Оглавление

Об утверждении Программы по безопасности полетов в сфере гражданской авиации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2016 года № 136.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 3-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу по безопасности полетов в сфере гражданской авиации.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 марта 2016 года № 136

Программа по безопасности полетов в сфере гражданской авиации

      Сноска. Программа – в редакции постановления Правительства РК от 02.05.2023 № 346 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

1. Общие положения

      1. Настоящая Программа по безопасности полетов в сфере гражданской авиации (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон), приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации (далее – приложение 19) и Doc 9859 ИКАО "Руководство по управлению безопасностью полетов" и:

      1) представляет единый комплекс правил и мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов;

      2) способствует эффективной реализации системы управления безопасностью полетов эксплуатантов и организаций гражданской авиации и надлежащему взаимодействию с ними;

      3) обеспечивает мониторинг и оценку показателей эффективности обеспечения безопасности полетов;

      4) поддерживает и постоянно улучшает общегосударственные показатели эффективности обеспечения безопасности полетов.

      Программа обеспечивает координацию деятельности и тесное взаимодействие в сфере управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов между уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации и полномочным органом по расследованию.

      2. Основными целями настоящей Программы являются повышение уровня безопасности полетов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан с помощью дополнительных элементов, основанных на эффективности и оценке факторов риска для безопасности полетов, а также способствование эффективной реализации систем управления безопасностью полетов (далее – СУБП) авиационной отраслью Республики Казахстан.

      3. Обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации является ключевым приоритетом деятельности и обязательством всех субъектов общественных отношений, связанных с использованием воздушного пространства.

      4. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

      1) авиационный инцидент – авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целостности воздушного судна и (или) жизни людей, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

      2) авиационное происшествие – авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) людей, находившихся на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна;

      3) поставщики обслуживания – организации гражданской авиации, сертифицированные уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации (физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области);

      4) эксплуатационный персонал – персонал организации гражданской авиации, связанный с обеспечением авиационной деятельности и имеющий возможность представлять информацию о безопасности полетов;

      5) безопасность полета – состояние, при котором риск причинения вреда жизни или здоровью людей, или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска;

      6) система управления безопасностью полетов – системный подход к управлению безопасностью полетов, включая организационную структуру, иерархию ответственности, обязанности, руководящие принципы и процедуры;

      7) эффективность обеспечения безопасности полетов – достигнутый государством или поставщиком обслуживания уровень безопасности полетов, определяемый установленными ими целевыми уровнями эффективности обеспечения безопасности полетов и показателями эффективности обеспечения безопасности полетов;

      8) показатели эффективности обеспечения безопасности полетов – основанные на фактических данных параметры безопасности полетов, используемые для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов;

      9) целевой уровень эффективности обеспечения безопасности полетов – планируемый или предполагаемый государством или поставщиком обслуживания целевой уровень для показателя эффективности обеспечения безопасности полетов на заданный период, отражающий цели в области безопасности полетов;

      10) риск для безопасности полетов – предполагаемая вероятность и серьезность последствий или результатов опасности;

      11) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

      12) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

      13) полномочный орган по расследованию – структурное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, осуществляющее деятельность и ответственное за организацию и проведение расследования авиационных происшествий и инцидентов.

Глава 2. Государственная политика, цели и ресурсы в области обеспечения безопасности полетов

Параграф 1. Основное законодательство в сфере гражданской авиации

      5. Использование воздушного пространства Республики Казахстан и деятельность гражданской авиации Республики Казахстан регламентируются Конституцией Республики Казахстан, Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере гражданской авиации, а также стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО), применяемыми на территории Республики Казахстан.

      6. Закон предусматривает доступ авиационным инспекторам уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, осуществляющим функции контроля за обеспечением безопасности полетов, к воздушным судам, производственной деятельности, средствам и службам, персоналу и соответствующей учетной документации, если применимо, лиц и организаций, осуществляющих авиационную деятельность.

      7. Поставщики обслуживания имеют собственную систему управления безопасностью полетов, в рамках которой разрешается самостоятельно расследовать отдельные виды инцидентов в порядке, установленном Правилами представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 505 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15597).

Параграф 2. Конкретные правила эксплуатации

      8. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченный орган) в пределах своей компетенции разрабатывает, утверждает, опубликовывает и совершенствует нормативные правовые акты в сфере гражданской авиации. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации является составной частью мероприятий, принимаемых на государственном уровне для достижения приемлемого уровня безопасности полетов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.

      9. Уполномоченный орган при содействии уполномоченной организации в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) принимает нормативные правовые акты в сфере гражданской авиации, вводящие минимальные национальные требования, вытекающие из Закона, в отношении стандартизированных эксплуатационных процедур, продуктов, услуг, оборудования и инфраструктуры в соответствии с приложениями к Конвенции о международной гражданской авиации.

      10. Уполномоченный орган и уполномоченная организация на постоянной основе осуществляют мониторинг соответствия законодательства Республики Казахстан в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации стандартам и рекомендуемой практике ИКАО и обеспечивают своевременное уведомление ИКАО о существующих различиях со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и их опубликование в документах аэронавигационной информации.

      11. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией периодически пересматривают конкретные эксплуатационные правила, инструктивный материал и политику внедрения с тем, чтобы они сохраняли свою актуальность и соответствовали характеру деятельности.

      12. Уполномоченная организация осуществляет мониторинг инструктивных материалов и своевременно вносит изменения и дополнения в целях обеспечения их соответствия законодательству Республики Казахстан, стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

      13. В целях осуществления оперативного контроля за обеспечением безопасности полетов уполномоченная организация издает обязательные для исполнения поставщиками обслуживания приказы, указания и предписания в соответствии с Законом.

      14. Поставщики обслуживания разрабатывают и вводят в действие внутренние документы, уровень требований которых не должен быть ниже требований нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан.

      15. Выполнение требований нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан является основным условием обеспечения уровня безопасности полетов. По согласованию с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации допускаются временные отступления от норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации и поставщиками аэронавигационного обслуживания от сертификационных требований, если такие отступления компенсируются введением дополнительных мер, обеспечивающих уровень безопасности полетов, эквивалентный установленному.

      16. Уполномоченный орган составляет перечень нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан и публикует его на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

Параграф 3. Функционирование системы гражданской авиации

      17. Политика уполномоченного органа в организации обеспечения безопасности полетов представляет собой изложение принципов, процедур и методов СУБП, используемых для достижения желательных целей обеспечения безопасности полетов, и устанавливает обязательства внедрения и постоянного совершенствования принципов безопасности полетов во всех аспектах своей деятельности поставщиков обслуживания, а также способствует формированию позитивной культуры безопасности полетов в авиационном обществе. Уполномоченная организация разрабатывает измеримые и достижимые цели в области безопасности полетов, которые должны быть реализованы в масштабах отрасли гражданской авиации во всех организациях.

      18. Политика в организации обеспечения безопасности полетов и цели в области безопасности полетов должны публиковаться на интернет-ресурсе уполномоченной организации и периодически пересматриваться с тем, чтобы они сохраняли актуальность и приемлемость.

      19. Уполномоченная организация располагает достаточным квалифицированным персоналом и адекватными финансовыми ресурсами для управления безопасностью полетов.

      20. Уполномоченная организация принимает необходимые меры в части вознаграждения и условий службы для обеспечения найма и сохранения квалифицированного персонала, осуществляющего функции контроля за обеспечением безопасности полетов.

      21. Уполномоченная организация обеспечивает предоставление персоналу, осуществляющему функции контроля за обеспечением безопасности полетов, инструктивного материала, в котором рассматриваются вопросы этики, умения вести себя и предупреждения фактических или предполагаемых конфликтов интересов при выполнении обязанностей.

