Сноска. Утратил силу приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения РК от 29.06.2023 № 263 (вводится в действие с 01.07.2023).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 декабря 2016 года № 1079 "Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14701) следующие изменения:
в Стандарте оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия, утвержденном указанным приказом:
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Для качественного оказания специальных социальных услуг жертвам бытового насилия:
1) социально-бытовые услуги соответствуют следующим требованиям:
жилые, служебные и производственные помещения организации временного пребывания и проживания соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям к безопасности зданий, в том числе пожарной безопасности в соответствии с Требованиями к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202;
здание организации временного пребывания и проживания обеспечивается техническим оснащением и оборудуется специальными приспособлениями с целью удобства пребывания, обеспечения беспрепятственного доступа к нему, передвижения внутри помещения и на прилегающей к зданию территории в соответствии со строительными нормами и правилами;
предоставляемые жилые помещения по размерам и другим показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) обеспечивают удобство проживания получателей услуг. При размещении получателей услуг в жилых помещениях (комнатах) учитывается состояние их здоровья, возрастные и половые особенности, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость, уровень личностного развития, социализации и степени родства;
помещения, предоставляемые для организации социально-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации обеспечивают проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемых получателей услуг;
кабинеты специалистов организации оснащаются необходимой мебелью и оборудованием;
на каждый специализированный кабинет заполняется паспорт, оформленный в произвольной форме;
предоставляемые в пользование получателям услуг мебель, оборудование, мягкий инвентарь соответствуют нормативным документам по стандартизации в области технического регулирования, действующим на территории Республики Казахстан;
одежда, обувь, нательное белье и предметы первой необходимости, предоставляемые получателям услуг, должны быть удобны в носке, соответствовать полу, росту и размерам получателей услуг, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;
питание готовится из доброкачественных продуктов, отвечает требованиям сбалансированности и калорийности, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляется с учетом состояния здоровья получателей услуг;
при перевозке получателей услуг автомобильным транспортом для лечения, обучения соблюдаются нормативы и правила эксплуатации автотранспортных средств, требования безопасности дорожного движения;
2) социально-медицинские услуги соответствуют следующим требованиям:
содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами в области здравоохранения;
проведение лечебных манипуляций осуществляется с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям услуг;
оказание доврачебной медицинской помощи осуществляется в соответствии с Правилами оказания доврачебной медицинской помощи, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-223/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21721);
госпитализация или содействие в госпитализации получателей услуг в организации здравоохранения проводится оперативно и своевременно;
проведение пропаганды здорового образа жизни. Индивидуальная работа с получателями услуг по предупреждению вредных привычек и избавлению от них направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение), негативных результатов, к которым они приводят, и сопровождается необходимыми рекомендациями по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств;
содействие в подготовке документов для направления на медико-социальную, судебно-медицинскую, наркологическую и психиатрическую экспертизу оказывается своевременно и в полном объеме;
содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения способствует своевременной профилактике и лечению заболеваний, травм, получателей услуг;
содействие в получении консультации профильных специалистов организаций здравоохранения обеспечивает своевременное выявление и лечение заболеваний у получателей услуг;
3) социально-психологические услуги соответствуют следующим требованиям:
психологическое консультирование обеспечивает оказание получателям услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов. Психологическое консультирование на основе, полученной от получателей услуг, информации и обсуждения с ними возникших социально-психологических проблем помогает раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы;
психологическая диагностика получателей услуг осуществляется на основе психодиагностического пакета, разработанного психологом организации. Психодиагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателей услуг, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;
психологическая коррекция, как активное психологическое воздействие, обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в поведении, эмоциональном состоянии получателей услуг (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений и других отклонений в поведении), что позволяет привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, оцениваются их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям;
социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за получателями услуг обеспечивает своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию получателей услуг и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
привлечение получателей услуг к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения обеспечивает оказание помощи получателям услуг в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений, разрешения конфликтов и общения;
экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей услуг, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе;
психопрофилактическая работа способствует формированию у получателей услуг потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, создает условия для полноценного психического развития личности на каждом реабилитационном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности;
беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса обеспечивают укрепление психического здоровья получателей услуг, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности;
4) социально-педагогические услуги соответствуют следующим требованиям:
проведение занятий по трансформации ценностных ориентиров, установок и поведенческих навыков обеспечивает предупреждение повторных случаев насилия;
содействие в получении учебных пособий и учебных принадлежностей при необходимости;
5) социально-трудовые услуги соответствуют следующим требованиям:
мероприятия по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг проводятся с учетом их индивидуальных особенностей, степени ограничения возможностей, физического и психического состояния получателей услуг;
с целью формирования трудовых навыков, знаний и умений получателям услуг, исходя из их индивидуальных потребностей, назначаются виды лечебно-трудовой деятельности, обеспечивающие активное участие получателей услуг в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса;
проведение общественно-полезных работ осуществляется на территории организации временного пребывания и проживания, дневная занятость в кабинетах организации временного пребывания и проживания и обеспечивает создание условий, позволяющих вовлечь получателей услуг в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья;
мероприятия по обучению доступным профессиональным навыкам способствуют восстановлению личностного и социального статуса получателей услуг;
