Об утверждении Правил проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов и внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 388.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Вводится в действие с 01.01.2017.

      Подлежит опубликованию в Собрании

      актов Президента и Правительства

      Республики Казахстан

      В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов.

      2. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.

      3. Правительству Республики Казахстан и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета принять меры, вытекающие из настоящего Указа.

      4. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 2017 года.

Президент


Республики Казахстан

Н.Назарбаев


  УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 9 декабря 2016 года
№ 388

ПРАВИЛА
проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов

      Сноска. Правила – в редакции Указа Президента РК от 26.11.2022 № 5.

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" и определяют порядок проведения Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов (далее – оценка проекта бюджета).

      2. Оценка проекта бюджета предусматривает проведение анализа обоснованности показателей проекта республиканского бюджета на плановый период (далее – проект бюджета), наличия и достаточности нормативной правовой и методической базы для разработки проекта бюджета, а также составление и представление результатов оценки проекта бюджета с выработанными Высшей аудиторской палатой рекомендациями (далее – заключение по оценке) в Правительство Республики Казахстан и Парламент Республики Казахстан.

      3. При проведении оценки проекта бюджета Высшая аудиторская палата руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Бюджетным кодексом Республики Казахстан (далее – Бюджетный кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле", иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Правилами.

      4. Объектами оценки проекта бюджета являются центральные уполномоченные органы по государственному и бюджетному планированию, администраторы республиканских бюджетных программ, субъекты квазигосударственного сектора и другие объекты государственного аудита и финансового контроля.

      5. Основными направлениям расходов являются расходы, определенные пунктом 1 статьи 53 Бюджетного кодекса, за исключением расходов, направленных на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления, имеющих постоянный характер.

      6. Отбор бюджетных программ для проведения оценки проекта бюджета осуществляется ежегодно Высшей аудиторской палатой с учетом информации, содержащейся в отчете Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за предыдущие финансовые годы, заключениях по результатам оценки реализации документов Системы государственного планирования и оценки эффективности управления бюджетными средствами.

      7. Основными источниками при проведении оценки проекта бюджета, не ограничиваясь нижеследующим, являются (далее – материалы оценки):

      1) нормативные правовые акты;

      2) результаты государственного аудита и финансового контроля;

      3) прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочный период;

      4) отчеты Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета;

      5) заключение о результатах оценки реализации документов Системы государственного планирования;

      6) заключение о результатах оценки эффективности управления бюджетными средствами;

      7) статистические данные по Республике Казахстан;

      8) бюджетные заявки администраторов бюджетных программ;

      9) решения Республиканской бюджетной комиссии;

      10) доведенные лимиты расходов администраторов бюджетных программ, лимиты на новые инициативы;

      11) заключения центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию по расходам администраторов бюджетных программ;

      12) заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию и центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию по результатам рассмотрения проектов планов развития (проектов изменений и дополнений в планы развития) и проектов бюджетных программ;

      13) отчетность Министерства финансов Республики Казахстан (отчеты об исполнении республиканского бюджета, отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности республиканского бюджета, аналитический отчет об исполнении республиканского (местного) бюджета по результатам бюджетного мониторинга и др.);

      14) выводы и рекомендации, данные Высшей аудиторской палатой к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

      15) заключения независимых экспертов;

      16) стандарты, положения, методические рекомендации и правоустанавливающие документы (уставы, свидетельства о регистрации);

      17) результаты опроса населения, материалы средств массовой информации и неправительственных организаций.

Глава 2. Цель, основные задачи и критерии оценки проекта бюджета

      8. Целью оценки проекта бюджета является определение достоверности и соответствия проекта бюджета положениям бюджетного законодательства, выводам и рекомендациям, данным Высшей аудиторской палатой к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за предыдущие финансовые годы.

      9. Основной задачей при проведении оценки проекта бюджета является обеспечение:

      1) своевременного представления в Правительство Республики Казахстан и Парламент Республики Казахстан обоснованного и достоверного заключения по оценке;

      2) соблюдения принципов бюджетной системы (реалистичности, обоснованности, результативности и эффективности).

      10. Оценка проекта бюджета проводится на предмет соответствия расходов проекта бюджета общенациональным приоритетам, приоритетным направлениям расходов республиканского бюджета, результатам оценки документов Системы государственного планирования, выводам и рекомендациям, данным Высшей аудиторской палатой к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год.

