В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Экологического кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Правила разработки целевых показателей качества окружающей среды согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Минимальный перечень индикаторов, для которых устанавливаются целевые показатели качества окружающей среды, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 145 "Об утверждении Правил определения целевых показателей качества окружающей среды" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10869);
2) приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 111 "О внесении изменения в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 145 "Об утверждении Правил определения целевых показателей качества окружающей среды" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20717).
3. Департаменту экологической политики и устойчивого развития Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
С. Брекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 19 июля 2021 года № 257 |
Правила разработки целевых показателей качества окружающей среды
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки целевых показателей качества окружающей среды (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 37 Экологического кодекса Республики Казахстан и регламентируют процесс проведения мероприятий по разработке целевых показателей качества окружающей среды.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) нормирование качества окружающей среды – установление предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;
2) целевые показатели качества окружающей среды – совокупность количественных и качественных характеристик состояния отдельных компонентов окружающей среды и иных показателей, характеризующих уровень обеспечения мер по охране окружающей среды и эффективному управлению отходами, которые необходимо достигнуть за определенный период времени;
3) комплекс мер по достижению целевых показателей качества окружающей среды – организационные и технические мероприятия, выполнение которых обеспечивает поэтапное снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду и достижение нормативов качества окружающей среды;
4) мониторинг достижения целевых показателей качества окружающей среды – осуществление комплекса мер по периодическому лабораторному и аналитическому контролю за ходом выполнения комплекса мер по достижению целевых показателей качества окружающей среды;
5) заказчик работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды (далее – Заказчик) – местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, разрабатывающий целевые показатели качества окружающей среды на период реализации программы развития территорий соответствующей административно-территориальной единицы;
6) исполнитель работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды (далее – Исполнитель) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку проекта целевых показателей качества окружающей среды в соответствии с квалификационными требованиями, устанавливаемыми Заказчиком;
7) проект целевых показателей качества окружающей среды – комплект материалов, подготовленный Исполнителем, включающий результаты аналитических, полевых и лабораторных исследований по определению целевых показателей качества окружающей среды;
8) корректировка проекта целевых показателей качества окружающей среды – комплекс работ, проводимых по инициативе Заказчика при достижении целевых показателей качества окружающей среды, необходимости введения новых целевых показателей качества окружающей среды или изменения нормативов качества окружающей среды;
9) резюме нетехнического характера – краткое изложение материалов проекта целевых показателей качества окружающей среды;
10) приоритетные загрязнители окружающей среды – перечень наиболее опасных для определенных регионов загрязняющих веществ, для которых характерны высокая токсичность, способность к накоплению и устойчивость.
3. Проект целевых показателей качества окружающей среды является инструментом разработки программы развития территорий соответствующей административно-территориальной единицы в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и уменьшения воздействия на окружающую среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий этого воздействия, с учетом общественного мнения.
4. Целевые показатели качества окружающей среды устанавливаются для отдельных территорий, указанных в пункте 17 настоящих Правил, и регулируют предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды.
5. К целевым показателям качества окружающей среды предъявляются требования в отношении достижимости в целом и поэтапно; характеристики количественных и качественных параметров; контролируемости и проверяемости.
6. При разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды Заказчик и Исполнитель обеспечивают использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об аккредитации в области оценки соответствия" и настоящими Правилами.
7. Для разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды местные исполнительные органы, центральные государственные органы или их территориальные подразделения предоставляют по запросу Заказчика и Исполнителя имеющуюся в их распоряжении информацию в соответствии с Законом Республики Казахстан "О ратификации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" и Законом Республики Казахстан "О доступе к информации".
8. Содержание проекта целевых показателей качества окружающей среды:
1) информация о текущем состоянии окружающей среды, характере и масштабах воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
2) рекомендации местных исполнительных органов, центральных государственных органов или их территориальных подразделений и общественности по выявлению актуальных экологических проблем территорий, требующих оперативного решения;
3) научное обоснование выбора целевых показателей качества окружающей среды с проведением аналитических, лабораторных и полевых исследований;
4) программа мониторинга достижения целевых показателей качества окружающей среды;
5) комплекс мер по достижению целевых показателей качества окружающей среды;
6) резюме нетехнического характера;
7) согласование проекта целевых показателей качества окружающей среды с заинтересованными местными исполнительными органами, центральными государственными органами или их территориальными подразделениями;
8) протокол общественных обсуждений по проекту целевых показателей качества окружающей среды;
9) государственная экологическая экспертиза проекта целевых показателей качества окружающей среды;
10) проект решения местного представительного органа соответствующей административно-территориальной единицы об утверждении целевых показателей качества окружающей среды.
9. Разработанные целевые показатели качества окружающей среды подлежат согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и утверждаются местными представительными органами соответствующих административно-территориальных единиц.
10. Целевые показатели качества окружающей среды устанавливаются на уровне каждой области, города республиканского значения и столицы.
11. Целевые показатели качества окружающей среды разрабатываются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы на каждый пятилетний период.
12. К материалам по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды предъявляются требования научной обоснованности, достоверности и отражения результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
Глава 2. Основные принципы разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды
13. Основные принципы разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды:
1) разработка проекта целевых показателей качества окружающей среды до утверждения программы развития территорий соответствующей административно-территориальной единицы;
2) предотвращение или уменьшение возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в результате хозяйственной и иной деятельности;
3) обеспечение участия общественности при разработке проекта и мониторинге достижения целевых показателей качества окружающей среды;
4) научная обоснованность, достоверность и полнота информации, используемой при разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды.
Глава 3. Этапы разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды и состав проектной документации
14. Первый этап включает:
1) проведение сбора и анализа материалов, предварительной оценки и составление программы работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды с выявлением наиболее актуальных экологических проблем территорий;
2) опубликование (распространение) программы работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды Исполнителем в местных средствах массовой информации (печатных и электронных, включая размещение на официальных интернет-ресурсах Заказчика) для представления замечаний и предложений заинтересованной общественности в течение 10 рабочих дней со дня опубликования;
3) представление программы работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды в заинтересованные местные исполнительные органы, центральные государственные органы или их территориальные подразделения;
4) анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от местных исполнительных органов, центральных государственных органов или их территориальных подразделений и общественности, и размещение по истечении 5 рабочих дней со дня завершения обсуждения на официальном интернет-ресурсе Заказчика окончательной программы работ, с обоснованием принятия или отклонения поступивших предложений и замечаний;
5) утверждение программы работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды Заказчиком;
6) согласование программы работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Программа работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды содержит:
наименование и адреса Заказчика и Исполнителя;
сроки разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды;
основные задачи при разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды;
основные методы разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды, в том числе план проведения общественных обсуждений по проекту целевых показателей качества окружающей среды;
предполагаемый состав и краткое содержание проекта целевых показателей качества окружающей среды.
Программа работ по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды доступна для общественности в течение всего времени разработки проекта целевых показателей качества окружающей среды.
15. Второй этап включает:
1) проведение научных исследований по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды на основе сбора и анализа материалов; полевых и лабораторных работ;
2) оценку риска для здоровья человека и ценных экологических систем, которая производится в соответствии с подпунктом 28) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", токсикологическими базами данных, материалами эпидемиологических исследований;
3) разработку программы мониторинга достижения целевых показателей качества окружающей среды;
4) разработку комплекса мер по достижению целевых показателей качества окружающей среды.
16. Третий этап включает:
1) подготовку и направление в заинтересованные местные исполнительные органы, центральные государственные органы или их территориальные подразделения уведомления о проведении общественных обсуждений по проекту целевых показателей качества окружающей среды;
2) проведение общественных обсуждений по проекту целевых показателей качества окружающей среды;
3) анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от местных исполнительных органов, центральных государственных органов или их территориальных подразделений и общественности;
4) подготовку окончательного проекта целевых показателей качества окружающей среды;
5) проведение государственной экологической экспертизы проекта целевых показателей качества окружающей среды;
6) разработку проекта решения местного представительного органа соответствующей административно-территориальной единицы по утверждению целевых показателей качества окружающей среды.
17. Целевые показатели качества окружающей среды, разрабатываемые и утверждаемые для каждой области, содержат соответствующие показатели как для области в целом, так и для следующих территорий в пределах области:
1) районов;
2) населенных пунктов с количеством населения, превышающим 100 000 человек;
3) иных населенных пунктов, в пределах которых по результатам мониторинга состояния окружающей среды выявлено нарушение экологических нормативов качества;
4) особо охраняемых природных территорий;
5) иных территорий (акваторий), в пределах которых по результатам мониторинга состояния окружающей среды выявлено нарушение экологических нормативов качества.
18. Заказчик и Исполнитель предоставляют возможность общественности ознакомиться с материалами по разработке проекта целевых показателей качества окружающей среды и представить свои замечания и предложения.
19. Требования к проведению корректировки проекта целевых показателей качества окружающей среды аналогичны требованиям, предъявляемым в отношении проекта целевых показателей качества окружающей среды в соответствии с пунктами 3-18 настоящих Правил.
Приложение 2 к приказу И.о. министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 19 июля 2021 года № 257 |
Минимальный перечень индикаторов, для которых устанавливаются целевые показатели качества окружающей среды
1. В Минимальный перечень индикаторов, для которых устанавливаются целевые показатели качества окружающей среды, в обязательном порядке включаются:
1) качество атмосферного воздуха;
2) качество поверхностных и подземных вод;
3) качество земель и почв;
4) совокупные площади лесов и озеленения с учетом условий климата и почв каждого отдельного региона;
5) сокращение деградации и опустынивания земель;
6) совокупный объем выбросов по видам загрязняющих веществ;
7) совокупный объем сбросов по видам загрязняющих веществ и по каждому отдельному водному объекту и бассейну;
8) по видам коммунальных отходов – доля их раздельного сбора, подготовки к повторному использованию, переработки, утилизации и удаления (уничтожения и (или) захоронения);
9) совокупные объемы сокращения выбросов парниковых газов.