профессиональная ориентация получателей услуг, не имеющих профессионального образования, сопровождается мероприятиями, способными помочь им в выборе профессии;
6) социально-культурные услуги соответствуют следующим требованиям:
проведение культурных и досуговых мероприятий осуществляется по плану, утвержденному руководителем организации временного пребывания и проживания;
организация кружков и досуговой деятельности направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей получателей услуг;
привлечение получателей услуг к разработке проектов программы концертов и сценариев проводимых мероприятий способствует расширению общего и культурного кругозора, повышению творческой активности получателей услуг;
предоставление возможности коммуникации с родственниками, друзьями, специалистами посредством телефонной связи обеспечивает ускорение и более эффективное решение вопросов предотвращения рецидива агрессии, защиты имущественных, гражданских и иных прав получателя услуг;
7) социально-экономические услуги соответствуют следующим требованиям:
содействие получателям услуг в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, решении жилищных вопросов обеспечивает своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, представляющих для получателей услуг интерес;
8) социально-правовые услуги соответствуют следующим требованиям:
консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с правом на получение специальных социальных услуг и защиту своих интересов дает полное представление об установленных законодательством правах и способах защиты от возможных нарушений;
консультирование получателей услуг по вопросам гражданского, жилищного, семейного, трудового, пенсионного, уголовного законодательства и по другим вопросам дает им представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и писем) обеспечивает практическое решение вопросов, связанных с восстановлением (защитой) прав и интересов получателей услуг.";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Получателю услуг представляются специальные социальные услуги в следующем объеме и видах в соответствии с ИПР:
1) социально-бытовые услуги:
прием и (или) размещение получателей услуг;
предоставление койко-места с обеспечением постельного белья, одежды и предметами первой необходимости;
предоставление помещений, оснащенных мебелью и (или) специализированным оборудованием, для реабилитационных, лечебных, образовательных, культурных мероприятий, организации лечебно-трудовой деятельности, самообслуживания и бытовой ориентации;
создание условий для самообслуживания (стирка, сушка, глаженье белья, мытье посуды, уборка помещения) и осуществления санитарно-гигиенических процедур (душевые или ванные комнаты, санузлы);
предоставление продуктов питания в соответствии с натуральными нормами питания лиц, обслуживающихся в медико-социальных учреждениях, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, территориальных центрах социального обслуживания, отделениях дневного пребывания, центрах социальной адаптации, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 896 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12828);
предоставление транспортных услуг перевоза получателей услуг для лечения, реабилитации, обучения, участия получателей услуг в культурных и досуговых мероприятиях;
оказание помощи в написании и прочтении писем (по необходимости);
лицам, имеющим затруднения в передвижении, организацией временного пребывания и проживания обеспечивается сопровождение (по необходимости) до пункта назначения;
2) социально-медицинские услуги:
проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
оказание доврачебной медицинской помощи, содействие в госпитализации и сопровождении получателей услуг, нуждающихся в лечении, в организации здравоохранения;
содействие в подготовке документов для направления на судебно-медицинскую, медико-социальную, наркологическую и психиатрическую экспертизу;
содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
содействие в медицинском консультировании профильными специалистами, в том числе из организаций здравоохранения;
проведение лечебных манипуляций в соответствии со стандартами в области здравоохранения по назначению лечащего врача;
3) социально-психологические услуги:
психологическая диагностика и обследование личности;
социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение);
психопрофилактическая работа с получателями услуг;
психологическое консультирование;
экстренная психологическая помощь;
оказание психологической помощи получателям услуг, в том числе, беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности;
психологические тренинги;
психологическая коррекция получателей услуг;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
4) социально-педагогические услуги:
организация и проведение занятий по трансформации ценностных ориентиров, установок и поведенческих навыков;
содействие в получении образования получателей услуг с учетом их физических возможностей и умственных способностей;
5) социально-трудовые услуги:
проведение мероприятий по обследованию имеющихся трудовых навыков у получателей услуг;
содействие в профессиональной ориентации и консультировании;
содействие в проведении мероприятий по обучению получателей услуг доступным профессиям и практическим навыкам, в том числе и через лечебно-трудовую деятельность, общественно полезные работы с обеспечением мер безопасности;
6) социально-культурные услуги:
организация праздников и досуговых мероприятий;
организация кружковой работы;
вовлечение получателей услуг в культурные и досуговые мероприятия с обеспечением мер безопасности;
предоставление возможности коммуникации с родственниками, друзьями, специалистами по телефону;
7) социально-экономические услуги:
содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законами Республики Казахстан от 16 июня 1997 года "О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан", от 5 апреля 1999 года "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан", от 17 июля 2001 года "О государственной адресной социальной помощи", от 28 июня 2005 года "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
8) социально-правовые услуги:
юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с гражданскими, семейными, имущественными и вещными правами, восстановлением документов, взысканием алиментов, компенсации за нанесенный ущерб, социальным обеспечением в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
содействие в сотрудничестве с правоохранительными, судебными органами в рамках расследования фактов бытового насилия, судебного производства и исполнения;
помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение;
регистрация по месту пребывания и восстановление жилищных прав;
оказание помощи в подготовке и подаче заявлений (обращений, апелляций) в органы и учреждения внутренних дел, юстиции, здравоохранения, социальной защиты, образования;
оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг;
содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат;
оформление доверенностей на представительство интересов получателей услуг;
представительство интересов получателей услуг в судебно-следственных органах и учреждениях.".
пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Специалистами организации временного пребывания и проживания заполняется регистрационная карточка получателей услуг по форме согласно приложению 7 к настоящему стандарту.
В течении одного рабочего дня после заполнения регистрационной карточки получателя услуг специалист организации временного пребывания и проживания вносит на портал социальных услуг данные из регистрационной карточки получателя услуг.".
2. Департаменту развития политики социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сакеева Р.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
С. Шапкенов |
СОГЛАСОВАН
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
СОГЛАСОВАН
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан