      6) вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента;
      7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами;
      8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
      9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;
      10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;
      11) знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение;
      12) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента;
      13) осуществлять другие полномочия в соответствии с Конституционным законом «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», настоящим Регламентом и регламентом Палаты Парламента.
      Сноска. Пункт 95 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 96. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законами Республики.
      Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности подлежат ответственности в соответствии с законами Республики.
      Сноска. Пункт 96 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 97. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.

      Пункт 98. Депутатский запрос является официально обращенным на совместном или раздельном пленарном заседании Палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.
      Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращенный к Генеральному Прокурору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования.
      Рассмотрение депутатских запросов, обращенных к Председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытом заседании Палат.

      Пункт 99. Депутатский запрос может быть внесен в письменной форме и подлежит оглашению на совместном или раздельном пленарном заседании Палат Парламента.

      Пункт 100. Депутат в запросе обязан указать конкретное должностное лицо, к которому он обращается, и форму ожидаемого ответа (устно или письменно).
      Аппарат Палаты, в которой состоит депутат, обращающийся с запросом, в трехдневный срок с момента оглашения его на пленарном заседании направляет запрос соответствующему должностному лицу государственного органа.

      Пункт 101. В случае, если на депутатский запрос должен быть дан устный ответ должностного лица на совместном заседании Палат Парламента или раздельном заседании Палаты, ответ на запрос должен быть дан в срок не более месяца со дня его поступления адресату на совместном заседании Палат Парламента или раздельном заседании Палаты.
      Депутатский запрос на совместном заседании Палат Парламента или раздельном заседании Палаты рассматривается в следующем порядке:
      1) выступление депутата с запросом (до 5 минут);
      2) ответ должностного лица, к которому обращен депутатский запрос (до 20 минут).
      После заслушивания ответа автор депутатского запроса, а также другие депутаты могут задавать вопросы по поставленной в запросе проблеме. Должностному лицу, к которому обращен депутатский запрос, отводится до 30 минут для ответов на вопросы депутатов. По ответу на запрос могут быть открыты прения.
      Сноска. Пункт 101 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 102. Должностное лицо обязано отвечать на запрос на совместном заседании Палат Парламента или раздельном заседании Палаты. С согласия автора депутатского запроса отвечать на запрос может также должностное лицо, официально назначенное на день ответа на запрос исполняющим обязанности адресата запроса. Если адресат запроса не может в связи с выполнением служебных обязанностей участвовать в совместном заседании Палат Парламента или раздельном заседании Палаты, ответ на запрос может быть отложен, но не более чем на месяц.
      Сноска. Пункт 102 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 103. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты. Запрос и ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

      Пункт 104. Депутаты вправе на совместном и раздельном пленарном заседании Палат обращаться с устными вопросами к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ответ на вопрос дается на данном заседании, а при необходимости дополнительной подготовки к ответу – в трехдневный срок.

      Пункт 105. Депутат может выезжать в командировки в любой регион Республики или за ее пределы согласно законодательству Республики Казахстан и Регламентам Палат Парламента Республики Казахстан. При этом командирование депутатов не должно отражаться на кворуме совместных и раздельных заседаний Палат Парламента и его органов.
      Сноска. Пункт 105 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Глава 23. Правила депутатской этики

      Пункт 106. Правила депутатской этики депутатов Парламента Республики определяют нормы поведения, которыми они должны руководствоваться как при осуществлении, так и вне депутатских полномочий:
      - депутаты Парламента Республики должны относиться друг к другу и всем другим лицам, участвующим в работе Палат Парламента, комитетов, комиссий и других депутатских формирований, образованных Парламентом, с уважением;
      – не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Парламента и других лиц;
      – не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;
      – не должны препятствовать нормальной работе Палат Парламента, его координационным и рабочим органам;
      – не прерывать оратора;
      – не голосовать, используя чужую карточку;
      – не допускать оскорбительных жестов, угроз и оскорблений действиями.

      Пункт 107. Депутат Парламента обязан использовать информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, строго соблюдая установленный порядок хранения таких тайн.
      Депутат Парламента не может разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Палат Парламента и его координационных и рабочих органов.
      Депутат Парламента обязан использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем, документов и подписывать их собственноручно.