      22. Уполномоченной организации необходимо использовать соответствующую методику для определения своих штатных потребностей в отношении персонала, осуществляющего функции контроля за обеспечением безопасности полетов, с учетом масштабов и сложности деятельности отрасли гражданской авиации.

Параграф 4. Персонал уполномоченной организации

      23. Уполномоченная организация устанавливает минимальные требования к квалификации своего персонала, осуществляющего функции в области контроля за обеспечением безопасности полетов, и предусматривает надлежащую начальную подготовку и переподготовку для поддержания и повышения его квалификации на требуемом уровне.

      24. Уполномоченная организация ведет систему учета подготовки своего персонала, осуществляющего функции в области контроля за обеспечением безопасности полетов.

      25. Уполномоченная организация обеспечивает профессиональную подготовку и поддержание квалификации авиационных инспекторов на основании приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22 июля 2019 года № 525 "Об утверждении Правил профессиональной подготовки и поддержания квалификации авиационных инспекторов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19096).

      26. Уполномоченная организация проводит обучение своего персонала, участвующего в надзоре за безопасностью полетов, в сертифицированных авиационных учебных заведениях, а также учебных центрах ИКАО.

Параграф 5. Инструктивный материал и предоставление информации по безопасности полетов

      27. Уполномоченная организация предоставляет своему персоналу, осуществляющему функции в области безопасности полетов, надлежащие средства, всеобъемлющие и обновленные технические и инструктивные материалы и процедуры, важную информацию по безопасности полетов, инструменты и оборудование, а также покрывает транспортные расходы, связанные с рабочими поездками, для эффективного и упорядоченного выполнения своих функций по контролю за обеспечением безопасности полетов в соответствии с внутренними документами уполномоченной организации, не противоречащими законодательству Республики Казахстан.

      28. Уполномоченная организация предоставляет субъектам отрасли гражданской авиации инструктивный материал по выполнению соответствующих нормативных правовых актов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

Глава 3. Управление факторами рисками для безопасности полетов на государственном уровне

Параграф 1. Обязательства по выдаче свидетельств, сертификатов и разрешительных документов в отношении системы управления безопасности

      29. Уполномоченный орган и уполномоченная организация вводят документально оформленные процессы и процедуры для обеспечения того, чтобы лица и организации, выполняющие авиационную деятельность, отвечали установленным требованиям, прежде чем им будет разрешено осуществлять деятельность, предусмотренную свидетельством, сертификатом или разрешительным документом на проведение соответствующей авиационной деятельности.

      30. СУБП внедряют следующие поставщики обслуживания:

      1) авиационные учебные центры гражданской авиации, деятельность которых связана с выполнением полетов воздушных судов, в ходе предоставления своих услуг;

      2) эксплуатанты, осуществляющие международные коммерческие воздушные перевозки, и эксплуатанты тяжелых или турбореактивных самолетов авиации общего назначения, допущенные к выполнению международных полетов;

      3) организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, предоставляющие услуги эксплуатантам гражданских воздушных судов, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки;

      4) органы обслуживания воздушного движения;

      5) эксплуатанты сертифицированных аэродромов (вертодромов), аэропортов гражданской авиации.

      31. Поставщики обслуживания учитывают концептуальные рамки для внедрения и поддержания функционирования СУБП, которые состоят из четырех основных компонентов и двенадцати элементов, относящихся к минимальным требованиям к внедрению СУБП:

      1) политика и цели обеспечения безопасности полетов:

      обязательства руководства;

      иерархия ответственности и обязанности в области обеспечения безопасности полетов;

      назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов;

      координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;

      документация по СУБП;

      2) управление рисками для безопасности полетов:

      выявление источников опасности;

      оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов;

      3) обеспечение безопасности полетов:

      контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;

      осуществление изменений;

      постоянное совершенствование СУБП;

      4) популяризация вопросов безопасности полетов:

      подготовка кадров и обучение;

      обмен информацией о безопасности полетов.

Параграф 2. Расследование авиационных происшествий и инцидентов

      32. Авиационное происшествие или инцидент с воздушным судном Республики Казахстан либо иностранного государства на территории Республики Казахстан подлежат обязательному расследованию в соответствии с Правилами представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 505 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15597).

      33. Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин события и (или) сопутствующих факторов, выработка рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в будущем и обеспечению безопасности.

      Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

      34. Расследование авиационного происшествия или инцидента осуществляется комиссией с участием уполномоченных представителей заинтересованных сторон. В гражданской и экспериментальной авиации комиссия создается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

      35. СУБП поставщиков обслуживания предусматривает механизм расследования инцидентов организацией.

Параграф 3. Выявление источников опасности и оценка рисков для безопасности полетов

      36. Уполномоченная организация создает и осуществляет процесс выявления источников опасности из собранных данных о безопасности полетов.

      37. Уполномоченная организация разрабатывает и осуществляет процесс, обеспечивающий оценку рисков для безопасности полетов, связанных с выявленными опасностями.

Параграф 4. Системы сбора и обработки данных о безопасности полетов

      38. Эксплуатанты и организации гражданской авиации разрабатывают системы обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях в целях обеспечения сбора, хранения, агрегирования и анализа данных и информации о безопасности полетов.

      39. Эксплуатанты и организации гражданской авиации внедряют и поддерживают систему обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях, которая включает представление данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

      40. Эксплуатанты и организации гражданской авиации внедряют и поддерживают систему обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях путем принятия внутренних правил, а также руководства по организации системы управления безопасностью полетов.

      Система добровольного представления данных об авиационных событиях ориентирована на неприменение наказания и должна предусматривать защиту источников информации. Отказ от применения наказания при добровольном сообщении является основополагающим принципом системы добровольных сообщений данных об инцидентах и опасных факторах.

      41. Эксплуатанты и организации гражданской и экспериментальной авиации хранят информацию об авиационных событиях в электронных базах данных, которые должны быть совместимы с базой данных авиационных событий уполномоченного органа в сфере гражданской авиации и уполномоченной организации в сфере гражданской авиации.

      42. Уполномоченная организация и полномочный орган по расследованию должны иметь доступ к системам обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях эксплуатантов и организаций гражданской авиации с целью содействия выполнению ими своих обязанностей в области безопасности полетов.

      43. В базе данных системы обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях используется стандартная классификация в целях содействия обмену информацией о безопасности полетов и ее совместному использованию.

      44. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации создает механизм для независимого сбора, оценки, обработки, анализа и хранения данных о безопасности полетов. Обработка представленных данных должна осуществляться с намерением предотвращения использования информации в иных целях, кроме как обеспечения и повышения безопасности полетов, и должна надлежащим образом обеспечивать конфиденциальность личности сообщающего лица и лиц, упомянутых в отчетах об авиационных событиях, с целью реализации справедливой культуры.

Параграф 5. Анализ данных и информации о безопасности полетов

      45. Уполномоченный орган и уполномоченная организация вводят и осуществляют процесс анализа данных и информации о безопасности полетов, получаемых из систем обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях эксплуатантов и организаций гражданской авиации.

      46. Анализ состояния безопасности полетов основывается на результатах расследования авиационных происшествий и инцидентов и их базе данных, осуществления различных программ по выявлению опасных факторов, надзора за деятельностью поставщиков обслуживания и предназначен для оценки состояния безопасности полетов и разработки предупреждающих мер.

      47. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией готовит и выпускает ежеквартальный, полугодовой и годовой анализы состояния безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Республики Казахстан. Анализы состояния безопасности полетов направляются поставщикам обслуживания.

      48. Поставщики обслуживания составляют ежеквартальный, полугодовой и годовой анализы состояния безопасности полетов.

      Анализы состояния безопасности полетов, составляемые поставщиками обслуживания, направляются в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации для обобщения и принятия предупреждающих мер по повышению уровня безопасности полетов в целом по гражданской авиации.

      49. Эксплуатанты и организации гражданской и экспериментальной авиации направляют предварительные результаты своих анализов в уполномоченный орган и уполномоченную организацию, а также окончательные результаты, если эти результаты идентифицируют фактический или потенциальный риск для безопасности полетов.

      50. Эксплуатанты и организации гражданской авиации разрабатывают процесс для анализа авиационных событий с целью выявления угроз безопасности полетов, связанных с выявленными авиационными событиями.

      51. По результатам анализа эксплуатант и организация гражданской авиации определяют любые соответствующие корректирующие или предупреждающие действия, необходимые для устранения фактических или потенциальных недостатков в сфере гражданской авиации, с:

      1) своевременным выполнением этих действий;

      2) установлением процесса мониторинга реализации и эффективности действий.

      52. Эксплуатанты и организации гражданской и экспериментальной авиации ежегодно представляют авиационному персоналу и другим работникам в сфере гражданской и экспериментальной авиации информацию о предпринятых мерах по результатам анализа в рамках систем представления данных об авиационных событиях.

      53. Уполномоченная организация осуществляет мониторинг проводимых эксплуатантами и организациями гражданской и экспериментальной авиации работ по анализу и любым предпринимаемым корректирующим или предупреждающим действиям.

Параграф 6. Защита данных и информации о безопасности полетов

      54. Уполномоченный орган, уполномоченная организация и уполномоченный орган по расследованию обеспечивают защиту данных и информации о безопасности полетов, полученных из систем обязательного и добровольного представления данных о безопасности полетов и соответствующих источников.

      55. Авиационный персонал и иные работники эксплуатантов и организаций гражданской и экспериментальной авиации обязаны оповещать об авиационных событиях, которые могут представлять значительный риск безопасности полетов и относятся к категориям авиационных событий, сообщение о которых осуществляется через систему обязательного представления данных об авиационных событиях.

      Категории авиационных событий, представление данных о которых осуществляется через систему обязательного представления данных об авиационных событиях, а также перечень лиц, представляющих данные об авиационных событиях данной категории, устанавливаются правилами представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации.

      56. Авиационный персонал и иные работники эксплуатантов и организаций гражданской авиации, не предусмотренные перечнем, указанным в пункте 55 настоящей Программы, сообщают об авиационных событиях, которые не входят в категорию обязательных к оповещению, через систему добровольного представления данных об авиационных событиях, если они относятся к информации, связанной с обеспечением безопасности полетов, а также если такая информация может восприниматься как представляющая реальную или потенциальную угрозу безопасности полетов.

      57. Данные об авиационных событиях в гражданской и экспериментальной авиации защищаются путем гарантирования их конфиденциальности, защиты персональных данных лиц, указанных в отчетах об авиационных событиях, и обеспечения уверенности авиационного персонала и других работников в сфере гражданской и экспериментальной авиации в надежности системы обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях.

      58. Авиационный персонал и иные работники сферы гражданской и экспериментальной авиации, которые сообщают или упоминаются в отчетах об авиационных событиях, не подвергаются на основе представленной ими информации дисциплинарным взысканиям и (или) материальной ответственности со стороны их работодателя.

      Требования настоящего пункта не распространяются, когда имел место один из следующих случаев:

      1) преднамеренный проступок;

      2) явное пренебрежение очевидным риском и несоблюдение должностных обязанностей, повлекшие предсказуемый вред жизни и здоровью человека, ущерб имуществу или серьезно снизившие уровень безопасности полетов.

      59. Эксплуатанты и организации гражданской и экспериментальной авиации не представляют или используют информацию об авиационных событиях:

      1) для возложения вины или ответственности на лиц, сообщающих или упоминаемых в отчетах об авиационных событиях;

      2) для любых иных целей, кроме поддержания или повышения безопасности полетов.

      60. Работник сферы гражданской и экспериментальной авиации, который упоминается в отчете об авиационном событии и который был обязан сообщить о том же самом событии с момента, когда ему стало известно, намеренно не сообщивший в срок, установленный внутренними правилами работодателя, может быть привлечен к ответственности.

      61. Если дисциплинарное или административное производство возбуждено в соответствии с законодательством Республики Казахстан, информация, содержащаяся в отчетах об авиационных событиях, не используется против работника сферы гражданской и экспериментальной авиации, известившего об авиационном событии, или лица, упомянутого в отчете об авиационном событии.

      62. Эксплуатанты и организации гражданской и экспериментальной авиации после консультации с персоналом принимают внутренние правила, устанавливающие порядок реализации справедливой культуры. Реализация справедливой культуры должна осуществляться в соответствии с положениями статей 92-1, 92-2 и 92-3 Закона, а также требованиями, предусмотренными правилами представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации.

      63. Доступ к информации об авиационном персонале и работниках сферы гражданской и экспериментальной авиации, которые сообщают или упоминаются в отчетах об авиационных событиях, их персональным данным имеет только персонал организации, непосредственно задействованный в сборе, оценке, обработке, анализе и хранении отчетов об авиационных событиях.

      64. Персональные данные лиц, сообщающих или упоминаемых в отчетах об авиационных событиях, не разглашаются, не вносятся в базы данных и являются информацией ограниченного доступа, за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с требованиями расследования авиационных происшествий и инцидентов.

      65. Авиационный персонал и иные работники сферы гражданской и экспериментальной авиации вправе сообщать о нарушениях положений настоящей статьи в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и не должны привлекаться к ответственности за это работодателем.

Параграф 7. Управление рисками для безопасности полетов

      66. Уполномоченная организация документально оформляет процесс для принятия соответствующих действий, включая правоприменительные меры, в целях разрешения выявленных проблем безопасности полетов.

      67. Уполномоченная организация контролирует своевременное разрешение выявленных проблем безопасности полетов, а также регистрирует достигнутый прогресс, включая действия, предпринятые лицами и организациями, осуществляющими авиационную деятельность, по разрешению этих проблем.

      68. Уполномоченная организация разрабатывает и принимает меры, обеспечивающие управление рисками для безопасности полетов.

      69. Уполномоченная организация на основании настоящей Программы ведет работы по регулированию, надзору и контролю за поставщиками обслуживания, чтобы факторы риска для безопасности полетов, встречающиеся в авиационной деятельности, контролировались для достижения целевых показателей эффективности обеспечения безопасности полетов. Управление факторами риска для безопасности полетов включает выявление опасных факторов, оценку риска для безопасности полетов и осуществление надлежащих мер по их уменьшению.

      70. Выявление опасных факторов является первым шагом в процессе управления факторами риска для безопасности полетов. Если факторы риска для безопасности полетов оцениваются как недопустимые, принимаются меры по их устранению или уменьшению степени их влияния на безопасность полетов, а также организуется их последующий мониторинг.

      71. При выявлении нарушений, представляющих непосредственную угрозу безопасности полетов, уполномоченная организация принимает меры по отзыву сертификата (свидетельства на выполнение авиационных работ) или полному или частичному его ограничению, или приостановлению действия до момента устранения выявленных нарушений эксплуатантом или организацией гражданской авиации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Обеспечение безопасности полетов на государственном уровне

Параграф 1. Обязательства по надзору

      72. Уполномоченная организация документально ведет процессы подготовки и планирования инспекций, проверок и мер непрерывного мониторинга, позволяющих с проактивных позиций убедиться в том, что обладатели свидетельств, сертификатов и разрешительных документов продолжают соответствовать установленным требованиям. Также осуществляется надзор за делегированными функциями контроля за обеспечением безопасности полетов.

      73. Уполномоченная организация устанавливает процедуры первоочередного проведения инспекций, проверок и мер непрерывного мониторинга в наиболее проблемных с точки зрения безопасности полетов или требующих дополнительной проверки областях.

      74. Уполномоченная организация периодически пересматривает показатели эффективности обеспечения безопасности полетов конкретного поставщика обслуживания.

      75. Постоянный надзор за деятельностью поставщиков обслуживания является неотъемлемой составной частью системы сертификации и важным элементом ответственности уполномоченного органа в сфере гражданской авиации и уполномоченной организации за соблюдением требуемых эксплуатационных норм в целях предоставления населению безопасных и надежных коммерческих авиатранспортных перевозок.

      76. Требуемые меры контроля и связанные с ними инспекционные проверки проводятся авиационными инспекторами уполномоченной организации.

      77. Государственный контроль и надзор за деятельностью гражданской и экспериментальной авиации осуществляет уполномоченный орган при участии уполномоченной организации посредством выполнения:

      1) проверок организаций гражданской авиации, порядок проведения которых определяется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, за исключением проверок, предусмотренных подпунктом 2) настоящего пункта;

      2) проверок за соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, порядок проведения которых определяется Законом;

      3) иных форм контроля и надзора, включающих наблюдение и анализ деятельности физических и юридических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

      78. Уполномоченная организация разрабатывает программу надзора поставщиков обслуживания и инструктивные материалы для инспекторского состава в целях контроля соблюдения ими национальных правил, процедур и практики при обеспечении безопасности полетов во всех функциональных областях.

Параграф 2. Эффективность обеспечения безопасности полетов на государственном уровне

      79. Уровень безопасности полетов в гражданской авиации Республики Казахстан обеспечивается при соблюдении следующих компонентов:

      1) эффективная реализация настоящей Программы;

      2) реализация поставщиками обслуживания СУБП;

      3) управление рисками для безопасности полетов и связанными с ними показателями эффективности обеспечения безопасности полетов;

      4) своевременное внедрение стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

      80. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией ежегодно устанавливает показатели эффективности обеспечения безопасности полетов и целевые (минимальные) уровни в гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан.

      81. Уполномоченная организация обеспечивает оценку эффективности предпринятых действий поставщиками обслуживания по управлению рисками для безопасности полетов и решению проблем в области безопасности полетов.

      82. Поставщики обслуживания согласовывают разработанную СУБП с уполномоченной организацией.

      83. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией осуществляет оценку Программы в целях поддержания или постоянного повышения общего уровня эффективности обеспечения безопасности полетов.

Глава 5. Популяризация вопросов безопасности полетов на государственном уровне

Параграф 1. Внутренний и внешний обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение

      84. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией способствует повышению осведомленности и совместному использованию информации о безопасности полетов и обмену ею для обеспечения в рамках организаций гражданской авиации формирования позитивной культуры в области безопасности полетов.

      85. Уполномоченный орган совместно с уполномоченной организацией должны способствовать повышению осведомленности о безопасности полетов и совместному использованию информации о безопасности полетов и обмену ею в рамках авиационного сообщества в целях содействия поддержанию и повышению уровня безопасности полетов и формирования позитивной культуры безопасности полетов.

      86. Уполномоченная организация при анализе информации, содержащейся в системе обязательного и добровольного представления данных об авиационных событиях эксплуатантов и организаций гражданской авиации, выявляет вопросы безопасности полетов, представляющие интерес для иностранных государств, для направления такой информации заинтересованным иностранным государствам. Использование данной информации по безопасности полетов должно быть согласовано сторонами по уровню защиты и условий использования.

      87. Уполномоченная организация способствует совместному использованию информации о безопасности полетов или обмену ею среди всех организаций гражданской авиации и содействует совместному использованию и обмену информацией о безопасности полетов.