Оглавление

О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы

Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 30 сентября 2024 года № 611/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 сентября 2024 года № 35162

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 08.01.2025.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов, в которые вносятся изменения и дополнения.

      2. Департаменту архитектуры и политики цифровой трансформации Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 8 января 2025 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности Республики Казахстан
Ж. Мадиев

  Утвержден приказом
Министр цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 30 сентября 2024 года
№ 611/НҚ

Перечень некоторых приказов, в которые вносятся изменения и дополнения

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 107 "Об утверждении Перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13263) следующие изменения:

      заголовок приказа изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 5) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" и подпунктом 136) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемый перечень объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".";

      в Перечне объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", утвержденном указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Перечень объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      подпункт 8) пункта 1 исключить.

      2. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 129 "Об утверждении Правил создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13282) следующие изменения и дополнение:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" и подпунктом 135) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:";

      в Правилах создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг, утвержденных указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Правила создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" (далее – Закон) и подпунктом 135) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, и определяют порядок создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг.";

      пункт 3 дополнить подпунктом 16) следующего содержания:

      "16) программный продукт информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" (далее - платформенный программный продукт) - программное обеспечение, разработанное и размещенное на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства";";

      часть первую пункта 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Государственные органы и организации осуществляют учет сведений об объектах информатизации электронного правительства" и размещение технической документации объектов информатизации "электронного правительства" на архитектурном портале, в соответствии с Правилами формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", утвержденными приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19249), (далее – Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства").

      Представление сведений о создаваемом (развиваемом) или приобретенном объекте информатизации "электронного правительства" на архитектурный портал и их актуализация осуществляются на каждом этапе жизненного цикла объекта информатизации "электронного правительства".";

      в пункте 12-1:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Архитектура информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" является основным компонентом архитектуры "электронного правительства", которая формируется и утверждается оператором по согласованию с сервисным интегратором и уполномоченным органом в соответствии с Правилами формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".";

      часть четвертую изложить в следующей редакции:

      "Технические и технологические требования информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" для развития и размещения на ней объектов информатизации "электронного правительства" и (или) информационно - коммуникационных услуг являются общедоступными и размещаются на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства".";

      абзац первый части второй пункта 13 изложить в следующей редакции:

      "Объекты информатизации "электронного правительства", отнесенные согласно Классификатору объектов информатизации, утвержденному приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 135 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13349):";

      подпункт 2) пункта 25 изложить в следующей редакции:

      "2) услуга по предоставлению программного обеспечения и/или платформенного программного продукта оператором;";

      пункт 30 изложить в следующей редакции:

      "30. В рамках предоставления информационно-коммуникационных услуг, указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 25 настоящих Правил оператор при необходимости в доукомплектовании информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" и развития информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" осуществляет создание, развитие программного обеспечения и путем привлечения объектов информатизации иных лиц.

      Оператор оказывает информационно-коммуникационные услуги государственным органам, в том числе путем разработки платформенных программных продуктов в соответствии с порядком реализации автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, путем разработки и размещения платформенных программных продуктов в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона.".

      3. Внести в приказ Министра информации и коммуникации Республики Казахстан от 29 января 2018 года № 29 "Об утверждении Правил формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16331) следующие изменения и дополнения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" и подпунктом 137) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".";

      в Правилах формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", утвержденных указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Правила формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящие Правила формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" (далее – Закон) и подпунктом 137) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, и определяют порядок формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепляемых за оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – Перечень).";

      в пункте 2:

      подпункт 8) изложить в следующей редакции:

      "8. сервисный интегратор "электронного правительства" – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства", а также иные функции, предусмотренные Законом;";

      дополнить подпунктом 9) следующего содержания:

      "9) программный продукт информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" (далее - платформенный программный продукт) - программное обеспечение, разработанное и размещенное на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства".";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Порядок формирования перечня объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", а также программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства", закрепляемых за оператором";

      часть вторую подпункта 2) пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "При этом государственные органы обеспечивают размещение на архитектурном портале "электронного правительства" сведения об объектах информатизации и технической документации к ним в соответствии с Правилами формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", утвержденными приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19249).";

      дополнить пунктом 11 главу 2 следующего содержания:

      "11. Государственный орган, для включения разработанного платформенного программного продукта в Перечень, уведомляет уполномоченный орган, и предоставляет положительные результаты испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности (протокол испытаний).".

      4. Внести в приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 12 августа 2019 года № 193/НҚ "Об утверждении Правил формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19249) следующие изменения:

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 17) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" и подпунктом 144) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501, ПРИКАЗЫВАЮ:";

      Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему перечню некоторых приказов, в которые вносятся изменения и дополнения.

  Приложение
к перечню некоторых приказов,
в которые вносятся изменения и
дополнения Министр
цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 30 сентября 2024 года
№ 611/НҚ

  Утвержден
приказом министра
цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 12 августа 2019 года
№ 193/НҚ

Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства"

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17) ) статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об информатизации" (далее – Закон), подпунктом 144) пункта 15 Положения о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501 (далее – Положение о Министерстве), и определяют порядок формирования и мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) уполномоченный орган в сфере информатизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере информатизации и "электронного правительства";

      2) архитектура информационных систем – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание информационных систем государственных органов (прикладного программного обеспечения), автоматизирующих государственные функции и оказываемые вытекающие из них государственные услуги, процессов их взаимодействия, и отношений к функциональным возможностям соответствующих отраслей (сфер) государственного управления;

      3) архитектура информационно-коммуникационной инфраструктуры – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание общесистемного программного обеспечения, аппаратно-программных комплексов, сети телекоммуникаций, средств информационной безопасности и инженерной инфраструктуры;

      4) заинтересованная сторона архитектуры "электронного правительства" и проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – заинтересованная сторона) – юридическое лицо (государственное юридическое лицо, казенное предприятие, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, субъект квазигосударственного сектора), на деятельность которого окажет влияние формирование архитектуры "электронного правительства", имеющее ожидания и интересы в отношении объектов информатизации "электронного правительства" и программных продуктов информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" (далее – платформенный программный продукт);

      5) проект в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-проект) – комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию и развитию объектов информатизации "электронного правительства", разработке и размещению платформенных программных продуктов, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств, в том числе иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации;

      6) учетный код объекта информатизации "электронного правительства", платформенного программного продукта – уникальный идентификационный номер, присваиваемый каждому платформенному программному продукту, учет которых осуществляется на архитектурном портале "электронного правительства";

      7) информационное взаимодействие – процесс обмена сведениями и информацией между структурными подразделениями государственных органов, государственных органов с подведомственными организациями, другими государственными органами, физическими и юридическими лицами;

      8) контекст архитектуры "электронного правительства" – внутренняя среда и внешние условия функционирования "электронного правительства", в рамках которых осуществляется формирование архитектуры "электронного правительства";

      9) архитектура данных – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание информационных ресурсов, содержащихся в них данных, информационного взаимодействия, в том числе подходов и средств управления данными;

      10) клиентоориентированная архитектура – архитектура, сформированная с применением клиентоориентированного подхода через проектирование множества клиентских путей, возникающих у услугополучателей домена (нескольких доменов), построенная вокруг потребностей услугополучателей;

      11) клиентоориентированный подход – подход, применяющийся при проектировании и реинжиниринге бизнес-процессов в целях их максимальной адаптации для услугополучателя с учетом его персональных характеристик;

      12) архитектура деятельности – слой архитектуры "электронного правительства", представляющий собой описание стратегических приоритетов, целей, задач, функциональных возможностей (группы функций), функций, бизнес-процессов и услуг в разрезе соответствующих доменов;

      13) государственный орган (далее – ГО) – центральный государственный орган и государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы;

      14) техническая документация – комплект документации на объект информатизации, на основании которого осуществляется создание и развитие объекта информатизации, а также его опытная и промышленная эксплуатация;

      15) информационно-коммуникационная платформа "электронного правительства" (далее – ИКП ЭП) – технологическая платформа, предназначенная для автоматизации деятельности государственного органа, в том числе автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, а также централизованного сбора, обработки, хранения государственных электронных информационных ресурсов;";

      16) архитектура "электронного правительства" – описание объектов информатизации "электронного правительства", включая задачи, функции государственного управления в разрезе соответствующих доменов государственного управления, в цифровой форме;

      17) слой архитектуры "электронного правительства" – составная часть архитектуры "электронного правительства", характеризующая состояние электронного правительства с одной перспективы, описывающей деятельность, данные, информационные системы и информационно-коммуникационную инфраструктуру;

      18) сервисный интегратор "электронного правительства" (далее - сервисный интегратор) – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены функции по методологическому обеспечению развития архитектуры "электронного правительства", а также иные функции, предусмотренные Законом.

      19) программный продукт информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства" (далее – платформенный программный продукт) – это программное обеспечение, разработанное и размещенное на информационно-коммуникационной платформе "электронного правительства";

      20) архитектурный портал "электронного правительства" (далее – архитектурный портал) – объект информатизации, предназначенный для осуществления учета, хранения и систематизации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", архитектуры "электронного правительства", платформенных программных продуктов, в целях дальнейшего использования государственными органами для мониторинга, анализа и планирования в сфере информатизации.

      3. Архитектура "электронного правительства" предназначена для формирования целевой клиентоориентированной архитектуры государства на базе доменной модели в целях эффективного управления ИКТ-проектами, в том числе реализации на ИКП ЭП.

      Архитектура ИКП ЭП формируется и утверждается оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" по согласованию с сервисным интегратором "электронного правительства" и уполномоченным органом.

Глава 2. Порядок формирования архитектуры "электронного правительства"

      4. Сервисный интегратор "электронного правительства" обеспечивает формирование и развитие архитектуры "электронного правительства".

      5. Формирование и мониторинг архитектуры "электронного правительства" осуществляется в соответствии с едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 и настоящими Правилами.

      6. Основаниями формирования и мониторинга архитектуры "электронного правительства" являются:

      1) реорганизация органов государственного управления;

      2) принятие новых, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и документы, определенные Системой государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 (далее – документы Системы государственного планирования);

      3) реинжиниринг бизнес-процессов ГО, в рамках которого реализация целевого варианта бизнес-процесса предусматривает автоматизацию деятельности государственного органа, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, проводимый согласно Правилам цифровой трансформации, утверждаемым в соответствии с подпунктом 361-1) пункта 15 Положения о Министерстве;

      4) несоответствие создаваемых, развиваемых объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов архитектуре "электронного правительства";

      5) определение сервисным интегратором в рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" необходимости внесения изменений и переработки соответствующей архитектуры домена, архитектуры "электронного правительства". Архитектура домена включает архитектуру деятельности, архитектуру информационных систем, архитектуру данных и архитектуру информационно-коммуникационной инфраструктуры;

      6) рекомендации сервисного интегратора.

      7. Процесс формирования и развития архитектуры "электронного правительства" включает следующие этапы:

      1) определение текущей архитектуры "электронного правительства";

      2) описание стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей государственного управления в разрезе отраслей (сфер);

      3) формирование целевой архитектуры "электронного правительства".

      8. В рамках текущей архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор на архитектурном портале "электронного правительства":

      1) определяет и описывает домены деятельности государственного управления и осуществляемые в рамках их специфичные государственные функции, и вытекающие из них государственные услуги с учетом разработанных архитектур ГО и типовой архитектуры "электронного акимата";

      2) анализирует архитектуры ГО, типовую архитектуру "электронного акимата", организационные структуры, положения ГО и государственные функции, по результатам группирует государственные функции и услуги в перечень функциональных возможностей государственного управления;

      3) формирует функциональную модель "электронного правительства" из перечня функциональных возможностей;

      4) проводит в рамках масштаба архитектуры "электронного правительства" обследование и описание объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов, в том числе с использованием сведений из архитектурного портала "электронного правительства";

      5) формирует и ведет концептуальную модель данных домена на основе каталога данных, формируемого согласно Требованиям по управлению данными, утверждаемым в соответствии с подпунктом 245-1) пункта 15 Положения о Министерстве, а также описывает потоки информационного взаимодействия между участниками отраслей деятельности;

      6) проверяет достоверность и корректность сведений и присваивает учетный код объекту информатизации "электронного правительства", платформенному программному продукту, размещенному на архитектурном портале "электронного правительства";

      7) проводит анализ существующих ИКТ-проектов ГО и зависимости между внутриведомственными, отраслевыми и межведомственными ИКТ-проектами.