      Пункт 108. Депутат Парламента, не имеющий специальных полномочий на представительство Парламента Республики, может вступать в отношения с должностными лицами и государственными органами других государств только от своего имени.
      При этом депутат обязан защищать интересы Республики Казахстан, права, свободы и интересы ее граждан, не причинять своими действиями ущерба интересам Республики, а равно не нарушать законы других государств, уважать национальные традиции и обычаи населяющих их народов.

      Пункт 109. Депутат Парламента в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах, в других публичных выступлениях или заявлениях обязан использовать только достоверные и проверенные факты, не допускать дезориентирующих общественное мнение утверждений, не употреблять выражений, унижающих честь и достоинство любого гражданина.
      В случае умышленного или неосторожного употребления в критических выступлениях недостоверных либо непроверенных фактов долг депутата Парламента публично принести извинение тем организациям, органам и лицам, чьи интересы и честь пострадали при этом.

Глава 24. Ответственность депутатов Парламента

      Пункт 110. В случае отсутствия депутата без уважительных причин на совместных заседаниях Палат Парламента более трех раз в течение одной сессии ему отказывается в выплате заработной платы за дни отсутствия.
      В случае отсутствия депутата без уважительных причин на совместных заседаниях Палат и его органов более одного месяца депутату на срок отсутствия отказывается:
      - в выплате заработной платы;
      - во внеочередном приобретении транспортных проездных документов;
      - в выезде в командировки;
      - в оплате командировочных расходов;
      - в обслуживании автомобильным транспортом;
      - в лечебно-оздоровительном и санаторно-курортном обслуживании.
      Решение об этом при отсутствии депутата на заседании Палаты или на совместном заседании Палат принимается председателем соответствующей Палаты, а при отсутствии на заседаниях органов Палаты – Бюро соответствующей Палаты.
      Сноска. Пункт 110 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 111. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Голосование за отсутствующего депутата запрещается.

      Пункт 112. В случае нарушения правил депутатской этики, установленных настоящим Регламентом и Регламентами Палат, решением Председателя соответствующей Палаты к депутату могут быть применены следующие меры взыскания:
      1) парламентское порицание;
      2) понуждение к принесению публичного извинения;
      3) лишение слова в течение одного совместного или раздельного пленарного заседания Палат;
      4) лишение слова в течение трех совместных или раздельных пленарных заседаний Палат;
      5) удаление из зала заседаний на время одного совместного или раздельного пленарного заседания Палат;
      6) удаление из зала заседаний на время трех совместных или раздельных пленарных заседаний Палат;
      7) лишение однодневной заработной платы.
      Все перечисленные меры взыскания к депутату оформляются распоряжениями Председателей Палат и передаются к исполнению в Аппарат Палат Парламента.

      Пункт 113. Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пунктов 110111настоящего Регламента, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики.

      Пункт 114. Депутат может отсутствовать на заседаниях Парламента и его органов только с разрешения Председателей Палат или руководителей соответствующих органов Парламента.

      Пункт 114-1. Вопрос о применении к депутатам Мажилиса предусмотренных настоящей главой мер взыскания может быть инициирован фракциями политических партий, представленных в Мажилисе, в состав которых входят депутаты.
      Сноска. Глава 24 дополнена пунктом 114-1 в соответствии с постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

Раздел VII. Депутатские объединения в Парламенте Республики

      Пункт 115. Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и депутатских групп.
      Сноска. Пункт 115 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 116. Фракция политической партии — организованная группа депутатов, представляющих политическую партию, зарегистрированную в порядке, установленном законом, которая в целях выражения интересов соответствующей политической партии создается в Мажилисе Парламента. Минимальная численность фракции политической партии определяется регламентом Мажилиса Парламента. В состав фракции политической партии могут входить депутаты Мажилиса Парламента. Депутат имеет право состоять только в одной фракции политической партии.
      Сноска. Пункт 116 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 117. Депутатская группа – объединение депутатов для совместного осуществления своих полномочий. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.
      Сноска. Пункт 117 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 118. Регистрация фракций политических партий осуществляется в Бюро Мажилиса Парламента, регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента. Регистрация фракций политических партий и депутатских групп производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.
      Бюро какой Палаты Парламента будет осуществлять регистрацию депутатской группы, определяется последней самостоятельно.
      В Бюро соответствующей Палаты Парламента для регистрации фракции или депутатской группы направляется письменное уведомление, в котором определяется ее название, цели, состав и лица, уполномоченные выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях Парламента, Палат, комиссиях, в государственных органах, политических партиях и общественных объединениях.
      Бюро представляет депутатам Парламента, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп.
      Сноска. Пункт 118 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 119. Депутаты Парламента, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них.
      Фракция или депутатская группа при включении новых членов или выхода депутатов из их состава оповещает об этом Бюро, зарегистрировавшее ее.

      Пункт 120. В случае выхода депутатов из депутатского объединения, численный состав которого стал насчитывать меньше членов, чем положено при ее регистрации, оно прекращает свою деятельность.

      Пункт 121. Депутаты Парламента могут быть членами нескольких депутатских групп.
      Сноска. Пункт 121 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 122. Депутатские объединения информируют Председателей обеих Палат Парламента о своих решениях.

      Пункт 123. Представители депутатских объединений вправе от имени фракции, группы:
      - вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
      - высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента либо согласие на назначение которых дается Палатами Парламента;
      - предлагать поправки к проектам законов, постановлений и других актов, принимаемых Парламентом и его Палатами;
      - знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, принятыми решениями фракции, депутатской группы;
      - запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения у государственных органов и должностных лиц.
      Сноска. Пункт 123 с изменениями, внесенными постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 124. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
      Организационное, документальное, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности депутатских объединений осуществляется Аппаратами Палат Парламента.

Раздел VIII. Международное, межпарламентское сотрудничество

      Пункт 125. Парламент Республики Казахстан может заключать с Парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве, которые подписываются Председателями Палат либо одним из Председателей Палат.
      Сноска. Пункт 125 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 126.
      Сноска. Пункт 126 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 127. Состав официальных делегаций Парламента, их руководители, а также состав казахстанских частей межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) по сотрудничеству с парламентами других государств, их полномочия определяются в соответствии с регламентами Палат Парламента и соглашениями о межпарламентском сотрудничестве.
      Сноска. Пункт 127 в редакции постановления Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 128.
      Сноска. Пункт 128 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 129.
      Сноска. Пункт 129 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 130.
      Сноска. Пункт 130 исключен постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 131. Руководителям Парламентов государств, главам государств и Правительств, руководителям парламентских делегаций по решению Председателя Мажилиса, согласованному с Председателем Сената, при их посещении Парламента Республики Казахстан может быть предоставлена возможность выступить перед депутатами Парламента Республики Казахстан.

Раздел IX. Заключительные положения

      Пункт 132. Регламент Парламента Республики Казахстан, изменения и дополнения к нему принимаются на совместном заседании Палат Парламента большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат постановлением Парламента.
      Регламент Парламента вступает в силу со дня его принятия.
      Сноска. Пункт 132 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 133. Предложения об изменении и дополнении Регламента Парламента могут вноситься Палатами Парламента, фракциями, депутатскими группами и депутатами в Мажилис, после рассмотрения которых Председатель Мажилиса выносит их для включения в план рассмотрения вопросов Парламентом и утверждения Парламентом на совместном заседании Палат. Вопросы об изменении и дополнении Регламента Парламента рассматриваются на совместном заседании Палат Парламента.
      Сноска. Пункт 133 с изменением, внесенным постановлением Парламента РК от 22.06.2012 № 4-V.

      Пункт 134. Всякое заседание депутатов Парламента, которое, имея целью осуществление его конституционных полномочий, проводится без соблюдения установленных Регламентами условий и процедур, является незаконным. Акты, принятые таким собранием, недействительны.

      Пункт 135. Парламент создает рабочую группу – совместную комиссию по Регламенту Парламента, которая дает разъяснения, рассматривает предложения депутатов по внесению изменений и дополнений в Регламент Парламента и вносит их на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента.