О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 187 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома)"

Приказ и.о. Министра транспорта Республики Казахстан от 18 ноября 2024 года № 379. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 ноября 2024 года № 35377

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 187 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома)" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12052) следующие изменения:

      в Правилах сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома), утвержденных указанным приказом:

      в пункте 3:

      подпункт 3) изложить в следующей редакции:

      "3) эксплуатант аэродрома (вертодрома) - физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, а также другого государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, которое использует аэродром (вертодром) на праве собственности либо иных законных основаниях;";

      подпункт 11) изложить в следующей редакции:

      "11) сертификационное обследование - осуществляемая уполномоченной организацией проверка аэродрома (вертодрома), его структурных подразделений, оборудования, эксплуатационных процедур, технологических процессов по содержанию и эксплуатации аэродрома (вертодрома), документации организационной структуры, а также компетентности специалистов заявителя на соответствие сертификационным требованиям;";

      пункт 4, 5 и 6 изложить в следующей редакции:

      "4. Целью сертификации годности аэродрома (вертодромов) является обеспечение безопасности полетов воздушных судов (далее - ВС) на земле и в воздухе, а также обеспечение безопасности аэродрома (вертодрома) для жизни и здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды.

      Эксплуатант сертифицированного аэродрома (вертодрома) обеспечивает соответствие сертификационным требованиям, предъявляемым к эксплуатанту аэродрома (вертодрома).

      При сертификационном обследовании эксплуатант аэродрома (вертодрома) демонстрирует способность и средства, а также финансово-экономическое положение и правоспособность, для соблюдения требований по:

      1) обеспечению физических и технических характеристик, установленных к объектам аэродромов (вертодромов) гражданской авиации;

      2) процедурам эксплуатации, включая:

      представление аэродромных данных;

      инспектирование рабочей площади аэродрома (элементов вертодрома);

      техническое обслуживание рабочей площади аэродрома (элементов вертодрома);

      защита от снега и обледенения и опасных метеорологических условий на аэродроме (вертодроме);

      контроль за препятствиями;

      процедуры в условиях ограниченной видимости;

      электросветотехническое обеспечение полетов;

      управление опасностями, создаваемыми птицами и дикими животными для полетов гражданских воздушных судов;

      планирование мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме (вертодроме);

      аварийно-спасательное обеспечение полетов;

      удаление самолета, потерявшего способность двигаться;

      эксплуатация транспортных средств на аэродроме (вертодроме);

      организация деятельности на перроне;

      управление безопасностью деятельности на перроне;

      управлению безопасностью полетов.

      5. Сертификационные требования предусматривают наличие у эксплуатанта аэродрома (вертодрома):

      1) ответственного (первого) руководителя, обладающего полномочиями по выделению финансовых средств, необходимых для обеспечения деятельности на аэродроме (вертодроме). Ответственный руководитель обеспечивает организацию и поддержание эффективной системы управления деятельностью на аэродроме (вертодроме);

      2) руководителя(ей), ответственного(ых) за управление и контроль производственной деятельностью на аэродроме (вертодроме) и техническое обслуживание и ремонт объектов аэродрома (вертодрома), спецтехники, средств и оборудования (далее – технические директора);

      3) инспектора (менеджера) по безопасности полетов, ответственного за разработку, поддержание и ежедневное администрирование системой управления безопасностью полетов. Инспектор (менеджер) по безопасности полетов является независимым от любых руководителей организации и имеет прямой доступ к ответственному руководителю и руководителям организации по вопросам безопасности полетов, непосредственно подчиняется ответственному руководителю;

      4) начальников служб, подразделений, смен, количество которых соизмеримо с объемом деятельности, задач и обязанностями с учетом организационной структуры и численности персонала;

      5) организационной структуры, штатного расписания, подтверждающего достаточность специалистов для осуществления деятельности;

      6) надлежащей компетенции у персонала, осуществляющего эксплуатационную деятельность, техническое обслуживание объектов аэродрома (вертодрома), средств и оборудования, управление деятельностью на аэродроме (вертодроме) согласно приложению 9 к настоящим Правилам, подготовка которых соответствует типовым программам профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8785);

      7) руководство по обеспечению профессиональной подготовки персонала эксплуатанта аэродрома (вертодрома);

      8) утвержденных должностных инструкций, определяющих обязанности и ответственность руководящего состава и специалистов;

      9) утвержденного генерального плана, на не менее, чем 5 лет, содержащего подробные этапы развития инфраструктуры аэропорта и землепользования и перечень приоритетных задач, включая план реализации. Генеральный план разрабатывается эксплуатантом аэродрома на основе информации об экономической целесообразности, прогнозов перевозок, текущих и будущих требований, предъявляемых, в частности, эксплуатантами воздушных судов, а также периодически пересматривается с учетом объем воздушного движения на аэродроме (для аэродромов, обслуживающих международные воздушные перевозки) и согласованного с местными исполнительными органами;

      10) утвержденного первым руководителем эксплуатанта аэродрома (вертодрома) Руководства по аэродрому (вертодрому) (далее- Руководство), которое согласовывается с уполномоченной организацией. Руководство разрабатывается в соответствии с положениями настоящих Правил, DOC 9774 AN\969 "Руководство по сертификации аэродромов" ИКАО, DOC 9981 "Правила аэронавигационного обслуживания. Аэродромы" ИКАО, DOC 9261 "Руководство по вертодромам";

      11) системы управления безопасностью полетов и утвержденного Руководства по управлению безопасностью полетов, включая описание системы документации по безопасности полетов, согласованного с уполномоченной организацией;

      12) системы управления качеством аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, относящихся к аэродромной деятельности;

      13) соглашений с подрядными организациями, если часть деятельности эксплуатанта аэродрома, входящей в область действия сертификата годности аэродрома (вертодрома), осуществляется подрядными организациями (техническое обслуживание и ремонт объектов, оборудования и спецтехники аэродрома (вертодрома), сбор аэронавигационных данных, обучение персонала, аварийно-спасательное обеспечение полетов, проектирование объектов аэродрома (вертодрома));

      14) системы внутреннего контроля соблюдения сертификационных требований, требований, установленных на аэродроме (вертодроме), правил и процедур как самим эксплуатантом аэродрома (вертодрома), так сторонними и подрядными организациями, осуществляющими деятельность на аэродроме (вертодрома);

      15) инструкций по взаимодействию (координации) со службами организаций гражданской авиации;

      16) утвержденного аварийного плана по организации и проведению аварийно-спасательных работ;

      17) аэропортового комитета, рабочей группы по безопасности полетов, рабочей группы по безопасности операций на взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП), образованных в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере гражданской авиации;

      18) технических средств, оборудования, спецтехники, зданий и помещений, средств индивидуальной защиты для осуществления деятельности, состояние которых отвечает требованиям безопасности, позволяет эффективно выполнить необходимые задачи и функции.

      6. Сертификационными требованиями к объектам аэродрома (вертодрома), представлению данных по аэродрому (вертодрома), аэродромному обеспечению полетов, контролю, мониторингу и учету препятствий на приаэродромной территории, управлению опасностями, создаваемыми птицами и дикими животными, организации работы специального транспорта в аэропортах Республики Казахстан являются:

      1) требования норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 381 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12303), приложения 14 к Конвенции Международной гражданской авиации. Аэродромы том 1 "Проектирование и эксплуатация аэродрома" и приложения 14 к Конвенции о Международной гражданской авиации. Аэродромы, том II "Вертодромы";

      2) требования правил обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 420 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15427), в части предоставления аэронавигационных данных по аэродрому;

      3) требования правил аэродромного обеспечения в гражданской авиации, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 7 октября 2015 года № 978 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12360);

      4) требования правил по организации работы специального транспорта в аэропортах Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 327 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11676);

      5) требования правил управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11724);

      6) требования правил выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может предоставлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 504;

      7) наличие разработанного Руководство по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту аэродромов, утвержденных технологий работы;

      8) наличие процедур по дефектация аэродромных покрытий (акты дефектации, акты осмотра элементов аэродрома);

      9) наличие процедур оценки условий торможения воздушных судов, устройств по измерению коэффициента сцепления;

      10) наличие специальной техники, предназначенной для содержания аэродрома (вертодрома);

      11) наличие утвержденных процедур по организации работы специального транспорта на аэродроме (вертодроме);

      12) проведение мероприятий по мониторингу, оценке и учету препятствий и принятия мер по их устранению, в том числе и неаэронавигационных огней, представляющих угрозу безопасности полетов, проведения строительных работ и деятельности в районе аэродрома (вертодрома) и на приаэродромной территорий.";

      пункты 10, 11, 12, 13 и 14 изложить в следующей редакции:

      "10. Сертификационными требованиями по управлению безопасностью полетов являются:

      1) требования программы по безопасности полетов в сфере гражданской авиации, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 136 в части системы управления безопасностью полетов эксплуатантов аэродромов;

      2) требования типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов, авиационных учебных центров гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов в ходе предоставления услуг, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года № 173 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6855) (далее - Типовые инструкций по управлению безопасностью полетов), в части эксплуатантов аэропортов;

      3) назначение ответственного за безопасность полетов руководителя, должностного лица, ответственного за разработку и эффективное функционирование системы управления безопасностью полетов;

      4) наличие утвержденного плана разработки, реализации и улучшения системы управления безопасностью полетов на аэродроме (вертодроме);

      5) наличие согласованных с уполномоченной организацией показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и целевых уровней безопасности полетов;

      6) процедур и процессов система управления безопасностью полетов.

