Парламент Республики Казахстан постановляет:
Утвердить Регламент Парламента Республики Казахстан (прилагается).
Председатель
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Регламент
Парламента Республики Казахстан
(Принят на совместном заседании Палат
Парламента Республики Казахстан 20 мая 1996 года)
Регламент Парламента Республики Казахстан устанавливает условия и порядок проведения совместных заседаний Палат, механизм взаимоотношений Палат при рассмотрении вопросов, не урегулированных Регламентами Сената и Мажилиса, формирования совместных органов Парламента и организации их деятельности, а также осуществления полномочий депутатов и должностных лиц Парламента.
Пункт 1.
Парламент Республики Казахстан осуществляет свою работу в сессионном порядке.
Сессия Парламента включает в себя совместные и раздельные заседания Палат, Бюро Палат, постоянных комитетов и совместных комиссий Палат.
Первая сессия Парламента нового созыва созывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из Палат.
Пункт 2.
Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия - Председателем Мажилиса.
При открытии и закрытии сессии Парламента исполняется Гимн Республики Казахстан.
Пункт 3.
Очередные сессии Парламента созываются и открываются Председателем Мажилиса и проводятся раз в год - с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня.
Сведения о дате, времени и месте открытия сессии Парламента оповещаются через средства массовой информации.
Пункт 4.
Нерабочими днями Парламента являются установленные законом праздничные, выходные дни и дни парламентских каникул.
В случае, если парламентские каникулы прерываются в связи с созывом внеочередных совместных заседаний Палат, они возобновляются после завершения работы внеочередных совместных заседаний и продолжаются до истечения сроков парламентских каникул.
Парламентские каникулы объявляются постановлением Парламента Республики.
Раздел ІІ
Условия и порядок проведения совместных
заседаний Палат Парламента
Глава 1
Пленарные заседания Парламента
Пункт 5.
Пленарное заседание Парламента созывает Председатель Мажилиса, информируя депутатов Палат за семь дней до дня его проведения, если законом не определены иные сроки. В этом случае Председатель Мажилиса издает распоряжение о созыве пленарного заседания Парламента, о чем извещает депутатов Парламента.
Пленарные заседания Парламента проводятся с 10 до 18 часов, с перерывами с 12 до 12 часов 30 минут и с 14 до 16 часов.
Парламент может принимать решение об ином времени проведения пленарного заседания.
Председательствующий объявляет перерывы на заседаниях по собственной инициативе или по предложению большинства от числа присутствующих депутатов Парламента.
Во время совместных заседаний Палат Парламента заседания рабочих органов Парламента и его Палат не проводятся.
Пункт 6.
Заседание Парламента правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат.
Для определения правомочности заседания Парламента проводится поименная регистрация депутатов каждой из Палат. Перед каждым голосованием может проводиться дополнительная поименная регистрация депутатов. Перед голосованием по процедурным вопросам дополнительная поименная регистрация депутатов не проводится.
Пункт 7.
Председатель Мажилиса на заседании Парламента:
- открывает, закрывает сессии и заседания Парламента;
- председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат;
- оглашает сведения о записавшихся для выступления в прениях;
- предоставляет слово для выступлений депутатам Палат поочередно, но не более двух раз по обсуждаемому вопросу;
- в случае нарушения выступающим Регламента вправе предупредить его, а при повторном нарушении лишить слова;
- предоставляет слово депутату вне очереди по процедурным вопросам, но не более двух раз;
- организует голосование по проектам законов, постановлений, обращений, деклараций, заявлений и других актов Парламента, поправкам депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет результаты голосования;
- обеспечивает установленный настоящим Регламентом порядок совместного заседания Палат.
При обсуждении вопросов на заседании Парламента председательствующий не вправе давать оценку и комментировать выступления депутатов. Председатель Мажилиса Парламента вправе передать ведение заседания заместителю Председателя Мажилиса.
Пункт 8.
Повестка дня и порядок работы заседания Парламента вносятся Председателем Мажилиса Парламента и утверждается на совместном заседании Палат открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы принимаются открытым голосованием по каждому предложению большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном
Конституцией
порядке.
Пункт 9.
Время для докладов на заседаниях Парламента предоставляется в пределах 30 минут, для содоклада - до 20 минут, выступающим в прениях до 10 минут, при обсуждении кандидатур - до 3 минут, для выступлений по процедурным вопросам, для справок и вопросов - до 2 минут. Для ответов на вопросы отводится не более 1 часа, а для прений - до полутора часов. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом в пределах 10 минут.
Парламент большинством голосов от общего числа депутатов может установить иное время.
Выступления производятся с трибуны или с места.
Заявления о предоставлении слова подаются с места.
Президенту Республики по его просьбе слово для выступления предоставляется в любое время.
По просьбе Председателя Сената, Председателя Мажилиса, их заместителей, представителей Президента и Правительства им может предоставляться слово для выступления по обсуждаемому вопросу вне очереди.
Никто не вправе выступать на заседании Парламента без разрешения председательствующего.
Пункт 10.
Заседания Парламента проводятся на казахском и русском языках.
В случае, когда выступающий не владеет казахским и русским языками, он имеет право выступить на ином языке. Такое выступление обеспечивается переводом на казахский и русский языки. О своем намерении выступить на любом другом языке выступающий сообщает Председателю Мажилиса не позднее чем за сутки.
Тексты докладов на казахском и русском языках заблаговременно представляются для синхронного перевода в Редакционно-издательский отдел Мажилиса, но не позднее чем за два часа до начала пленарного заседания.
Пункт 11.
Совместные заседания Палат Парламента являются открытыми.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, о необходимости присутствия которых на совместном заседании Палат принято решение Палат и Бюро Палат, обязаны прибыть на заседание Парламента и дать необходимые пояснения по вопросам, входящим в их компетенцию. Парламент и его Палаты не вправе принимать подобных решений в отношении Президента Республики.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, присутствие которых на совместном заседании Палат Парламента носит явочный характер, приглашаются Председателями Палат.
Должностные лица государственных органов, не являющиеся членами Правительства и органов местного самоуправления, которые должны дать необходимые пояснения на совместном заседании Палат Парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашаются руководителями Палат.