      11. Основными критериями оценки проекта бюджета являются:

      1) обоснованность расходов (соответствие бюджетному и иному законодательству проекта бюджета, установление взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования, соответствие положениям посланий Президента Республики Казахстан, документам Системы государственного планирования, а также поручениям Президента Республики Казахстан и постановлениям Высшей аудиторской палаты);

      2) достоверность расходов (наличие необходимой документации, подтверждающей правильность определения объемов средств для реализации проектов и достижения результатов).

Глава 3. Порядок проведения оценки проекта бюджета

      12. Высшей аудиторской палатой оценивается обеспечение взаимосвязи показателей планов развития государственных органов с показателями экономического и бюджетного планирования, соответствия достигнутых результатов положениям посланий Президента Республики Казахстан и документам Системы государственного планирования на основании:

      1) результатов государственного аудита и финансового контроля, проведенных органами государственного аудита и финансового контроля;

      2) отчетов об исполнении республиканского бюджета и оценки планов развития государственных органов по информации центральных уполномоченных органов по государственному планированию и исполнению бюджета;

      3) результатов оценки реализации администраторами бюджетных программ национальных проектов.

      13. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию обеспечивает посредством интеграции Информационной системы государственного планирования доступ Высшей аудиторской палате к бюджетным заявкам по планируемым администраторами бюджетных программ расходам и заключениям центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию.

      14. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию в установленный законодательством срок направляет администраторам бюджетных программ проект прогноза социально-экономического развития страны с одновременным представлением его в Высшую аудиторскую палату.

      15. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию одновременно представляет в Высшую аудиторскую палату в установленные законодательством сроки:

      1) лимиты расходов, лимиты на новые инициативы при направлении их администраторам бюджетных программ;

      2) план-график рассмотрения Республиканской бюджетной комиссией (далее – бюджетная комиссия) расходов администраторов бюджетных программ на плановый период (далее – график) при направлении его членам бюджетной комиссии.

      16. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета в установленный законодательством срок представляет материалы оценки, указанные в подпункте 6) пункта 7 настоящих Правил, в соответствующий государственный орган с одновременным направлением их в Высшую аудиторскую палату.

      17. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию обеспечивает участие на заседаниях бюджетной комиссии представителя Высшей аудиторской палаты в качестве наблюдателя (без права голосования) и представление в установленный законодательством срок всех материалов бюджетной комиссии по вопросам планирования проекта бюджета одновременно с направлением их членам бюджетной комиссии.

      18. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в течение трех рабочих дней после проведения заседания бюджетной комиссии направляет в Высшую аудиторскую палату заключения бюджетной комиссии по рассмотренным бюджетным программам администраторов республиканских бюджетных программ, а также следующие документы, соответствующие решениям бюджетной комиссии (далее – документы):

      1) копию пояснительной записки администраторов бюджетных программ к бюджетной заявке;

      2) копии заключений государственной научной и научно-технической экспертизы научных исследований по темам, предлагаемым администраторами республиканских бюджетных программ;

      3) копию заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию о целесообразности бюджетного кредитования по бюджетным программам, предлагаемым администратором бюджетных программ к реализации посредством бюджетного кредитования;

      4) копии поручений Президента Республики Казахстан и/или Премьер-Министра Республики Казахстан, направленных на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач.

      19. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию представляет разработанный проект бюджета в Высшую аудиторскую палату не позднее 15 августа текущего финансового года.

      20. Высшая аудиторская палата при проведении оценки проекта бюджета обращает внимание на соответствие расходов проекта бюджета общенациональным приоритетам, приоритетным направлениям расходов республиканского бюджета, результатам оценки национальных проектов и планов развития государственных органов, выводам и рекомендациям, данным Высшей аудиторской палатой к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год. В случае необходимости подтверждения достоверности и обоснованности представленных документов и материалов оценки Высшая аудиторская палата направляет запросы администраторам бюджетных программ и другим участникам бюджетного процесса и использует материалы по итогам аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий на объекте оценки или государственного аудита.

Глава 4. Составление и представление заключения по оценке

      21. Заключение по оценке составляется на основании проекта бюджета, представленного центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, и носит рекомендательный характер.

      22. Заключение по оценке рассматривается Высшей аудиторской палатой в соответствии с процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля и утверждается постановлением Высшей аудиторской палаты.

      23. Высшая аудиторская палата представляет заключение по оценке в Правительство Республики Казахстан и Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября текущего финансового года.