      9. Государственные органы, местные исполнительные органы и государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора, в целях учета объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов и формирования архитектуры "электронного правительства" осуществляют на постоянной основе учет и актуализацию сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктах и технической документации объектов информатизации "электронного правительства" на архитектурном портале "электронного правительства" согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      10. Для учета сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов и технической документации объектов информатизации "электронного правительства" на архитектурном портале, государственные органы, местные исполнительные органы, государственные юридические лица, субъекты квазигосударственного сектора "электронного правительства" подают сервисному интегратору посредством архитектурного портала заявку на предоставление учетной записи пользователя архитектурного портала согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      11. Сервисный интегратор в течение одного рабочего дня с даты получения заявки предоставляет учетную запись пользователя на архитектурном портале, учетная запись предоставляет доступ к сервисам архитектурного портала и архитектуре "электронного правительства".

      12. Сервисный интегратор в течение двух рабочих дней, в случае полного представления сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов и технической документации объектов информатизации "электронного правительства", проверяет достоверность и корректность данных, присваивает учетный код объекту информатизации "электронного правительства", платформенному программному продукту.

      В случае неполноты либо некорректности внесенных данных, сервисный интегратор уведомляет владельца объектов информатизации "электронного правительства", платформенного программного продукта посредством архитектурного портала о необходимости дополнения либо изменения представленных сведений и технической документации.

      13. Представление и актуализация сведений о создаваемом (развиваемом) или приобретенном объекте информатизации "электронного правительства", платформенном программном продукте осуществляется государственным органом на всех этапах жизненного цикла объекта информатизации "электронного правительства".

      Владелец объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов обеспечивает актуализацию сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов на архитектурном портале в срок не позднее пяти рабочих дней с момента изменения сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов или обнаружения их отсутствия.

      14. В рамках описания стратегических целей, целевых индикаторов, задач и показателей, проблем и возможностей государственного управления в отраслях (сферах) сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) описывает перечень целей, задач, целевых индикаторов и показателей ГО, отраженных в законах Республики Казахстан и документах Системы государственного планирования, соответствующих контексту разрабатываемой архитектуры "электронного правительства";

      2) определяет существующие проблемы (недостатки и ограничения) деятельности, выявляет возможные причины их возникновения, в том числе рассматривает возможность их решения посредством проведения реинжиниринга бизнес-процессов и применения информационно-коммуникационных технологий в отраслях (сферах) государственного управления;

      3) на архитектурном портале обеспечивает формирование и ведение ГО электронного реестра бизнес-процессов, реинжиниринг которых осуществляется согласно Правилам цифровой трансформации, утверждаемым в соответствии с подпунктом 361-1) пункта 15 Положения о Министерстве.

      15. В рамках формирования целевой архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор "электронного правительства":

      1) описывает целевое состояние бизнес-процессов государственного управления в регулируемых сферах (отраслях);

      2) определяет эталонные данные на основе паспортов данных, размещенных на архитектурном портале в соответствии с требованиями по управлению данными;

      3) формирует модель информационных систем;

      4) формирует модель информационно-коммуникационной инфраструктуры;

      5) формирует перечень открытого программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий (перечень руководств (набор спецификаций), используемых при создании и развитии объектов информатизации "электронного правительства";

      6) формирует и приоритезирует перечень инициатив по созданию, развитию, приобретению объектов информатизации "электронного правительства" и информационно-коммуникационных услуг, по разработке платформенных программных продуктов в соответствующих доменах деятельности, рекомендации по выводу из эксплуатации, замене, постановке на баланс, миграции на ИКП ЭП, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктах на архитектурном портале, в том числе списанию объектов информатизации.

      16. Сервисный интегратор "электронного правительства" в рамках разработки каждого слоя архитектуры "электронного правительства":

      1) обеспечивает сопоставление моделей архитектуры "электронного правительства" для выявления компонентов архитектуры "электронного правительства", в отношении которых отсутствуют рекомендации;

      2) обеспечивает проверку полноты, целостности и эффективности архитектуры "электронного правительства" в целях определения пересечений и конфликтов между компонентами архитектуры "электронного правительства", в том числе упущенных и избыточных компонентов архитектуры "электронного правительства";

      3) выявляет возможности для исключения дублирования объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов и создания возможностей для совместного и повторного использования объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов в отраслях (сферах) государственного управления и на межведомственном уровне.

      17. По завершении работ по всем слоям архитектуры "электронного правительства" результаты работ оформляются сервисным интегратором "электронного правительства" в цифровой форме в соответствии с его методологическим обеспечением и предоставляется уполномоченному органу для согласования.

      Уполномоченный орган не позднее 10 (десять) рабочих дней со дня получения проекта архитектуры "электронного правительства" согласовывает, в случае наличия аргументированных замечаний и предложений отказывает в согласовании.

      Сервисный интегратор "электронного правительства" по замечаниям и предложениям уполномоченного органа дорабатывает и вносит необходимые изменения в проект архитектуры "электронного правительства".

      Доработанная архитектура "электронного правительства" размещается в цифровой форме на архитектурном портале.

      18. Сервисный интегратор "электронного правительства" при формировании архитектуры "электронного правительства" обеспечивает соблюдение законодательства в сфере информатизации.

      19. ГО на основании сформированной архитектуры "электронного правительства" вносит изменения в карту цифровой трансформации ГО и документы Системы государственного планирования шестого уровня с целью отражения в них целевых ИКТ-проектов архитектуры "электронного правительства", мер и мероприятий по реализации архитектуры "электронного правительства", направленных на достижение целей и задач определенные в отраслях (сферах) государственного управления.

      20. На основе сведений, собранных и проанализированных при описании стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей, сервисным интегратором "электронного правительства" формируется перечень доменов государственного управления с указанием направлений деятельности и государственными органами - участниками, входящими в домен.

      Участниками одного домена могут являться несколько государственных органов. При этом, один государственный орган может входить в один или несколько доменов деятельности "электронного правительства".

      21. Сервисный интегратор, в целях описания слоя данных архитектуры "электронного правительства", для каждого домена определяет набор основных мастер данных, регулирующих отрасль, посредством выявления субъектов и объектов данных с описанием базовых атрибутов.

      На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих отрасль государственного управления, для каждого субъекта и объекта данных выявляются типы, для каждого типа определяется свой уникальный набор атрибутов.

      Описание субъектов, объектов данных, их типов и атрибутов формируется на архитектурном портале. При этом, типы наследуют базовый набор атрибутов субъектов и объектов данных.

      22. Сервисный интегратор на основе анализа существующих объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов, размещенных на архитектурном портале "электронного правительства", для каждого атрибута выявляет эталонные данные и источник хранения данных. Таким образом, сервисным интегратором определяется уровень цифровизации основных данных "электронного правительства".

      23. С учетом формирования связей между типами формируется концептуальная модель данных "электронного правительства" и цифровые профили ключевых клиентов домена (отраслей государственного управления), которые будут содержать в себе описания видов данных, отображаемых из различных эталонных баз данных организаций.

      24. Построение целевой архитектуры "электронного правительства" на базе доменной модели основано на следующих принципах:

      1) построение архитектуры "электронного правительства" на базе клиентоориентированных процессов, направленных на удовлетворение потребностей граждан и организаций;

      2) устранение повтора основных данных в рамках нескольких органов власти, входящих в один домен;

      3) перевод основных (мастер) данных "электронного правительства" в цифровой формат.

Глава 3. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства"

Параграф 1. Реализация архитектуры "электронного правительства"

      25. ГО обеспечивает реализацию архитектуры "электронного правительства" в соответствии с подпунктом 2) статьи 9 Закона.

      Автоматизация деятельности ГО, в том числе государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг, осуществляется путем создания и развития объектов информатизации "электронного правительства", либо путем приобретения объектов информатизации "электронного правительства" и информационно-коммуникационных услуг, платформенных программных продуктов в соответствии с утвержденной архитектурой "электронного правительства" и с учетом проведенного реинжиниринга.  

      26. ГО обеспечивают реализацию архитектуры "электронного правительства", посредством исполнения мероприятий карты цифровой трансформации ГО и документов Системы государственного планирования шестого уровня, в том числе, через реализацию ИКТ-проектов, рекомендаций по выводу из эксплуатации, постановке на баланс, миграции на ИКП ЭП, учету и актуализации сведений об объектах информатизации "электронного правительства", о платформенных программных продуктах, в том числе по списанию объектов информатизации, платформенных программных продуктов.

      27. ГО осуществляют реализацию ИКТ-проектов, определенных архитектурой "электронного правительства", в соответствии с Правилами создания, развития, эксплуатации, приобретения объектов информатизации "электронного правительства", а также информационно-коммуникационных услуг, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 129 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13282) (далее - Правила осуществления проектного управления).

      28. В целях проведения достоверной и объективной оценки эффективности, результативности и рисков реализации архитектуры "электронного правительства" и отдельных ИКТ-проектов, ГО обеспечивают учет сведений об объектах информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктах на архитектурном портале в соответствии с настоящими Правилами.

Параграф 2. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства"

      29. Мониторинг реализации архитектуры "электронного правительства" осуществляется на постоянной основе в целях выявления, согласования и обоснования изменений требований к создаваемым и развиваемым объектам информатизации "электронного правительства", к разрабатываемым платформенным программным продуктам в архитектуре "электронного правительств" на архитектурном портале.

      30. В рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" сервисный интегратор на архитектурном портале:

      1) проводит оценку соответствия хода реализации ИКТ-проектов положениям и рекомендациям архитектуры "электронного правительства";

      2) обеспечивает консультационную и методологическую поддержку по вопросам архитектуры "электронного правительства";

      3) определяет необходимость и уровень масштаба изменений в архитектуру "электронного правительства";

      4) формирует рекомендации для ГО и уполномоченного органа по исключению несоответствий, реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий, положениям архитектуры "электронного правительства";

      5) проводит корректировку архитектуры "электронного правительства" по итогам проведенного мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства";

      6) проводит проверку описания субъектов, объектов данных, а также их типов и атрибутов на основании анализа нормативных правовых актов, регулирующих отрасль государственного управления.

      Мониторинг хода реализации архитектуры "электронного правительства" осуществляется сервисным интегратором "электронного правительства" и включает в себя работы по оценке соответствия архитектуре "электронного правительства".

      31. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" выявляет несоответствия ИКТ-проектов требованиям архитектуры "электронного правительства", на этапах:

      1) планирования ИКТ-проекта;

      2) реализации объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов в рамках ИКТ-проекта;

      3) эксплуатации созданных объектов информатизации "электронного правительства", разработанных платформенных программных продуктов в рамках ИКТ-проекта.

      32. Оценка соответствия архитектуры "электронного правительства" на этапе планирования ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) экспертизы технической документации, на соответствие с Правилами составления и рассмотрения технических заданий на создание и развитие объектов информатизации "электронного правительства", утвержденных приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 июня 2019 года № 143/НҚ. (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18950) и утвержденной архитектуре "электронного правительства";

      2) экспертизы расчета расходов на государственные закупки товаров, работ и услуг в сфере информатизации.

      33. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" на этапе реализации объектов информатизации "электронного правительства", платформенных программных продуктов ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) оценки планов государственных закупок ИКТ-проектов, технических спецификаций и фактов проведения государственных закупок на предмет соответствия приобретаемых объектов информатизации архитектуры "электронного правительства";

      2) оценки характеристик, состава и содержания результатов ИКТ-проектов на этапах ввода объектов информатизации в эксплуатацию;

      3) архитектурного контроля, в рамках которого решается целесообразность создания нового объекта информатизации в соответствии с архитектурой "электронного правительства", в том числе проверяется отсутствие дублирующих функций, компонентов, возможности переиспользования элементов объекта информатизации.

      Мероприятия в рамках мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" являются архитектурным контролем. Архитектурный контроль действует сквозным образом на всех этапах для того, чтобы избежать дублирования схожих, повторяющихся элементов доменов, в том числе компонентов, информационных систем, которые будут разрабатываться в процессе автоматизации домена.

      34. Оценка соответствия архитектуре "электронного правительства" на этапе эксплуатации, созданных объектов информатизации "электронного правительства", разработанных платформенных программных продуктов в рамках ИКТ-проекта осуществляется путем:

      1) оценки соответствия целей и показателей результата ИКТ-проектов существующим целям, задачам и целевым индикаторам Системы государственного планирования;

      2) оценки наличия технологических рисков объектов информатизации, в том числе инновационных перспективных технологий для повышения эффективности деятельности;

      3) оценки состояния функциональных возможностей;

      4) оценки соответствия результатов реализации ИКТ-проекта существующим ожиданиям заинтересованных сторон и заявленным эффектам.

      35. В случае несоответствия и частичного соответствия результатов реализации ИКТ-проекта, архитектуре "электронного правительства" сервисным интегратором "электронного правительства" формулируются рекомендации по доработке результатов реализации ИКТ-проектов.

      36. По результатам оценки соответствия архитектуре "электронного правительства" сервисный интегратор выносит заключение на архитектурном портале об уровне соответствия ИКТ-проекта и архитектурных компонентов, в том числе:

      1) не соответствует архитектуре "электронного правительства";

      2) частично соответствует архитектуре "электронного правительства";

      3) полностью соответствует архитектуре "электронного правительства".

      Результаты мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства" оформляются сервисным интегратором на архитектурном портале в виде отчета о реализации за соответствующий период и предоставляются уполномоченному органу.

      37. Уполномоченный орган осуществляет координацию мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства".

      При мониторинге реализации архитектуры "электронного правительства" применяются методы и подходы проектного управления, определенные правилами осуществления проектного управления.

      38. В целях проведения мониторинга реализации ИКТ-проектов в рамках архитектуры "электронного правительства" уполномоченный орган обеспечивает проведение оценки эффективности, результативности и рисков неисполнения ИКТ-проектов на всех этапах реализации:

      1) несвоевременное/неполноценное проведение работ;

      2) неисполнение рекомендаций;

      3) существенное превышение бюджетов;

      4) недостижение, частичное достижение целей и показателей результата;

      5) несоответствие реализованных ИКТ-проектов функциональным требованиям архитектуры электронного правительства".

      39. Результаты мониторинга реализации архитектуры "электронного правительства", оценки степени достижения результатов ИКТ-проектов уполномоченный орган отображает в заключениях по оценке эффективности деятельности ГО по применению информационно-коммуникационных технологий и оценке качества оказания государственных услуг.

      40. ГО осуществляет разработку и размещение платформенных программных продуктов на ИКП ЭП согласно Правилам реализации автоматизации государственных функций и оказания вытекающих из них государственных услуг путем разработки и размещения платформенных программных продуктов, утверждаемым в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона Республики Казахстан "Об информатизации".

      41. В целях обеспечения исполнения заключения об уровне соответствия ИКТ-проекта и архитектурных компонентов соответствия, реализованных ИКТ-проектов требованиям архитектуры "электронного правительства", сервисный интегратор осуществляет мониторинг своевременного исполнения рекомендаций уполномоченного органа в области информатизации по архитектуре "электронного правительства" .

      42. В рамках мониторинга исполнения рекомендаций уполномоченного органа в области информатизации по архитектуре "электронного правительства" сервисный интегратор проводит:

      1) проверку реализации рекомендаций, сформированных в ходе оценки соответствия архитектуры "электронного правительства" на архитектурном портале;

      2) проверку реализации решений, сформированных в рамках реинжиниринга;

      3) проверку реализованных ИКТ-проектов на соответствие требованиям архитектуры "электронного правительства", по поручениям уполномоченного органа;

      4) архитектурный надзор, в рамках которого проверяется реализация принятых решений по архитектуре "электронного правительства", исправление выявленных несоответствий по корректности группировки государственных функций и государственных услуг в функциональные возможности (группы функций) домена и по описанию субъектов, объектов данных, а также их типов и атрибутов на архитектурном портале.

      Мероприятия в рамках мониторинга реализации принятых решений по архитектуре "электронного правительства" являются архитектурным надзором.

      Архитектурный надзор выполняется на регулярной основе на основании рекомендаций уполномоченного органа в области информатизации, в том числе и результатов реинжиниринга.

  Приложение 1 к Правилам
формирования и мониторинга
реализации архитектуры
"электронного правительства"

      1. Сведения об объектах информатизации "электронного правительства", подлежащие учету на архитектурном портале

      1) Техническая документация по информационной безопасности, определенная в постановлении Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 "Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности";

      2) сведения о проведении испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности объектов информатизации "электронного правительства" (протоколы испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности), утвержденные приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 3 июня 2019 года № 111/НҚ "Об утверждении методики и правил проведения испытаний объектов информатизации "электронного правительства" и критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры на соответствие требованиям информационной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18795);

      3) документ, подтверждающий факт постановки на бухгалтерский учет объектов информатизации "электронного правительства";

      4) документ, подтверждающий прекращение промышленной эксплуатации объекта информатизации "электронного правительства";

      5) сведения о заключении договоров о государственных закупках товаров, работ и услуг в сфере информатизации;

      6) эксплуатационные документы, в состав которых входят:

      руководство пользователя;

      руководство администратора;

      7) техно-рабочий проект, в состав которого входят:

      спецификация (ГОСТ 19.202-78 "Спецификация. Требования к содержанию и оформлению");

      описание программы (ГОСТ 19.402-78 "Описание программы. Требования к содержанию и оформлению");

      пояснительная записка (ГОСТ 19.404-79 "Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению").

      8) программа и методика испытаний, протоколы испытаний (ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем");

      9) акт ввода в опытную, промышленную эксплуатацию;

      10) сведения об утверждении и внесении изменений в техническую и проектную документацию;

      11) техническое задание (СТ РК 34.015-2002 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы");

      12) договора на приобретение, создание, развитие, сопровождение объекта информатизации "электронного правительства";

      13) инвентарный перечень и характеристики объекта информатизации "электронного правительства";

      14) общие сведения о создаваемом или вводимом в опытную эксплуатацию объекте информатизации "электронного правительства";

      15) сведения о хранимых данных, инсталляциях, внедрении, затратах, автоматизации, исходном коде и классификаторах.

      2. Сведения о платформенных программных продуктах, подлежащих учету на архитектурном портале

      1) Сведения о проведении испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности платформенных программных продуктов (протоколы испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности), утвержденные приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 3 июня 2019 года № 111/НҚ "Об утверждении методики и правил проведения испытаний объектов информатизации "электронного правительства" и критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры на соответствие требованиям информационной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 18795);

      2) Документ, подтверждающий факт постановки на бухгалтерский учет платформенных программных продуктов;

      3) Документ, подтверждающий прекращение промышленной эксплуатации платформенного программного продукта;

      4) Сведения о заключении договоров о государственных закупках товаров, работ и услуг в сфере информатизации;

      5) Эксплуатационные документы, в состав которых входят:

      руководство пользователя;

      руководство администратора;

      6) Программа и методика испытаний, протоколы испытаний (ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем");

      7) Акт ввода в опытную, промышленную эксплуатацию;

      8) Спецификация требований к платформенному программному продукту;

      9) Договора на разработку и размещение платформенного программного продукта;

      10) Инвентарный перечень и характеристики платформенного программного продукта;

      11) Общие сведения о создаваемом или вводимом в опытную эксплуатацию платформенного программного продукта;

      12) Сведения о хранимых данных, инсталляциях, внедрении, затратах, автоматизации, исходном коде и классификаторах.

  Приложение 2 к Правилам
формирования и мониторинга
реализации архитектуры
"электронного правительства"

Заявка на предоставление учетной записи пользователя архитектурного портала

Полное наименование организации

Структурное подразделение

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ответственного лица

Должность

Контактный номер телефона; Адрес электронной рабочей почты пользователя (логин)

Доступ (указать для каких целей)