      Эксплуатант сертифицированного аэродрома (вертодрома) внедряет СУБП, в соответствии требованиями Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов, Приложении 19 к Конвенции Международной гражданской авиации "Управление безопасностью полетов" и DOC 9859 "Руководство по управлению безопасностью полетов".

      СУБП предназначена для обеспечения, организованного и упорядоченного подход к управлению безопасностью полетов на аэродроме (вертодроме). Порядок управления осуществлением изменений, проведения оценки безопасности полетов, представления данных и проведения анализов, касающихся событий в области безопасности полетов на аэродромах (вертодромах), а также осуществления постоянного мониторинга по обеспечению соблюдения соответствующих технических требований для смягчения воздействия выявленного риска, содержится в инструктивном материале, разрабатываемом уполномоченной организацией на основании документа ИКАО DOC 9981 "Правила аэронавигационного обслуживания Аэродромы".

      При сертификации уполномоченная организация проверяет СУБП эксплуатанта аэродрома (вертодрома).

      При первичной сертификации эксплуатанта нового аэродрома (вертодрома) допускается внедрение СУБП не в полной мере, учитывая требуемые сроки ее внедрения, однако эксплуатант аэродрома (вертодрома) обеспечивает как минимум следующие вопросы:

      1) имеется политика в сфере обеспечения безопасности полетов, которая утверждена первым руководителем эксплуатанта аэродрома (вертодрома) и отражает обязательства организации, касающиеся обеспечения безопасности полетов;

      2) закреплена ответственность первого руководителя за обеспечение безопасности полетов,

      3) назначено должностное лицо уровня не ниже начальника службы, ответственное за разработку, внедрение и администрирование СУБП, которое независимо от производственных служб (заместитель первого руководителя по безопасности полетов, инспектор по безопасности полетов и руководители служб);

      4) обязанности и ответственность за обеспечение безопасности полетов закреплены в должностных инструкциях каждого сотрудника, включая первого руководителя;

      5) эксплуатантом аэродрома (вертодрома) разработаны правила, предусматривающие:

      персонал и субподрядчики представляют сведения об инцидентах и имеется описание процедур, позволяющих им представлять такие сведения;

      инциденты анализируются и осуществляется контроль за предпринимаемыми затем действиями;

      обеспечивается хранение отчетов и результатов анализа инцидентов;

      сведения об инцидентах сообщаются уполномоченной организации и уполномоченному органу в сфере гражданской авиации;

      обеспечивается координация действий с другими партнерами;

      6) эксплуатант аэродрома (вертодрома) разработал правила определения, анализа и оценки факторов, представляющих опасность для безопасного производства полетов воздушными судами, а также осуществления соответствующих мероприятий по уменьшению такой опасности;

      7) эксплуатантом аэродрома (вертодрома) разработаны правила, согласно которым в случае любого изменения на аэродроме (вертодроме) его последствия для безопасности полетов анализируются и перечисляются вытекающие опасные факторы, которые могут иметь место. В правилах определяются ответственные лица по проведению анализа, процедуры контроля и принимаемых мер по устранению опасных факторов, включая критерий проведения анализа. Результаты этих оценок регистрируются и хранятся;

      8) эксплуатант аэродрома (вертодрома) устанавливает и контролирует свои собственные показатели состояния безопасности полетов, отражающие его критерии безопасности полетов, с тем чтобы иметь возможность анализировать потенциальные недостатки.

      9) эксплуатант аэродрома (вертодрома) разработал программу проверок состояния безопасности полетов, которая включает программу подготовки проверяющих;

      10) эксплуатант аэродрома (вертодрома) разработал процесс распространения информации, касающейся безопасности полетов.

      11. Для эксплуатанта сертифицированного вертодрома сертификационными требованиями являются требования, указанные в пунктах 5, 6, 7, 8, 9, 10 настоящих Правил, в части их касающейся.

      12. Эксплуатант аэродрома (вертодрома) обеспечивает, что ответственный (первый) руководитель, предусмотренный подпунктом 1 пункта 5 настоящих Правил обладает техническими знаниями и пониманием деятельности на аэродроме (вертодроме), играет ведущую роль в обеспечении соблюдения стандартов безопасности.

      Ответственный руководитель обеспечивает:

      1) наличие всех ресурсов, включая финансовые, необходимых для эксплуатации аэродрома (вертодрома) в соответствии с требованиями, установленными законодательством в сфере гражданской авиации и в руководстве по аэродрому (вертодрому);

      2) соответствующее сокращение объемов, видов деятельности на аэродроме (вертодроме), если происходит сокращение уровня доступных ресурсов или появляются внештатные условия (обстоятельства), которые ухудшают состояние безопасности полетов;

      3) разработку, внедрение и продвижение политики в области безопасности полетов;

      4) соответствие деятельности на аэродроме (вертодроме) сертификационным требованиям, системе управления безопасностью полетов эксплуатанта аэродрома (вертодрома), требованиям управления качеством предоставления аэронавигационных данных и аэронавигационной информации об аэродроме и соответствующим требованиям, установленным на аэродроме (вертодроме);

      Ответственный руководитель обладает:

      1) необходимыми полномочиями для управления деятельностью на аэродроме (вертодроме);

      2) надлежащими знаниями и пониманием стандартов и нормативных правовых актов в области безопасности полетов;

      3) пониманием требований к компетенции руководящего состава, чтобы гарантировать наличие компетентных должностных лиц на руководящих должностях;

      4) знанием, пониманием принципов и методов систем управления безопасностью полетов, управления качеством, управления авиационной безопасностью, и как они применяются в организации;

      5) знанием роли ответственного руководителя;

      6) знаниями и пониманием ключевых вопросов управления рисками на аэродроме (вертодроме).

      Делегирование обязанностей ответственного руководителя:

      в периоды отсутствия повседневные обязанности ответственного руководителя делегируются соответствующему руководителю организации, согласно приказу о делегировании полномочий, однако ответственность за деятельностью аэродрома (вертодрома) остается за ответственным руководителем.

      В зависимости от размера и сложности организации обязанности в области обучения делегируются менеджеру по обучению, который обеспечивает разработку, координацию, реализацию программ обучения и ведет соответствующий учет обучения персонала, а также программ проверки квалификации.

      13. Для выполнения своих обязанностей технические директора, предусмотренные подпунктом 2 пункта 5 настоящих Правил, обеспечиваются необходимыми ресурсами.

      В целях обеспечения ежедневного контроля за производственной деятельностью эксплуатантом аэродрома (вертодрома) предусматривается порядок замещения технических директоров.

      Допускается совмещение обязанностей техническими директорами с учетом объема производственной деятельности и сложности организационной структуры предприятия.

      Технические директора обладают следующими компетенциями:

      1) практический опыт и знания в области эксплуатации и/или технического обслуживания аэродромов (вертодромов);

      2) всестороннее знание применимых требований в области аэродромов (вертодромов);

      3) знания в области управления безопасностью и качеством;

      4) знание руководства по аэродрому (вертодрому).

      14. Инспектор (менеджер) по безопасности полетов, предусмотренный подпунктом 3 пункта 5 настоящих Правил, координирует разработку, администрирование и поддержание эффективной системы управления безопасностью полетов.

      К функциям инспектора (менеджера по безопасности полетов) относится:

      1) обеспечение выявления опасностей, анализа рисков в области безопасности полетов и управления ими;

      2) контроль внедрения и функционирования системы управления безопасностью полетов, включая принятие действий по обеспечению безопасности полетов;

      3) управление системой сообщений по безопасности аэродрома (вертодрома);

      4) предоставление периодических отчетов о состоянии безопасности полетов, основанных на соответствующих показателях безопасности полетов;

      5) организация ведения документации по управлению безопасностью полетов;

      6) организация обучения управлению безопасностью полетов и его соответствие установленным стандартам;

      7) консультации по вопросам безопасности полетов;

      8) инициирование и участие во внутренних расследованиях авиационных событий.

      Инспектор (менеджер) по безопасности полетов обладает следующими компетенциями:

      1) практический опыт и знания в области эксплуатации аэродромов (вертодромов) или технического обслуживания аэродромов (вертодромов);

      2) знания в области управления безопасностью полетов и качеством;

      3) знание руководства по аэродрому (вертодрому);

      4) знание требований нормативных правовых актов и стандартов, включая международные стандарты в области аэродромов (вертодромов).