Члены Правительства, которые должны дать необходимые пояснения на совместном заседании Палат по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашаются решением Палат в соответствии с их Регламентами.
Руководитель Аппарата Сената за семь дней до проведения совместного заседания Палат Парламента информирует Руководителя Аппарата Мажилиса о приглашенных на совместное заседание Палат Парламента лицах с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности и в качестве кого он приглашается.
Порядок посещения приглашенных лиц на совместное заседание Палат Парламента определяется Руководителями Аппаратов Палат.
Организационное, правовое, документальное и информационно-аналитическое обеспечение совместного заседания Палат Парламента осуществляется Аппаратом Мажилиса в соответствии с Регламентом Мажилиса и Положением об Аппарате Мажилиса.
Приглашенные не имеют права вмешиваться в деятельность Парламента, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения его работы, соблюдать установленный порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
Пункт 12.
По предложению Президента либо депутата Парламент может проводить закрытые заседания, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.
Президент, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности Республики, а также Государственный секретарь и Руководитель Администрации Президента Республики вправе присутствовать на любых заседаниях Парламента и имеют право быть выслушанными.
Пункт 13. Заседания Парламента стенографируются. Стенограмма подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма выдается депутатам, представителям Президента и Правительства по их просьбе Аппаратами Палат.
Пункт 14.
На заседании Парламента не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, а также выражений, затрагивающих честь и достоинство других лиц. В случае нарушения данного требования председательствующий лишает выступающего слова.
Выступающий в предоставленное ему время не может быть лишен слова председательствующим, кроме случаев:
- истечения времени выступления;
- отклонения от темы обсуждаемого вопроса.
Пункт 15.
В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.
Прения прекращаются по решению большинства присутствующих депутатов открытым голосованием. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов Парламента о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на выступлении, и при согласии большинства присутствующих депутатов предоставляет ему слово.
Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме пленарного заседания Парламента через Общий отдел Мажилиса.
Глава 2
Внеочередные совместные заседания Палат Парламента
Пункт 16.
В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению Председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. В этом случае Президент Республики своим указом созывает внеочередное совместное заседание Палат, на основании которого оно проводится в сроки и порядке, определенные Президентом.
Председатели Палат, при обоюдной инициативе о созыве внеочередного совместного заседания Палат Парламента, вносят соответствующее письменное предложение Президенту.
По инициативе одной трети от общего числа депутатов Парламента соответствующее письменное предложение вносится Президенту, в котором раскрывается вопрос, послуживший поводом для проведения внеочередного совместного заседания Палат Парламента.
На внеочередных совместных заседаниях Палат рассматриваются лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва.
Внеочередное совместное заседание Палат открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия - Председателем Мажилиса.
Глава 3
Порядок голосования и принятия решений на
совместных заседаниях Палат Парламента
Пункт 17.
Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории Республики законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных, индивидуальных постановлений Парламента, а также нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов. Постановление по вопросам введения в действие законов рассматривается Парламентом совместно с законопроектом, подписывается Председателем Мажилиса и вступает в силу после подписания Президентом Республики закона.
Парламент и его Палаты вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления и иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных настоящим Регламентом и Регламентами Палат.
Пункт 18.
Законодательные и иные акты Парламента принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, если иное не предусмотрено Конституцией Республики.
При принятии Парламентом законодательных и иных актов в совместном заседании Сената и Мажилиса голосование проводится раздельно по Палатам. Результаты голосования на электронных табло должны появляться одновременно.
Пункт 19. Изменения и дополнения в Конституцию Республики вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Пункт 20. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Пункт 21.
Парламент на своих пленарных заседаниях принимает решения голосованием.
Голосование на пленарном заседании Парламента осуществляется:
- с использованием электронной системы подсчета голосов;
- поднятием руки;
- с использованием бюллетеней.
При отсутствии необходимого числа депутатов для проведения голосования председательствующий принимает меры к обеспечению кворума. При невозможности обеспечения кворума председательствующий переносит голосование на следующее пленарное заседание Парламента.
При выявлении ошибок в процедуре и технике проведенного голосования по решению Парламента проводится повторное голосование.
Результаты голосования по всем вопросам оглашаются председательствующим с указанием количества принявших участие в голосовании, проголосовавших "за", "против", воздержавшихся и итог голосования. Данные вносятся в стенограмму совместного заседания Парламента.
Пункт 22.
Решения Парламента по процедурным вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов депутатов, присутствующих на пленарном заседании, оформляются протокольно без принятия постановлений и фиксируются в стенограмме пленарных заседаний.
К процедурным относятся вопросы:
- о перерыве, отсрочке пленарного заседания;
- о порядке ведения пленарного заседания;
- об очередности обсуждения вопросов;
- о прекращении прений;
- об ограничении или продлении времени выступлений;
- об удостоверении кворума и пересчете голосов;
- о возврате к проведению повторного голосования;
- о способах голосования.
Пункт 23.
Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, порядок их поступлений, выясняет, кто из депутатов снимает свои поправки, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
После окончания голосования председательствующий объявляет результаты голосования.
Пункт 24. При внесении нескольких предложений по рассматриваемому Парламентом вопросу председательствующий проводит голосование по всем внесенным предложениям в порядке их поступления.
Пункт 25.
При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.
Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
Пункт 26.
При проведении тайного голосования с использованием бюллетеней Палатами Парламента избирается Счетная комиссия из числа депутатов. Счетная комиссия имеет четное число членов с равным числом депутатов от каждой Палаты. В Счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц, и депутаты, предложения которых выносятся на тайное голосование. Об избрании Счетной комиссии Парламент большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает постановление.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения Счетной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя комиссии считается решающим.
Бюллетени с необходимой для голосования информацией изготавливаются под контролем Счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве на казахском и русском языках.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются председателем Счетной комиссии.
Каждому депутату выдается один бюллетень.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам по предъявлению ими удостоверения депутата.
Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетенях по проекту решения - путем зачеркивания текстов проектов решений, против которых он голосует.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются. Бюллетени, в которых не вычеркнутыми оставлено более одного проекта решения, считаются недействительными.
Признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов незаполненные бюллетени и бюллетени, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, а также в которые внесены новые тексты проектов решений.
О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Счетной комиссии. По докладу Счетной комиссии Парламент открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Парламента утверждает протокол Счетной комиссии о результатах тайного голосования.
Пункт 27.
По предложению председательствующего, а также депутатов Парламент может из числа депутатов избрать открытым голосованием большинством от присутствующих депутатов согласительную комиссию по рассматриваемому вопросу, с равным числом депутатов каждой из Палат.
Об образовании комиссии Парламент принимает постановление.
Пункт 28. Индивидуальные постановления Парламента, а также нормативные постановления Парламента по вопросам введения в действие законов подписываются Председателем Мажилиса.
Раздел III
Вопросы, рассматриваемые на совместных
заседаниях Палат Парламента
Глава 4
Принятие изменений и дополнений
в Конституцию Республики
Пункт 29.
Председатель Мажилиса при поступлении предложений Президента по внесению проекта изменений или дополнений в Конституцию созывает совместное заседание Палат Парламента для рассмотрения их в первом чтении.
Порядок рассмотрения предложений Президента в Парламенте определяется Президентом Республики.
Пункт 30. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения проекта изменений и дополнений в Конституцию обязательно.
Пункт 31.
При проведении первого чтения председательствующий предоставляет слово инициатору внесения проекта изменений и дополнений в
Конституцию
или его представителю, а затем депутатам в порядке установленной очередности.
В первом чтении проект изменений и дополнений в Конституцию обсуждается концептуально.
По результатам обсуждения Парламент принимает постановление об одобрении в первом чтении внесенного проекта изменений и дополнений в
Конституцию
и подготовки их ко второму чтению или их отклонении. Голосование при этом проводится большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Пункт 32.
По итогам голосования в окончательном чтении Парламент большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает изменения и дополнения в Конституцию. В случае, если голосованием не набрано установленное количество голосов, предложения Президента по внесению изменений и дополнений в Конституцию считаются отклоненными.
Глава 5
Принятие конституционных законов, внесение
в них изменений и дополнений
Пункт 33. При поступлении проекта конституционного закона, а также внесения изменений и дополнений в него Председатель Мажилиса созывает совместное заседание Палат Парламента, на котором Постановлением Парламента определяются сроки рассмотрения законопроекта, после чего он направляется для работы в Сенат и Мажилис Парламента.
Пункт 34. Проведение не менее двух чтений по проектам конституционных законов, а также внесению изменений и дополнений в них обязательно.
Пункт 35.
По истечении установленного Парламентом срока работы над законопроектом Председатель Мажилиса созывает совместное заседание Палат Парламента, на котором предоставляет слово инициатору законопроекта или его представителю. Затем предоставляется слово содокладчикам, по одному от каждой Палаты, и депутатам в порядке установленной очередности.
В первом чтении проект конституционного закона, а также внесение изменений и дополнений в конституционные законы обсуждаются концептуально.
По результатам обсуждения Парламент принимает постановление об одобрении в первом чтении законопроекта и подготовки его ко второму чтению или его отклонении. Голосование при этом проводится большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
В случае одобрения Парламентом в первом чтении внесенного законопроекта для подготовки его к последующим и окончательному чтениям создается совместная комиссия из числа депутатов Палат на паритетных началах. Порядок образования совместной комиссии и организация ее деятельности определяется настоящим Регламентом.
Пункт 36.
При втором чтении законопроекта выступает председатель совместной комиссии с ее предложениями по итогам работы.
Обсуждению подлежат только те замечания и дополнения, которые были внесены депутатами в письменном виде в совместную комиссию. Депутат, чье предложение было отклонено комиссией, вправе выступить на совместном заседании Палат Парламента и обратиться к Парламенту с просьбой поставить его предложение на голосование.
Пункт 37. По итогам голосования в окончательном чтении Парламент большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат принимает конституционный закон, внесение изменений и дополнений в них. В случае, если голосованием не набрано установленное количество голосов, законопроект считается отклоненным и не может быть внесен на рассмотрение Парламента в течение той же сессии.
Пункт 38. Постановления Парламента о порядке введения в действие конституционных законов и внесенных изменений и дополнений в них принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.
Глава 6
Порядок утверждения республиканского
бюджета, отчетов Правительства и Счетного
комитета по контролю за исполнением
республиканского бюджета о его исполнении,
внесения изменений и дополнений в бюджет
Пункт 39.
Утверждение республиканского бюджета и отчетов Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, внесение изменений и дополнений в бюджет происходит на совместном заседании Палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Республиканский бюджет утверждается в форме закона.
Пункт 40. Обсуждение начинается с докладов представителей Правительства, Счетного комитета и содокладов Палат с заключением по рассматриваемому вопросу. При постатейном утверждении соблюдается очередность выступлений депутатов Палат.
Пункт 41.
В том случае, если Палаты не приняли ту или иную статью проекта республиканского бюджета, Парламент вправе создать совместную комиссию по этим статьям.
Комиссия рассматривает только те статьи и поправки к ним, которые послужили основанием для ее создания и высказаны в ходе обсуждения на совместном заседании Палат.
Поправки депутатов, предусматривающие сокращение доходной части или увеличение расходной части республиканского бюджета в целом, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.
Пункт 42.
При повторном обсуждении на голосование ставятся только те статьи проекта республиканского бюджета, которые рассматривались совместной комиссией.
В случае согласия Правительства с поправками депутатов к проекту республиканского бюджета Парламент вправе направить его на доработку.
Пункт 43. В случае непринятия внесенного Правительством проекта республиканского бюджета Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству в порядке, установленном пунктом 60 настоящего Регламента.
Глава 7
Обсуждение возражений Президента Республики
Пункт 44. Проведение повторного обсуждения и голосования по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, должно быть осуществлено в месячный срок со дня направления возражений Президента. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.
Пункт 45.
Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или статьи закона передаются решением Мажилиса на рассмотрение соответствующего постоянного комитета Мажилиса, который готовит заключение с участием представителя Президента Республики и выносит его вместе с законом или соответственно его статьями и возражениями Президента на рассмотрение Мажилиса в целом. Решение Мажилиса по данному вопросу, принятое большинством в две трети голосов от общего числа его депутатов, вместе с возражениями Президента и заключением постоянного комитета Мажилиса направляется на изучение в Сенат, а так же передается для рассмотрения на совместном заседании Палат.
Сроки рассмотрения возражений Президента Республики Казахстан в Мажилисе и изучение в Сенате не должны превышать 15 и 10 дней соответственно.
Пункт 46. Если по итогам рассмотрения возражений в постоянном комитете Мажилиса и на пленарном заседании Мажилиса Президент изменил, с учетом предложений депутатов, предложенную им в возражениях редакцию закона, в целом, либо соответственно отдельных его статей, председательствующий на совместном заседании Палат Парламента вправе поставить сразу на голосование рассмотренные возражения с изменениями Президента.
Пункт 47. Повторное обсуждение на совместном заседании Палат Парламента начинается с выступления представителя Мажилиса. После этого слово предоставляется депутатам каждой из Палат в порядке очередности.
Пункт 48. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на совместном заседании Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики.
Пункт 49. Возражения Президента Республики считаются преодоленными, если Парламент большинством две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое им решение по закону в целом или соответственно по отдельным его статьям. В этом случае закон или соответственно его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в семидневный срок с момента его представления на подпись.
Пункт 50. Если в результате голосования Парламент не смог преодолеть возражений Президента, закон считается не принятым, либо, если в возражениях Президента Республики была представлена новая редакция соответствующего закона, отдельных статей закона, он считается принятым в этой редакции.
Глава 8
Делегирование Президенту Республики
законодательных полномочий
Пункт 51. Парламент, путем принятия закона двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года.
Пункт 52.
Инициатива Президента о делегировании ему законодательных полномочий на определенный им срок вносится Председателю Мажилиса, который созывает совместное заседание Палат Парламента.
Президент Республики вправе определять срок рассмотрения его инициативы.
Глава 9
Дача согласия на назначение Премьер-Министра
и Председателя Национального Банка Республики
Пункт 53. Президент Республики для получения согласия Парламента на назначение Премьер-Министра Республики, Председателя Национального Банка Республики вносит в Парламент Республики соответствующие письменные представления, на основании которых Председатель Мажилиса созывает совместное заседание Палат Парламента.
Пункт 54. Согласие Парламента на назначение Президентом Республики Премьер-Министра и Председателя Национального Банка Республики носит предварительный либо последующий характер и дается непосредственно на совместном заседании Палат. Кандидатуры на должность представляются Президентом Республики или уполномоченным им должностным лицом Республики.
Пункт 55.
На совместном заседании Палат Парламента могут быть:
- заданы вопросы кандидату и лицу, представляющему кандидата;
- высказаны мнения депутатов "за" или "против" предложенной кандидатуры.
Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты.
Пункт 56. В случае, если Парламент не принимает по предложенным Президентом кандидатурам решений о даче согласия на назначение на должность, Президент вносит в Парламент письменные представления на тех же лиц или на новые кандидатуры.
Пункт 57.
Решения о даче согласия на назначение на должность Парламент принимает большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Решения принимаются отдельно по каждой кандидатуре путем открытого голосования, если Парламент не определит иной порядок голосования.
Решение оформляется постановлением Парламента отдельно по каждой кандидатуре.
В случае отклонения кандидатур, представленных Президентом для дачи согласия на назначение на должность Премьер-Министра и Председателя Национального Банка Республики, решение Парламента должно содержать развернутую мотивировку отклонения.
Глава 10
Рассмотрение Программы Правительства,
выражение ему вотума недоверия
Пункт 58.
Премьер-Министр Республики в течение месяца после своего назначения Президентом Республики представляет Парламенту доклад о Программе Правительства.
Парламент по предложению Председателя Мажилиса принимает решение о включении этого вопроса в повестку дня совместного заседания после изучения в Палатах Парламента.
Пункт 59.
Одобрение или отклонение Программы Правительства осуществляется большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента и оформляется постановлением Парламента.
В случае отклонения Программы Правительства Премьер-Министр представляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев со дня его отклонения.
Повторное отклонение Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.
Пункт 60.
Принятие решения о выражении вотума недоверия Правительству осуществляется большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат в случаях:
- постановки Премьер-Министром вопроса о доверии Правительству в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона;
- постановки вопроса о доверии Правительству по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента.
Пункт 61.
В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе на совместном заседании Палат поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее, чем через 48 часов с момента постановки вопроса о доверии.
Если предложение о вотуме недоверия не наберет двух третей голосов от общего числа депутатов от каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.
При повторном отклонении Программы Правительства, означающим вотум недоверия Правительству, принимается соответствующее постановление Парламента.
Глава 11
Решение вопросов войны и мира
Пункт 62. Парламент на совместном заседании Палат решает вопросы войны и мира.
Глава 12
Решение вопросов об использовании
Вооруженных Сил Республики для выполнения
международных обязательств по поддержанию
мира и безопасности
Пункт 63. Президент Республики в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями Палат Парламента Республики принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики.
Пункт 64.
Президент Республики в случае агрессии против
Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент.
Пункт 65.
Предложение Президента Республики об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности вносится им на совместном заседании Палат Парламента. Срочность рассмотрения этого вопроса определяется Президентом.
Решение принимается большинством голосов депутатов от общего количества депутатов каждой Палаты Парламента.
Глава 13
Проявление инициативы о назначении
республиканского референдума
Пункт 66.
Проявление инициативы о назначении референдума принадлежит Парламенту Республики Казахстан, который обращается с предложением о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом на совместном заседании его Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и оформляется соответствующим постановлением.
Вопрос о проявлении инициативы о назначении референдума осуществляется по инициативе не менее одной пятой части депутатов Парламента.
Пункт 67. Решение Парламента о проявлении инициативы о назначении референдума по одному и тому же вопросу (одним и тем же вопросам) может быть внесено повторно Президенту Республики не ранее чем через два года после принятия предыдущего решения по указанному вопросу (указанным вопросам).
Глава 14
Принятие присяги Председателя и
членов Конституционного Совета.
Заслушивание ежегодных посланий Конституционного
Совета Республики
Пункт 68. Председатель и члены Конституционного Совета после своего назначения в торжественной обстановке на совместном заседании Палат Парламента приводятся Президентом Республики к присяге следующего содержания: "Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Председателя (члена) Конституционного Совета Республики Казахстан, быть беспристрастным и подчиняться только Конституции Республики Казахстан, никому и ничему кроме нее".
Пункт 69. Заслушивание ежегодных посланий Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике происходит на совместном заседании Палат и принимается к сведению.
Раздел IV
Вопросы, рассматриваемые Парламентом
в раздельном заседании Палат путем
последовательного рассмотрения их вначале
в Мажилисе, а затем в Сенате
Пункт 70. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе.
Пункт 71.
При законодательной инициативе со стороны депутата (депутатов) Парламента Республики инициатор оформляет представление на имя Председателя Мажилиса, в котором раскрывается необходимость разработки проекта законодательного акта или внесения изменений и дополнений в действующий закон.
Председатель Мажилиса данное представление выносит на рассмотрение пленарного заседания Мажилиса.
При согласии Мажилиса на разработку проекта законодательного акта, Мажилис обеспечивает необходимую организационную, информационную и другую помощь инициатору законопроекта, определяет головной комитет.
При отрицательном заключении Мажилис дает раскрытую мотивировку своего заключения и информирует об этом инициатора законопроекта.
Представление о разработке законопроекта рассматривается в Мажилисе не более пятнадцати дней с момента регистрации представления в Общем отделе Мажилиса.
Подготовка законопроекта к рассмотрению его Мажилисом не должна превышать 120 дней с момента регистрации представления законопроекта в Общем отделе Мажилиса.
Головной комитет в установленные сроки вносит на пленарное заседание Мажилиса законопроект. Далее проект закона рассматривается в соответствии с настоящим Регламентом и Регламентами Палат.
Пункт 72. Депутаты Сената Парламента могут вносить свои замечания и предложения по законопроекту в комитеты Мажилиса, которые занимаются подготовкой его к рассмотрению на пленарном заседании Мажилиса. При этом им сообщается о результатах рассмотрения их предложений и замечаний.
Пункт 73. При инициативе со стороны Правительства Республики законопроект с соответствующими документами рассматривается в соответствии с Регламентом Мажилиса.
Пункт 74.
Одобренный Мажилисом законопроект направляется на рассмотрение в Сенат Парламента.
Мажилис с постановлением Палаты направляет в Сенат следующие приложения:
- постановление Правительства о внесении законопроекта на рассмотрение в Парламент или представление депутата(тов);
- проект закона в редакции инициатора;
- проект закона в редакции Мажилиса;
- финансово-экономический расчет, если реализация закона требует затрат, и заключение Правительства;
- состав рабочей группы;
- стенограмму заседания Мажилиса;
- перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного законопроекта, и предложения о разработке нормативных актов, необходимых для реализации данного закона;
- проект постановления Парламента о введении в действие закона в редакции инициатора;
- проект постановления Парламента о введении в действие закона в редакции Мажилиса.
Законопроекты, постановления Парламента о введении в действие закона представляются на казахском и русском языках.
При внесении законопроекта об изменении и дополнении в действующее законодательство представляется сравнительная таблица прежней и новой редакции статей.
При отсутствии необходимых приложений Аппарат Сената возвращает документы в Мажилис без регистрации для выполнения установленных требований.
Проект закона, поступивший из Мажилиса, рассматривается в Сенате не более 60 календарных дней со дня регистрации в Общем отделе Аппарата Сената.
Поступивший законопроект Сенат рассматривает в соответствии с Регламентом Сената.
Пункт 75.
Отклоненный Сенатом законопроект в целом, в течение 12 дней с момента принятия решения, возвращается Председателем Сената через Аппарат Сената в Мажилис вместе с постановлением Сената, мотивированным обоснованием отклонения и стенограммой заседания Сената.
Возвращенный законопроект рассматривается в Мажилисе повторно в соответствии с Регламентом Мажилиса.
Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования.
Повторное обсуждение и голосование по законопроекту Сенатом проводится в соответствии с Регламентом Сената.
Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в Сенат в течение той же сессии.
Если Мажилисом не преодолено возражение Сената по закону в целом, то Председатель Мажилиса в течение десяти дней с момента проведения пленарного заседания информирует об этом инициатора законопроекта.
Пункт 76.
В случае, если Сенат вносит изменения и дополнения в законопроект, то Председатель Сената возвращает через Аппарат Сената в Мажилис постановление об этом со сравнительной таблицей с редакцией законопроекта Мажилиса и новой редакцией статей в срок не более двух недель с момента принятия решения.
Возвращенный законопроект рассматривается в Мажилисе повторно в соответствии с Регламентом Мажилиса.
Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым, скрепляется подписью Председателя Мажилиса и в течение 3 дней со дня его принятия на пленарном заседании Мажилиса направляется в Сенат. О согласии Мажилиса с предложенными Сенатом изменениями и дополнениями Мажилисом принимается постановление. Сенат в течение 7 дней со дня поступления принятого закона направляет его на подпись Президенту Республики.
Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, то он принимает постановление об этом и предлагает Сенату количественный состав согласительной комиссии с указанием сроков ее полномочий.
Срок рассмотрения Парламентом изменений и дополнений Сената равен сроку работы согласительной комиссии.
Постановление Мажилиса о несогласии с изменениями и дополнениями Сената, а также с предложением о количественном составе согласительной комиссии направляется в Сенат Председателем Мажилиса через Аппарат Мажилиса.
Палаты создают согласительную комиссию с участием равного количества депутатов от каждой Палаты.
Члены согласительной комиссии из своего состава избирают большинством голосов от общего числа членов комиссии председателя.
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Сената в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего проекта закона.
В работе согласительной комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса субъект права законодательной инициативы.
Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решения согласительной комиссии принимаются большинством голосов от общего числа его членов. В случае равного количества голосов "за" либо "против" голос председателя комиссии считается решающим.
По результатам работы согласительная комиссия принимает заключение, содержащее предложения по преодолению разногласий, которое вносится на рассмотрение через Бюро Мажилиса на пленарное заседание Мажилиса.
Согласительная комиссия определяют докладчика(ков) на пленарных заседаниях Сената и Мажилиса.
Мажилис на своем пленарном заседании, в течение семи дней с момента внесения согласительной комиссией заключения на Бюро Мажилиса, должен рассмотреть предложения и принять решение.
Мажилис рассматривает каждое предложение в отдельности.
Мажилис по предложениям согласительной комиссии принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Мажилис может согласиться или не согласиться с предложениями согласительной комиссии.
Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов одобрит проект закона в редакции согласительной комиссии или большинством голосов вновь одобрит законопроект в редакции, ранее принятой Мажилисом, то принимается соответствующее постановление, и решение Мажилиса направляется в течение семи дней с момента проведения пленарного заседания в Сенат.
Сенат по предложениям согласительной комиссии и решения Мажилиса принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.
Сенат может согласиться или не согласиться с предложениями согласительной комиссии и решением Мажилиса.
При согласии Сената законопроект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись.
Пункт 77. Обсуждение возражений Президента по законодательному акту проводится в соответствии с пунктами 44-50 настоящего Регламента.
Глава 16
Обсуждение республиканского бюджета и отчетов
о его исполнении, изменений и дополнений в бюджет,
установление и отмена государственных налогов и сборов
Пункт 78. Обсуждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, изменений и дополнений в бюджет, установление и отмена государственных налогов и сборов осуществляется в соответствии с Регламентами Сената и Мажилиса.
Глава 17
Решение вопросов административно-территориального
устройства Республики
Пункт 79. Порядок решения вопросов, связанных с административно-территориальным устройством Республики, рассматривается Сенатом и Мажилисом Парламента в соответствии с законодательством.
Глава 18
Учреждение государственных наград,
установление почетных, воинских и иных званий,
классных чинов, дипломатических рангов Республики,
определение государственных символов Республики
Пункт 80. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики.
Пункт 81. В случае учреждения государственной награды, установления почетного, воинского и иного звания, классного чина, дипломатического ранга Парламент принимает закон.
Пункт 82.
Парламент имеет право представить к награждению государственными наградами (кроме ордена "Алтын Кыран") граждан Республики Казахстан.
При этом инициаторами могут выступать:
- Председатели Сената и Мажилиса Парламента;
- постоянные комитеты Сената и Мажилиса Парламента;
- группа депутатов Парламента не менее 10 человек, депутатские группы и фракции.
Данная инициатива выносится на обсуждение соответствующей Палаты с последующим его рассмотрением на пленарном заседании Парламента. Представление вносится Парламентом Президенту Республики путем принятия постановления.
Глава 19
Решение вопросов о государственных займах и оказании
Республикой экономической и иной помощи
Пункт 83. Решение вопросов о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи определяется Регламентами Палат Парламента.
Глава 20
Издание актов об амнистии граждан
Пункт 84.
Объявление амнистии Парламентом Республики осуществляется путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Проект закона об объявлении и порядке исполнения амнистии вносится субъектом права законодательной инициативы в Мажилис. Процедура прохождения внесенного законопроекта должна соответствовать Регламенту Мажилиса.
Рассмотренный и одобренный Мажилисом проект закона об объявлении амнистии большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса вместе с постановлением Палаты, в течение десяти календарных дней после его одобрения, направляется на рассмотрение в Сенат.
Сенат в течение 60 календарных дней после поступления одобренного Мажилисом законопроекта об объявлении амнистии принимает или отклоняет его.
В случае одобрения большинством голосов от общего числа депутатов Сената закон считается принятым, подписывается Председателями каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, Премьер-Министром и в течение 10 дней направляется на подпись Президенту Республики.
Пункт 85.
Сенат вправе отклонить проект постановления Парламента в целом или частично.
При отклонении Сенатом проекта постановления Парламента в целом или частично повторная процедура прохождения проекта должна соответствовать главе 15 раздела IV настоящего Регламента.
Глава 21
Ратификация и денонсация международных
договоров Республики
Пункт 86. Ратификация и денонсация международных договоров Республики осуществляется путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате и принимается в форме законов.
Раздел V
Образование совместных комиссий палат
Парламента и организация их деятельности
Пункт 87.
Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Количественный состав совместных комиссий определяется по согласованию между Палатами.
Инициатива об образовании совместной комиссии принадлежит депутатам Парламента, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов одной из Палат и решение поддержано тем же большинством другой Палаты.
Члены совместной комиссии выдвигаются депутатами Палат на своих пленарных заседаниях и утверждаются постановлениями Палат большинством голосов от общего числа их депутатов.
После утверждения членов совместной комиссии в Палатах Парламент на совместном заседании Палат принимает постановление о создании такой совместной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Совместные комиссии являются рабочими органами Парламента и отчитываются непосредственно перед ним.
Пункт 88.
Избрание председателя совместной комиссии осуществляется на совместном заседании Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента. Комиссия вправе вносить предложения Парламенту о кандидатуре председателя совместной комиссии.
Председателем совместной комиссии считается избранный кандидат, набравший наибольшее количество голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.
Пункт 89.
Решения совместных комиссий принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. В случае, если голоса разделились поровну, голос председателя комиссии считается решающим.
Раздельного голосования депутатов Мажилиса и Сената в комиссии не проводится.
Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов совместной комиссии.
Пункт 90. Председатель совместной комиссии может быть отозван от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.
Пункт 91. Совместные комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.
Пункт 92.
В целях осуществления полномочий Парламента и его Палат, предусмотренных пунктом 1 статьи 47
Конституции
Республики (досрочное освобождение Президента Республики от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни), Парламентом образуется специальная временная комиссия.
Избрание членов комиссии и ее председателя осуществляется в соответствии с пунктами 87, 88 настоящего Регламента. Избрание членов комиссии из числа специалистов в соответствующих областях медицины осуществляется на совместном заседании Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента по предложению соответствующих комитетов Палат.
Решение комиссии принимается в соответствии с пунктом 89 настоящего Регламента и оформляется в виде заключения комиссии.
Решение о досрочном освобождении Президента Республики принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Раздел VI
Порядок осуществления полномочий депутатов Парламента,
Правила депутатской этики и ответственность депутатов
Глава 22
Порядок осуществления полномочий депутатов Парламента
Пункт 93. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран.
Пункт 94. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.
Пункт 95.
Депутат Парламента вправе:
1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
2) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
3) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента, либо согласие на назначение которых дается Парламентом;
4) вносить в Бюро Палаты предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента, а в случае непринятия его предложений - вносить их на рассмотрение пленарных заседаний Палат;
5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
6) вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента;
7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;
10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;
11) знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение;
12) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента;
13) осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Республики, Регламентами Парламента и Палаты.
Пункт 96.
Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики.
Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности подлежат ответственности в соответствии с законодательством Республики.
Пункт 97. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.
Пункт 98.
Депутатский запрос является официально обращенным на совместном или раздельном пленарном заседании Палат Парламента требованием депутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.
Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращенный к Генеральному Прокурору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования.
Рассмотрение депутатских запросов, обращенных к Председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытом заседании Палат.
Пункт 99. Депутатский запрос может быть внесен в письменной форме и подлежит оглашению на совместном или раздельном пленарном заседании Палат Парламента.
Пункт 100.
Депутат в запросе обязан указать конкретное должностное лицо, к которому он обращается, и форму ожидаемого ответа (устно или письменно).
Аппарат Палаты, в которой состоит депутат, обращающийся с запросом, в трехдневный срок с момента оглашения его на пленарном заседании направляет запрос соответствующему должностному лицу государственного органа.
Пункт 101.
В случае, если на депутатский запрос должен быть дан устный ответ должностного лица на пленарном заседании Парламента или Палаты, ответ на запрос должен быть дан в срок не более месяца со дня его поступления адресату на пленарном заседании Парламента или его Палаты.
Депутатский запрос на пленарном заседании Парламента или его Палаты рассматривается в следующем порядке:
1) выступление депутата с запросом (до 5 минут);
2) ответ должностного лица, к которому обращен депутатский запрос (до 20 минут).
После заслушивания ответа автор депутатского запроса, а также другие депутаты могут задавать вопросы по поставленной в запросе проблеме. Должностному лицу, к которому обращен депутатский запрос, отводится до 30 минут для ответов на вопросы депутатов. По ответу на запрос могут быть открыты прения.
Пункт 102. Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. С согласия автора депутатского запроса отвечать на запрос может также должностное лицо, официально назначенное на день ответа на запрос исполняющим обязанности адресата запроса. Если адресат запроса не может в связи с выполнением служебных обязанностей участвовать в пленарном заседании Парламента или Палаты, ответ на запрос может быть отложен, но не более чем на месяц.
Пункт 103. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты. Запрос и ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Пункт 104. Депутаты вправе на совместном и раздельном пленарном заседании Палат обращаться с устными вопросами к Премьер-Министру и членам Правительства, Председателю Национального Банка, Председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному Прокурору, Председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ответ на вопрос дается на данном заседании, а при необходимости дополнительной подготовки к ответу - в трехдневный срок.
Пункт 105. Депутат выезжает в командировки в любой регион Республики или за ее пределы согласно Регламенту Палат. При этом командирование депутатов не должно отражаться на кворуме заседаний Парламента.
Глава 23
Правила депутатской этики
Пункт 106.
Правила депутатской этики депутатов Парламента Республики определяют нормы поведения, которыми они должны руководствоваться как при осуществлении, так и вне депутатских полномочий:
- депутаты Парламента Республики должны относиться друг к другу и всем другим лицам, участвующим в работе Палат Парламента, комитетов, комиссий и других депутатских формирований, образованных Парламентом, с уважением;
- не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Парламента и других лиц;
- не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;
- не должны препятствовать нормальной работе Палат Парламента, его координационным и рабочим органам;
- не прерывать оратора;
- не голосовать, используя чужую карточку;
- не допускать оскорбительных жестов, угроз и оскорблений действиями.
Пункт 107.
Депутат Парламента обязан использовать информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, строго соблюдая установленный порядок хранения таких тайн.
Депутат Парламента не может разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Палат Парламента и его координационных и рабочих
органов.
Депутат Парламента обязан использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем, документов и подписывать их собственноручно.
Пункт 108.
Депутат Парламента, не имеющий специальных полномочий на представительство Парламента Республики, может вступать в отношения с должностными лицами и государственными органами других государств только от своего имени.
При этом депутат обязан защищать интересы Республики Казахстан, права, свободы и интересы ее граждан, не причинять своими действиями ущерба интересам Республики, а равно не нарушать законы других государств, уважать национальные традиции и обычаи населяющих их народов.
Пункт 109.
Депутат Парламента в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах, в других публичных выступлениях или заявлениях обязан использовать только достоверные и проверенные факты, не допускать дезориентирующих общественное мнение утверждений, не употреблять выражений, унижающих честь и достоинство любого гражданина.
В случае умышленного или неосторожного употребления в критических выступлениях недостоверных либо непроверенных фактов долг депутата Парламента публично принести извинение тем организациям, органам и лицам, чьи интересы и честь пострадали при этом.
Глава 24
Ответственность депутатов Парламента
Пункт 110.
В случае отсутствия депутата без уважительных причин на пленарных заседаниях Парламента более трех раз в течение одной сессии ему отказывается в выплате заработной платы за дни отсутствия.
В случае отсутствия депутата без уважительных причин на заседаниях Парламента и его органов более одного месяца депутату на срок отсутствия отказывается:
- в выплате заработной платы;
- во внеочередном приобретении транспортных проездных документов;
- в выезде в командировки;
- в оплате командировочных расходов;
- в обслуживании автомобильным транспортом;
- в лечебно-оздоровительном и санаторно-курортном обслуживании.
Решение об этом при отсутствии депутата на совместном заседании Палат принимается Председателем соответствующей Палаты, а при отсутствии на заседаниях органов Палаты - Бюро соответствующей Палаты.
Пункт 111. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Голосование за отсутствующего депутата запрещается.
Пункт 112.
В случае нарушения правил депутатской этики, установленных настоящим Регламентом и Регламентами Палат, решением Председателя соответствующей Палаты к депутату могут быть применены следующие меры взыскания:
1) парламентское порицание;
2) понуждение к принесению публичного извинения;
3) лишение слова в течение одного совместного или раздельного пленарного заседания Палат;
4) лишение слова в течение трех совместных или раздельных пленарных заседаний Палат;
5) удаление из зала заседаний на время одного совместного или раздельного пленарного заседания Палат;
6) удаление из зала заседаний на время трех совместных или раздельных пленарных заседаний Палат;
7) лишение однодневной заработной платы.
Все перечисленные меры взыскания к депутату оформляются распоряжениями Председателей Палат и передаются к исполнению в Аппарат Палат Парламента.
Пункт 113. Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пунктов 110, 111 настоящего Регламента, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики.
Пункт 114. Депутат может отсутствовать на заседаниях Парламента и его органов только с разрешения Председателей Палат или руководителей соответствующих органов Парламента.
Раздел VII
Депутатские объединения в Парламенте Республики Казахстан
Пункт 115.
Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.
Председатели Палат Парламента и их заместителей, депутаты, делегированные Палатами в состав Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, не могут входить в депутатские объединения.
Пункт 116. Фракция - организованная группа депутатов, представляющих политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в Парламенте. Фракция должна объединять не менее десяти депутатов Парламента. В состав фракции могут входить депутаты обеих Палат Парламента.
Пункт 117. Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.
Пункт 118.
Регистрация фракций и депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.
Бюро какой Палаты Парламента будет осуществлять регистрацию фракции или депутатской группы, определяется ими самостоятельно.
В Бюро Палаты Парламента для регистрации фракции или депутатской группы направляется письменное уведомление, в котором определяется ее название, цели, состав и лица, уполномоченные выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях Парламента, Палат, комиссиях, в государственных органах, политических партиях и общественных объединениях.
Бюро представляет депутатам Парламента, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп.
Пункт 119.
Депутаты Парламента, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них.
Фракция или депутатская группа при включении новых членов или выхода депутатов из их состава оповещает об этом Бюро, зарегистрировавшее ее.
Пункт 120. В случае выхода депутатов из депутатского объединения, численный состав которого стал насчитывать меньше членов, чем положено при ее регистрации, оно прекращает свою деятельность.
Пункт 121. Депутаты Парламента могут быть членами только одной фракции и нескольких депутатских групп.
Пункт 122. Депутатские объединения информируют Председателей обеих Палат Парламента о своих решениях.
Пункт 123.
Представители депутатских объединений вправе от имени фракции, группы:
- вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Парламентом или его Палатами, либо согласие на назначение которых дается Парламентом или его Палатами;
- предлагать поправки к проектам законов, постановлений и других актов, принимаемых Парламентом и его Палатами;
- знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, принятыми решениями фракции, депутатской группы;
- запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения у государственных органов и должностных лиц;
- при прекращении прений настаивать на выступлении от имени депутатского объединения. В этом случае председательствующий обязан предоставить им слово.
Пункт 124.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
Организационное, документальное, информационно-аналитическое и иное обеспечение деятельности депутатских объединений осуществляется Аппаратами Палат Парламента.
Раздел VIII
Международное, межпарламентское сотрудничество
Пункт 125. Парламент Республики Казахстан может заключать с Парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве.
Пункт 126. Парламент ежегодно принимает программы сотрудничества с Парламентами других государств. Проекты программ подготавливаются соответствующими комитетами Палат с учетом мнений других комитетов, предложений отделов Аппаратов Палат, утверждаются постановлением Парламента на совместном заседании Палат Парламента большинством голосов от общего числа депутатов Парламента и доводятся до сведения депутатов Парламента.
Пункт 127.
В соответствии с утвержденной Парламентом программой Председатели обеих Палат Парламента с учетом мнений комитетов, отделов Аппаратов Палат на паритетных началах определяют состав направляемых за рубеж официальных делегаций Парламента, назначают руководителей этих делегаций, их заместителей и секретарей, а также состав казахстанских частей межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) по сотрудничеству с парламентами других государств, определяют их полномочия. Члены официальной делегации из числа депутатов Парламента утверждаются постановлением на пленарном заседании каждой из Палат. В состав официальных делегаций Парламента могут входить работники Аппаратов Палат Парламента.
Делегации фракций и депутатских групп направляются за рубеж за счет собственных средств и представляют за рубежом только соответствующие избирательные и депутатские объединения, но не Парламент в целом.
Пункт 128. Официальные делегации представляют в Бюро Палат, а также в соответствующие комитеты, а в случае необходимости и в другие комитеты отчет о своей работе. По инициативе Председателей Палат, Бюро Палат, а также руководителя делегации такой отчет может быть вынесен на рассмотрение Парламента.
Пункт 129. Положение о казахстанских частях межпарламентских комиссий (парламентских, рабочих групп) по сотрудничеству с парламентами других государств, а также Положение о парламентских делегациях утверждаются Парламентом на совместном заседании его Палат.
Пункт 130. Парламент утверждает единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения иностранных парламентских делегаций в Казахстане, а также депутатов, выезжающих за рубеж в рамках казахстанских частей межпарламентских комиссий или в составе делегаций Палат Парламента.
Пункт 131. Руководителям Парламентов государств, главам государств и Правительств, руководителям парламентских делегаций по решению Председателя Мажилиса, согласованному с Председателем Сената, при их посещении Парламента Республики Казахстан может быть предоставлена возможность выступить перед депутатами Парламента Республики Казахстан.
Раздел IX
Заключительные положения
Пункт 132.
Регламент Парламента Республики Казахстан, изменения и дополнения к нему принимаются на пленарном заседании Парламента большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат постановлением Парламента.
Регламент Парламента вступает в силу со дня его принятия.
Пункт 133. Предложения об изменении и дополнении Регламента Парламента могут вноситься Палатами Парламента, фракциями, депутатскими группами и депутатами в Мажилис, после рассмотрения которых Председатель Мажилиса выносит их для включения в план рассмотрения вопросов Парламентом и утверждения Парламентом на пленарном заседании. Вопросы об изменении и дополнении Регламента Парламента рассматриваются на совместном заседании Палат Парламента.
Пункт 134. Всякое заседание депутатов Парламента, которое, имея целью осуществление его конституционных полномочий, проводится без соблюдения установленных Регламентами условий и процедур, является незаконным. Акты, принятые таким собранием, недействительны.
Пункт 135. Парламент создает рабочую группу - совместную комиссию по Регламенту Парламента, которая дает разъяснения, рассматривает предложения депутатов по внесению изменений и дополнений в Регламент Парламента и вносит их на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента.