О внесении изменения и дополнения в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 29 ноября 2018 года № 20-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 декабря 2018 года № 17892

Действующий

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647, опубликовано 11 мая 2016 года в Информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменение и дополнение:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      1. Утвердить:

      1) 100. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности согласно приложению 1 к настоящему нормативному постановлению;

      2) 200. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита соответствия согласно приложению 2 к настоящему нормативному постановлению;

      3) 600. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита согласно приложению 3 к настоящему нормативному постановлению;

      4) 700. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита согласно приложению 4 к настоящему нормативному постановлению;

      5) 750. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 5 к настоящему нормативному постановлению;

      6) 900. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов согласно приложению 6 к настоящему нормативному постановлению;

      7) 901. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета согласно приложению 7 к настоящему нормативному постановлению;

      8) 902. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы отчета об исполнении местного бюджета маслихатам согласно приложению 8 к настоящему нормативному постановлению;

      9) 1000. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по представлению ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета информации о своей работе согласно приложению 9 к настоящему нормативному постановлению;

      10) 1001. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 10 к настоящему нормативному постановлению;

      11) 903. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля согласно приложению 11 к настоящему нормативному постановлению.

      дополнить приложением 11 согласно приложению к настоящему нормативному постановлению.

      2. Юридическому отделу в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего нормативного постановления его направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета (Абдирайымов Х.С.).

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
Н. Годунова

  Приложение
к нормативному
постановлению Счетного
комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 29 ноября 2018 года № 20-НҚ
  Приложение 11
к нормативному
постановлению Счетного
комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 31 марта 2016 года № 5-НҚ

      903. Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению экспертно-аналитического мероприятия органами внешнего государственного аудита и финансового контроля

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий Процедурный стандарт внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению экспертно-аналитического мероприятия (далее – Стандарт) определяет цель и задачи деятельности органов внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее – органы внешнего государственного аудита) по проведению экспертно-аналитического мероприятия

      2. Стандарт разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими вопросы внешнего государственного аудита и финансового контроля, с учетом международного опыта в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

      3. Целью Стандарта является регламентация порядка и процедур проведения органами внешнего государственного аудита экспертно-аналитических мероприятий.

      4. Задачами Стандарта являются:

      1) определение содержания и принципов осуществления экспертно-аналитических мероприятий;

      2) установление общих требований к организации, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия.

      5. Действие настоящего Стандарта распространяется на должностные лица органов внешнего государственного аудита, а также специалистов государственных органов, экспертов, негосударственные аудиторские организации, привлекаемые органами внешнего государственного аудита к проведению экспертно-аналитического мероприятия.

      6. Положения настоящего Стандарта не распространяются на подготовку заключений в рамках предварительной, текущей и последующей оценки, осуществление которых регламентировано Указом Президента Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 388 "Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов и внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Казахстан", Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению текущей оценки исполнения республиканского и местных бюджетов и Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению последующей оценки исполнения республиканского бюджета, утвержденных нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).

      7. Стандарт основывается на следующих принципах:

      1) объективность – проведение экспертно-аналитического мероприятия с применением беспристрастного, непредвзятого и не подверженного каким-либо влияниям подхода с использованием полной, актуальной, надежной, достоверной и интерпретируемой информации, полученной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и формирование на ее основе экспертных выводов;

      2) системность и комплексность – организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия в виде комплекса экспертно-аналитических действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приемам и методам;

      3) научность – проведение экспертно-аналитического мероприятия на основе достижений науки в области методологии проведения экономического анализа и учета законов, применяемых в анализируемой сфере;

      4) результативность – организация экспертно-аналитического мероприятия должна обеспечивать выработку на его основе системных выводов и рекомендаций по предмету экспертно-аналитического мероприятия, направленных на повышение эффективности его развития и (или) его вклада в экономику страны или отдельно взятой сферы экономики, региона, социальной сферы;

      5) обоснованность – формирование выводов и предложений с наличием максимального количества аргументов в пользу сделанных выводов и рекомендаций.

Глава 2. Цель и содержание экспертно-аналитического мероприятия

      8. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой форму реализации экспертно-аналитической деятельности органов внешнего государственного аудита, направленную на анализ эффективности использования национальных ресурсов, активов государства, оценку воздействия деятельности государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и эффективности реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан, через исследование их влияния на развитие экономики (или отдельно отрасли экономики, региона), социальной сферы, без выхода на объект экспертно-аналитического мероприятия.

      9. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится:

      1) в качестве самостоятельного мероприятия, по итогам которого формируется экспертное заключение;

      2) в составе аудита эффективности, результаты которого отражаются в аналитической части аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

      10. Предметом экспертно-аналитического мероприятия являются процессы, виды деятельности, проблемы управления национальными ресурсами в различных отраслях экономики, социальных сферах, в которых присутствует государственное регулирование, в том числе через применяемые инструменты государственно-частного партнерства и государственной поддержки.

      Определение предмета экспертно-аналитического мероприятия, проводимого в качестве самостоятельного мероприятия, осуществляется на основании системы управления рисками с учетом:

      1) поручений Президента Республики Казахстан и его Администрации;

      2) выявленных:

      ухудшений показателей социально-экономического развития, отраслей, сфер экономики регионов;

      системных недостатков и рисков по итогам оценки исполнения бюджетов за отчетный финансовый год, а также оценки проекта республиканского бюджета на соответствующий плановый период.

      11. В качестве объекта экспертно-аналитического мероприятия выступают государственные органы и учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, получатели бюджетных средств, получатели мер государственной поддержки, являющиеся участниками анализируемого процесса, виды деятельности и (или) проблемы в соответствующей сфере государственного регулирования.

      12. Целью проведения экспертно-аналитического мероприятия является формирование достоверной и объективной оценки текущей ситуации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, с определением:

      основных воздействующих факторов;

      целей, мотивов, причин принятия тех или иных решений по предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      прогноза дальнейшего развития ситуации при прочих равных условиях или моделирования ситуации при влиянии на нее внешних и (или) внутренних факторов;

      системных выводов и рекомендаций.

      13. Определение основных воздействующих факторов, целей, мотивов, причин принятия тех или иных решений по предмету экспертно-аналитического мероприятия должно обеспечить возможность сформировать целостную картину его развития и систему причинно-следственных связей, повлиявших на его показатели, характеризующие динамику изменения предмета экспертно-аналитического мероприятия.

      На основе построенной целостной системы причинно-следственных связей при наличии достаточных данных строится прогноз дальнейшего развития ситуации по предмету экспертно-аналитического мероприятия с выработкой соответствующих системных выводов и рекомендаций.

Глава 3. Организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия

      14. Экспертно-аналитическое мероприятие, проводимое в качестве самостоятельного мероприятия, осуществляется на основании плана работ органов внешнего государственного аудита на соответствующий год. Основой для формирования тематики такого экспертно-аналитического мероприятия являются перспективный план аудита эффективности, поручения Президента Республики Казахстан, его Администрации, руководителя соответствующего органа внешнего государственного аудита.

      В случае, если экспертно-аналитическое мероприятие планируется осуществлять по тематикам предстоящих аудитов эффективности, в целях использования его результатов в аудиторской деятельности сроки его проведения планируются заблаговременного до запланированного периода начала аудита эффективности.

      Продолжительность экспертно-аналитического мероприятия определяется в зависимости от масштаба и сложности исследуемого предмета, но не более срока аудита эффективности, если бы соответствующее направление было бы предметом аудиторского мероприятия.

      Планирование, проведение и подведение итогов экспертно-аналитического мероприятия в составе аудита эффективности осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета от 30 ноября 2015 года № 17-НҚ (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12557).

      15. Экспертно-аналитическое мероприятие состоит из следующих основных этапов:

      планирование экспертно-аналитического мероприятия;

      сбор, систематизация и изучение информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      проведение анализа, с использованием имеющихся экономических методов;

      формирование экспертного заключения с отражением системных выводов и рекомендаций.

      16. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться аудиторские организации и эксперты в порядке, определенном Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по привлечению аудиторских организаций и экспертов к проведению государственного аудита, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).

      17. Общая организация экспертно-аналитического мероприятия, проводимого в качестве отдельного мероприятия, возлагается на руководителя структурного подразделения, ответственного за его реализацию, или Члена органа внешнего государственного аудита, инициировавшего его проведение.

      Общая организация экспертно-аналитического мероприятия, проводимого в составе аудита эффективности, возлагается на Члена органа внешнего государственного аудита, курирующего указанный аудит эффективности.