      В целях исключения конфликта интересов функции и обязанности инспектора (менеджера) по безопасности полетов не выполняются техническими директорами.";

      пункт 21 изложить в следующей редакции:

      "21. При первоначальной сертификации при открытии нового аэродрома (вертодрома) эксплуатант аэродрома (вертодрома) направляет в уполномоченную организацию заявление с приложением документов согласно статье 67 Закона, не позднее чем за два месяца до подачи заявки на сертификацию.

      Уполномоченная организация, после получения заявки, по согласованию с эксплуатантом аэродрома (вертодрома) проводит до начала сертификации технические инспекции инфраструктуры аэродрома (вертодрома) и его оборудования в целях проверки соответствия требованиям подпункта 1) пункта 6 настоящих Правил, связанными с планируемыми на аэродроме операциям.

      Продолжительность и количество технических инспекций зависит от готовности инфраструктуры и объектов аэродрома (вертодрома) и их сложности.

      Технические инспекции аэродрома (вертодрома) включают проверку:

      1) инфраструктуры (летные полосы, взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, перроны, служебные дороги, специальные площадки, концевые зоны безопасности, свободная зона), поверхностей ограничения препятствий, визуальных средств (маркеры, огни, знаки, указатели), электрических систем, а также аэродромного оборудования, предназначенного для использования самолетами;

      2) уровня требуемой пожарной защиты, аварийно-спасательного оборудования;

      3) оборудования и инфраструктуры для предотвращения опасностей столкновения с птицами и дикими животными.

      Технические инспекции проводятся авиационными инспекторами уполномоченной организации с использованием контрольных листов проверки.";

      пункт 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 и 36 изложить в следующей редакции:

      "28. В рамках процесса сертификации эксплуатант аэродрома (вертодрома) разрабатывает и представляет уполномоченной организации на согласование Руководства, содержащее всю необходимую информацию о месте расположения аэродрома (вертодрома), средствах, службах, оборудовании, эксплуатационных процедурах, организационной структуре и руководстве, включая систему управления безопасностью полетов.

      29. Наличие Руководства является основным условием процесса сертификации аэродрома (вертодрома).

      Руководство представляется в уполномоченную организацию на рассмотрение до проведения сертификационного обследования аэродрома (вертодрома) в целях проверки, что Руководство содержит необходимую информацию, включая все процедуры, которые будут проверяться авиационными инспекторами уполномоченной организацией в ходе сертификационного обследования аэродрома (вертодрома).

      Уполномоченная организация, в течение трех (3-х) рабочих дней с момента согласования Руководства, уведомляет эксплуатанта аэродрома (вертодрома) о согласовании Руководства.

      Эксплуатант аэродрома (вертодрома) уведомляет уполномоченную организацию о любых изменениях Руководства.

      Приказом руководителя эксплуатанта аэродрома (вертодрома) назначается ответственное лицо за составление, своевременного внесения изменений и дополнении в Руководство.

      Руководство обновляется в установленном порядке с регистрацией в нем всех поправок, дат их вступления в силу и утверждения поправок.

      Контрольные экземпляры действующего Руководства хранятся у эксплуатанта аэродрома (вертодрома) и уполномоченной организации в сфере гражданской авиации.

      30. Эксплуатант аэродрома (вертодрома) определяет и обеспечивает доступ к Руководству или его соответствующим частям всему эксплуатационному персоналу, включая персонал сторонних организаций, обязанности которого связаны либо с обеспечением безопасности операций на аэродроме (вертодроме), либо предусматривают его доступ в рабочие зоны аэродрома (вертодрома).

      При использовании электронных средств рассылки Руководства эксплуатант аэродрома (вертодрома) устанавливает порядок отслеживания поправок и подтверждения их получения.

      31. В Руководстве приводятся его назначение и цели, а также порядок его использования эксплуатационным персоналом и заинтересованными сторонами.

      Руководство содержит всю соответствующую информацию, касающуюся организационной и эксплуатационной структуры. Для всего эксплуатационного персонала аэродрома (вертодрома) оно обеспечивает возможность получения полной информации о своих обязанностях и сфере ответственности в части обеспечения безопасности полетов, включая информацию и инструкции, касающиеся вопросов, оговоренных в применимых нормах. Оно содержит описание аэродромных служб и средств, всех эксплуатационных процедур и любых действующих ограничений.

      Эксплуатант аэродрома (вертодрома) обеспечивает соответствие каждого положения Руководства конкретной операции и внесение необходимых поправок и добавлений.

      Руководство описывает СУБП эксплуатанта аэродрома (вертодрома) и показывает, каким образом эксплуатанта аэродрома (вертодрома) планирует оценивать свою деятельность с точки зрения целевых показателей безопасности полетов.

      Руководство содержит подробные сведения или соответствующие перекрестные ссылки на официально принятую или признанную документацию, касающуюся политики аэродрома (вертодрома) в области обеспечения безопасности полетов, используемых эксплуатационных процедур и инструкций.

      Для крупных аэродромов (вертодромов) с учетом объемов и сложности операций вместо включения детального описания самих операций в Руководство допускается приводить ссылки на процедуры, инструкции и их положения. Например, допускается, что эксплуатант аэродрома (вертодрома) разрабатывает и использует руководство по СУБП для описания своего подхода к обеспечению безопасности эксплуатации аэродрома (вертодрома).

      Для небольших аэродромов (вертодромов) Руководство является простым и кратким документом, содержащим основные процедуры обеспечения безопасности повседневных операций.

      32. Общая часть Руководства состоит из следующих разделов:

      1) титульный лист;

      2) лист регистрации изменений, где регистрируются все изменения (номера и даты изданий и ревизий документа и основания для них, указывается лицо, выполнившее ревизию), описываются процедуры внесения изменений, обстоятельства, при которых может потребоваться разработка поправок;

      3) лист учета поправок, где кратко описываются обновления и/или исправления, вносимые в Руководство в ходе его ревизии или переиздания;

      4) лист и процедуры рассылки Руководства;

      5) перечень действующих страниц;

      6) оглавление;

      7) термины и сокращения, где содержится краткое пояснение общих терминов, используемых в Руководстве, включая наименования должностей и сокращения.

      33. Руководство включает информацию общего характера:

      1) назначение и сфера действия Руководства, где описывается назначение и цели руководства, а также порядок его использования эксплуатационным персоналом и заинтересованными сторонами.

      В данном разделе дается описание, что Руководство содержит всю соответствующую информацию, касающуюся организационной и эксплуатационной структуры эксплуатанта аэродрома (вертодрома). Для всего эксплуатационного персонала аэродрома (вертодрома) оно обеспечивает возможность получения полной информации о своих обязанностях и сфере ответственности в части обеспечения безопасности полетов, включая информацию и инструкции, касающиеся вопросов, оговоренных в применимых нормах. Оно содержит описание аэродромных служб и средств, всех эксплуатационных процедур и любых действующих ограничений.

      2) правовая основа сертификации аэродрома (вертодрома), где включаются юридические положения, касающиеся сертификации аэродрома (вертодрома);

      3) условия использования аэродрома (вертодрома) и описание планируемых операций;

      4) регламент работы аэродрома (вертодрома) и условия использования, где включается заявление о том, что аэродром открыт для всех эксплуатантов воздушных судов на равных условиях;

      5) критические самолеты, которые аэродром (вертодром) планирует обслуживать;

      6) для аэродрома - категория обеспечиваемых взлетно-посадочной полосы, где дается описание взлетно-посадочной полосы: необорудованная, оборудованная, включая неточные и точные заходы на посадку;

      для вертодрома - тип вертодрома: расположенный на уровне поверхности, приподнятый над поверхностью или вертопалуба;

      7) характер полетов, выполняемых на аэродроме (вертодроме): коммерческие, пассажирские, грузовые воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения;

      8) тип полетов, разрешенных к выполнению на аэродроме (вертодроме): международные/внутренние, регулярные/нерегулярные, полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам (ППП) и/или правилам визуальных полетов (ПВП);

      9) минимальная дальность видимости на ВПП (RVR), разрешающая эксплуатацию аэродрома;

      10) система аэронавигационной информации и процедуры опубликования этой информации.

      В данном разделе приводится описание системы менеджмента качества аэронавигационных данных и информации, обеспечения их достоверности (точности) и качества, процедуры передачи для опубликования в службу аэронавигационной информации для обеспечения целей безопасности полетов;

      11) система регистрации полетов, выполняемых воздушными судами на аэродроме (вертодроме), которая включает описание метода и процедур по регистрации количества взлет-посадочных операций, типа, максимальной взлетной массы воздушного судна, даты и числа пассажиров.

      12) обязанности эксплуатанта аэродрома (вертодрома) в соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона;

      13) требуемая квалификация персонала, где приводится описание процедур обеспечения компетенции персонала, который осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание аэродрома (вертодрома) и управление;

      В данном разделе приводятся квалификационные требования (требования к образованию, опыту работы, навыкам) и программы обучения с их описанием, включая виды обучения, периодичность, продолжительность каждого вида обучения, перечень тем с кратким описанием, порядок обучения и оценка знаний с минимальным проходным баллом, применяемые стандарты обучения для персонала обеспечивающего эксплуатацию аэродрома (вертодрома), техническое обслуживание аэродрома (вертодрома) и его объектов; процедуры организации обучения и допуска персонала к самостоятельной работе, ведение и хранение записей; аттестация персонала, ее периодичность, порядок аттестации, процедуры для непрошедших аттестацию, процесс проверки (валидации) самой программы, ведение и хранение записей.

      34. Руководство включает информацию об администрации аэродрома (вертодрома), в том числе:

      1) название и адрес аэродрома (вертодрома);

      2) наименование и адрес эксплуатанта аэродрома (вертодрома);

      3) данные об ответственном руководителе (фамилия, имя, отчества (при его наличии), контактный телефон, электронный адрес), несущем общую ответственность за безопасность на аэродроме (вертодроме);

      4) организационная структура, где приводятся схема общей организационной структуры эксплуатанта аэродрома (вертодрома), схемы организационных структур отдельных департаментов и служб, с наименованием должностных лиц, департаментов и служб, между которыми приводятся линии связи и подчиненности. Приводится описание должностей, ответственности и обязанностей руководителей, ключевого эксплуатационного персонала, их контактные данные;

      5) аэропортовые комитеты, где приводится информация об аэропортовых комитетах или аналогичных структурах, регламент их работы (например, комитет по безопасности операций на ВПП, комитет по борьбе с опасностями, создаваемыми птицами и животными, комитет по безопасности полетов).

      35. В Руководстве приводятся данные о расположении аэродрома (вертодрома):

      1) план аэродрома (вертодрома) с указанием аэропортовых средств для эксплуатации аэродрома (вертодрома), где приводится план, показывающий местоположение контрольной точки аэродрома (вертодрома), расположение ВПП, рулежных дорожек (далее - РД) и перронов; маркировка и светосигнальное оборудование аэродрома (вертодрома), (включая указатель траектории точного захода на посадку - PAPI, систему визуальной индикации глиссады (VASIS), если имеется, и светоограждение препятствий); размещение навигационных средств и метеорологического оборудования в пределах летных полос, включая места расположения ветроуказателей;

      2) план аэродрома (вертодрома) с указанием его границ;

      3) план с указанием расстояния от аэродрома (вертодрома) до населенных пунктов, где приводится план с указанием расстояния от аэродрома до ближайшего города и населенных районов, а также мест размещения всех средств и оборудования аэродрома (вертодрома), находящиеся за пределами границ аэродрома (вертодрома);

      4) процедуры обновления и обеспечения точности планов;

      5) право собственности на земельный участок, план земельного участка, на котором расположен аэродром (вертодром), с указанием границ.

      36. В Руководстве приводятся данные аэродрома (вертодрома), подлежащие передаче службе аэронавигационной информации (далее - САИ):

      1) информация общего характера, включая

      название аэродрома (вертодрома), кодовое обозначение аэродрома (вертодрома), адрес аэродрома (вертодрома);

      место расположения аэродрома (вертодрома) (удаление и направление до ближайшего населенного пункта);

      географические координаты контрольной точки аэродрома (КТА) / вертодрома (КТВ), определенные во всемирной геодезической системе координат -1984 (далее – WGS-84);

      превышение и волна геоида аэродрома (вертодрома);

      для аэродромов - превышение и волна геоида ВПП, в том числе превышения и волна геоида порогов ВПП, превышение конца ВПП и точек значительного возвышения или понижения вдоль ВПП, а также наибольшее превышение зоны приземления ВПП, предназначенной для точных заходов на посадку;

      для вертодромов - превышение и волна геоида зоны приземления и отрыва и/или превышение каждого порога зоны конечного этапа захода на посадку и взлета;

      превышение перрона;

      расчетная температура воздуха в районе аэродрома (вертодрома), которая определяется как среднемесячная температура, вычисленная на основе суточных максимальных температур самого жаркого месяца нескольких лет;

      данные об эксплуатанте аэродрома (вертодрома), где приводятся название эксплуатанта аэродрома (вертодрома), адрес и номера телефонов для связи в любое время;

      2) размеры аэродрома (вертодрома) и связанная с ним информация, включая:

      для аэродрома - взлетно-посадочная полоса, где приводятся следующие данные: истинный азимут, цифровое обозначение ВПП, длина, ширина, расположение смещенного порога ВПП, уклон, тип поверхности, тип ВПП, а для ВПП, оборудованной для точных заходов на посадку, наличие зоны, свободной от препятствий (OFZ);

      для вертодрома - зона приземления и отрыва (TLOF): размеры, уклон, тип поверхности, несущая способность в тоннах (1000 кг);

      для аэродрома - летная полоса, где приводятся длина, ширина и тип поверхности летной полосы (STRIP), концевых зон безопасности ВПП (RESA), концевых полос торможения (SWY);

      для вертодрома - тип зоны этапа захода на посадку и взлета (FATO), истинный азимут, обозначающий номер (если предусматривается), длина, ширина, уклон, тип поверхности, длина, ширина и тип поверхности зоны безопасности;

      рулежные дорожки, где приводятся длина, ширина, тип и прочность поверхности рулежных дорожек;

      перрон и места стоянок, где приводятся тип, прочность поверхности перрона и мест стоянки воздушных судов;

      полоса свободная от препятствий (CWY) где приводятся длина и профиль земной поверхности полосы, свободной от препятствий;

      для аэродромов - визуальные средства для схем захода на посадку, где приводится описание типа системы огней приближения и системы визуальной индикации глиссады (PAPI/APAPI и T-VASIS/ATVASIS), описание маркировки и системы огней ВПП, рулежных дорожек и перронов, других визуальных средств ориентации и управления на рулежных дорожках (включая огни мест ожидания у ВПП, промежуточных мест ожидания и линий "стоп") и перронах; расположение и тип системы визуальной стыковки с телескопическим трапом (при ее наличии), наличие резервного источника питания для огней;

      для вертодромов - визуальные средства для схем захода на посадку, маркировка и огни FATO, TLOF, РД и перронов;

      аэродромные места проверки VOR, где приводится описание расположения аэродромных мест проверки VOR и их радиочастоты;

      стандартные маршруты руления воздушных судов, их расположение и обозначение;

      для аэродромов - расстояния между радионавигационным оборудованием и ВПП с точностью до ближайшего метра, где приводятся расстояния между курсовым и глиссадным радиомаяками, составляющими систему посадки по приборам (ILS), или азимутальной и угломестной антеннами микроволновой системы посадки (MLS) и соответствующими концами ВПП;

      для вертодромов - расстояния с точностью до ближайшего метра или фута между курсовым и глиссадным радиомаяками, составляющими систему посадки по приборам (ILS), или азимутальной и угломестной антеннами микроволновой системы посадки (MLS) и соответствующими кромками TLOF или FATO;

      для аэродромов - географические координаты каждого порога;

      для вертодромов - геометрического центра зоны приземления и отрыва и/или каждого порога зоны конечного этапа захода на посадку и взлета;

      географические координаты соответствующих точек осевой линии рулежных дорожек;

      географические координаты каждого места стоянки воздушных судов;

      описание, географические координаты и превышения препятствий, где приводится перечень объектов с их описанием, географическими координатами, превышениями, которые проникают установленные на аэродроме (вертодроме) поверхности ограничения препятствий независимо от наличия у них светоограждения и указания в сборниках аэронавигационной информации;

      тип искусственного покрытия и его несущая способность, установленная по методу "классификационное число воздушного судна – классификационное число покрытия (АСN-PCN)";

      площадки предполетной проверки высотомеров, где приводится описание мест площадок предполетной проверки высотомеров, установленных на аэродроме, и их превышение;

      объявленные дистанции, где приводятся данные по располагаемой длине разбега (РДР), располагаемой взлетной дистанции (РДВ), располагаемой дистанции прерванного взлета (РДПВ), располагаемой посадочной дистанции (РПД);

      удаление воздушных судов, потерявших способность двигаться, где приводятся данные о назначенном приказом должностном лице, ответственном за координацию выполнения мероприятий на аэродроме (вертодроме) по удалению воздушного судна, потерявшего способность двигаться, номера контактных телефонов, адреса электронной почты, а также информация о возможностях по удалению ВС, путем указания самого тяжелого типа ВС, с удалением которого службы способны справиться;

      спасание и борьба с пожаром, где предоставляется информация об установленном уровне требуемой пожарной защиты на аэродроме (вертодроме) (далее - УТПЗ), выраженном с использованием категории аварийно-спасательных и противопожарных служб, которая соответствует самому длинному ВС, использующему данный аэродром (вертодром), а также типу и количеству огнегасящих веществ, имеющихся на аэродроме (вертодроме).";

      пункт 38 изложить в следующей редакции:

      "38. Руководство содержит сведения об эксплуатационных процедурах аэродрома (вертодрома) и мерах по обеспечению безопасности авиационных операций на аэродроме (вертодроме). Для каждой процедуры указываются обязанности эксплуатанта аэродрома (вертодрома), перечисляются задачи, которые решаются эксплуатантом аэродрома (вертодрома) или его партнерами, описываются или приводятся ссылки на отдельные инструкции, в которых описаны, способы и процедуры выполнения этих задач вместе с такими необходимыми сведениями, как периодичность и характер проводимых работ.

      Эксплуатационные процедуры включают:

      1) предоставление информации об аэродроме (вертодроме), где приводится описание процедуры и информационных систем, применяемых для рассылки данных и информации об аэродроме (вертодроме), их изменениях, включаемой в сборник аэронавигационной информации (далее - AIP), а также процедуры предоставления запросов в САИ на выпуск NOTAM, в том числе:

      порядок предоставления информации в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и службу аэронавигационной информации о любых изменениях на аэродроме (вертодроме) и регистрации уведомлении об этих изменениях в рабочие и не рабочие часы работы аэродрома (вертодрома);

      должностные лица, представляющие информацию, их функции и область представления информации, номера телефонов для связи в рабочие и не рабочие часы аэродрома (вертодрома);

      указанные уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации адрес и номера телефонов, в которые сообщается информация об изменениях;

      2) контроль доступа в контролируемую зону аэродрома (вертодрома) и зоны ограниченного доступа, включая:

      сведения об установленных и подлежащих выполнению процедурах по авиационной безопасности, обеспечивающих контроль доступа в контролируемую зону аэродрома (вертодрома) и зоны ограниченного доступа, обеспечиваемых службой авиационной безопасности (САБ), ответственной за предотвращение незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации на аэродроме (вертодроме) и предотвращение несанкционированного проникновения лиц, транспортных средств, животных на территорию аэродрома (вертодрома);

      сведения о функциях по контролю доступа эксплуатанта аэродрома (вертодрома), эксплуатантов ВС, эксплуатантов ВС с постоянным базированием на аэродроме;

      перечень должностных лиц САБ и их функций, ответственных за контролирование доступа на аэродром (вертодром), а также номера телефонов для связи с ними в рабочее и нерабочее время;

      3) планирование мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме (вертодрома), где приводятся сведения об аварийном плане, который объединяет в себе планы ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих на аэродроме (вертодроме) или в его окрестностях, и состоит из следующих подразделов:

      планы действий на случай аварийных ситуаций, где приводится информация о имеющихся на аэродроме (вертодроме) планах действий на случай аварийных ситуаций, возникающих на аэродроме (вертодроме) или в его окрестностях в результате инцидентов и происшествий с воздушным судном, пожаров в зданиях, актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (угроза взрыва воздушных судов или зданий, незаконного захвата воздушных судов), эпидемий и аварий техногенного и природного характера, исходя из местных условий, а также план действий, охватывающий мероприятия по обеспечению безопасной деятельности в ходе аварийной ситуации и переход к нормальной деятельности после аварийной ситуации;

      перечень организаций, агентств и представителей государственных органов, с которыми устанавливается связь и взаимодействие;

      список организаций, агентств и наделенных соответствующими полномочиями лиц на территории аэропорта (вертодрома) и за его пределами для выполнения необходимых функций, их номера телефонной связи, адреса электронной почты, SITA, AFTN, радиочастоты;

      руководители работ на месте аварийной ситуации, где приводятся положения о назначении и описание обязанностей руководителей по каждому типу чрезвычайной ситуации;

      представление докладов в случае аварийной ситуации, описание схем и порядка оповещения на случай аварийной ситуации на аэродроме (вертодроме);

      средства и оборудование на аэродроме (вертодроме), которые используются в аварийной обстановке, их испытания и частота испытаний;

      средства связи, наличие и процедуры проверки работоспособности средств связи для руководства аварийно-спасательными работами;

      учения по проверке аварийного плана, периодичность таких учений;

      обучение персонала для ликвидации аварийных ситуаций;

      4) спасание и пожаротушение, где приводятся данные о средствах, оборудовании, персонале и процедурах в части их соответствия требованиям, предъявляемым в области спасания и пожаротушения на аэродроме (вертодроме), включая:

      определение категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ, описание принципов, определяющих обеспечиваемую категорию УТПЗ аэродрома (вертодрома) в зависимости от размеров наиболее крупного воздушного судна, выполняющего полеты в аэропорту (на вертодроме);

      повышение категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ, с описанием действий, осуществляемых службой поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) для повышения категории УТПЗ, описываются действия, осуществляемые также сторонними организациями и подразделениями эксплуатанта аэродрома (вертодрома);

      критерии обеспечения категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ, где приводится описание количества предусмотренных (обеспечиваемых) на аэродроме (вертодроме) огнегасящих веществ, обеспечиваемые нормы их расхода, количество пожарных автомобилей, укомплектованность персоналом, включая случаи понижения или повышения категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ;

      дополнительные обязанности сотрудников СПАСОП;

      процедуры спасания и пожаротушения, которые включают процедуры контроля за участками движения самолетов с целью соответствующего оповещения персонала СПАСОП (ВПП, остальные участки рабочей площади), процедуры, показывающие, каким образом контролируется и обеспечивается нормативное время развертывания пожарно-спасательных расчетов (расположение АСС, распределения пожарных автомобилей по АСС, использование дорог и кратчайших маршрутов к ВПП с наименьшим количеством поворотов, схемы движения пожарных автомобилей к установленным точкам ВПП);

      процедуры, исключающие негативное влияние на возможность развертывания пожарно-спасательных расчетов во время выполнения дополнительных обязанностей персоналом СПАСОП;

      аварийно-спасательное оборудование для сложных условий в районе действия спасательных служб (водоемы, заболоченные участки, труднодоступные места, где невозможно применить обычные транспортные средства на колесном ходу и требуется дополнительное специализированное оборудование), особенно когда значительная часть участка захода на посадку/взлета проходит над этими районами;

      аварийное оборудование, представляемое сторонними организациями, включая описание порядка и основания для предоставления оборудование, а также наличие планов на случай непредоставления такого оборудования;

      квалификация персонала СПАСОП, где приводятся положения, описывающие процесс обеспечения профессиональной подготовки персонала СПАСОП, в том числе практические занятия в условиях возгорания топлива, использования дыхательных аппаратов при высокой температуре и наличии дыма, оказание первой медицинской помощи, аварийные процедуры в условиях ограниченной видимости (LVP), принципы техники безопасности и охраны труда при обучении персонала использованию средств защиты дыхательных путей и персональной защитной экипировки;

      доступ к местам авиационных происшествий за пределами аэродрома (вертодрома), где описываются процедуры, которые показывают, каким образом обеспечиваются подходы к местам авиационных происшествий в ближайших окрестностях аэродрома (вертодрома), в том числе для сложного рельефа;

      предоставление услуг пожарной безопасности, когда эксплуатант аэродрома (вертодрома) предусматривает реагирование службы СПАСОП на пожары на расположенных на аэродроме (вертодроме) и вблизи аэродрома (вертодрома) объектах или предоставляет специальные виды противопожарных услуг сторонним организациям и службам аэропорта (вертодрома), включая описание процедуры обеспечения необходимой категории аэродрома по УТПЗ для бесперебойного и безопасного выполнения полетов на аэродроме (вертодрома);

      процедура снижения категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ и ее восстановления во время авиационных происшествий, где описывается процедуры по обеспечению уровня УТПЗ на аэродроме (вертодрома) для бесперебойного выполнения полетов, когда пожарно-спасательные расчеты выезжают на авиационное происшествие за пределами аэродрома (вертодрома).

      запасы воды, состояние и наличие водоисточников (водоемов и гидрантов) для повторной заправки водой пожарных автомобилей (схемы расположения, процедуры периодической проверки);

      аварийные процедуры в условиях ограниченной видимости;

      политики и процедуры использования и пополнения расходных материалов СПАСОП;

      5) инспектирование рабочей площади аэродрома (вертодрома), где приводится описание процедур проведения осмотров (оперативные проверки, контрольные проверки уровня 1) рабочей площади аэродрома (вертодрома) и поверхностей ограничения препятствий, включая:

      порядок проведения осмотров рабочей площади аэродрома (вертодрома), где описывается проверка рабочей площади аэродрома, ее искусственные покрытия, их состояние, наличие на них посторонних предметов, состояние травяного покрова летной полосы, наличия неучтенных препятствий на летной полосе и вблизи аэродрома, периодичность проверок, применения контрольного перечня проведения проверки;

      внеплановая инспекция рабочей площади аэродрома (вертодрома), где приводится описание порядка инспекций перрона, ВПП и РД при получении донесений о наличии на рабочей площади аэродрома (вертодрома) обломков посторонних предметов, после прекращения взлета из-за отказа двигателя, разрушения пневматика или колеса или инцидента, после которого остаются обломки посторонних предметов, представляющие опасность;

      оценка состояния ВПП и РД при наличии на них загрязнителей, подготовка и распространение донесений, вид загрязнителя, площадь покрытия загрязнителем, толщина слоя рыхлых загрязнителей, определение кода состояния ВПП, измерение коэффициента сцепления;

      взаимодействие с органами обслуживания воздушного движения при проведении осмотров рабочих площадей аэродрома (вертодрома) и необходимые средства связи;

      представление данных о результатах инспекций и принятие мер, где приводится описание процедур о доведении информации о выявленных на аэродроме (вертодроме) недостатках во все заинтересованные службы и организации для принятия мер их устранения, включая очистку искусственных покрытий, проведение ремонта участков рабочей площади, покоса травы, устранения дефектов светосигнального оборудования, устранения неучтенных препятствий, а также закрытия и прекращения эксплуатации отдельных участков рабочей площади при необходимости;

      порядок регистрации результатов инспекций, где приводятся положения, касающиеся порядка регистрации результатов проверки рабочей площади и регистрация принятых мер, направленных на устранение выявленных опасных условий в журнале состояния летного поля, место хранения журнала;

      список должностных лиц, ответственных за инспектирование рабочей площади, где приводится список должностных лиц аэродромной службы, ответственных за выполнение инспектирование рабочей площади аэродрома, принятие решений о годности рабочей площади к эксплуатации, описание основных функций данных должностных лиц, контактные данные для связи;

      6) техническое обслуживание (ремонт) рабочих площадей аэродрома (вертодрома), включая:

      виды и периодичность технического обслуживания рабочих площадей аэродрома (вертодрома) с искусственным покрытием, в том числе оценки характеристик сцепления на ВПП, а также используемые для технического обслуживания средства;

      виды и периодичность технического обслуживания ВПП, РД, не имеющих искусственного покрытия (если имеется), а также используемые для технического обслуживания средства;

      виды и периодичность технического обслуживания летных полос, полос рулежных дорожек, концевых зон безопасности (КЗБ), полос свободных от препятствий, а также используемые для технического обслуживания средства;

      техническое обслуживание дренажной системы, где приводится описание дренажной системы на аэродроме (вертодроме), виды, порядок и периодичность технического обслуживания дренажной системы аэродрома (вертодрома), а также используемые для технического обслуживания средства;

      представление данных и принимаемые действия при отказах или возникновении небезопасных ситуаций на объектах аэродрома (вертодрома), где приводятся положения, касающиеся распространения информации об эксплуатационном состоянии аэродрома (вертодрома), временном выводе из эксплуатации частей и объектов рабочей площади аэродрома (вертодрома), включая закрытие ИВПП, РД, перрона, мест стоянок для проведения технического обслуживания и ремонта или при возникновении небезопасных ситуаций (наличие дефектов, временных препятствий);

      7) защита от снега и обледенения и опасных метеорологических условий, где приводится описание процедур поддержания эксплуатационной годности на аэродромах (вертодромах), подверженных воздействию снега и обледенения, также приводится описание деятельности и применяемых мерах при опасных метеорологических явлениях, присущих региону (сильный ветер, гроза, пыльные бури, низкие и высокие температуры, условия низкой видимости), включая:

      план борьбы со снегом и обледенением, используемые средства и процедуры, обязанности и критерии, связанные с закрытием и последующим открытием ВПП и прочих частей рабочей площади аэродрома (вертодрома), описание координации действий по удалению снега и льда между эксплуатантом аэродрома (вертодрома) и органом обслуживания воздушного движения (далее - ОВД);

      действия на случай опасных метеорологических явлений, которые могут иметь место на аэродроме (вертодроме), где приводится описание действий, предпринимаемых во время опасных метеорологических явлений на аэродроме (вертодроме), свойственных конкретному региону (например, грозы, сильные приземные ветры и шквалы, песчаные бури), распространение информации и контроль исполнения действий персоналом аэропорта (вертодрома) и сторонних организаций, работающих на аэродроме (вертодроме), описание критериев, связанных с временным прекращением эксплуатации ВПП и выполнения определенных работ на аэродроме (вертодроме), а также должностные лица, ответственные за принятие таких решений;

      координация действий с поставщиком метеорологического обслуживания в целях получения информации о сложных метеорологических условиях на основании имеющихся соглашений (договоров);

      8) визуальные средства и электроснабжение аэродрома (вертодроме), где приводится информация о процедурах проверки и технического обслуживания аэронавигационных огней, светоограждение препятствий, знаков, маркеров и электроустановок, включая:

      описание распределения обязанностей по эксплуатации системы наземных огней;

      процедуры эксплуатации светосигнальной системы, установки яркости светосигнальной системы, эксплуатация светосигнальной системы при введении процедур работы в условиях ограниченной видимости;

      резервные и аварийные источники электропитания, где приводится описание имеющихся резервных и аварийных источников электропитания, время переключения, а также процедуры эксплуатации при отказах основных источников электропитания, методы устранения частичных или общих отказов системы электроснабжения;

      порядок проведения проверок, где приводится описание процедур проведения проверок (технического контроля) за состоянием электроустановок и светосигнального оборудования (фотометрические характеристики огней, измерение интенсивности, угла расходимости луча и ориентации огней) и контрольные перечни проверок, в том числе характерные отказы светосигнального оборудования, при которых сохраняется категорированный минимум аэродрома;

      регистрация результатов проверок и принятие мер, направленных на устранение выявленных опасных условий;

      светоограждение препятствий, где приводится описание размещения и ответственности за светоограждение препятствий на территории и за пределами аэродрома (вертодрома), положения, касающиеся технического обслуживания светоограждения препятствий;

      описание порядка проведения технического обслуживания в том числе при аварийных ситуациях;

      контроль за работами, проводимыми на аэродроме (вертодроме) и за его пределами, которые влияют на работу светосигнального оборудования, включая прокладку траншей и земляные работы;

      список должностных лиц и их функции, ответственные за проверку и техническое обслуживание систем огней, а также их номера телефонов для связи с этими лицами;

      9) обеспечение безопасного проведения работ на аэродроме (вертодроме) по строительству и техническому обслуживанию на рабочей площади аэродрома (вертодрома) и в его окрестностях, в том числе работы, которые выполняются выше поверхности ограничения препятствий, включая:

      процесс, обеспечивающий безопасную эксплуатацию аэродрома (вертодрома) при проведении работ, состоящий из процедуры планирования работ, процедуры оценки безопасности планируемых изменений для выполняемых операций или используемых систем, процедуры разрешения на проведение работ, процедуры рассылки информации, касающейся проводимых работ, процедуры установления места проведения работ и возобновления операций воздушных судов, процедуры контроля и управления работами;

      связь с органами ОВД при проведении работ на аэродроме (вертодроме);

      должностные лица и организации, ответственные за планирование и выполнение таких работ (список организаций, должностных лиц, их функции, контактные данные), а также информация об обеспечении связи с этими лицами и организациями;

      должностные лица и организации, которые необходимо уведомлять о проведении работ на аэродроме/вертодроме (список должностных лиц, их контактные данные для связи в рабочее и нерабочее время с эксплуатантами, постоянно базирующимися на аэродроме (вертодроме), наземными службами и эксплуатантами воздушных судов, которые осведомляются о проведении работ);

      10) организация деятельности на перроне, включая:

      порядок взаимодействия между органами ОВД и службами, занимающимися организацией деятельности на перроне;

      порядок распределения мест стоянок воздушных судов;

      порядок запуска двигателей и обеспечение выдачи разрешения на буксировку воздушных судов, обеспечение безопасных расстояний;

      служба, ответственная за подачу сигналов на установку ВС на стоянку;

      служба, ответственная за лидирование воздушного судна;

      11) обеспечение безопасности на перроне, включая:

      меры и процедуры защиты от воздействия реактивной струи двигателей воздушного судна;

      меры безопасности при заправке воздушных судов топливом (заземление, применение электронных устройств, заправка с пассажирами на борту, первичные средства пожаротушения, разливы авиационных горюче смазочных материалов, размещение оборудования при заправке ВС);

      порядок уборки и очистки перрона;

      маркировка мест установки средств наземного обслуживания;

      расположение и порядок проверки средств пожаротушения на перроне;

      положения, касающиеся использования современных систем визуальной стыковки с телескопическим трапом (если они обеспечиваются);

      порядок передачи донесений (информации) о происшествиях и инцидентах на перроне;

      порядок организации проверок обеспечения требований безопасности на перроне, где приводится описание проводимых со стороны эксплуатанта аэродрома (вертодрома) проверок, направленных на соблюдение всем работающим на перроне персоналом (в том числе и сторонних организаций) требований по обеспечению безопасности на перроне;

      12) процедуры управление транспортными средствами на рабочей площади аэродрома (вертодрома), установленные эксплуатантом аэродрома (вертодрома), включая:

      разработанные эксплуатантом аэродрома (вертодрома) правила движения транспортных средств на аэродроме, ограничение скорости и методы контроля соблюдения правил, схемы движения;

      система выдачи талонов на право управления транспортным средством на аэродроме (вертодроме), где приводится описание методов и критериев выдачи водителям разрешений управлять транспортными средствами на рабочей площади аэродрома (вертодрома) с разделением на ВПП и участки площади маневрирования, а также перроны и промышленные зоны;

      положения и средства, касающиеся обеспечения связи с органом ОВД;

      описание необходимого оснащения и требований к транспортным средствам, которые эксплуатируются на аэродроме (вертодроме);

      13) организация работ управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, включая:

      мероприятия по оценке опасности, создаваемой птицами и иными животными;

      положения и методы, касающиеся отпугивания птиц и иных животных;

      мероприятия по реализации программы по борьбе с опасностями, создаваемыми птицами и иными животными;

      должностные лица, ответственные за контроль за живой природой, где приводится список должностных лиц, ответственных за контроль за живой природой, описание их функций, контактные данные для связи в рабочее и нерабочее время;

      14) мониторинг и контроль препятствий, где приводятся сведения о процедурах эксплуатанта аэродрома (вертодрома) по мониторингу, учету и устранению препятствий, включая:

      организация контролирования поверхностей ограничения препятствий и карты аэродромных препятствий типа А, где приводится описание процедур мониторинга объектов в пределах поверхностей ограничения препятствий, установленных на аэродроме и приаэродромной территории, а также в пределах карты типа А, список должностных лиц, ответственных за выполнение мониторинга;

      порядок мониторинга и контроля высоты зданий или конструкций в пределах границ поверхностей ограничения препятствий для выявления критических препятствий;

      порядок ведения контроля за новым строительством в окрестностях аэродрома (вертодрома) (формирование комиссии);

      процедура уведомления и предпринимаемые действия в случае появления неразрешенных препятствий;

      положения, касающиеся устранения препятствий;

      порядок уведомления уполномоченной организации в сфере гражданской авиации и соответствующих служб о характере и месте расположения препятствий, а также о любом последующем появлении или устранении препятствий, для принятия необходимых мер и внесении изменений в сборники AIP;

      15) удаление воздушных судов, потерявших способность двигаться при аварийной ситуации на рабочей площади, или непосредственной близости от нее, включая:

      план по удалению воздушных судов при аварийной посадке;

      функции эксплуатанта аэродрома (вертодрома) и эксплуатанта воздушного судна;

      порядок уведомления эксплуатанта воздушного судна;

      порядок взаимодействия с органами обслуживания воздушного движения;

      порядок получения оборудования и привлечения персонала для удаления воздушного судна, потерявшего способность двигаться;

      16) обращение с опасными материалами, где приводятся сведения о процедурах безопасного обращения с опасными материалами и их хранения, включая:

      места хранения опасных материалов, где приводится описание порядка организации на аэродроме специальных зон, предназначенных для хранения легковоспламеняющихся жидкостей (включая авиационное топливо), и иных опасных материалов;

      способы доставки, хранения, обработки опасных материалов;

      17) эксплуатация аэродрома в условиях ограниченной видимости, включая:

      порядок уведомления об условиях ограниченной видимости на аэродроме, где приводится описание процедуры уведомления всего эксплуатационного персонала, участвующего в осуществлении деятельности на рабочей площади аэродрома;

      получение и рассылка метеорологической информации, включая значения дальности видимости на ВПП (RVR), список должностных лиц, ответственных за измерение дальности видимости на ВПП, и их контактные данные для связи в рабочее и нерабочее время;

      защита ВПП при объявлении процедур работы в условиях ограниченной видимости (если полеты разрешаются в таких условиях), где приводится описание процедур для защиты ВПП от несанкционированного занятия, прекращения выполнения работ и порядок контроля за операциями на ВПП;

      порядок и правила эксплуатации в условиях ограниченной видимости, где приводится описание процедур и правил эксплуатации до, в процессе и после выполнения полетов в условиях ограниченной видимости, включая применимые правила использования транспортных средств и персонала на рабочей площади, а также процедур по ограничению проведения строительных работ по техническому обслуживанию вблизи аэродромных электрических и навигационных систем при полетах в условиях ограниченной видимости;

      18) защита от помех мест расположения радиолокационных, навигационных средств и метеорологического оборудования, установленных на аэродроме (вертодроме), включая:

      порядок организации контроля за деятельностью в окрестностях мест расположения радиолокационных, навигационных средств и метеорологического оборудования;

      порядок наземного технического обслуживания, проводимого в окрестностях и в местах установки радиолокационных, радионавигационных средств и метеорологического оборудования;

      порядок установки знаков, предупреждающих о размещении радиолокационных, радионавигационных средств, а также об опасном микроволновом излучении.";

      пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:

      "40. Если какие-либо сведения не включены в Руководство вследствие того, что они не применяются к данному аэродрому (вертодрому), эксплуатант аэродрома (вертодрома) указывает в соответствующем разделе Руководства причину, по которой это имеет место.

      41. При сертификационном обследовании Комиссия выезжает на место проведения сертификационного обследования и рассматривает:

      1) объекты аэродрома (вертодрома), геометрические, физические характеристики аэродрома (вертодрома) и его оборудования на соответствие с Руководством и сертификационным требованиям;

      2) процедуры эксплуатации аэродрома (вертодром) (полнота проводимых работ по содержанию аэродромов (вертодром) эксплуатационной готовности);

      3) систему обеспечения и управления безопасностью на аэродроме (вертодроме) (оценка возможности эксплуатантом содержать аэродром (вертодром) в состоянии, отвечающим сертификационным требованиям);

      4) организационную структуру, укомплектованность штата и основные принципы управления организации гражданской авиации (заявителя);

      5) опыт руководящего состава в организации и обеспечении деятельности организации гражданской авиации, а также специалистов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности полетов;

      6) наличие договоров взаимодействия, заключенных заявителем с другими организациями на право пользования, техническое обслуживание, ремонт и контроль соответствующего специального оборудования, а также обучение авиационного персонала;

      7) наличие достаточного количества производственных площадей для обеспечения функциональных задач;

      8) наличие эксплуатационной технической документации;

      9) технические характеристики (показатели) объектов аэродрома (вертодрома), оборудования и средств производства организации гражданской авиации, проверка процедур производства, позволяющие определить способность заявителя обеспечить соответствие аэродрома (вертодрома) сертификационным и эксплуатационным требованиям при обслуживании критических самолетов, для которых предназначен аэродром (вертодром).";

      пункт 46 и 47 изложить в следующей редакции:

      "46. Несоответствия сертификационным требованиям уровня 1 характеризуются неспособностью заявителя обеспечить охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды, безопасность полетов и авиационную безопасность, исходя из технических и финансовых возможностей заявителя.

      При несоответствии сертификационным требованиям уровня 1 уполномоченная организация в сфере гражданской авиации отказывает в выдаче сертификата либо ограничивает действие сертификата в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, до момента устранения выявленных несоответствий заявителем.

      При несоответствии сертификационным требованиям уровня 2 уполномоченная организация:

      1) согласовывает срок для устранения выявленного несоответствия, не превышающий трех месяцев с момента его выявления.

      Уполномоченной организацией может быть согласован более длительный срок для устранения выявленного несоответствия, если имеются объективные причины, такие как неблагоприятные погодные условия, эпидемиологическая ситуация, проведение строительных работ, осуществление закупок, которые временно препятствуют устранению несоответствия в течение трех месяцев. При этом заявитель принимает дополнительные меры, обеспечивающие уровень безопасности полетов и авиационной безопасности эквивалентный установленному.

      Заявитель разрабатывает план корректирующих действий по устранению выявленного несоответствия и представляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации в течение десяти рабочих дней с момента ознакомления с результатами сертификационного обследования;

      2) на основе оценки мер, предложенных заявителем по устранению выявленного несоответствия, согласовывает план корректирующих действий либо возвращает его на доработку с обоснованием.

      47. Уполномоченная организация контролирует представление эксплуатантом аэродрома (вертодрома) плана корректирующих действий и (или) выполнение корректирующих действий в установленные планом сроки путем проверки представленной доказательной документации и/или путем проведения внеплановой проверки, при необходимости.

      Если эксплуатант аэродрома (вертодрома) не представляет приемлемый план корректирующих действий или не выполняет корректирующие действия в сроки, установленные уполномоченной организацией, несоответствие сертификационным требованиям уровня 2 становится несоответствием сертификационным требованиям уровня 1 и уполномоченная организация отказывает в выдаче сертификата, отзывает или приостанавливает ранее выданный сертификат либо ограничивает действие сертификата в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.";

      пункт 53 изложить в следующей редакции:";

      "53. Уполномоченная организация приостанавливает на срок до шести месяцев или ограничивает действие сертификата в случаях:

      1) выявления нарушений и несоответствий сертификационным требованиям, относящихся к уровню 1;

      2) по заявлению эксплуатанта аэродрома (вертодрома).

      Уполномоченная организация приостанавливает действие сертификата с момента выявления (обнаружения) вышеназванных случаев.

      После устранения выявленных недостатков и представления в уполномоченную организацию подтверждающих документов, восстановление действия сертификата осуществляется уполномоченной организацией после сертификационного обследования, которое допускается проводить как в области установленных несоответствий сертификационным требованиям, так и во всей области сертификации согласно типовых программ сертификационного обследования, приведенных в Приложениях 7, 8 настоящих Правил.";

      пункт 56 изложить в следующей редакции:

      "56. В случае приостановления действия или отзыва сертификата, уполномоченная организация доводит до сведения о принятом решении владельца сертификата, в течение 3-х (три) рабочих дней с момента принятия решения.

      Отмена действия сертификата вступает в силу с момента получения эксплуатантом аэродрома (вертодрома) извещения о приостановлении действия сертификата или отзыва сертификата.

      Эксплуатант аэродрома (вертодрома) оповещает уполномоченную организацию о получении извещения в день его получения.";

      первый абзац пункта 59 изложить в следующей редакции:

      "59. При разработке эквивалентного уровня безопасности полетов (далее - ЭУБП) и планировании изменений на аэродроме (вертодроме), перечень которых представлен в пункте 69 настоящих Правил, проводится оценка безопасности полетов в рамках действующей у эксплуатанта аэродрома (вертодрома) системы управления безопасностью полетов, в ходе которой выполняются следующие процедуры:";

      первую часть пункта 60 изложить в следующей редакции:

      "60. Для проведения оценки безопасности полетов для обеспечения ЭУБП и планировании изменений на аэродроме (вертодроме) эксплуатанту аэродрома (вертодрома) допускается привлекать соответствующие научно-исследовательские и/или иные компетентные организации. При проведении оценки необходимо консультироваться с уполномоченной организацией.";

      пункт 62 изложить в следующей редакции:

      "62. По завершении анализа оценки безопасности полетов для обеспечения ЭУБП и планировании изменений на аэродроме (вертодроме) уполномоченная организация:

      1) уведомляет эксплуатанта аэродрома (вертодрома) о принятии оценки безопасности полетов;

      2) если некоторые виды риска оценены или определены не в полном объеме, координирует с эксплуатантом аэродрома (вертодрома) свои действия по достижению согласия в отношении приемлемости оценки безопасности полетов;

      3) если согласие не достигается, отклоняет предложение, допуская повторное представление процедуры оценки эксплуатантом аэродрома (вертодрома);

      4) или устанавливает ограничительные меры для обеспечения безопасности полетов.";

      пункты 69 и 70 изложить в следующей редакции:

      "69. Для получения согласования со стороны уполномоченной организации владелец сертификата до введения изменений направляет в уполномоченную организацию уведомление и документы, подтверждающие изменения, касающиеся:

      1) видов полетов;

      2) условий захода на посадку и взлета;

      3) физических и геометрических характеристик взлетно-посадочных полос, зоны этапа захода на посадку и взлета (FATO), зоны приземления и отрыва (TLOF);

      4) рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов, перронов;

      5) установки, реконструкции или модернизации светосигнального, электрического оборудования;

      6) изменений категории ВПП по уровню требуемой пожарной защиты, требующего внесение изменений в сертификат годности аэродрома (вертодрома);

      7) снятия установленных ранее уполномоченной организацией ограничений;

      8) долгосрочные изменения, связанные с подрядными работами третьих сторон на аэродроме (вертодроме), такими как реконструкция, капитальный ремонт;

      9) операции воздушных судов более высокой кодовой буквы по сравнению с кодовым обозначением аэродрома (вертодрома);

      10) изменения области действия сертификата.

      70. Применительно к указанным в пункте 69 настоящих Правил изменениям эксплуатантом аэродрома (вертодрома) в рамках процесса управления изменениями, как элемента действующей СУБП, проводится оценка безопасности полетов с целью выявления опасных факторов и разработки мер уменьшения их опасности, которые оказывают влияние на эксплуатацию аэродрома, в соответствии с требованиями пунктов 60, 61, 62, 63, 64. Оценка безопасности полетов направляется в уполномоченную организацию.

      Уполномоченная организация рассматривает предоставленные документы в течение 10 (десяти) рабочих дней, при необходимости принимает решение о проведении обследования аэродрома (вертодрома), эксплуатационных процедур. По результатам рассмотрения или проведенного обследования представленные эксплуатантом аэродрома (вертодрома) изменения согласовываются уполномоченной организацией и при необходимости вносятся соответствующие изменения в сертификат годности аэродрома (вертодрома) или отклоняются, если предлагаемые эксплуатантом аэродрома (вертодрома) меры при реализации изменений не обеспечивают уровень безопасности полетов, соответствующий сертификационным требованиям.

      Эксплуатант аэродрома (вертодрома) предоставляет для рассмотрения в уполномоченную организацию процедуры эксплуатации аэродрома (вертодрома) в период осуществления изменений.

      Если эксплуатант аэродрома (вертодрома) осуществляет вышеуказанные изменения, требующие предварительного согласования со стороны уполномоченной организации, без такого согласования, уполномоченная организация в соответствии с пунктом 5 статьи 16-3 и пункта 8 статьи 66 Закона приостанавливает действие сертификата годности, отзывает сертификат годности или накладывает соответствующие ограничения на деятельность эксплуатанта аэродрома (вертодрома), осуществляемую в рамках действия сертификата годности.

      Временное понижение уровня работы инфраструктуры, технических средств или деятельности, вызванное проведением технического обслуживания, текущего ремонта, временного сокращения объемов производства не делает недействительным сертификат годности аэродрома (вертодрома) и не требует внесение в него изменений.";

      пункт 72 изложить в следующей редакции:

      "72. Владелец сертификата устанавливает соответствие объекта аэродрома (вертодрома) сертификационным требованиям с учетом изменений и направляет заявку на получение одобрения уполномоченной организации для внесения изменений.

      К работе по установлению соответствия аэродрома (вертодрома) эксплуатационным требованиям с учетом изменений по необходимости привлекаются научно-исследовательские или иные компетентные организации.";

      приложение 3 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства транспорта Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра транспорта Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра транспорта
Республики Казахстан
М. Калиакпаров

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
исполняющий обязанности
Министра транспорта
Республики Казахстан
от 18 ноября 2024 года № 379
  Приложение 3
к Правилам сертификации
и выдачи сертификата годности
аэродрома (вертодрома)

      Акт сертификационного обследования аэродрома (вертодрома) ________
Комиссия, назначенная приказом __________________________________
от "____" ______________ 20 ___ года № ____ в составе:
Председатель комиссии __________________________________________
Члены комиссии:________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
в период с ___________ по _________________ рассмотрела представленную
документацию, провела сертификационное обследование аэродрома (вертодрома)
на соответствие сертификационным требованиям и установила следующее:
1. Свидетельство о государственной регистрации аэродрома (вертодрома)
_______________________________________________________________
(№, дата выдачи и срок действия)
2. Сертификат годности аэродрома (вертодрома) к эксплуатации
_______________________________________________________________
(№, дата выдачи и срок действия)
3. Управление и организация.
1) Соответствие комплекта документации и управление документацией;
2) Производственная база (материалы, средства, оборудование, здания
и помещения для персонала, осуществляющего эксплуатацию и техническое
обслуживание объектов аэродрома (вертодрома), их техническое обслуживание);
3) Требования к авиационному персоналу, осуществляющему эксплуатационную
деятельность, техническое обслуживание объектов аэродрома (вертодрома),
средств и оборудования и управление этой деятельностью. Программы подготовки
и проверки компетентности.
4. Физические характеристики аэродрома (вертодрома), визуальные средства кроме
светосигнального оборудования.
5. Содержание аэродрома (вертодрома):
1) инспектирование (осмотры) рабочей площади аэродрома (вертодрома);
2) техническое обслуживание рабочей площади аэродрома (вертодрома) и объектов;
3) защита от снега и обледенения и опасных метеорологических условий;
4) спецтехника для обслуживания и ремонта аэродрома (вертодрома).
6. Система светосигнального оборудования аэродрома (вертодрома) и его
техническое обслуживание. Для вертодромов – радиотехническое
и метеорологическое оборудование.
7. Электрические системы, проверки, техническое обслуживание.
8. Учет и ограничение препятствий, и контроль за деятельностью, представляющей
угрозу безопасности полетов.
9. Данные об аэродроме (вертодрома) и их представление.
10. Аварийно-спасательное обеспечение полетов.
11. Управление опасностями, создаваемыми птицами и животными.
12. Организация деятельности на аэродроме (вертодроме):
1) безопасность полетов при проведении работ на аэродроме (вертодрома);
2) организация деятельности на перроне. Управление безопасностью деятельности
на перроне;
3) организация движения спецтехники, спецтранспорта, машин и механизмов
по аэродрому;
4) безопасность операций на ИВПП;
5) для вертодромов - организация деятельности
с опасными грузами.
13. Авиатопливообеспечение, оборудование топливозаправочных комплексов
(склады ГСМ), лаборатория и контроль качества авиа ГСМ, топливозаправочные
машины и механизмы.
14. Система управления безопасностью полетов.
Заключение Комиссии о соответствии аэродрома (вертодрома) сертификационным
требованиям.
Председатель Комиссии ________________________________________________
Члены Комиссии: ______________________________________________________
(подпись, Фамилия, имя, отчество (при наличии))
Ознакомлен: ___________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации гражданской
авиации, подпись)
Дата проведения сертификационного обследования "___"_____ 20 ___ год.