      Непосредственное руководство проведением экспертно-аналитического мероприятия и координацию действий работников органов внешнего государственного аудита и лиц, привлекаемых к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия, осуществляет руководитель группы исполнителей экспертно-аналитического мероприятия, определяемый лицами, указанными в первой части настоящего пункта.

      18. Группа исполнителей экспертно-аналитического мероприятия формируется с условием достаточности совокупного уровня профессиональных компетенций для эффективного его проведения.

      Допускается формирование группы из числа работников других структурных подразделений органа внешнего государственного аудита по согласованию с руководителем аппарата и их непосредственным руководителем.

      19. В процессе планирования отдельного экспертно-аналитического мероприятия разрабатывается программа экспертно-аналитического мероприятия, по форме согласно приложению к настоящему Стандарту, отражающая тематику и основные направления, предлагаемые к изучению, с их ранжированием по ответственным исполнителям из числа сформированной группы, сроки его проведения.

      20. Сбор информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия осуществляется способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан, в том числе посредством формирования запросов.

      21. Сбор информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия обеспечивает возможность:

      проведения детального исследования сведений по предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      сопоставления данных по предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      формирования достоверных выводов по итогам экспертно-аналитического мероприятия.

      22. Сбор, систематизация и изучение в первоочередном порядке осуществляется из числа доступной информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, содержащейся в Интегрированной информационной системе Счетного комитета, ведомственных информационных системах государственных органов, к которым получен удаленный доступ, на портале открытых данных, в опубликованной государственной или ведомственной статистике, в результатах оценки деятельности государственных органов и документов системы государственного планирования. При отсутствии и (или) недостаточности сведений, направляются запросы в организации, являющиеся носителем или источником формирования (использования) необходимой информации.

      При изучении предмета аудита при наличии используется информация неправительственных организаций, результаты проводимых социологических опросов и исследований.

      23. Сбор информации продолжается на всех этапах формирования экспертного заключения в целях уточнения определенных данных и усиления выводов и рекомендаций.

      24. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация в целях:

      изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия;

      подтверждения результатов экспертно-аналитического мероприятия;

      обеспечения качества и контроля качества экспертно-аналитического мероприятия;

      подтверждения выполнения сотрудниками органа внешнего государственного аудита и привлеченными аудиторскими организациями и экспертами программы экспертно-аналитического мероприятия.

      В состав рабочей документации включаются документы и материалы, послужившие основанием для зафиксированных в экспертном заключении выводов и рекомендаций.

      Ссылка на реквизиты и источник информации, из сформированной рабочей документации, используемой в экспертном заключении, обязательна.

      25. При исследовании выбранных для анализа направлений предмета экспертно-аналитического мероприятия в зависимости от его характера, целей и задач используются все известные научные и экономико-математические методы и инструменты анализа, основными из которых являются:

      макроэкономический анализ - анализ статистических показателей, позволяющий оценить результаты социально-экономической деятельности, выявить проблемы, негативные тенденции, резервы роста;

      факторный анализ - многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных;

      методы моделирования - исследование вопросов по предмету экспертно-аналитического мероприятия путем построения экономических моделей, позволяющих в формализованном виде определять закономерность и причины изменений экономических процессов.

      26. Анализ основывается на сопоставимых данных, имеющих единую количественную и качественную характеристику. При этом для прогнозирования тенденций в анализируемом направлении должен быть определен базовый период, к качественным или количественным характеристикам которого будет осуществляться сравнение изменяемых значений.

      Для исключения искажения вывод по происходящим закономерностям в анализируемом направлении по причине факторного воздействия на них единичных (случайных) событий изучение предмета экспертно-аналитического мероприятия начинается с года, месяца или дня после события, которыми определено его начало, предшествующих выбранному базовому периоду.

      27. Содержание и общая структура экспертного заключения осуществляется на основании собранной информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия и содержит:

      1) вводную часть:

      объекты, предмет экспертно-аналитического мероприятия;

      указание на цели и вопросы экспертно-аналитического мероприятия, анализируемый период;

      показатели, характеризующие текущее состояние предмета экспертно-аналитического мероприятия;

      описание использованной в рамках экспертно-аналитического мероприятия методологии, видов, методов, инструментов анализа и оцениваемых переменных;

      2) аналитическую часть:

      анализ изменения показателей предмета экспертно-аналитического мероприятия в динамике за определенный период времени;

      выявленные проблемы, характерные предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      идентификация факторов, влияющих на показатели предмета экспертно-аналитического мероприятия;

      оценка мер государственного регулирования в качестве факторов, влияющих на показатели предмета экспертно-аналитического мероприятия с определением степени их ориентированности на запланированные цели (в рамках государственной политики) по предмету исследования;

      прогнозирование трендов, характерных предмету экспертно-аналитического мероприятия в краткосрочной (среднесрочной или долгосрочной) перспективе, наступление которых с большей степенью вероятно при влиянии на него выявленных негативных факторов и неизменности текущих тенденций;

      3) резолютивная часть:

      системные выводы и рекомендации по экспертно-аналитическому мероприятию, позволяющие скорректировать имеющуюся ситуацию в сторону улучшения ее основных показателей и повышения эффективности происходящих процессов.

      Допускается формирование рекомендаций по целесообразности проведения на предстоящие периоды аудита эффективности по изученному предмету для подтверждения сделанных выводов аудиторскими доказательствами.

      28. Формат экспертного заключения в силу специфичности предмета и разнонаправленности целей экспертно-аналитического мероприятия определяется группой исполнителей с учетом достижения спрогнозированных при его планировании заключений.

      При этом при подготовке экспертного заключения соблюдаются следующие требования:

      1) информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия должна излагаться в отчете последовательно, обеспечив логическую взаимосвязь суждений;

      2) сделанные выводы должны быть аргументированы и подтверждаться сформированной рабочей документацией;

      3) рекомендации по итогам экспертно-аналитического мероприятия должны логически следовать из выводов, быть четкими и однозначными, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем по предмету экспертно-аналитического мероприятия, направлены на устранение причин и отрицательных последствий по предмету экспертно-аналитического мероприятия;

      4) при использовании специального инструментария и (или) специфичной терминологии обязательно наличие понятийного аппарата;

      5) в случае наличия противоречивых данных, полученных из различных официальных источников, должен быть указан источник, которому было отдано предпочтение при проведении анализа, и причины его выбора в качестве приоритетного.

      29. Стиль оформления (вид и размер шрифтов, диаграмм и таблиц) определяется в соответствии с порядком, определенным внутренними документами Счетного комитета.

Глава 4. Рассмотрение и применение результатов экспертно-аналитического мероприятия

      30. Результаты экспертно-аналитического мероприятия, оформленные экспертным заключением, подписываются лицом, указанным в части первой пункта 17 настоящего Стандарта, и полистно парафируются руководителем группы исполнителей. Рассмотрение экспертного заключения осуществляется в соответствии с планом работы органов внешнего государственного аудита на соответствующий год.

      31. По решению руководителя органа внешнего государственного аудита результаты экспертно-аналитического мероприятия направляются уполномоченным органам (должностным лицам) и (или) объектам экспертно-аналитического мероприятия для изучения сделанных по его итогам выводов и рекомендаций в части, их касающейся.

      32. Для ознакомления и использования в работе экспертное заключение направляется членам органа внешнего государственного аудита и структурным подразделениям, ответственным за проведение государственного аудита, анализа и отчетности.

      По решению руководителя органа внешнего государственного аудита результаты экспертно-аналитического мероприятия размещаются на интернет-ресурсе, с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

      33. Результаты экспертно-аналитического мероприятия используются при проведении аудиторских мероприятий, проведении предварительной, текущей и последующей оценки.

  Приложение
к Процедурному стандарту
внешнего государственного
аудита и финансового контроля
по проведению экспертно-
аналитического мероприятия
органами внешнего
государственного
аудита и финансового контроля
  "Утверждаю"
____________________________
член органа внешнего
государственного аудита или
руководитель соответствующего
структурного подразделения
от "___" _________ 20____ года

ПРОГРАММА
экспертно – аналитического мероприятия

      Тема: ____________________________________________________
Основные направления:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Сроки проведения: с "__" __________ по "__" _________ 20__ года.
Состав группы исполнителей:

ФИО (при его наличии)

Роль в группе (руководитель/исполнитель)

Направление, закрепленное для изучения
















      Руководитель

      группы исполнителей ____________________